Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск).
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео? Помимо этого, у него множество других рекордов, внесенных в летопись отечественной и мировой авиации. История Валерий Чкалов родился в 1904 году в небольшом селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать умерла, когда Валерий еще не пошел в школу. В школе Валерий хорошо учился и был физически развит. После школы Валерий поступил в училище, но оно закрылось. Валерий рано начал работать.
В 1919 году Валерий впервые увидел самолет и сразу захотел летать.
Сын священника, учился в семинарии. Поликарпов не хотел спешить, хотя наверняка на него оказывалось давление. Но, как бы там ни было, Поликарпов полетный лист не подписал. Спешка нужна была кому-то другому. И, наверное, не случайно испытание И-180 поручили именно Чкалову, которого для этого даже из отпуска вызвали. Я до этого несколько лет курировал опытные самолеты, и ни разу без подписи представителя главного конструктора двигателя опытную машину в небо не выпускали. Но тогда нарушили это правило.
Я и сейчас упрекаю себя в том, что в те дни не увиделся с Валерием Павловичем. А 13-го и 14-го Чкалова на аэродроме не было, и мне не удалось высказать ему свои замечания. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Как только приземлились, подбежал механик: «Чкалов погиб! Я был в одной комнате с Поликарповым. Почему Чкалову разрешили взлет без жалюзи? Почему ему не показали запись в формуляре, что вы запрещаете взлетать без одной помпы?
Комиссий, расследующих обстоятельства трагедии, было две. Первая, которую потом называли правительственной, была скорее летной. А вторую комиссию возглавлял Всеволод Меркулов, заместитель Лаврентия Берии. Те, кто после летной комиссии попадал к Меркулову, обратно, как правило, не возвращались. Черный ворон их ожидал прямо на аэродроме. Меня на летную комиссию вызвали ночью, после двенадцати часов ожидания. Войдя в зал, я увидел, что за столом сидели несколько человек: председатель комиссии, главный инженер ВВС комдив Павел Алексеев, Георгий Байдуков, Александр Беляков, Михаил Громов, Степан Супрун, еще два или три пилота и лишь один моторист, начальник Центрального института авиационного моторостроения Каширин. Тут Супрун предложил сначала зачитать, что я записал в формуляре двигателя.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске. Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.
Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. А 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Гибель Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Что же случилось на самом деле? Полёт готовился в большой спешке.
Дело в том, в апреле 1938 года правительственным решением обязали Н. Поликарпова построить и испытать И-180 к концу года. Этот истребитель должен был стать конкурентом немецкого «Мессершмитта», хорошо проявившего себя в небе Испании и который был для того времени самым быстрым и хорошо вооруженным военным самолетом в мире. Кроме того, 21 декабря у И. Сталина должен быть день рождения. И порадовать вождя новым самолетом хотели все. Поэтому и на завод, и на Н.
Поликарпова и В. Чкалова было оказано большое давление со стороны наркомата и главного управления авиационной промышленности СССР. Полет самолёта назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября, а 2 декабря на собранной машине… было выявлено несколько десятков дефектов. Правда, они, как сообщалось в специальной ведомости, не являлись препятствием для первого вылета. Однако вылет надо было производить, не убирая шасси и с ограничением скоростей и перегрузок. Ознакомившись с этой ведомостью, Чкалов взлетел и… разбился. На И-180 при посадке отказал мотор, самолет врезался в кучу щебня, летчика выбросило из кабины и он ударился головой о лежащие металлические стержни, сложенные на небольшом дворике.
Говорят, Чкалов еще жил 40 минут после удара. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: в случившемся прошу никого не винить, виноват я сам. В Боткинскую больницу его привезли уже мертвым.
Большую часть служебного времени летчик проводил на гауптвахте, которая стала домом родным. Но не помогало. Закончилось тем, что в 21 год предстал перед трибуналом. После пролета под Троицким мостом как-то решил повторить тот же подвиг, пролетев под проводами ЛЭП. В результате авария и потеря машины.
В этот раз везение закончилось — приговорили к тюремному сроку и выгнали из армии. Дали год, учли молодость и прошлые заслуги ах, как он привел в восторг Сталина и руководство страны на параде в 1927 году! Через три уже выпустили. Не отказывает студентам и энтузиастам в испытании их моделей планеров. Все это время за него хлопотали друзья и… бывшее командование. Летчик-то был сверхталантливый! Поэтому в 1930 году Чкалов а восстанавливают на службе. С 1933 года — на авиазаводе им.
