Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство.
Венчание на царство Ивана IV Грозного
Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Москву сделать новым Царьградом. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя. В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Софье Палеолог, сестре последнего императора павшей Византии. Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Софье Палеолог, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зосима даже сочинил «Изложение пасхалии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Палеолог не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зосима называл самодержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Господь. Кроме духовенства, за Дмитрием Внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением.
По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят. Яблоко державное Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным». Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году. С тех пор и вплоть до коронации последнего российского императора Николая II в 1896 году держава оставалась неотъемлемым атрибутом церемонии. Последняя из держав, принадлежавших российским правителям, была изготовлена к коронации Екатерины II в 1762 году. Тогда же, при Екатерине II, на смену шапке Мономаха пришла знаменитая Большая императорская корона Российской империи. Читайте также:.
Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных. Итак, уже в процедуре венчания Ивана IV и особенно его сына Федора Ивановича мы можем усмотреть важные моменты русского обряда венчания на царство. Прежде всего, здесь следует сказать о неизменном религиозном характере церемонии. Её основой с самого начала и до конца существования русской монархии оставалась церковная молитва молебен, литургия.
Во время похода свт. Макарий обратился с «посланием учительным» к войску, а затем к царю. Митрополит убеждал, что войско и правитель добьются успеха, если станут бороться со своими пороками и вести образ жизни, достойный христианина. Царя митрополит призывал соблюдать «евангельские заповеди»: «... Эти известия отражают, однако, лишь одну сторону отношений молодого царя и духовенства. Более полную и всестороннюю картину дает текст решений Собора 1551 г. Стоглав в сопоставлении с рядом документов, исходивших в эти годы от рус. Эти тексты позволяют выявить новые области сотрудничества и те сферы, где имел место конфликт интересов. Царь председательствовал на Соборе, его вопросы, адресованные участникам, определили проблематику соборных обсуждений. Царь не только хотел устранить непорядки в церковной жизни, следуя «правилом святых отец», но и предлагал священнослужителям выступить против него, если он отступит от этих правил: «Аще преслушник буду, воспретите ми без всякого страха». Он выражал готовность обсуждать с отцами Собора не только церковные дела, но и «земские нестроениа»: «И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем» Емченко. При активном участии царя был принят ряд решений, направленных на искоренение недостатков в жизни приходского духовенства. Из протопопов и поповских старост были созданы органы, которые должны были наблюдать за тем, как приходские священники выполняют свои обязанности и какую ведут жизнь, наставлять и поучать их. Подчеркивалось, что архиерей должен рукополагать в священный сан только добродетельных и грамотных людей, не считаясь с иными пожеланиями прихожан. Решения Собора предусматривали создание во всех городах уч-щ для обучения буд. Архиереи должны были надзирать за перепиской книг. Богослужебные книги следовало исправить, писцы должны были при переписке использовать «правленые» книги. От этих решений Собора шел путь к созданию книгопечатания в нач. Архиереям также следовало наблюдать за деятельностью иконописцев и признавать «мастером» только такого ученика, который пишет «искусно» и следует установленным иконографическим образцам. Предусматривалось, что иконописцы, не подчиняющиеся архиерею, «царскою грозою накажутся». Царь и отцы Собора исходили из того, что новое, добродетельное и грамотное, духовенство станет активно воспитывать паству, бороться с пороками. В этой работе духовенство могло рассчитывать на поддержку царской власти, задачей которой было оградить страну от вредных внешних идеологических влияний. Власть должна была бороться с деятельностью «лживых пророков», запретить занятия астрологией и чернокнижием; в решениях Собора дважды отмечено, что власть призвана бороться с сохранявшимися среди сельского населения языческими обычаями. Эту функцию власти царь относил к кругу своих важных обязанностей. Об этом говорят как активное его участие в Соборах «на еретиков», созывавшихся в сер. Программа воспитания духовенства и общества должна рассматриваться как свидетельство достаточно глубокого сотрудничества светской и церковной властей в России в сер. В других вопросах такого совпадения интересов не было. Недовольство церковной иерархии вызывала практика выдачи царем несудимых грамот, когда клир приходского храма или братия монастыря освобождались от суда архиерея и уплаты налогов в его казну и подчинялись только суду монарха. В результате усилий иерархов в ст. На Соборе 1551 г. Распоряжение о подсудности белого духовенства епархиальному архиерею вошло в грамоты, выданные епископам, подсудность епископу зафиксирована и в грамотах, выданных монастырям. При этом, однако, ряд обителей, напр. Юрьев новгородский мужской монастырь , добились сохранения для себя прежнего порядка, а Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь был подчинен не епархиальному архиерею, а митр. Вместе с тем в решениях Собора без сопротивления со стороны участников был зафиксирован ряд проявлений власти монарха над церковными учреждениями: царь мог определять состав служилых дворов архиереев, настоятели мон-рей должны были назначаться «по государеву слову и совету», за царскими дворецкими было признано право «монастырскую казну и всякие обиходы монастырские... Документы, современные Стоглаву, показывают, что за царем признавалась роль верховного арбитра при решении вопросов церковной жизни. Так, в наказе поповским старостам от дек. Не согласный с установленными в 1551 г. Пимен в 1555 г. Прорись из Лицевого летописного свода. У носителей власти вызывало раздражение то обстоятельство, что земля, в которой власть нуждалась для испомещения дворянского войска, «выходит из службы». В таких ситуациях власть становилась восприимчивой к аргументам нестяжателей , утверждавших, что материальное обогащение монастырей пагубно влияет на образ жизни насельников. Характерно, что весной 1551 г. В «Ответе» митр. Макария подчеркивается неотчуждаемость церковных имуществ. В пункте 15 из 1-й серии адресованных Собору царских вопросов отмечалось, что в мон-ри поступают вклады, они покупают земли, пользуются немалыми податными привилегиями, но «устроения в монастырех никоторого не прибыло»: монахи пьянствуют, ведут неподобающую роскошную жизнь, держат в кельях мальчиков и женщин, не исполняют заупокойных служб по вкладчикам, чернецы и черницы «по миру волочатся». Аргументы царя в замаскированной форме ставят вопрос о ликвидации или сокращении монастырского землевладения. Даже изложенное в таком виде предложение вызвало острую реакцию отцов Собора. Столкнувшись с солидарным сопротивлением духовенства, государственная власть в основном направила усилия на создание препятствий для роста церковного землевладения в будущем. Согласно совместному приговору царя и Собора от 11 мая 1551 г. Василия III, эти земли должны были быть возвращены, как и земли, приобретенные незаконным путем в годы «боярского правления». Приговор подтверждал действенность уложения вел. Такая практика была распространена в приговоре на всех землевладельцев. Указанное уложение было дополнено установлением, что продажа земель церковным учреждениям также не может производиться «без царева и великого князя ведома и без докладу». Карой за нарушение был переход соответствующего владения к гос-ву. Одновременно за Церковью сохранялась основная масса ее земель, в ее пользу было существенно ограничено право родового выкупа лишь тогда, когда это было специально оговорено во вкладной грамоте или в духовной. Приговор от 11 мая 1551 г. Вместе с тем выступление царя с критикой пороков монашеской жизни способствовало тому, что Собор утвердил ряд мер для устранения недостатков: была введена более строгая регламентация монастырской жизни, установлены ограничения для контактов монахов с «миром». Другим источником напряженности стали податные привилегии архиерейских кафедр и монастырей особенно в отношении их городских владений , существенно расширившиеся в годы «боярского правления». В городских владениях церковных корпораций образовались многочисленные слободы торговцев и ремесленников. Посадские люди не хотели терпеть конкурентов, не несших тягла и поэтому более успешных, а государственная власть была недовольна тем, что, поселяясь на церковных землях, торговцы и ремесленники тем самым избегали уплаты налогов. В проекте реформ 1550 г. Это решение встретило сильное сопротивление, и уже 15 сент. За Церковью были сохранены старые слободы с проживавшим в них населением «по старине», а новые слободы должны были «тянути з гороцкими людми во всякое тягло», люди, поселившиеся в них после писцового описания, должны были вернуться в посад. Церковь также принимала на себя обязательство «новых слобод не ставити и дворов новых в старых слободах не прибавливать». И в данном случае речь идет о компромиссе, достигнутом ценой взаимных уступок. Интересы Церкви затрагивала и ст. Установление это не было направлено специально против Церкви, но многие церковные учреждения были обладателями таких грамот. Постановления ст. Такие ограничения распространялись, напр. От уплаты налогов были освобождены владения архиерейских домов была подтверждена тарханная грамота 1538 г. Коломенскому епископу на слободы в Коломне и Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рому были подтверждены все тарханные грамоты Василия III это самое раннее свидетельство особого расположения И. Ряд почитаемых обителей, как, напр. Серьезно затронула интересы Церкви еще одна мера, предусмотренная проектом реформ 1550 г. Размер «большой сохи» был разным для разных видов земельной собственности: для земель служилых людей «большая соха» равнялась 800 четвертей «доброй земли» в одном поле, для церковных земель - 600 четвертей, для черносошных земель - 500 четвертей. Эта мера означала, что церковная земельная собственность, если на нее не распространялись льготы, облагалась налогами по более высоким ставкам, чем владения служилых людей. Из-за солидарного сопротивления духовенства светская власть не могла осуществить многие из своих планов. В истории отношений И. Летом 1553 г. Вероятно, в это время царь еще испытывал какой-то интерес к нестяжателям и их идеям. Положение изменилось во время Собора, созванного в 1554 г. Башкин и др. На следствии, предшествовавшем Собору, и на самом Соборе стало известно о контактах между еретиками и нестяжателями Артемием и людьми его круга , сосланными «для исправления» в различные мон-ри. Когда на Соборе Рязанский еп. Кассиан стал «хулить» «Книгу на новгородских еретиков» «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, входившую в то время в круг постоянного чтения И. Следствие по делу еретиков проводили по приказу царя старцы Иосифова Волоколамского мон-ря Герасим Ленков и Филофей Полев. Когда в 1555 г. Иосифова Волоколамского мон-ря свт. Гурий Руготин. Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. Макария, обещал это сделать. Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман Садырев-Полев , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. После взятия Нарвы в 1558 г. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. Даниила Александровича. В мае 1561 г. По приказу царя осенью 1556 г. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. С одной стороны, у И. Это недовольство отразилось в послании, отправленном царем из Александровой слободы перед учреждением опричнины. При установлении опричного режима царь добился того, что право «печалования» рус. Согласно летописному повествованию о походе на Полоцк в 1563 г. Иосифова Волоколамского мон-ря Леонид и архим. Чудова мон-ря Левкий, которого И. Новгородский архиеп. Пимен прислал царю письмо с пожеланием успехов, благословение, образ Св. Софии и св. Возвращаясь из похода, царь остановился в Иосифовом Волоколамском монастыре, а в дек. Когда после взятия Полоцка встал вопрос о назначении туда архиепископа, подчиненного Московскому митрополиту, царь убедил принять кафедру жившего на покое Трифона Ступишина , постриженика прп. Иосифа Волоцкого. Симонов монастырь был взят в опричнину со всеми владениями. Привлек к себе внимание царя и старицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , И. Тарханные грамоты получили от И. В памяти людей Смутного времени сохранились рассказы о видениях митр. Макарию, предвещавших «нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли», однако при жизни свт. Макария столкновения между ним и И. После смерти святителя царь приложил усилия к тому, чтобы новым митрополитом стал близкий к нему человек. Роль царя как патрона кафедры была подчеркнута в чине поставления тем, что именно царь вручил первоиерарху пастырский посох - символ власти. Однако новый митрополит не оправдал ожиданий правителя, выступив весной 1564 г. Царь, как сообщается в рассказе об этом эпизоде, «подал надежду на исправление» и с июня по сент. Царь, по-видимому, опасался, что митрополит может возглавить выступление знати в условиях, когда он готовит почву для политического переворота. Когда переворот стал реальностью, митр. Афанасий, как и др. После смерти митр. Макария произошло еще одно важное изменение в отношениях между гос-вом и Церковью. Царь, нарушая решения Стоглава, возобновил выдачу несудимых грамот. Так, по грамоте 1571 г. Новодевичьему московскому в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырю все приходское духовенство в огромных владениях обители было освобождено от подсудности митрополиту и епископам и от уплаты пошлин в архиерейскую казну. Афанасий «за немощию велиею» покинул кафедру и встал вопрос о выборе преемника. Первоначально царь хотел видеть на митрополичьем престоле Казанского архиеп. Германа Садырева-Полева , известного царю еще в бытность того старцем Иосифова Волоколамского монастыря и, несомненно, при содействии И. Герман получил тарханную грамоту на земли и рыбные ловли Казанского архиерейского дома. Герман поселился на митрополичьем дворе, но архиерей стал напоминать царю о Страшном Суде, и его кандидатура отпала. Остается неясным, кто и при каких обстоятельствах выдвинул кандидатуру соловецкого игум. Филиппа Колычева. Когда царь и Собор «понужали» его стать митрополитом, Филипп потребовал, чтобы царь «отставил опришнину, а не оставит, и ему в митрополитех быти невозможно». После этого его кандидатура должна была отпасть, но этого не произошло. В грамоте об избрании митрополита говорится, что епископы били челом царю, тот «отдал гнев свой», Филипп был хиротонисан и возведен в сан митрополита, но дал обязательство «в опришнину... Солидарное выступление епископов в поддержку своего кандидата заставило царя, считавшего опричный режим еще недостаточно прочным, согласиться на избрание нежелательного для него первоиерарха. Грамоты 1564 г. Когда в кон. Филипп был вынужден нарушить договоренность с И. Глава Церкви созвал иерархов, и было принято совместное решение выступить «против такого начинания». Однако, когда один из архиереев сообщил о происшедшем царю, владыки «своего начинания отпадоша». Против предложений митрополита выступили Новгородский архиеп. Пимен, Суздальский еп. Пафнутий, Рязанский еп. Духовник царя протопоп Благовещенского собора Евстафий, по свидетельству Жития свт. Филиппа, старался настроить И. Не решившись выступить против монарха, русский епископат утратил значение влиятельной общественной силы, к-рой он был в предшествующие десятилетия. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны архиереев, митрополит решился нарушить соглашение с царем, когда «нецыи от первых вельмож и народ» обратились к нему с просьбой защитить их от казней. В марте 1568 г. Филипп обратился к царю с речью, в к-рой призывал прекратить казни и отменить «разделение» страны. Затем, выражая свое несогласие с действиями И. Московский греческий во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Нарушение соглашения с царем не могло быть основанием для смещения митрополита, поэтому уже весной 1568 г. Тёмкина-Ростовского, епископа опричного Суздаля Пафнутия и близкого к монарху позднее его духовника архим. Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря Феодосия Ветки , чтобы собрать сведения о «порочной жизни» Филиппа в Соловецком мон-ре. После того как от некоторых соловецких монахов удалось получить такие заведомо ложные показания, осенью 1568 г. Филиппа сана. Сохранилось свидетельство, что на Соборе в поддержку оклеветанного первосвятителя выступил архиеп. Герман Садырев-Полев , по-видимому, именно после этого он был казнен. Неспособность духовенства защитить первоиерарха делала И. Так, в кон. Филофей чем-то вызвал неудовольствие царя и был низложен, царь отобрал и раздал помещикам значительную часть владений Рязанской кафедры. Не остановился правитель и перед массовыми репрессиями по отношению к духовным лицам, когда до него дошли слухи о желании новгородцев перейти под власть польск. Дело не ограничилось публичным поруганием Новгородского архиеп. Пимена, которого сочли организатором заговора, и казнями бояр и слуг его двора. Все монастыри и приходские храмы Новгорода и округи были запечатаны, находившаяся в них казна конфискована. На черное и белое духовенство был наложен большой штраф, а тех, кто были не в состоянии его уплатить, царь приказал «бити их из утра и до вечера на правежи до искупа безщадно» НовгорЛет. Тогда погибли св. Геласий , игум. Кроме того, в годы опричнины были казнены архимандриты нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня и Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рей. Хотя церковные каноны запрещают заключение 4-го брака, участники Собора приняли на веру слова царя о том, что 3-й брак фактически не имел места, и дали такое разрешение. Однако на И. Последний запрет царь скоро нарушил, т. Вероятно, это было реализацией оговаривавшейся в соборном постановлении возможности снятия епитимии в случае выступления царя «против недругов за святыя Божия церкви» в нач. Решения церковных властей в связи со вступлением И. Очевидно, что какие-то епитимии были все же установлены и царь был вынужден их соблюдать. Согласно летописным записям о поездках И. Феодосий Ветка и настоятель старицкого Успенского монастыря св. Иов впосл. В мае 1569 г. Иов получил от царя щедрую тарханную грамоту на слободку в Старице и земли в 5 уездах, а в 1570 г. Иов стал архимандритом взятого в опричнину Симонова мон-ря. Сохранялись и связи царя с Чудовым мон-рем. Преемник Левкия Леонид был поставлен на Новгородскую кафедру после низложения архиеп. Пимена, новый настоятель обители архим. Евфимий также находился в окружении царя. Годы опричнины ознаменовались резким увеличением земельных вкладов в монастыри со стороны бояр и детей боярских, рассчитывавших найти в почитаемых обителях спасение от возможных опал и казней и поддержку в условиях начинавшегося хозяйственного разорения. Тем самым много земли снова «выходило из службы», и это вызвало отрицательную реакцию И. Антонием , запрещавший давать земельные вклады в мон-ри, «где вотчин много», а в мон-ри, где «вотчин мало», можно было давать вклады только «с боярского приговору». В 1573 г. Еще хуже, по мнению правителя, дело обстояло в др. Лишь в отдельных сев. Похвалы царя благочестию вологодских старцев были неслучайными. К Вологодской епархии были присоединены земли Подвинья, в Вологде - одной из царских резиденций - по приказу И. Осенью 1575 г. Ряд источников сообщает о низложении и казни Новгородского архиеп. Леонида , обвиненного в «измене» в окт. Вместе с ним казнили настоятелей Чудова мон-ря Евфимия и Симонова мон-ря Иосифа, протопоп Архангельского собора Иоанн был утоплен. Поскольку духовные лица были казнены на Соборной пл. Тогда царь, «на тех возьяряся, казнил... Один из современников писал, что зашитого в медвежью шкуру архиеп. Леонида травили собаками. Головы казненных бросили на двор к митрополиту. Очевидно, выступление архиеп. Леонида обеспокоило царя, и он таким способом хотел обеспечить в будущем покорность архиереев. В описях архива Посольского приказа упоминаются несохранившиеся судебные дела, заведенные в сер. Антония и Крутицкого еп. Во 2-й пол. С осени 1576 до нач. Ряд источников прежде всего приходо-расходные книги говорит о постоянных посещениях И. Иосифова Волоколамского монастыря, где царь раздавал монахам милостыню. Собор епископов принял решение о местном почитании прп.
Иван Васильевич, ставший Грозным
В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи.
Иван Грозный
Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении.
Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров.
Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном.
В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской.
Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство.
Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город.
Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста.
Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу.
Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога — знатные вельможи.
Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии.
В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью.
После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева — Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву».
Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна.
Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти.
Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю. Различались лишь детали и количество венцов. Например, Лжедмитрий I в 1605 году был коронован тремя коронами — шапкой Мономаха, австрийской короной и Казанской шапкой. А последней коронацией по этому обычаю была уникальная двойная коронация сводных братьев Петра I и Ивана V Алексеевичей в 1682 году.
Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение
16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Венчание на царство. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного).
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря.
С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению.
В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет».
В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г.
Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг.
Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным.
Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи.
С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий.
Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г.
Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг.
В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери.
Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве.
В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд».
Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. РСТВО — торжественный обряд принятия русским монархом власти.
Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон.
Для управления страной Василий 3 оставил боярский совет, но фактическая власть оказалась в руках Елены Глинской, которая безжалостно вела борьбу со всеми, кто мог претендовать на власть. Ее фаворит, князь Овчина-Оболенский провел расправу над некоторыми боярами совета, и остальные уже не противились воли Глинской. Понимая, что трехлетний ребенок на престоле это не то, что нужно стране, и что правление ее сына Ивана Васильевича Грозного может прерваться, фактически и не начавшись, Елена решила устранить братьев Василия 3, чтобы не было претендентов на престол. Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен. Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным.
Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа. В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу: Копейка на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название. Деньга — равнялась 0,5 копейки. Полушка — равнялась 0,25 копейки. В 1538 году Елене Глинская умирает.
Что это была естественная смерть — наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь.
В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка.
На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.
Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог".
Первый русский царь
Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь.
ИОАНН ГРОЗНЫЙ
Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть. А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Отрывок с процедурой венчания на царство. Вот что писал Р. Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В.
Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III.
Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6].
Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф.
Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода. И она тоже связана с венчанием на царство. Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV. В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни.
Согласно утвердившейся в то время религиозно-политической доктрине божественного происхождения власти царь получил корону из рук главы церкви, митрополита Макария, который активно содействовал усилению власти молодого государя. Это событие имело большое политическое значение для страны. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами и позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси.
Венчание на царство Ивана IV Грозного
Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Венчание на царство Иоанна IV свт.
Как короновали русских царей?
25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством.