Александр Македонский, Владимир Ленин, Васко да Гама, Иван Грозный, Мартин Лютер и другие деятели здесь— не герои, а «плохие парни», которых объединяет одна черта: спорить с ними было чертовски опасно. Смерть Александра Македонского, денежная реформа Канкрина, якутские алмазы. Изображение Александра Македонского и мумии. Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю.
Дорога в Египет
- Вам может быть интересно:
- КОЛОСС НА АФОНЕ ПРЕВЗОШЕЛ БЫ “МАРСИАНСКОГО СФИНКСА”...
- Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
- Александр Македонский | Древняя Греция вики | Fandom
- Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена
Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
Отец Александра, Филипп II Македонский нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории, чтобы тот обучил Александра основам медицины, морали, логики и конечно же, философии. Жизнь Александра Македонского, одного из величайших завоевателей Древнего мира, окружена тайной. Таким образом, Александр Македонский считается одним из самых успешных военачальников в истории и создателем одной из крупнейших империй древнего мира.
8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер
Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь. Изображение Александра Македонского и мумии. В истории Древнего мира со времени начала похода Александра началась эпоха эллинизма.
Ученые раскрыли тайну смерти Александра Македонского
Буря в пустыне: как Александр Македонский победил при Гавгамелах | македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец. |
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира | В связи с этим мы решили побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. |
Какие интересные факты об Александре Македонском стоит знать | Александр Македонский, он же Александр III Великий — царь Македонии и по совместительству великий полководец, завоевавший чуть ли не половину мира, скоропостижно скончался в Вавилоне 10 июня 323 года до нашей эры. |
Взлет и падение империи Александра Македонского
Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ещё в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории[1][2]. Александр Македонский — один из величайших завоевателей в истории. Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана.
Александр Македонский: гений или безумец?
Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь. Проект «Маховик Истории» представляет масштабный документальный фильм, детально и непредвзято повествующий о деяниях легендарного македонского царя. Источники и литература: Арриан. Отец Александра, Филипп II Македонский нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории, чтобы тот обучил Александра основам медицины, морали, логики и конечно же, философии. Изображение Александра Македонского и мумии. Александр Македонский был человеком, который с небольшой армией смог подчинить почти весь известный мир своего времени.
Тайна смерти Александра Македонского разгадана
В первую очередь заподозрили военачальника Антипатра и его сына Кассандра который в конечном итоге заказал убийство вдовы и сына Александра. Некоторые древние биографы даже предполагали, что в этом даже мог быть замешан Аристотель, имевший связи с семьёй Антипатра. В наше время медицинские эксперты предполагают, что Александра могли убить или банальная малярия, или лёгочная инфекция, или печёночная недостаточность, или брюшной тиф. До сих пор причины смерти Александра Великого - это загадка.
Тело Александра было сохранено в чане с мёдом. Плутарх сообщает, что тело Македонского было забальзамировано египтянами в Вавилоне. Ведущий викторианский египтолог А.
Уоллис Бадж предполагает, что останки царя погрузили в мёд, чтобы предотвратить разложение. Через пару лет после смерти Александра его тело было отправлено обратно в Македонию. Там, по мнению историка, его перехватил и отправил в Египет Птолемей I, один бывших генералов Македонского.
Обладание телом Александра, по мнению Птолемея, делало его правопреемником престола великой империи. Саркофаг Александра Македонского. Как многие великие завоеватели в истории, Александр просто не мог насытиться властью.
Его целью было ни много ни мало - мировое господство. Македонский был милостив, если города покорялись без сражения. Если же они сопротивлялись, царь мог проявить просто невероятную жестокость.
О его личности можно долго спорить. Неоспоримо то, что он воистину был героем. Александр всегда сражался в первых рядах, не прячась за спинами своих воинов.
Это же невероятное честолюбие часто толкало его на неадекватные поступки и заставляло быть беспощадным даже к близким людям. Если вас интересуют интересные подробности из жизни величайших исторических личностей, прочтите нашу статью о том, почему Клеопатра стала женой сразу двух своих братьев и другие незаурядные факты о царице Египта. Понравилась статья?
Реальность, скорее всего, была сложнее. Похоже, что Александр готов был заключить мир с соперниками, когда это позволяли обстоятельства и когда он чувствовал себя уверенно. Тем не менее комментарий Плутарха, что Александр получил трон, когда царству «со всех сторон угрожали великие опасности по причине жестокой ненависти и зависти соседей», едва ли является преувеличением. Александра приветствовали в Вавилоне, где ему присвоили титул «Царь Мира». Ему в этот момент было всего 25 лет.
Он продолжил захват других царских городов — взял Сузы, Персеполь и Пасаргады, их сокровищницы сделали его самым богатым человеком на свете. Когда панэллинская миссия была выполнена, роскошный дворец Персеполя, символ империи Ахеменидов, разграбили, разрушили и сожгли дотла. Некоторые античные авторы предполагают, чтопожар случился из-за пьяной ошибки афинской гетеры по имени Таис, но, скорее всего, это был тщательно продуманный поступок. Сначала из дворца вынесли все сокровища, затем воинам разрешили взять или уничтожить то, что осталось. Раскопки на месте столицы предполагают, что огонь загорелся одновременно во многих местах, причем именно в зданиях, связанных с Ксерксом, некогда разграбившим Афины; специально построенные трибуны, вероятно, позволяли грекам и македонянам наблюдать за пожаром.
Великая война закончилась, месть погасило пламя. При дворе она рассматривалась не только как развлечение, но и своего рода инициация, обряд перехода во взрослый возраст. Как и все македоняне Александр должен был показать себя искусным охотником — эта традиция укоренилась в обществе, образы охоты чеканили на монетах, рисовали в гробницах и выкладывали мозаикой из речной гальки120.
История не сообщает, что жрецы сказали ему от имени божества, но говорится, что они подтвердили его божественное происхождение. Плутарх предложил интересную интерпретацию этого эпизода, считая, что жрец сказал Александру по-гречески «дитя», но из-за неправильного произношения это было понято как «сын Бога». В любом случае, Александр был удовлетворен ответом. Он провозгласил себя богом в Египте и решил стать богом и для греков. В одном из писем Аристотелю он просил его аргументировать перед греками и македонянами его божественную природу.
Он считал себя политиком и государственным деятелем, отвечающим за себя. Однако на родине Александра его культ не прижился. За желанием Александра стать богом для своих подданных стоял политический расчет. Божественный авторитет облегчал управление его империей, которая была поделена между управителями. Но личный фактор также играл важную роль. Во всех городах, основанных Александром, ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, которое овладело им в последние месяцы жизни, свидетельствует о том, что он сам верил в созданную им легенду и считал себя скорее богом, чем человеком. Александр умер внезапно, когда он готовился к своему следующему походу на Карфаген.
Причем он умер не во время сражения, а на своей постели. В начале июня 323 года до н. Причина его внезапной смерти до сих пор остается загадкой.
Даже военачальники отказались идти дальше. Это не было мятежом, это было просто проявлением усталости. Полководец Кен сказал единственную фразу: «Домой! Александр надеялся, что солдаты одумаются, а их предводители явятся с повинной, но этого не произошло. Если бы дело обстояло так, Александр казнил бы направо и налево. Он ведь был скор на расправу, жестоко подавляя не только фактические, но и кажущиеся заговоры.
Упрекать его, опираясь на современные представления, сложно, ведь нужно иметь в виду: заговоры в истории царского македонского рода случались довольно часто. От них погибли некоторые цари, включая отца нашего героя — Филиппа II: он был убит на свадьбе своей дочери, родной сестры Александра. Поэтому, как только речь заходила о заговоре и возможной причастности к нему того или иного полководца, Александр расправлялся с ним самым решительным образом, и никакие воинские заслуги в расчет не брались. Он казнил верных и преданных ему людей зачастую только за то, что они не держали язык за зубами. Так, весьма печальной оказалась судьба двух человек — Филоты, который в войске возглавлял тяжелую конницу, и его отца Пармениона, второго после Александра человека в армии. Филоту обвинили в заговоре, подвергли пыткам и казнили. А его отца, откровенно говоря, просто зарезали, опасаясь, что он поднимет бунт. В Самарканде подобная же судьба постигла Клита Черного, который был братом молочной матери Александра и спас ему жизнь в битве при Гранике. На пиру между ними произошла словесная перепалка, все были сильно пьяны, в итоге Александр выхватил копье и проткнул им своего «оппонента».
Да, он потом очень сильно сожалел о содеянном, но было уже поздно… Одно можно сказать достаточно уверенно: его собственная смерть не была результатом заговора. Он скончался 10 июня 323 года до н. Дата его смерти установлена точно — благодаря одной из найденных вавилонских астрономических табличек, в которой зафиксирован факт его смерти. Повторю, ему было всего тридцать два года. Античные историки Плутарх и Арриан оставили описание его последних дней. Они явно опирались на царский журнал — дневник, который вели при дворе македонских царей, в том числе и Александра. Отчего он умер — загадка, которую никто и никогда не разгадает. Существует огромное количество разного рода спекуляций на тему того, кто был заинтересован в его смерти, но мне все это представляется не достойным особого внимания. На мой взгляд, он естественным образом умер от болезни.
Их конфликты называют войнами диадохов в переводе с греческого — «преемников». А затем наступила эпоха эпигонов в переводе с греческого — «тех, кто родился после» — потомков диадохов. Парадокс: держава Александра Македонского, добытая большой кровью, просуществовала совсем недолго и бесславно канула в Лету. Тем не менее память по себе она оставила. Причем весьма разную. У многих народов, которых коснулись походы Александра, например, у персов, — негативную. Понятно почему: он разрушил могущественную Персидскую державу Ахеменидов. В частности, зороастрийцы осуждали его за то, что он якобы сжигал их священные книги. Но была и иная традиция, которую можно проследить в целом ряде произведений на персидском языке.
Сразу вспоминается Фирдоуси: в свой грандиозной поэме «Шахнаме» он изобразил Александра положительным героем, правда, представил его как сына персидского царя Дария — главного его противника.
Империя без барьеров: почему не осуществилась мечта Александра Македонского?
В 326-325 гг. В результате завоевательных походов А. Фракии, М. Азии Бактрия, Парфия и Согд и часть долины р.
После того как в 330 г. После смерти царя его наследством завладели ближайшие соратники, вследствие чего на обширном пространстве завоеванных А. Фигура А.
Идеология мировой державы, созданной А. Для греков и всего Вост. Средиземноморья А.
Империя, созданная А. Этот опыт сделал возможным феномен Римской империи, идея к-рой сохраняла свое влияние вплоть до развитого средневековья и проявлялась позднее в европ. В античной культуре представление об А.
Его образ постепенно становился одним из важнейших составляющих в самосознании и культуре народов Средиземноморья. Культ А. В Александрии, столице Египта Птолемеев, сохранялась и почиталась гробница царя.
Царствование А. I - нач. Ни один из этих авторов не был свидетелем событий эпохи А.
Хотя сведения, приводимые античными историками об А. Наиболее популярным произведением античной лит-ры об А. Это сочинение приписывалось традицией перипатетику Каллисфену, одному из спутников и офиц.
Роман сложился в III в. Содержание его отразило представления об А. Он предстает здесь в эпико-мифологическом ореоле: легенда о рождении от егип.
Произведение возвеличивает царя как завоевателя и повелителя всего мира, демонстрируя его «божественность». Сохранились также небольшие сочинения, связанные с А. Все эти произведения в том или ином виде повлияли на содержание «Романа об Александре».
В ВЗ держава А. Даниила , открывающих ему ход мировой истории и смену великих царств, как третье из четырех последовательно сменяющих друг друга царств - «третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею» Дан 2. В видении зверей, вышедших из моря, его символизирует третий зверь - четырехголовый барс с четырьмя крыльями, т.
Толковая Библия. Для осуждения власти наследников А. Александр Великий на Букефалеекса преследует колесницу Дария.
Миниатюра из Кинегетики Псевдо-Оппиана. Z 479. XI 325-326.
Очевидно, что автор стремился возвысить ранг македонца в контексте иудейской традиции: познакомившись к Книгой прор. Даниила, А. Еще до персид.
По всей вероятности, рассказанное Иосифом Флавием представляет собой легенду, однако не исключающую факта встречи А. В более позднем талмудическом иудаизме тенденция к приданию А. Действовавший под покровительством Бога Йома 69а царь-мудрец А.
Так, раннехрист. В то же время, оценивая А. В легендарных представлениях христиан существовала особая связь А.
В сир. Особенный интерес визант. В анонимной визант.
Он установил свое господство по всему миру, дошел до края земли и положил предел для нечестивых народов Гога и Магога , к-рые при конце мира выйдут из своего заточения и разорят многие страны. Исходным пунктом Вост.
К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу. С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном. Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла. Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса.
Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38.
Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab. IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог.
Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра. Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14. Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа.
Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене. Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия.
Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей. Александр брал с собою в поход, говорит Плутарх, то, что дает наибольшую надежду на успех: благочестие по отношению к богам, честность, простоту, умеренность, веселое расположение духа с презрением к смерти, дар слова и правдолюбие, спокойную обдуманность и быстроту в действиях, славолюбие и твердую волю во исполнение того, что он считал справедливым. Перед началом сражения он хладнокровно и обдуманно распределял все, согласно составленному плану, принимая в соображение даже качество почвы и силу или бессилие врага. Потом он бросался вперед с невообразимыми энергией и мужеством, с неодолимою силою льва, во главе своих избранных всадников, на неприятеля, увлекал за собой своих солдат в неустрашимом самозабвении и решал судьбу битвы личною храбростью. Нужно ли было переходить реки, как бы последние не были широки и глубоки, или завладеть городами и крепостями, как бы высоко они не лежали и как бы неодолимы ни были их стены, изобретательный ум Александра всегда находил средства и пути для преодоления препятствий, стремясь как бы покорить себе течение и силу воды, подняться на высоту и опрокинуть стены. Наряду с изобретательностью, в Александре была сила, выносливость в борьбе с трудностями и лишениями. По страшным бесплодным пустыням он шел вместе со своими солдатами, вместе с ними пересиливал голод и жажду; ласковым, ободряющим словом и своим примером он умел поддерживать унывающих, а ропщущих побуждать к новым усилиям. Молодой красавец в греческом смысле, он, когда был спокоен, то очаровывал окружающих кротки выражением своего лица, легким румянцем на щеках, нежною томностью взгляда и тем даже, что голова его была немного наклонена влево; его резкие движения, от которых развивались его волосы, его сверкающий взгляд и сильный голос обличали в нем героя 5. Нужно ли удивляться, что Александр оставил неизгладимую память по себе везде, где был? Его имя сделалось известным всему древнему миру. В настоящее время не только грамотные наши туземцы, но и большинство неграмотных знают Македонского царя под именем Искандера Зуль-карнайна и рассказывают о нем некоторые предания, частью общие всему Востоку, частью же приурочивают к данному месту некоторые из этих преданий. Так, например, у известного мусульманского автора Таляби, рассказывается, что Зуль-карнайн при помощи друга своего, ангела Рафаила, узнал, где находится источник вечной живой воды и отправился в подземное мрачное царство, в котором после 24-летнего странствования достиг чудесного источника, напился воды его, выкупался, совершил религиозное омовение и даже вымыл там свои запылившиеся одежды. Местное ташкентское предание прибавляет к этому, что Зуль-карнайн вышел из подземного своего странствования на теперешнем Шайхантаурском кладбище и расплескал там несколько капель живой воды, которую вынес с собою из-под земли. От этих капель выросли деревья — савр или сарв 6 , стволы которых и до сих пор, но уже без коры и листьев, стоят на Шайхантаурском кладбище и считаются неприкосновенными, священными. По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия. Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском. Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17.
Александр был, разумеется, в совершенстве обучен военному делу, но вряд ли, будучи подростком, задумывался о покорении мира. Это уже потом, постфактум, историки сочинили легенды, основанные на том, что самой судьбой ему было предначертано покорять страны и народы. Дескать, когда Александр сумел подчинить себе строптивого коня Буцефала или Букефала , отец сказал ему: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала! Почему не на запад? Да по той простой причине, что на западе тогда еще толком нечего было завоевывать. Весь цивилизованный мир в ту пору находился — если не считать территорий, населенных греками, — в Азии и северо-восточной Африке я имею в виду Египет , то есть к востоку и югу от Греции. К северу и западу от нее жили народы, находившиеся на более низкой ступени развития, и особого смысла покорять их не было. Кстати, спустя много столетий Наполеон, боготворивший Александра Македонского, так объяснил свой поход в Египет: «Европа — всего лишь кротовая нора. Вся великая репутация пришла из Азии»… В армию Александра входили не только македоняне, но и фракийцы, находившиеся в зависимости от македонских царей, а также греческие наемники и союзники. Основой его служила македонская пехота, формировавшаяся на долгосрочной основе из крестьян и пастухов. Государство не жалело денег на их обучение и тренировку. Так что, говоря современным языком, это были настоящие «универсальные солдаты». В бою ударной силой македонского войска была фаланга. Это построение тяжеловооруженных пехотинцев шеренгами, плечом к плечу. Бойцы были снабжены копьями — более длинными, чем у обычных греческих воинов, что усиливало ударную мощь. Смысл фаланги — продавливать, как бульдозером, ряды противника. И вражеские войска действительно не выдерживали этого натиска. Фаланге не страшна была даже атака боевых слонов, как это случилось в битве на реке Гидасп сейчас она называется Джелам и протекает на территории Индии и Пакистана. Фаланга размыкалась, пропуская слонов, и смыкалась за ними… — То есть действовала как единый организм? Они были способны тесно взаимодействовать с фалангой на поле боя, при необходимости выполнять самостоятельные боевые задачи. Большое внимание Александр уделял мотивации своих воинов, всячески поощрял отличившихся в боях. Сам разделял с ними все тяготы походов, участвовал в битвах, всегда был в гуще событий, тем самым демонстрируя своим бойцам личное мужество и отвагу. Между прочим, именно ему принадлежит легендарное выражение «разрубить Гордиев узел», которое вошло во все языки. С ней было связано предсказание — мол, тот, кто развяжет узел на ярме повозки, станет владыкой Азии. По одной легенде, Александр просто вытащил колышек, на котором держался весь узел. Но это выглядит не так впечатляюще. По другой, более красивой версии, он выхватил меч и разрубил этот узел… Солдаты буквально боготворили своего непобедимого вождя. Однако всему бывает предел. Когда войска Александра достигли реки Гифасис современный Биас в северной Индии — последнего из пяти крупных притоков Инда, то отказались идти дальше. Они элементарно устали. Только представьте себе: солдаты прошли от Македонии до современных Пакистана и Индии. И это вовсе не было увеселительной прогулкой. Кроме того, индусы ожесточенно сопротивлялись, а сражения происходили в период муссонных дождей. Даже военачальники отказались идти дальше.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
Другой греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», наоборот, настаивал, что смерть Александра наступила по вполне естественным причинам, если учитывать, что великий полководец изнурял себя походами, страдал от полученных ран, устраивал бесконечные пиры по случаю своих военных успехов и просто дружеские попойки. По сведениям Плутарха, несмотря на жару, тело царя не подверглось быстрому разложению. И это было доказательством того, что Александр не был отравлен. Между тем, тело Александра было погребено не сразу, поскольку его ближайшие друзья и полководцы диадохи начали спор из-за его наследия. Гражданская война между соратниками Александра не вспыхнула только по счастливой случайности: им, по крайней мере на первых порах, удалось договориться о разделе огромной империи, править которой номинально они поставили сводного брата Александра Филиппа III Арридея. Римский историк Квинт Курций подробно перечислил, кому из полководцев Александра и какие земли отошли. Таких размеров в античной истории достигла только Римская империя три века спустя после смерти Александра.
О том, что тело Александра нужно похоронить с подобающими почестями, по свидетельству античных историков, его соратники вспомнили только на седьмой день после его смерти.
Но разные глаза — не болезнь. Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия Раны Александр мог хромать некоторое время из-за ран. Известно, что здорового и крепкого в целом царя 9 раз серьезно ранили в битвах, и три из девяти ранений пришлись на нижние конечности. В битве под Иссом Александр получил удар мечом в бедро, под Маракандой его голень пронзила стрела, а в Индии его лодыжка была проткнута копьем. Все эти раны могли вызвать хромоту, которая и запомнилась летописцам.
Но перечисленные раны не могли стать причиной его смерти, настигшей воина-императора через долгое время. Могли ли повлиять на состояние здоровья другие травмы, полученные в боях? Вполне могли. В битве при Гранике македонец получил мечом по голове так, что даже шлем не помог. Удар был такой силы, что рассек не только шлем, но и кожу на голове до кости. В Гиркании меткий вражеский пращник засветил царю камнем в затылок.
В битве с маллами Александру досталось по шее: вражеский солдат сумел ударить полководца булавой.
Войны Александра шли в походы в доспехах из сверхпрочного и в то же время легкого и эластичного материала линоторакса. Он не сковывал движений и прекрасно защищал от всех видов оружия того времени. Жена Александра Македонского Роксана 7. Современные историки восстановили линоторакс, который, по подсчетам специалистов, весил вдвое меньше, чем металлические доспехи. У Александра Македонского был сколиоз в области шеи, из — за этого голова у него наклонялась всегда в одну строну. Кроме того у него были разноцветные глаза — один голубой, другой карий.
Тайна смерти полководца в 323 году до нашей эры до сих пор не дает покоя историкам. Великий полководец страдал боязнью кошек — айлурофобией. Начинала работу в журнале "Что происходит? Интересы: юриспруденцию, прикладные науки, классическая литература. Высшее образование по специальности психология.
И вот Александр, молодой человек чуть старше 20-ти лет, но уже совершил невероятные вещи. Он оказывается там, где по меньшей мере, коренные египтяне обращаются с ним, как с Богом на Земле.
Необходимо задаться вопросом, о чем он думал? Александр вышел из храма. Все ринулись к нему с вопросом: «Александр, Александр, о чем ты спросил? И затем об этом написал его личный историк. Александр позволил распространиться этой версии его происхождения. С той поры преданный летописец Александра, Каллисфен, называет своего повелителя Богом на земле. А египтяне укрепили этот титул, изобразив его на стенах своих самых священных храмов. Александр Македонский — изображение на стене египетского храма В Луксоре мы видим Александра с поднятыми руками, раздающим почести своему божественному отцу — богу Амону.
Будучи божеством, он находился вне критики, в другой плоскости, на другом уровне, намного выше всех остальных. Но быть фараоном и живым богом — этого Македонскому недостаточно, он намерен раз и навсегда покорить своего главного врага — Дария. Битва при Гавгамелах — реванш царя Дария В то время как Македонский пребывает в Египте, Дарий набирает войско, чтобы выступить против Александра. Октябрь 331-го года до н. Здесь состоялось одно из величайших сражений мировой истории. Армия Александра была втрое малочисленнее, но он будто упивается рискованной во всех отношениях кампанией, а нелегкий вызов, кажется, лишь придает ему смелости. Битва при Гавгамелах Александра Македонского и персидского царя Дария III Его воины почти полностью окружены армией персов, но его фаланги успевают удержать врага настолько, чтобы увидеть прореху в рядах персов. Воспользовавшись шансом, Александр прорывается, чтобы напасть на Дария.
Персидский царь вновь спасается бегством. Одним из секретов успехов Александра Македонского на поле боя были его фаланги — шестнадцатирядные формации воинов с длинными копьями. С помощью своих фаланг Македонский применял метод «молота и наковальни». Его фаланги — македонская пехота, строились в наковальню, и он разбивал вражеские фаланги при помощи наковальни и молота сопутствующей кавалерии. Он снова и снова использован прием: молот и наковальня для достижения успеха в бою. Дарий, бежавший на восток в горы, впоследствии был убит одним из своих командиров. Гиндукуш Три года миновало, как стоял он у Трои, и вот уже Македонский объявлен государем Азии. Он достиг того, что хотел сделать его отец, но не смог.
Прочие великие вожди удостоились бы этим монументальным триумфом, но только не Александр. Теперь для него назад дороги нет. Поход Македонского через Гундукуш, фрагмент из фильма «Александр» 329-й год до н. Цель Македонского — Афганистан, захват границ Персидской империи с востока. Теперь перед ним еще более серьезное препятствие — неприступные горы Гиндукуша. Македонский выбирает для своей 30-тысячной армии один из самых трудных путей на высоте 6100 метров, почти на самой крыше мира. Во время перехода через Гиндукуш суровая погода. Ледяной дождь, снег, пурга сделали бы поход практически невозможным для кого угодно, кроме Александра Великого.
На такой высоте мало кислорода. Чтобы преодолеть более короткое расстояние, приходится затрачивать намного больше сил. Местами перевал столь узок, что армии приходится идти одиночной шеренгой, растянувшись на 16 километров. Стальная целеустремленность Александра — единственное, что заставляет его воинов идти дальше. Если вы намерены осуществить великие вещи, воспользовавшись армией как инструментом, эта армия должна быть готова безоговорочно исполнить любой ваш приказ. На первый взгляд может показаться нелепым то, чего требовал Македонский от своей армии. Почему они не подчинились? Потому что их связывали с ним невероятно крепкие узы.
Но иногда они подвергаются испытаниям: чтобы пополнить свою армию свежими силами, Александр принимает в свои ряды персидских воинов, и у греков, это вызывает сильное неодобрение. Нужно подчеркнуть, что это было не просто военное решение, это была и социальная проблема. Им это не нравится, воины могут быть настоящими расистами», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности. Их недовольство возрастает, когда Александр демонстрирует свою мрачную натуру. Когда его армия добирается до сказочного Самарканда, в честь этого устраивают роскошный пир. Убийство Александром Клита Сумасбродное поведение Александра отягощается его запоями. Кажется, что алкоголь подпитывает его мегаломанию. Среди гостей на пиру — Клит по прозвищу Черный, служивший отцу Александра, Филиппу, и спасший жизнь самому Александру на поле боя.
Вино течет рекой, а над столом сгущаются тучи. Македонский начинает хвастать, что его свершения куда более героические, чем подвиги его отца. Разгневанный Клит молча слушает его и затем выкрикивает: «Всей своей славой ты обязан отцу! Пьяный деспот хватается за копьё и убивает своего друга, после чего падает в слезах. Македонский убивает Клита Слова Клита особенно огорчили Македонского, потому что Филипп на самом деле был намного важнее, чем ему позволял Александр, иными словами, пропагандистская машина перегрелась, и он перестарался. Теперь Александр жаждет всеобъемлющей власти над своими воинами. Он желал, чтобы рядовые и командиры преклоняли перед ним колено, посылая ему воздушный поцелуй, затем командиры получали поцелуй в знак того, что они равны ему по общественному статусу. Македонцы не хотели иметь ничего общего с этими поцелуями.
Для греков такого поклонения были достойны только боги, и многие отказывались подчиняться. Среди них был и Каллисфен — человек, создавший миф об Александре. Он считал, что Македонский становится форменным тираном и деспотом», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности. Безжалостный Александр приказал пытать и убить Каллисфена. Вероятно, Македонский пал жертвой своего успеха. Наверное, он более чем когда-либо утвердился во мнении, что он божество. И через некоторое время эта мания величия, вероятно, повлияла на то, как он проводил свои компании, и на его взаимоотношения с воинами. Покорение Индии Македонским Восемь лет военных походов принесли ему немало завоеваний.
У его ног — Персия, Египет, центральная Азия. Держава Александра Македонского площадью почти 5 млн. Поход в Индию Александра Македонского Теперь он продвигается дальше на Восток — к кромке известного тогда мира, где находится экзотическая и загадочная страна — Индия. Это маршрут завоевания, которым пользовались персы. Унаследовав Персидскую империю, он тоже хотел завоевать Индию. Александр оказывается в таком загадочном месте, что там не действуют все обычные правила. Ему противостоит могущественный раджа, который намерен остановить его. Индийцы собрали 50-тысячную армию, и у них есть страшное новое оружие — 200 боевых слонов.
Возвышаясь на три метра, при весе в пять тонн, слоны были своего рода боевыми танками древности. Они могли нападать на врага и топтать его. Александр Македонский быстро осознал, что он не может рисковать, идя в лобовую атаку против такой мощной силы. Он способен всегда сохранять в своих намерениях элемент обмана. Двинуться направо, когда на самом деле намерен прорваться слева; совершить в Индии отвлекающее форсировании реки, а затем перейти ее там, где его не ждут», — Робин Джеймс Лейн Фокс, классицист, историк античности. В ходе своей неожиданной атаки воины Александра длинными копьями раздражают слонов уколами копий и стрел, втыкающихся в их шкуру. В этой ситуации животные, обезумевшие от страха и боли, пошли как против греков, так и против индийцев. Битва Македонского в Индии с участием боевых слонов В результате в одной из самых тяжелых битв военной биографии Александра индийская армия разбита, а раджа сдается.
Но Александр совершает удивительный поступок: он возвращает радже его царство. Так легенда об Александре прочно укореняется в индийской почве. Индейцы видят в Александре великого героя, неразрывно связанного с их восприятием истории. Наследие Македонского просматривается во всех свершениях Индии. Это очевидно в индийской литературе, скульптуре и живописи. Так что, даже сегодня на северо-западе Индии вы можете видеть индийских богов в греческих позах, потому что на скульпторов оказало влияние греческое искусство», — Парта Боуз, автор книги «Искусство стратегии Александра Великого». Александр оставил в Индии свой след, но, несмотря на великую победу, долгие годы сражений сказались на его армии. Вдобавок ко всему начинаются безжалостные муссонные дожди.
Для выходцев из Македонии это была психологическая пытка, потому что они никогда ни с чем подобным не сталкивались. Пройдя за 8 лет свыше 27 тысяч километров, войска дошли до точки разрыва и отказались идти дальше.
Искандар Зуль-карнайн. (Александр Македонский)
Рожденный как сын Филиппа II, короля Македонии, он провел свои ранние годы наблюдая за правлением своего отца и был свидетелем того, как король превратил Македонию в великую военную державу. Храбрый и отважный с раннего возраста, Александр впервые проявил свою доблесть успешно приручив непослушного жеребца, когда ему было всего 12 лет. В детстве ему посчастливилось учиться у великого греческого философа Аристотеля, который привил Александру любовь к знаниям и интерес к областям науки, медицины, литературы и философии. Александр взошел на престол в возрасте 20 лет после смерти своего отца. Его отец был великим завоевателем, и, являясь его сыном, Александр был полон решимости продолжить свое наследие. Он предпринял серию обширных военных кампаний и к 30 годам создал одну из крупнейших империй древнего мира. Детство и юность Принято считать, что Александр родился 20 июля 356 года до н. В детстве он научился читать, писать, ездить верхом, сражаться и охотиться, как это было типично для сыновей благородного происхождения в ту эпоху.
Он вырос храбрым мальчиком и приручил непослушную лошадь, когда ему было всего 12 лет. Конь по кличке Буцефал стал его любимцем и верно и преданно служил ему несколько лет. Король Филипп попросил великого философа Аристотеля обучить Александра и предоставил Храм Нимф в Миезе в качестве классной комнаты. Аристотель обучал Александра и детей македонской знати таким предметам как медицина, философия, мораль, религия, логика и искусство. Под его руководством у Александра также развилась любовь к литературе. Когда Александру было 16 лет, его отец оставил его во главе королевства в качестве регента, пока он вел войну против Византии. Во время отсутствия Филиппа фракийские маэды восстали против Македонии.
Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно. После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса.
В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений. Конец Персидского государства и Дария 331 год до н.
И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец.
Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь Смерть Александра Великого Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел. Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние, он не мог ни говорить, ни двигаться.
В возрасте всего лишь 33 года, Александр умер. Погребальная карета, в которой находилось тело Александра Македонского, весила более 100 тонн, читайте здесь На протяжении веков в центре внимания находится смерть Александра Македонского, с этим связано много дискуссии, обсуждений, легенд, спорных исторических записей. Многие историки склоняются к тому, что болезнь стала причиной смерти, другие настаивают на убийстве.
Но истинная причина смерти до сих пор не исследована и остаётся загадкой.
После захвата Месопотамии Александр, стремясь обеспечить лояльность завоеванных областей, все больше входил в образ восточного владыки: пытался утвердить представление о своем божественном происхождении, установил пышный придворный ритуал, завел гарем из трехсот наложниц, соблюдал персидские обычаи и носил персидскую одежду. Отдаление царя от македонян вызвало сильное раздражение среди солдат, и так недовольных продолжением тяжелого похода, а также части его приближенных, в основном выходцев из Нижней Македонии. Осенью 330 до н. Чтобы изъять из армии самую потенциально мятежную ее часть, он отправил на родину ветеранов и солдат, не пригодных к дальнейшей службе.
Во время восстания в Согдиане его отношения с греко-македонским окружением еще более обострились. Летом 328 до н. Произошло усиление автократических тенденций, идеологическим обоснованием которых стала концепция вседозволенности монарха, сформулированная придворным философом Анаксархом. Попытка Александра ввести персидский обряд проскинесиса земной поклон монарху стала причиной нового заговора, составленного молодыми македонскими аристократами из личной гвардии царя «заговор пажей» ; их идейным вдохновителем был философ и историк Каллисфен, ученик Аристотеля. Только случай спас Александра от гибели; заговорщиков забили камнями; Каллисфен, по одной версии, был казнен, по другой — покончил с собой в тюрьме.
Поход в Индию. Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н. Кофен совр. Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою власть и политическую автономию, но были вынуждены согласиться на присутствие в их городах македонских гарнизонов.
Победив аспасиев и ассакенов инд. Паурава , владевшего обширной территорией между реками Гидасп совр. Джелам и Акесина совр. В результате кровопролитного сражения на Гидаспе конец апреля — начало мая 326 до н. Александр стал хозяином Пенджаба.
Стремясь сделать Пора союзником, он не только оставил ему его владения, но и значительно расширил их. Основав на Гидаспе города Никею и Букефалию в честь своего умершего коня , двинулся на восток: переправившись через р. Гидраот совр. Рави , покорил катайев и подошел к р. Гифасис совр.
Сатледж , намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались — они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве. Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям. На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану.
Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков инд. В конце июля 325 до н. Бахманабад и дельты Инда. В сентябре 325 до н. Во время перехода через Гидросию совр.
Белуджистан македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей. Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии. Когда армия пересекала Карманию совр. Керман и Хормозган , она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу.
В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе. Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка. После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов. Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра. Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией. Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать. Крупный город, как Мараканда др. Персепольский рельеф-дары саков персидскому царю Долгое время все попытки схватить Спитамена оказывались неудачными: получив известие о подходе греков, он скрывался в пустыне. После долгой борьбы с войском Александра Спитамен потерпел поражение, бежал к сакам, кочевым племенам , родственным скифам , которые когда-то тоже вели войну с греками. Однако саки не хотели воевать с македонской армией, воевавшей с их давними врагами персами, они пошли на соглашение с Александром и в знак своих дружественных намерений убили мятежника Спитамена и отослали его голову македонскому владыке. Покорение Средней Азии потребовало от Александра напряжения всех сил. Два года понадобилось великому завоевателю на то, чтобы утвердиться в среднеазиатских областях — Согдиане и Бактрии. Он с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно. Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков. В 327 г. Средняя Азия была наконец покорена. Александр основал в долинах рек Оке Амударья , Яксарт Сырдарья и их притоков несколько новых городов, которые получали одно и то же название — Александрия, и стали его опорными военными базами. К тому времени численность македонской армии, под командованием «царя всей Азии и владыки Персии», возросла до 120 тысяч воинов. В армию Александра прибывало подкрепление не только из Греции, но и со всех покорённых им персидских территорий. Войско пополнялось кавалерийскими отрядами персов, что привело к снижению роли греко-македонской фаланги на полях сражений. Поход Александра в Индию. О походе в Индию и её покорении с помощью местных союзников, Александр думал, начиная с 328 года до н. Сатрап персидских владений Сисикотт изъявил готовность участвовать в Индийском походе, а раджа Амбха Таксил предложил свою помощь, рассчитывая использовать Александра, для разгрома своего соперника Пора, правившего в восточном Пенджабе. Летом 327 года до н. Александр снова двинул свои войска через Гиндукуш, в юго-восточном направлении, в пути покоряя местные племена. Весной 326 года до н. Вскоре Александру покорился правитель горных индов Абисар территория современного Кашмира. Пор собрал армию, чтобы встретить армию Александра с оружием в руках. Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на Гидаспе. Битва с Пором произошла в мае 326 года до н. Македонская конница в очередной раз оказалась сильнее вражеской; воины Александра столкнулись с новой для них угрозой, со множеством боевых слонов, но смогли и животных обратить в бегство, когда начали рубить им топорами ноги и хоботы. Войско Пора было наголову разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём и даже расширил его владения, чтобы не усиливать чрезмерно Таксила. Македоняне продолжили движение вглубь Индии: они без труда взяли 37 городов в землях главгаников или главсов и вышли к реке Гифасис. Стоя на этом рубеже, Александр узнал о существовании на берегах Ганга обширного и богатого царства, могущего выставить 200-тысячную армию, а также о том, что Ганг впадает в океан, являющий собой восточную границу ойкумены. Эти известия укрепили царя в его желании достичь океана, покорив таким образом весь обитаемый мир. Армия Александра слишком устала от бесконечного похода и множества сражений, к тому же они страдали от тропических дождей, ядовитых змей и непривычной пищи в Индии. В ноябре 326 года до н. Александру пришлось отказаться от своих планов. В месте, где его войско остановилось, он воздвиг 12 алтарей, принёс жертвы богам, провёл игры, а потом со специально построенным флотом двинулся на юг, вниз по Гидаспу и Инду. В пути македоняне покоряли окрестные племена, причём местами сталкивались с ожесточённым сопротивлением; в сражении за город маллов январь 325 года до н. Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. На Нижнем Инде он столкнулся с целой цепью восстаний и прибег к самым жестоким мерам — массовым казням и продаже в рабство всех жителей отдельных поселений. Диодор Сицилийский сообщает, что в ходе этой компании были убиты 80 тысяч «варваров» Летом 325 года до н. В декабре 325 г. Наконец, в Кармании Александр встретился с Кратером, а в марте или апреле 324 года до н. Он обнаружил, что некоторые сатрапы в Сузиане, Персиде, Кармании явно злоупотребляли своей властью, и царь их беспощадно казнил, назначая на освободившиеся должности преданных ему людей. В Бактрии произошло восстание нескольких местных гарнизонов, сатрапы Бактрии не всегда повиновались центральной власти, а индийские вассалы вообще вели себя как независимые правители. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны персиянок. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров ковалеристов заключили брак со знатными персиянками и мидийками. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. Александр взял трёх жён — бактрийскую княжну Роксану 327 год до н. У него было двое сыновей: Геракл от наложницы Барсины 327—309 годы до н. Летом 324 года до н. В Сузы привезли 30 тысяч азиатских юношей, вооружённых и обученных на македонский манер, которые должны были занять в фаланге места отставников-македонян. Из персов были сформированы элитные подразделения «среброщитных» и «пеших гетайров», и конница гетайров тоже получила персидское пополнение. В августе 324 года до н. Фалангисты говорили: «Пусть же царь признаёт бесполезными всех македонян и отпустит их всех, раз у него есть эти молокососы-плясуны, с которыми он намерен покорить мир». Александр не пошёл на уступки. В конце концов 11 тысяч македонских солдат отправились на родину, а прощальный пир, состоявшийся в Описе в октябре 324 года до н. В ноябре 324 года до н. Александр посетил Экбатаны, чтобы устроить дела в Мидии. Там умер его ближайший друг Гефестион, что стало страшным ударом: царь объявил траур во всей империи, отправил людей к оракулу Аммона с вопросом, следует ли почитать умершего как героя или как бога, устроил в Вавилоне грандиозные похороны. Его зимнюю кампанию против касситов в горах Загроса современники считали «заупокойным приношением Гефестиону». Закончив эту войну, ставшую для него последней, Александр отправился в Вавилон, который хотел сделать столицей державы. Царь планировал новые завоевательные войны. Работы по строительству нового порта в Персидском заливе и подготовка флота показывают, что Александр хотел покорить Аравию, чтобы контролировать всё морское побережье от Индии до Египта. Диодор Сицилийский рассказывает, что царь планировал завоевать все страны Средиземноморья. Пока корабли не были готовы, он строил гавани и каналы, формировал войска из новобранцев, принимал посольства. В окружении царя в это время произошли серьёзные перемены: после смерти Гефестиона, занимавшего уникальный пост хилиарха, на передний план выдвинулись Пердикка и Эвмен из Кардии. Семирадский, 1870 Внезапная смерть Александра За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н. В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти Александра. При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена. Чаще всего выдвигается версия о малярии, атаковавшей организм царя совместно с ещё одной болезнью — либо воспалением лёгких, либо скоротечно протекавшей лейкемией белокровием. По другой версии, царь заболел лихорадкой Западного Нила.
Александр Македонский – «cын Зевса»
Имя Александра Македонского навеки вписано в анналы мировой истории. Александр Македонский — одна из самых известных или печально известных фигур в мировой истории. Это сражение стало ключевым в походах Александра Македонского и поставило точку в двухвековой истории великой персидской державы Ахеменидов. Исследователи из греческого университета Аристотеля выяснили, что Александра Македонского погубило пристрастие к тяжелой пище и алкоголю. Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана.