Вступительную речь произнес президент Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" Владимир Машков. Национальная театральная премия «Золотая маска» нуждается в собственной площадке в Москве, заявил председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков на пресс-подходе перед церемонией. Оперная певица, народная артистка СССР Тамара Синявская стала лауреатом премии «Золотая маска».
СОСТОЯЛАСЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»
Основные претензии сводились к тому, что, по его мнению, «Золотая маска» поддерживает постановки, которые «очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки». Также он выказал сомнения в том, что государству в лице Министерства культуры и спонсору в лице Сбербанка стоит финансово поддерживать фестиваль «в том виде, в котором он имеется» [9]. По мнению неназванных членов профсоюза, «Золотая маска» не выполняет заявленные в её «Положении о фестивале и премии» цели и задачи, не имеет права называться «национальной», потому что вручается в основном санкт-петербургским и московским театрам, и авторы письма просили министра вмешаться в проблемы фестиваля [23] [24]. В Министерстве культуры на запрос газеты «Известия» ответили, что ведомство не готово целиком разделить мнение Владимира Аристархова и позиция Минкультуры «будет сформирована позднее с учётом экспертизы профессионального сообщества». Но некоторые члены общественного совета Минкультуры поддержали критику в адрес «Золотой маски». Народный артист России Николай Бурляев назвал премию «доходным промыслом» и «междусобойчиком», в котором премии присуждаются «замкнутому кругу лиц, подчас исполненных русофобии и вседозволенности» [23]. Его коллега по общественному совету, Павел Пожигайло , присоединился к критике, утверждая, что «Золотая маска» «больше не может считаться национальной премией», а её лауреаты «пытаются эпатировать публику при полном отсутствии таланта» [23]. Эти события вызвали горячее обсуждение в театральной среде и прессе.
Высказывались актёры, критики, чиновники, журналисты. Мнения разделились. Часть высказывающихся присоединилась к критике [20] , другая, наоборот, защищала «Золотую маску» [19]. В основном мнения сводились к тому, что премии нужны реформы [25]. В октябре 2015 года скандал сделал ещё один виток — около ста критиков, возмущённых тем, что на формирование нового экспертного совета независимой премии, по их мнению, повлияло Министерство культуры, подписали письмо в адрес СТД РФ с требованием о роспуске «экспертного совета» «Золотой маски» [26] [27]. Организационная структура[ править править код ] Логотип «Золотая маска», св. Все права на использование товарного знака знака обслуживания «Золотая маска» по решению автора переданы учредителю премии — Союзу театральных деятелей Российской Федерации — и зарегистрированы в Роспатенте [1].
Организаторы утверждают положение о Российской национальной театральной премии и фестивале «Золотая маска», положение о дирекции, изменяют количество и наименование основных, частных номинаций, специальных премий, определяют лауреатов специальных премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России». Совместными решениями организаторы избирают президента фестиваля, готовят и утверждают состав экспертных советов творческих комиссий СТД РФ , составы жюри, определяют председателя каждого жюри, выдвигают спектакли на соискание премии [17]. С 2002 года постоянным генеральным спонсором премии является Сбербанк России [1] [9]. В состав жюри не могут входить создатели и исполнители спектаклей, участвующих в фестивале, а также члены экспертного совета [17] [8]. В экспертные советы и жюри «Золотой маски» входят актёры , режиссёры , драматурги , дирижёры , хореографы , сценографы , балетмейстеры , а также критики искусствоведы, музыковеды, театроведы. Кульминацией фестиваля является церемония вручения премий «Золотая маска», которая проходит в Москве и транслируется центральными российскими телеканалами [17] [8]. В первом награждении было отмечено только шесть основных номинаций и одна «Специальная премия» — «За честь и достоинство», со второго года награждения постепенно, год от года, премия обрастала и дополнялась «основными номинациями», «частными номинациями» и «специальными премиями».
Кроме непосредственно спектаклей, актёров и режиссёров, «Золотые маски» стали получать художники сцены, художники по свету, художники по костюмам, драматурги, хореографы, дирижёры, а также меценаты [17] [8]. Премии в этих конкурсах выдаются в восьми «основных номинациях» и двадцати девяти «частных номинациях». В конкурсе спектаклей драматического театра существуют две основные номинации: «Лучший спектакль большой формы» и «Лучший спектакль малой формы», лауреаты восьми частных номинаций определяются в конкурсах: «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника постановщика», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана». Право определения, к какой из форм — большой или малой — отнести спектакль в конкурсе спектаклей драматического театра, принадлежит экспертному совету.
Режиссер вручения — Нина Чусова, художник — Зиновий Марголин. Ведущие вечера — Лика Рулла и Сергей Епишев.
Цыганов пожелал номинантам и лауреатам, чтобы через год их постановки можно было по-прежнему видеть на сцене, а не только на экране. А вот другому номинанту и лауреату, Римасу Туминасу, повезло меньше. Его имя как будто оказалось под негласным запретом. Вахтангова, претендовала на победы во многих номинациях, в том числе и в главной. Постановка удостоилась спецприза жюри. Получая награду, директор театра Кирилл Крок поблагодарил создателей. Напомним, что Туминас был отправлен в отставку решением Минкульта, которому предшествовал телефонный разговор с «пранкерами». Кстати, другой спецприз жюри стал своего рода утешительной наградой для еще одного пострадавшего постановщика. Его вручили спектаклю «Материнское сердце», поставленному на сцене Большого драматического театра его бывшим главой Андреем Могучим, отправленным в отставку незадолго до церемонии. Настоящим «праздником непослушания» стала главная номинация. В ней победила постановка «Р», сделанная в театре «Сатирикон» Юрием Бутусовым. Это спектакль, поставленный по инсценировке гоголевского «Ревизора», сделанной Михаилом Дурненковым. Он претендовал на победу в 6 номинациях, включая работу актеров, актрис и художника. Впрочем, ни имени драматурга, значительно переписавшего на условно современный лад классическую пьесу, ни имени режиссера со сцены не прозвучало. Оба находятся за рубежом, а на Дурненкова даже составили протокол за «дискредитацию вооруженных сил». Впрочем, этому не привыкать — ведь его еще год назад сняли с афиш спектакля, чтобы «сохранить постановку». Это действие стало «первой ласточкой» процесса, который запустился в прошлом году: из программок и с афиш российских театров стали исчезать имена драматургов и режиссеров.
В 1996 году выпускник воронежского университета Эдуард Бояков, перебравшийся работать в Москву, создал крупнейший российский фестивальный проект, костяк которого состоял из самых значимых репертуарных спектаклей театров всей страны, номинированных на премию с этим названием. По сути, он придумал целую систему, сделавшую «Золотую маску» национальным театральным достоянием. Спустя время Бояков покинул «Маску» и занялся другими проектами, а премия стала развиваться своим собственным путем. Каким же? Вдоволь Бычкова Первое, что стало бросаться в глаза: собственный пиар «Маски» принял просто космические масштабы, но творческие решения ее руководства стали вызывать к себе всё больше и больше вопросов у театрального сообщества. По сути, «Маска» превратилась в искусного манипулятора именами и разжигателем страстей по обладанию ею. Ведь если 20 лет подряд монополист внушает, что он единственно высокая и единственно достойная награда в области театрального искусства, то обладать этой наградой театры стремятся, конечно, с весьма разными целями — что в столице, что в провинции. У нас, в Воронеже, например, образовалась своя местная «монополия» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Но чиновники и крупные предприниматели в силу разношерстности современных сетевых коммуникаций точного представления о «Золотой маске» не имели а театральной профессиональной критики в Воронеже практически нет. Зато о громких пресс-конференциях, заключительных пышных церемониях, конечно, наслышаны были и стремились, по крайней мере, иметь к этому столичному великолепию опосредованное отношение.
Содержание
- Что еще известно:
- Первые лауреаты «Золотой маски-2024»
- Специальную премию "Золотой маски" за вклад в искусство вручили в Москве – Москва 24, 27.04.2024
- Поделиться
- «Маска», мы тебя не знаем, или Как политика убивает главную театральную премию страны
- Другие новости
Состоялась специальная премия «Золотой Маски»
Мы рады поздравить режиссера Адольфа Шапиро с заслуженной наградой – почетной театральной премией «Золотая маска»! Российская национальная театральная премия «Золотая маска» объявила лауреатов 2022 года. Маска анонс 11 выпуска от 28 апреля 2024 года, кто снимет маску, уйдет, кого раскроют, выгонят, гостевые маски, дополнительный член жюри.
Названы победители национальной театральной премии «Золотая маска — 2023»
Золотая маска 2022: премию дали «Горбачеву» с Чулпан Хаматовой и постановке уехавшего в США режиссера Спектакль «Горбачев». Фотографии из репортажа РИА Новости 22.04.2023: Церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска" 2023 | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». «Польщен тем, что экспертный совет премии принял решение включить меня в список лауреатов за организационную поддержку в восстановлении и открытии Дома Евгения Вахтангова во Владикавказе. «Золотая Маска» объявила номинантов премии-2024 и завершила работу в качестве дирекции. Специальную премию фестиваля «Золотая маска» вручают уже 30-й раз. Недовольство контентом «Золотой маски» и ее независимой экспертизой, замыслы как-то премию приструнить и придать ей идейную выдержанность — все это регулярно возникало давно, уже лет десять.
Лауреатом премии «Золотая Маска» стал кубанский артист
Лидия Николаевна воплотила на сцене более 200 ярких и незабываемых образов, и каждый из них попадал точно в сердце зрителя. Лидия Цуканова является Почетным профессором Кемеровского государственного института культуры — она воспитала не одно поколение студентов вуза, а также не раз выступала наставником молодых артистов театра. Напомним, что имена лауреатов были утверждены 3 декабря 2023 года, их определил секретариат Союза театральных деятелей СТД России.
Кто-то скажет, что он окончательно подчинил себе компанию. Кто-то — что два НКО объединились защищать интересы искусства от цензуры. Факт, что и сообща они не сдюжили — когда государство перешло к финансовому давлению и цензуре одновременно. Конец эпохи В 2022 году «Золотая маска» не получила поддержку Фонда президентских грантов. В 2023 году «Золотую маску» государство не поддержало вовсе. Фестивальную программу пришлось купировать.
Ряд спектаклей не стали привозить в Москву, и жюри ездило смотреть их на домашних сценах. Из перечня номинаций вычеркнули режиссеров драматического театра и драматургов — чтобы не пришлось давать премию Римасу Туминасу или Дмитрию Крымову, которые покинули страну. Или Михаилу Дурненкову, который не только покинул страну, но на прощание пожелал победы Украине. Но режиссеров можно вычеркнуть, а куда денешь генерального директора Ревякину, которая в начале войны подписала письмо театральных деятелей с требованием мира. Согласно новому положению, в «Золотой маске» нет места Ревякиной и ее дирекции. Документ с зачеркнутыми абзацами читается как написанный под диктовку Минкульта. Удобно думать, что руками автора — председателя СТД или зампреда, один черт, — водит репрессивное государство. Ведь с ее статусом и опытом даже сломанная «Золотая маска» может послужить культурной политике.
Зато ей удаются подмены. Если она не умрет, «Золотая маска» сгодится имитировать театр, каким его хотят видеть чиновники. Тренды, которых нет. Репутации, которым неоткуда взяться. Словом, удобно думать, что «Золотую маску» ломает об колено Минкульт. Но это не так. Рукой автора положения водит страх. Я хорошо знала его, когда руководила Центром имени Мейерхольда.
И как праздника ждала финансовый аудит: ведь если спектакль ЦИМа разозлит государство, наказание понесу я — и не за спектакль, а за финансовое нарушение. И уволилась с должности директора в феврале 2022-го, потому что иначе я стала бы цензором на директорской зарплате. Могу представить, какого размера страх у финансовых менеджеров СТД и самого Калягина. Государственные субсидии составляют львиную долю бюджета СТД. Какую именно — из открытых источников найти не удалось. В прошлом году организацию начинала проверять Прокуратура и остановилась. Осенью СТД ждет проверка Минюста. Возможно, ломая «Золотую маску», руководители СТД хотят отсрочить экзекуцию.
Это вряд ли поможет. Но можно не дать хода злосчастной бумаге, которая даже не зарегистрирована аппаратом СТД. Попробовать сохранить честь, добрую память, союз театральных людей, многообразие самого театра.
В прошлом году собраны и отсмотрены экспертами тысячи работ, отобрано из этого 50. Это огромное сито. Представьте, как трудно было экспертам отбирать. Но еще сложнее — жюри", — сказала Ревякина. Она назвала жюри своеобразными весами, с помощью которых из четырех прекраснейших работ получается выбрать одну наилучшую, а из пяти топовых спектаклей подобрать лидеров в малой и большой форме.
Лидия Цуканова является Почетным профессором Кемеровского государственного института культуры — она воспитала не одно поколение студентов вуза, а также не раз выступала наставником молодых артистов театра. Напомним, что имена лауреатов были утверждены 3 декабря 2023 года, их определил секретариат Союза театральных деятелей СТД России.
Машков заявил о планах получить площадку в Москве для «Золотой маски»
"Золотая маска" учреждена в 1993 году как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, театр кукол). Национальная театральная премия «Золотая маска» нуждается в собственной площадке в Москве, заявил председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков на пресс-подходе перед церемонией. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ
Тамара Синявская, принимая награду, сказала, что постарается найти ей место в своем доме. Людмила Максакова отметила, что посвятила жизнь Театру имени Евгения Вахтангова. Актриса процитировала слова из постановки "Мастер-класс", в котором играет: "Наш спектакль заканчивается такими словами: "Чем больше я живу, тем меньше понимаю, но я твердо верю только в одно - в величие того, что мы делаем". Он удостоен "Золотой маски" за поддержку восстановления дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе.
На сцене Краснодарского театра драмы он радует зрителя с 1967 года. За время своей артистической карьеры артист был удостоен десятков премий, медалей и наград. Ее вручают лучшим из лучших. В этом году награду получили десять человек — артисты и режиссеры со всей страны.
Касаткиной и В. Василёва Иван Василёв. Ведущий церемонии Виктор Добронравов волнуется не за себя — за свою партнершу, с которой играет более 20 лет на сцене Театра Вахтангова, Людмилу Максакову. Актриса получает одну из самых главных театральны наград. А я во всех спектаклях играла, играла, играла. У Туминаса — "Маски", "Маски", "Маски". Я думаю: боже мой! И вспоминаю слова Корнея Ивановича Чуковского, он говорил: в России надо жить долго, живешь-живешь, до чего-нибудь доживешь.
Лауреаты были названы в 35 конкурсных номинациях, а также вручены Специальные премии музыкального и драматического Жюри. Вручение прошло в Музыкальном театре им. Станиславского и Вл. Благодаря прямой трансляции в онлайн-кинотеатре Okkо, а также в социальных сетях сервиса и Фестиваля «Золотая Маска» присоединиться к Вручению одновременно с гостями вечера смогли зрители по всей стране.