Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). Что такое эмоциональный интеллект (Emotional Quotient, EQ) и на сколько он важен для человека. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1).
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Можем ли мы управлять своим настроением? Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Делимся интересными фактами из наших книг. Эмоциональный интеллект — путь к успеху По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Конечно, это не единственное условие, необходимое для процветания. Однако способность считывать свои эмоции, управлять ими и угадывать чувства других людей повышает наши шансы достичь вершин в личной и профессиональной жизни. Исследования показывают, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, выгодно отличаются от остальных. В мире бизнеса они лучше других работают с жалобами клиентов и улаживают конфликты, а в долгосрочной перспективе — устанавливают прочные и позитивные отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект можно развивать Эмоциональный интеллект можно развивать и совершенствовать в любом возрасте. Для этого необходимо прорабатывать каждую из пяти его составляющих. Осознание своих эмоций, сильных и слабых сторон, мотивов, ценностей и целей и их влияния на окружающих.
Управление своим поведением. Контроль или перенаправление разрушительных эмоций и порывов. Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи. Внимание к чувствам других людей. Социальные навыки. Направление отношений в нужное русло. Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля. Эмоции — это система навигации Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого.
Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя. Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей. Лишь осознав и приняв свои эмоции, вы увидите, какой сигнал они вам подают. Источник Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит?
Какие эмоции проявляются на вашем лице? После того как вы от и до изучите себя, переключитесь на окружающих. Как они ведут себя? Как они реагируют на ваши слова? Какие эмоции демонстрируют? Пусть ваш внутренний наставник рассмотрит ситуацию как можно детальнее, но только как третье незаинтересованное лицо: без оценок и негативных эмоций, только факты. Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств. Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций. Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция. Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри. Внешнее спокойствие, умиротворение. Мышцы лица расслаблены. Короткая фраза: «Я счастлив». Потрясение негативное Яркое возмущение, желание привлечь к себе внимание. Стремление пожалеть себя, показать, кто тут самый несчастный. Желание поделиться своей тревогой через такие фразы, как «Это уже слишком! Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь. Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности.
Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними.
Она помогает людям лучше понимать себя и окружающих, а также развивать полезные навыки для достижения успеха в различных сферах жизни. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта — это непрерывный процесс, который требует усилий и времени, но результаты могут быть весьма значительными. Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана 1998 , можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И. Андреева 2007 отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования а значит, и более высоким материальным доходом чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», — подчеркивает она [2, с. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. Люсин понимает следующее. Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят. Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации.
Введение в эмоциональный интеллект
Часто люди с высоким IQ иррациональны и даже безнадежно глупы. Знание книг не обязательно должно соответствовать эмоциональному интеллекту — люди, которые чрезвычайно мудры в интеллектуальном смысле , могут не иметь возможности контролировать свои собственные побуждения в личной жизни и работе. К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными. Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы. Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом , умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием. Эмоциональный интеллект — не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение. Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален.
Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины. Что получает эмоционально интеллигентный человек?
Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку.
Определить уровень эмоционального интеллекта — задача не из легких. Его сложно измерить точно и объективно, как, например, IQ. Однако существуют различные методы и инструменты, которые могут помочь приблизительно оценить уровень ЭИ. К примеру, тест Мейера — Саловея — Карузо, который состоит из 144 вопросов и почти полностью исключает субъективную оценку. В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ. Правда, проходить его стоит вместе с психологом.
В бытовой ситуации, чтобы определить уровень ЭИ, Сефербеков рекомендует обратить внимание на «уместное обстоятельствам поведение». Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника. Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым.
При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях».
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Эмоциональный интеллект — еще одна форма ума Изучение эмоционального интеллекта берет официальное начало в 1937 году, когда, приближаясь в нашей теме, потомственный психолог, ученик своего отца[2], Роберт Торндайк издал работу о социальном интеллекте с одноименным названием. В 1940 году выдающийся психолог Дэвид Векслер тоже бывший студентом Торндайка-отца открыл следующий этап статьей, посвященной интеллектуальным и неинтеллектуальным компонентам. Он указал, что неинтеллектуальные компоненты даже более важны для социальной адаптации, нежели интеллектуальные.
Именно с них начиналось серьезное изучение этого явление. Важной вехой стали также 1983 год, когда Говард Гарднер написал о множественном интеллекте, и 1990-й, когда американские психологи Джон Мейер и Питер Сэловей ввели сам термин «эмоциональный интеллект» и начали исследовательскую программу по его измерению. Обязательно назовем и книгу Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая вышла в 1995 году и стала классической: несмотря на то что сам термин — не его идея, именно он популяризовал понятие эмоционального интеллекта. Мейеру и Сэловею мы обязаны определением эмоционального интеллекта. Ученые описывали его, исходя из составных его частей.
Эмоциональный интеллект — это совокупность четырех навыков, среди которых:? Сюда же относится способность выражать свои эмоции и связанные с ними потребности другим людям;? Многие проблемы человека идут от того, что он не умеет управлять своими эмоциями, не понимает их и не способен контролировать. Если у него есть такое умение, он обретает бесценный дар — способность вставать на позицию другого, смотреть на себя со стороны, оценивать ситуацию с разных точек зрения. Все это — умение видеть мир под разным углом.
Такое умение крайне продуктивно, потому что позволяет регулировать взаимоотношения и находить решения актуальных проблем;? Сюда же исследователи относят возможное дальнейшее развитие эмоции;? Эмоциональный интеллект, к счастью, можно развить. Это не то, что дается нам от рождения и на всю жизнь. Хотя, например, Дж.
Мейер верит, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, ибо, по его мнению, это как раз и есть данность. И то он допускает, что путем тренировок можно повысить уровень эмоциональной компетентности — способности распознавать свои чувства и чувства других людей с целями самомотивации и управления своими эмоциями. Среди его оппонентов мы видим весьма авторитетного Д. Гоулмана, настоящего титана в изучении эмоционального интеллекта. Гоулман полагает, что эмоциональный интеллект развивать можно, потому что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.
Методы развития эмоционального интеллекта могут быть самыми разными, и среди них каждый найдет себе как минимум один наиболее подходящий: это и семейное воспитание, и отношения в обществе, и близкие отношения с противоположным полом, да и просто сам жизненный опыт, который, как известно, лучший учитель. Когда исследования эмоционального интеллекта стали широкодоступны, они оказались тем самым недостающим звеном в специфическом вопросе: почему люди со средними показателями интеллекта IQ на семьдесят процентов времени опережают в работе конкурентов с самыми высокими показателями интеллекта.
История понятия
- Что представляет собой эмоциональный интеллект?
- Что такое эмоциональный интеллект - База Знаний Timeweb Community
- Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни
- Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса
- Что такое эмоциональный интеллект - База Знаний Timeweb Community
- Что такое эмоциональный интеллект?
Юлия Кондратьева
- Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
- Подкаст «Эмоциональный интеллект — что это, и зачем нужен»
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media
- Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект
Модель эмоционального интеллекта EQ состоит из 5 «ступенек». Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). В подкасте вы узнаете. Дэниел Гоулман считает, что уровень развития эмоционального интеллекта зависит от 12 ключевых компетенций в 4 областях.
Почему важен эмоциональный интеллект?
- 12 составляющих эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект
- Направления исследования эмоционального интеллекта
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
- 8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
- Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат | По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. |
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким? | С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». |
Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов | Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. |
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на | Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. |
Эмоциональный интеллект (EQ)
Из чего состоит эмоциональный интеллект. это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести.
Что такое эмоциональный интеллект?
Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их. Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это?
Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах. Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану?
Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаем о своих эмоциях только тогда, когда они нарастают и, наконец, выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой. В стрессовой ситуации, перед тем как ответить, накричать, сказать грубость, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10 и подумайте.
Почувствуйте эмоции, проследите их причины, задайте себе вопросы и только потом выберете, как будете реагировать. Звучит невыполнимо. Но в этом и суть эмоционального интеллекта. Стоит хотя бы попытаться.
Анализируйте коммуникацию Наблюдайте, как вы реагируете на людей. Обращайте внимание и на то, как другие люди ведут диалоги. Как вы общаетесь? О чем разговариваете?
Что чувствуете? Как чувствует себя другой человек? Попробуйте поставить себя на место собеседника, чтобы понять его переживания и нужды. Перед тем как что-то предпринять, подумайте, как это отразится на окружающих.
Поставьте себя на их место. Не бойтесь ответственности Если вы кого-то обидели — извинитесь. Не игнорируйте проблему и не избегайте людей. Велика вероятность того, что всё простится и забудется, если вы честно об этом поговорите.
С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей.
Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести.
Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека.
Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная.
Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу. Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции.
А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект помогает превратить группу сотрудников в команду.
Обращая внимание лишь на один компонент, очень легко ошибиться. Например, вы можете испытывать тахикардию и сделать неверные выводы о том, что у вас проблемы с сердцем. Но если внимательнее приглядитесь к тому, что с вами происходит обратите внимание на свои мысли, которые сопровождают сердцебиение, и проанализируете, какая потребность может давать о себе знать , то заметите, что на самом деле так проявляется страх. Базовые знания о формировании эмоций, внимание к себе и окружающим в обычной повседневной жизни — основа для развития эмоционального интеллекта.
Если орган получает то, что хочет, в нём вырабатываются «гормоны радости». Если нет — «гормоны стресса». Давайте разберёмся в этих процессах детально. Дофамин отвечает за чувство радости.
Когда мы достигаем поставленной цели, он мотивирует нас. Как только мы что-то осознаём, переживаем восторг открытия. Это тоже действие гормона. Серотонин повышает нашу стрессоустойчивость, а его уровень зависит от того, в каких отношениях мы находимся со значимыми для нас людьми.
Если чувствуем поддержку, одобрение и уважение, серотонин увеличивается. Если нет, то снижается, и тогда мы ощущаем себя несчастными. Эндорфин — нейромедиатор активных действий. Его выработку провоцируют смех, небольшие физические нагрузки, командные виды спорта и отдых.
Окситоцин вызывает в нас чувство нежности и доброты.
Люсин понимает следующее. Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят. Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо.
Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека.
Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной.
Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение.
Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4]. Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка.
Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе. На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту. Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2].
Статьи и полезные материалы для HR
Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. Его книга «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ), вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.