В 1654 году на Переяславкой раде территория Украины была принята в состав России. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Жили были славяне (часть 3) Последствия присоединения Украины к России в 1654 году. Присоединение Малороссии" работы Алексея Кившенко, 1654 год.
Нестыковки официальной версии
- Воссоединение Украины и России
- Второе воссоединение Украины с Россией | Русский след
- Воссоединение Украины с Россией — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Переяславская рада
- Присоединение Украины к России в 1654 году
- Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии к Ру
Воссоединение Украины
Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей. Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха «Служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Твоему Царскому Величеству будем вовеки…» , но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском… Где три человека козаков, тогда два третьего должны судити…». Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой. Отдельной статьёй предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства.
Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу — уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск. Начавшаяся большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет. Русские войска, действовавшие в союзе с казаками, доходили до Каунаса, Бреста и Львова, даже захватывали город Люблин, сполна отомстив за польские набеги Смутного времени.
Баранович, Л. Гапоненко, И. Греков, К. Гуслистый, А. Касименко, В.
Королюк, А.
Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г. В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией.
Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением.
С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому. Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии.
Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры».
Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы.
Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права.
Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра.
В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г.
Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим.
Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило.
Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой.
Она шла с переменным успехом то одной, то другой стороны. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены.
Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства.
Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей.
В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом! По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл.
Присоединение Украины к России: как это было на самом деле
Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство | Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. |
Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв. | 18 января 1654 года Переяславская рада провозгласила переход населения польской Украины в подданство московского царя. |
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654 | Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. |
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954. | Присоединение Малороссии" работы Алексея Кившенко, 1654 год. |
Почему Россия присоединила только часть Украины во времена Богдана Хмельницкого
Воссоединение России и Украины? Поднимая на щит образ Переяславской рады, сталинские идеологи забывали упомянуть, что заключенный тогда союз России и Гетманщины не протянул и пяти лет. Но частью России Украина пока не стала. Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Другая огромная проблема правления Алексея Михайловича снова была в казаках. 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России.
Предыстория
- Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
- Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий -
- Как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России
- Переяславская Рада
- Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв.
- Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад - Парламентская газета
Присоединение Украины к России (причины и последствия)
18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России. Было принято решение о вхождении Украины в состав России, но на условиях сохранения выборности гетманов и полковников, отсутствия русских воевод на территории Украины. Присоединение Малороссии" работы Алексея Кившенко, 1654 год. 8 января 1654 г. – Переяславская Рада одобрила решение о присоединении Украины к России.
Присоединение Украины к России: как это было на самом деле
Пруссии достались польские земли западнее Варшавы, а России — центральная часть современной Беларуси и Правобережная Украина от окрестностей города Ровно и почти до самого Киева. Причиной третьего раздела Речи Посполитой стало восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. В разделе снова приняли участие три державы — Пруссия, Австрия и России. Из украинских земель в состав России вошли Ровно и Луцк, то есть Волынь. Разделы Речи Посполитой карта. Что мы узнали? Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Кратко об объединении Левобережной и Правобережной Украины можно узнать в школьном курсе истории 7 класса. Тест по теме.
Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством.
Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года. Так Россия получила украинские области Подолье и Волынь. Еще по теме.
Другой половины пришлось дожидаться ещё более ста лет. В 1648 году Украина восстала против гнёта польских панов и католической церкви под руководством гетмана запорожских казаков Богдана Хмельницкого. После первых побед повстанцы начали терпеть поражения и приняли решение перейти в московское подданство. Москва, после некоторых колебаний, приняла Украину под свою руку. Было это в 1653-1654 гг. После чего началась долгая русско-польская война. Чем она закончилась — сказано выше. Из этого описания создаётся впечатление, что вначале вся Украина присоединилась к России, а потом, в ходе войны, Россия удержала только половину присоединённых земель. Логический вывод отсюда: Россия потерпела поражение в войне. Это как-то не вяжется с тем тоном, в котором учебники рассказывают об этом событии. Тем более, что не упоминается ни одного сражения, в котором русское войско было бы разгромлено поляками. Ещё больший сюрприз ожидает поначалу того, кто пытается подробнее проследить историю тех событий. Он узнаёт, что самое крупное поражение московское войско в ту войну потерпело от самих украинцев — под Конотопом в 1659 году. В традиционном изложении всякого должны сразу насторожить два момента. Первый — хронологический. Сначала московский Земский собор принимает 1 октября 1653 года решение о присоединении Украины, а уже потом 8 января 1654 года собирается в Переяславе рада войска Запорожского, которая предписывает перейти Украине в российское подданство.
Так что для Украины это была лишь смена одного гнёта на другой. За одним исключением: Россия была единоверной, православной страной. Поэтому от религиозного гнёта Украина всё-таки избавлялась, что, собственно, и обусловило выбор Хмельницкого. Ну а название знаменитой картинки Переяславской рады, приводимой во всех учебниках — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом! Во-первых, таких слов на Раде не говорилось. Да и слова «навеки с русским народом» были бы просто абсурдны в устах украинцев того времени, которые все считали себя русскими. Более того, в понятиях того времени именно украинцы и были русским народом, а русские были народом московским. Казачество ещё не было всей Украиной Прежде всего, надо разобраться с социальным устройством Украины тех лет. К середине XVII века там сложилось два политических класса. Один — магнаты и шляхта, то есть крупные и мелкие землевладельцы, паны, владевшие крепостными крестьянами и холопами. Они были католиками, даже те, кто происходил из украинского то есть русского народа, и входили в правящий класс Польши. Другой — вольное казачество Запорожское, в значительной степени составленное из бежавших от панского гнёта крестьян. В казацкой среде уже имелось сильное расслоение, там выделилась казацкая старшина, мечтавшая сравняться со шляхтой своими привилегиями. К старшине принадлежал и Хмельницкий. Основная масса украинского населения — крестьяне и мещане — не была представлена на Раде. Она сочувствовала казакам в деле борьбы за религиозную свободу, но частенько сама сильно терпела от буйного нрава казаков.
Глава IV. УКРАИНСКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА И ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С МОСКВОЙ, 1648-1654 гг.
Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». 1654, и освободительная война украинского народа с Речью Посполитой.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января. После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.
Большинство украинского населения хотело настоящей свободы, а польские власти рассматривали это соглашение, как передышку. Они думали, что это очередное восстание на Украине, которое им удастся потопить в крови.
Поэтому вскоре военные действия возобновились, но на этот раз крымский хан изменил, он предал Богдана Хмельницкого в решающий момент, и поэтому украинское войско потерпело поражение. Белоцерковский договор Уже в 1651 году было заключено новое соглашение с польским королем в Белой церкви. Белоцерковский договор был менее выгоден для Украины. Во-первых, в два раза сокращался реестр. А во вторых, еще более важно, католики, паны и шляхты получали назад свои земельные владения на Украине. Они возвращались на свои прежние места и, видимо, полагали, что на этом все закончилось и все пойдет по-старому. Но то, что произошло всего за эти несколько лет переменило сознание украинского народа. Украинцы почувствовали вкус свободы и они не хотели возвращаться в прежнюю неволю.
Однако, что делать? Крымский хан оказался очень ненадежным союзником. Самостоятельно бороться против Речи Посполитой Хмельницкий не может, и перед ним стоял очень нелегкий выбор: ему нужно было определиться, какое подданство ему предстоит принять — крымского хана, польского короля или московского царя. И, в конечном счете, не без колебаний, но его выбор оказался в пользу московского царя и главным, конечно, здесь был вопрос веры, потому что московское царство — это самое большое православное государство на земле того времени. Вхождение Украины в состав России В Москве в 1653 году был созван земский собор. Кстати говоря, это последний в истории России полноценный земский собор. Ему предстояло решить очень важный вопрос: следует ли принять Украину, а значит вести тяжелую войну с Речью Посполитой. И решение было принято.
В январе 1654 году на Украину был отправлен боярин Бутурлин в гетманскую столицу Богдана Хмельницкого в город Переславль. В январе 1654 года в городе Переславле собралась рада, то есть всеобщей сход свободного украинского населения с тем, чтобы решить, будет ли Украина принимать подданство русского царя. Вообще говоря, не очень точно иногда эти события называют воссоединение Украины с Россией, что касается самих народов, то, наверное, так можно говорить, потому что это два братских православных народа, с общим историческим корнем, но, когда мы говорим о государстве, то здесь точнее сказать присоединение, потому что Богдан Хмельницкий становился подданным русского царя, он принимал присягу. Никакого равенства в этих отношениях не было. Но был очень важный момент — был заключен договор, то есть были статьи договорные о том, на каких условиях Украина входит в состав русского государства. Сохранялась выборность гетмана и полковников, города и местечки на Украине сохраняли свои привилегии, которые они получили от польского короля. На Украине, кстати, не должно быть русских воевод. Вот эти условия были очень важны для украинской стороны, и именно на этих условиях в январе 1654 года Переяславская рада провозгласила вхождение Украины в состав русского государства.
Здесь вообще столкнулись, если можно так сказать, две правды. Какая правда была у украинской стороны? Как украинское население смотрело на эти соглашения? Именно на этих условиях Украина соглашается войти в состав русского государства. Как смотрели на это дело в Москве? В условиях самодержавия, какая может быть свобода и независимость от центральной власти? Да, конечно, сейчас тактически выгодно согласиться на эти условия, но в дальнейшем, конечно, они будут отменены. И вот два таких взгляда — это мина замедленного действия под русско-украинские отношения второй половины 17 и начала 18 века.
Корень всех тех восстаний на Украине против русской власти, которые в дальнейшем будут иметь место. Ну и разумеется, что Переяславская рада — это открытый вызов польско-литовскому государству, поскольку ее значительная часть Речи Посполитой, может быть самая плодородная, вдруг переходила из состава одного государства в другой. И в 1654 году началась долгая русско-польская война. Русско-польская война Начало войны было катастрофически неудачным для польско-литовского государства. Целый ряд обстоятельств предопределил не просто разгром, крах, Речи Посполитой. Во-первых, сразу несколько государств напало на Речь Посполитую. Одновременно с Россией, почти одновременно, напала Швеция, а это, может быть, самая сильная военная держава в этом регионе.
Украина между Польшей и Россией Польша, после подавление казацких восстаний 1637 и 1638 гг.
Поляки, казалось бы, полностью подчинили себе украинских казаков. Польша процветала. Украинские земли, особенно те, что на левом берегу Днепра, Северская земля и Полтава, где быстро разрастались земельные владения польских и преданных Польше украинских магнатов, стали хлебными закромами Речи Посполитой. Выход к Балтике позволил расширить торговлю украинской пшеницей и скотом, а также белорусской древесиной, дегтем и поташем. Это десятилетие часто называли эпохой «золотого мира». Процветание, однако, было построено на шатком фундаменте, поскольку польское правление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными — политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными. Анализируя польскую политику но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, в первую очередь следует рассмотреть различия в статусе разных слоев украинского общества. К 1640 г.
Выдающийся поборник греко-православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко-православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой-то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским. Кисель чувствовал себя поляком политически. Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства шляхты оставались греко-православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально.
Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых зарегистрированных казаков.
Кисель чувствовал себя поляком политически. Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства шляхты оставались греко-православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально.
Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых зарегистрированных казаков. Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско-украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью — крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов. Таким образом, казаки представляли собой связующее звено как между дворянством и горожанами, так и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение как на Украине, так и в Белоруссии было равнозначно рабству.
Что касается религии, то компромисс 1632г. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, русские священнослужители были удовлетворены своим положением. Мелкое духовенство, Однако, чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях. Действительно, ситуация для подобных волнений на Украине созрела.
Неудовлетворенность росла как среди крестьян, так и среди казаков. Взгляд на обстоятельства жизни крестьян обнажает странную, как это может показаться на первый взгляд, ситуацию: барщина была легче на недавно завоеванных приграничных землях, чем в северных районах Украины и Белоруссии. Причины были, главным образом, чисто психологическими. Новые поселенцы в большинстве случаев были людьми более энергичными и инициативными, нежели те, кто жил там постоянно.
Помимо того, сама среда в приграничных землях была иной из-за присутствия свободных людей — казаков. Любая попытка со стороны владельцев поместий отяготить своих крестьян, вызывала большее возмущение именно у новых поселенцев, нежели в тех районах, где зависимость существовала на протяжении долгого времени. Более того, в новых землях, на границе степной зоны, обиженному крестьянину было сравнительно легче бежать от своего господина и присоединиться к казакам «за [днепровскими] порогами».