Новая Конституция РСФСР.
Конституция 1978 года: содержание и история принятия
Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 12 декабря 1993 года прекратила существование политическая система установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года. Слайд 5 Описание слайда: Предпосылки принятия конституции принята 12 апреля 1978 г. Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей. Слайд 7 Описание слайда: Основные черты 1. Принятие всех этих конституций должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ», именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.
Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма. Также сильно изменилось федеративное устройство страны. Также изменилась государственная символика. После внесения изменений, объем Конституции стал больше примерно в два раза и она стала представлять собой непоследовательный и противоречивый документ.
Экономическая система [ править править код ] Содержащаяся в главе 2 статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы РСФСР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная общенародная и колхозно-кооперативная.
Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагая сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов. Органы власти [ править править код ] В новой Конституции был введен новый Раздел IV — « Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего , равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 92, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет. В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы а с 27 октября 1989 года — и Съезды народных депутатов и Советы Министров республик. Поправки [ править править код ] До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки, — например, аналогичные июньским поправкам 1981 года, — в Конституцию СССР 1977 года не вносились [7]. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов , избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего , равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет. Но Съезд не был постоянным органом — он собирался раз в год.
Съездом народных депутатов избирался Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательного органа власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух а не одной, как это было в 1938—1990 годах палат — Совета Национальностей и Совета Республики , организацию их работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. В частности, была включена преамбула и статья 1-я Декларации о государственном суверенитете РСФСР : «Съезд народных депутатов РСФСР, — сознавая историческую ответственность за судьбу России, — свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, — выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей её территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР статья 31 , из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить «интересам народа» и целям «укрепления и развития социалистического строя» статья 49 , «коммунистического строительства» статьи 45, 49 , в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий. Была изъята обязанность граждан «беречь и укреплять социалистическую собственность », «бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества , бережно относиться к народному добру» статья 59. Автономные области вошли в РСФСР непосредственно [10] , а за автономными округами закреплена возможность входить в край , область то есть они могли непосредственно войти в РСФСР по своему желанию. Упразднялись органы народного контроля что закрепляло соответствующее постановление первого Съезда и в одностороннем порядке союзно-республиканские министерства, а также так и не сформированный Комитет конституционного надзора РСФСР заменён Конституционным судом.
Совет Министров был лишен статуса высшего органа власти и стал подотчётен только президенту, автономные советские социалистические республики были переименованы в советские социалистические республики в составе РСФСР [11] это переименование не согласовывалось с 85-й статьёй конституции СССР [12]. Городские, сельские и поселковые Советы объявлены органами местного самоуправления [13] , что противоречило статье 145 Конституции СССР, согласно которой Советы народных депутатов являлись не «органами местного самоуправления », а « органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно-территориальных единицах» [14]. Местные администрации были в значительной мере выведены из под контроля Советов. Упразднялась система государственного арбитража , заменённая системой арбитражных судов. Также стоит отметить, что данный закон противоречил п. Данный закон утвержден Съездом не был [17] , а указанные изменения административно-территориального устройства были утверждены им в другом законе в апреле 1992 года см. Этими же поправками из числа лиц, не имеющих избирательных прав, исключались лица, содержащиеся с санкции прокурора в местах лишения свободы , а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения. Глинки — был утвержден именно Верховным Советом , а в статье 166 Конституции закреплялась возможность суда с участием присяжных заседателей. Из Конституции были почти повсеместно за исключением части второй статьи 4, статей 7, 30 и некоторых других исключены положения о вхождении в состав СССР, а наименование государства было изменено на Российская Федерация — Россия оба эти наименования были объявлены равноправными.
Закон закреплял прямой перечень незыблемых основ конституционного строя само понятие основ конституционного строя в Конституции появилось впервые именно при этой реформе — народовластие , федерализм , республиканская форма правления , разделение властей.
Не калька Принятие в 1978 году новой Конституции РСФСР стало следствием появления основного закона СССР 1977 года, который впервые провозгласил Советский Союз социалистическим общенародным государством в отличие от ранее существовавшей характеристики советского государства в качестве государства рабочих и крестьян. Примечательно, что в статье 72 Конституции СССР 1977 года было закреплено и право свободного выхода республик из состава Союза, сохранялось за ними и право внешних связей. В частности, в ней не воспроизведена полностью преамбула Конституции СССР, более сжато говорится о пути, пройденном за годы советской власти, но отмечена роль РСФСР в развитии ее народов и всего Союза. Также не даются положения, характеризующие высшую цель и главные задачи общенародного государства, сущность развитого социалистического общества. В российской Конституции к тому же большое внимание уделялось прерогативам автономных национально-государственных образований. Имели место и главы, полностью отсутствовавшие в общесоюзной Конституции, например, о плане социально-экономического развития и о бюджете.
В ходе его обсуждения было проведено более 330 тысяч собраний коллективов, сельских сходов и других мероприятий, в которых приняли участие свыше 25 миллионов граждан, выступили более одного миллиона человек, поступило около 10 тысяч предложений, поправок и замечаний. В ходе создания конституционных основ советской государственности были поспешно отвергнуты идеи теории и практики парламентаризма, прав и свобод человека и в целом концепция правового государства. Принятая внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР 12 апреля 1978 года Конституция РСФСР отличалась от общесоюзного основного закона также особым своеобразием третьего раздела о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Российской Федерации. В нем четко определялась компетенция республики и ее суверенные права, закреплялось вхождение в состав РСФСР 16 автономных республик, пяти автономных областей и 10 автономных округов. В тексте Конституции содержались и главы о статусе автономных республик, автономных областей и автономных округов. По сравнению с ранее действовавшими конституциями РСФСР 1918, 1925 и 1937 годов основной закон 1978 года оказался весьма нестабильным, он неоднократно подвергался существенным изменениям и дополнениям вплоть до его полной отмены в связи с введением в действие Конституции Российской Федерации 1993 года. Таким образом, общий период существования Конституции РСФСР 1978 года составил чуть более 15 лет, из которых пять лет пришлось на кардинальный пересмотр ее положений.
Важные новеллы С апреля 1978 года до середины 1988 года в Конституции РСФСР закреплялся очередной этап политического развития республики как период возникновения общенародного государства социалистического типа, провозглашение принадлежности всей полноты власти в государстве народам Российской Федерации, переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов. Кроме того, устанавливалось декларирование в преамбуле основного закона тезиса о сохранении преемственности идей и принципов всех предшествующих конституций РСФСР. Еще сильнее была подчеркнута роль коммунистической партии в качестве руководящей и направляющей силы общества и ядра политической системы страны. Несмотря на сохранение классовой ориентированности демократии, основной закон закреплял принцип равенства всех граждан перед законом независимо от пола, расы, языка, происхождения, социального и имущественного положения, уровня образования, отношения к религии, места жительства, характера и рода занятий. Подобного тезиса и соответствующих норм не было в предыдущих конституциях российского государства.
Конституция РСФСР 1978 года
Статья 111. Статья 112. Статья 113. Статья 114. Статья 115. Статья 116. Статья 117. Статья 118. Статья 119.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета РСФСР, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 120. Статья 121. Статья 123. Статья 124. Статья 125.
Статья 126. Статья 127. Статья 128. Совет Министров РСФСР в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских городов республиканского подчинения Советов народных депутатов и исполнительных комитетов Советов народных депутатов автономных областей. Статья 129. Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты РСФСР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР. Статья 130. Верховный Совет автономной республики Статья 131.
Высшим органом государственной власти автономной республики является Верховный Совет автономной республики. Принятие Конституции автономной республики, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета автономной республики и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом автономной республики. Законы автономной республики принимаются Верховным Советом автономной республики. Статья 132. Верховный Совет автономной республики избирает Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган Верховного Совета автономной республики, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти автономной республики в период между его сессиями. Состав и полномочия Президиума Верховного Совета автономной республики определяются Конституцией автономной республики. Совет Министров автономной республики Статья 133. Совет Министров автономной республики Правительство автономной республики - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти автономной республики образуется Верховным Советом автономной республики.
Совет Министров автономной республики ответствен перед Верховным Советом автономной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета автономной республики, которому подотчетен. Статья 134. Статья 135. Совет Министров автономной республики в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских городов республиканского АССР подчинения Советов народных депутатов. Совет Министров автономной республики имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов автономной республики, других подведомственных ему органов. Статья 136. Совет Министров автономной республики объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов автономной республики, других подведомственных ему органов. Министерства и государственные комитеты автономной республики руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Местные Советы народных депутатов Статья 137. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов. Статья 138. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны. Статья 139. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Статья 140.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Статья 141. Сессии краевых и областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год. Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже шести раз в год. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов. Статья 142. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Статья 143. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству. Статья 144. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов Статья 145. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Статья 146.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу. Статья 147. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов. Исполнительные комитеты созывают сессии Советов, координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления. Статья 148. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения. Статья 149.
Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов. Статья 150. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов. Статья 151. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются краевыми, областными Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономных областей и автономных округов, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления. Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик. Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития РСФСР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития СССР. Статья 153.
Государственные планы экономического и социального развития РСФСР определяют задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержат целевые комплексные программы, планы развития отраслей народного хозяйства и экономических районов на территории РСФСР, включают в себя планы экономического и социального развития автономных республик, краев, областей, автономных областей и городов республиканского подчинения. Статья 154. В государственный план экономического и социального развития РСФСР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, находящихся на территории РСФСР. Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций. Статья 155. Статья 156. Статья 157. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.
Статья 159. Статья 160. Статья 161. Статья 162. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения. Суд в арбитраж Статья 163. Статья 164. Народные судьи районных городских народных судов избираются гражданами района города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Народные заседатели районных городских народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке. Статья 165. Статья 166. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Статья 167.
Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всех ее форм. Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Конфискация и реквизиция имущества допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга , муниципальная, частная юридических лиц и граждан , коллективная общая совместная, общая долевая. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Российской Федерации, государственные банки Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды. В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга часть дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. Статья 12 Собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности.
Съезд народных депутатов избирал Верховный Совет РСФСР собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательной власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух а не одной как это было в 1938—1990 годах палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Упразднялась система государственного арбитража, замененная системой арбитражных судов. Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б.
Статья 3 Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением часть дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу. Статья 4 Российская Федерация, все ее государственные органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод человека и гражданина часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. Статья 5 Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование референдум статья дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. Статья 6 Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Статья 7 Все политические партии, другие общественные организации и массовые движения, осуществляя предусмотренные их программами и уставами цели, действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республик в составе Российской Федерации и в соответствии с правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Не допускаются создание и деятельность партий, общественных организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти, незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам этнической, национальной, расовой, религиозной принадлежности. Статья в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 , - см. Статья 9 Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Глава 2. Экономическая система Статья 10 В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная юридических лиц и граждан, коллективная общая совместная, общая долевая , государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.
Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?
- Рецепты из “Книги о вкусной и здоровой пищи” и не только
- Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?
- Конституция РСФСР 1978 г. - Российская Империя - история государства Российского
- От 1905 года до наших дней. Как менялась Конституция России?
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Конституция РСФСР от 12.04.1978 года - ДЕЙСТВУЕТ!
Конституция РСФСР 1978г.
Вместе с тем Конституция РСФСР 1978 года отнюдь не была калькой общесоюзного основного закона. России (принята ВС РСФСР 12.04.78) — Редакция от 10.12.1992 — с последними изменениями скачать на сайте ив. Важно отметить, что Конституция РСФСР 1978 года была принята после нескольких предыдущих версий Конституции, которые были приняты в 1918, 1924 и 1937 годах.
12 апреля 1978 года принята четвертая Конституция РСФСР
Конституция СССР 1977 основные принципы. Конституция СССР 1977 общая характеристика. Конституция СССР 1977 год. Конституция 1977 года называлась. Конституция 1977 года название. Конституция СССР 1918 года. Конституция России 1918 года. Принятие Конституции 1918 года. Конституция 1937г. Форма правления по Конституции 1978 года.
Верховный совет СССР 1977. Конституция 1978 года поправки. Принятие Конституции 1937 было обусловлено. Конституция Российской социалистической Федеративной Республики. Конституция 1989 года. Конституция 1978 основные положения.
В этот период происходили значительные изменения в политической системе и экономике страны. Конституция РСФСР 1978 года была принята в условиях укрепления власти Коммунистической партии и установления единой иерархической системы управления. Она отражала принципы социалистического строя и устанавливала основы политической, экономической и правовой системы в РСФСР. Процесс принятия Конституции начался задолго до самого съезда. Была создана специальная комиссия, которая занималась разработкой проекта Конституции. В работе комиссии участвовали представители различных областей права, экономики и политики. Верховный Совет провел длительные дебаты и внес некоторые изменения в проект. После этого проект был отправлен на рассмотрение Всероссийского съезда народных депутатов. На съезде проект Конституции был подробно обсужден и принят большинством голосов. После этого Конституция была официально принята и вступила в силу. Она стала основным законом РСФСР и определяла основные принципы организации государственной власти, права и свободы граждан, экономическую систему и другие важные аспекты жизни страны. Основные положения Конституции Конституция РСФСР 1978 года содержала ряд основных положений, которые определяли основы организации государственной власти, права и свободы граждан, экономическую систему и другие важные аспекты жизни страны. Вот некоторые из них: Принцип социалистического государства Конституция устанавливала, что РСФСР является социалистическим государством, основанным на принципах социалистической экономики, социалистической собственности и социалистического права. Принцип единства государственной власти Конституция определяла, что государственная власть в РСФСР осуществляется на основе принципа единства государственной власти, что означало, что все органы государственной власти подчиняются единому закону и руководятся едиными принципами.
Закреплялось плановоеведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организациигосударственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостояниемдвух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых силна мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалируетмарксистская идеология и социалистические идеи. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственнойидеологией.
За год до ее принятия образовался Советский Союз. Конечную редакцию документа приняли в 1924 году на II Всесоюзном съезде Советов. В том же году учредили День Конституции, который отмечался в первый выходной июля. Празднование трехлетия основного закона в 1926 году прошло вместе с митингом и учебным сражением Красной армии, а завершилось спортивными торжествами и радиоконцертом. Основной московской площадкой праздника было Октябрьское Поле. Также праздничные мероприятия проходили в городских парках — в Измайлове, в саду «Аквариум», Сокольниках, на Воробьевых горах и территории бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которая располагалась между Крымским мостом и Нескучным садом. По-прежнему все торжества проходили в формате митинга и народного гулянья. А еще тогда на территории всего парка работали аттракционы и проводились спортивные игры. Здесь же студенты Государственного центрального института физической культуры давали уроки волейбола и баскетбола — в то время эти игры были еще мало знакомы москвичам. На парковых аллеях можно было встретить грузовики с гигантскими карнавальными фигурами, а рядом с Крымским мостом прошла московская колонна моторных лодок — участниц Всесоюзного похода мотолодок и глиссеров.
Конституция 1978 года: содержание и история принятия
Последняя Конституция Советской России, и как её извращали | Камертон | Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР. |
12 апреля 1978 года принята четвертая Конституция РСФСР | Вместе с тем Конституция РСФСР 1978 года отнюдь не была «калькой» общесоюзного Основного Закона. |
Последняя Конституция | Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина. |
«Брежневская» конституция стала последней в СССР
Конституция СССР 1977 года вместе с основным законом РСФСР 1978 года стали наглядными об-разчиками социалистических кон-ституций. Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации. конституция РФ, основной закон, конституция РСФСР, Общие положения Конституции Российской Федерации, местные органы власти, политическая система, экономическая система, права и свободы человека и гражданина, Советы народных депутатов Российской Федерации и. Четвертая Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. России. (с изм. и доп., внесенными Законами РСФСР.
Конституция РСФСР 1978
12 апреля 1978 г. принята четвертая Конституция РСФСР | Республика в составе РСФСР имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности данной республики. |
Конституция 1978 года: содержание и история принятия | Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина. |
Особенности Конституции РСФСР 1978 года | 7. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР. |
Декларация ВС РСФСР от 12.04.1978 | 12 апреля 1978 года была принята Конституция РСФСР, которой суждено было стать последней в истории РСФСР и первой в истории независимой я появления Конституции в России довольно долгая, и многие исследователи начинают отсчёт её пути. |
Последняя Конституция
Верховный Совет Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета Российской Федерации равноправны. Совет Республики формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от территориальных избирательных округов с учетом численности избирателей в регионе. Совет Национальностей формируется из числа народных депутатов Российской Федерации от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, один депутат от каждой автономной области и от каждого автономного округа, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При невозможности представительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей в Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации депутатами от национально-территориальных округов по представлению территориальных депутатских групп в Совет Национальностей могут быть включены народные депутаты от территориальных избирательных округов. Съезд народных депутатов Российской Федерации ежегодно обновляет часть состава Совета Республики и Совета Национальностей по установленной им норме. Председатели Совета Республики и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета Российской Федерации, его заместители либо поочередно председатели Совета Республики и Совета Национальностей. Статья 108. Верховный Совет Российской Федерации созывается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации на очередные сессии, которые проводятся два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Совета народных депутатов или не менее трети состава одной из палат Верховного Совета Российской Федерации. Сессия Верховного Совета Российской Федерации состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.
По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов Российской Федерации нового состава Верховного Совета Российской Федерации. Статья 109. Полномочия народного депутата Российской Федерации, назначенного или избранного на должность, пребывание в которой в соответствии с настоящей Конституцией несовместимо со статусом народного депутата Российской Федерации, прекращаются с момента назначения или избрания его на указанную должность; 25 объявляет всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации или по требованию не менее чем одного миллиона граждан Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации; 26 решает другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации. Законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Статья 110. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации, осуществляющие деятельность на всей территории Российской Федерации.
Статья 111. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях. Проекты законов, внесенные Президентом Российской Федерации, могут быть определены им как первоочередные. Закон Российской Федерации считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации за него проголосовало большинство членов палаты. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Российской Федерации, принятым по его инициативе или по предложению республики в составе Российской Федерации в лице ее высшего органа государственной власти, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга в лице Советов народных депутатов, могут быть вынесены на народное обсуждение. Статья 112.
Каждая палата Верховного Совета вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета Российской Федерации. Рассмотрению прежде всего в Совете Республики подлежат вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие важное значение для республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономного округа; совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего межнациональные отношения. По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления. Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета Российской Федерации. В случае разногласия между Советом Республики и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Советом Республики и Советом Национальностей на совместном заседании.
Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос переносится на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации. Статья 113. Президиум Верховного Совета Российской Федерации является подотчетным Верховному Совету Российской Федерации органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. Статья 114. Президиум Верховного Совета Российской Федерации издает указы и принимает постановления. Статья 115.
Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирается Съездом народных депутатов Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации и заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Российской Федерации отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 116. Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета Российской Федерации, других народных депутатов Российской Федерации постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для содействия проведению в жизнь законов Российской Федерации и иных решений, принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
В этих же целях палаты Верховного Совета Российской Федерации могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета Российской Федерации из числа членов палат Верховного Совета Российской Федерации и других народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации ежегодно обновляются по нормам, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации. Статья 117. Законы и другие решения Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета Российской Федерации. Законы Российской Федерации подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации в течение 14 дней.
Президент Российской Федерации вправе вернуть до истечения указанного срока закон Российской Федерации, принятый Верховным Советом Российской Федерации, для повторного рассмотрения. В этом случае закон Российской Федерации подписывается Президентом Российской Федерации в трехдневный срок после повторного его принятия большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации. Избрание судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также назначение Генерального прокурора Российской Федерации производятся при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета Российской Федерации. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета Российской Федерации, представлять им необходимые материалы и документы. Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.
Статья 118. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета Российской Федерации не более чем в трехдневный срок. Народные депутаты Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов Российской Федерации, в Верховном Совете Российской Федерации, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения. Народные депутаты Российской Федерации, избранные в состав Верховного Совета Российской Федерации, освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Российской Федерации. Народный депутат Российской Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Съезда народных депутатов Российской Федерации, а в период между его заседаниями - без согласия Верховного Совета Российской Федерации. Статья 119.
Порядок избрания и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определятся Законом Российской Федерации о Конституционном суде Российской Федерации, утверждаемым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Статья 120. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов. Статья 121. Глава 13-1. Президент Российской Федерации в ред.
