Новости сколько гоголю лет

19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым.

Детство и юность писателя

  • Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель (одна из многочисленных версий) | Пикабу
  • Николай Гоголь на единственном фото 1845 года похож на Джонни Деппа и Эдгара По
  • Николай Васильевич Гоголь
  • Летаргический сон
  • Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

Однажды, в своем письме Виссариону Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Николай Гоголь написал: «…Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?

Он хотел писать его так, «чтоб была слышна связь человека с той почвой, на которой он родился». Для этого писатель собирался путешествовать от монастыря к монастырю, общаясь с людьми, впитывая в себя дух разных мест.

Писатель своим творчеством повлиял на развитие русского языка, делая акцент на его народности.

Происхождение и ранние годы Н. Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в Полтавской губернии Украина в селе Великие Сорочинцы. Николай родился третьим ребенком в семье помещика всего было 12 детей.

Будущий писатель принадлежал к старинному казацкому роду. Возможно, что предком был сам гетман Остап Гоголь. Он занимался сценической деятельностью и привил сыну любовь к театру.

Когда Николаю было всего 16 лет, его не стало. Она вышла замуж в юном возрасте 14 лет. Ее красивой внешностью восхищались многие современники.

Николай стал ее первым ребенком, который родился живым. И поэтому его назвали в честь Святителя Николая. Детство Николай провел в деревне в Украине.

Традиции и быт украинского народа сильно повлияли на будущую творческую деятельность писателя.

В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие. Его читают и дети, и взрослые, перечитывают пожилые. Есть в его текстах серьезное и глубокое, веселое и грустное, комическое и трагическое, что-то вечное, притягательное, освежающее душу. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной значимости произведений Н.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы». После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта. Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» 1842 и комедии «Ревизор» 1836. Однако П. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние». Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» включенная в «Миргород» о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу. В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения. Личная жизнь Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу — психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии. Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом биполярное аффективное расстройство личности : веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием. Это тревожило его ум до самой смерти.

Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения

1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя.

1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения

Карташёва, «уморил себя голодом в подвиге спиритуализма». Существует ещё одна версия смерти Гоголя. Она состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель — ртутьсодержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства. В результате передозировки и замедления выведения из ослабленного организма этого препарата могла произойти общая интоксикация по типу отравления ртутным ядом сулемой. Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Говорят, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе — голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили укоренившуюся уверенность в том, что Николай Васильевич умер страшной смертью, в кромешной тьме, под землей. Советский писатель Владимир Лидин, присутствовавший при эксгумации, заявил, что в могиле не было черепа. Кроме того, крышка гроба внутри якобы была расцарапана. Впрочем, другие свидетели перезахоронения эти сведения опровергли.

Однако сообщили о мародерстве — кто-то отрезал кусок сюртука покойного, кто-то стащил ребро и сапог. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича»: Вы живого несли по стране. Гоголь был в летаргическом сне. Гоголь думал в гробу на спине: «Из-под фрака украли исподнее. Дует в щель, но в нее не просунуться. Что там муки Господние перед тем, как в гробу проснуться. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу. Наиболее известные произведения Н.

Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский , Иван Киреевский и многие другие. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга повторила успех. Гоголя приглашали на все литературные вечера, он часто виделся с Александром Пушкиным. Летом 1832 года писатель решил проведать родных и по пути впервые побывал в Москве , где познакомился с публицистами Сергеем Аксаковым и Михаилом Погодиным, актером Михаилом Щепкиным. Из дома Гоголь писал: «Приехал в имение совершенно расстроенное. Долгов множество невыплаченных. Пристают со всех сторон, а уплатить теперь совершенная невозможность».

В 1834 году писателю предложили место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Николай Гоголь согласился. Днем он читал лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов, вечером — изучал историю крестьянско-казацких восстаний в Украине. Все свободное время писал. В 1835 году вышел еще один сборник Гоголя под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Гоголь проанализировал его творчество и назвал Пушкина первым русским национальным поэтом.

В «Арабесках» напечатали и первые петербургские повести Гоголя: «Портрет» , «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект». В сборнике также были статьи на историческую тематику: «Взгляд на составление Малороссии», «О преподавании всеобщей истории», «Ал Мамун» и другие. Через месяц после сборника «Арабески» у Гоголя вышла еще одна книга — «Миргород». Это было продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: писатель использовал элементы украинского фольклора, а само действие происходило в Запорожье. Во время работы над произведениями Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637—1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха. Весь тираж сборников «Арабески» и «Миргород» быстро раскупили.

Критик Виссарион Белинский писал: «Его талант не упадает, но постепенно возвышается. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». В 1835 году Николай Гоголь начал писать «Мертвые души». Сюжет произведения подсказал Пушкин: во время кишиневской ссылки ему рассказали про помещика, который выдавал умерших за беглецов. Спустя несколько месяцев Гоголь уже читал поэту первые главы произведения. Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении он же был охотник до смеха , начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!

Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Николай Гоголь, писатель «Собрался собрать все дурное в России»: комедия «Ревизор» Осенью 1835 года Николай Гоголь уволился из университета. Он решил профессионально заняться литературой и попробовать сочинить пьесу. Писатель обратился с письмом к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию… Духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта!

Ради бога, ум и желудок мой оба голодают». Поэт рассказал Гоголю историю о господине, который выдал себя за высокопоставленного чиновника. Она и легла в основу комедии «Ревизор». По сюжету коллежский регистратор Хлестаков проиграл деньги в карты и случайно оказался в уездном городе. Городничий, смотритель училищ, почтмейстер, судья и многие другие служащие приняли его за ревизора. Они старались скрыть реальное положение дел и давали Хлестакову взятки. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Николай Гоголь, писатель В 1836 году Гоголь закончил комедию и прочитал ее в гостях у Василия Жуковского. Писателю посоветовали обязательно поставить пьесу в театре. Однако добиться разрешения на спектакль удалось только с протекцией Жуковского: комедия не проходила цензуру, и поэту пришлось лично уговаривать императора.

Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании.

Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги.

Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.

В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу.

В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции.

Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о.

Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16].

Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их.

Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни.

В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.

На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8. В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок.

Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В.

Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью.

Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М.

Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П.

Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4].

О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н.

Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В.

Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей.

Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества.

Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма.

А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении.

Когда родился Гоголь

На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» – произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), умер, когда сыну было 15 лет. Главная» Новости» Юбилей гоголя в 2024 году. В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. Получив дворянскую грамоту в 1792 году, Афанасий Демьянович сменил фамилию «Яновский» на «Гоголь-Яновский».

Увлечение литературой

  • АССУЛ - Николай Васильевич Гоголь
  • Легенда 2. На самом деле его звали не Гоголь, а Яновский
  • В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
  • Когда родился Гоголь /

1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения

Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет. Гоголь – наш современник: Новость: ПКПБ им. А. М. Горького: женя диаппа в «Прочие развлечения», 6 лет назад. сколько прошло лет с дня рождения гоголя если сейчас 2017. Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург.

Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь

В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии. Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы. Гоголя в молодости, худ. Жерн 1836 г. В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал.

Теперь он был старшим мужчиной в семье. Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой. Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания.

Санкт-Петербург Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного. Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав. Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества».

Произведение опубликовали. Портрет писателя, худ. Боклевский, 1872 г. Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление.

Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его. После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком. После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург.

Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии тайную полицию. Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост. Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским. Гоголя, худ. Репин 1878 г. Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении.

Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла. Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным. Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки. В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге.

Является признанным классиком русской культуры. Николай Васильевич Гоголь родился, по разным данным, 31 марта или 1 апреля 1809 года. Его детство прошло на Украине в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос в многодетной семье, кроме него, у родителей было еще 5 сыновей и 6 дочек, некоторые из детей умерли младенцами. Когда Николаю исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву, где он изучал науки в училище, а затем — у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша поступил в Гимназию высших наук город Нежин Черниговской области. Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству, охотно участвовал во всех театральных постановках и импровизированных сценках.

Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом. В его произведениях заметен уникальный стиль, который объединяет реализм, фольклорные мотивы и глубокое понимание русской души. Николаева" прошла беседа целью которого является обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.

К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ» , был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.

Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », «Тяжба», « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов.

Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Три портрета Гоголя Фёдора Моллера и овальный портрет Александра Иванова 1840—1841 За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение, « Мёртвые души » — но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии , Швейцарии , зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы.

Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году ; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов.

В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру , которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.

Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы.

Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам , той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви.

Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский , Игнатий Брянчанинов и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [12]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.

В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.

Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [13]. Смерть Церковь Симеона Столпника на Поварской , которую посещал Гоголь в последние годы своей жизни С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году , а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [15].

Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [16] ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [16]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 23—24 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро, он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть.

Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий