Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. и Курбан-байрам в 2023 году назначены на 21 апреля (пятница) и 28 июня (среда) соответственно. Правительство Башкирии объявило эти дни нерабочими.
Оценка качества услуг
- Сабантуй в Татарстане и Башкирии – 2023: программа и традиции празднования Сабантуя
- Башкирские народные праздники: йыйын | Праздники, подготовка к ним | Дзен
- Башкирские народные праздники
- Башкирские народные праздники.
- В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй - Непермские новости
- Культура, обычаи и традиции башкирского народа
Башкирский народный фольклорный праздник«Ҡарға бутҡаһы”
Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности. А вторая часть праздника была творческой — здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Яркий пример йыйына описывается в истории башкирской народной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» «Семирод». На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров.
До нас дошли названия башкирских сборов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада.
Женщины, бабушки, и дети со всего села собирали крупу и готовили на поляне кашу. Взрослые желания приговаривали, чтоб год был урожайным и амбары ломились от хлеба. А мальчики и девочки играли в любимые подвижные игры. Все на празднике ели кашу, а остаток оставляли воронам.
Этот праздник знаменует собой окончание посевных работ и традиционно проводится с конца мая по июль. Праздник Сабантуй также широко и на государственном уровне отмечается татарами. Похожие праздники существуют и у народов Поволжья чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов , и у казахов чабан-той , и у некоторых тюркских народов Кавказа балкарцев и ногайцев , однако они имеют свои особенности. Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей. Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень.
Хотя письменных источников, по которым можно судить об исторических корнях сабантуя, практически не сохранилось, по произведениям устного народного творчества, отдельным записям путешественников и исследователей ученые делают выводы о древности этого праздника. Издревле смысл празднования начала или окончания сева, видимо, заключался в задабривании духов плодородия, чтобы получить хороший урожай в новом году. Посев зерновых, перед которым первоначально и устраивался праздник, считался исключительно мужским делом. Мужчины молились у могил предков с просьбой об урожае», — пишет Флиза Фатыхова. В ней рассказывается о поклонении выставленному на вершине священной горы ритуальному плугу из красной меди во время весеннего праздника сабантуй, перед выходом на летовку. Этот праздник отмечался в конце мая — начале июня. В ходе праздника в честь Тенгри, духов земли-воды приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей и верблюдов. С внедрением мусульманской религии задабривание духов приняло форму молитв в мечети о будущем урожае. В советское же время появилась традиция чествования и награждения лучших механизаторов, передовиков производства.
Сначала сабантуй праздновали по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана. К празднику приводились в порядок личные подворья, готовилось специальное угощение. На этот праздник съезжались многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе. Эта традиция сохраняется и по сей день.
Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей и победить должен был именно представитель светлых сил.
У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы. Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век. После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день. Так, каждый год «Барда зиен» проходит на местах йыйынов башкирского рода Гайна у с. Барда в Бардымском районе Пермской области. Источники сведений 1.
Руденко С. Историко-этнографические очерки. Кузеев, Е. Данилко ; Ин-т этнологии и антропологии им. Народы и культуры. Янгузин Р. Этнография башкир история изучения. Георги И. Описание всех в российском государстве обитающих, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. О народах финского племени.
Аминев З. Выпуск 3.
Башкирский народный праздник – Сабантуй
Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. Традиции и обычаи татарского и башкирского праздника Сабантуй, соревнования, состязания на Сабунтуе, национальная кухня, праздничные блюда. Главная» Новости» Башкирские праздники. Национальная библиотека Республики Татарстан Информационные ресурсы Электронная библиотека Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика Башкирские праздники. Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Народные праздники Сабантуй, или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами.
Единый Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Республики Башкортостан
Также в рамках мероприятия состоится выставка картин народного художника С. На главной сцене праздника перед зрителями выступят башкирский национальный ансамбль танца «Лейсан» г. Самара , Эльвера Айбушева г. Тольятти , Дания Садыкова с.
Большая Черниговка , артисты из Республики Башкортостан. У этнодвориков башкирских сел гости смогут увидеть выступления башкирских самодеятельных коллективов Самарской области. Мероприятие будет посвящено поддержке семей участников СВО, участников локальных войн и конфликтов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, а также 110-летию со дня рождения министра просвещения Республики Башкортостан Фатимы Хамитовны Мустафиной, уроженки д.
Денгизбаево Самарской области.
Читаем фольклор». В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Познакомились с праздником Науруз, вспомнили в какие игры играют на сабантуе.
Начало массовых праздничных мероприятий, ярмарки, спортивных состязаний в 10. Открытие мероприятия с участием почетных гостей состоится в 11. Концерт артистов из Республики Башкортостан начнется в 12. Справочно Фатима Хамидовна Мустафина башк. Дингезбаево, Имелеевская волость, Пугачевский уезд, Самарская губерния, ныне Большечерниговский район Самарской области - 2 ноября 1998, г. За 16 лет работы в должности министра просвещения Фатима Мустафина была проводником школьных реформ 60-70-х годов в республике.
Также помогла многим землякам получить качественное образование. За многолетний труд на благо республики Фатиму Хамидовну удостоили множеством наград, в том числе она награждена Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей. Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. Хотя письменных источников, по которым можно судить об исторических корнях сабантуя, практически не сохранилось, по произведениям устного народного творчества, отдельным записям путешественников и исследователей ученые делают выводы о древности этого праздника. Издревле смысл празднования начала или окончания сева, видимо, заключался в задабривании духов плодородия, чтобы получить хороший урожай в новом году. Посев зерновых, перед которым первоначально и устраивался праздник, считался исключительно мужским делом.
Мужчины молились у могил предков с просьбой об урожае», — пишет Флиза Фатыхова. В ней рассказывается о поклонении выставленному на вершине священной горы ритуальному плугу из красной меди во время весеннего праздника сабантуй, перед выходом на летовку. Этот праздник отмечался в конце мая — начале июня. В ходе праздника в честь Тенгри, духов земли-воды приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей и верблюдов. С внедрением мусульманской религии задабривание духов приняло форму молитв в мечети о будущем урожае. В советское же время появилась традиция чествования и награждения лучших механизаторов, передовиков производства. Сначала сабантуй праздновали по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана.
К празднику приводились в порядок личные подворья, готовилось специальное угощение. На этот праздник съезжались многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе. Эта традиция сохраняется и по сей день. Left Right Ученый-фольклорист Розалия Султангареева в 1983 году записала у жительницы Баймакского района Вахиды Мустафиной порядок проведения сабантуя, который был опубликован в томе «Башкирского народного творчества» «Обрядовый фольклор». По рассказу информатора, сабантуй делится на несколько этапов. Этапы Сабантуя.
Как отметили День национального костюма в 2023 году в Башкирии
В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Сегодня,2 июня, в селе Дуван-Мечетлино в рамках Года культурного наследия народов России прошел башкирский народный фольклорный праздник – «Кукушкин чай»(«Кәкүк сәйе»). и Курбан-байрам в 2023 году назначены на 21 апреля (пятница) и 28 июня (среда) соответственно. Правительство Башкирии объявило эти дни нерабочими. Башкирские народные праздники «Йыйын» и «Сабантуй». В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры.
Решаем вместе
- В Мечетлинском районе прошел башкирский народный праздник «Кукушкин чай»
- История башкирского народа
- В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
- Башкирские традиции
- Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
- VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
Народный праздник «Уйна, гармун!» («Играй, гармонь!») состоялся в городе Октябрьском Республики Башкортостан в ходе реализации национального проекта «Культура». Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. Башкирские народные праздники. Расписание. Новости. Фотогалерея. Видеогалерея. На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей. Праздник «Ҡарға бутҡаһы» является одним из самых популярных весенних праздников у башкирского и татарского народов.
Башкирский праздник Йыйын
В рамках показа гаскаровцы представят коллекцию украшений и костюмов к постановке. Мероприятие пройдёт под живое музыкальное сопровождение в исполнении музыкантов оркестра ансамбля. В выставке примут участие ведущие артисты и почетные ветераны Госансамбля имени Гаскарова, создатели спектакля и художники по костюмам. По традиции, каждый посетитель выставки сможет примерить народные костюмы и украшения к танцам ансамбля, приобрести одежду из лимитированной коллекции и сделать памятное фото на тематической фотозоне.
В 18:00 в парке культуры и отдыха «Первомайский» начнется городской праздник, посвященный Дню национального костюма народов РБ. Изделия с этническим колоритом представят ремесленники столицы. В большой концертной программе примут участие ведущие культурно-досуговые учреждения столицы.
Своим творчеством порадуют Уфимский ансамбль песни и танца «Мирас» и коллективы Городского Дворца культуры, Городского культурно-досугового центра, Дворца культуры «Моторостроитель», Центра культуры и народного творчества и дома культуры «Дуслык». Участникам мероприятия расскажут про национальные костюмы народов, проживающих в республике, здесь также пройдут мастер-классы по изготовлению курая, плетению корзины из ротанга. У гостей будет возможность принять участие во флешмобе по народным танцам и сфотографироваться в традиционном башкирском костюме.
Они приняли активное участие в конкурсе рисунков «Герои башкирских сказок». Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане.
Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки — тогда всё пройдёт успешно. Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети. Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить — с левой. Обычаи гостеприимства Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами двумя нельзя. Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину.
Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать — его можно только разламывать. Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства. У этого народа есть даже поговорки о том, что гость — посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя — стыд для хозяина. Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам. Башкиры верят, что если гость попробует молока или сметаны — надои у коров будут ещё больше. На прощание башкиры дарили гостям какие-нибудь сувениры. Сегодня эта традиция уже ушла в прошлое, но если в гости приходит ребёнок, хозяева стараются подарить ему игрушку или сладость. У башкиров немало весёлых обычаев Семейные традиции башкир Семья для башкир имеет особое значение.
Сбор подарков проводился чаще молодыми парнями, где-то на лошадях, в других местностях пешком молодежь обходила дворы, возвещая о приближающемся Сабантуе и собирая дары. Как правило, большого разнообразия подарков не было, это были предметы женского рукоделия, отрезы, полотенца. Самым дорогим подарком были богато орнаментированные домотканые полотенца недавно вышедших замуж молодых женщин. Женщина становилась полноправным членом этой общины, ведь зачастую брали в жены девушек из других деревень. Обрядовое домотканое полотенце было своеобразной визитной карточкой умений молодой женщины. Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды.