К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились.
Достоевский Фёдор
Так что сегодня, говорят с умным видом релоканты, по совокупности косвенных доказательств у него были бы все шансы попасть в список Росфинмониторинга. Затем все банковские счета и карты фигуранта блокируются. То есть никаких гонораров. Вот так бы с ним поступили в России. Но все разбивается о тот же «Дневник писателя»: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно конечно, в минуту беды, а не раньше , что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство». Если это не отношение к СВО, то, что это? Может лучше читать классика в оригинале, чем домысливать за него… Подписывайтесь на то, что Вам интересно!
Смерть такого человека как-то вдруг раскрыла им глаза и воззвала к жизни для Бога. Произошло нечто подобное Голгофе: воскресли мертвые духом, били себя в перси отступники, исповедуя божественное достоинство дотоле отвергаемого ими Христа, о Котором учил умерший... Да, эпитафия с заглавия "Братьев Карамазовых", перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно. И мы тогда видели и свидетельствуем, что не стадное увлечение толпы, но ясное пробуждение совести отражалось на лицах, они плакали и молились. Объяснить эти явления, скажем, эти события, по существу, значит - покушаться на самую характеристику писателя.
История — это главный учебник патриотизма и создания единого народа. Точно такая же и литература. Это, прежде всего, воспитание нравственности.
С этой точки зрении он предмет и должен преподаваться», — говорит Марков. По его мнению, учащихся «не нужно заставлять читать Достоевского» — в старших классах им «необходимо рассказывать о нравственных проблемах, которые проанализированы, вскрыты писателем». Учителям нужно сделать так, чтобы в будущем их ученики захотели взять в руки «Преступление и наказание», сделав осознанный шаг в сторону творчества писателя. Такого преподавания литературы у нас нет. Гениальные учителя как-то сами до этого доходят. Но их немного, а само преподавание построено так, как точно не нужно», — добавил политолог. Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги».
Возможно, Минпросвещения РФ стоит прислушаться к этим словам. В мире Достоевский не будет забыт. Он до сих пор остаётся одним из известных и почитаемых писателей. Что касается России, то не хочется, чтобы афоризм «что имеем, не храним, потерявши, плачем» стал печальной литературной реальностью. Увы, но все предпосылки для этого есть.
И даже очень не равнодушные! Они свидетельствовали, что отец Философ любил Достоевского. Получается, святые что-то находили для себя в его сочинениях? Так что Достоевский — учитель святых ХХ века. Тому, чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий, видели Христа, а если речь о женщине — то Божию Матерь. Тому, чтобы мы в каждой сиюминутной сцене различали ее евангельскую первооснову, библейскую первооснову. Библию писатель устами своего персонажа старца Зосимы назвал «изваянием мира и характеров человеческих». Вот представьте себе: стоит Библия в центре мироздания как некое изваяние, а вокруг нее то, что писатель называл «насущным видимо-текущим». Но тут можно поставить вопрос: чем такое мировидение отличается от языческого? Ведь любая языческая религия — это тоже «священная история», и каждый ее последователь в своей жизни осуществляет, оживляет и вновь дает быть сценам той, однажды бывшей «священной истории». А различие между тем радикальное. То есть вообще никакой истории, кроме «священной», собственно, нет. Всё остальное — только ее воспроизведение. И человек может только дать вновь быть, явиться лучше или хуже — в зависимости от качеств места его присутствия тому, что уже было когда-то, потому что мир стоит только тем, что это бывшее всё время воспроизводится — такой постоянный круг времени вокруг «начала времен». А христианская история совсем иная: это вечность, вошедшая во время, благодаря чему впервые история начинает разворачиваться во времени. История присутствия Христова в мире не повторяется, не возобновляется — она длится. И человек, который заново в своей жизни переживает евангельскую историю, не должен ее повторять — он должен ее трансформировать. Потому что слишком много ответов в евангельской истории от человека не было получено. Слишком много шагов навстречу Богу не было сделано. Вот о чем пишет Достоевский. Итак, от нас ожидается ответ. А в черновиках писателя мы встретим даже еще более радикальное: «Жизнь есть рай, ключи у нас». И в чем только не обвиняли Достоевского в связи с этими словами богословы — в том числе и в пелагианстве: якобы спасение зависит только от человека. А ведь у Достоевского совсем не об этом речь. Христос Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага — об этом всё творчество Достоевского Старец Зосима говорит о ситуации, когда Христос