Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик? Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века.
Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии.
История с новыми подробностями перестает быть слезливой лав-стори про погибшего в степи ямщика и молодую вдову. Тут уже можно философствовать. Присвоить хабар мертвого — мародерство. Но кто тебя за руку поймает? А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости. Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки. А венки стояли в гараже.
Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать. Долго деверя не было, уже начали за него бояться — не попал ли он в аварию, или может плохо стало… Наконец он появился с венками, отдал ключ от гаража, а на вопрос вдовы почему задержался, ответил что-то невразумительное.
Но отдельные места заслуживают внимания.
Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя. Имела приданных крестьян и московская рогожская слобода еще при Иоанне IV и т. Итак их примеров было не счесть [7, с.
Не имея земли, не несли они и государственных повинностей. Массово они стали проявляться в русских документах после Смутного времени[7, с. Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу.
С увеличением ямской гоньбы, к 1548 году, ямщики избирались всей округой, городским и сельским населением и отправлялись в Москву. Жалованье ямщикам высылал «ямской приказ», основанный во второй половине XVI в. Впервые в документах он упоминается в 1619 г. Ямщик целовал крест в том, что «веровать против великого князя не будет и службу свою будет справлять честно и неленостно». Пользоваться ямскими лошадьми могли только ехавшие с княжеской «грамотой подорожной», удостоверяющей, что едут они не по личным, а по государственным делам. Податное же население платило так называемые «ямские деньги» — налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время. Итак, почтовая связь развивалась сообразно становлению государственности, претерпев все этапы экономического и социального развития. Ямщики были почтальонами Вклад в развитие русской почтовой службы внёс выдающийся государственный деятель А. Ордин — Нащёкин. При нём была создана русская почта. Итак, получается, что ямщики и были вначале почтальонами. Скорость их должна быть высокой — не менее 18 вёрст в час. Затем лошадь нужно было останавливать для отдыха, так как она просто могла упасть замертво. Сменив лошадь, можно было ехать с прежней скоростью. Вот почему скорость движения по трактам была разная. Быстрее всех ехали курьеры и фельдъегеря, проделывавшие в сутки 200 верст. Остальным удавалось проехать не более 100-150 верст в сутки. Так, например, путешествовал А. В 1833 г. Самым дешевым способом передвижения, когда путник становился независимым от почтовых трактов, была езда на своих лошадях в личном экипаже. Езда неторопливая, со скоростью не более 5-6 верст в час с частыми остановками для отдыха и кормления лошадей. Можно было также нанимать лошадей с ямщиком. Тот вез до определенного места, где без большого труда можно было найти другого ямщика. Такой способ передвижения назывался «на вольных». Правда, стоило это дороже, чем езда на почтовых. Важные сообщения везли гонцы Простую почту передавали эстафетой, важные сообщения везли особые гонцы. За корреспонденцию почтальоны отвечали своей головой: «Ехать… им по почтовым станам, переменяясь наскоро, денно и нощно, нигде не мешкая ни четверти часа. А буде который почтарь в пути ехать медленно или оплошно и в указанные часы не спеет, или письма подмочит, или пьянством утеряет и за таким почтарем по указу великого государя учинена будет смертная казнь». Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали — ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба. Ямская гоньба не была регулярной, как таковая она возникла гораздо позже. Путешествовали по почтовым трактам редко. Это было дорогое удовольствие для людей нечиновных, невоенных. Для езды по почтовым трактам была нужна подорожная. Ее выдавали в местной полиции, либо в местной управе. Подорожная была свидетельством, в котором указывалось, сколько лошадей, в соответствии с чином и званием, положено было подателю документа. Если путешественник ехал по личной надобности, то сразу оплачивал поездку и получал простую подорожную, а если по казенной надобности, т. Плату называли прогонами и взимали ее поверстно, т. Без документов выехать из города было вообще затруднительно — на выезде из больших и малых городов стояли заставы, на которых дежурили офицеры, проверявшие подорожные. Лишь после проверки нестроевой солдат, или, как тогда говорили, инвалид, поднимал шлагбаум. Подорожная непременно отмечалась в специальной книге станционным смотрителем. Дилижансы — между Москвой и Петербургом Нередко проезжающим приходилось ждать лошадей, ведь в первую очередь их давали для курьерской, то есть скоростной почты и фельдъегерей. А уже с 1 сентября 1820 года между Москвой и Петербургом начали курсировать дилижансы. Такой порядок наблюдался повсеместно, строго контролировался, таким он был и в Клинском уезде. Самыми людными почтовыми трактами были Московский и Нарвский.
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
Крестовская застава. Как жили ямщики? | Культура | ШколаЖизни.ру | Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. |
От ямщика до смартфона: как эволюционировала почтовая связь в России // Видео НТВ | 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. |
Когда я на почте служил ямщиком… | Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. |
Лучшая почта — в России
- Кто такой ямщик
- Что такое ямщик? Определение и роль в истории
- Другие новости раздела «Из истории»
- Ямщик — значение и сущность этой профессии
- На ямах и в ямских слободах
Русский ямщик – а вы знали, что…
Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. Смотреть что такое “ямщики” в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты.
История о ямщиках и почтовых трактах
Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога. По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию. Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным "золотом". И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века. Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси. Целовальник на Руси. Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений.
На эту должность избирали "всем миром" самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись "служить верно и честно", отсюда и пошло название "целовальник". Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава. В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг. Поимка воров. Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае "губной " произошло от слова "губить". Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Ямщик Тройка резвых. Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики — это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.
Мало того, он еще до 1653 г. Монахини утверждали, что слобода создана на их землях, что у них даже была грамота «да сгорела». А Ямской приказ, в свою очередь, говорил, что про то у них «в книгах не написано».
И до тех пор, пока не обмерили монастырские земли, монахини продолжали платить лишнюю подать. Правительство признавало, что за отобранную землю надо что-то давать взамен. И вместе с тем оно обязывало стройщиков вести дело «с пользой для государя», другими словами, не обижать и ямщиков. Если после организации слободы оказывались недовольными и бывшие владельцы земельных угодий и охотники, то объявляли выговор воеводам и дьякам — не умеют они сделать никакого дела, не умеют избавить государя от докуки, одних опустошают, а по отношению к другим забывают государеву пользу. Но если жаловались одни ямщики, стройщиков наказывали без всякой пощады — чаще всего их штрафовали на крупные суммы. Поэтому сотрудники Ямского приказа искренне отстаивали интересы охотников.
Они знали, что им будет прощена любая неправда, лишь бы хорошо действовала скорая гоньба. Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь.
В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость. Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге!
От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов. Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте. В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек.
Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу. Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода.
Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги. Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина. А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста.
Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41]. Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы.
Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым.
Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих.
Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы. Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г.
По рекомендации Д.
В обиходе осталось лишь слово ямщик. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам.
Тем не менее, ямщиков России сохранялись до начала XX в. Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней см. Поэтому работа требовала от ямщиков удали, бесстрашия.
В культуре В русском народном песенном творчестве существует жанр ямщицкой песни, обычно грустной, иногда тоскливой, сопровождавшей ямщика в дороге.
Для жизни здесь есть всё — газ, вода, дороги. Магазинов только пять штук продуктовых и один хозяйственный. Почта, врачебная амбулатория, частная пекарня, сельская библиотека, даже музей есть, краеведческий, в сельском доме культуры, который сейчас ремонтируют с помощью нефтяников. Живи и радуйся. А вот то, что молодые из деревни уезжают, что ж тут хорошего? По сути, бывший колхоз стал многоотраслевым хозяйством, имеющим зерновую и мясо-молочную направленность.
В 2003 году ямашинцы стали вторыми по производству молока в Альметьевском районе, а в 2004 году — первыми. Здесь был даже свой сыродельный цех. Силами нефтяников строились коттеджи для работников совхоза, дороги, пекарня, оздоровительный центр, пилорама, склады, столовая, гостиница, сельский дом культуры… В апреле 1997 года подсобное хозяйство НГДУ было преобразовано в ООО «Ямашинское», которое в 2011 году ликвидировали. К сожалению, сегодня о былом процветании «Победителя» и «Ямашинского» говорят лишь некоторые фрагменты колхозно-совхозного прошлого. Печально видеть в таком красивом селе мусор и нескошенный чертополох у детской площадки. Проще некуда, сделать хотя бы минимум: скосить и убрать за собой. Для этого ведь денег не нужно.
Только желание и инициатива самих деревенских жителей. Ну, такое, что прям петь хочется... Проехав поворот на Рокашево, которое останется от вас по правую руку, через 5 километров смотрите налево. Издалека на холме увидите церковь Рождества Христова. А тут уж главное не прозевать поворот на село Ямаши. Отсюда открывается великолепный вид не только на само село, но и на холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности — начало Уральских гор. Если повезёт и церковь будет открыта, то зайдите туда, чтобы увидеть настенные росписи, восстановленные реставраторами Эрмитажа.
Народ её очень хвалит. Фото Алсу Шакирова К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза : Мы работаем над улучшением нашего сервиса.
Русский ямщик – а вы знали, что…
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? - YouTube | Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания. |
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие - Форум ВГД | Впоследствии ямщиков перевели в сословие государственных крестьян, «государев ямщик», что обязывало иметь трех лошадей («держать ему на выти три мерена»). |
Русский ямщик – а вы знали, что… — Я так хочу! (Галина Пешехонова) — NewsLand | русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». |
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" | Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. |
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" | Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. |
На ямах и в ямских слободах
Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. Число лошадей ямщик обязан поставить столько, сколько бы их не потребовалось в течение дня, несмотря на число пар поставленных на станции и уже выпущенных. профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик | Главная» Новости» Что такое ямщик. |
ямщик — Викисловарь | Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых». |
Ямщики на Руси | Многие считают, что ямщик – это человек, который управляет повозкой и занимается перевозкой людей. |
Ямщик – это… определение и история | Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. |
Значение слова «ямщик»
Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы. Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина. Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43].
Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц. По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы.
Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г. Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А.
Олеария [25], стремились попасть в число гонщиков. Известны случаи, когда к наиболее крупным ямам и слободам приписывались целые деревни, население которых, кроме выполнения обязательных государственных повинностей, обеспечивало ямщиков хлебом, овсом, сеном. Те из ямщиков, которым не платили прогонов, ежегодно получали от правительства под названием подмоги — денежное жалованье. Иногда вместо денег из Москвы на ямы присылали сукно, кумач и другие нужные в хозяйстве товары. Величина подмоги была различной в разных местах государства. Объяснялось это, в первую очередь, интенсивностью ямской гоньбы самым напряженным в России был тракт Москва — Новгород — Псков , состоянием дорог легким путем считалась дорога из Москвы в Казань и стоимостью лошадиных кормов и пищи для людей. В первой половине XVII в. По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г.
По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб. Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым. Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др. А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба.
Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы. Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых. Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков.
С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г. Этот указ потом неоднократно подтверждался. Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г.
Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли? И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках. А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами. Царь любил показать себя добрым помещиком.
По сей день о «ямском стане» в Ярославле напоминает Ямская улица и целых 4 Ямских проезда. А вот от ярославской почтовой конторы — одной из первых не только в городе, но и в России — сохранилось лишь воспоминание. Стояла она близ церкви Дмитрия Солунского. Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича. Неудивительно, что вся площадь перед монастырем ныне Богоявленская была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой». В ярославском трактире При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита». Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных. Ушинский, — где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества. Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены — доступностью, а ассортимент — постоянством. Чехов, — в какой трактир ни зайди, непременно найдешь соленую белугу с хреном».
Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек. Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики. Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика. К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году. В некоторых случаях договор составлялся между самим населенным пунктом и ямщиком. Последний обеспечивал исполнение ямской повинности, а вместо этого жители деревни обеспечивали ямщика установленным годовым жалованием. Также жители занимались расчисткой дорог, а самого ямщика освобождали от положенных податей. Закон довольно четко указывал обязанности, которые должны были исполняться ямщиком. Человек, который занимался извозом, обязан был располагать тремя меринами, а также быть грамотным, так как в его обязанности входил учет всех путешественников. Он имел право спросить проезжую грамоту, а также указывал прогоны.
Помещики, когда отправлялись в столицу в гости или по делам, предпочитали запрягать свою двуколку. Так и продолжали они свистеть и кричать что-есть мочи о своем приближении, пока в моду не вошли валдайские колокольчики. Их подвешивали на дугу упряжки для лошади. Но звонили они так громко, что в конце концов всем это надоело. Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные. Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков. О касимовских татарах у меня есть на этом канале публикация. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал! Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть.
Читайте также
- Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
- Навигация по записям
- Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
- Ямы и почта в России в старину
- Происхождение
- Слово Ямщик (Александр Смирнов Мир Снов) / Проза.ру
кто такой ямщик определение для детей
Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения.