Главная» Новости» 13 мая в усадьбе "Знаменское-Раек" состоялась акция посадки саженцев молодых дубков.
Раёк. Усадьба Знаменское-Раёк
Сердце усадьбы — церковь Знамения Божьей Матери 1766 года, построенная отцом Ф. Глебова, тоже генерал-аншефом Иваном Федоровичем Глебовым. До революции 1917 года в церкви находились родовые иконы Глебовых : Николая Мирликийского Чудотворца и Знамения Божьей Матери, а также несколько икон кисти Боровиковского. С 2022 г. Посещение туристами комплекса ограничено в связи с подготовительным режимом по сохранению памятника по причине имеющихся аварийных сооружений.
Федор Иванович безумно ревновал свою супругу. Молодая, очаровательная, блестяще образованная, она не могла не привлекать внимания. Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи.
Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла, тем не менее, подчинить своей воле. После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы. И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок — дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку. Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему. Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову 1751-1804. И хотя документальных свидетельств, устанавливающих авторство Львова не обнаружено, тем не менее, достаточно сравнить Знаменское-Раёк с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в авторстве отпали.
Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак — «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. Внутрь попасть не удалось, поэтому только 1 фото в открытое окно на 1 этаже. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами. Разгуляться было где! Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых.
В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков. Усадьба-дворец была рассчитана на великосветские приемы. По преданию, Знаменское-Раёк неофициально посетила сама Екатерина Великая. В столовой Главного дома было отведено специальное почетное место, над которым висел портрет императрицы.
На втором — хозяйская спальня, ванная комната площадью 40 квадратных метров, три гардеробные и будуар супруги Тимура Иванова площадью 80 квадратных метров.
Источник: Uralweb.
Откуда оно произошло? Некоторые утверждают, что от погоста Рай, близ которого и выстроили усадьбу, а некоторые говорят, что название усадьбе дала сама императрица Екатерина.
Проезжая мимо, она, не сумев сдержать восхищения, воскликнула: «Вот это рай! Тогда ее владельцем был Глебов И. В 1772 году Иван Федорович разделяет свои имения между сыновьями. И усадьба в Знаменском отходила его сыну Федору Ивановичу.
Первый брак этого человека из знатного рода не был удачным. Но вот во второй раз он без памяти влюбился в Елизавету Стрешневу, которая обладала удивительной красотой и капризным характером. Федор Иванович сватался к ней несколько раз. В первый раз ему отказали из-за разницы в возрасте практически в 20 лет.
Но все же потом свадьба состоялась. Федор Иванович ровно настолько сильно любил супругу, насколько и ревновал ее. Тем более юная, прекрасно образованная девушка не могла не привлекать к себе внимания. Неслучайно Федор Иванович решил сделать своей супруге удивительный подарок — дворец Елисаветино, архитектором которого был удивительно талантливый уроженец новоторжской земли Н.
ВИЭМ проведет круглый стол о развитии усадьбы Знаменское-Раёк
В настоящее время осуществляется редевелопмент нежилых зданий бывшего профилактория с приспособлением в террмариум-отель. Сердце усадьбы — церковь Знамения Божьей Матери 1766 года, построенная отцом Ф. Глебова, тоже генерал-аншефом Иваном Федоровичем Глебовым. До революции 1917 года в церкви находились родовые иконы Глебовых : Николая Мирликийского Чудотворца и Знамения Божьей Матери, а также несколько икон кисти Боровиковского. С 2022 г.
Откуда пошло это, Раек? Одни исследователи полагают, что от погоста Рай, близ которого и выросла усадьба, другие — что сама императрица Екатерина Великая, побывавшая здесь и потрясенная увиденным, воскликнула: «Вот это Раек! Еще одно толкование мы можем найти в словаре В. Даля: Раёк — «ящик с передвижными картинками, на которое смотрят в толстое брюшистое стекло»; «вертеп, кукольный театр». Действительно, усадьба напоминает его.
