Содержание картины-панно М.А. Врубеля «Демон поверженный» — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. Картина «Демон поверженный» стала последней живописной работой мастера, его состояние ухудшилось настолько, что в 1902 году его помещают в психиатрическую больницу. "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. «Демон поверженный». 1902. Форма для Врубеля открыта и подвижна: она длится, находя себе новые воплощения. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Сразу вспоминается работа под названием Демон Поверженный, которая была написана в 90-ые года. Суть этой картины состоит в том, что демон, который изображен, свергнут на самое днище ущелья. В этот момент демон уже не чувствует ни своих рук, ни ног, а крылья от беспомощности разметались. Крылья чем-то напоминают большой костер с пламенем в человеческий рост. Эти крылья в какой-то степени еще сверкают, и от них идет чуть тусклый свет. Они напоминаю павлина, который падает в вечность. Но крылья демона, это еще не самая важная вещь, которую хотел показать художник.
Демоны в творчестве У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным.
Для Врубеля демон — это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом.
Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. Влияние на последователей Все ли гении были сумасшедшие?
Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления.
Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя. Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода.
Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький. Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду.
Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова.
Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.
Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное.
Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать. Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника.
Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой.
Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным.
К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Пророчества вскоре сбылись.
Через две недели после написания Врубелем портрета своего обожаемого сына Саввы у малыша поднимается высокая температура, вот уже несколько часов врачи немогут ее сбить, они беспомощно разводят руками и ставят диагноз минингит. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку.
Он вновь захвачен навязчивыми идеями, но теперь уже иного характера. Он мнит себя злодеем, врагом, падшим человеком, он ожидает скорого наказания. Кажется, что Врубель в точности повторяет судьбу своего рисованного демона, зрительный образ стал частью его собственной жизни.
Спустя еще какое-то время художник слепнет. Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать. Еще четыре года он будет жить слепым и никогда не узнает, что стал Академиком искусств, что его картины получили мировую славу и путешествуют по всей Европе.
Газеты пишут, что его «Демон», уничтожил своего творца. Удивительным образом Врубель словно мнит себя самого демоном.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
И личность художника, и его творчество остаются ребусом, который потомки до сих безуспешно пытаются разгадать. Михаил Врубель часто обращался к сказочным темам. Он оставил нам подсказки в своих картинах…» — говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. Картины развешены не по времени создания работ, а по темам. Ведь, как говорят искусствоведы, в творчестве Врубеля ни один мотив не возникает ниоткуда и не уходит в никуда.
Пространство организовано так, чтобы, стоя у одного полотна, понять, какая из картин в логической цепочке следующая. Его отвергали за то, за что потом превозносили Современники Врубеля не понимали, а некоторые, наверное, даже боялись. Ведь смеются, чтобы побороть мистический страх. Картины зачастую просто стыдились покупать, ведь официальная критика была нелестной: «странные пропорции, неестественные цвета…».
От его полотен отказывались, а потом кусали локти. Яркий пример читается в представленной в одном из залов «Линии жизни» иллюстрированной биографии художника: «Начало 1902-го года — Совет Третьяковской галереи отказывается приобретать картину «Демон поверженный» за 3 000 рублей ее приобретает частный коллекционер В. В 1902-м году Совет Третьяковки отказался от картины «Демон поверженный», а в начале 1903-го руководители галереи осознали, что проворонили ценность, и довольствовались только эскизом. Фото: Ярослава Танькова Вечная история великих, которых оценивают вослед, после, когда и спросить уже не с кого.
Так и с Врубелем. Сначала презирали и отвергали, позже за то же самое превозносили. Теперь его живописи приписывают мистические свойства и даже болезнь — шизофрению — обожествляют.
Согласно другим источникам, в образе демона художник изобразил Эмилию Прахову, которая отвергла его. Её глаза мы можем найти буквально на каждой картине Врубеля в то время. Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение.
Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона. В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ. Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом.
Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола.
Например, одержимость образом демона, который присутствует явно на нескольких знаменитых картинах. Но, если присмотреться, его профиль виден почти в каждом полотне, даже в карандашных этюдах, на которых мастер упрямо изображает складки смятого одеяла, платья, халата. Даже в серии мистических зарисовок одной и той же перламутровой ракушки можно рассмотреть нечто. Кто это? Чей образ так упорно преследует Врубеля? Его собственный мятущийся дар непонятого гения?
А может, мучающая его душу болезнь, или даже любовь? Даже в мятой одежде и одеяле на рисунках Врубеля, то и дело просматривается профиль Демона, которым художник был одержим. Фото: Ярослава Танькова Пытаясь найти ответы, я бродила по залам туда и обратно несколько раз. И, в очередной раз проходя мимо знаменитых Сиреней, заметила сидящую на полу перед полотном маленькую девочку. Она старательно малевала в тетрадке, пытаясь срисовать картину. Девочка на выставке Врубеля. Фото: Ярослава Танькова И не важно, что рассуждение не по канонам! В поговорке про «глаголящую истину» не упоминается об искусствоведах, а вот про «уста ребенка» — сказано.
Так что, возможно, тот самый удачный портрет, который был обещан после свадьбы Надежде Забеле — вовсе не портрет, и даже не Царевна-Лебедь. Выставка открыта по 8 марта 2022 года включительно.
Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г.
В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа».
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Картина «Демон поверженный», 1901-1902 Михаил Врубель. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Я встречала её на различных репродукциях, но живьём не видела никогда и, оказавшись в зале Врубеля, в стенах Третьяковской галереи, я направилась именно к ней, встретив на своём пути одно маленькое препятствие – картину «Демон поверженный».
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Его настоящей идеей и было возвышение демона, даже лёжа он должен был выглядеть великим и непобедимым. Но получилось прямо противоположное. Эта работа стала одной из самых слабых для художника. Образ вышел безумный и сломленный. Но в оправдание художника можем сказать, что написав такую работу за год, не имея возможности работать над ней дольше, из-за уже упомянутой нами ситуации, он и так сделал многое. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. Первая выставка, которую она посетила, была «Мир искусства». Но уже во время неё и после окружающие стали замечать в поведении художника признаки психического расстройства.
Но при этом сам он не выдавал явных признаков, его творческая активность, самостоятельность лишь усилилась.
Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу.
И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели.
Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек.
Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.
Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича.
Это бунт против уходящей эпохи "народности и прозы" Белинский. Современники также угадали в картине прославление демонизма сверхчеловека, близкое Ницше. Суждения о картине едва ли могут быть категоричными. Сохранившиеся эскизы говорят об отсутствии у Врубеля устоявшейся концепции образа.
Иногда, например, художник уверял, что Демон уже не повержен, а летит. Художник продолжал переделывать картину даже на выставке, и, по словам очевидцев, лицо Демона становилось то прекрасным, то безобразным. Александр Бенуа утверждал, что Врубель усиливал в нем черты муки, отчаяния, "пыточной вывернутости". Свойственное искусству Врубеля отталкивание от всего мелкого, серединного, пошлого здесь обретает крайне полемическую, заостренную и болезненную форму. Узкий, вытянутый в длину формат холста подчеркивает трагическую распластанность легкого голубоватого тела, которое кажется еще более эфемерным по контрасту с размахом огромных крыльев, охватывающих дальние склоны гор, меркнущие в сумеречном свете.
Ухудшения же начались после того, как сын Савва, родился с дефектом на лице, так называемой «заячьей губой». Это событие глубоко потрясло Михаила Александровича. С тех пор близкие стали замечать, что с великим художником начинает твориться что-то неладное. Внутренние переживания Михаила Врубеля несложно разглядеть на портрете его сына.
На лице маленького Саввы отчетливо читаются тревога, страх и отчаяние. Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями. После написания последнего демона - Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фрином.
Три «Демона» Врубеля
В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Я встречала её на различных репродукциях, но живьём не видела никогда и, оказавшись в зале Врубеля, в стенах Третьяковской галереи, я направилась именно к ней, встретив на своём пути одно маленькое препятствие – картину «Демон поверженный». Эта тема о картинах демонов Михаила Врубеля несет в себе отрицательный характер. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1].
Три «Демона» Врубеля
Холст, Масло. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух». Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части.
Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней.
Эту картину я тоже прежде встречала на различных репродукциях, но никогда даже внимания на неё не обращала, пока не увидела это полотно живьём. Первое, что я увидела на полотне «Демон поверженный», это драму. Это драма не пугает, не удивляет, она просто есть и написана перламутровыми красками, что придаёт картине живую игру красок. И, в этой драме, казалось бы, нет ничего удивительного. Образ Демона поверженного мне знаком с раннего детства из рассказов о боге.
Он неразлучно шёл рядом со мной на протяжении жизни, вместе с моей верой и я привыкла к нему. И этот образ Демона поверженного давно стал неотъемлемой частью моей жизни, и не только моей. Он стал частью истории всего человечества и пересказывается из поколения в поколение. Демон поверженный часть нашей жизни и часть нашей истории. Он просто есть и всегда был, и это привычно. И в этом тоже нет ничего удивительного, ровно до тех пор, пока ты не изучишь досконально правую сторону полотна, на котором он изображён. Образы людей в центре правой стороны полотна еле различимы.
Это лишь контуры, лёгкое очертание фигур. Немного футуристические, но узнаваемые.
К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины.
В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства. В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений.
Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Источник: wikipedia. Фоном её является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.
Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его работы более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Картины, с которых смотрели грозные ангелы с израненной человеческой душой, пугали практически всех. Но не Мамонтова, который увёз непонятого художника на несколько лет в Италию.
На картине изображена жена Врубеля. Вернувшись в Москву, он получил несколько заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция».
Желание закончить данное полотно в определенный момент переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. А вот и "демон сидящий", а также "демон летящий" не законченная по неизвестной причине работа.
Основная часть подобных картин была создана для произведения Лермонтова "Демон". Одного из центральных произведений Лермонтова, над которым он работал больше десяти лет 1829—1839. Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. Поэма основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против бога.
«Демон поверженный»: первая за 60 лет выставка Врубеля открылась в Русском музее
на вес золота) и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины. Демон Врубелю не давался, мастер переписывал картину несколько раз, в последний раз забраковал уже практически готовое полотно, начав всю работу заново. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства».
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
В 1901 году Врубель сделал первые эскизы к картине «Демон поверженный». Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». и закончил цикл этим трагически сраженным демоном.