Новости что такое вотчина кратко

Собственно “купленная вотчина” есть бессмыслица, если принимать слово “вотчина” в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово “ют-чина” означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса. Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами.

Вотчина - это что означало на Руси?

Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем сделало Соборное уложение 1649 года. В конце 17 века в центральных областях государства вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 года о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Термин «вотчина» употреблялся в 18-19 веках в смысле дворянской земельной собственности. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 3. Литература: Лакиер А. Руси, т.

С середины XVI в. В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое. С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности.

Боярская вотчина 16 век. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение. Термины древней Руси. Различия между вотчиной и поместьем. Измайлово Царская вотчина 17 века. Княжеско Боярская вотчина Киевской Руси. Усадьба Измайлово 17 век. Вотчина наследственное земельное держание. Вотчина и поместье 15 век. Вотчина и поместье разница. Общие черты вотчины и поместья. Схема вотчины в древней Руси. Схема общественный Строй древней Руси 6 класс. Схема общественного строя Руси. Понятия феодальной вотчины. Термин феодальная вотчина. Понятие барщина. Барщина термин. Средневековая деревня поместье феодала. Феод это в древней Руси. Феод и сеньория. Вотчина и поместье средние века. Вотчина 15 век Русь. Княжеское хозяйство в древней Руси. Княжеское хозяйство в древней Руси 6 класс. Феодальная вотчина. Феодальная вотчина поместье. Вотчина в средневековье. Общественный Строй и церковная организация на Руси. Достопримечательность вотчина Деда Мороза. Верхний Устюг вотчина Ботанический сад. Ворота в вотчину Деда Мороза и Снегурочки. Вьюга вотчина Деда Мороза коттедж. Феодальная вотчина на Руси. Феодальное землевладение на Руси. Туристы в Великом Устюге.

Это заставляло владельца вотчины участвовать в войнах, купить подданных или получать льготы от правительства. Тем не менее, на протяжении многих столетий вотчина стала устаревшей формой владения землей, так как не обеспечивала возможность продажи земельных участков. В результате, она потеряла свою значимость и была заменена другими формами собственности. Крестьянские восстания и вотчинская система В России в XVII веке было множество крестьянских восстаний, связанных с эксплуатацией крестьянского вотчинного имущества. Вотчина — это земельный участок, передаваемый владельцем наследнику. Она была основным носителем экономической жизни страны и служила основой государственной власти. Вотчинская система обусловила высокую степень эксплуатации крестьян. Они находились в полном зависимом положении от своих владельцев, не имели никаких прав и могли быть проданы вместе с вотчиной. В таких условиях крестьянские восстания были неизбежными. Самыми известными восстаниями были Смутное время и Восстание Болотникова. В ходе Смутного времени крестьяне и народные массы взяли на себя направление государственных дел, уничтожив многие знаменитые культурные памятники и побывав в центре политических переворотов. Восстание Болотникова было связано с протестами крестьянских масс против безумных налогов и монархической власти. Несмотря на то, что восстание было подавлено, оно показало миру, что вотчинская система находится на грани краха. Таким образом, крестьянские восстания и вотчинская система взаимосвязаны и определили характер развития России в XVII веке. Завершение вотчинской системы Вотчина — это форма землевладения, которая была распространена в России с IX века и достигла пика своего развития в XVII веке. Существование вотчинской системы предполагало, что земельные участки были связаны с определенной семьей и передавались по наследству. Владельцы вотчин обязаны были выполнять феодальные обязанности перед государством. Петр I провел масштабные реформы, направленные на модернизацию страны, и в результате была упразднена вотчина как форма землевладения. Все земельные участки перешли в собственность государства, а крестьяне стали наемными работниками. Вместо вотчин появились поместья, которые принадлежали аристократии и можно было купить за деньги. Завершение вотчинской системы было важным этапом в истории России, так как она привела к модернизации экономики и социальной структуры страны. Вопрос-ответ Что такое вотчина в истории? Вотчина — это форма землевладения, которая была распространена в Древней Руси.

Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса

По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя: родовой земельный участок вместе с постройками и рабочим инвентарем , состоящий из пахотных земель, садов и огородов, сенокосных лугов, рыболовных и охотничьих угодий; права на заселенные зависимыми людьми деревни, где проживали крепостные крестьяне, челядь, холопы. В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины. Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны на Руси это были сельские общины. Вотчина в Древней Руси и после ее распада Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков.

Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином.

Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества.

По своему грамматическому происхождению термин В. Теряя частноправовой характер, В. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в.

В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного.

Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин.

В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г.

Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г. Виталий Цепляев и др.

Вотчина это простыми словами

Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну.

Значение слова «вотчина»

сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Значение слова вотчина в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей.

Вотчина (СИЭ, 1963)

Были и другие ограничения права распоряжения вотчинами, но более специального характера. Несмотря на запрещения, последовавшие в XVI в. Жалованные грамоты на вотчины начала XVII в. Составители Уложения нашли нужным подтвердить прежние запрещения. Служилым князьям воспрещалось продавать свои исстаринные вотчины помимо братьев и племянников и отдавать их в приданое за дочерьми и сестрами.

В порядке законного наследования вотчины эти шли только наследникам мужского пола, а в боковой линии не далее 7-й степени родства. При отсутствии таких наследников вотчины шли в пользу Государя. Таким образом, была принята целая совокупность мер к тому, чтобы исстаринные вотчины служилых князей перешли мало-помалу в собственность московского Государя. Так, напр.

Рассмотрим, кому принадлежало это право по указам, каких вотчин касалось и при каких условиях имело место. Право выкупа принадлежало боковым родственникам, за исключением тех, которые подписались свидетелями в акте продажи. Подпись на акте рассматривалась как отказ от права выкупа. Нисходящие не имели права выкупа, как и сам продавец.

Боковые родственники допускались к праву выкупа в том же порядке, в каком они допускались к наследованию. Судебник 1550 г. Под вотчинами, может быть, надо здесь разуметь родовые и выслуженные. Отсюда надо, кажется, заключить, что допускается и выкуп купель.

Что касается условий, при которых возможен выкуп, то до 1679 г. Эта разница с течением времени исчезает; в 1679 г. По Судебнику выкупа-тель поставлен был в весьма стеснительные условия. Выкупленную вотчину он не мог продавать, закладывать же мог только своим родственникам.

Самый выкуп он должен был сделать на свои деньги, а не на занятые. Это, конечно, было сделано в видах ограждения прав первого покупщика, чтобы выкуп не перешел в перепродажу из выгоды. Первоначально, в XVI в. Срок, в течение которого можно было производить выкуп, был довольно продолжительный, а именно 40-летний.

Этот длинный срок был очень невыгоден для покупщика, который в течение целых 40 лет не мог иметь уверенности, что имение останется за ним Неволин. Изложенные правила выкупа взяты из Судебника 1550 г. Указному выкупу предшествовала народная практика. В напечатанных собраниях древних актов находим любопытные указания на бытовую практику, которая во многом отступает от указного выкупа.

Указный выкуп впервые был регламентирован в царском Судебнике 1550 г. Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины. Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь Михаил Андреевич в 1479 г.

Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников А. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквям села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. То же делают и частные лица.

Ефрем Неклюд отказывает в 1500 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам.

От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в. Боярин И.

Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчие с такими же условиями просто по незнанию новых законов. В купчей 1568 г. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком.

Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр.

В 1563 г. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного.

Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения.

Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа.

Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом.

Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3].

У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа?

На этот вопрос можно отвечать только догадками. На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин.

В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению. Оно не старее 1550 г.

До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г.

Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконивает только существующую практику.

Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , или Императору в случае образования Империи, на землях владения которого монарха она находилась, и, без согласия членов своего рода, и Воли подтверждения Высочайшего распоряжения Императорского Указа, утверждающего желание воли рода, вотчинник владение не мог собственность рода продать, или обменять. Это было закреплено законом Свода российских законов о наследии. Это условие гарантии Самодержавия, условие властью монарха сохранить наследникам имущество недвижимость семьи и родственников боковой ветви фамилии целым. В случае нарушения таких условий, законом собственник лишался вотчины, и ею управление получал член семьи фамилии, или иной кто, по воле изъявления общего согласия родственных уз клана рода. Факт констатации, эпоха Древнерусского государства предоставляла собственность владение вотчиной наместнику в собственность, оставляя право гарантии семье рода безусловно законом сохранить право собственность владение на неё. В удельный период[ править править код ] В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.

Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.

Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины. Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь, Михаил Андреевич, в 1479 г. Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников. N 156, VII.

Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквам села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. N 121. Тоже делают и частные лица. Ефрем Неклюд отказывает в 1700 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517 г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия.

Двое князей Кемских купили у дяди своего вотчину с тем, что если "будет им не до земли, и им мимо дядь своих тех земель не продать" А. Этот порядок продолжает действовать и после издания царского Судебника, и понятно почему: новые законы нескоро делались известными публике в XVI веке. Боярин И. Шереметев в 1554 г. Введеный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. I N 170. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчия с такими же условиями просто по незнанию новых законов. А продали есми ему в дернь без выкупа...

А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.. Дмитрий Иванович Немой подарил Волоколамскому монастырю село с деревнями "в прок, без выкупа, без отмены". Но затем в дарственной идут такие условия: 1 жить мне в своей отчине до живота; 2 а родятся у меня дети, и то село с деревнями им, а монастырю они дадут 700 p.

Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене арямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел право на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки, оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Князю, а не сыну.

Что такое вотчина кратко

Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Значение слова вотчина в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.

Когда появилась вотчина?

Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее четвертого колена. Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом 16 в. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора ; в 1551 запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 — отдавать «на помин души» в богатые обители; в 1580 родичам дано неограниченное право выкупа, «хотя кто далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей «на государя». Служба с поместий была точно регламентирована; нарушителям грозило отнятие части или всей вотчины; «запустошивших» свою вотчины было велено бить кнутом 1621. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин 1627.

В это время вотчинами называли удельные княжества, унаследованные князем от отца.

С середины 14 века, в связи с ростом великокняжеской власти и началом образования централизованного государства, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й половине 15 века владельцы вотчин лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения вотчин. Новый этап в истории вотчины начинается с конца 15 века. Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см. Поместная система.

В конце 15 - 16 веках, после присоединения к Московскому княжеству Новгорода, Твери и Пскова, многие бояре этих земель были лишены своих вотчин, а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 года ограничил право родового выкупа вотчины. По «Уложению о службе» 1556 года вотчинники в отношении несения воен. Вотчинные права удельных княжат и бояр резко ограничились указами 1551 и 1562 годов.

Переход на службу другому государю карался как измена, с конфискацией у преступника В.

Существовало три типа вотчинного землевладения: родовая собственно «вотчина» , выслуженная «жалованье» , купленная «купля». Основное различие между ними заключалось в объемах права и распоряжения. В отношении родовых В. Родичи вотчинника пользовались правом родового выкупа только в определенный срок и по определенной цене.

Примерно те же ограничения действовали для В. Наиболее обширное право распоряжения существовало для купленных В. Указ о единонаследии 1714 установил общий правовой статус для всех «недвижимых имений», существенно ограничив право распоряжения землей и установив единый порядок наследования недвижимого имущества. О формах землевладения в Древней Руси.

Одесса, 1884; Лакиер Б. О вотчинах и поместьях. Характерной особенностью В. Однако владельцы В.

Возникновение В. Главными источниками образования В. Быстрый рост боярских и церковных В. В 11—12 вв.

В Древнерусском феодальном государстве и позднее в период феодальной раздробленности наблюдается процесс превращения временных земельных держаний в В.

Являлась личной собственностью. Её можно было менять, продавать. Вотчина включала в себя не только землю, постройки, но и зависимых крестьян.

В пределах вотчины собственник имел административное, судебное право, право взимания налогов часто в форме барщины или оброка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий