Для меня «ГЭС-2» является пространством с открытой библиотекой, в которой можно найти книги, связанные с архитектурой и искусством. ГЭС-2 стала одним из немногих в Москве зданий, использующих возобновляемые источники энергии. А с задней части ГЭС-2 окаймляет искусственно созданная березовая роща. Внутрь ГЭС-2 попадает очищенный воздух», — рассказывает архитектор бюро Renzo Piano Building Workshop Анна Прокудина. На втором этаже есть библиотека, которая скорее напоминает читальный зал.
ГЭС-2: как выглядит и что предлагает новое культурное пространство Москвы
В целом люблю музеи и арт-пространства, часто в них бываю. Этот дом культуры смог произвести на меня положительно впечатление», — поделилась студентка Анастасия Курносова «Мы получили массу впечатлений, слушали и фотографировали, а наш медиатор ответила на все интересующие вопросы», — отметили первокурсники Дмитрий Артёменко, Алёна Батурина, Нина Комягинская и Сабина Аббасова. Прихожу туда довольно часто.
При этом здание культурного пространства можно будет посетить. Для гостей «ГЭС-2» будут открыты семейная мастерская для детей и взрослых, библиотека, ресторан и кафе. Напомним, ранее о приостановке работы над выставками и переносе их на неопределенное время объявил музей современного искусства «Гараж».
V—A—C стремится создавать условия для развития интереса к культуре и пониманию искусства. С 2017 года постоянным пространством фонда было здание Палаццо Дзаттере в Венеции. Дом культуры занимает здание бывшей городской электростанции, построенной в 1904— 1907-м году на Болотной набережной по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Проектом реконструкции было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку. Всё, что раньше было под замком, теперь стало доступным.
Когда-то университет представлял собой обнесённое стенами аббатство; сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертный залы рады широкой публике, а не только любителям и ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как храмы, они открыты для каждого». Это был удивительный процесс. Когда мы пришли сюда, то обнаружили заброшенное индустриальное здание, безусловно, имеющее огромный потенциал для развития и для реконструкции. Поначалу нам не верилось, что это возможно, и даже думали оставить всё как есть. Это была сложная задача, но в итоге, как мы считаем, нам удалось достичь гармонии и установить правильный диалог с существующим историческим зданием и привнести в него ту новую концепцию, которую мы хотели передать городу и каждому жителю. Основные ключевые аспекты проекта — это открытость, доступность, прозрачность. Находясь на центральной платформе, мы можем повернуться на 360 градусов, и мы всегда будем видеть какой-то элемент города.
Мы видим рощу с одной стороны, с других — канал, Ударник, Петра I.
Продолжат работу здание «ГЭС-2», в том числе семейная мастерская «Ателье», библиотека, ресторан и кафе, а также центр художественного производства «Своды». Желающие смогут познакомиться с историей пространства на медиаторских турах. Ранее музей современного искусства «Гараж» приостановил работу над выставочными проектами и перенес их на неопределенный срок.
«ГЭС-2» в Москве закрывает выставки
Появится специальное пространство для театральных постановок, перформансов и концертов, а летом на стене театра, со стороны рощи, будут показывать фильмы. Внутри основного здания разместится большое публичное пространство, выставочный и образовательный центры. Также появится библиотека, аудитория, зимний сад и мастерские для художников. Трубы станут «лёгкими», которые будут захватывать воздух на высоте 70 метров, приводя в действие естественную вентиляцию и сокращая потребление энергии. Стратегия доступа и перемещения разработана в проекте как отдельный инструмент. Идея заключается в создании подвижной и очевидной сети, единой структуры, задуманной как своеобразная пространственная скульптура, состоящая из лестниц, лифтов, коридоров, навесов и платформ, соединённых друг с другом, включающая все помещения и функции с акцентом на входы с Болотной набережной и пешеходного моста. Её расположение в центральном пролёте во всю высоту соответствует всем правилам и хорошо вписывается в масштаб пространства. Проект возвращает в здание задуманную первоначально светопрозрачную кровлю, добавляя к ней фотоэлектрические элементы, встроенные в стеклянные панели.
Свою работу заканчивают все выставки текущего сезона, а также мероприятия публичной программы. При этом здание "ГЭС-2", включая семейную мастерскую для детей и взрослых Ателье, библиотеку, ресторан и кафе, продолжает свою работу. Для всех желающих доступны медиаторские туры, которые познакомят с архитектурой и историей пространства, Центр художественного производства "Своды" продолжит свою работу и открыт для художников программы.
Здесь будет четыре наземных и два подземных этажа. Помимо музея в здании откроются библиотека, книжный магазин, кафе и аудитория, которую можно будет трансформировать в концертный зал на 420 мест. Центральная электростанция городского трамвая, позже превратившаяся в ГЭС-2 Мосэнерго, была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала в 1904—1908 годах. Автором проекта был Василий Башкиров. В оформлении фасадов архитектор использовал элементы в неорусском стиле.
Попасть туда можно и с улицы, и с парковки ГЭС через подземный ход. Фото: пресс-служба В центральном нефе архитектор проложил свой проспект, нарезав пространство по вертикали на четыре уровня-яруса. Фото: пресс-служба "Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство - сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого", - говорит Ренцо Пьяно. Задачей обеих команд было создание такого общедоступного пространства, в котором чувствовал бы себя комфортно любой москвич, вне зависимости от уровня его погруженности в современную культуру. Ближайшая программа "ГЭС-2" посвящена трансформации, которую пережила эта культура за последние тридцать лет. Первый сезон отсылает к самому известному в постсоветской России сериалу, повлиявшему на коллективное сознание: он называется ""Санта-Барбара". Как не поддаться колонизации? Перформанс ""Санта-Барбара". Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона" - это пересъемка того самого сериала.
В «ГЭС-2» открыли новые выставки: что посмотреть и чем заняться
Основные работы по реставрации исторической ГЭС-2 в центре столицы, где создается музейно-образовательный комплекс «Дом культуры «ГЭС-2» планируется завершить до конца 2020 года, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. 21 мая Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ совместно с Домом культуры «ГЭС-2» организует I Международную междисциплинарную конференцию «Что значит быть глухим? Авторы новой инсталляции в ГЭС-2 продолжили думать в этом направлении и решили подслушать у архитектуры. Основные работы по реставрации исторической ГЭС-2 в центре столицы, где создается музейно-образовательный комплекс «Дом культуры «ГЭС-2» планируется завершить до конца 2020 года, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
Приглашаем на читательский пикник для учителей в «ГЭС-2»
В то же время рождественская и новогодняя пора традиционно ассоциируется с переменами, ожидание которых становится одной из главных составляющих праздника. Вполне вероятно, что они действительно происходят, каждый раз принимая самые непредсказуемые формы. Фото: Софья Коротаева Пространство библиотеки традиционно рассматривается как пространство тишины. Молчаливое и вдумчивое чтение, изучение и исследование материала становится ее функцией. Принято считать, что посторонний звук разрушает саму ауру библиотеки.
Она состоит из пяти сезонов: каждый из них длится около полугода и посвящён сквозной теме, объединяющей все проекты. По сути это не просто съёмки сериала, а живая скульптура автора Рагнара Кьяртанссона. Через современность мы можем изучать историю прошлого, в особенности то, что было феноменом современного искусства.
На первом этаже — выставка современных художников, как из России, так и из других стран. Многие работы олицетворяют русскую культуру и весьма интересны. Помимо выставочных пространств есть небольшая библиотека с хорошей подборкой книг по искусству и архитектуре, кафе, где можно выпить кофе, и книжный магазин. Всё это располагается в большом светлом помещении. Как только москвичи не называли эту скульптурную композицию, но нужно отдать должное художнику — через шум и недовольства, но его работа определённо привлекла внимание к новому пространству в Москве, а открытие стало большим культурным событием в Москве. Как сам автор описал свою работу: «Она первобытна, как древний тотем, и проста, как детская поделка». Скульптура выполнена из алюминия, но изображает куски глины, с которой работает художник.
На глине мы можем увидеть даже отпечатки пальцев. Это рабочий материал для творчества, что подкрепляет и общую концепцию ГЭС-2 как общественного и культурного пространства. Ренцо Пиано Реконструкция здания электростанции предполагала возвращение ГЭС-2 исторического облика именно первоначальной Трамвайной электростанции. Дополнительно стояла задача переосмыслить некогда промышленное пространство под место для реализации творческих идей.
Второй раз ГЭС-2 повезло, когда электростанция была закрыта, а за реставрацию памятника архитектуры взялся сильный и опытный инвестор. Леонид Михельсон собрал мощную команду специалистов и пригласил для реализации проекта известного архитектора Ренцо Пьяно. Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим в мире проектом приспособления промышленного объекта под культурное пространство последних лет. В ходе реставрации были сохранены исторические металлоконструкции несущих форм и колонн. Как и в 1907 г.
Восстановлено историческое пространство — два больших открытых зала внутри ГЭС-2, которые получили имена Проспект и Площадь. В будущем Доме культуры не будет классических этажей. Отдельные ярусы и платформы соединены между собой лестничными пролетами. Высота потолков центрального нефа достигает 23 метров. Реставраторы привели в порядок историческую лестницу с кованым ограждением и метлахской плиткой. По историческим фотографиям был восстановлен облик фасадов, включая стальные рамы огромных окон. На свое место вернулись шатер, часы и флюгер на башне.
Один из главных принципов проекта заключается в том, что подлинные конструкции должны быть сохранены в как можно большем количестве. Проанализировав текущее состояние, подробная трёхмерная модель позволяет максимально сохранить исторические элементы здания, чтобы восстановить или отреставрировать их, и привести здание к его первоначальному объёму и пространству. С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто берёзами. Для создания зелёной рощи придётся поднять уровень земли, под которым разместится двухуровневая парковка. В берёзовой роще будет располагаться сад скульптур. Появится специальное пространство для театральных постановок, перформансов и концертов, а летом на стене театра, со стороны рощи, будут показывать фильмы. Внутри основного здания разместится большое публичное пространство, выставочный и образовательный центры. Также появится библиотека, аудитория, зимний сад и мастерские для художников.
Приглашаем на читательский пикник для учителей в «ГЭС-2»
В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади. Помимо реставрации исторического здания ГЭС-2, проект включает в себя создание качественной городской среды: реконструкцию Патриаршего пешеходного моста, благоустройство части Болотной набережной и организацию нового спуска к реке. В доме культуры «ГЭС-2» будут пространство для встреч и общения, кинотеатр, концертный зал, библиотека, магазины, ресторан, кафе, детская площадка, мастерские, студия-резиденция художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий.
Дом культуры «ГЭС-2» можно будет посетить с 4 декабря
Проект возвращает в здание прежнее чувство пространства, разрушив все новые пристройки и демонтировав оборудование, но оставив при этом несколько образцов, сохраняющих память о месте. Компанией АПЕКС были произведены обмеры, обследование и 3D сканирование всего здания, построена трёхмерная модель существующего положения объекта. Один из главных принципов проекта заключается в том, что подлинные конструкции должны быть сохранены в как можно большем количестве. Проанализировав текущее состояние, подробная трёхмерная модель позволяет максимально сохранить исторические элементы здания, чтобы восстановить или отреставрировать их, и привести здание к его первоначальному объёму и пространству. С запада здание ГЭС-2 будет полностью скрыто берёзами. Для создания зелёной рощи придётся поднять уровень земли, под которым разместится двухуровневая парковка. В берёзовой роще будет располагаться сад скульптур. Появится специальное пространство для театральных постановок, перформансов и концертов, а летом на стене театра, со стороны рощи, будут показывать фильмы.
Московский спуск к воде тоже может выполнять роль причала. Не зря на презентации «Музейной четверки» обещали запустить речной трамвайчик между культурными кластерами. Пьяно убивает двух зайцев одним ударом. Если бы он поставил скульптуру рядом, то здание служило бы фоном для нее, что мешало бы восприятию их обоих. Поставив ее на набережной, он тем самым присваивает набережную территории «ГЭС-2». Вполне очевидное решение, но от этого не менее выигрышное», — отмечает Лихачева. Здесь тоже возникает место под скульптуру, как и в любом городе Италии. Летом тут будут проходить кинопоказы и концерты. Это общественное пространство, пространство действа, чем-то напоминающее античный театр под открытым небом. Не поверите: он и в самом деле тут есть, но хитро устроенный. Это пространство между интерьером и экстерьером. За счет того, что стен либо практически нет, либо они стеклянные, возникает ощущение разделенной на две части лоджии. Снаружи она превращается в открытый амфитеатр, внутри — в закрытый, занимая лестницу. Фокус: театр работает на обе стороны здания в зависимости от времени года. Сегодня судить шучу остается только тех, кто упоминает неорусский стиль в контексте постройки. От него ничего не остается, поскольку здание вычищено до кирпича. Это современная архитектура — хай-тек, мастером которого является Пьяно. Любопытно, что он исключает цвет как фактор архитектуры. Здание светло-серое, то есть никакое. Постройка точнее перестройка с сохранением стен и крыши открыта миру и не производит впечатление музейной. Музей — это, как правило, бункер. В основе новой европейской идеологии музейного здания — понятия проницаемости культурного пространства, прозрачности, открытости, инклюзивности. Музей больше не закрытая история для избранных, он для всех. Пьяно, как прогрессивному архитектору, близка эта идея. Елизавета сразу вспоминает проект Пьяно для культурного Центра Ставроса Ниархоса да, того самого, дедушки супруга Дарьи Жуковой в Афинах. Там архитектор создает библиотеку со стеклянными стенами, где якобы есть ультрафиолетовая защита для сохранения книг.
Уникальной особенностью здания стала стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при участии архитектора Владимира Шухова. В 2006-м ГЭС-2 решили вывести из эксплуатации. Спустя три года она получила статус объекта культурного наследия регионального значения и новое имя — «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904—1908 годы, архитектор В. В ноябре 2014 года ПАО «Мосэнерго» продало имущественный комплекс ГЭС-2 инвестору, который решил отреставрировать здание и создать в нем музейно-образовательный комплекс. Фото: mos.
Каждый сможет это посмотреть, открытый процесс. Огромный перечень разных событий, начиная от выставочных, и программа сезонов, только на первый сезон 184 мероприятия, отдельная кинопрограмма. Дом культуры объединяет под одной крышей совершенно разные виды искусства. В доме культуры «ГЭС-2» будут пространство для встреч и общения, кинотеатр, концертный зал, библиотека, магазины, ресторан, кафе, детская площадка, мастерские, студия-резиденция художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий. И в центре внимания дома культуры «ГЭС-2» будут не арт-работы как в музее, а в первую очередь зритель».
Центр современной культуры фонда V-A-C в бывшей электростанции ГЭС-2
«Святые варвары, или Оба хуже» — это первая история ГЭС-2, состоит из пяти сезонов, по два в год. По словам представителей V–A–C, «ГЭС-2» станет площадкой для проведения выставок, концертов, театральных постановок и других перформативных мероприятий. ГЭС-2 — одна из старейших электростанций г. Москвы, выведена из эксплуатации, ныне культурный центр. В нашей Библиотеке можно найти и другие издания, посвященные опыту аутизма.
В Москве 4 декабря откроют Дом культуры "ГЭС-2"
Параллельно будет идти карнавал "Я моторы гондолы разбираю на части", названный в честь песни "Карнавала. Кроме того, откроется художественная выставка "В Москву! В Москву! В Москве к 60-летию Виктора Цоя пройдёт выставка-байопик Напомним, что создание новых общественных пространств и точек притяжения — одна из основных задач программы мэра "Мой район" , которая реализуется в Москве с 2018 года. Это проект по созданию единого стандарта качества жизни и городской среды во всём городе.
Рассчитывали, что это поможет российским художникам выйти на новый уровень и показать, что наше искусство — часть мирового. Понятно, что программу пришлось скорректировать. Но, несмотря на все сложности, в этом году мы провели три больших выставки, огромное количество музыкальных концертов, кинопоказов, лекций и мастер-классов. Планы перестраивались на лету.
Мы не отчаиваемся: в диалоге всегда рождается что-то новое. Главное — не стоять на месте. У нас по-прежнему выходят переводные книги, есть партнерские отношения с иностранными издательствами. Да, сотрудничать стало сложнее, но я не могу сказать, что все планы рухнули. Большой институции сейчас сложно найти общий язык с другой большой институцией, но на личном уровне общение выстроить проще. Когда ты пишешь автору или художнику, то скорее получаешь поддержку, понимание, надежду на сотрудничество. Если культура остановится, перестанет существовать, тогда от этого мира совсем ничего не останется. Многие цитируют Адорно, что писать стихи после Освенцима — варварство, что сейчас вообще невозможно что-либо делать.
Но мне кажется, делать нужно. Минимальная эмоциональная поддержка тех, кто переживает, кому тяжело, кто отчаялся — это то, ради чего культура существует. И это — единственная, по сути, возможность поменять мир к лучшему. Достоевский говорил, что мир спасет красота, я с ним во многом согласен, только вижу в этом роль культуры, издательской деятельности в том числе. Как их организуете? Но они не строго очерчены, а свободно переливаются друг в друга. Теория современного искусства, постгуманитарное знание, классическое искусствознание, наследие русского авангарда и художественной критики, большая детская издательская программа, центр экспериментальной музеологии исследования, посвященные истории музеев и выставок в самом широком смысле , книги по современной музыке, драматургии... Каждым из этих направлений занимается определенный редактор, некоторые работают сразу над двумя или тремя сериями.
И идеи возникают по ходу дела. Не бывает, чтобы мы сидели и не понимали, что бы нам еще издать, куда дальше двинуться. В итоге у нас появилась специальная «сказочная» серия, в которой художники иллюстрируют свои любимые произведения. Все эти художники так или иначе связаны с «ГЭС-2». Они известны в первую очередь как визуальные художники, но готовы попробовать себя и в роли художников книги. Вообще, это довольно распространенный ход — когда-то для таких мастеров неофициального искусства, как Илья Кабаков, Эрик Булатов или Виктор Пивоваров книжная иллюстрация становилась настоящей отдушиной для творческого самовыражения. У «ГЭС-2» есть специальная «сказочная» серия, в которой художники иллюстрируют свои любимые произведения. Например, одна из книг — это «Алиса в Стране чудес» с иллюстрациями Павла Пепперштейна.
Фото: Владимир Дударев — Переводная литература теперь отходит на второй план? Хотя бывают случаи, когда авторы говорят: нам не важны деньги, главное, чтобы книжка вышла. Кроме того, органично произошло расширение архивного книгоиздания. Мы активно занимаемся возвращением несправедливо забытых имен. Или, если человек прославился, например, как художник или кинокритик, показываем другие грани его таланта. Мы обратили пристальное внимание на критическую мысль русского авангарда. В частности, подготовили четырехтомное собрание сочинений Бориса Арватова. Он был крупной фигурой в критике 1920-х годов, входил в ЛЕФ, был лично знаком со многими людьми, определившими облик культуры первой половины XX века.
Об Арватове сегодня мало кто знает, хотя его большая монография о Маяковском, в частности, о поэме «Война и мир» — абсолютно гениальная литературоведческая и лингвистическая работа, подробнейший разбор стихосложения, структуры, рифмы, выбора метафор и т. Рукопись пролежала в архивах сто лет, ни разу не издавалась в виде книги. Нам показалось важным и интересным опубликовать этот текст, тем более, что за 100 лет он совершенно не устарел. У вас есть свои культуртрегеры? Кто-то приносит свои идеи, иногда наши инициативы совпадают с интересами других институций и издательств. Например, коллеги из Пушкинского музея и ЕУСПб Илья Доронченков и Наталия Мазур помогают курировать серию по классическому искусствознанию, говорят, какие книги востребованы, чего не хватает учащимся. Или современные художники создают новые иллюстрации своих любимых сказок. Или взять грантовую программу — из четырехсот заявок я для себя специально отметил около ста, подумал, что было бы интересно развить идеи в книгу.
С разных сторон приходят проекты. Чего не хватает — это времени и сил. Замечательных вещей много, хочется, чтобы они не остались забытыми, как те же работы Бориса Арватова. Хотя, если и останутся, может, через сто лет кто-нибудь другой вернет их из забытья.
Перформанс ""Санта-Барбара". Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона" - это пересъемка того самого сериала. Она займет 100 дней, каждые день снимается одна серия с одного дубля. Все это будет транслироваться в пространстве "ГЭС-2" на 14 мониторах. Перформанс посвящен тому, как продукты культуры поп-культуры в частности могут изменить жизни людей, и тому, как вымысел влияет на реальность. Выставка "В Москву! В Москву! А многоформатный проект "Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях" он состоит из выставки, рейва, серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии затрагивает аспекты карнавальной культуры в современной России. Участники проекта обращаются к российскому опыту, обнаруживая в нем соответствующие практики, укорененные в народной культуре, пришедшие на волне преобразований 1990-х или появившиеся позже. Кажется, стоит перечитать труды философа и теоретика искусства Михаила Бахтина, который снова становится актуальным. ГЭС-2 находится на острове недалеко от храма Христа Спасителя. Фото: пресс-служба Что еще есть в Доме культуры? Кинотеатр "ГЭС-2 Кино" на 290 мест ежедневно показывает фестивальные новинки или премьеры российского проката, проекты голливудских студий и независимых режиссеров.
Первая получила название «Святые варвары, или Оба хуже». Нам интересны клише, предрассудки, стереотипы, штампы. Среди участников — художники не только из России, но и из других стран». Основным проектом первого сезона станет «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации? Этот, казавшийся бесконечным одноименный американский сериал сопровождал россиян в 1990-е; события, которые, по сюжету, происходили в Калифорнии, причудливым образом синхронизировались с крушением старого уклада жизни и складывания нового — уже в российской действительности. Кьяртанссон намерен за полгода переснять с участием россиян первые 100 серий «Санты-Барбары». Карнавал в четырех действиях». В названии использованы строчки из песни «Карнавала. Программа посвящена феномену карнавала и карнавальности; ее частями, по словам кураторов, станут выставка, уличная перформанс-процессия, программа стендапов и рейвов. Следующий сезон, стартующий в мае 2022 года, называется «Правда: зачем реализм? В него войдут 50 проектов, посвященных понятиям правды, истины, догмы, мистификациям, фальсификациям и фейкам. Третий сезон — «Мать. Почему Родина — мать? Название четвертого сезона «Космос наш» говорит само за себя, а последний из запланированных сезонов — «Еле слышно» — посвящен вещам, которые остаются «за скобками, теряются, будучи слишком личными, непервостепенными, негромкими», пояснили кураторы. Вход в «ГЭС-2» для посетителей будет бесплатным; билеты нужно будет покупать только на конкретные мероприятия.