17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг – «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности.
Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны.
Даже когда те давали небольшие интервью для телевидения, их представляли без имен. Фамилии сидячих космонавтов были названы лишь спустя 23 года. Луноход проработал на поверхности Луны до 14 сентября 1971 года, то есть одиннадцать лунных дней 10,5 земных месяцев. За это время он проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м2, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. В марте 2010 года аппарат обнаружили на снимках LRO Лунного орбитального зонда. А 22 апреля этого же года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя "Лунохода-1". Копию первого советского планетохота можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Надо сказать, что судьба этого аппарата оказалось не столь успешной. Дело в том, что система навигации оказалась неисправной. И экипажу, который управлял им с Земли пришлось ориентироваться по Солнцу и окружающей обстановке.
Правда в руках ученых оказалась фотокарта района она предназначалась для посадки американской экспедиции , где прилунился самоходный аппарат.
На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках зонда LRO.
Группа американских ученых из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи 22 апреля 2010 года сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1». No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
Последующие два запуска аппаратов завершились авариями. Однако это позволило учёным определить, что поверхность Луны на самом деле твёрдая. Удалось заснять обратную сторону Луны только станции «Луна-3». В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными.
Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. На связи с учёными он находился 301 день, всего проехал по спутнику - более 10 тысяч метров и отправил на Землю 25 тысяч снимков.
За 157 сеансов с Землей было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведен его химический анализ. Температура внутри герметичного контейнера лунохода 15 сентября 1971 года начала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, 30 сентября аппарат не вышел на связь, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.
На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках зонда LRO.
Советские луноходы: обзор, история и интересные факты
Надо думать, если с тех пор луноход не забрали пришельцы, он и сейчас стоит там же. Луноход и космический аппарат Луна-17 были обнаружены в 2010 году американским зондом LRO. Lunar Recon. Москва, Большой Саввинский пер.
В том же отчете сказано, что аппаратуру, которая была установлена на луноходе в испытаниях нагревали гораздо сильнее. И она продолжала работать. Мог разогнаться до 340 метров в час. Предшественник - «Луноход-1» двигался со скоростью 140 метров в час. На них видны и станция «Луна-21» и сам луноход и следы, которые он оставил. И по одной из легенд, поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже.
Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были. Следы "Лунохода-2". Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней. Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести.
Выяснилось, что оно у Луны практически отсутствует, но на поверхности спутника Земли встречаются сильно намагниченные участки. В отличие от «Лунохода-1» «Луноход-2» был немного тяжелее — 836 кг. На нём была установлена дополнительная видеокамера на высоте человеческого роста и некоторые другие приборы. Камера впоследствии очень пригодилась, так как при посадке оказалась повреждена система навигации.
Пришлось с Земли управлять луноходом, ориентируясь по показаниям «глаз» - телекамер и положению Солнца. В этих непростых условиях луноход проработал четыре месяца, а затем вышел из строя из-за перегрева. Попав внутрь небольшого свежего кратера, который не был виден с Земли, луноход долго буксовал в неожиданно чрезвычайно рыхлом грунте, но затем, словно трактор, всё же смог выбраться из западни задним ходом. К сожалению, вероятно, он зацепил краем солнечной батареи за склон и на неё попал лунный грунт. Когда на ночь батарея закрылась для сохранения теплоизоляции, грунт просыпался на поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что и привело на следующий лунный день к его перегреву и выходу из строя аппаратуры. Тем не менее «Луноход-2» установил несколько рекордов — дальности поездки по Луне, активности и др. В этом смысле район посадки «Аполлона-17» и исследований «Лунохода-2» является одним из самых исследованных на Луне. В этой истории не обойтись, к сожалению, и без ложки дёгтя — в декабре 1993 года НПО им. Гэрриоту всего за 68 500 долларов, тому самому, который в октябре 2008 года в качестве туриста совершил полёт на МКС на корабле «Союз ТМА-13».
Гэрриот — сын астронавта, сам совершивший полёт в космос. Но неизвестно, в чьи руки попадёт право собственности на «Луноход-2» после его смерти. Конечно же, продажа не имеющей цены отечественной реликвии практически за бесценок является, на мой взгляд, постыдным и недостойным нашей космонавтики шагом. Покупая клубы и яхты, российские предприниматели лучше бы задумались о том, чтобы вернуть право собственности на «Луноход-2» России. Надеюсь, что рано или поздно это произойдёт. Изначально луноходы проектировались С. Королёвым, как транспорт для будущей лунной или марсианской базы, о которой мы говорили в самом начале главы, но неудачи при испытаниях тяжёлой РН Н1 всего было четыре неудачных пуска заставили СССР отказаться от этого грандиозного, но крайне дорогостоящего проекта — строительство базы на Луне отложили до лучших времён. Благодаря лунному соревнованию космическая наука и техника совершила настоящий прорыв, который вряд ли был бы возможен без условий соревновательности и конкуренции. Человечество всерьёз шагнуло в космос и показало, что нашей цивилизации вполне по плечу решение задач и целей космического масштаба.
Но лунная гонка показала и всю опасность, и непредсказуемость космических полётов. Космонавты и астронавты — мужественные и смелые люди.
Маленкова В 1971 году Главный конструктор самоходного шасси «Лунохода-1» был награждён орденом Ленина. В 1973 г. Кемурджиан стал лауреатом Ленинской премии. В этом же году лауреатами Государственных премий стали его ближайшие соратники П. Комиссаров и, несколько позже, В. Розенцвейг и В. Подтверждением приоритетной роли учёных и специалистов ВНИИТрансмаш в становлении нового направления техники — космического транспортного машиностроения явилось издание ряда монографий, статей и публикация докладов на международных конференциях.
Первенцем в этом процессе стала книга «Передвижная лаборатория на Луне — «Луноход-1» М. Виноградова в 1971 году. В 1978 году под редакцией члена-корреспондента В. Барсукова в том же формате и тем же издательством был издан 2-й том этой книги. В числе авторов статей этих книг — 14 сотрудников засекреченного института, которые опубликовали под псевдонимами материалы о создании САШ «Лунохода-1» и выполненных с его помощью исследованиях на Луне. При работе над докладом [13] его автор установил псевдонимы этих сотрудников. Однако статья с материалами доклада на международной конференции была опубликована только на английском [14]. Статьи книги, написанные сотрудниками ВНИИ-100 в соавторстве с сотрудниками ОКБ-301 или имеющими самостоятельный характер, перечислены в том порядке, который принят в соответствующем томе монографии. Том 1: «Общее устройство и компоновка станции «Луна-17», «Управление и результаты выполнения программы», «Определение геометрических размеров и распределение кратеров, преодолённых «Луноходом-1» на поверхности Луны», «Исследования механических свойств лунного грунта на самоходном аппарате «Луноход-1»; том 2: «Самоходное шасси «Лунохода-1» как инструмент для исследования лунной поверхности», «Исследование подвижности «Лунохода-1» при дистанционном управлении», «Исследование работоспособности самоходного шасси на Луне».
Слева-направо: П. Сологуб 1928-2019 , А. Соловьёв 1931-? Комиссаров 1934-2009 , В. Громов 1940-2006 [2] Фамилии и псевдонимы авторов из числа сотрудников ВНИИ-100 приведены в порядке очерёдности статей и в соответствии с порядком указания авторов в каждой из этих статей. Александров, А. Леонович; — Павел Степанович Сологуб — П. Семёнов, П. Павлов; — Феликс Павлович Шпак — Ф.
Павлов, Ф. Яковлев; — Анатолий Фёдорович Соловьёв — А. Грачев; — Виктор Иванович Комиссаров — В. Комаров, В. Комаров; — Георгий Николаевич Корепанов — Г. Шестернев; — Вячеслав Константинович Мишкинюк — В. Мишкин; — Анатолий Владимирович Мицкевич — А. Рыбаков; — Раиса Лазаревна Быховская — Р. Быкова; — Михаил Иванович Маленков — М.
Большов, М. Исаков; — Михаил Борисович Шварцбург — М. Колесов; — Пётр Наумович Бродский — П. Наумов; — Юрий Петрович Китляш — Ю. Котлов; — Лев Николаевич Поляков — Л. Поленов; — Игорь Сергеевич Болховитинов — Б. Гарин, И. Гарин; — Виктор Георгиевич Бабенко — В. Георгиев; — Валерий Николаевич Петрига — В.
Петров, В. Петров; — Виктор Никифорович Плохих — В. Теплов; — Евгений Викторович Авотин — Е. Авотиньш; — Борис Васильевич Гладких — Б. Бородачёв; — Леонид Оскарович Вайсфельд — Л. Вайсберг; — Владимир Павлович Величко — В. Великанов; — Михаил Николаевич Плигин — М. Владимиров; — Вячеслав Ефимович Папирный — В. Папирян; — Израиль Исидорович Розенцвейг — И.
Розов; — Семён Алексеевич Шепель — С. Швецов; — Анатолий Фёдорович Кудрявцев — А. Кулешов; — Олег Владимирович Минин — О. Володин; — Юрий Иванович Васильев — Ю. Что касается сотрудников ОКБ-301, то среди авторов перечисленных статей хорошо читаются следующие псевдонимы: Георгий Николаевич Бабакин — Г. Николаев, Олег Генрихович Ивановский — О. Статьи 1-го тома, в котором рассматриваются, конечно, не только самоходное шасси, но и все другие системы «Лунохода-1», его научные приборы, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований по трассе движения, первыми читали американские коллеги — разработчики LRV. В частности, статья об исследовании механических свойств лунного грунта, наряду с другими статьями российских авторов, включая А. Кемурджиана, имеется в списке литературы итогового отчёта о мобильных характеристиках LRV по результатам наземных испытаний и исследованиях на Луне в ходе работы экспедиции Apollo-15, изданного в 1972 году [15].
Совсем недавно пик интереса к материалам монографии был характерен для китайских специалистов. Несмотря на существенный научно-технический прогресс, который позволяет сейчас по новому решать проблемы проектирования космических аппаратов прошлого века, отдельные положения монографии продолжают оставаться актуальными для специалистов и ученых других стран, подключающихся к исследованиями Луны и Марса контактными методами. Розенцвейг род. Соболев род. Маленкова Желательно, чтобы именно с этими трудами знакомились и или не забывали и все отечественные историки и специалисты, которые изучают и раскрывают в своих публикациях картину рождения новых космических объектов. Это позволит избежать ошибок, и более точно рассказать не только о конструкции «Лунохода-1», но и о принципиальных подходах главных конструкторов к проектированию «Лунохода-1» и его самоходного шасси. Так, в первой статье первого тома, соавторами которой являются и Г. Бабакин, и А. Кемурджиан, указано, что луноход состоит из «герметичного приборного отсека с аппаратурой и самоходного шасси».
Затем подчёркивается, что «приборный отсек с оборудованием установлен на восьмиколёсном самоходном шасси». В свою очередь, ТЗ отражает представления А. Кемурджиана и его соратников о сути системного подхода к проектированию систем передвижения нового типа, вытекающей из их назначения и условий эксплуатации при одновременном соблюдении ограничений, накладываемых свойствами ракеты-носителя. Казалось бы, зачем править основоположников? Успешная эксплуатация «Лунохода-1» на Луне доказала эффективность системного подхода. Между тем в публикациях некоторых авторов, в том числе и участников лунных проектов советского времени, самоходное автоматическое шасси лунохода подменяется ходовой частью, которая является одной из его подсистем. Более того, в диаметральной противоположности к цитируемой выше позиции главных конструкторов, утверждается, например, что эта ходовая часть размещается на внешней поверхности корпуса «Лунохода-1» наряду с антеннами, камерами и т. В этой связи уместно напомнить, что, по замыслу разработчиков, одобренного главным конструктором, помимо ходовой части, включающей колёсный движитель и независимую подвеску колёс, в состав самоходного шасси входят: несущая конструкция, на которую замыкаются все внешние силы и моменты, действующие со стороны приборного отсека и опорной поверхности; встроенный в колёса тяговый электромеханический привод с управляемым тормозом электродвигатель, редуктор, управляющий электромагнит ; пиротехнический механизм разблокировки колёс; блок автоматики шасси БАШ ; комплект измерительных датчиков, включающих не только встроенные датчики тока электродвигателей, датчики температуры, датчики оборотов 3-го и 6-го колес, датчики крена и дифферента подрессоренной части, но и датчик пройденного пути в виде 9-го, свободно катящегося колеса, а также датчик прочности лунного грунта — прибор оценки проходимости ПрОП. Два последних датчика выполнены в виде отдельного блока с независимыми приводами подъёма и опускания 9-го колеса и конусно-лопастного штампа ПрОП.
Совершенно независимо от текущей команды водителя, от качества работы систем технического зрения и телекоммуникаций, датчики крена и дифферента, датчики тока, плата безопасности БАШ обеспечивают автоматическую выдачу команд на экстренную остановку самоходного шасси при возникновении опасности опрокидывания на крутых косогорах и перегрева обмоток электродвигателей при преодолении крутых подъёмов.
Успехи 1970-го года: в космосе – луноход, на земле – универсам
В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. Репродукция рисунка летчика-космонавта СССР Алексея Леонова и художника-фантаста Андрея Соколова «Первое утро «Лунохода-1». Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка. В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс.
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне
На самом деле, не совсем так. Если не считать полёт на космическом корабле, то на самой Луне аппарат проработал около 10 месяцев, с момента посадки 17 ноября 1970 года. Надо заметить, что луноход по-стахановски перевыполнил план, ведь его расчётный срок службы составлял всего 3 месяца. Примерно в то же время подошёл к концу ресурс изотопного источника тепла и температура внутри контейнера стала падать.
За 157 сеансов с Землей было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведен его химический анализ. Температура внутри герметичного контейнера лунохода 15 сентября 1971 года начала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, 30 сентября аппарат не вышел на связь, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. На «Луноходе-1» был установлен уголковый отражатель, с помощью которого ставились эксперименты по точному определению расстояния до Луны. Отражатель «Лунохода-1» в первые полтора года работы обеспечил порядка 20 наблюдений, но затем его положение утерялось. В марте 2010 года «Луноход-1» был обнаружен исследователями на снимках зонда LRO.
Именно она была «глазами» инженеров, управлявших аппаратом с Земли. Фото: ТАСС Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» Отчет о работе радиотехнического комплекса «Лунохода-1» и станции «Луна-17» и содержит подробный разбор подготовки, натурных испытаний на Земле и работы радиотехнических систем в лунных условиях. Стартует изоляционный эксперимент SIRIUS с российско-американским экипажем «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне», — говорится в документе о первом сеансе радиосвязи с только что прилунившейся станцией. Гибель первого Описывались и первые проблемы на борту «Лунохода-1», и обстоятельства их возникновения. Второй передатчик функционировал нормально до седьмого лунного дня.
Выбор движителя — колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур — вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси. И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники. Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес. Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности». Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». Завеса тайны была приоткрыта — есть у лунохода водители. Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности. Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа. Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов».
Как СССР создавал первый в мире планетоход-разведчик
17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. 16 января 1973 года автоматической станцией Луна-21 был доставлен на Луну Луноход-2 второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. Впервые инженерная задача создания лунохода была сформулирована в коллективе главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и поддержана президентом АН СССР Мстиславом. Советский планетоход "Луноход-1" в павильоне №32 "Космос" на ВДНХ в 1971 году.
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов.
Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане. Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули.
Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований.
В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны. Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи.
Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане. Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули. Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea.
Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны. Это были растения, бактерии, мухи-дрозофилы и две черепахи. В 1970 году станция «Луна-17» доставила на спутник «Луноход-1» — первую автоматическую самоходную лабораторию, которой управляли с Земли. В 1976 году АМС «Луна-24» забрала и доставила на Землю образцы грунта, в которых впервые были найдены следы воды.
Ни один советский луноход на обратной стороне Луны не был никогда по причине сложностей, сопряженных с организацией связи и управления. Также и посадка пилотируемых кораблей планировалась только на видимой стороне. Самый первый из них цели не достиг, поскольку при запуске 19 февраля 1969 года произошла авария ракеты-носителя, завершившаяся на 53 секунде полета взрывом. Потерянный при аварии аппарат получил условное наименование «Луноход-0». Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход. Масса машины составляла 756 кг, габариты — 4,42 м в длину с открытой солнечной панелью , 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м. Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии. Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока — до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей. В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной. Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг. Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч. Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам.
Специалисты, работавшие в лунной программе СССР, подчеркивают, что аппараты никогда не терялись. Их координаты были известны с достижимой для того времени точностью. Что касается фотографий, полученных станцией LRO, они, благодаря высокому разрешению 0,5 метра на пиксель , сыграли значительную роль в уточнении координат тех мест, где советские луноходы остались навсегда, прекратив свою работу. Это уточнение важно еще и потому, что в 2005 году в связи с созданием новой единой селенодезической сети была обновлена координатная привязка деталей поверхности спутника Земли. Он отличался серьезными усовершенствованиями навигационной системы. Однако сконструированный в 1975 году, полностью укомплектованный оборудованием и прошедший испытания третий советский луноход на Луне так и не побывал. В лунной гонке, как и в иных космических программах, изначальный приоритет имели политические и экономические, а не чисто научные мотивы. К слову, реальное научно-техническое развитие вообще неотделимо от экономики. После 1972 года США фактически закрыли свою программу. Последняя советская станция — «Луна-24», побывала на спутнике Земли в 1976 году, доставив с него образцы грунта. Что же случилось с последним аппаратом? Лавочкина, где и пребывает по сей день. Роль луноходов в развитии космонавтики Сконструированные советскими учеными и инженерами первые в истории мобильные зонды, управляемые с Земли, явили собой огромный вклад в технологии создания автоматических межпланетных станций. Они продемонстрировали большие возможности и перспективы планетоходов в исследовании, а в будущем, возможно, и в освоении других планет. Советские луноходы доказали пригодность подобных машин для длительной эксплуатации, способность к разностороннему изучению достаточно обширных площадей, в отличие от стационарных аппаратов. Сейчас самоходные зонды — безусловно, необходимый инструмент планетологии. Следует помнить, что «лунные тракторы» — родоначальники высокотехнологичных нынешних, оснащенных бортовыми компьютерами и современным автоматическим оборудованием агрегатов, а также машин, которым еще предстоит оставить колеи на поверхности иных планет. Понравилась статья? Поделись с друзьями: Реклама.
50-летие «Лунохода-2»
17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг – «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале 17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг – «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая — В. Довгань, Н. Еременко, Н. Иванов, А. Калиниченко, Г. Латыпов, В. Сапранов и В.
Кемурджианом, специалистами которого уже было создано шасси лунохода. А третья — будущие штурманы экипажа K. Давидовский и В. Кстати, на НИПе типового здания для этой радиотехнической системы не было. В конце 1969 г. Для тренировки экипажа по вождению лунохода, на НИПе был создан полигон — размером 70х120 м.
Он был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины. Как потом оказалось, лунодром ничем не отличался от кусочка настоящей Луны, и на нем продолжилась подготовка к беспрецедентному научному эксперименту. Однако на 52-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей первой ступени и ракета взорвалась. Самым сложным, несмотря на всю подготовку, оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на «Луноходе-1» слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной.
Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней.
Однако на первом же комсомольском собрании школы мне сообщили, что я успешно прошла ленинскую аттестацию, после чего мне был вручен вот такой значок. С ним я и проходила до самого выпуска. Потом я его за ненадобностью куда-то задевала… Луноход — особая гордость СССР Если ленинский зачет не оставил у молодежи рубежа 60-70-х годов никаких воспоминаний и впечатлений, то запуск на Луну автоматизированного шагающего космического аппарата вызвал море восторгов и очередную волну гордости за нашу страну. Аппарат «Луноход-1» стал последней разработкой космической серии Е, реализованной в ОКБ-1 Сергея Королева, и первой — удачной семь предыдущих попыток создания аналогичного аппарата были неудачными. Автоматическое устройство создавалось для одновременного исследования Луны сразу по нескольким параметрам: свойства и химический состав лунного грунта, интенсивность рентгеновского и космического излучения на поверхности планеты-спутника.
Луноход создавался практически на пустом месте: к моменту начала работы над проектом конструкторы ладе не знали, какая она, поверхность Луны: твердая, вязкая или мягкая и сыпучая. Отсюда возникали разногласия относительно внешнего вида и конструкции аппарата. Споры продолжались долго, пока Королев не прекратил их в приказном порядке: «Считать Луну твердой». И, как затем оказалось, это интуитивное решение было верным. Там луноход проработал 1 год, 1 месяц и 12 дней. Попытки связаться с аппаратом продолжались еще 5 дней, а затем были прекращены.
Возможно, в будущем его останки на лунной поверхности обнаружат космонавты — если, конечно, его уже не уничтожил какой-нибудь шальной метеорит. Надо сказать, что луноход очень быстро стал всенародным любимцем. Советскому человеку он казался более близким и симпатичным, чем, скажем, космический корабль или спутник.
Обсуждая, где и как разместить космонавта, конструкторы предлагали самые разнообразные варианты. Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили. Тем не менее, экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны ОНА.
И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом ПУЛ недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей. Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки — и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться! Несмотря на все эти сложности, экипажи добились виртуозного владения лунным транспортом.
И даже сделали своим дамам необычный подарок — 8 марта 1970 года нашли ровную площадку на лунной поверхности и написали колесами лунохода на ней огромную восьмерку.
Конечно, роль их во многом была политической. И экспериментальной.
Планировали, что следующее поколение «Луноходов» будет возить уже советских космонавтов. Снимок лунной поверхности, сделанный советским дистанционно управляемым самоходным аппаратом «Луноход-2». Январь 1973 года Источник: Getty Images Тем не менее научная работа «лунных тракторов» не ограничивалась фотосъемкой поверхности.
Они собрали массу полезной информации. Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта.
На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту.
Коллиматорным рентгеновским телескопом, установленным на «Луноходе-1», измеряли радиационный фон на поверхности Луны. Советский «Луноход-2» миссия «Луна-21». Январь 1973 года Источник: Getty Images Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего «Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли.
Он прошел в общей сложности 9,9 км.