Он подружился с другими летчиками-испытателями Михаилом Громовым и Георгием Байдуковым. Последний испытывал самолеты Туполева и был в восторге от его нового АНТ-25. Будучи таким же авантюристом как и Чкалов , он предложил ему совершить на этом самолете полет в Америку через Северный полюс. Оба начинают пробивать эту идею, о ней Сталину докладывает Орджоникидзе. В Америку в этот раз глава государства не пустил, а вот идея пролететь из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-Камчатский ему показалась более правильной. Что и было осуществлено 20 июля 1936 года. Полет прошел успешно, хотя, после Петропавловска, пришлось экстренно сесть из-за погоды на острове Удд теперь остров Чкалов а в Охотском море. Как всегда, на неприспособленной для этого местности — морскую гальку.
Эффект превзошел все ожидания, престиж Советского Союза взлетел до небес. Это уже была не лапотная страна! С летчиками встречается президент США Рузвельт.
Теория заговора в полете. Как на самом деле погиб Чкалов?
Дело в том, что его отец был церковным старостой, и отчаянный пилот предпочел быть послушным сыном, невзирая на риск вылететь со скандалом из советской военной системы. На 10-ю годовщину Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили в Москву на военный парад. Летчики демонстрировали свое мастерство на центральном аэродроме, особенно же отличился Чкалов, которому разрешили выполнять самые невообразимые трюки, в том числе на малой высоте. Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году. Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки. Только после этого он смог приступить к испытаниям новых машин. В те годы партия поставила задачу интенсивно развивать авиацию. В стране стали разрабатывать новые типы самолетов, поэтому работы у летчиков хватало.
Валерию Чкалову довелось испытать около 70 разновидностей машин, среди которых были истребители, бомбардировщики, разведчики. Чкалов над Арктикой Инициатором рекордного перелета через Северный полюс был не Чкалов. Ранее уже предпринималась неудачная попытка такого перелета. Разрешение было получено. Самолет АНТ-25 под управлением Леваневского отправился в путь в августе 1935 года. Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла. Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было.
Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку. Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково».
Сделав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов сорвал овации зрителей, а сам Ворошилов распорядился выписать лётчику денежную премию за высочайшее мастерство. Чкалов вернулся в часть знаменитостью, но скоро вновь взялся за своё. В июле 1928 года Чкалов, летевший на новом самолёте, немного не рассчитал и совершил неудачную посадку. При приземлении он задел задним колесом край оврага, так что у самолёта отломился хвост.
Комиссия, разбиравшая этот инцидент, пришла к выводу, что авария стала следствием излишней самоуверенности Чкалова. Его на трое суток посадили на гауптвахту и пригрозили, что в следующий раз отстранят от полётов, если он не будет поддаваться внушениям со стороны командиров. Через две недели произошла вторая авария. На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал. Разумеется, будь Чкалов обычным лётчиком, он бы отделался выговором, как это и произошло с товарищами по звену. Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости. Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: "Не дисциплинирован как в воздухе, так и на земле.
Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует". Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда. Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова. Вскоре ему вновь удалось показать себя высокопоставленной публике.
Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. В 1935 году конструктор Поликарпов и лётчик-испытатель Чкалов награждаются орденами Ленина за И-16. Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение.
Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил.
Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух.
Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах». Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины». Томашевич, а также директор завода, ряд других специалистов получили сроки.
Новое расследование - В 1955-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы И-180, - продолжает Николай НАД. Но комиссия назвала ответственными за вылет И-180 читай, виновниками катастрофы главного конструктора Поликарпова и самого Чкалова. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство первого вылета в морозный день -25 град. Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзи, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Усачев, Беляйкин и Порай осужденные в 1939-м за гибель комбрига. Помнили «чистки» 1937 года и понимали, чем грозит промедление. Городу Чкалову, названному так после гибели аса, вернули историческое название Оренбург. И в случае отказа мотора на морозе спокойно спланировал бы на летное поле. Мотор работал, Чкалов мог спокойно сесть.
Но летчик пошел на второй, большой круг, удалившись от аэродрома.
Они принимают участие в памятных мероприятиях, возлагают цветы, отдают тем самым дань памяти экипажу, истории. Гражданский костюм в обмен на летную форму По его словам, в последние годы семья Чкалова передала в Музей авиации Пирсон Филд, где хранятся экспонаты, связанные с перелетом, многие артефакты, фотографии, личные вещи авиаторов.
В частности, в дар музея передана рубашка Чкалова, история появления которой довольно необычна. Они привезли их утром, прямо на летчиках подогнали и передали бесплатно, но с одним условием - выставить в качестве рекламы летные костюмы экипажа в витрине своего магазина. Вот рубашку, сшитую теми мастерами, мы и передали в музей".
В целом, как рассказал внук летчика, в семье Чкаловых очень трепетно относятся к памяти деда.
Как погиб В. П. Чкалов?
- Что еще почитать
- Цены на услуги по Уборке или Благоустройству захоронений
- Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР
- Содержание
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс. Отец Валерия Павловича Чкалова Павел Григорьевич Чкалов. Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс. С нами связался Игорь Валерьевич Чкалов, правнук Валерия Чкалова, представитель Международного мемориального фонда «Чкалов». Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии.
75 лет назад погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов
Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей. На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В.
Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет. Чкалова предупредили о неготовности И-180. Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя.
Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе.
При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах».
Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины». Томашевич, а также директор завода, ряд других специалистов получили сроки. Новое расследование - В 1955-м была создана новая комиссия по расследованию катастрофы И-180, - продолжает Николай НАД.
Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку». Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт. Значение этого события трудно переоценить как с точки зрения летного дела, так и развития советско-американских отношений. Ведь после Октябрьской революции США долгое время отказывались признавать молодое советское государство. За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км. Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе.
В основном выводы обеих комиссий совпадают. Но в акте от 8 июля 1955 года уже записано следующее: "Ответственными за вылет И-180 являются главный конструктор Поликарпов и летчик-испытатель Чкалов. Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый вылет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полетам при низких температурах: отсутствовали жалюзи, регулирующие охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи…" Из этого видно, что часть вины за катастрофу перекладывается на самого Чкалова… В последние годы своей жизни исследованием причин гибели В. Чкалова много занимался Г. Байдуков, а в самое последнее время - дочь Чкалова, Валерия Валерьевна. Ими в архивах страны найден ряд документов, актов, объяснительных записок, писем ранее неизвестных. Они являются дополнительными свидетельствами того, что самолет к испытаниям в воздухе был не готов и, что об этом было известно во всех самых высоких инстанциях. Тем не менее, запрета не последовало. На основании чего Г. Байдуков пришел к выводу, "что Чкалова фактически убили, обязав его вылетать на недоделанном самолете". К подобному же заключению приходит и В. Чкалова: "…отца убили, используя его специальность летчика-испытателя. И надежно, и трудно доказуемо". И далее: "В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь". Зачем им это было нужно, на этот вопрос, пожалуй, уже не сможет ответить никто. Четыре смерти Валерия Чкалова Весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот. Сам Сталин вызвал Валерия Павловича в Кремль и предложил ему возглавить Народный комиссариат внутренних дел. А ведь известному летчику тогда едва исполнилось 34 года, и опыта управляющего он не имел... Что стояло за таким неожиданным решением вождя? Или это была просто политическая интрига: народный любимец должен был возглавить "расстрельное" ведомство? Но Чкалов ответил отказом вождю... Это было за полгода до его трагической гибели. Согласно официальной версии, это случилось "при испытаниях нового истребителя"... Как показало расследование, были неисправны жалюзи на капоте мотора, что и погубило Чкалова. Но может быть, кто-то намеренно испортил жалюзи? Эксперты утверждают, что жалюзи могли быть неисправны только в одном случае - если они были срезаны. То есть, только в случае диверсии.
Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде. Так начались без преувеличения увлекательные будни младшего военного летчика. Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу. Ведя самолет над городом, он мог вдруг уйти на фигуру высшего пилотажа или облететь вокруг Исаакиевского собора. Однажды на спор сделал более ста мертвых петель подряд. Ходит легенда, что он из интереса пролетел под Троицким мостом над Невой. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. Женитьба на ленинградской учительнице и рождение детей никак не повлияли на дерзкий характер Чкалова. Интересная деталь: заключая брак, он настоял на венчании в церкви. Дело в том, что его отец был церковным старостой, и отчаянный пилот предпочел быть послушным сыном, невзирая на риск вылететь со скандалом из советской военной системы. На 10-ю годовщину Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили в Москву на военный парад. Летчики демонстрировали свое мастерство на центральном аэродроме, особенно же отличился Чкалов, которому разрешили выполнять самые невообразимые трюки, в том числе на малой высоте. Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году. Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки. Только после этого он смог приступить к испытаниям новых машин. В те годы партия поставила задачу интенсивно развивать авиацию.
Убийство Валерия Чкалова
Исчезнувшие жалюзи Исследователи из фильма "Охота на Чкалова" выяснили, что 2 декабря Чкалов лично осмотрел истребитель, но обнаруженные неполадки не позволили ему подняться в воздух. Ситуация повторилась 12 декабря. Полёт опять перенесли, а затем разрешили, но с условием, что пилот не будет убирать шасси — оно было заблокировано. Но была и ещё одна неисправность, из-за которой двигатель И-180 мог остановиться, — отсутствие жалюзи, защищавших мотор от холода. По одной версии, они даже не были предусмотрены. По другой — их кто-то срезал перед полётом. Чкалов увидел, что жалюзи нет, и даже спросил техников, сколько времени потребуется для их установки. А когда в ответ услышал, что несколько часов, решил лететь без них. Кроме этого эксперты насчитали в самолёте 49 неисправностей. Так, может быть, Чкалова просто убрали?
Но кто? Или дело рук НКВД? Возможность диверсии была тщательно расследована ещё тогда, зимой 1938—1939 года. Разумеется, немцы были заинтересованы в задержке испытания истребителя, а ещё лучше — в срыве его производства. Однако доказательств диверсии найдено не было. Так, может, его убрали свои? Звезда Чкалова стала восходить в 1936 году, когда он совершил сверхдальний перелёт Москва — Петропавловск-Камчатский. В 1937 году Чкалов перелетел через Северный полюс по маршруту Москва — Ванкувер, после чего стал героем. Так он стал не просто народным героем, а реальной политической фигурой.
О том, что у Чкалова могли быть какие-то "тёрки" с руководством страны, говорила его жена Ольга. Она рассказывала, что незадолго до гибели муж стал спать с револьвером под подушкой. На её испуганные вопросы отвечал уклончиво: "Это на всякий случай". Во время его поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений — какие-то люди бросались на него с ножом.
И даже успел что-то рассказать о катастрофе врачам. Но что он рассказал? И почему его слова пропали из уголовного дела? Гибель прославленного летчика породила массу слухов. Была ли катастрофа случайной или кто-то убил Чкалова?
Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин. Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде. Так начались без преувеличения увлекательные будни младшего военного летчика. Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу. Ведя самолет над городом, он мог вдруг уйти на фигуру высшего пилотажа или облететь вокруг Исаакиевского собора. Однажды на спор сделал более ста мертвых петель подряд. Ходит легенда, что он из интереса пролетел под Троицким мостом над Невой. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. Женитьба на ленинградской учительнице и рождение детей никак не повлияли на дерзкий характер Чкалова. Интересная деталь: заключая брак, он настоял на венчании в церкви. Дело в том, что его отец был церковным старостой, и отчаянный пилот предпочел быть послушным сыном, невзирая на риск вылететь со скандалом из советской военной системы. На 10-ю годовщину Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили в Москву на военный парад. Летчики демонстрировали свое мастерство на центральном аэродроме, особенно же отличился Чкалов, которому разрешили выполнять самые невообразимые трюки, в том числе на малой высоте. Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году. Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки.
Валерию повезло, взрослый человек успел остановить смельчака. Летом 1914 года началась Первая мировая война. Валерий увлёкся географией и точными науками. Он любил решать самые сложные задачи. За подсказками не обращался. Решал до тех пор, пока решения не находилось. О событиях он узнавал от соседей или от родителей, но сам тоже делал выводы: «У нас вон какая большая страна, а немец на пятаке еле умещается. Разве он совладает с нами? Нет, конечно! В 1916 году отец послал Валерия учиться в Череповецкое ремесленное училище. Это заведение считалось престижным, но 12-летний подросток прошёл по конкурсу третьим. Здесь учиться было интересней, чем в школе, но ему очень хотелось домой. Одноклассники полюбили Валерия за его честность, открытость и доброту. Мальчик не наушничал, а один раз взял вину на себя за одного проказника. Чкалов стал душой дружной ватаги. В 1917 произошла революция, потом началась гражданская война. В училище то и дело прерывались занятия, не было дров для отопления, стали уходить преподаватели. Двери училища закрылись. Чкалов уехал в Василёво и встал с кувалдой к молоту рядом с отцом. Подростку было очень тяжело, у него от переутомления висли руки, сильно болела спина, но он не сдавался. Прошло немного времени, и однажды отец похвалил его. Это было большим достижением. Валерий был счастлив. Однако работа была однообразной, и с разрешения родителей юный Валерий Чкалов перешёл работать на землечерпалку, а потом устроился кочегаром на пароход «Баян», который перевозил красноармейцев из Нижнего в Астрахань. Работа была тяжёлая, но юноше нравилось изучать паровую машину, которая казалась ему чудом техники. Со всеми вопросами о его устройстве он обращался к механику. Юность В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт. Он зачарованно стоял и смотрел на сверкающее стальное чудо, пока самолёт не превратился в точку и не исчез. Благодаря протекции односельчанина Владимира Фролищева Валерия взяли на работу слесарем по ремонту в Канавинский авиационный парк. Здесь он с удовольствием разбирал моторы, чистил от грязи и ржавчины детали. Каждое прикосновение к самолёту приводило юношу в неописуемый восторг. Однажды ему доверили доставку техники до парка. Дело было зимой. Молодой человек был одет в будёновку и обмотки, голодал, но самолёты пришли точно в назначенный час в полной сохранности.
Семья Чкалова отреклась от правнучки после ее слов о ядерном ударе по Москве
Дети Валерия Чкалова – Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через семь месяцев после гибели отца, – считали, что катастрофа была спланированным убийством. Валерий Чкалов понимал, что в бараке могут быть люди, поэтому в самый последний момент и свернул в сторону. Валерий Чкалов — легендарный советский летчик-испытатель, вошедший в число людей — символов сталинской эпохи наряду с Алексеем Стахановым, Любовью Орловой, Павликом Морозовым.
Твои люди, Сормово
- Чкалов Валерий Павлович
- Валерий Чкалов (Valery Chkalov). Почему погиб "сталинский сокол"
- Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Короткая ссылка 15 декабря 2023, 07:28 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта на новом истребителе И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Благодаря рекордным беспосадочным перелётам Москва — остров Удд и Москва — Северный полюс — Ванкувер он стал кумиром миллионов людей во всём мире. Жизнь лётчика оборвалась, когда ему было всего 34 года. Во время испытания «сырого» самолёта отказал двигатель. Чкалов увёл машину от жилых домов, но при посадке зацепился за провода и разбился.
Его гибель породила много мифов и слухов, но ни один из них не нашёл подтверждения. Сегодня имя Валерия Чкалова стало легендой.
Чкалов рухнул на самолете в дровяные отходы, самолет разорвало на две части, когда летчика подобрали, он был еще жив. Есть версия, что он даже успел сказать, что в случившемся стоит винить лишь его самого. Но дети летчика и некоторые историки уверены — гибель Чкалова подстроили. На него покушались неоднократно — однажды Чкалову дали патроны, которые должны были разорвать оружие и убить его владельца.
Чкалов был слишком близок к власти и имел массу завистников. После гибели пилота велось расследование, было много арестов. Но все же доказать, что неудачное испытание было подстроено — никому не удалось. Хорошо знаешь историю? Проверь, помнишь ли ты всех лидеров СССР? Это интересно!
Но, возможно, рассекречивание новых архивов поможет пролить свет на эту многолетнюю тайну. Расследование: поиск новых улик Чтобы раскрыть эту многолетнюю тайну, необходимо провести тщательное расследование с поиском новых улик. Возможные направления: Изучение архивных материалов тех лет, особенно засекреченных ранее Опрос еще живых очевидцев, если таковые найдутся Моделирование обстоятельств катастрофы с учетом всех известных параметров Возможно, удастся обнаружить какие-то новые факты или нестыковки, которые прольют свет на истинную картину событий. Гипотеза о покушении Исходя из всех имеющихся на сегодня данных, можно выдвинуть следующую гипотезу о вероятном ходе событий покушения, приведшего к гибели Валерия Чкалова. Кто-то из числа приближенных к Чкалову людей по тем или иным мотивам решил его устранить. Этот человек или группа лиц спланировали инсценировку несчастного случая. Был подготовлен технически несовершенный самолет, а также созданы условия, чтобы Чкалов нарушил запрет и вылетел вопреки предупреждениям. В нужный момент произошла диверсия возможно, подрыв двигателя , которая привела к падению самолета. Версия родственников Чкалова Сын и дочь легендарного летчика убеждены, что их отца убили преднамеренно.
Они считают, что было совершено не менее 7 покушений, а последнее увенчалось успехом. Эту версию подтверждают некоторые косвенные факты вроде полученных Чкаловым незадолго до гибели дефектных патронов. Однако прямых доказательств умышленного убийства по-прежнему нет. Память о Чкалове Несмотря на таинственные обстоятельства гибели, Валерий Чкалов навсегда останется национальным героем и легендарным летчиком. Его именем названы улицы во многих городах России например, в Омске есть улица Чкалова и район города под названием Чкаловский поселок , установлены памятники. Даже спустя десятилетия после трагедии личность Чкалова продолжает волновать умы и вызывать споры. И, возможно, эта тайна будет раскрыта, когда появятся новые факты и технологии расследования. Альтернативные версии от очевидцев Помимо основных версий гибели Чкалова, существуют и другие, основанные на воспоминаниях очевидцев тех событий. Однако достоверность этих свидетельств вызывает вопросы. Например, личный охранник Чкалова рассказывал сыну летчика об якобы имевших место покушениях.
Однако прямых доказательств его слов нет. Другие мемуаристы утверждали, что Чкалов нарушил приказ о запрете полета, что и привело к катастрофе. Но из документов этого не следует. Подобного рода воспоминания добавляют загадочности, но не проясняют картину. Необходим тщательный критический анализ этих свидетельств. Экспертиза обломков самолета Стоит ли провести повторную экспертизу сохранившихся обломков самолета И-180 с применением современных технологий? С одной стороны, за прошедшие десятилетия они могли сильно деформироваться или даже утратиться. С другой - некоторые зацепки все же могут найтись. Например, остатки взрывчатых веществ или следы повреждений, не характерных для простого падения.
Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен.
Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться. Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В. Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым. Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке.
Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов. Поликарпов протестовал против такого риска. Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов. Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси. Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично. Однако в последний момент самолет задел электрические провода, повредился крылом о столб и потерпел аварию. Чкалова выкинуло из кабины.
Летчик сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу. Самолет, на котором разбился Валерий Чкалов Валерий Чкалов погиб в клинике им. Боткина 15 декабря 1938 года от тяжелой травмы головы. Руководители авиационного завода, которые были причастны к испытаниям, получили большие тюремные сроки за то, что сознательно допустили полет машины с огромным числом неисправностей. Впрочем, это не единственная версия смерти Чкалова. Как рассказывала его дочь, катастрофа была хорошо спланированным мероприятием за которым стояли Л. Берия и сам Сталин. Именно они подвели летчика к смерти, свалив вину на исполнителей в лице руководства авиазаводом. Так это или нет — точно не известно.
Похороны героя Советского Союза прошли в Москве. Кремлёвские похороны. Валерий Чкалов Личная жизнь Выдающийся летчик был женат один раз. Супругой пилота была Ольга Эразмовна Орехова в девичестве. Брак был заключен в 1927 году. Вскоре от совместной жизни на свет появилось трое детей. Сына звали Игорь. Отчасти он пошел по стопам знаменитого родителя. Служил в войсках. Придерживался версии, что его отца убрали недоброжелатели.
Дочери — Ольга и Валерия.
Краткая биография Валерия Чкалова
- Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР
- Игорь Чкалов: «Документы о смерти Чкалова засекречены с грифом «без срока давности»
- Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
- Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
- Игорь Чкалов: «Документы о смерти Чкалова засекречены с грифом «без срока давности»
Биография Валерия Павловича Чкалова
Его детство (Валерий Чкалов родился в 1904 году) прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. 120-летие легендарного летчика Валерия Чкалова отмечают в Нижнем Новгороде. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). В пятнадцать лет он увидел в небе самолёт, и это навсегда перевернуло его жизнь Валерий Чкалов стал настоящим героем, выдающимся бесстрашным пилотом – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, Чкалов, летчиков на развлекательном портале
Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции рпова. Тот посоветовал Валерию пойти для начала добровольцем в Красную Армию, где Чкалов стал учеником слесаря по ремонту самолетов и моторов 4-го Канавинского авиационного парка. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск).
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс. Родился Валерий Чкалов 2 февраля (20 января) 1904 года на берегу Волги в селе Василёво в 75 км от Нижнего Новгорода. Теперь это город Чкалов и переименовали еще при жизни летчика. Родился Валерий Чкалов 2 февраля (20 января) 1904 года на берегу Волги в селе Василёво в 75 км от Нижнего Новгорода. Валерия и Ольга. Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот. Как свидетельствуют родственники летчика, сам Сталин вызвал Валерия Павловича для беседы в Кремль и предложил ему возглавить Народный комиссариат внутренних дел.