Первые сведения о поместье относятся к XVII в. Тогда оно принадлежала сенатору, генерал-аншефу, генерал-губернатору Киева 1762-66 , Санкт-Петербурга 1766-67 Ивану Федоровичу Глебову 1707-1774. Первое документальное свидетельство об усадьбе относится к 1746 году. В тот год рядом со старой церковью Знамения Божьей Матери, что на погосте Рай, началось строительство нового, каменного храма в стиле барокко, построенного к 1766 году. Поводом к этому послужило пострижение в монахини его супруги, Прасковья Ивановны, урожденной Грековой. По «общему согласию» Ивана Федоровича и его сыновей, был составлен « раздельный реестр», согласно которому село Знаменское отходило второму сыну, Федору Ивановичу 1734-1799. Однако полновластным хозяином имения последний стал только после смерти отца в 1774 году. И здесь на сцену выходит еще одна история, на сей раз любовная. Сам Глебов принадлежал к не менее известному дворянскому роду, чьи предки прибыли из Швеции служить князю Дмитрию Донскому 1350-1389.
Она была последней представительницей знатного боярского рода, к которому принадлежала супруга царя Михаила Романова — царица Евдокия Лукьяновна. Елизавета Петровна с детства отличалась взбалмошным характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца. И именно в нее, капризную красавицу, без памяти влюбился овдовевший Федор Иванович. Однако он получил отказ: отцу Елизаветы Петровны разница в возрасте — 17 лет, — казалась слишком большой. И только перед смертью он благословил брак дочери. Так, в 1772 году породнились две знатные фамилии — Глебовы и Стрешневы.
Сначала он продолжает четкую осевую композицию усадьбы, и постепенно сливается с окружающим ландшафтом. Главная аллея ведет к реке Логовежь. Время не пощадило многие постройки, а современные архитекторы снова не спешат поворачивать время вспять… В южной и северной части парка сохранилось две системы прудов с каскадами. В центре верхнего пруда южной системы на острове растет сосна — единственная из трех, чудом дожившая до наших дней. Когда-то сосен было три. Когда-то в парке насчитывалось 17 гротов. Кроме того, роскошный пейзажный парк украшали беседки, павильоны, купальни, пристани, валунные мосты. Неподалеку от Главного дома стояла изящная беседка-ротонда с восемью колоннами, своды которой были покрыты росписями. Ниже, у реки, находилась еще одна постройка, напоминающая миниатюрный античный храм, с изваянием русалки. Нижний пруд и мостик- плотина. Река Логовежь. Время не пощадило усадьбу. После Октябрьской революции здесь располагались различные учреждения: пансионат для госслужащих, короткое время — картинная галерея, колония для несовершеннолетних, пионерский лагерь. В Великую Отечественную войну здесь был госпиталь. И новый штрих в историю усадьбы: с ранениями тут лежал знаменитый летчик Маресьев. В 80-е годы располагался профилакторий, принадлежавший одному из тверских заводов. В конце ХХ века Знаменское-Раёк фактически превратилось в руины. Именно в таком состоянии и застал его А. Солженицын, посетивший эти места 6 сентября 1996 года. Утрачены Полуденный именной домик, Троеграновый домик, храм Цереры, грот каскада прудов, каменный мост через Логовежь… Очень надеюсь, что когда мы приедем в Раёк в следующий раз, там будет кипеть жизнь и над усадьбой перестанет висеть угроза разрушения! Ну, а если Вам понравился этот пост, не забывайте, пожалуйста, делиться с друзьями и подписчиками — вдруг, для кого — то это будет прекрасная идея проведения выходного! Всем хорощего продолжения лета и побольше головокружительных впечатлений!
Также будут воссозданы утраченные. Это главный дом, флигель, колоннада, ворота, грот и другие объекты. Параллельно с этим будет вестись работа по организации в усадьбе музейного комплекса. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф.
В Тверской области отреставрируют усадьбу «Знаменское – Раёк» и создадут музейный комплекс
Усадьба принадлежала генерал-аншефу Ф. Глебову, чья семья находилась в родстве с царской семьей. Даже в нынешнем плачевном состоянии усадьба поражает своей красотой и величественным видом, привлекая ежегодно сотни туристов — любителей истории и архитектуры, желающих своими глазами увидеть остатки былого великолепия. В апреле прошлого года усадьба «Знаменское — Раёк» перешла в ведение Всероссийского историко-этнографического музея ВИЭМ в Торжке, была начата подготовка документации для реставрационных работ.
Архитектор усадьбы — один из величайших представителей русского просвещения Николай Львов, который также построил Приоратский дворец в Гатчине и Невские ворота Петропавловской крепости. Мероприятие состоялось при поддержке Всероссийского историко-этнографического музея Торжка.
Усадьбы Глинки и Брюса, Архангельское Голицына затем Юсуповых , Кусково Шереметевых — лучшие образцы классицизма; они прекрасны, просторны и содержат внутри богатый барочный интерьер. Владельцы украшают спальни, их просторные гостиные снабжены огромными окнами, в кабинетах собираются библиографические сокровища, а на стенах располагаются лучшие живописные произведения. В садах загородных дворцов зачастую стоят статуи Меркуриев и Аполлонов по западному образцу — такой обычай в Россию привёз ещё царь Пётр. По роскоши Знаменское-Раёк не уступает другим, но создан с большей глубиной и с учётом целей эпохи Просвещения.
Вслед за критикой «великолепья пышного» Гаврилы Державина, его друг архитектор Николай Львов делает загородные дома более естественными и соответствующим русскому климату. Благодаря этому он определяет следующий архитектурный век.
В 2020 году стремительно разрушающаяся усадьба уже пережила пожар. Есть ли у красивейшего памятника архитектуры шанс на спасение?
Или же вскоре он пополнит печальный список утраченных шедевров?
Началась подготовка документации для реставрации усадьбы "Знаменское – Раёк" под Торжком
Усадьба «Знаменское-Раёк» принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Фёдору Глебову. удивительной архитектуры, усадьба Знаменское-Раек. Так, в особняке бывшей церковной слободы усадьбы Знаменское-Раёк, в разные периоды XX века находился дом притча и в послевоенные годы — тепловодогрязе-лечебница.
Расположение
- В Тверской области обсудили дальнейшую судьбу усадьбы «Знаменское-Раёк»
- Как посетить, экскурсии
- Похожие записи
- В Тверской области рассказали о планах реставрации усадьбы "Знаменское-Раек"
- История усадьбы Знаменское-Раёк
В усадьбе Знаменское-Раёк Торжокского района прошел фестиваль «Музыкальная экспедиция»
Усадьба «Знаменское-Раек» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России, построенная по проекту архитектора Николая Львова Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Федору Ивановичу Глебову. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Усадьба Знаменское-Раек была окончательно передана новому собственнику. Усадьба Знаменское-Раёк находится в торжокском районе Тверской области, в 15 километрах от административного центра. Усадьба Знаменское-Раёк была построена в XVIII веке и принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф.И. Глебову. В апреле 2022 "Знаменское-Раек" уже перешло под ведение торжокского ВИЭМ, и планируется проведение реставрации и организации музе, для этого готовятся все необходимые документы.
В Торжке воссоздадут знаменитую усадьбу конца XVIII века
На протяжении своего путешествия Львов описывает достопримечательности Италии в своем итальянском дневнике, дошедшем до наших дней. По возвращении в Россию в 1798 году он публикует перевод труда Палладио «Четыре книги об архитектуре». Считается, что Львов «создал саму типологию частной жизни и частного размышления в России», будучи архитектором множества усадебных комплексов в Тверской, Московской, Новгородской губерниях и Санкт-Петербурге, среди них Знаменское-Раёк, усадьба Державина, Уткина дача, Введенское. Николай Львов Николай Александрович Львов— один из ярчайших представителей Русского Просвещения, прозванный современниками «Русским Леонардо да Винчи» за свою многогранность и одаренность во множестве сфер. Архитектурный ансамбль усадьбы Поразительно продуманная планировка усадьбы основана на тщательно изученной Николаем Львовым архитектуре Андреа Палладио — итальянского зодчего позднего Ренессанса венецианской школы, основоположника палладианства и автора «Четырех книг об архитектуре», которые перевел на русский язык Львов.
Классицистическое течение палладианства основано на возрождении и переосмыслении античных традиций, Палладио боготворил античность и избрал себе учителем Витрувия, автора трактата «Десять книг об архитектуре», в которой выводится знаменитая «Триаду Витрувия» или «три закона» архитектуры: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. Андреа Палладио приводит каноны древнеримских ордеров в своих «Книгах», которые переводит и использует Николай Львов, что позволяет нам понять, на что опирался архитектор усадьбы в своих творениях. Так, в усадьбе применяется характерное для XVIII века осевое построение — ярко выраженная симметрия архитектурного ансамбля. При въезде в усадьбу через Парадные ворота, которые вы видите, подъезжая к усадьбе гостям открывался вид на огромный парадный двор.
Сквозь кованое кружево ворот, оформленных в виде триумфальной арки, просматривается овальный курдонёр, окруженный белыми тосканскими колоннами, как вышколенными гвардейцами. Любимый архитектором солярный символ венчает верхнюю часть кованых ворот, и, если встать перед ними в определенной точке, и взглянуть на главный дом, лучи металлического солнца совпадут с полуциркульным окном в куполе. Усадьба строго ориентирована по сторонам света, солнце словно включено в ансамбль, его свет играет роль первой скрипки в симфонии классицистического торжества усадьбы. В обрамление парадного двора включены два флигеля с башнями, расположенными напротив друг друга.
Центр композиции — главный дом, увенчанный бельведером. Композиция парадного двора направляет внимание к парадной лестнице дома, вход в который отмечен четырехколонным тосканским портиком. Архитектурный облик дома — трехэтажный четвериковый объем с круглым бельведером и торжественными портиками, который Гавриил Державин, великий русский поэт, царедворец и друг архитектора, определял как «храмовидный» и «храмоподобный», отвечал канонам Палладио. Общая композиция дома выдает знатока итальянской архитектуры.
Парадное крыльцо фланкировали пушки, а центром композиции парадного двора являлся фонтан со скульптурной группой: Лев, Арион и Дельфин. Фонтан функционировал благодаря сложной инженерной системе, связывающей каскадные пруды и специально устроенные каналы. В Знаменском, по примеру Палладио, парадные и хозяйственные постройки объединены в единую систему, части которой соединяла колонная лоджия. Здесь она утратила практическое значение — укрытие от зноя и дождя, но, превратившись в ограду парадного двора, стала символом представительности.
Тосканский ордер, примененный здесь, Палладио как раз рекомендовал для загородных вилл. Хозяйственные постройки усадьбы, как уже отмечалось ранее, органично связывались у Львова с парадной частью. И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию.
Четкие линии аллей «в английском стиле» спускаются к реке Логовежь и растворяются в просторе лугов. Самые живописные места парка архитектор отмечал умело расставленным акцентами — беседками, ротондами, гротами…Многие из них, к сожалению, не дожили до наших дней.
Но сохранились валунные лестницы. Все еще действует дренажная система, устроенная Львовым — она до сих пор защищает это место от заболачивания. Довольно быстро можно привести в порядок яблоневый сад, очистить пруд, в центре которого на островке растет двухсотлетняя сосна в три метра обхватом. Как рассказывают краеведы, хозяин усадьбы посадил здесь три сосны, символизирующие веру, надежду и любовь. Теперь осталась одна.
Какая именно — тайна. Но каждый путешественник может сам решить, какую из вечных ценностей символизирует это дерево. Собравшиеся посадили два колоновидных персика, которые раньше росли в оранжерее, построенной Львовым.
Замечательно, что с нами специалисты Тверской государственной сельскохозяйственной академии, которые помогут нам омолодить яблоневый сад, возродить оранжерею. И мы с нетерпением ждем студентов, — добавила Ирина Жукова. Участники церемонии подписания Соглашения обошли парк и оценили перспективы предстоящей работы. По общему мнению, поле для работы действительно уникальное.
Атмосфера этого места завораживает. Четкие линии аллей «в английском стиле» спускаются к реке Логовежь и растворяются в просторе лугов. Самые живописные места парка архитектор отмечал умело расставленным акцентами — беседками, ротондами, гротами…Многие из них, к сожалению, не дожили до наших дней. Но сохранились валунные лестницы. Все еще действует дренажная система, устроенная Львовым — она до сих пор защищает это место от заболачивания. Довольно быстро можно привести в порядок яблоневый сад, очистить пруд, в центре которого на островке растет двухсотлетняя сосна в три метра обхватом.
Усадьба была построена Федором Глебовым как подарок для своей супруги, последней наследнице древнего боярского рода Стрешневых, имевшей тесные родственные связи с царской династией. Архитектурный ансамбль возводился 12 лет и объединяет в себе элементы регулярного и пейзажного парка, дворцовую архитектуру и хозяйственные постройки. Главный дом усадьбы представляет собой прекрасный образец классицизма с элементами палладианства, лоджии, портиков, внутреннего купола и фресок, которые восхищают своими деталями и утонченностью.
Началась подготовка документации для реставрации усадьбы "Знаменское – Раёк" под Торжком
Знаменитую усадьбу «Знаменское-Раёк» в Торжокском районе Тверской области ждёт реставрация. В апреле текущего года усадьба «Знаменское – Раёк» перешла в ведение Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) в Торжке. Усадьба Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раек. 7 неизвестных мест возле Торжка, где обязательно стоит побывать. Однажды мне посчастливилось побывать в усадьбе Знаменское-Раёк, что в Тверской области, недалеко от Торжка.
Усадьба Знаменское – Раек
На втором — хозяйская спальня, ванная комната площадью 40 квадратных метров, три гардеробные и будуар супруги Тимура Иванова площадью 80 квадратных метров. Источник: Uralweb.
Это главный дом, флигель, колоннада, ворота, грот и другие объекты. Работы предполагается провести за счет федеральных средств, выделенных по линии Минкультуры России. В разработке концепции экспозиции будущего музея примут участие эксперты и ведущие специалисты страны. Знаковое событие по передаче усадьбы в ведение музея произошло в преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест, который отмечается сегодня, 18 апреля. Усадьба «Знаменское-Раёк» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России.
Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф. Семья Глебовых-Стрешневых имела тесное родство с царской семьей.
Архитектор усадьбы — один из величайших представителей русского просвещения Николай Львов, который также построил Приоратский дворец в Гатчине и Невские ворота Петропавловской крепости. Мероприятие состоялось при поддержке Всероссийского историко-этнографического музея Торжка.
По легенде, усадьба получила свое название благодаря Екатерине II, которая впервые оказавшись здесь, сказала: «Вот это рай! Усадьба, расположенная в живописном месте, является памятником русской архитектуры. Заказчиком строительства усадьбы был генерал Глебов, который подарил это место своей супруге Елизавете Стрешневой.
Вид сверху на усадьбу напоминает ожерелье из-за своего архитектурного комплекса. Главное здание усадьбы является наиболее ценным «камнем» в этом «ожерелье».