уже Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага. Ждет, потому что Бог никого не принуждает, никого не насилует. Ждет, отворит ли Ему человек дверь или не отворит. А Он от этой двери не отойдет. Вот об этом всё творчество — и не только всё творчество, но — всё мировидение Достоевского. Татьяна Касаткина — У Достоевского есть замечательное письмо, написанное в связи с историей Корниловой — 20-летней беременной мачехи, которая выбросила из окошка свою шестилетнюю падчерицу и потом отправилась доносить на себя в полицию. Девочка не разбилась, но Корнилову осудили на Сибирь. Достоевский передает эту историю в «Дневнике писателя» и высказывает догадку: а не мог ли такой поступок быть связан с тем, что можно назвать «аффектом беременности»? И если так, то дело Корниловой необходимо пересмотреть. Некто К. Масляников, почитатель Достоевского, служивший как раз в ведомстве, которое могло инициировать пересмотр дела, принял горячее участие в судьбе молодой женщины и завязал переписку с Достоевским в связи с этим. В одном из писем он по пунктам перечисляет, что он сделал. Достоевский отвечает ему таким же деловым письмом, по пунктам и вдруг в конце внезапно и неожиданно добавляет: «В Иерусалиме была купель Вифезда. И расслабленный жаловался Христу, что уже долго ждет и живет у купели, но не имеет человека, который опустил бы его в купель, когда возмутится вода». И дальше: «По смыслу письма Вашего, таким человеком у нашей больной хотите быть Вы. Не пропустите же момента, когда возмутится вода, а я тоже буду действовать до конца». Здесь идеально выражено то, как Достоевский строит образ человека в своих романах и как он видит человека в реальности: это мгновенное соотнесение с евангельской ситуацией. И заметим, в евангельской ситуации больной так и не нашел своего человека, и ему пришлось дожидаться Христа — Бога и Человека одновременно. То есть в Евангелии с Богом никто не захотел сотрудничать для того, чтобы этого конкретного человека спасти. А здесь ситуация радикально меняется: Господу находится человек, который хочет сотрудничать с Ним для того, чтобы исцелить эту больную. Вот об этом весь Достоевский. Отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть, как возникают евангельские точки отсчета для любого события Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». Возникают совсем другие точки отсчета для любого события: оно вдруг оценивается совсем не в той перспективе, в какой человек его привык оценивать и в какой ему удобно его оценивать. Мы на всё начинаем смотреть с точки зрения вечности, а от такой перемены ракурса можно, конечно, и заболеть. Христос — страсть жизни — А был ли писатель православным, ведь некоторые богословы видели в его рассуждениях нечто еретическое? Достоевский, 1879 — Достоевский был православным, но мне очень не нравится, когда слово «православный» употребляют вот так: православный — и всё. Я бы все-таки говорила о Достоевском как о «православном христианине», и на слове «христианин» сделала бы ударение.
Достоевский: биография, фото, личная жизнь
К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. гений, христианин, славянофил, народник, психолог, философ, - все это так, но этими свойствами обладали и другие писатели; почему же только он так близок душе каждого человека, не лишенного идеалов? Книгоиздатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал, по его утверждению, якобы со слов Достоевского, что последний. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Достоевский пишет, если что-то дурное совершает чиновник или полицейский, или священник, или учитель, или кто угодно другой — нельзя их «замазывать», использовать такой козырь, как честь мундира, нельзя закрываться этим мундиром.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Это неверно. Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие — население его книг — достоевские. Особый народ: достоевцы. С русскими у них мало общего». И это тоже не лишено смысла.
К слову, погружение в «достоевщину» весьма любопытно показано в пьесе Владимира Сорокина «Достоевский-трип». Вот только то, о чем говорит Лимонов, — это тоже правота и сила Федора Михайловича. Достоевский исследует русское сознание, русский народ, подчас выворачивая наизнанку. И сумасшествие здесь — вовсе не самоцель, а лишь нечто вроде полотна для художника.
То, на чем образы будут проступать особенно ярко и выпукло. И это еще одна сторона гения. Мы не достоевцы, да, но достоевцы живут в нас и пробуждаются при определенных условиях. Достоевский — это наш национальный русский архетип.
И вот на первый взгляд странный, но любопытный вопрос: кто существует в ком? Мы — в Достоевском или Достоевский — в нас? Федор Михайлович универсален в своем гении. Все, что имеет ценность для русского народа, все, что служит топливом и рычагами для его жизни, глубоко и полно описано им.
Нет ничего нового, ну или почти нет — все уже сказано Достоевским. Но разве не о том же, только глубже, нам за много лет до того рассказал Достоевский в «Записках из Мертвого дома»? Разве то, что происходит сегодня в торжестве социал-дарвинизма и либерально-рыночной морали, не произнесено в «Преступлении и наказании»? Разве не подпольный человек, позднее продолженный Лимоновым и Маканиным, как истинный русский человек, явлен нам в «Записках из подполья»?
А «Игрок» — разве это не о ненасытности больного общества тотального потребления?
В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д. Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем.
Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые».
Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему.
Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества.
Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания.
В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях.
За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.
Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866.
И вот, двадцать лет спустя, имя Казановы и его удивительная история напоминают Достоевскому о той радостной поре жизни, когда он вновь вернулся в Петербург и литературную жизнь, полный идей и замыслов, с неутолимым желанием творить, действовать, жить и побеждать. Та публикация была вполне программной для журнала братьев Достоевских: «Это рассказ о торжестве человеческой воли над препятствиями непреоборимыми», — писал тогда Достоевский в небольшой предварительной заметке, называя личность Казановы «одной из самых замечательных своего времени» [Достоевский, 1972-1990, т. И как было не порадоваться тому, что вдохновлявший его рассказ Казановы — правда, подтверждаемая документами. Вадим Фалилеев. Портрет Достоевского Просматривая газету, на третьей полосе Достоевский мог остановить своё внимание на статье Незнакомца А. Суворина «Бенефис г.
Не говоря о Хлестакове, который живёт полною жизнью и будет жить ещё долго, если не всегда, остаются интересны и черты в городничем, в Бобчинском и Добчинском, в купечестве, в почтмейстере, в смотрителях богоугодных и учебных заведений. Вот ещё один повод вспомнить прошлое. Знал практически наизусть. Как такое забыть? С имени Хлестакова начинается «Дневник писателя» 1876 года: …Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием [Достоевский, 1972-1990, т. В той вступительной заметке Достоевский сетует на поветрие легкомыслия, охватившее русских людей: Нынче же всякий и прежде всего уверен, входя куда-нибудь, что всё принадлежит ему одному. Если же не ему, то он даже и не сердится, а мигом решает дело; не слыхали ли вы про такие записочки: «Милый папаша, мне двадцать три года, а я ещё ничего не сделал; убеждённый, что из меня ничего не выйдет, я решился покончить с жизнью…» И застреливается.
Но тут хоть что-нибудь да понятно: «Для чего-де и жить, как не для гордости? Это уже полное свинство [Достоевский, 1972-1990, т. Прошло пять лет с того времени, как были написаны эти слова, а ничего не изменилось: на той же полосе, в том же самом столбце, где поминается гоголевский бессмертный Хлестаков, всего десятью строками выше, в городской хронике происшествий читаем вслед за Достоевским? Университета Николай Жильцов, 24 лет, усмотрен в своей квартире повесившимся. О причине, побудившей его к самоубийству, производится дознание. Подвал третьей полосы занимает очередная глава романа Н. Ахшарумова «Во что бы ни стало» Часть вторая «Принцесса в поденщиках». Автор — тоже давний знакомец Достоевского.
Возможно, они встретились ещё в 1840-х годах. Николай Ахшарумов — старший брат петрашевца Дмитрия Ахшарумова, так же, как и Достоевский, приговорённого к смертной казни и вмести с ним переживший Голгофу Семёновского плаца. В 1864 году Николай Ахшарумов будет автором журнала «Эпоха», в котором опубликует роман «Мудрёное дело. Очерк из летописей русской словесности». В 1867 году он одним из первых напишет критический разбор «Преступления и наказания». Ахшарумов — автор повести «Двойник», которая появилась на страницах журнала «Отечественные записки» под псевдонимом Чернов в 1850 году. Ахшарумов — автор повести «Игрок» появившейся в 1858 году, за восемь лет до романа Достоевского. Правда, игрок у Ахшарумова играет не в рулетку, а в шахматы.
