Две братские страны – Белоруссия и Россия – постепенно ускоряют интеграцию, но, чтобы это сделать, чиновники экономических блоков двух стран начнут делиться друг с другом статистикой. Россия и Белоруссия укрепляют союзную интеграцию, несмотря на санкционное давление. Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Политконсультант, член Общественного совета при Минприроды РФ, автор ТГ-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин рассказал «ФедералПресс» об особенностях взаимодействия России и Белоруссии. Россия, Белоруссия 7 декабря в Сочи состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продлилась пять с половиной часов.
Политик об усилении интеграции России и Белоруссии: «У нас общая судьба»
Россия с Белоруссией уже давно на рациональном этапе, когда оценивают возможности и обязательства. Интеграция России и Белоруссии. Российско-Белорусские переговоры. «Ушедший год был очень успешным по реализации того исторического решения, которое вы, президенты Беларуси и России, приняли 4 ноября позапрошлого года и которое определило принципиально новый этап экономической интеграции.
Путин назвал сотрудничество РФ и Белоруссии локомотивом интеграции Евразии
россия, белоруссия, интеграция, союзное государство, оптимизм, соцопрос, украинский кризис Фото сайта Власти Белоруссии и России согласовали почти все дорожные карты по интеграции — значительное количество проблем снято. Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Беларуси нко и Президент России. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России.
Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта
Владимир Путин участвовал в нем из Севастополя, куда прибыл по случаю Дня народного единства. Зная об этом, президент Лукашенко от имени белорусов поздравил россиян с праздником, а «самые теплые поздравления» передал крымчанам. День народного единства президент РФ встретил в Севастополе. Процесс «политического и экономического объединения», напомнил президент РФ, начался 25 лет назад.
За это время укрепились экономические связи. Почти половина белорусского экспорта приходится на Россию. Российские инвестиции в экономику соседней страны составляют почти 4 млрд долларов.
Около 2,4 тысячи российских компаний работают на территории Белоруссии. Главным итогом заседания ВГС стало утверждение 28 союзных программ , которые предварительно были согласованы президентами в сентябре 2021 года. Экономики двух стран начнут функционировать на основе общих согласованных правил и норм», — убежден Путин.
Новую Военную доктрину, которую принял 4 ноября ВГС Союзного государства, президент Лукашенко долго отказывался согласовывать, говорят эксперты Фото: Официальный сайт Президента Республики Беларусь Кроме того, члены Высшего госсовета одобрили еще два документа — новую Военную доктрину и Концепцию миграционной политики Союзного государства. Это серьезный шаг вперед, и он не связан с внутриполитическими повестками наших стран. Он связан с необходимостью эффективного взаимодействия наших экономик», — сказал Путин.
Количество программ, которые планировали принять стороны изначально, было больше — 32. Это не удивительно, если вспомнить, что Лукашенко торговался и по Военной доктрине , которую Россия давно согласовала», — поделился источник URA. RU, знакомый с ситуацией.
Удалось немало. О том, какие планы видятся в будущем", - сообщил госсекретарь Союзного государства. Ранее Мезенцев заявил, что взаимодействие между Москвой и Минском в рамках Союзного государства вышло на новый уровень.
Оба премьер-министра подчеркнули важность развития интеграции в рамках Союзного государства СГ , а также напомнили о серьезных результатах, которые странам удалось достичь в последние несколько лет. При этом было заявлено, что главная задача правительств — «обеспечить чёткое, безусловное выполнение всех решений, которые наши руководители приняли на высшем уровне». В частности, Мишустин отметил успехи сотрудничества Белоруссии и России в области высоких технологий, науки, в том числе в освоении космоса.
Он также напомнил о рекордах в двусторонней торговле, которая в 2023 года достигла 4,2 трлн российских рублей. Не забыл Мишустин и о развитии импортозамещения, промышленной кооперации и ряде других совместных проектов, которые сегодня реализуются в рамках СГ. В свою очередь, Роман Головченко также заявил о достижениях сотрудничества, констатировав, что «наши страны продемонстрировали серьёзную устойчивость в этих непростых условиях». Он напомнил о совместных проектах в сфере науки и промышленности, а также призвал принять 30 совместных планов мероприятий по исполнению Основных направлений «дорожной карты» по строительству СГ единым пакетом.
Это не значит, что у нас единое государство, потому что разные президенты. Важно, что партнерство выстраивается не просто на коммерческих основах, а на братских отношениях и на основе интеграции промышленности, сельского хозяйства и так далее. Примерно раз в год я бываю в Белоруссии и могу сказать о том, что на интеграцию настроены не то только белорусские элиты, но широкие слои населения жителей Минска и других городов.
Важный момент, который объединяет наши народы, это то, все говорят по-русски. И хотя, конечно, там своя национальная культура тоже присутствует, активно сохраняется и развивается, однако русский язык максимально употребим. Это уменьшает вероятность разного рода недопониманий.
Лукашенко: Модель Союзного государства Беларуси и России имеет шансы на успех и расширение
Василий Герасимов: интеграция Беларуси и России позволяет выдерживать санкционный удар Запада | Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали 28 союзных программ по интеграции России и Белоруссии. |
Постоянный Комитет Союзного государства Россия Беларусь | Интеграция систем электронных государственных услуг Беларуси и России позволит реализовать ряд преимуществ. |
Лукашенко: Модель Союзного государства Беларуси и России имеет шансы на успех и расширение
Предполагается, что такая интеграция приведет к формированию конфедеративного государства России и Беларуси к 2022 году. Союзное государство Беларуси и России отвечает интересам народов, и дальнейшая интеграция останется нашим приоритетом». Россия и Белоруссия будут углублять интеграцию в разного рода направлениях. Об этом в понедельник, 27 ноября, заявил госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в ходе выступления на «Примаковских чтениях». Интеграция Белоруссии и России в последние годы вышла на новый уровень. Минск и Москва осознали необходимость отказаться от различного рода претензий и окончательно встали на путь не только экономического, но и политического сближения. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года.
О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
Против российских товаров там установлено рекордное количество экономических ограничений: в Белоруссии просто хотят иметь доступ к нашим ресурсам, рынку и портам. Все начало меняться только в 2018 году, после жесткого давления со стороны российского руководства. Но и то, вспомните, каким прорывом подавалось подписание 28 интеграционных программ? Все они почти полностью реализованы, но не работают. Сейчас Россию пытаются изолировать, союзников у нее не так много. Помощь Белоруссии и военная, и экономическая, и политическая оказалась крайне важна и крайне востребована. Это серьезное подспорье России в той войне, которую она ведет с коллективным Западом.
Союзное государство нужно развивать, быть может, задуматься о присоединении к нему новых членов. Но в целом это живая лаборатория интеграции на постсоветском пространстве Главное — не сбавлять темп и не терять оптимизма. Компромиссы находятся, и многое получается. Вражда с Западом еще более сближает нас. Можно и нужно смотреть в будущее с оптимизмом. Кирилл Аверьянов Сейчас актуальность проекта Союзного государства связана с тем, что Россия и Белоруссия оказались в одинаковой геополитической ситуации.
Союзное государство позволяет двум странам держаться вместе и поддерживать друг друга. При этом я даже сейчас не жду прорывов в сфере российско-белорусской интеграции, потому что даже в текущих условиях Белоруссия продолжает фетишизировать свой суверенитет Сложно представить, чтобы Александр Лукашенко пожертвовал частью своего суверенитета ради полной реализации договора о создании Союзного государства. А без этого никакое реальное объединение невозможно. Интеграция — это всегда ограничение суверенитета. А белорусское руководство к этому не готово. Да, конечно, в будущем он разовьется, но что станет триггером, толчком для этого, я сейчас сказать не могу.
Может, какие-то политические события. Этот вопрос можно вынести на экспертное и даже общественное обсуждение. Можно даже провести плебисцит, если на это будет воля политических лидеров. Мне кажется, что будущее Союзного государства лежит в постепенном и неспешном создании единого государства или наднациональной надстройки над двумя государствами с опорой на волю народа и политического класса. Со временем мы придем к единому парламенту и институту единого гражданства, более углубленной экономической интеграции, например, введению единой валюты В этом нет ничего невозможного, есть пример Европейского союза и ряда африканских государств, у которых единая валюта — восточно-африканский франк. Но другое дело, что там основным эмитентом выступает национальный банк Франции , то есть государство, которое являлось бывшей метрополией.
А здесь мы не можем сказать, что Россия была метрополией по отношению к Белоруссии.
Все же на уровне президентов консенсус даже по чувствительным вопросам быстрее находится. Пример тому — расширение возможностей перевалки белорусских грузов через российские порты.
Для этого нужно чуть вложиться в трансформацию отдельных железнодорожных разъездов. Вопрос в повестке не первый месяц, у каждой стороны был свой взгляд, но в итоге решение приняли главы государств. Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: Приняли решение, что Октябрьская железная дорога в направлении Питера должна более интенсивно работать.
Там на первом этапе надо и небольшие деньги, и небольшая работа, чтобы разъезды восстановить. Там были эти разъезды, но когда Украина отошла от транзита грузов, в питерском направлении сложилось то, что сложилось. Поэтому нам все равно надо будет, и для России важно, и для Беларуси восстановить поток грузов в этом направлении.
Потому что споры о том, кому вести, а кому быть штурманом в стороне от глобальных союзнических интересов. Владимир Путин, Президент России: Важно, что Россия и Беларусь в условиях беспрецедентного внешнего давления плотно взаимодействуют на мировой арене, неизменно оказывают друг другу подлинно союзническую взаимную поддержку. Подходы наших стран к актуальным глобальным и региональным проблемам совпадают или во многом близки.
Подготовленная к этому заседанию программа согласованных действий Союзного государства в области внешней политики на период до 2026 года, безусловно, послужит продолжению и развитию еще более тесной российско-белорусской координации в международных делах. Бразды правления с удовольствием передаю Александру Григорьевичу Лукашенко, председателю Высшего госсовета Союзного государства. Лукашенко поделился результатами проделанной с Путиным работы.
Остроту момента оба лидера понимают лучше других и за время совместной работы уже неоднократно была возможность убедиться: если союзник говорит, что нужно на что-то решаться, старшему брату тоже будет не лишним прислушаться. Как и наоборот. Определенно в этом направлении мы делаем шаги, постепенно снимаются бюрократические излишества, мы стали на путь взаимного признания технологических операций двух стран, но по-прежнему, у есть барьеры в торговле, транзите.
По той же технике есть вопрос, и нет ожидаемого признания локализации компонентов. Юрий Чеботарь: Знаете, наверное, о проблемах не стоит говорить прежде всего. Наверное, стоит говорить о тех вопросах, которые просто надо решать и снимать, чтобы увеличивать наш товарооборот.
Никак не реализуем идею создания единого рынка газа и нефти.
Также в марте Путин допустил появление союзного парламента. Взаимная интеграция теоретически возможна вплоть до создания единого государства, например, в форме конфедерации, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина. Из принятых и реализуемых сегодня договорённостей таких целей не ставится», — подчеркнула она. Хотя стороны постоянно выпячивают экономический аспект, говоря о СГ, ни одного крупного совместного российско-белорусского предприятия по-прежнему нет. Их надо создавать, «тогда не будет болтовни о каком-то едином государстве, единой валюте и прочем», — раздражался Лукашенко. СГ может развиваться не только вглубь, но и вширь.
В конце апреля глава Беларуссии заявил , что в этот союз будут готовы войти и другие страны бывшего СССР. Их аргументы — на постсоветском пространстве идут процессы разного рода интеграции, а в многополярном мире усилятся региональные связи и станет меньше возможностей для многовекторности во внешней политике. Но есть и скептики. Андрей Суздальцев с этим согласен: Лукашенко претендует на роль эксклюзивного союзника и наверняка хочет сохранить этот статус. Что с этого бизнесу и потребителям Стоит ли ждать, что по мере развития СГ российский бизнес получит больше возможностей, а рядовые покупатели — больше дешёвых продуктов? Опрошенные «Секретом» эксперты в этом сомневаются. Дело в том, что свободная торговля между двумя странами по большему счёту уже идёт.
Поэтому такого эффекта ждать от построения Союзного государства не стоит. Впрочем, этот процесс не идёт гладко. Например, российские сыроделы недовольны ростом поставок дешёвого сыра из Белоруссии. Одна из причин, почему там дешевле, — госрегулирование цен на молоко. В то же время российскую продукцию в Белоруссии пускают неохотно, добавил Андрей Суздальцев. На текущий момент это вопрос открытый», — констатирует Анна Фомичёва. Для стран — участниц СГ риски тоже есть, считает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич: «Сильная взаимозависимость в некоторых случаях способна повлечь за собой понижение резистентности устойчивости.
Хотя Лукашеко в конце апреля и заявил , что CГ теперь вероятно, с 2021 года строится «на новых принципах» и объём подписанных важных документов на сей раз внушителен, контуры этого проекта всё ещё до конца не ясны. Как и выгоды и риски от этого процесса для бизнеса и населения двух стран. Но зато есть ориентир — конец 2023 года. Если к этому моменту строительство СГ не завершится, есть вероятность, что оно не завершится уже никогда. Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.
Что-то дадут, но не очень много. Завис даже транш в 500 миллионов долларов из того кредита, который Путин обещал еще в сентябре 2020 года. Путин, правда, опять пообещал выделить эти деньги, но как там будет дальше, непонятно. Минфин Белоруссии ждет эти деньги в июне, но перевод может быть увязан с конституционной реформой. Вместе с тем, Москва не собирается опрокидывать Белоруссию в хаос, лишая режим Лукашенко денег, потому что не понятно, кто в итоге окажется у власти. Так что на поддержку штанов денег ему дадут. Но взамен попросят продать активы, разместить военную базу, сделать шаги по пути интеграции в Союзное государство или что-нибудь еще в таком духе. Действительно ли это так, мы решили узнать у наших экспертов. Конституционную реформу и транзит власти? Передачу активов? Политическую интеграцию? Военную базу? Содержание этой загадочной реформы состоит в общей демократизации республики. Но зачем официальной Москве демократизация Белоруссии или любой другой страны? Приоритет российских властей — это обеспечение безопасности государства, а свободные выборы, включая проводимые у себя дома, скорее рассматриваются как потенциально дестабилизирующий фактор из-за возможного внешнего вмешательства. В этой связи в экспертном сообществе довольно скептически смотрят на возможность каких-то прорывных договорённостей между Минском и Москвой. Впрочем, даже если таковые будут достигнуты, неясно, насколько их можно будет реально имплементировать, учитывая кризис легитимности внутри Белоруссии, а также непризнание Лукашенко президентом со стороны западных демократий. Читайте также Минск объявил Киеву беспощадную бензиновую войну Из-за прекращения поставок с Мозырского НПЗ А-95 на Украине подорожает до 140 рублей «СП»: — Действительно ли у Лукашенко пространства для маневра больше нет, как и пути к восстановлению отношений с Западом?