Мусульмане России в ночь на 21 апреля отмечают Ураза-байрам — праздник разговения и особый день для всех мусульман. Праздником Ураза-байрам заканчивается священный месяц. Праздничный намаз читается только коллективно и обязателен для мусульман-мужчин, достигшего половозрелого возраста и обладающего разумом. появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами.
«Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар
Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. Это всегда широкие гуляния, где можно показать талант, силу. В Москве десятки тысяч верующих пришли совершить праздничный намаз к Соборной мечети. Этот праздник, по словам мусульман, — символ духовного и нравственного обновления. – У татар сохранились пережитки языческого верования, и это – естественное явление. Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. Появление праздника связано с традиционным календарём скотоводов: раньше в этот день якуты торжественно встречали айыы — покровителей скотоводства и коневодства.
«Знакомые-мусульмане просто не открывают двери»: история о том, как татарская семья празднует Пасху
Еще одним важным праздником для татар является Ураза-байрам – праздник, который посвящен окончанию поста, который длится месяц Рамадан. Из чего состоит главный фольклорный праздник татар. Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2024 году. Республиканский праздник славянской культуры "Иван Купала". Это народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию и расцвету природы.
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
Национальные праздники Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Среди татарских национальных праздников есть как религиозные мусульманские , так и светские нерелигиозные. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает ает Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы. А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм байрам. Народные национальные праздники занимают заметное место в жизни татарского народа и проводятся в определенное время года, и, как правило, связаны с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ. Науруз Навруз Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия 21 марта по солнечному календарю.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. Навруз — это один из самых любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл.
Но главный смысл празднования Навруза — это встреча Нового года в кругу семьи. В канун Навруза шакирды обходили дома, распевая песни-баиты о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, желали благополучия хозяевам. Дети с помощью взрослых готовили бумажные игрушки, хлопушки. Отцы семейств готовили подарки. Молодые собирали цветы и украшали ими дом; В день Навруза все одевали лучшие, и часто новые одежды.
Старшие одаривали младших. Ходили друг к другу в гости. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Сабантуй Сабантуй - самый главный из этих праздников.
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя. Сегодня сабантуй, как национальный татарский праздник, отмечают во многих городах, где в процессе миграции появился значительный контингент татар, например, в Москве, Ташкенте, Петербурге, Самаре. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ в конце апреля , теперь же — в честь их окончания в июне.
Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля. Таким образом граждане смогут отдохнуть четыре дня подряд, а именно 28, 29, 30 апреля и 1 мая.
Будут научное шоу, мыльное шоу, челленджи, конкурсы, игры, а актеры театра Кариева покажут, как проходили праздники в старину. Развлекать юных посетителей «Рамазан Феста» организаторы пригласили 10 детских центров. Организаторы пригласили шеф-поваров городских кафе и ресторанов. Им предстоит приготовить вкусные блюда из несочетаемых продуктов и представить на суд гостей фестиваля.
Бармены будут готовить национальные татарские напитки, а еще среди пекарей пройдет конкурс по приготовлению самого вкусного бэлеша. Фестиваль закончится в 19:30. Финальной точкой станет оригинальное лазерное шоу. Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Казанских ведомостей.
В 2000 году Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры и ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы. Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями». Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи». После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши». Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. В Республике Татарстан на республиканском уровне Гырон быдтон проводится с 1998 года: 1-й Гырон быдтон состоялся 13 июня в селе Кит-Озеро Бавлинского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских Гырон быдтон являются удмуртские села и деревни Агрызского, Балтасинского, Бавлинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского районов, места компактного проживания удмуртов в Татарстане. Обычно место проведения праздника делится на площадки: «Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни; «Шулдыряськон» центральная площадка для выступления фольклорных и театральных коллективов; «Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей; «Усточикар» - «Город мастеров», для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства; «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов и др. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» и другие среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей. Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Гырон быдтон, народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан. Впервые в 2023 году на празднике в Кукморском районе Татарстана состоялся республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья», раньше в конкурсах выбирали самую яркую красавицу или молодца. Мордовский Валда Шинясь Праздник мордовской культуры солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье. Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния, с 20 по 23 июня склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния. Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы. Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах свадебных, календарных праздниках , в бытовой традиции, украшениях. В фольклоре Солнце персонифицируется, представляется в образе девушки Солнце Шись , наделяется эпитетами «мазы», красное , «лямбе» теплое. Свое почтительное отношение Солнцу как Верховному божеству народ выражал через поклон небесному светилу. По словам жителей села Кильдюшево Тетюшского района Татарстана, в котором проживают мордва-мокша, в прошлом люди каждое свое утро начинали с поклона солнцу, а в день летнего солнцестояния выходили для этого в центр села. Каждый житель села старался принять участие в этом мероприятии, чтобы засвидетельствовать свое почтение и уважение Солнцу — вечному источнику света, тепла и благоденствия.
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
- Оценка качества услуг
- Проводы зимы и правильная дата
- Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
- Добавить комментарий
- Когда впервые начали отмечать Сабантуй
Обряды и праздники: традиции и современность
Календарь татарских праздников. Навруз – праздник, который тюркоязычные народы отмечают в день весеннего равноденствия 21 марта. В Татарстане отметили праздник «Изге Болгар жыены» — День принятия ислама Волжской Булгарией. Об этом в воскресенье, 21 мая, сообщает «Татар-информ».
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля. Таким образом граждане смогут отдохнуть четыре дня подряд, а именно 28, 29, 30 апреля и 1 мая.
К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза. Если Хыдырлез — это начало полевых работ, то Дервиза символизирует их окончание и приближение холодов. Отмечается Дервиза в день солнечного равноденствия — 22 сентября. После этого дня силы природы понемногу «отмирают», с каждым днем все ближе и ближе подступает осень. Название «Дервиза» состоит из двух слов: «дер» означает дверь, ворота.
Второе же слово — «виза» — разрешение на въезд. Еще накануне праздника женщины с особой тщательностью занимались убранством дома и двора: чистота и порядок — одно из непременных условий встречи праздника.
Начался концерт с вокально-хореографической композиции «Сохрани, Земля» хореографического коллектива «Данзар» и вокального ансамбля «Забава».
Затем на сцену вышли гости праздника из Татарстана — эстрадная группа «Казин егетляре». Ее сменили ансамбль русской песни «Лада» из Калачевского района, народный самодеятельный ансамбль «Русская душа» из Иловлинского района, самодеятельный ансамбль «Родные напевы» из Урюпинского района. Хозяев праздника, жителей села Малые Чапурники, здесь представлял самодеятельный татарский вокальный ансамбль «Туган Як», что в переводе на русский означает «Родной край».
Гость из Калмыкии Баатр Манджиев зачитал собравшимся отрывки из калмыцкого национального эпоса «Джангар». Неподалеку от сцены работала выставка декоративно-прикладного творчества народных умельцев. Желающие могли прямо здесь приобрести у них созданные ими памятные сувениры.
В самой вкусной части Сабантуя были широко представлены национальные кухни русского, татарского, казахского, калмыцкого и других народов. Волгоградка по имени Виктория испекла для участников и гостей Сабантуя русские пироги и татарский национальный чак-чак — это лакомство из обжаренных кусочков теста с медовым сиропом. Все на кэрэш Раньше, когда традиции празднования Сабантуя только начинали возрождаться на светлоярской земле, в его программе были только татарские национальные игры.
Теперь к ним добавилось много других, включая забавы казахские, калмыцкие и русские.
Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями. Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день — дети.
Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: "Пусть легкой будет моя нога" - Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в дом в этот день войдет человек "с легкой ногой", то год будет благополучным. Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые, ловкие. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками.
Собранные яйца складывались в плетёную корзину. На следующий день - кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула а это были все, кто мог присутствовать! Основные состязания - борьба на кушаках - курэш борьба. В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу.