Идами называли одну из трех определенных дат древнеримского календаря. Мартовские иды («Eidus Martiae» на латыни) – это день в традиционном римском календаре, который соответствует дате 15 марта в нашем текущем календаре.
Мартовские иды: почему Цезарь должен был умереть
Мартовские иды (Latin: Idus Martii) – это дата в римском календаре, которая соответствует 15 марта. Мартовские иды (Latin: Idus Martii) – это дата в римском календаре, которая соответствует 15 марта. Но вот что такое конкретно «иды» и чем среди них выделяются мартовские известно только людям, не понаслышке знакомым с историей. Мартовские иды – один из древних римских праздников, который отмечался каждый месяц марте. В целом, Мартовские Иды были значимым праздником в древнем Риме, объединяющим обряды, религиозные практики и политические события.
Мартовские иды (день)
Почему стоит остерегаться 15 марта, или Мартовские иды. 10 исторических событий этого дня | Мартовские иды — 15 марта 44 года до новой эры, день убийства Юлия Цезаря. |
Мартовские иды: что это значит и какие события происходили в этот день? | Мартовские иды являются одной из самых известных исторических событий древнего Рима. |
Мартовские иды: страх и трепет для каждой власти | Итак, приближаются мартовские иды знаменующие две памятные даты, каждая из которых имеет свой знаковый смысл, особенно для нас. |
Мартовские иды: страх и трепет для каждой власти | Однако вы, вероятно, слышали о мартовских Идах, потому что это день, когда был убит римский государственный деятель Юлий Цезарь. |
Мартовские иды, что это такое … и почему их нужно остерегаться? | Мартовские иды, традиционно отмечавшиеся религиозными обрядами с посвящением Богу войны Марсу, также использовались римлянами как знаменательный срок для погашения долгов. |
«Амбиции соблазняют. Власть развращает»: суть фильма «Мартовские иды»
Новости легиона. В мартовские иды (15 марта) 44 года до н. э. заговорщиками был убит Гай Юлий Цезарь. В мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит Юлий Цезарь. Название картины “Мартовские иды” отсылает к истории Гая Юлия Цезаря, освещенной в трудах Плутарха.
Мартовские Иды в Риме и реконструкция убийства Юлия Цезаря
Мартовские иды (15 марта) с момента убийства Цезаря в 44 году до н.э. — «сакральная дата» для разного рода большей частью фальшивых свободолюбцев. Название картины “Мартовские иды” отсылает к истории Гая Юлия Цезаря, освещенной в трудах Плутарха. Особый смысл выражение "мартовские иды" получила из-за предсказания прорицателя, описаное в трактате римского историка и философа Плутарха. Мартовские же иды знамениты тем, что в эти дни был убит пожизненный римский диктатор гай юлий цезарь.
Что такое мартовские иды
This collection contains the output of many Archive Team projects, both ongoing and completed. Thanks to the generous providing of disk space by the Internet Archive, multi-terabyte datasets can be made available, as well as in use by the Wayback Machine , providing a path back to lost websites and work. Our collection has grown to the point of having sub-collections for the type of data we acquire. If you are seeking to browse the contents of these collections, the Wayback Machine is the best first stop.
Монарх-Освободитель дал всего лишь палец, но от него потребовали руку — конституцию, ограничение самодержавия. Более того, многие даже считали и считают, что Александр II был к этому готов и, если бы не «нетерпение» революционеров, все бы случилось без крови. Не уверен. Очень характерное замечание Александра II о природе российского самодержавия и о только что начатой крестьянской реформе запечатлел в своих воспоминаниях тогдашний посол Пруссии в России Отто фон Бисмарк. Вот что говорил российский император: «Во всей стране народ видит в монархе посланника Бога, отеческого и всевластного господина. Это чувство, которое имеет силу почти религиозного чувства, неотделимо от личной зависимости от меня, и я охотно думаю выделено автором , что я не ошибаюсь. Чувство власти, которое дает мне корона, если им поступиться, образует бреши в нимбе, которым владеет нация.
Глубокое уважение, которым русский народ издревле, в силу прирожденного чувства, окружает трон своего царя, невозможно устранить. Я без всякой компенсации сократил бы авторитарность правительства, если бы хотел ввести туда представителей дворянства или нации. Бог знает, куда мы вообще придем в деле крестьян и помещиков, если авторитет царя будет недостаточно полным, чтобы оказать решающее воздействие». Все русские цари были самодержцами, но далеко не все тиранами. Но убивали их как тиранов. Александр II был уверен, что его авторитет самодержца — единственное, что может заставить аристократию признать реформу, а народ — смириться с ее половинчатостью. Но от самодержавия до тирании — путь не такой уж длинный. И нередко подданным казалось, что он уже пройден. Царь не просто царствовал, но переставал чувствовать даже внутренние самоограничения, не скрывая презрения ко всем без исключения.
В глазах народа это равносильно признанию своей вины перед ними.
Боится — значит, виноват! Будут говорить, что его недаром в памфлетах называют душителем сената. По сути дела, так оно и есть. Но до сих пор все происходило как будто по доброй воле самих сенаторов: и диктатура, и его указания по выборам магистратов, и досрочная смена консулов. Ему все не могут простить тот злополучный прием делегации сенаторов с этими их почестями. Ну, встал им навстречу. Наверное — зря. Народ считает, что в лице сената он оскорбил государство. Еще не научились отделять одно от другого. А тут еще телохранители с мечами!
В сенате, где все без оружия и более половины сенаторов — его люди. Памфлетисты будут насмехаться... А если заговор сенаторов-аристократов? Кинжалы легко спрятать под тоги. Или забыто предание о том, как сенаторы убили Ромула? Нет, они не посмеют! Раздавлены, побеждены. Но если он боится заговора, значит, не побеждены, а только затаились. Победитель не может бояться побежденных! Он для того и отказался от предложенной ему знатной охраны, чтобы внушить сенаторам уверенность в их полном поражении.
Разумно ли отступать? И кто решится пробить стену страха, кто возглавит заговор? Ему доносят, что в надписях и табличках на него натравливают Брута. Конечно, Марк крепок духом и всеми уважаем. Он мог бы стать во главе заговора. Но нет причин его подозревать. К Бруту обращаются только ради имени его предка. А впрочем... Недавно ему сказали, что против Цезаря злоумышляют Долабелла и Антоний. Он тогда с ходу ответил, что не боится тех, кто умеет наслаждаться жизнью, но склонен опасаться людей бледных и худощавых.
Кого он подсознательно имел в виду? Не Брута ли? Марк честен и открыт. На заговор, на черную неблагодарность не способен! Скорее — Кассий. Этот — честолюбив, обидчив, скрытен. Но за ним не пойдут. И все же... Бояться он не будет. Не подобает римлянину дрожать от страха!
Плутарх потом напишет: «Цезаря просили, чтобы он окружил себя телохранителями, и многие предлагали свои услуги. Цезарь не согласился, заявив, что, по его мнению, лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти». VII Хорошо, что он отбывает в Парфию. За пару лет все устоится. Народ привыкнет. Но все-таки обидно, что римляне настолько его не понимают, так упорно сопротивляются переменам. Из Светония. О Риме в эти дни: «Уже происходили тут и там тайные сходки, где встречались два-три человека, теперь все слилось воедино. Уже и народ не был рад положению в государстве: тайно и явно возмущаясь самовластием, он искал освободителей. Когда в сенат были приняты иноземцы, появились подметные листы с надписью: «В добрый час!
Не показывать новым сенаторам дорогу в сенат! Сняв штаны, они надели тогу с пурпурной каймой. Штаны — галльская национальная одежда, презиравшаяся римлянами. Когда Квинт Максим, назначенный консулом на три месяца, входил в театр, и ликтор, как обычно, всем предложил его приветствовать, отовсюду раздались крики: «Это не консул! Под статуей Луция Брута кто-то написал: «О если б ты был жив! Божественный Юлий, 80 Рискну продолжить возможные, на мой взгляд, размышления Цезаря: «Это несправедливо! Всю жизнь он сражался и рисковал не ради своей славы и власти, а ради Рима и римлян — ради их славы, могущества, их достоинства. Всю жизнь он берег их и старался спасти Рим от крушения ценой возможно малой крови. Только что наступил мир, а он уже сумел дать им немало и даст еще несравненно больше. Но отнимает право на бесчестную наживу, лень, обман, продажу голосов.
И за это его не любят! Таковы люди. Так ради чего же все тревоги и труды? И тысячи павших на полях сражений? Неужто ради пустой мечты? Неужто все — ошибка? Жить не хочется, когда нахлынут такие мысли. Но ведь у предков все было по-другому! Возможно ли вернуть древнюю честь, мужество и личное достоинство римлян? Ему уж не удастся — он стар.
А можно ли вообще? Боги отвернулись от Рима. Эпикурейцы считают, небожителям нет дела до людей. Он сам не очень-то верит в богов. Но народ склонен верить. Впрочем — в любых чужеземных скорее, чем в своих мраморных истуканов, которыми клянутся на каждом углу. Быть может, ему бы следовало стать богом?
Брут и другие , опасаясь усиления монархических устремлений Цезаря, убили его в здании курии Помпея Рим в день заседания сената.
Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Мартовские иды" в других словарях: Мартовские иды — Мартовские иды: Мартовские иды 15 марта по римскому календарю, в 44 году до н. Мартовские иды роман роман Торнтона Уайлдера. Мартовские иды фильм фильм Джорджа Клуни … Википедия Мартовские иды — по др. Эта дата получила известность в связи с тем, что 15 марта 44 до н. Энциклопедический словарь Мартовские иды фильм — У этого термина существуют и другие значения, см. Мартовские иды. У древних римлян день в середине месяца, посвященный Юпитеру.
Толковый словарь Ушакова. Idus слово, вероятно, этрусского происхождения , середина месяца. Особенно знамениты мартовские И … Словарь античности ида — Мартовские иды ритор, устар. Цезарь] … Фразеологический словарь русского языка Клуни, Джордж — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Джордж Клуни George Clooney … Википедия Идами в древнеримском календаре называли день в середине месяца. Это было 15-е число в марте, в мае, в июле и в октябре, в остальные месяцы — 13-е. Иды посвящались богу Юпитеру, в это время его жрец приносил в жертву овцу. Постепенно связь между продолжительностью месяца и числом, на которое приходились иды, вследствие реформы календаря Юлием Цезарем с появлением календаря нового, юлианского была потеряна.
Однако день 15 марта — мартовские иды — в Древнем Риме был особенный. Праздновался Новый год, чествовалась богиня Анна Перенна. Однако эта дата получила еще и историческую известность, стала символом роковых событий в римской истории. Во главе заговора стояли Кассий и Брут, один из близких друзей, которого он даже считал своим сыном. Многочисленные повреждения 23 колотые раны! После того, как Цезарь был убит, они попытались произнести речь перед сенаторами, но Сенат в страхе разбежался. Это был длительный период мира и относительной стабильности Римской империи эпохи принципата. Вместе с Гнеем Помпеем Цезарь централизовывал управление республикой, реформировал римское общество и государство, именно это привело впоследствии к могуществу Римской империи.
Однако он стремился не к царской власти. Помня о неудачах первых семи царей, Цезарь объявил себя пожизненным диктатором и настаивал на том, чтобы его называли просто Цезарь. Римскую державу Цезарь расширил до северной Атлантики, подчинил Риму территорию сегодняшней Франции, начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря основательно изменила культурный и политический облик Западной Европы и жизнь новых поколений европейцев в целом. Мартовские иды, 44 год до нашей эры. Когда он прибывает, сенаторы окружают его и наносят ему 23 удара. Убийство Цезаря рассказывалось и пересказывалось веками, но факты более дикие, чем легенда. Что на самом деле произошло на мартовских идах?
И почему мы рассказываем эту историю снова и снова?
Мартовские иды и гадания авгуров: жизнь по древнеримскому календарю
Мартовские иды (день) | Итак, приближаются мартовские иды знаменующие две памятные даты, каждая из которых имеет свой знаковый смысл, особенно для нас. |
Мартовские иды. Римская история в лицах | Иды — в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах. |
МА́РТОВСКИЕ И́ДЫ
Жить не хочется, когда нахлынут такие мысли. Но ведь у предков все было по-другому! Возможно ли вернуть древнюю честь, мужество и личное достоинство римлян? Ему уж не удастся — он стар. А можно ли вообще? Боги отвернулись от Рима. Эпикурейцы считают, небожителям нет дела до людей. Он сам не очень-то верит в богов.
Но народ склонен верить. Впрочем — в любых чужеземных скорее, чем в своих мраморных истуканов, которыми клянутся на каждом углу. Быть может, ему бы следовало стать богом? Забавная мысль! Подобно Ромулу... А для этого — умереть? Ну что же, пожалуй, пора.
Довольно пожил... И главное свое дело — сделал. Остается только подготовить решение сената о посмертном обожествлении. На случай, если он не вернется из Парфии. Или на другой какой случай... Да воспрянет Рим во славу Цезаря, по его воле, хотя бы и нисходящей с пустого небосвода! Нет, рано умирать.
Октавиан еще слишком молод. Он способен и сможет стать правителем. Но позднее — пока он слишком неопытен. Антоний и остальные не захотят признать его. Сенат попытается вернуть власть... Опять польется кровь сограждан... Иные думают, что он полагался на последнее постановление и клятву сената и после этого даже отказался от сопровождавшей его охраны из испанцев с мечами.
Другие, напротив, полагают, что он предпочитал один раз встретиться с грозящем отовсюду коварством, чем в вечной тревоге его избегать. Некоторые даже передают, что он часто говорил: жизнь его дорога не столько ему, сколько государству — сам он давно уж достиг полноты власти и славы, государство же, если что с ним случится, не будет знать покоя, а только ввергнется во много более бедственные гражданские войны». Божественный Юлий, 87 Не знаю, справедливы ли мои догадки о том, что мог думать Цезарь в последние недели своей жизни. А пока лучше вернуться на почву надежно установленных фактов. Мне остается только изложить события рокового дня 15 марта — «мартовские иды». Убийство Цезаря подробно описано у всех трех древних авторов Плутарха, Светония и Аппиана , на чьи свидетельства я опирался при написании этой главы. Все они начинают с перечисления ужасных предзнаменований надвигающейся трагедии.
Тут и вспышки света в небе, и несущиеся куда-то огненные люди, и проливающие слезы табуны коней, которых Цезарь посвятил богам после Рубикона, и жертвенное животное, у которого не оказалось сердца, и многое другое в том же роде. Все это — плоды позднейшей фантазии потрясенного народа. Ведь никто из названных историков не был современником Цезаря. Естественно, что и перечни этих грозных знамений у них не совпадают. Зато изложение обстоятельств, предшествовавших появлению Цезаря в сенате, и описание самой сцены убийства у всех трех авторов очень близки. Что и позволяет отнести эти описания к категории надежных свидетельств. Излагая ранее важнейшие события римской Истории, я всюду, где было возможно, старался вместо собственного пересказа предложить читателю перевод подлинного древнего текста.
Сейчас у меня есть выбор из целых трех текстов — одинаково ярких. Я остановился на описании Плутарха, которое в конце дополню лишь одним характерным эпизодом и буквально двумя фразами из текстов Аппиана и Светония. Рассказ Плутарха я привожу почти полностью событие того заслуживает — с незначительными сокращениями и опустив самое начало, где перечисляются сверхъестественные предзнаменования смерти Юлия Цезаря: «... Многие рассказывают также, — продолжает Плутарх, — что какой-то гадатель предсказал Цезарю, что в тот день месяца марта, который римляне называют идами, ему следует остерегаться большой опасности. Когда наступил этот день, Цезарь, отправляясь в сенат, поздоровался с предсказателем и шутя сказал ему «А ведь мартовские иды наступили! Речь зашла о том, какой род смерти самый лучший. Цезарь раньше всех вскричал: «Неожиданный!
Разбуженный шумом и ярким светом луны, Цезарь увидел, что Кальпурния рыдает во сне, издавая неясные, нечленораздельные звуки. Ей привиделось, что она держит в объятиях убитого мужа... С наступлением дня она стала просить Цезаря, если возможно, не выходить и отложить заседание сената. Если же он совсем не обращает внимания на ее сны, то хотя бы посредством других предзнаменований и жертвоприношений пусть разузнает будущее. Тут, по-видимому, и в душу Цезаря вкрались тревога и опасения, ибо раньше он никогда не замечал у Кальпурнии суеверного страха, столь свойственного женской природе, теперь же он увидел ее сильно взволнованной. Когда гадатели после многочисленных жертвоприношений объявили ему о неблагоприятных предзнаменованиях, Цезарь решил послать Антония, чтобы он распустил сенат. В это время Децим Брут по прозванию Альбин пользовавшийся таким доверием Цезаря, что тот записал его вторым наследником в своем завещании , один из участников заговора Брута и Кассия, боясь, как бы о заговоре не стало известно, если Цезарь отменит на этот день заседание сената, начал высмеивать гадателей, говоря, что Цезарь навлечет на себя обвинения и упреки в недоброжелательстве со стороны сенаторов, так как создается впечатление, что он издевается над сенатом...
А если Цезарь из-за дурных предзнаменований все же решил считать этот день неприсутственным, то лучше ему самому прийти и, обратившись с приветствием к сенату, отсрочить заседание. С этими словами Брут взял Цезаря за руку и повел. Когда Цезарь немного отошел от дома, навстречу ему направился какой-то чужой раб и хотел с ним заговорить. Однако, оттесненный напором окружавшей Цезаря толпы, раб вынужден был войти в дом. Он передал себя в распоряжение Кальпурнии и просил оставить его в доме, пока не вернется Цезарь, так как он должен сообщить Цезарю важные известия. Артемидор из Книда, знаток греческой литературы, сошелся на этой почве с некоторыми лицами, участвовавшими в заговоре Брута, и ему удалось узнать почти все, что делалось у них. Он подошел к Цезарю, держа в руке свиток, в котором было написано все, что он намеревался донести Цезарю о заговоре.
Увидев, что свитки, которые ему вручают, Цезарь передает окружающим его рабам, он подошел совсем близко, придвинулся к нему вплотную и сказал: «Прочитай это, Цезарь, сам, не показывая другим, — и немедленно! Здесь написано об очень важном для тебя деле». Цезарь взял в руки свиток, однако прочесть его ему помешало множество просителей, хотя он и пытался много раз это сделать. Так он и вошел в сенат, держа в руках только этот свиток. Здесь находилось изображение Помпея... Антония, верного Цезарю и отличавшегося большой телесной силой, Брут Альбин нарочно задержал на улице, заведя с ним длинный разговор. При входе Цезаря сенат поднялся с мест в знак уважения.
Заговорщики же, возглавляемые Брутом, разделились на две части: одни стали позади кресла Цезаря, другие вышли навстречу, чтобы вместе с Туллием Кимвром просить за его изгнанного брата. С этими просьбами заговорщики провожали Цезаря до самого кресла. Цезарь, сев в кресло, отклонил их просьбы, а когда заговорщики приступили к нему с просьбами еще более настойчивыми, выразил каждому из них свое неудовольствие. Тут Туллий схватил обеими руками тогу Цезаря и начал стаскивать ее с шеи, что было знаком к нападению. Каска первым нанес удар мечом в затылок. Рана эта, однако, была неглубока и несмертельна: Каска, по-видимому, вначале было смущен дерзновенностью своего ужасного поступка. Цезарь, повернувшись, схватил и задержал меч.
Дело в том, что именно на мартовские иды и начинался новый год. В день мартовских ид восхваляли не только Юпитера, но и богиню Анну Перенну, которая считалась одним из воплощений Луны. Таким образом, мартовские иды у римлян это первый день нового года. Следующую реформу календаря в древнем Риме провел Гай Юлий Цезарь, поддавшись настойчивым советам астронома из Египта Созигена. Смена календаря произошла в 46 году до Р.
Вряд ли кто-либо помнил бы сейчас выражение «мартовские иды» за исключением профессиональных историков , если бы не роковые события 15 марта 44 года до Р. Друзья много раз советовали Гаю Юлию Цезарю окружить себя надежной охраной, поскольку обоснованно полагали возможную подлость со стороны завистников. Но полководец и писатель отмахивался от подобных советов, утверждая, что лучше раз умереть, чем постоянно ждать смерти. Между тем зрели заговоры. А теперь ненадолго погрузимся в область легенд.
Скорее это все же одна из легенд, которыми часто обрастают жизни и смерти великих людей. А в реальности в день мартовских ид 44 года до Р. Впоследствии на теле Гая Юлия было насчитано 23 раны, причем, нападавшие, спешившие воткнуть собственный кинжал, ранили нескольких своих коллег. Кассий и Брут удостоились сомнительной чести оказаться вместе с Иудой в 9 кругу ада описанного Данте Алигьери, как предатели божьего и человеческого величия. А мартовские иды со времени убийства Цезаря прочно вошли в историю человечества.
Источник Что такое мартовские иды? Триумф и трагедия Цезаря Идами в древнеримском календаре называли день в середине месяца. Это было 15-е число в марте, в мае, в июле и в октябре, в остальные месяцы — 13-е. Иды посвящались богу Юпитеру, в это время его жрец приносил в жертву овцу. Постепенно связь между продолжительностью месяца и числом, на которое приходились иды, вследствие реформы календаря Юлием Цезарем с появлением календаря нового, юлианского была потеряна.
Однако день 15 марта — мартовские иды — в Древнем Риме был особенный. Праздновался Новый год, чествовалась богиня Анна Перенна. Однако эта дата получила еще и историческую известность, стала символом роковых событий в римской истории. Через века реплика «Берегись мартовских ид! Не один раз друзья советовали диктатору остерегаться завистников и врагов и окружить себя охраной, но Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти».
Плутарх свидетельствует, что об опасности именно 15 марта предупреждал Цезаря прорицатель — задолго до этой даты. Однако в тот роковой день горделивый правитель, встретив пророка на ступенях Сената, произнес с усмешкой: «Мартовские иды наступили». Во главе заговора стояли Кассий и Брут, один из близких друзей, которого он даже считал своим сыном. По преданию, сначала Цезарь защищался от нападения подвернувшимся под руку стилусом, но когда увидел в числе заговорщиков поднявшего на него меч друга, воскликнул: «Тu quoque, Brute! Многочисленные повреждения 23 колотые раны!
После того, как Цезарь был убит, они попытались произнести речь перед сенаторами, но Сенат в страхе разбежался. Юлий Цезарь, блестящий военный стратег и тактик, шел к власти медленно, но верно. Одержав победу в сражениях гражданской войны, он стал единовластным повелителем Pax Romana «Римского мира». Это был длительный период мира и относительной стабильности Римской империи эпохи принципата.
И только с эпохи Августа в 16 году до новой эры стали параллельно вести отсчет от основания Рима. Что праздновали древние римляне? Вот что рассказывает Владимир Пчелов: «Религиозные праздники. Понимаете ли, гражданские праздники — это явление очень позднее, явление нового времени. А так празднования носили исключительно религиозный характер.
Они были связаны с определенными божествами, были дни, благоприятные для гаданий. Были жрецы-авгуры, которые гадали по атмосферным явлениям, были жрецы, которые гадали по печени жертвенных животных, были жрецы, которые гадали по полету птиц. Были представления, например, когда начинать определенные дела, когда лучше происходит рост посевов. Кстати говоря, представление о том, что стричься надо в определенные дни, тоже оттуда идет, из древних времен». Кстати, День города в Риме празднуют 21 апреля довольно весело, хоть и неофициально. А раньше в этот день отмечали Палилия — деревенский праздник римских пастухов в честь богини скотоводства Палес.
В настоящее время традиции Мартовских Ид не сохранены, но они остались в истории Рима.
И праздник продолжает быть известным событием, связанным с древней Римской империей и ее культурой. Обряды и традиции празднования Празднование Мартовских ид в древнем Риме было связано с рядом обрядов и традиций. Одним из таких обрядов было жертвоприношение Юпитеру, главному богу римской пантеона. Подле храма Юпитера Капитолийского на форуме Рима проводились церемониальные обряды, включающие в себя исполнение хоровых песен и танцев. Другим распространенным обрядом было поджигание праздничного костра. Огонь считался символом очищения и восстановления, поэтому его праздничное горение сопровождалось пение песен и проводами ритуалов. Люди обращались к богу Марсу, покровителю войны, с просьбой о благополучии и защите.
Традицией праздничного пиршества также было угощение богов, в том числе приготовление особой еды, такой как торт из дат и меда, который символизировал плодородие земли. Люди собирались вместе, чтобы отметить праздник, поделиться едой и развлечениями. Помимо обрядов и традиций, в древнем Риме Мартовские иды также сопровождались спортивными соревнованиями и играми. Люди собирались на ипподроме, чтобы наблюдать за скачками и состязаниями воинов. Важной частью празднования была также шествие военных отрядов, которое символизировало силу и величие Римской империи.
мартовские иды значение выражения
Мартовские же иды знамениты тем, что в эти дни был убит пожизненный римский диктатор Гай Юлий Цезарь. В день мартовских ид восхваляли не только Юпитера, но и богиню Анну Перенну, которая считалась одним из воплощений Луны. Мартовские иды — Мартовские иды: Мартовские иды 15 марта по римскому календарю, в 44 году до н. э. в этот день был убит Юлий Цезарь. это история современного Юлия Цезаря и порожденного им Брута.
Мартовские Иды в Риме и реконструкция убийства Юлия Цезаря
Смерть Павла I и его внука Александра II в «мартовские иды» 1801 и 1881 годов — яркая тому иллюстрация. Мартовские иды – одно из самых известных исторических событий Древнего Рима, которое произошло в марте 44 года до нашей эры. В императорскую эпоху – 1 января, а в республиканскую – в знаменитые мартовские иды, то есть 15 марта. Однако день 15 марта — мартовские иды — в Древнем Риме был особенный.
«Мартовские иды» в России
На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем см. Юлианский календарь связь между длиной месяца и числом, на которые приходятся иды, была утеряна. Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера лат. Мартовские иды — по древнеримскому календарю 15 марта. Эта дата получила известность в истории, так как в этот день в 44 до н.
Юлианский календарь, которым мы пользуемся — это тоже детище Цезаря. Июль тоже носит имя императора — это Сенат ему польстил, так как у диктатора день рождения был в этом месяце. Как утверждают многие источники, в том числе историк Плутарх, об опасности смерти Цезаря предупреждал пророк. Очень красочно это описал Шекспир в свой пьесе «Юлий Цезарь», сделав крылатой фразу «Берегись мартовских ид! Гордый император проигнорировал предупреждение и был подло убит заговорщиками прямо на заседании сената.
Дело в том, что в Риме с 4 века до нашей эры существовал республиканский строй. Был изгнан последний царь — Тарквиний и в государстве царила демократия. Но с расширением границ такая форма управления стала невозможной. Слишком огромным стало Римское государство. Народ не может править империей, коей стал Рим. Цезарю было суждено стать первым лидером, который похоронит республику. Он обладал властью императора, но фактически им не был. Империя, которую создал Гай Юлий Цезарь просуществовала почти 400 лет. Попытка сенаторов реанимировать республику, стоила Гаю Юлию жизни. В заговор были вовлечены несколько десятков сенаторов.
Заговорщики даже убедили Юния Брута участвовать. Цезарь относился к Юнию с огромной нежностью и заботой, как к сыну. Некоторые берут на себя смелость утверждать, что Юний был незаконнорожденным сыном Цезаря от женщины, которую Цезарь очень любил — Сервилии. Об этом писал историк Плутарх. Заговорщики-республиканцы не получили с его смертью того, чего так яростно хотели. Народ был обозлён, солдаты тоже, сенаторы, которые были против, объединились вокруг внучатого племянника Цезаря — Гая Октавиана. Он принял его имя, получил большую часть его наследства и стал первым императором. Для борьбы с заговорщиками был создан Второй триумвират, куда вошли Марк Антоний и Лепид. Они расправились со всеми, кто участвовал в убийстве Цезаря. Попутно перебив и своих личных соперников и врагов.
Даже те, кому удалось сбежать, все впоследствии погибли. Цезарь был великим человеком, легендарным правителем, целой эпохой. Его влияние и авторитет оказали огромное влияние на очень многих правителей и политиков. Многие хотят быть на него похожими, но Цезарь единственный в своём роде. Меткие выражения императора живут и поныне, став крылатыми. Мы все не раз их употребляли сами.
В начале этого года, когда неслыханные почести, предоставленные Цезарю, и упорные слухи о грядущем возведении его в царское достоинство взбудоражили Рим, началась настоящая атака на Брута.
Ненавистники Цезаря с особой настойчивостью использовали предполагаемое родство городского претора через дистанцию в пять веков! Статуя древнего Брута, низложившего власть царей, была испещрена надписями: «О, если бы ты был сегодня с нами! Что и позволило Кассию вовлечь друга в заговор, для которого у самого Кассия были совсем иные — личные мотивы обида на Цезаря. О том, что именно Кассий был организатором и вдохновителем всего «дела», можно заключить из следующего свидетельства Плутарха: «Кассий выведывал настроения друзей, и все соглашались выступить против Цезаря, но при одном непременном условии — чтобы их возглавил Брут, ибо заговор, по общему рассуждению, требовал не столько отваги или же многих рук, сколько славы такого мужа, как Брут, который сделал бы первый шаг и одним своим участием упрочил и оправдал все дело... Принявши все это в расчет, Кассий, — продолжает Плутарх, — встретился с Брутом, первым предложив ему примирение после долгой размолвки. Они обменялись приветствиями и Кассий спросил, намерен ли Брут быть в сенате в мартовские календы 1 марта. Объясняя свой вопрос, он прибавил, что в этот день, как ему стало известно, друзья Цезаря внесут предложение облечь его царскою властью.
Брут отвечал, что не придет. Воодушевленный этими словами, Кассий воскликнул: «Но кто же из римлян останется равнодушным свидетелем твоей гибели? Разве ты не знаешь своей силы, Брут? Или думаешь, что судейское твое возвышение засыпают письмами ткачи и лавочники, а не первые люди Рима, которые от остальных преторов требуют раздач, зрелищ и гладиаторов, от тебя же — словно исполнения отеческого завета! Так что в особенном коварстве его и упрекнуть нельзя. Хотя в эти последние две недели, по-видимому, именно Брут, воспламенившись, развил наибольшую активность, вовлекая в заговор все новых участников. Недаром, по иронии судьбы, сам Цезарь, когда впервые услышал речь Брута, сказал друзьям: «Я не знаю, чего желает этот юноша, но чего бы он ни желал, желание его неукротимо».
Там же, VI Цицерона Брут решил к заговору не привлекать. Возможно потому, что не хотел подвергать риску жизнь великого оратора, а, быть может, и опасаясь болтливости старика. Зато он заручился поддержкой Децима Брута Альбина, имевшего в своем распоряжении многочисленных гладиаторов. К тому же Децим Брут пользовался большим доверием у Цезаря. Тайна заговора тщательно хранилась, и сам Марк Брут себя на людях ничем не выдавал. Но дома им владела вполне понятная тревога а, может быть, и сомнения так, что он часто не спал ночью, что не укрылось от его жены. Достоверность связанного с этим обстоятельством рассказа проверить трудно, но и обойти молчанием столь знаменитый эпизод невозможно.
Вот фрагмент его описания у Плутарха: «Отлично образованная, любившая мужа, душевное благородство соединявшая с твердым разумом, Порция не прежде решилась спросить Брута об его тайне, чем произвела над собой вот какой опыт. Раздобыв цирюльничий ножик, каким обыкновенно срезывают ногти, она закрылась в опочивальне, выслала всех служанок и сделала на бедре глубокий разрез, так что из раны хлынула кровь, а немного спустя начались жестокие боли и открылась сильная лихорадка. Брут был до крайности встревожен и опечален, и тут Порция в самый разгар своих страданий обратилась к нему с такою речью: «Я — дочь Катона, Брут, и вошла в твой дом не для того только, чтобы, словно наложница, разделять с тобой стол и постель, но чтобы участвовать во всех твоих радостях и печалях... Ты всегда был мне безупречным супругом, а я... Я знаю, что женскую натуру считают неспособной сохранить тайну. Но неужели, Брут, не оказывают никакого воздействия на характер доброе воспитание и достойное общество? А ведь я — дочь Катона и супруга Брута!
Но если прежде, вопреки всему этому, я полагалась на себя не до конца, то теперь узнала, что неподвластна и боли». С этими словами она показала мужу рану на бедре и поведала ему о своем испытании. Полный изумления, Брут воздел руки к небесам и молил богов, чтобы счастливым завершением начатого дела они даровали ему случай выказать себя достойным такой супруги, как Порция». Сейчас же мне бы хотелось вместе с тобой, читатель, поразмыслить о том, как случилось, что столь многоопытный политик, как Юлий Цезарь, не предусмотрел и не парировал возможности покушения на свою жизнь. Действительно, будь рядом с Цезарем в сенате хотя бы пара центурионов, он был бы вне опасности. Почему же их не было? Быть может, ему и в голову не приходило, что на него возможно нападение?
О, нет! Ведь это был не первый заговор. Еще осенью 46-го года Цицерон в речи за Марцелла упоминает о том, что Цезарь обращался в сенат по поводу готовящегося на него покушения, причем давал понять, что в этом участвуют лица из его близкого окружения. Но, видимо, никого не назвал и не преследовал, а как бы предупредил. Эта линия поведения ясно обозначена у Светония: «И когда впоследствии, — пишет историк, — против него говорилось или замышлялось что-нибудь опасное, он старался это пресекать, но не наказывать. Так, обнаруживая заговоры и ночные сборища, он ограничивался тем, что в эдикте объявлял, что это ему небезызвестно... Божественный Юлий, 75 Значит, знал о заговорах.
И думал, как поступать. Что не хотел казнить и преследовать заговорщиков — понятно. Преследования и казни порождают новые заговоры. В этом противоборстве невозможно остановиться на полдороге. Опасность можно если не устранить, то свести до минимума только путем истребления всех потенциальных заговорщиков и создания атмосферы всеобщего страха и доносительства — то есть путем проскрипций. Но следовать примеру Суллы Цезарь категорически не желал. Вспомним его письмо к Оппию и Бальбу, написанное еще в самом начале гражданской войны.
Там он пишет о своей политике терпимости и милосердия. Это хорошо, но, увы, не всех излечивает от ненависти. Однако можно, не пытаясь вовсе устранить опасность покушения, позаботиться о надежных мерах защиты. Что думает об этом Цезарь ранней весной 44-го года? Я пробую представить себе ход его мыслей: «На форуме и улицах опасность невелика. Человек с луком или копьем будет немедленно схвачен стражниками ношение оружия в городе запрещено. Убийца с кинжалом, конечно, может затесаться в толпу народа, всегда льнущую к его носилкам.
Но с каждого, кто приближается к Цезарю, не сводят глаз бдительные ликторы. Банда наемных убийц может напасть на ликторов? Уличные клубы он запретил. Сколотить в городе разбойничью шайку так, чтобы об этом не пронюхала тайная полиция, вряд ли кому удастся. Он правильно сделал, что отослал испанскую охрану. Правитель народа не может, не должен держать под рукой военную силу. Плутарх потом запишет, что Цезарь видел «в расположении к себе самую лучшую и надежную охрану».
В крайнем случае всегда можно будет вызвать ветеранов... Ожидать покушения надо со стороны аристократов и сенаторов старой формации. Они его боятся и ненавидят. За то, что лишил их власти, возможности наживаться в провинциях, престижа, оскорбил введением в сенат простолюдинов. Их можно понять! Страх и ненависть прячутся под личиной угодливости и лести. Как они распинаются перед ним со своими почестями!
Конечно, есть еще и фанатики республиканского строя. Эти — опаснее. Да, есть кому направить кинжал ему в спину. Метелла убили только за то, что он принял прощение... Но где может его достать рука убийцы? Дома он днем и ночью под охраной преданных рабов. В дороге — тоже.
Расписание 15 марта 2024 14:00 Священная площадь Ларго-ди-Торре Арджентина. Историческая реконструкция мартовских ид 15 марта 44 г. Мартовские иды: Похоронная процессия Римская историческая группа Gruppo Storico Romano принимает участие во всех костюмированных мероприятиях и шествиях, посвященных истории Вечного города. Древних римлян и римлянок можно увидеть на Мартовских Идах и празднике Богини Ромы, в День основания Рима 21 апреля и прочих колоритных выступлениях. Кроме этого, Римская историческая группа с начала мая до середины сентября проводит красочные шоу гладиаторских боев, которые может посетить каждый желающий. На территории «Gruppo Storico Romano» имеется тематический музей и работает однодневная Школа гладиаторов, где за пару часов детей и взрослых в игровой форме обучат основным приемам гладиаторских боев.