Сколько событий и параллелей в одном только имени! Роман же, судя по отрывку, весьма посредственный, впрочем, на современную тему, и в этом Ахшарумов — скромный последователь Достоевского. Вряд ли Достоевский потратил на эту публикацию хотя бы несколько минут. Достоинства прозы Ахшарумова были ему хорошо известны. Четвёртая полоса отдана известиям из русской провинции: из Рязани сообщали о денежных штрафах, введенных в одной из гимназий за провинности учеников «В совете учителя, однако, отнеслись к воспитательной мере отрицательно. Они признали эту систему взимания штрафов не только не педагогическою, но и просто безнравственною» ; из Кишинёва — о съезде дворян Бессарабии и о появлении в среде поселян ссудно-сберегательных товариществ «Влияние товарищества на экономический быт поселян уже тем обнаруживается, что поселяне перестают сбывать евреям за бесценок свои продукты, не входят в денежную кабалу у евреев, а в случае необходимости, занимают деньги в товариществе» ; в Либаве учреждается «акционерное общество для выделки джутовых мешков в России»; по словам «Одесского вестника» горный инженер Н. Давыдов нашёл на бахчисарайской казённой даче у Яйлы большое месторождение каменного угля; «Черниговским земским собранием постановлено ходатайствовать об областном съезде представителей земства и городов для обсуждения вопроса об эпизоотиях»; газета «Дон» сообщает, что «в Острогожском уезде, в селении Кушвине, в январе, в 10 часов вечера, было довольно сильное землетрясение; длилось оно около 2-х минут; повреждений в зданиях не замечено». Здесь же — официальная хроника: о назначениях, чинах и циркулярах, о передвижении особ царской фамилии.
И — объявления, объявления, объявления. Пёстрая, динамичная, разнообразная суета жизни, вглядываясь в которую, гениальный художник прозревал глубины человеческих отношений, трагедии и анекдоты, радость и боль. Он был связан с этой жизнью сотнями нитями — из прошлого, настоящего и будущего. Газетный лист был для него не просто набором фактов, но местом встречи — с людьми, с народами, с миром. И с самим собой — в этом мире. Учитель, бывший студент университета, «с долголетнею практикою и отличными рекомендациями» даёт объявление об уроках «по всем предметам гимназического курса». Просит направлять письма по адресу: Графский пер. В этом доме да не в этой ли самой квартире?
Достоевский начинал свой путь, проводя дни и ночи над рукописью «Бедных людей». Как это было давно!
Впрочем, думаю, никакой служитель церкви не осудит строку из знаменитой песни: «Идет война народная, священная война». Сделав эти оговорки, нужно согласиться с тем, что главные сочинения Федора Михайловича Достоевского — не просто великая литература и яркая публицистика, они — наше национальное священное писание, а их автор — наш национальный пророк. Не в том смысле, что он создатель какой-то новой религии хотя так думали Рильке и Шпенглер , и не в том, что все его предсказания сбылись сбылось только то, чего он больше всего боялся, а надежды и упования пошли прахом , а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания. В чем же эта сущность состоит? Ответ прост и сложен одновременно: в христианстве. Опять-таки, дело не в том, какой процент русских людей в ту или иную эпоху ходил в храмы и держал посты, а в том, что психология подавляющего большинства из них была и остается новозаветной, а жизненным идеалом сознательным или бессознательным, неважно являлся и является Христос. Разве весь наш быт с его походной неустроенностью, почти ирреальной зыбкостью, фантастическим свойством «линять в два дня» не свидетельствует о том, что мы града земного не имеем, а взыскуем града нездешнего?
Даже атеисты, «по определению» обязанные отрицать все нематериальное, говорят «о душе» и «по душам» не меньше, чем «церковники», а презрения к стяжательству у них порой гораздо больше. Русская песня уносит в небо почти так же высоко, как и молитва.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет. Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев – от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться. О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа – страдающего, униженного, «голгофского» (Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее. Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику.
Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие
Федор Михайлович Достоевский 2024 | ВКонтакте | Российские книгоиздатели в 2023 году напечатали больше книг Федора Достоевского, чем Стивена Кинга. Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет РБК. |
Фёдор Достоевский — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | „Это, – пишет Достоевский, – не просвещение в собственном смысле слова и не измена народным русским началам – это одному лишь народу русскому свойственное; ибо подобной реформы нигде и никогда не было. |
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском | не просто великий писатель и признанный во всем мире гений. Он еще и своего рода традиционный символ России, её гордость и олицетворение. |
Азбука Федора Михайловича Достоевского | Достоевский рисовал в рукописях готические соборы, — пишет исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин в книге „Родиться в России“. |
Литературная газета / Материалы по теме «Достоевский» | Сейчас, пишет " Правмир ", в России снова есть Достоевский. |
Достоевский изгоняет бесов
его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы. Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику. «Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Российские книгоиздатели в 2023 году напечатали больше книг Федора Достоевского, чем Стивена Кинга. Об этом свидетельствует статистика Российской книжной палаты за первую половину года, пишет РБК. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Как писал романы Достоевский?
Не думайте отрицать это, господа; это так. Так, после дела Засулич народ у нас опять назвал уличных револьверщиков студентами. Это скверно, хотя тут, несомненно, были и студенты. Скверно то, что народ их уже отмечает, что начались ненависть и разлад. И вот и вы сами, господа, называете московский народ «мясниками» вместе со всей интеллигентной прессой.
Николай Алексеевич восхитился. Со словами: «Новый Гоголь явился! Тот сначала поворчал: «У вас Гоголи-то как грибы растут». Но, ознакомившись, пришёл в аналогичный восторг. Восходящую звезду стали приветствовать.
А сам Достоевский, естественно, возгордился. Возомнил себя состоявшимся гением. Над ним, конечно, начали посмеиваться. Тем более что был он человеком нездоровым, страдал припадками эпилепсии. Следующий его роман успеха у публики не имел. И время наступило такое, когда все бредили революцией, хотели перестроить жизнь по-новому. Молодой писатель тоже попал в кружок петрашевцев. Стал вместе с ними рассуждать на соответствующие темы. Прочитал одно запрещённое письмо.
Основной целью этого сообщества революционных демократов было создать независимую прессу. Купить печатный станок и тайно выпускать газету. Но кончилось тем, что всю шайку-лейку арестовали. Дело вроде копеечное. Однако царь Николай I был жёстким. Он решил преподать им такой урок, чтобы запомнили. Судить по полной программе. Для этого устроил целый спектакль с расстрелом. А потом казнь отменил.
Один парень из первой расстрельной тройки сошёл с ума. Достоевский в их группу не попал. Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни.
И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое.
Их не только жалели, но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрёт, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск солдатом в полк.
Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома».
И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты судьбы заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное.
Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашёл выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью.
Сыновья преподавателя учили его математике и словесности. В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л. Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали. Начало творческого пути В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе. В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках». Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее. Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания. Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу через месяц этот срок уменьшили вполовину. В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни. Фото: wikipedia. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула. В отличие от других каторжан писатель не был лишен гражданских прав. Четыре года он читал единственную книгу — Евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске. Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений.
Так что Достоевский — учитель святых ХХ века. Тому, чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий, видели Христа, а если речь о женщине — то Божию Матерь. Тому, чтобы мы в каждой сиюминутной сцене различали ее евангельскую первооснову, библейскую первооснову. Библию писатель устами своего персонажа старца Зосимы назвал «изваянием мира и характеров человеческих». Вот представьте себе: стоит Библия в центре мироздания как некое изваяние, а вокруг нее то, что писатель называл «насущным видимо-текущим». Но тут можно поставить вопрос: чем такое мировидение отличается от языческого? Ведь любая языческая религия — это тоже «священная история», и каждый ее последователь в своей жизни осуществляет, оживляет и вновь дает быть сценам той, однажды бывшей «священной истории». А различие между тем радикальное. То есть вообще никакой истории, кроме «священной», собственно, нет. Всё остальное — только ее воспроизведение. И человек может только дать вновь быть, явиться лучше или хуже — в зависимости от качеств места его присутствия тому, что уже было когда-то, потому что мир стоит только тем, что это бывшее всё время воспроизводится — такой постоянный круг времени вокруг «начала времен». А христианская история совсем иная: это вечность, вошедшая во время, благодаря чему впервые история начинает разворачиваться во времени. История присутствия Христова в мире не повторяется, не возобновляется — она длится. И человек, который заново в своей жизни переживает евангельскую историю, не должен ее повторять — он должен ее трансформировать. Потому что слишком много ответов в евангельской истории от человека не было получено. Слишком много шагов навстречу Богу не было сделано. Вот о чем пишет Достоевский. Итак, от нас ожидается ответ. А в черновиках писателя мы встретим даже еще более радикальное: «Жизнь есть рай, ключи у нас». И в чем только не обвиняли Достоевского в связи с этими словами богословы — в том числе и в пелагианстве: якобы спасение зависит только от человека. А ведь у Достоевского совсем не об этом речь. Христос Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага — об этом всё творчество Достоевского Старец Зосима говорит о ситуации, когда Христос уже Свой шаг навстречу человеку сделал и теперь ждет от него ответного шага. Ждет, потому что Бог никого не принуждает, никого не насилует. Ждет, отворит ли Ему человек дверь или не отворит. А Он от этой двери не отойдет. Вот об этом всё творчество — и не только всё творчество, но — всё мировидение Достоевского. Татьяна Касаткина — У Достоевского есть замечательное письмо, написанное в связи с историей Корниловой — 20-летней беременной мачехи, которая выбросила из окошка свою шестилетнюю падчерицу и потом отправилась доносить на себя в полицию. Девочка не разбилась, но Корнилову осудили на Сибирь. Достоевский передает эту историю в «Дневнике писателя» и высказывает догадку: а не мог ли такой поступок быть связан с тем, что можно назвать «аффектом беременности»? И если так, то дело Корниловой необходимо пересмотреть. Некто К. Масляников, почитатель Достоевского, служивший как раз в ведомстве, которое могло инициировать пересмотр дела, принял горячее участие в судьбе молодой женщины и завязал переписку с Достоевским в связи с этим. В одном из писем он по пунктам перечисляет, что он сделал. Достоевский отвечает ему таким же деловым письмом, по пунктам и вдруг в конце внезапно и неожиданно добавляет: «В Иерусалиме была купель Вифезда. И расслабленный жаловался Христу, что уже долго ждет и живет у купели, но не имеет человека, который опустил бы его в купель, когда возмутится вода». И дальше: «По смыслу письма Вашего, таким человеком у нашей больной хотите быть Вы. Не пропустите же момента, когда возмутится вода, а я тоже буду действовать до конца». Здесь идеально выражено то, как Достоевский строит образ человека в своих романах и как он видит человека в реальности: это мгновенное соотнесение с евангельской ситуацией. И заметим, в евангельской ситуации больной так и не нашел своего человека, и ему пришлось дожидаться Христа — Бога и Человека одновременно. То есть в Евангелии с Богом никто не захотел сотрудничать для того, чтобы этого конкретного человека спасти. А здесь ситуация радикально меняется: Господу находится человек, который хочет сотрудничать с Ним для того, чтобы исцелить эту больную. Вот об этом весь Достоевский. Отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть, как возникают евангельские точки отсчета для любого события Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». Возникают совсем другие точки отсчета для любого события: оно вдруг оценивается совсем не в той перспективе, в какой человек его привык оценивать и в какой ему удобно его оценивать. Мы на всё начинаем смотреть с точки зрения вечности, а от такой перемены ракурса можно, конечно, и заболеть. Христос — страсть жизни — А был ли писатель православным, ведь некоторые богословы видели в его рассуждениях нечто еретическое? Достоевский, 1879 — Достоевский был православным, но мне очень не нравится, когда слово «православный» употребляют вот так: православный — и всё. Я бы все-таки говорила о Достоевском как о «православном христианине», и на слове «христианин» сделала бы ударение. Потому что для Достоевского самое главное — что Христос присутствует здесь всякую минуту. Достоевский именно о насущной, живой, каждого человека затрагивающей христологии и мариологии. А по свидетельству практически всех, кто тогда занимался догматическим богословием и по свидетельству многих из тех, кто сейчас им занимается , это живое знание в системе догматического богословия отсутствовало.
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Под прямым влиянием статьи Достоевского Григорьев писал в «Плачевных размышлениях о деспотизме и о вольном рабстве мысли» (Якорь.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
Достоевский назвал работу коллеги «Западнической клеветой на Россию», а его самого обвинили в незнании своей страны и порекомендовал сжечь роман. В повести «Хозяйка», написанной Достоевским в 1846–1847 годах, отчетливо присутствует гностическая история — основой цен-трального сюжета повести (встреча Ордынова с Катериной и Мури-ным) является переосмысленный писателем метафорический сюжет. Вид северного флигеля Мариинской больницы для бедных в Москве, в котором располагалась квартира Достоевского, и где Ф. М. Достоевский провел первые годы своей жизни с 1823 по 1837 годы / Фото П. Фокина. Книгоиздатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал, по его утверждению, якобы со слов Достоевского, что последний.