Благая Весть: Христос Воскрес! В Евангелии от Луки 24:5-8 написано. По книге Деяний (глава 1 стих 9) Иисус Христос, после своего воскресения ушел на небо как духовная личность. Воскреснув из мертвых, Иисус Христос еще сорок дней являлся Своим ученикам, много беседовал с ними и только затем вознесся к Богу Отцу. Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье.
Традиции и особенности православной Пасхи
- Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
- Близкие понятия
- Человек, который умер дважды. И уже один раз воскрес
- Воскресение Христово - Победа над смертью
- Лазарева суббота в 2024 году — какого числа
- История православной Пасхи - ТАСС
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят "Христос воскрес"
Христиане вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа. В этот день вечером совершается служба с выносом полотна с изображением Сына Божьего. В последние сутки перед Воскресением, в Страстную субботу, проходят службы в храмах, после которых освящают яйца и куличи. В этот же день, примерно в 14-15 часов, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме спускается благодатный огонь — символ Пасхи и веры для миллионов православных христиан. Воскресение Христово С наступлением полуночи верующие поздравляют друг друга и приветствуют словами «Христос воскрес! Отвечать нужно: «Воистину Воскрес! РИА «Новости» В воскресенье те, кто постился, разговляются. Начинать можно с яиц, которые по традиции должны быть красными — именно этот цвет приобрело яйцо, подаренное Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Потом семья приступает к пасхе — как правило, это творог со сметаной, яйцами и сухофруктами — и заранее освещенным куличам.
Что обязательно должно быть на пасхальном столе? Праздничный обед никогда не обходится без крашеных яиц, сладкого кулича и пасхи из творога. У каждого из угощений есть своя история и значение. Яйца традиционно красятся в красный, потому что по преданию Мария Магдалина пришла к римскому императору рассказать о воскресении Иисуса Христа. Император разозлился и потребовал доказательств, и в этот же момент куриное яйцо, которое было в руках у Марии, стало красным. Традиционно, чтобы окрасить яйца в красный цвет, используется луковая шелуха. Сейчас многие хозяйки не ограничиваются лишь этим цветом и используют для декорирования яиц всевозможные красители и наклейки. Кулич — символ плоти Иисуса Христа. Не секрет, что хлеб считается телом христовым, а кулич переводится на русский язык именно как хлеб.
Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Иисуса Христа. Пётр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» Лк. Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были. Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос , которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу. Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является жёнам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус , расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили. Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону. В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы , сквозь запертые двери из-за боязни иудеев. Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мёд. Спустя 8 дней Антипасха , Фомина Неделя Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь.
Но, услышав нерадостную весть о болезни друга, Иисус, к удивлению многих, не поспешил к больному сразу же, нет. Как сообщает Евангелие, Он задержался еще "на два дня в том месте, где находился". Но почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни Его друга? Этим вопросом задавались и все очевидцы происходящего две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека Святые Отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего. И вот, через несколько дней, Иисус с учениками, наконец, приходит в Вифанию. Приходит, когда, казалось бы, уже слишком поздно - ведь родные успели похоронить умершего! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой", - восклицает Марфа, увидев Иисуса, подходящего к гробнице Лазаря. Евангелист Иоанн, рассказывая о воскрешении Лазаря, не скрывает сомнений, охвативших Марфу и всех пришедших оплакивать умершего Лазаря. Как верующие иудеи они знают: когда-нибудь Лазарь воскреснет из мертвых, но сейчас-то в нем жизни нет! Ты пришел поздно! Винсент Ван Гог, 1890г. И тут Иисус произносит слова, не совсем понятные убитым горем людям, слова, имеющие глубочайший смысл: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Верите ли в это? А дальше происходит нечто совсем удивительное. Увидев плачущую Марию, Иисус "Сам восскорбел духом и прослезился". Но почему Он, Бог, плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешен! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! А почему плачем мы? Когда мы плачем?
Фактические данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа
Обычно католики встречают праздник раньше, однако раз в несколько лет католическая и православная Пасха совпадают в последний раз - в 2017 году. Евангельские события Сам момент воскрешения не описан в канонических новозаветных текстах. Священное Писание, а также некоторые апокрифические источники рассказывают лишь о событиях, связанных с этим библейским чудом. После смерти Спасителя член Синедриона и тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский обратился к римскому наместнику, прокуратуру Иудеи Понтию Пилату с просьбой забрать тело усопшего. Получив разрешение, Иосиф похоронил Иисуса в своем склепе, расположенном в саду у Голгофы, и завалил вход в гробницу тяжелой каменной плитой. Тело Спасителя было погребено в пятницу Страстная, или Великая пятница , накануне иудейской Пасхи. На рассвете третьего дня к пещере направились женщины - ученицы Иисуса, которые прибыли вместе с ним в Иерусалим из Галилеи.
Они хотели совершить ритуальное умащение тела усопшего специальными благовониями миро. Подойдя к гробнице, женщины увидели, что камень у входа сдвинут, склеп пуст. В нем остались лишь погребальная плащаница и платок, которым иудеи закрывали лицо умершего. Жены-мироносицы первыми из последователей Христа узнали о чуде воскрешения и сообщили об этом остальным его ученикам.
Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе 31. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом. Воскресение Лазаря. Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей? В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же — небедным. Судя по тому, что у него были слуги Ин. В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании Ин. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» Ин. Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лк.
О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из патриарших проповедей по случаю праздника звучат такие слова: «Не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы недели , потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя». Традиции Лазаревой субботы: что можно и нельзя делать Лазарева суббота, как и любой церковный праздник, наполнена традициями. При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза. На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру. Служба в церкви.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 11. Говорят Ему: Господи! Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Форма поиска
- Вот он, истинный смысл праздника! Пасха — это день, когда Иисус Христос ВОСКРЕС! Он умер и воскрес
- Когда воскрес Иисус Христос?
- Пасха в 2024 году: когда отмечаем и как готовиться к празднику
- Последняя тайна Христа | Новости общества
- Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)
Сколько раз воскрес Христос : Интересное
Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Все Евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, кáк это произошло. Иисус Христос воскрес в той же пещере, куда отнесли Его тело вечером Страстной Пятницы, сразу после Его смерти, Иосиф Аримафейский и Никодим, обернув в погребальные пелены.
Когда и где умер Иисус Христос: последние часы перед смертью
Считается, что Христос, умерший на кресте и воскресший спустя три дня, одержал победу над самой смертью. Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов. Праздник Лазарева суббота связан с одним из наиболее примечательных и важных событий в земной жизни Иисуса Христа, описанной в Евангелии, — воскрешением праведника Лазаря. В Пасху приветствовать друг друга следует словами: «Христос Воскресе!».
Пасха в 2024 году: когда отмечаем и как готовиться к празднику
Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Бог и есть Любовь. Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". Святые учат: для нас тут пример того, как надо скорбеть об умерших. Нельзя быть несострадательным, ведь это "зверонравно", но нельзя и всецело отдаваться скорби, проливая много слез - это малодушно. Рембрандт Харменс ван Рейн, ок. Но вернемся к строгим строкам Евангелия. Подойдя к гробнице, Иисус говорит: "Уберите камень" - Лазарь был погребен в пещере, вход в которую и закрывал камень.
Уже смердит! Четыре дня прошло, как брат умер! Но Иисус ей в ответ: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию? И Иисус говорит: "Развяжите его, пусть идет". Этот властный призыв Христа "Лазарь, выходи! Он обращен и к нашим душам, погребенным под спудом грехов, к душам, как выразился один святой, "от наших грехов смердящим". В одной из молитв Великого поста слышен похожий призыв: "Душа моя, восстань, что спишь? Джотто ди Бондоне, 1304-1306 гг. Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых.
Воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердел", к жизни земной. А воскресение мертвых - это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока".
Одни для того, чтобы наследовать вечную жизнь, а другие для суда. Священное Писание говорит: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения Римлянам 6:5 Когда Писание говорит, что мы соединены с Ним подобием смерти Его, не значит, что мы будем распяты, но то, что мы умрем без греха. Если это произошло в жизни читателя, тогда он воскреснет подобно Господу Иисусу, той же природе. Чтобы мы принесли плоды Богу Далее в Послании к Римлянам, Апостол Павел пишет к Евреям, которые до пришествия Господа Иисуса были под властью Закона Моисея и он говорит: Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Римлянам 7:4 А плоды для Бога — это плоды Духа, о которых тоже Апостол Павел пишет: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Галатам 6:22-23 6. Чтобы подтвердить наше воскресение в будущем Через воскресение Господа Иисуса, Бог, Его Отец и наш, подтвердил истину о воскресении нашем в будущем, как пишет Писание: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Римлянам 8:11 7. Чтобы ходатайствовать за нас Богу Если я уверовал в Господа Иисуса от всего сердца, если мы умрем смертью, подобно Его смерти, никто не сможет нас обвинить и никто не сможет нас осудить, потому что написано: Кто будет обвинять избранных Божиих?
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» Лк. Почему Лука уделяет такое внимание данному эпизоду?
Возможно, потому, что Лука был одним из двух учеников, о которых в нем идет речь. Косвенным свидетельством в пользу того, что именно Лука был одним из двух упомянутых учеников, является тот факт, что оба героя повествования были не из числа одиннадцати апостолов это явствует из окончания истории, в котором они возвращаются в Иерусалим и находят там одиннадцать. Тем не менее, они были учениками «двое из них» значит «двое из учеников». Только у Луки упоминаются «других семьдесят учеников» Лк. Есть достаточные основания полагать, что двое учеников, о которых идет речь в Лк. Лука в своем Евангелии не претендует на роль очевидца: в прологе он прямо говорит о том, что опирается на свидетельства «очевидцев и служителей Слова», к которым себя не причисляет Лк. Тем не менее, он вполне мог быть очевидцем части событий, вошедших в его повествование, и рассматриваемая сцена вполне могла принадлежать к их числу. Подробности, с которыми он ее описывает, и место, которое она занимает в завершающей главе его Евангелия, являются весомым аргументом в пользу того, что в данном случае мы имеем свидетельство из первых уст. Теперь видим, как два ученика не узнают Его. Параллелизм двух историй усматривается еще и в том, что Иисус начинает беседу с вопроса.
Там Он спрашивал Марию: «жена! Здесь Он спрашивает учеников: «о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Они признают Его не за Мессию, а за «пророка, сильного в деле и слове пред Богом и всем народом». Более того, они выражают нескрываемое разочарование в связи с тем, что мессианские чаяния в отношении Его, как кажется, не сбылись: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». В то же время, до них уже дошел слух о пустом гробе, который видели женщины. Эта информация их изумляет, но не более того: они еще весьма далеки от веры в то, что Он мог воскреснуть из мертвых. Ответом на сбивчивое повествование учеников является упрек Иисуса: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки». Он напоминает аналогичные упреки ученикам из других евангельских эпизодов: «Неужели и вы еще не разумеете? Неужели не разумеете?.. Еще ли окаменено у вас сердце?
Имея очи, не видите? За всеми этими упреками просматривается тема непонимания учениками слов и действий Учителя, неверия в Его божественную силу. Неверие и сомнение сквозит и в словах двух путников, направляющихся в Эммаус. Ученики убеждают Путника войти с ними в дом и разделить трапезу. И тут происходит неожиданное: вместо того, чтобы вести Себя как гость, Он принимает на Себя роль хозяина. Не они преломляют хлеб и угощают Его, а Он благословляет хлеб и подает ученикам. Слова «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» не могут не напомнить о Тайной вечере, на которой Иисус, согласно Марку, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все» Мр. На вечере в Эммаусе чаша отсутствует, но о преломлении хлеба говорится в тех же выражениях, которые мы встречаем во всех синоптических свидетельствах о Тайной вечере. Похожие выражения были использованы Евангелистами также при изложении двух случаев чудесного умножения хлебов Мф.
Рассказанный Лукой эпизод — единственный во всем корпусе Четвероевангелия случай, когда Иисус внезапно делается невидимым. Иоанн повествует о неожиданном появлении Иисуса при закрытых дверях Ин. Церковная традиция объясняет способность воскресшего Иисуса внезапно появляться и исчезать особыми свойствами, которые Его тело приобрело после воскресения. Иоанн Златоуст называет тело Христа после воскресения «столь тонким и легким, что вошло сквозь затворенные двери»; это тело было «лишено материальной грубости»[4]. Однако сам Евангелист Лука в рассматриваемом эпизоде делает акцент не на изменении природы тела Христа, а на субъективном опыте учеников: сначала «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его», потом же, когда Он преломил хлеб, «открылись у них глаза, и они узнали Его»; и в тот же самый момент «Он стал невидим для них». При помощи этих выражений, а также последующего вопроса учеников «не горело ли в нас сердце наше? Этот опыт является внутренним, а не внешним: он не привязан к глазам или иным органам чувственного восприятия; он связан не столько с интеллектом, сколько с сердцем как центром духовной и эмоциональной активности человека. Речь идет об опыте присутствия Иисуса в жизни людей. Отныне этот опыт не связан напрямую с видением Христа в Его материальном теле. Явление одиннадцати Все четыре Евангелиста повествуют о явлении Иисуса одиннадцати ученикам.
У Матфея это явление происходит на горе в Галилее, и рассказом о нем завершается его Евангелие Мф. Марк не уточняет, где и когда Иисус явился одиннадцати, отмечая лишь, что Иисус явился им, когда они возлежали на вечери Мр. Оба эти рассказа мы рассмотрим позже, поскольку в обоих Евангелиях они помещены в самом конце и тематически связаны с темой послания учеников на проповедь. Здесь же мы обратимся к версиям Луки и Иоанна. У Луки рассказ о явлении Иисуса одиннадцати ученикам стоит на третьем месте после рассказов о посещении женщинами пустого гроба и о путешествии двух учеников в Эммаус. Происходит оно в тот момент, когда два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам о встрече с Иисусом на пути: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» Лк. Если предположить, что два ученика вернулись в Иерусалим поздно вечером первого дня недели, то свидетельству Луки не противоречит свидетельство Иоанна: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам!
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» Ин.
Мы видим, что начало истории у обоих Евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами «мир вам». В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки — руки и ноги, у Иоанна — руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде. Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна — о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников «и бывшие с ними», у Иоанна — одиннадцать без Фомы. Лука в рассказе о явлении одиннадцати рисует смену настроения и эмоционального состояния учеников. Сначала они, приняв Иисуса за духа, смутились и испугались мы можем вновь вспомнить рассказ о хождении по водам, когда ученики испугались, приняв Иисуса за призрак. Затем, когда Он показал им руки и ноги, они «от радости еще не верили и дивились». Наконец, Он отверзает им ум к уразумению Писаний.
От сомнений и колебаний через промежуточное состояние радости, смешанной с недоверием и удивлением, ученики переходят к вере в воскресение Христа благодаря дару понимания Писаний, получаемому непосредственно от Него. У Иоанна динамика перехода от неверия к вере выражена на примере Фомы. Этот ученик ранее дважды упоминался в Евангелии от Иоанна. В рассказе о воскрешении Лазаря Фома говорил ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним» Ин. На Тайной вечере Фома спрашивал Иисуса: «Господи! Теперь же Фома, не присутствовавший при первом явлении Воскресшего, являет решительное недоверие к тому, что слышит от учеников: «если не увижу... Спустя восемь дней Иисус является вторично и обращается напрямую к Фоме, показывая Ему руки и ребра и говоря: «не будь неверующим, но верующим». Сомнения и колебания исчезают одномоментно, и Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой! В каком-то смысле оно смысловой центр всего четвертого Евангелия. Это единственное Евангелие, в котором слово «Бог» напрямую применяется к Иисусу, причем происходит это в самом первом стихе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ин.
