Новости высший государственный орган подчиненный императору

с, последняя - т). Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.

Словарь Ушакова

  • Лучший ответ:
  • Последние вопросы
  • Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
  • 300 лет со дня учреждения Сената
  • Популярно: История

Реформа сената при Петре I

Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. высший государственный орган, подчиненный императору. Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей. Сенат — высший государственный орган, назначавшийся царём и осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. 1917 гг.: высший законодательный и судебно-административный орган. // О Совете Федерации (верхней законодательной палате России).

Указом Петра I учрежден Сенат

высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1711-1917 гг. 22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. 1917 гг.: высший законодательный и судебно-административный орган. // О Совете Федерации (верхней законодательной палате России). Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей.

Ответы на кроссворды и сканворды

  • Создание новых органов управления
  • Какой политический орган заменил Боярскую думу по указу Петра I?
  • Указом Петра I учрежден Сенат
  • Правительствующий сенат — Википедия
  • Какой политический орган заменил Боярскую думу по указу Петра I?
  • Другие вопросы:

Реформа сената при Петре I

Правительствующий сенат Высший государственный орган Российской империи Высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Москве по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Высшим органом государственной власти при Петре Первом был он сам, Император Всероссийский, титул которого он и утвердил за собой. 1917 г.г. - высший государственный орган, подчинённый императору. учре-ждён петром 1 как высший орган по делам законодательства и управления.

Учреждён Правительствующий сенат — высший государственный орган в России

Высшим органом государственной власти при Петре Первом был он сам, Император Всероссийский, титул которого он и утвердил за собой. Пожаловаться. Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Пожаловаться. Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору.

Правительствующий Сенат Российской Империи

Написать ИИ Это был не исчерпывающий перечень, а инструкция, на что необходимо обратить преимущественное внимание. Сенат не был учреждением, в чём-либо ограничивающим царскую власть; он действовал по препоручению царя и отвечал только перед ним. Практическое значение Сената было обусловлено не только широтой предоставленных полномочий, но системой учреждений, которые около него группировались и составляли с ним единое целое. Прежде всего такими были комиссары, по два от губернии. Через комиссаров, которых назначали губернаторы, создавались сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах устройства армии перенёс значительную долю дел, ранее производившихся в приказах. Комиссары принимали указы, следили за их исполнением, доставляли в Сенат необходимые сведения, исполняли его поручения на местах. С учреждением коллегий значение комиссаров упало: звеном соединяющим Сенат и губернии сталей коллегии. Одновременно Петр создал разрядный стол при Сенате, поручив ему, таким образом назначение на военные и гражданские должности, ведение списков дворян, заведование служилым сословием, производство смотров и наблюдение за укрывательством от службы.

Комиссары принимали указы, следили за их исполнением, доставляли в Сенат необходимые сведения, исполняли его поручения на местах. С учреждением коллегий значение комиссаров упало: звеном соединяющим Сенат и губернии сталей коллегии. Одновременно Петр создал разрядный стол при Сенате, поручив ему, таким образом назначение на военные и гражданские должности, ведение списков дворян, заведование служилым сословием, производство смотров и наблюдение за укрывательством от службы. При Сенате находился обер-фискал с четырьмя помощниками, в губерниях — провинциал-фискалы с тремя помощниками, во всех городах — по одному городовому фискалу. Несмотря на большое количество злоупотреблений, с которыми связано существование тайных доносчиков до 1714 года они даже не подвергались взысканию за ложный донос , фискалы принесли пользу, являясь методом надзора над местными учреждениями. Когда прекратились отлучки Петра, вызвавшие создание Сената, вопрос о его закрытии не вставал. При теряющих значение приказах Сенат был местом, где производились важнейшие дела государственного управления, суда и законодательства. Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий.

На Кавказе действовал корпус князя В. Апраксин- член Верховного тайного совета второй после Меншикова. Президент Адмиралтейств-коллегии в 1717-1728. Участвовал в переговорах при заключении договора с Австрией. Беринг Витус — руководил экспедицией на Камчатку, во время первой Камчатской экспедиции 1725-1727 пока не удалось открыть пролив между Европой и Азией. Голицын - один из лидеров Верховного тайного совета. Участвовал в переговорах с Австрией в 1727 году. Составитель кондиций для Анны Иоанновны. Головкин — член Верховного тайного совета, противник Меншикова. Доверенное лицо Екатерины 1.

Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления военно-морским ведомством. Камер-коллегия — ведала государственными доходами. Ревизион-коллегия — контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия — ведала гражданским судопроизводством. Синод — Духовная "Коллегия — ведал делами православной церкви толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками.

Что за орган заменил Боярскую думу при Петре I после 1804 г?

  • Реформа сената при Петре I
  • Please wait while your request is being verified...
  • Сенат и коллегии в Российской империи презентация
  • Создание новых органов управления
  • Правительствующий сенат — Рувики

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа

Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман.

Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III [ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления.

Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I [ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 1-4й в Санкт-Петербурге и 5-6 в Москве [3]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими.

Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28]. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство. Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер.

При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довёл многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся её доверием, — главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому , благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролёром. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с князем Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената.

Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия; например после смерти Баура, бывшего как бы министром путей сообщения, дела его были распределены между адмиралом Грейгом , фельдмаршалом Чернышёвым и князем Вяземским. Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову , то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причём военная коллегия обособляется совершенно, подчиняясь только монарху. Значению Сената и степени его власти был нанесён далее тяжёлый удар учреждением губерний 1775 и 1780 годы. Многие дела Сената перешли из коллегий к Губернаторам, и коллегиям, с которыми у Сената выработался уже известный « modus vivendi ». Сенату приходилось вырабатывать непосредственные сношения с новыми губернскими органами, которые ни формально, ни по духу своему не соответствовали Сенату. Екатерина II сознавала это и неоднократно составляла проекты реформы Сената, но осуществлены они не были [31]. Несогласованность деятельности Сената и губерний привела к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть доносимы императрице генерал-губернатором непосредственно, без Сената, и Сенат оказался среди мелких административных дел, поступавших к нему из губернских правлений и казённых палат. Герольдия из учреждения, заведовавшего дворянством, его делами обращалась к губернским книгам дворянства.

Тем не менее значение Сената увеличилось в области суда; по сравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сената брала верх над судебной. Сенат стал по преимуществу судебным органом, после реформ Александра II — официально. Однако, значение сенаторов умалялось, во-первых, небывалым влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице. Хотя закон грозил наказанием за неправое челобитье на Сенат, но, по словам Сперанского , во всё это время был только один случай, когда некто Березин был отдан за то под суд самого Сената, который, подражая милосердию императрицы, испросил ему прощение. В царствование Павла Петровича , несмотря на всю его нелюбовь к системе матери, положение Сената среди государственных учреждений не изменилось [28]. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упразднённых при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора, вместо сенатского. Генерал-прокурор князь Куракин , затем Обольянинов , сосредоточив в своей канцелярии небывалое количество дел, пользовались в этих делах властью почти монархической, разрешая их на со усмотрение. Сенат остался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией с 1799, дела эти могли быть разрешены лишь именными указами.

Всякие ограничения права обжаловать решения департаментов и общего собрания Сената были отменены в 1797 году, вследствие чего жалобы начинают приноситься практически по каждому делу. Это вызвало, несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, большое обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами [7] [28]. Он встал — да только раком Анонимная эпиграмма Основной тип деятельности Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр I приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи [32]. Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвёл сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В ответ на указ было представлено несколько проектов всеподданнейшего доклада, написанных с необыкновенным одушевлением графом Завадовским , Державиным и графом Воронцовым и выражавших стремление Сената вернуть то значение, которым он пользовался при Петре I и Елизавете.

Сенат осуществлял надзор за всеми коллегиями, кроме иностранной. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. С 1711 по 1714 гг. В Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии. В апреле 1714 г. До того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 г. После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись.

Абсолютизм лат. Также используется для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени. Ассамблеи фр - бал, общественное собрание в эпоху Петра I. Генерал-прокурор Сената высшее лицо в центральной администрации, учрежденное Петром I в 1722 г. Глава Сената - "око государево". Стоял во главе прокуроров и фискалов. Коллегия 1 Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный распорядительный орган.

Распущен после Октябрьской революции 1917 г. В царствование Петра Великого Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. Но никак не стеснял власть Петра. При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. Существовала система тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Комиссаров назначали губернаторы, что служило связью сената с губерниями. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, тако ж и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала.

Петровские преобразования: реформы государственного управления

Правительствующий сенат Дворянское собрание Государственную думу Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно в 1706, 1707 и 1710 годах вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный.

Верхняя законодательная палата во Франции, США и нек-рых др. Остальные ответы Фрай МакФлай Мыслитель 9283 14 лет назад Сенат — совещательный орган, часто верхняя палата либо одна из палат законодательного собрания парламента.

Членов сената называют сенаторами. Происхождение слова связано с одной из древнейших форм социального устройства, в которой власть принадлежит старейшим членам общества. Первым сенатом в мировой истории был Римский сенат, основанный около VI века до н. В Византийской империи сенат существовал до Четвёртого крестового похода.

В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления».

Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г.

Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы.

Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось.

Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.

После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св.

Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения.

Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I[ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов.

Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28]. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство. Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т.

Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довёл многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся её доверием, — главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому , благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров.

Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц. Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел.

Пётр 30 мая 1720 года повелел учредить должность рекетмейстера для приёма челобитных в Сенат на коллегии и на канцелярии. Рекетмейстер вскоре приобрёл огромное значение в качестве надзорного органа за делопроизводством в коллегиях. Из всех учреждений, состоявших при Сенате, наибольшее практическое значение имела прокуратура, появившаяся 12 января 1722 года. Прокуратура собой представляла сложную и стройную систему надзора не только над Правительствующим Сенатом, но также над всеми местными и центральными административными и судебными учреждениями. Сенат в последние годы правления Петра На последнем этапе правления Петра, когда он после окончании Северной войны больше прежнего стал уделять внимание делам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Уменьшение его власти главным образом сказывалось в области законодательства.

Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII в.

Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. старик) - в России в 1711 - 1917 г. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий