Как избавится от цифровой зависимости? С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Цифровой аутизм Цифровое слабоумие Фейсбук депрессия Номофобия Фантомный звонок Нехимические виды зависимости. Цифровая зависимость детей. Дети – цифровые аборигены. Наши дети в современном мире много времени проводят в Интернет.
Другие материалы рубрики
- Другие новости
- 14% россиян не могут преодолеть зависимость от цифровых устройств — НАФИ
- В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
- Чем опасна зависимость от гаджетов?
- Страшилки цифровой зависимости
Что хотите найти?
Последствия цифровой зависимости. К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет. Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей? это неконтролируемое и влечение человека по отношению к устройствам, предоставляющим доступ в Сеть, в ходе которого человек пренебрегает социумом в реальной жизни и своим здоровьем. При цифровой зависимости происходит утрата контроля над количеством времени, проведённом в интернете.
Зависимость от интернета - причины и симптомы
По-другому интернет-зависимость можно назвать компьютерной зависимостью». В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. В статье приводятся данные по критериям, диагностическим методикам, причинам, программам профилактики и реабилитации зависимости от интернета и компьютерных игр, даются психологические характеристики аддиктов.
Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Трепет и разочарование от постоянной проверки того, сколько «лайков» появляется в социальных сетях, тесно связано с чувствами от азартных игр. При регулярном использовании соцсетей поведение пользователей может приобрести нейрокогнитивные характеристики, типичные для фармакологической и поведенческой зависимости. Это в большей степени относится к подросткам. Например, согласно исследованию Facebook , Инстаграм оказывает негативное воздействие на подростков, в особенности девочек. Функция бесконечной прокрутки, а также функция автоматического обновления приводят к безостановочной прокрутке негативных новостей doomscrolling. В США в связи с обостряющейся проблемой постоянного просмотра цифрового контента существует мнение о том, что «doomscrolling» — это такая же привычка как курение. Если раньше считалось нормой курение в общественных местах, то сейчас место сигареты занял просмотр лент в соцсетсях. При этом прокрутка имеет несколько вредных последствий, таких как неосознанные и поспешные действия, что особенно актуально для подростков.
На сегодняшний день они используются во различных сферах деятельности: - В образовании активно используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составлении презентаций, программирования и творческих задач. В школах у каждого ученика есть учетная запись в электронном дневнике, где в онлайн - режиме он может узнать свои оценки, домашнее задание, и связаться с учителем; - В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов; - В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах.
Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих; - В спортеиспользуются шагомеры, пульсометры и прочие фитнес-трекеры. Гаджеты в спорте необходимы для мониторинга физической формы и анализа хода тренировок не только «любителям», профессионалам, но и тренерам. Эти устройства «считают пульс» и количество сделанных шагов, а так же представляют статистику по тренировкам и оценивают «эффективность» движений; - В науке гаджеты нередко бывают настолько высокотехнологичными, что могут применяться даже в работе ученых. Полная замена профессиональной техники гаджетами в сфере науки, конечно же, невозможна, однако они могут существенно облегчить работу в полевых условиях или ускорить процесс проведения мелких анализов. Наибольшей популярностью в профессиональном сообществе пользуются миниатюрные устройства, которые можно носить с собой повсюду — в частности, портативные микроскопы, работающие «в паре» со смартфоном. Благодаря гаджетам у людей есть доступ к интернету - можно в любое время найти ответ на интересующиеся вопросы, совершить покупку в интернет-магазине, пройти обучающий курс; с помощью социальных сетей и мессенджеров поддерживать общение со знакомыми из любой части света, и всегда быть в курсе событий. Гаджет — наркотик XXI века - это зависимость от использования всевозможных гаджетов: интернета, социальных сетей и различных игр. Многие эксперты, проводящие исследования в этой области, предполагают, что гаджет-зависимость по числу страдающих от нее, может опередить статистику по зависимым людям от алкоголизма и курения. При использовании гаджета, человек получает дозу дофамина, когда человеком управляет желание поощрения или награды.
Следовательно, они зависимы не от самих гаджетов, а от привычки проверять звонки, почту, социальные сети, игры и т. Гаджет - зависимость имеет множество проявлений - это страх забытого телефона, «умственная чесотка» когда испытываешь дискомфорт, страх и злость от того, что в социальных сетях так мало новых постов и лайков и «фантомная вибрация» психологический феномен, когда тебе постоянно кажется, что твой телефон вибрирует и на него пришло сообщение. При гаджет — зависимости формируется поверхностное восприятие Реальности, которое приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни «дефицит концентрации». Это: неспособность ребенка сосредоточиться на одном занятии, отсутствие длительного интереса к одному делу, повышенная рассеянность, гиперактивность. Степень гаджет — зависимости у человека определить очень сложно, но тем не менее, мы можем с уверенностью говорить о том, что социальные сети вызывают зависимость намного быстрее, чем алкоголь и курение. У большинства подростков наблюдается зависимость от виртуального общения, что приводит к проблемам общения в реальной жизни. Просыпаясь по звонку будильника в телефоне, гаджет — зависимые люди сразу же хватают телефоны и выходят в интернет раньше, чем умываются и так в течение всего дня, при любом удобном случае, малейшей свободной минутке, заходят в интернет и судорожно нажимают на кнопки своего телефона в поисках информации. Выделяют несколько видов гаджет — зависимости: 1. Мобильные игры.
Это самый распространенный вид.
И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг. Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга. Человек либо потребляет информацию, либо отдыхает. За эти два процесса отвечают разные отделы мозга, поэтому они анатомически не могут происходить одновременно. Следовательно, когда вы после рабочего дня переключаетесь на соцсети или видео на ютьюбе, вы продолжаете утомлять и без того перегруженный мозг. Что можно сделать, чтобы сократить неблагоприятное влияние смартфона? Чтобы количество времени, проводимого со смартфоном не было неожиданностью, проведите в течение двух дней простой цифровой учёт: фиксируйте время разблокировки и блокировки вашего телефона.
Это даст вам наглядную картину того, сколько раз на протяжении дня вы взяли устройство, по какому поводу и как много времени в нём провели. После этого вы сможете эффективнее организовать свою цифровую жизнь, определив время на поиск информации, на общение, на чтение новостей и другую активность. Вдобавок к этому, каждый раз перед тем, как взять телефон, задавайте себе вопрос «Зачем? Научитесь делать паузы между желанием схватиться за гаджет и моментом, когда вы возьмёте его в руки.
Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей. Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила? Что же делать? Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени. Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк. Проверяйте почту систематически, а не спонтанно. Найдите для этого специальное время. Убирайте телефон за 1 час до сна и 1 час после пробуждения. Возможно, вам скучно лежать в кровати одному и вы страдаете. Так вот, хорошая новость в том, что если вы страдаете от одиночества — вы точно не аутист. Общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас. И не доставайте в это время телефон, это не прилично, в конце концов. Здоровайтесь и разговаривайте с людьми. Особенно в лифте с соседями. Особенно со своего этажа. Не делайте вид, что вы их не знаете, потому что они точно знают, что это не так. Переживайте за других. Ставьте себя на чужое место. Смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифрового аутизма.
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов. О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики. «Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим.
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. «Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим. Различных видов цифровой зависимости'. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности».
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Автор: Исследовательский центр портала Superjob. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие экономически активные граждане из всех округов страны.
Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно. Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают создают новое общество, либо встраиваются в уже существующее. Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации. Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности. Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений.
Кажется, что технологии, став неотъемлемой частью тела, будут давать больше возможностей и гибкости для изобретения социальных стратегий. В то же время, как мне кажется, будут изобретаться и множиться пуристские и луддитские практики запрета и отказа от технологий. Летом я был на классной научной школе под Тюменью. На турбазе, где она проходила, практически не было интернета и мобильной связи. Лично я обрадовался, поскольку давно мечтал о пятидневном цифровом детоксе. Организаторы за день до начала протянули проводной интернет на один компьютер, чтобы связываться по скайпу с иностранными спикерами. Был даже запасной вариант — вывозить участников в университет на скайп-сеансы.
Сами участники школы всеми возможными способами пытались поймать сигнал: одни кружили по базе и за ее пределами в поисках наиболее удачного спота, другим удавалось найти такое расположение телефона возле кровати, в котором сообщения пробивались к абоненту. Некоторые, кто мог себе позволить, вызывали такси и за тысячу рублей уезжали в цивилизацию, пить нерастворимый кофе и наслаждаться чатами и электронной почтой. Организаторы разрешили пользоваться проводным интернетом по ночам, и особо страждущие составляли списки, ждали своей очереди и засиживались до утра вместо шашлыка и душевных разговоров у костра. Недавно в Англии пошли на эксперимент в школах и университетах. Британские ученые били во все колокола: использование гаджетов существенно снижает производительность труда. Мобильные технологии в учебных заведениях мешают концентрации внимания, что в итоге влияет на оценки. Если на лекции сидишь в чате, в котором переписываются те, кто сейчас на лекции, материал запоминается хуже и лекция вдохновляет слабее.
Решение предложили несколько студентов из Копенгагена. Они разработали приложение Hold, которое вознаграждает пользователя за то, что он или она не пользуется своим гаджетом.
В 1996 году психиатр Кимберли Янг опубликовала статью под названием «Интернет-зависимость: появление нового расстройства». С тех пор исследования подтвердили рост числа страдающих от цифровой зависимости в большинстве развитых стран. В настоящее время интернет-зависимость стала серьёзной проблемой для современного общества. В ближайшем будущем планируется включить её в новую редакцию DSM-5 руководство по диагностике и статистике психических расстройств, разработанное Американской психиатрической ассоциацией. В наше время интернет-зависимость воспринимается многими как норма. Нам кажется нормальным, что подавляющее большинство офисных работников в своё рабочее время сидят в социальных сетях, делают онлайн-покупки, смотрят порнографию и играют в игры; что, возвращаясь с работы, люди в транспорте занимаются веб-сёрфингом, играют в игры или переписываются в мессенджерах; сидя в кафе или на лавочке в парке, не разговаривают друг с другом, а зачарованно смотрят в смартфоны; вечером смотрят в Интернете сериалы и болтают с друзьями в мессенджерах. С момента пробуждения и до отхода ко сну современный человек держит руку на своём гаджете и готов в любой момент «нырнуть в него». Реактивная модель общения с миром.
Традиционная концепция человеческой активности, парадигма активного действия «реши, что нужно делать, и делай это» постепенно заменяется реактивной парадигмой «получи воздействие и отреагируй на него», то есть сделай то, что от тебя хочет «чужой дядя». При этом, очевидно, этот «чужой дядя» часто даже никакой не дядя, а банда бездушных роботов, посылающих пользователю сформированный программно поток предложений, уведомлений, побуждений, звоночков, валом сыплющихся в почту, мессенджеры и т. Это один из основных рисков воздействия цифровой среды на сознание, воспитывающей «реактивный» характер взаимодействия с миром.
На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками появляется запрос на избавление от смартфонозависимости. Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов. Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн. Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе. Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать.
Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование. В ряде учебных заведений уже учатся за компьютерами, используют образовательные планшеты или делают домашние задания онлайн. Насколько вообще реально соотнести запреты с развитием цифрового образования — вопрос. Какие наблюдаются тенденции? Первый вариант: смартфоны и мобильные приложения разрушают традиционные отношения и структуры, превращают людей в замкнутых на себе и своих гаджетах индивидов. Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно. Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают создают новое общество, либо встраиваются в уже существующее. Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации.
Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности. Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений. Кажется, что технологии, став неотъемлемой частью тела, будут давать больше возможностей и гибкости для изобретения социальных стратегий. В то же время, как мне кажется, будут изобретаться и множиться пуристские и луддитские практики запрета и отказа от технологий. Летом я был на классной научной школе под Тюменью. На турбазе, где она проходила, практически не было интернета и мобильной связи. Лично я обрадовался, поскольку давно мечтал о пятидневном цифровом детоксе.
Как справляться с цифровой зависимостью? 10 правил цифровой гигиены
При этом, технологическую зависимость можно трактовать в более широком ключе, к ней также можно отнести чрезмерное увлечение компьютерными играми, постоянное общение в мессенджерах, невозможность оторваться от телевизора и так далее. Так что симптомы, которые мы не воспринимаем всерьез, зачастую сигнализируют об опасной проблеме. Почему же мы так подвержены влиянию «цифры»? На самом деле причины могут быть разными: проблемы в личной жизни — стресс, сложности с общением, депрессия. Нерешенные проблемы человека становятся основой для формирования цифровой зависимости. Этому также могут способствовать и внешние факторы: удаленный дистанционный формат работы, «умная лента» в социальных сетях, которая выстраивает контент таким образом, что от гаджета просто невозможно оторваться спасибо работе алгоритмов цифровых платформ. Как распознать первые «симптомы» Замечали ли вы когда-либо, что вместо личной встречи с друзьями выбираете видеочат или общение через мессенджеры? Становится ли для вас сложностью построение офлайн диалогов? Все это могут быть первые негативные последствия цифровой зависимости. Среди других «симптомов»: трудность при концентрации, невозможность усвоения больших объемов информации. Страдает здоровье — и физическое в первую очередь зрение , и психологическое.
Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о пользовании интернетом. Кто в сети? Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п. С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п. Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п.
Во-первых, вы вероятно проводите в телефоне больше времени, чем вы думаете. Люди используют свой смартфон в среднем 5 часов в день, нажимая на экран более 2,500 раз. А особо увлеченные - более 5000 раз. Однако по личным ощущениям человеку кажется, что он проводит с гаджетом в два раза меньше времени, чем есть в действительности. Во-вторых, телефон ухудшает вашу способность к концентрации. Люди используют более 50 разных приложений и сайтов в день и более 300 раз переключаются между задачами, отвлекаясь в среднем каждые 3,5 минуты. Но чтобы сосредоточиться на одной задаче, мозгу требуется 23 минуты. Неудивительно, что времени на сфокусированную работу просто не остается. И чем чаще вы отвлекаетесь, тем более «раздраженным» становится ваш мозг. Это грозит повышением уровня стресса, чувством давления времени и ментальной перегрузкой. В-третьих, листание ленты не является отдыхом для мозга. Человек либо потребляет информацию, либо отдыхает.
Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
«Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ
Важно понимать, что резкий полный отказ от интернета может стать сильнейшим стрессом и шоком для организма, привыкшего к постоянному онлайн-режиму. Поэтому специалисты рекомендуют начинать с постепенного сокращения времени, проводимого в Сети и у экранов различных гаджетов. Проанализируйте, сколько конкретно часов в день вы сейчас тратите на различные онлайн-активности: социальные сети, игры, стриминговые сервисы, веб-серфинг, работу и т. Определите, в каких из этих областей вы можете позволить себе временное ограничение и отказ. В этом процессе может помочь лучший планировщик задач , который позволит вам четко отслеживать время, проведенное онлайн, и планировать периоды без интернета, чтобы эффективно управлять вашим цифровым детоксом. Уже через некоторое время вы почувствуете удивительную легкость и ощущение свободы от виртуальной зависимости и «цифровой интоксикации».
Поэтому, если Вы обнаружили у себя признаки этого заболевания, ни в коем случае нельзя делать вид, что ничего не происходит, последствия о них мы говорили ранее могут быть очень серьёзные. Как и всякая зависимость, интернет-зависимость имеет свои причины. И они имеют достаточно глубокие корни. Впервые причины интернет-зависимости были изучены и выделены в 1997 - 1998 годах докторами А. Голдбергом и К. Вот некоторые из них: 1. При стрессе человек ищет пространство, в котором ему будет легко и комфортно. Чаще всего это возникает при ссорах с родителями, неблагополучных ситуациях в семье развод родителей, потеря близкого человека. В самом начале «побега» от реальности зависимости еще нет и это неопасно. Но когда такая ситуация происходит периодически, и человек в сети получает необходимые ему эмоции, это может закрепиться и привести к зависимости. Часто люди отстраняются от реального мира в виртуальный, потому что не могут найти общий язык со сверстниками. Человек чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица собеседника. Застенчивые люди могут создать себе новый образ в сети Интернет. Этот образ может и, скорее всего, будет нравиться им больше, чем тот, который у них есть в реальной жизни. Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников. Человек, который боится признаться в этом окружающим — ищет поддержку в сети. Поиск новый приключений. Человек примеряет на себя яркую роль и получает новые, яркие ощущения и др. Самому, зачастую, очень трудно определить, что же является первопричиной зависимости, почему простое увлечение интернетом переросло в заболевание. В этом случае обращение к психологу за индивидуальными рекомендациями не просто желательно, а скорее обязательно. В этой публикации мы подготовили ряд рекомендаций, соблюдение которых поможет не попасть в сеть зависимостей. Ведь, известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Начните с распорядка дня. Определите время на посещение интернета. Заведите дневник своей интернет-активности. Анализируйте свои записи. Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете.
Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [7]. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Проводились исследования среди студентов гуманитарных и технических специальностей. Хетагурова СОГУ г. А также целью выступает определение влияния интернет-зависимости на уровень невротизации испытуемых. Были выдвинуты предположения, во-первых, что характер интернет-зависимости у студентов различных специальностей, гуманитарного и технического направлений, отличается. То есть они набрали более 35 балов по тесту Кимберли Янг и более 3 положительных ответов по шкале Жичкиной. Испытуемым предлагалось заполнить бланки с методиками по инструкции и анкету из 5 вопросов. Анкета предполагает изучение некоторых личностных аспектов интернет-пользователей, таких как возможности применения Интернета, собственное отношение к выбранной специальности, общая склонность к зависимому поведению и возможное появление суицидальных мыслей. Тест Кимберли Янг предусматривает ответы испытуемых по пятибалльной шкале по градации от «всегда» до «очень редко» и выявляет уровень проникновения Интернета в жизнь испытуемых и количественный показатель интернет-зависимости. Шкала интернет-зависимости Жичкиной содержит 7 вопросов, по два утверждения, и испытуемым было необходимо выбрать наиболее подходящее для них утверждение, характеризующее их общение в Интернете. Предположение о возможном преобладании интернет-зависимости у студентов технологической специальности не нашло своего подтверждения. То есть проникновение Интернета в жизнь не зависит от выбранной профессиональной специальности. Общие результаты проведенного исследования способствуют признанию того, что наличие и уровень интернет-зависимости не находятся в зависимости от профессии, специальности и образования. Возможно, наличие постоянного контакта с компьютером и Интернетом то есть у технических специалистов является показателем того, что аддиктивное поведение не будет распространяться на данную сферу деятельности, но может проявляться в других сферах жизнедеятельности [8]. В заключение можно сказать, что несколько десятилетий назад нельзя было представить, что компьютерная зависимость станет проблемой всего мира. Хотя сам термин был введен не так давно, многие люди уже стали зависимы от компьютерных технологий. Компьютерная зависимость не признается многими учеными, однако сам феномен формирования связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Наиболее зависимыми является молодая часть населения, в особенности подростки и молодые люди. Так молодая часть населения это студенты, а студенты проводят большую часть времени в интернете, черпая оттуда информацию, общаясь с друзьями и т. В связи с этим проводились исследования на тему взаимосвязи профессии студентов и зависимости от интернета. После проведенных исследований было сделано заключение о том, что наличие и уровень интернет зависимости не находятся в зависимости от профессиональной деятельности и образования. Диагноз интернет-зависимость Текст. Brauner С, Giroux J. Leisure Res. Orzack M.
Выделите конкретные часы, когда вы не будете пользоваться гаджетами или установите в программах специализированные таймеры. Попробуйте устраивать себе хотя бы раз в неделю на несколько часов «цифровой детокс». Отслеживайте, сколько времени в день вы проводите с гаджетами в руках. Отключайте оповещения, если они вам не нужны, чтобы не отвлекаться. Избегайте смартфона утром и перед сном. И не переносите всю свою жизнь в цифровую реальность. Записывайте важную информацию в бумажной записной книжке. Кстати, и заниматься спортом прекрасно получается без смартфона в руках. Постарайтесь найти замену «цифровым развлечениям» в реальном мире: это особенно актуально, если вы давно не виделись с друзьями или семьей, не гуляли на улице и не учились чему-то новому. Верх самоконтроля — отказ от некоторых удобных цифровых функций. Например, будильник в смартфоне можно заменить на «олдскульный» механический, вместо электронной книги взять настоящую, в обложке — это, кстати, сейчас модно.