У Иоанна же исповедание того, что Иисус — Бог, является исходным пунктом. От него через серию рассказов о деяниях и словах Иисуса, о Его страданиях, смерти и воскресении Иоанн приводит читателя к исповеданию, в котором сфокусирован весь основной пафос его Евангелия: Иисус — это Бог. Это исповедание вкладывается в уста Фомы, но с ним, по мысли Иоанна, должен солидаризироваться всякий читатель его Евангелия. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна Обратимся к явлению воскресшего Иисуса ученикам, которое Иоанн называет третьим: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети!
Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте.
Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» Ин. Вновь мы видим, как ученики не сразу узнают Иисуса, и в конце повествования слышим глухой намек на сомнения в том, что это Он: они не смеют спросить Его: «кто Ты? Можно было бы предположить, что ученики поначалу не узнали Иисуса по той причине, что Он стоял на берегу, а они были в лодке, однако Евангелист специально отмечает, что расстояние до берега было небольшое 200 локтей составляет около 90 м. Другое объяснение подчеркивает человеческую слабость: Петр и другие ученики были слишком усталыми и разочарованными после бесплодных усилий целой ночи. Однако наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали Его голос с берега, не помогло им узнать Его. Каким образом Иоанн узнал Учителя? Вероятно, не столько по голосу или внешнему виду, сколько благодаря тому же внутреннему чувству, которое охватило двух учеников из Евангелия от Луки, когда они встретили Иисуса на пути в Эммаус.
Ел ли Иисус вместе с учениками или только угощал их? Тот факт, что воскресший Иисус ел с учениками, а не просто наблюдал, как они едят, находит наиболее прямое подтверждение в словах Петра из книги Деяний: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» Деян. Для Петра тот факт, что воскресший Иисус был способен есть и пить с учениками, является доказательством того, что явившийся им не был ангелом или призраком: Он воскрес в человеческом теле. Это тело, как мы видели, приобрело особые свойства, и даже внешний его облик изменился. Однако способность есть и пить воскресший Иисус не утратил.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 11. Говорят Ему: Господи! Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Лазарева суббота, праздник Воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного.
Воскресение Христово - Победа над смертью | По данным Евангелий, Иисус воскрес в первый день недели. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Христос Воскрес! |
Свидетельства о Воскресении Христа | Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего. |
Вход Господень в Иерусалим
Когда и где умер Иисус Христос: последние часы перед смертью | "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? |
Пасха-2023: когда и как празднуют Светлое Христово Воскресенье | 360° | Иисус Христос воскресает Сам и воскрешает других как Начальник жизни (Деян 3. 15). |
Что произошло с Иисусом Христом после смерти?
Ответы : Через сколько дней воскрес Иисус Христос? | Рассказываем, за что судили и казнили Иисуса Христа, что произошло потом и почему на Пасху принято говорить "Христос воскрес". |
История православной Пасхи | Воскрес Иисус Христос в третий день, как и Сам говорил. |
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят "Христос воскрес" | В Пасху приветствовать друг друга следует словами: «Христос Воскресе!». |
Что такое Лазарева суббота, кто такой Лазарь и как он воскрес? | Вестник Кавказа | Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье. |
Воскресение Христово | Рассказываем, за что судили и казнили Иисуса Христа, что произошло потом и почему на Пасху принято говорить "Христос воскрес". |
Последняя тайна Христа
7. Воскресение Иисуса Христа стало прочной основой веры христиан. Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Иисус Христос сам стал Жертвой за наши грехи, сделав Божьей помилование реальностью. Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть.