партийной номенклатуры.
День работника КГБ СССР
День рождения КГБ: colonelcassad — LiveJournal | КГБ СССР был упразднен на 101-й день с момента назначения В. В. Бакатина его председателем и за 5 дней до подписания беловежского соглашения о прекращении существования СССР [42]. |
Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности | Советского Союза уже не существует 23 года, а аббревиатура КГБ до сих пор вызывает страх и ненависть на Западе. |
Советский союз кгб | Руководство КГБ в цвете. На главную. Органы госбезопасности СССР. |
Со дня образования КГБ СССР прошло 70 лет (13.03.2024) | КГБ СССР был упразднен на 101-й день с момента назначения В. В. Бакатина его председателем и за 5 дней до подписания беловежского соглашения о прекращении существования СССР [42]. |
Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР | партийной номенклатуры. |
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности
Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И.
Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ».
Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю.
Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47].
Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро.
С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине.
Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью.
Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии.
Кармаля после его отстранения в 1986 году от должности генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана. Кадровая интеграция[ править править код ] Подбор людей на работу в органы безопасности и в учебные заведения КГБ — так называемые «партнаборы» из числа рядовых коммунистов, работников партийного аппарата, комсомольских и советских органов — проводились систематически под тщательным контролем ЦК КПСС. Наиболее важные направления деятельности КГБ укреплялись, как правило, партийными функционерами — инструкторами отделов ЦК республиканских компартий, заведующими и заместителями заведующих отделами обкомов, секретарями горкомов и райкомов партии. Партийными органами разных уровней постоянно проводились кадровые инспекции аппарата и учебных заведений КГБ, результаты которых закреплялись решениями руководства КГБ.
Но не редкостью было и обратное — выдвижение кадров КГБ на руководящую работу в партийных органах. Практиковались кадровые перемещения с неоднократными переходами с партийной работы в КГБ и обратно. Лаптев был направлен на работу в КГБ, где сразу же получил звание полковника. Возглавляя в 1971 — 1979 годы секретариат КГБ, Лаптев дослужился до звания генерала.
Руководящие работники органов госбезопасности входили в номенклатуру ЦК КПСС и местных партийных органов и их назначение и перемещение с одной должности на другую производилось по решению соответствующего партийного органа. Руководители территориальных органов КГБ, как правило, являлись членами, или кандидатами в члены, бюро соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК компартий республик. То же практиковалось и на уровне горкомов и райкомов, в бюро которых также почти обязательно включались представители органов госбезопасности. В административных отделах партийных комитетов действовали подразделения, курирующие органы госбезопасности.
Зачастую эти подразделения комплектовались кадровыми работниками КГБ, которые во время их работы в партийном аппарате продолжали числиться на службе в КГБ, находясь в так называемом «действующем резерве». К примеру, в 1989 году сектор проблем госбезопасности Государственно-правового отдела ЦК КПСС преобразованный в 1988 году из сектора органов госбезопасности Отдела административных органов и просуществовавший под новым наименованием до августа 1991 года возглавлял председатель КГБ Азербайджана генерал-майор И. Находившийся на партийной работе Гореловский был тем не менее представлен руководством КГБ к очередному званию генерал-лейтенанта летом 1990 года. Информационный обмен[ править править код ] Для руководства коммунистической партии Советского Союза органы госбезопасности были основным источником информации, позволявшей контролировать структуры государственного управления и манипулировать общественным мнением, в то время как руководители и рядовые сотрудники органов государственной безопасности видели в лице КПСС, по крайней мере до конца 1980-х годов, «краеугольный камень» советского строя и его направляющую и руководящую силу [28].
Помимо так называемых «постановочных» вопросов, требующих решения или согласия ЦК КПСС, из органов госбезопасности в партийные органы шла регулярная информация как обзорного, так и конкретного характера.
Однако эксперты отмечают, что, несмотря на всё могущество КГБ, организации, которая была призвана защищать интересы страны, не удалось предотвратить распад СССР. Аналитики считают это главной загадкой советской эпохи. Большевики опасались актов массового саботажа со стороны своих идеологических противников. Возглавил её Феликс Дзержинский. Также по теме «Без неё армия беззащитна»: как создавалась военная контрразведка России 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии были организованы отделения по борьбе со шпионажем... В составе ВЧК вскоре появились территориальные подразделения и органы военной контрразведки.
Кроме того, комиссия выполняла разведывательные задачи за рубежом. В его обязанности входила борьба с разведывательным проникновением в СССР иностранных спецслужб, контрреволюцией, терроризмом и диверсиями, а также внешняя разведка и охрана государственной тайны. В апреле 1943-го НКГБ воссоздали снова. В 1946 году на его базе образовали Министерство государственной безопасности, которому постепенно были переданы основные силовые подразделения МВД — милиция, внутренние и пограничные войска. Начало пути После ареста и казни Берии новое союзное руководство решило не концентрировать слишком много силовых полномочий в рамках одного ведомства, поэтому из состава МВД были выделены «чекистские» управления. В рядах органов госбезопасности начались массовые чистки. Всего за несколько лет кадровый состав КГБ сократился более чем наполовину.
Были уволены около 18 тыс. Ещё несколько тысяч офицеров перевели на должности гражданских служащих. Он заявил, что планирует переориентировать комитет на международные вопросы, а внутренние отодвинет «на десятый план». При нём продолжилось упрощение структуры КГБ и было утверждено положение, регламентировавшее все основные моменты в работе комитета вплоть до 1991 года. Также по теме «На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны 105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель. Реалии, Кавказ.
КГБ — Комитет государственной безопасности Только в 1954 году, после очередных структурных реформ, появляется знаменитый на весь мир Комитет государственной безопасности КГБ. Он просуществовал 36 лет.
Через два года была создана Федеральная служба контрразведки ФСК , которую позднее преобразовали в Федеральную службу безопасности. С 2003 года в состав ФСБ входит Пограничная служба. Сегодня Федеральная служба безопасности — огромная структура, в которую входят собственные военные, транспортные, строительные, медицинские, судебно-экспертные и другие подразделения. Они защищают социальные, политические и экономические отношения, борются с преступностью, терроризмом и коррупцией, стоят на страже рубежей и информационного пространства России, а также ведут разведку и контрразведку.
39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР
Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год. Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. В связи с образованием СССР ГПУ было выведено из подчинения НКВД и было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (ОГПУ при СНК СССР). Скачать Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР #341530 обои Скачать. Смотрите 47 фото онлайн по теме картинки кгб ссср.
День чекиста картинки
Сегодня Федеральная служба безопасности — огромная структура, в которую входят собственные военные, транспортные, строительные, медицинские, судебно-экспертные и другие подразделения. Они защищают социальные, политические и экономические отношения, борются с преступностью, терроризмом и коррупцией, стоят на страже рубежей и информационного пространства России, а также ведут разведку и контрразведку. На мероприятие приглашают не только действующих отличившихся солдат и офицеров, но и заслуженных ветеранов. Праздничные концерты в честь Дня Федеральной службы безопасности традиционно проводятся и в других российских городах. Офицерам также вручают медали, ордена, нагрудные знаки, почетные грамоты и благодарственные письма.
Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький , где он провёл 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку по обвинению в антисоветской деятельности возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учётом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Орлова , А. Гинзбурга , А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Алексеева , П. Григоренко и В. В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки в общей сложности — 60 лет лагерей и 40 лет ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки. Силами КГБ участники акции были арестованы и преданы суду по обвинению в измене Родине попытке побега с незаконным пересечением государственной границы , попытке хищения в особо крупных размерах угон самолёта и антисоветской агитации. Регулярно с разрешения ЦК КПСС органами госбезопасности принимались меры по конфискации корреспонденции, посылок и материальной помощи, направляемых из-за рубежа лицам или организациям, которые квалифицировались КГБ как «враждебные». К примеру, ежегодно КГБ занимался конфискацией посылок с мацой , направляемых еврейскими общинами из-за границы советским евреям к празднику Песах.
Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами. Другой «независимой», но связанной с ЦРУ и финансируемой им организацией являлся нью-йоркский «Международный литературный центр». Эмиссары этих и других подобных им организаций создали в Праге подпольный «Свободный университет», выпускникам которого даже выдавались дипломы. В сентябре 1989 г. Очередной виток этой незримой, «холодной» войны был начат в декабре 1979 г. Уже 20 декабря 1979 г. Тогдашний президент США Рейган уже в начале января 1980 г. Первые операции по поставкам оружия оппозиции проводились британской МИ-6 уже 28 — 29 декабря 1979 г. При этом условием вовлеченности ЦРУ в развязывание войны в Афганистане, как и в поддержку оппозиции в Польше, Рейганом выдвигалось требование следовать «методу активного отрицания» собственного участия в противоправной, нелегальной деятельности в названных странах. Неназванные авторами фильма офицеры ЦРУ подробно рассказывали зрителям о ходе операции, которой лично руководил директор ЦРУ Билл Кейси, согласный с мнением Рейгана о том, что «авторитет США надо защищать любой ценой». После серии забастовок, вспыхнувших весной 1980 г. Следствием этого стали массовые поставки оппозиции в Польше и Чехословакии ксероксов, компьютеров, принтеров, минитипографий для издания нелегальной прессы и даже средств радиосвязи. Бывший начальник 11 отдела польской контрразведки Александр Маковский заявлял создателям фильма, что уже к декабрю 1981 г. Для создания видимости «дистанцирования» от польской оппозиции ЦРУ использовало для своих акций прикрытие американских, прежде всего АФТ-КПП, европейских и британских профсоюзов. Помимо этого МИ-6 готовила «моджахедов»-инструкторов для партизанской войны в Афганистане на... ЦРУ регулярно получало отчеты МИ-6 о подготовке афганских боевиков, а также об операциях британской разведки в самом Афганистане. Но первоначальные неудачи в боевых действиях «моджахедов» потребовали увеличения «афганского бюджета ЦРУ», что и было произведено в 1984 году. При этом бывшие агенты откровенно говорили создателям документального сериала, что в планы ЦРУ не входило допустить возможность «мирного и достойного вывода Советских войск из Афганистана». В принципе подобные откровения не содержат ничего нового. Но здесь важно другое: ЦРУ и его союзники по «холодной войне», отказавшись от «ложной скромности», открыто заявили о своей роли в сокрушении неугодных им режимов в суверенных государствах. Авторы фильма с гордостью констатировали, что «Запад выиграл идеологическую войну у Востока». А в СССР в мае 1982г. Новым председателем КГБ стал В. Федорчук, а в дальнейшем этот пост занимали В. Чебриков 1983 — 1988 и В. Крючков 1988 — 1991. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью подавляющей части населения. Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, о том, что Ю. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некоторые неизвестные широкой аудитории факты биографии Андропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений. Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976г. Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисоветских центров, в которую, между прочим, входили два конгрессмена США и которая поставила перед «лидерами» советских «диссидентов» прямой вопрос о том, кто станет преемником Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС. И лишь на четвертый день объявили свой вердикт — Андропов! По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских «кремленологов». И действительно, в 1979 — 1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировался рост авторитета и популярности Андропова и высказывались предположения, что он не только является реальным конкурентом престарелому генсеку, но и может, при желании, конечно, сместить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках. Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил «от греха подальше» перевести Андропова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г. Медведев, — сумел не толко быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части населения», при этом с его деятельностью на новом поприще связывали «разные и противоречивые надежды. Одни ждали быстрого наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисциплины»[19]. Об отношении населения к Андропову свидетельствует и следующий факт. В I квартале 1983г. В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания. Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки. То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств. Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р. Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных. Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес. Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу. Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну... Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия... В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций. В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5]. На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г. В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что... Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество. В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным». Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать». Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп. На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю. Андропов, — он сам называет их отщепенцами. Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель. В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма. На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники. Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля. Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды. В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями. На вэб-сайте Фонда Форда — www. В 1950 — 1988 годах около 60 млн. На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается. А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О. Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США? Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г. Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения. Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам. Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада... Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились. Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л. Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д. И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О. Попов, — носили антигосударственный характер»[14]. Администрацией Д. Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы». В 1977г. Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г. National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И. Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,... При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств». Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР. Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек. При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А. Кадышев, Ф. Бобков с 23 мая 1969г. Абрамов, Е. В августе 1969г. В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности. В июне 1977г. Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом. На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г. В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф. Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек. Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны. И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В. Бакатину, Г. Якунину, О. Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ. Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф. Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек.
Первые органы безопасности были образованы еще во время царствования Алексея Михайловича, говорит в беседе с «Лентой. По его словам, в 1654 году государственные преступления стал расследовать специально созданный орган — Приказ тайных дел. С 1694 года, при Петре I , эти функции исполнял Преображенский приказ, который ведал вопросами Преображенского и Семеновского потешных полков, а затем, с развитием государственности, была создана Тайная канцелярия. До 1917 года функции контрразведки и разведки России были сосредоточены в Департаменте полиции, а также — в третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Его исполнительным органом был легендарный Отдельный корпус жандармов — один из самых эффективных инструментов государственной безопасности в мире. После падения монархии наступила новая эра в истории отечественных органов государственной безопасности.
КГБ СССР исполнилось 70 лет
КГБ был образован не в качестве центрального органа государственного управления, каковым являлись его предшественники — МГБ и МВД СССР, а всего лишь в статусе ведомства при Правительстве СССР. Последним председателем КГБ СССР стал Вадим Бакатин. День образования ВЧК КГБ СССР. Сегодня День образования Группы «А» КГБ-ФСБ.
100 лет ВЧК-ОГПУ-КГБ СССР
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы | Бесплатно в хорошем качестве фото день образования кгб,Знак или герб,кгб фсб календарь,Комитет государственной безопасности СССР, все изображения можно посмотреть на сайте. |
Семьдесят лет со дня основания КГБ отмечается 13 марта | Советские плакаты КГБ. |
70 лет со дня создания КГБ: как Путин прошел путь от разведчика-нелегала до президента России
Среди офицеров МВД и КГБ СССР Днем чекиста неофициально называли еще и 20-е число каждого месяца — с середины 1950-х годов именно в этот день им выплачивали зарплату. Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. Сегодня День образования Группы «А» КГБ-ФСБ.
World History
При этом личность председателя КГБ эксперт оценивает неоднозначно. Историк отмечает, что об Андропове уже давно принято говорить исключительно в позитивном ключе. Однако, как считает Александр Колпакиди, он был ориентирован на перестройку общества и невольно способствовал тому, что произошло в 1991 году. Исчезал и общался с кем-то по вечерам. С кем и зачем, мы не знаем до сих пор», — заметил специалист. Важную роль сыграли они в событиях на территории Афганистана. Успешно шла добыча информации о ядерном оружии западных государств и перспективах его использования против СССР. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. Однако спустя полгода он уступил кресло многолетнему зампреду КГБ Виктору Чебрикову, при котором отечественная внешняя разведка добилась большого успеха.
Также по теме На секретных рубежах: какую роль в российской истории сыграла военная контрразведка 19 декабря 1918 года в составе Всероссийской чрезвычайной комиссии при СНК РСФСР были созданы особые отделы. С этого момента началась... Он передал в КГБ данные на ориентировочно 25 основных агентов западных спецслужб из числа советских граждан. Чебрикова в 1988 году сменил ещё один соратник Андропова — Владимир Крючков. При нём в СССР произошли ключевые события, приведшие к развалу страны. А также — как были допущены так называемые бархатные революции в странах Варшавского договора. Некоторые эксперты сегодня утверждают, что это было связано с социально-экономическим кризисом. Но опускают при этом тот факт, что не менее жестоким кризисом в 1980-е годы были охвачены и страны Запада.
Возможно, по мере раскрытия документов 1970—1990-х годов мы всё-таки поймём, что произошло на самом деле», — предположил Александр Колпакиди.
Председателем комитета был назначен бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал-полковник И. Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову, который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС. По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии.
КГБ 1980. Московское пограничное училище КГБ.
Комитет госбезопасности СССР. КГБ 1954. Советская разведка в КГБ. Значок КГБ 1998. Советская внешняя разведка. Советское КГБ.
Калиниченко Илья Яковлевич генерал-полковник. Комитет государственной безопасности СССР сотрудники. Комитет государственной безопасности КГБ. КГБ комитет госбезопасности. Бобков Филипп Денисович. Филипп Бобков КГБ.
Андропов Чебриков Бобков. Символ КГБ. Герб КГБ. Знак КГБ. КГБ аббревиатура. Отделение милиции СССР 70е годы.
Милиция в послевоенные годы. КГБ 1970. Дуюнов Николай Акимович.
Для выполнения своих функций комитет получал право иметь свои органы в союзных и автономных территориальных единицах, военных округах, а также практически во всех родах войск, включая МВД. С 1967 по 1982 год под руководством нового председателя КГБ Юрия Андропова, органы госбезопасности СССР укрепили и расширили свой контроль над государственными сферами.
Это впервые в советской истории позволило руководителю спецслужбы возглавить страну. Ведомство ликвидировали в 1991 году.