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Однако Лим добавляет, что родителям необходимо смотреть на всю картину, чтобы обеспечить правильное использование Интернета для своих детей. Беспокойство заключается в том, что когда родители сосредотачиваются на негативных последствиях, они при этом игнорируют положительные моменты. Поэтому должно быть сочетание того и другого. Исследования, проведенные в Новой Зеландии, показали, что, когда дети подвергаются воздействию пассивных интернет-технологий, их общая моторика и координация ухудшаются. Дети могут быть настолько поглощены цифровым миром, что пренебрегают миром физическим. Поэтому родители должны проявлять бдительность и создавать для своих детей баланс между виртуальным и реальным миром. Лим подчеркивает, что проблема цифровой зависимости очень реальна и вызывает беспокойство, и он хотел бы увидеть исследования, как лучше всего с ней бороться. Он также подчеркивает, что тем, кто нуждается в дополнительной помощи из-за цифровой зависимости, следует предложить дополнительную помощь. Шандор соглашается и надеется, что исследование The Conversation поможет родителям распознать симптомы цифровой зависимости. Но пока нет ничего убедительного, что говорило бы, что они не являются причиной этого».
Литература: Асмолов А. Янг К. Ключевые слова.
Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс Цифровая зависимость — навязчивое желание «взбодриться» гаджетом или интернетом, которое проявляется в постоянном использовании телефона без нужды, сборе лайков, бесконечном перелистывании новостных лент.
Профилактикой этого «заболевания» может стать цифровой детокс. Подробнее о медиазависимости и цифровом детоксе рассказала психолог Анна Гурина. С чем связано непреодолимое желание полистать новостную ленту? Многие начинают листать новостную ленту, пытаясь таким способом отвлечься от работы. Важно помнить, что в этот момент мы не отключаемся, а переключаемся, ведь наш мозг все равно занят обработкой информации.
Организм не отдыхает, а частично сбрасывает напряжение. Переключиться поможет потребление эмоций, а не информации: поход в музей, прогулка, медитация. Эти активности, безусловно, тоже связаны с системой восприятия, однако при этом человек взаимодействует с внешним миром или находится в контакте с собой, что принципиально меняет реакцию нервной системы. Как формируется зависимость от социальных сетей? Какая социальная сеть больше затягивает?
В чем причина? Отторжение реального мира Идеальный, виртуальный мир настолько хорош, что о настоящем можно легко позабыть. Проблемы в личной жизни или на работе, стресс, различные жизненные сложности - все это подталкивает к тому, чтобы уйти в онлайн-реальность. Интернет как необходимость В период пандемии все привыкли учиться и работать из дома, поэтому вернуться к нормальной, привычной жизни, уже не так просто.
Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером. Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером.
Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости. К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив.
Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями.
Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность. Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения. По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера. Последствия Компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Компьютерная аддикция включает некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость, игромания и порнофилия, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.
Характерными особенностями зависимостей различного типа являются синдром абстиненции, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Как уже было сказано ранее, симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Психические признаки компьютерной зависимости схожи с проявлениями зависимостей другого типа. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызваны длительным нахождением за компьютером в статичном положении. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей, вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером ввиду профессиональной деятельности. В разумных количествах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление.
Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а во Всемирной паутине много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда человек проводит за компьютером слишком много времени, и формируется патологическое пристрастие и необходимость находиться перед экраном монитора больше времени. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается ухудшение социальных качеств личности, в результате чего возникает социальная дезадаптация человека, которая часто развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды асоциального поведения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функций.
Это может послужить причиной серьезных проблем в трудовой деятельности и семейных отношениях. Неопрятный внешний вид и очевидная отстраненность зависимых от окружающих людей делает их непривлекательными для общества, что, в свою очередь, усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающего от излишней тяги к компьютеру. Физические аспекты зависимости характеризуются общим истощением организма, и, как следствие, хронической усталостью. Зависимые субъекты в большинстве своем пренебрегают сном, отдыхом и пищей. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, маскируют усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.
Освобождение от цифровой зависимости
Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. это неконтролируемое и влечение человека по отношению к устройствам, предоставляющим доступ в Сеть, в ходе которого человек пренебрегает социумом в реальной жизни и своим здоровьем. зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Представленная здесь статистика технологической зависимости за 2023 год подчеркивает распространенность и безотлагательность решения этой тревожной проблемы в быстро развивающуюся цифровую эпоху. Большинство родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения цифровой зависимости у детей.