N 1326-1 Статья 121-1. Президент Российской Федерации является высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации не может быть народным депутатом, Президент Российской Федерации не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность. N 1326-1 Статья 121-2. Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент Российской Федерации избирается сроком на пять лет.
Одно и то же лицо не может быть Президентом Российской Федерации более двух сроков подряд. N 1326-1 Статья 121-3. Выборы Президента Российской Федерации осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никакие иные выборы или назначение на должность, а равно присвоение полномочий Президента Российской Федерации не законны и не действительны. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации устанавливается законами Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-4.
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов Российской Федерации и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности". N 1326-1 Статья 121-5. Президент Российской Федерации: 1 обладает правом законодательной инициативы; 2 подписывает и обнародует законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента их принятия. Законы, принятые Верховным Советом Российской Федерации, могут быть возвращены до истечения этого срока Президентом Российской Федерации для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон Российской Федерации принят большинством голосов от общего состава каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации, то Президент Российской Федерации обязан его подписать в течение трех дней; 3 представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов Российской Федерации о выполнении принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации социально-экономических и иных программ, о положении в Российской Федерации, обращается с посланиями к народу Российской Федерации, Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации. Съезд народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации вправе потребоваться от Президента Российской Федерации внеочередного доклада; 4 назначает Председателя Совета Министров Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации; 5 назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации.
Министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации, министр внутренних дел Российской Федерации назначаются на должность с согласия Верховного Совета Российской Федерации; 6 руководит деятельностью Совета Министров Российской Федерации; 6. По предложению Президента Российской Федерации созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации и внеочередные сессии Верховного Совета Российской Федерации. Президент Российской Федерации не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации; 12 объявляет в соответствии с законом Российской Федерации чрезвычайное положение. На территории республики в составе Российской Федерации чрезвычайное положение объявляется по согласованию с ее высшими органами государственной власти; 13 решает в соответствии с законом вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища; 14 награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Российской Федерации; 15 осуществляет право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации; 16 является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации и присваивает высшие воинские звания в порядке, определяемом законом; 17 осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-6. Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.
N 1326-1 Статья 121-7. Кандидатуру вице-президента Российской Федерации предлагает кандидат в Президенты Российской Федерации. Вице-президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Вице-президент Российской Федерации не может быть народным депутатом. Вице-президент Российской Федерации осуществляет по поручению Президента Российской Федерации отдельные его полномочия. Вице-президент Российской Федерации замещает Президента Российской Федерации в случае его отсутствия.
N 1326-1 Статья 121-8. Президент Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы Президента Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов Президентов республик и Советов Министров Кабинетов министров республик в составе Российской Федерации, а также отменять акты краевой, областной, городской администрации, администрации автономной области, администрации автономных округов в случае противоречия этих актов законодательству Российской Федерации. N 1326-1 Статья 121-9.
Президент Российской Федерации и вице-президент Российской Федерации неприкосновенны и охраняются законом. N 1326-1 Статья 121-10. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат. Вице-президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей. N 1326-1 Статья 121-11.
В случае отрешения Президента Российской Федерации от должности, отставки Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации исполняет вице-президент Российской Федерации. N 1326-1 Глава 14. Совет Министров Российской Федерации в ред. N 2708-I Статья 122. N 1326-1 Статья 123. Министр иностранных дел Российской Федерации, министр обороны Российской Федерации, министр безопасности Российской Федерации и министр внутренних дел Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации.
По представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации Президент Российской Федерации может включить в состав Правительства Российской Федерации руководителей других центральных органов государственного управления, подведомственных Правительству Российской Федерации. Вопрос о доверии Совету Министров Российской Федерации решается Съездом народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего состава народных депутатов Российской Федерации или Верховным Советом Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации в каждой из палат Верховного Совета Российской Федерации. Статья 124. Исключена Статья 125. Совет Министров Российской Федерации правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Российской Федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации в компетенцию Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Статья 126.
Исключена Статья 127. Совет Министров Российской Федерации на основе и во исполнение законов Российской Федерации и иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Статья 128. Совет Министров Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров республики в составе Российской Федерации, а также отменять противоречащие законодательству акты краевой, областной, городской городов федерального значения администрации, администрации автономной области, автономного округа. Совет Министров Российской Федерации имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему органов.
N 1326-1 Статья 129. Совет Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств и государственных комитетов Российской Федерации, других подведомственных ему органов. Республиканские министерства и государственные комитеты Российской Федерации руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Российской Федерации. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления. Статья 130. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации в ред.
N 1326-1 Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации в ред. Статья 131. Высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации являются Съезды народных депутатов, а в тех республиках в составе Российской Федерации, где Съезды народных депутатов не создаются, - Верховные Советы республик в составе Российской Федерации. Статья 132. Полномочия, структура и порядок деятельности Съездов народных депутатов и Верховных Советов республик в составе Российской Федерации определяются Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Глава 15. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации в ред. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Глава исполнительной власти Президент республики в составе Российской Федерации входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, возглавляемую Президентом Российской Федерации, и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституции и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации. Полномочия, порядок избрания и деятельности глав исполнительной власти президентов республик в составе Российской Федерации определяются конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Глава 16.
Совет Министров республики в составе Российской Федерации в ред. N 1326-1 Статья 133. Совет Министров Кабинет Министров республики в составе Российской Федерации - Правительство республики в составе Российской Федерации - орган исполнительной власти, возглавляемый и формируемый главой исполнительной власти Президентом республики в составе Российской Федерации. Статья 134. Совет Министров республики в составе Российской Федерации на основе и во исполнение законов Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации и иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов, Верховного Совета республики в составе Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и главы исполнительной власти Президента республики в составе Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров республики в составе Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории республики в составе Российской Федерации.
Статья 135. Совет Министров республики в составе Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских городов республиканского АССР подчинения Советов народных депутатов. Совет Министров республики в составе Российской Федерации имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов республики в составе Российской Федерации, других подведомственных ему органов. N 1326-1 Статья 136. Совет Министров республики в составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов республики в составе Российской Федерации, других подведомственных ему органов. Министерства и государственные комитеты республики в составе Российской Федерации руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров республики в составе Российской Федерации, так и соответствующему министерству или государственному комитету Российской Федерации.
N 1326-1 VI. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации в ред. N 2708-I Глава 16. Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации в ред. N 2708-I Статья 136. Представительным органом государственной власти края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.
Полномочия и порядок деятельности Совета народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения определяются Конституцией и законами Российской Федерации, а также уставами края, области, города федерального значения. Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения в ред. Исполнительным органом органом государственного управления края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения являются соответственно краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения. Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия глава администрации. Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения устанавливаются законом Российской Федерации.
Акты краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, противоречащие законодательству, могут быть отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. N 2708-I VII. Местное самоуправление в Российской Федерации в ред. N 1329-1 Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления в ред.
Первым радикальным изменением, пусть формально и не отображённым в Основном Законе республики, стало избрание Председателем её Верховного Совета Бориса Ельцина. А тот уже сделал всё, чтобы переформатировать под себя и конституционный строй, и распределение реальной власти. Самое печальное, что в этих своих замыслах Борис Николаевич был отнюдь не одинок. О какой партийной дисциплине можно говорить, если носители партбилета единой общесоюзной КПСС с самого начала своего депутатства столь откровенно наплевали на установку руководящих органов партии по избранию на этот пост тогдашнего главы российского правительства Александра Власова? Правда, с перевесом всего в 4 голоса и только в третьем туре голосования, но всё же? А дальше поддержка разрушительных инициатив Ельцина депутатами только росла. Правда, при этом декларировалась и лояльность к Союзу, но только «обновлённому», то есть пока ещё не существующему. Что поделать — на волне перестроечной эйфории, когда цены, зарплаты и социальные гарантии были ещё вполне вменяемыми, но при этом так хотелось «60 сортов колбасы в любом магазине», немалой части российских коммунистов тоже захотелось всего и сразу. И они, вместо того, чтобы длительной и успешной работой на доверенных участках добиться права руководить на общесоюзном уровне, предпочли просто перетащить власть на себя, перераспределив её с союзного Центра на республиканский. И те же депутаты с подачи своего Председателя подложили настоящую бомбу огромной разрушительной силы под Союз, вынеся на референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года и свой вопрос — о введении поста президента РСФСР. Хотя, конечно, простым гражданам, малоискушённым в политике, такое простить ещё можно, учитывая, что им по всем телеканалам объясняли, что президент — это хорошо, и в России будет не хуже, чем в Америке.
Политическая система [ править править код ] Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Наименования « Российская Федерация » и « Россия » Конституция объявляла равнозначными. Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам. Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма , и давала его характеристику. Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями. Впрочем, ещё в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в конституцию, который должен был исключить указанные пункты о полновластии Съезда и парламента [5]. Председатель Комитета ВС по конституционному законодательству Владимир Исаков утверждал, что часть вторая статьи 104 и пункт 26 статьи 109 ни разу не применялись [6]. Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался. Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС , являвшейся ядром политической системы советского общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов , комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1937 года ВКП б была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» ст. Статья 9 утверждала, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развёртывание социалистической демократии , под которым подразумевалось: расширение участия граждан в управлении государством, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля , укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учёт общественного мнения. Эта статья, как и ряд других, действовала в первоначальной редакции вплоть до принятия Конституции 1993 года. Экономическая система [ править править код ] Содержащаяся в главе 2 статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы РСФСР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная общенародная и колхозно-кооперативная. Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагая сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов. Органы власти [ править править код ] В новой Конституции был введен новый Раздел IV — « Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего , равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 92, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет. В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы а с 27 октября 1989 года — и Съезды народных депутатов и Советы Министров республик. Поправки [ править править код ] До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки, — например, аналогичные июньским поправкам 1981 года, — в Конституцию СССР 1977 года не вносились [7]. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов , избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего , равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет. Но Съезд не был постоянным органом — он собирался раз в год. Съездом народных депутатов избирался Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательного органа власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух а не одной, как это было в 1938—1990 годах палат — Совета Национальностей и Совета Республики , организацию их работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. В частности, была включена преамбула и статья 1-я Декларации о государственном суверенитете РСФСР : «Съезд народных депутатов РСФСР, — сознавая историческую ответственность за судьбу России, — свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, — выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей её территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР статья 31 , из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить «интересам народа» и целям «укрепления и развития социалистического строя» статья 49 , «коммунистического строительства» статьи 45, 49 , в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий.
Конституции 1918 1925 1937 1978. Конституция 12 апреля 1978 года. Конституция СССР 1978 года. Брежневская Конституция 1978. Советская Конституция 1978 года. Конституция РФ 1978 года обложка. Конституция 1992 года Россия. Конституция СССР 1978. Конституция РФ 1977-1978. Конституция РФ 1918 1924 1936. Конституция СССР 1993 года. Конституция СССР 1993г. Конституция 1990. Конституция 1978 года обложка. Периоды конституционного развития России. Этапы развития Конституции 1993.
Главная навигация
- Особенности Конституции РСФСР 1978 года
- Период действия
- Конституционная реформа 1989 г. и связанные с ней изменения Конституции 1978 г.
- Конституция РСФСР 1978 г.
Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. Пути ее эволюции
Принятая 12 апреля 1978 года 4-я по счёту Конституция РСФСР стала рекордной не только по числу последующих поправок, но и по тому. Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Четвертая Конституция РСФСР была принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. Четвертая Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. В конституции РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами. Четвертая Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года.
12 апреля 1978 г. принята четвертая Конституция РСФСР
Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики. В этой статье будет приведена историческая справка Конституции РСФСР 1978 года. В Конституции РСФСР 1978 года они именовались Советы народных депутатов, которые подразумевались как символ построения общенародного социалистического государства, а также развития коммунизма.
Конституция РСФСР от 12.04.1978 года - ДЕЙСТВУЕТ!
Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). А должно быть написано, что прекращает действие конституция РСФСР, принятой 12 апреля 1978 года. Конституция РСФСР 1937 года действовала до 12 апреля 1978 г., когда вслед за союзной Конституцией 1977 года внеочередная седьмая сессия Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняла четвертую Конституцию (Основной закон) РСФСР. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.