Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Сегодня гжельские изделия это посуда и предметы интерьера расписанные в сине-белых цветах. Редко, но встречается старинный тип росписи в мягких тонах — розовый, желтый, светло-зеленый. Матрешки Молодой промысел, появился лишь в конце 19 века. Матрешка стала символом России и олицетворением народной культуры. Жостово Металлические подносы с живописными букетами считаются почти произведением искусства. И правда, цветы и жанровые композиции пишутся маслом, как настоящая живопись. Каждое изделие уникально. Лаковая миниатюра Это целое направление в русском искусстве, захватывает несколько районов России — Палех, Холуй, Федоскино, Мстера.
Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон. Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России.
На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине. Детали: platki. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины. Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно. В вышивке использовали в основном лен, а также хлопок или шелк. Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает.
Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций. На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века. А затем, конечно, вы сможете приобрести работы, вышитые крестецкой строчкой с применением ручной вышивки , в фабричном магазине.
Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары. В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком. Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись. В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил. Дело решили исправить в XX веке. В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области. Творить пришлось из местного сырья — трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа.
Именно их расписные подносы с начала XIX века стали обретать невероятную популярность, не только в стране, но и за ее пределами. Основой технологии жостовской росписи является нанесение яркого рисунка на черный реже зеленый или красный фон. Сюжет — это, как правило, старинные населенные пункты или пейзажи, а основными мотивами художники выбирают сказочных птиц, пышные цветы и, иногда, людей. Палехская роспись миниатюра Палехская миниатюра — это невероятно яркое, узнаваемое и широко популярное явление в русском народном искусстве. Сформировавшаяся в начале становления СССР 1920-30-е гг в населенном пункте Палех Ивановская область , эта роспись стала результатом смены деятельности иконописцев, изменивших свою квалификацию в связи с характерными для тех времен массовыми гонениями на представителей веры. Посредством палехской росписи оформляют шкатулки, панно, бижутерию например, броши , ларцы и другие предметы быта. Основными ее сюжетами являются сцены из реальной жизни людей, связанные с производственными достижениями, освоением космоса, революцией и т. При этом, в последнее время, у палехских художников отмечается интерес к сказочным, былинным и, главным образом, к иконописным мотивам. Хохломская роспись Хохломская роспись Хохлома , зародившаяся ориентировочно в XVII столетии в одноименном селе бывшего Семеновского уезда, является, пожалуй, наиболее известным направлением русского художественного промысла.
Народные промыслы России
Больше всего домов с глухой резьбой сохранилось в Городце, поэтому ее и называют городецкой. Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись».
Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки.
Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка». Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров.
Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни.
Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок. Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками.
Сайт: krstrochka. Крестцы, ул. Новохоловская, 6; в Великом Новгороде в туристическом центре «Красная изба» Сенная пл. Прусская, 1 Karelian design, Петрозаводск, республика Карелия Магазин мебели и предметов для дома карельских дизайнеров. Можно найти, например, симпатичный текстиль с карельскими традиционными узорами, вещи бренда Perinne, резные декоративные плитки из шунгита. Где купить: в шоуруме в Петрозаводске: ул. Федосовой, 31 «Торжокские золотошвеи», Торжок, Тверская область Торжокское золотное шитье — промысел с солидной историей: оно известно с XII века. Местные мастерицы вышили золотыми нитями коронационное платье императрицы Марии Александровны. Сумки, платки, скатерти и салфетки с традиционной вышивкой до сих пор производятся на местной фабрике.
Где купить: в фирменных магазинах в Торжке Калининское ш. Это интерпретация традиционного новгородского берестяного промысла. Используемая для изделий кора — отходы лесозаготовительной промышленности. Сайт: marinaturlay. Промыслу всего полвека — характерную роспись придумали в 1970-х на местной керамической фабрике «Аксинья». Где купить: в фирменном магазине в Ростове-на-Дону, ул. У мастерской есть собственное историческое прошлое: столярным делом и резьбой по дереву занимались прадед, дед и отец нынешнего хозяина. Сайт: страница во «Вконтакте» woodmagazine Где купить: в мастерской в Тоншалове или с доставкой до нужного города, предварительно договорившись с мастерами «Дымов Керамика» Суздаль, Владимирская область Производство в Суздале появилось недавно, в 2003 году, но в своих изделиях мастера воссоздают традиционные для России формы керамики. Сайт: dymovceramic.
Солнечная, 7 и в Гостином Дворе ул.
Всему миру известны михайловское кружево, кадомский вениз. Широкую популярность получила скопинская керамика, александро-прасковьинская и вырковская игрушки. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Вниманию школьников была представлена презентация, из которой они узнали о старинных промыслах Рязанского края, на книжно-иллюстративной выставке были показаны изделия из глины, шиловской лозы, кружевные вещи, а также книги и альбомы о местных умельцах и традиционных производственных промыслах.
Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева — липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера. Среднее количество матрешек-вкладышей — 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную.
Все многообразие форм, размеров и расцветок можно посмотреть на выставке «Музей русской матрешки» в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике. Стеклянная елочная игрушка Адрес: Клин, ул. Первый небольшой завод был построен в 1848 году князем А. Тогда там изготавливали лампы, бутылки и другие изделия из цветного стекла. Производить стеклянные елочные игрушки в подмосковном Клину начали только в первой половине XX века.
Этот сложный процесс включает в себя несколько этапов, каждый из которых контролируется мастерами. Заключительный этап — роспись и нанесение искристой пыли. Узнать больше и насладиться новогодним настроением в любой сезон можно в Музее елочной игрушки «Клинское подворье». Богородская резьба Адрес: Сергиево-Посадский городской округ, поселок Богородское, д. Экскурсия — 1500 рублей с группы до 20 человек.
Сначала это было сезонное занятие — с поздней осени до ранней весны. Все остальное время умельцы были заняты на сельскохозяйственной работе. С середины XIX века игрушки в Богородском стали делать постоянно, появились настоящие мастера — игрушки были настолько красивыми, что их заказывали из-за рубежа. Фабрика до сих пор производит эти игрушки.
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел".
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего.
Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба.
А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей.
Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.
Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.
И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.
Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках.
Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен.
Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи.
Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки.
Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю».
Сегодня самыми популярными являются: Хохлома , Гжель, Жостово, Дымковская игрушка, Богородская резьба, матрешки из разных областей — Вятская, Семёновская, Сергиево Посадская. Объединяет все ремесла то, что продукция создается из подручных материалов — дерева, глины, тканей. Технология производства осталась та же, что и много веков назад, а нюансы и секреты техники изготовления передаются из поколения в поколение.
Основные виды народных промыслов: Хохлома Старинный русский промысел появился в 17 веке в Нижегородской области. Хохломская деревянная посуда делалась в мастерских вручную. Славилась прочностью и долговечностью благодаря уникальной технологии.
Деревянную поверхность не просто грунтовали и обжигали, ее покрывали металлическим порошком, только после этого обжигали и расписывали Гжель Появился в Раменском районе Подмосковья в 18 веке, хотя белую глину, поражавшую своей чистотой и превосходными свойствами добывали еще в 16 веке. Сегодня гжельские изделия это посуда и предметы интерьера расписанные в сине-белых цветах.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами.
Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта.
Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная.
Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки.
Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили. В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края.
Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной.
Современные народные промыслы в России
- Авторизация
- Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства | Блог ТВИЛ
- Русское декоративно-прикладное искусство: виды, произведения.
- Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах
- Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
- Тула. Пряники
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла.
Виды русских народных промыслов
Гагарина д. Также даю свое согласие на осуществление трансграничной передачи персональных данных для достижения заявленных целей обработки персональных данных. В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ.
Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр.
Двух одинаковых игрушек быть не может. Жостовская роспись. В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости сейчас — Мытищинский район жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
Уральский малахит. Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. Городецкая роспись.
Городецкая роспись существует с середины 19 века.
Во время мероприятия участники совершили путешествие по известным своим мастерством уголкам России. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями.
В читальном зале библиотеки была организована выставка изделий народных мастеров и юные читатели увидели изделия из глины, расписную деревянную утварь, вышитые покрывала и кружевные полотенца, матрешек, куклы-обереги и многие другие вещи. В продолжение встречи ребята ответили на вопросы познавательной викторины. Полоруссова-Шелеби с детьми микрорайона 16 человек провели познавательный час «Вышивка — чудо рук человеческих».
Сотрудник библиотеки поведала ребятам историю возникновения одного из основных видов прикладного искусства — вышивки. С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой. В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры.
В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса».
Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки.
С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках.
В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья.
Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть.
Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок.
В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви. Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла. Здесь работает немало мастерских, где производятся прекрасные ножи самого разного назначения — от кухонных до охотничьих.
К Новому году! Пожалуй, самый молодой промысел — производство стеклодувных елочных украшений. Им занимаются на фабрике «Ариель» в Нижнем Новгороде.
Вообще елочные украшения вошли в наш обиход не так уж давно — не более ста лет назад. В 1960-е годы стеклодувы выдували игрушки из стеклянных трубочек, нагретых при помощи керосиновых горелок. Фабрика стеклянных елочных украшений возникла на базе нескольких мастерских, где художники делали и вручную расписывали игрушки.
С 1996 года она стала называться «Ариель». Конечно, это далеко не все промыслы, бытующие на территории Нижегородской области.