13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Чум является универсальным жилищем северных народов.
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.
Другие определения слова Яранга
- Прикрепить изображение
- Традиционное жилище чукчей
- Чум: гениальность в простоте
- Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
- Как устроен чум у ненцев: bepowerback — LiveJournal
- Похожие слова
Традиционные жилища чукчей
Чукотское жилище – АРКТИЧЕСКИЙ МНОГОЯЗЫЧНЫЙ ПОРТАЛ | Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. |
Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу | Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. |
Переносное жилище у некоторых сибирских народов - сканворд 6 букв | Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. |
Чум: гениальность в простоте | Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. |
Дудинка онлайн: городской портал | яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. |
Переносное жилище некоторых народов Севера.
ВЕКО ср. ГРИМ м. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью. Косметические средства для лица. Сорт неочищенного цилиндрового масла, получаемого при переработке нефти. УТРО ср. Название времени суток от окончания ночи до наступления дня; начало дня, первые часы дня. Начальный период чего-л. Утреннее представление, утренний спектакль обычно для детей ; утренник.
САРИ ср. Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота. Лицо, имеющее такое звание. Дневная бабочка семейства нимфалид. ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин. ЛЕТА мн.
По мнению коренных жителей очаг-центр чума - это центр вселенной. Чум мог принадлежать одной семье, а иногда и двум, часто даже не связанных родством. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Кроме того, нужно знать, что установка чума, ее основа, это обязанность женщины. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише-обозе. Если хозяек было две, то каждая везла шесты и доски той половины жилища, где живет ее семья. Справа и слева от печи укладываются по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Затем по другую сторону от досок на каждой половине чума расстилают норы-спальные места. Зимой кладут деревянную решетку тахар , сплетенную из березовых прутьев и связанную веревками с трех сторон. Летом для предотвращения сырости вниз кладут бересту или куски толя, полиэтилена, а затем уже тахар из прутьев. Циновки изготавливали из тонких пучков вейника или осоки, и укладывали их поверх тахар. Поверх подстилок из травы кладут оленьи шкуры. К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации.
Палатки просторные, в них можно стоять даже взрослому человеку, там может поместится семья из несколько человек. Отапливаются палатки современными печками дизель-газ. Соляра завозится из центральной усадьбы на снегоходах или вездеходах. В палатках тепло, как при комнатной температуре, свет из окошек. Тамбур пристроен к платке, где хранится утварь и продукты. Разбирается и собирается такое жилье значительно быстрее чем яранга, большая часть оленеводов живут зимой в таких жилища, ну а летом строят просторные яранги, некоторые живут с электричеством от дизельных генераторов, что бы на досуге поиграть или посмотреть фильмы через ноутбуки.
Жилища народов Севера
Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги.
В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги.
Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.
Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге.
Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё.
В этом пологе и спят, предварительно прогревая его.
Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями. Но это только зимой, а летом и так тепло. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу - эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо. Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ. Но если мы немножко усложним вопрос: Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, необходимо обнаружить больше серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли различия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это различные народности, некогда племена, имеющие всеобщие корни и населяющие аналогичные территории. Регионы в России, где живут чукчи либо луораветланы, сосредоточены на севере. Вначале кочевали, но позже приручения оленей начали немножко приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы либо чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых. Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. В всей стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на разные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы вначале оттеснили эскимосские племена, а после этого регионально отделились от коряков. Сегодня коряки всеобщая народность с чукчами составляют радикальное население одноимённого самостоятельного округа Камчатской области в России. Каждого их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI столетия. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а иная - морским промыслом. Внешний облик Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса результат сформулирован выше. Вовсе незадолго учёные подтвердили генетическое родство чукчей и индейцев. Подлинно, в их внешнем облике много всеобщего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они схожи на обитателей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются. Разрез глаз мужчин луораветланов огромнее горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют огромнее сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с огромными ноздрями. Цвет волос у поверенных обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся почаще каждого из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки либо куртки из оленьей замши. Черты характера Рисуя психологический портрет данной народности, подмечают основную черту - непомерная нервозная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного баланса, они дюже неуравновешенны. На фоне этого имеют наклонность к убийству либо самоубийству. Скажем, родственник может с лёгкостью отозваться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, дабы тот не мучился в агонии. В любом споре либо борьбе проявляют невиданную настойчивость. В то же время эти люди дюже хлебосольные и добрые, наивные. Доблестно приходят на подмога ближним и каждому, кто нуждается. Дюже легко относятся к представлению супружеской верности. Жены редко ревнуют своих супругов. Условия жизни Там, где живут чукчи на фото ниже , короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды обитатели применяют только два выражения: погода есть либо погоды нет. Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она успешной либо нет. Испокон столетий чукчи продолжают свои промысловые обычии. Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их традиционно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами. Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети. Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий. Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой приколов? Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой. С XVIII столетия, когда казачьи отряды двигались по безграничной Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую дюже трудно превзойти в бою. Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той грозной местности, где живут чукчи, грядущий охотник должен быть чутким, уметь сносить всякий дискомфорт, спать стоя, не опасаться боли. Любимая национальная единоборство происходит на расстеленной склизкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти. Воинствующие оленеводы Корякское население, которое прежде чукчей вошло в состав Русской империи, сбегало с поля боя, если видело правда бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не опасаются стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во недруга руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, дабы не попасть в рабство. В бою чукчи были безжалостны, метко сражали недруга стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, дабы те не вступали в бои с чукчами. На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать огромнее в советское время. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются. Торговые дела Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить. Зачастую ее не платили вовсе. С началом миролюбивых переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех поверенных европеоидной расы они сейчас боялись. Скажем, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они белые. Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов достать нереально. Следственно они энергично приобретали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла. С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Дюже ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус. Чукчи сегодня Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей теперь примерно не осталось. Неискоренимая народность, как их зачастую называют, ассимилировала. При этом они сберегают род своих занятий, культуру, образ жизни. Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу пугает в большей мере не исчезновение, а общественная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Ярус жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не тяготятся. Чукчи живут в грозных природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Но когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру совместно со своей голой женой, дабы та обогрела его. Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов чукчей, коряков и эскимосов являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом. Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды.
Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО)
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов | У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. |
Дудинка онлайн: городской портал | Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. |
Яранги и дома коренных народов Камчатки | имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). |
Традиционные жилища народов Сибири
В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок.
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Технология монтажа, казалось бы, нехитрой конструкции, требует точное следованию этапам процесса, выработанным веками, ведь оленеводы достигли невиданного мастерства и рациональности, чтобы ускорить сборку и сделать жилище надежным. Все начинается с выбора ровной площадки в соответствии с временем года, затем в центральной части укладывается лист металла, а на него устанавливается печка, следом сооружают напольный настил, расставляют имеющийся минимум мебели стол и пару тумбочек , которую возят с собой. После этого раскладывают циновки, обозначая спальные места. Обустройство внутреннего пространства традиционного жилища коренных народов Крайнего Севера. Только после обустройства напольной части интерьера начинают собирать стены.
Первыми устанавливают и скрепляют два основных шеста, затем постепенно и в определенном порядке закрепляются остальные их количество варьируется от 25 до 60 штук. При этом чем длиннее шесты, тем просторней получится чум, правда, придется использовать большее их количество. Как только чум будет собран, можно заносить вещи и разжигать печь. Если говорить о традициях, то в каждом жилище устанавливают еще один шест — священный симзы.
Он является центральной осью чума, отделяющей сакральное место, за которое переступать запрещалось как женщинам, так и маленьким детям. Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров.
Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками покрышками или покрытием. На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки.
Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста. Кстати сказать, у каждого народа в технологии сборки чумов имеются свои особенности, но основная конструкция остается прежней и если следовать правилам, то время сборки много времени не заберет, что особенно важно в период зимней стужи и надвигающейся метели. Внутренняя «планировка» чума Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место.
К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл. Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место.
Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Снаружи чум у основания закрепляют камнями, шестами, снегом. Для летнего чума в настоящее время используют покрышки из брезента и грубого сукна. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Берестяные покрышки е намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому чум хранит прохладу летом. Чум представляет собой сборно-разборное жилье, простое, органичное и универсальное. Здесь все под рукой, всего достаточно, и нет излишеств.
Это традиционное жилище саамов финно-угорский народ северной части Европы. Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили. Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости. Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем. Жилища индейцев Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап. Вигвам индейцев. Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие — для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям - места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его. Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось. Жилище апачей и других племен, проживающих на юго—западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама. Жилища народов Африки Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване. Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником. Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами. Жилища народов Азии Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии — минка, в Корее — ханок. Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции. Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек. Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть. Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.
Конструкция[ править править код ] Каркас яранги собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. В отличие от переносных яранг, у стационарных имеется центральный столб или тренога, поддерживающие коническое перекрытие. У некоторых яранг вершина несколько смещена к северу. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами , летом — брезентом. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями.
Традиционные жилища чукчей
Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Чум является универсальным жилищем северных народов. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена.
Традиционное жилище чукчей
- Значение слова «яранга»
- Комментарии
- ответ на кроссворд и сканворд
- Яранги и дома коренных народов Камчатки
- Жилище на Севере, 6 букв
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624
Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России! Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален.
Похожие слова
- Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) » Триникси
- Чукотское жилище
- Ответ на сканворд
- Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка
- Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) » Триникси
Жилища народов Севера
Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур.
Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.
В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин.
Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им.
Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка.
Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки. О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Иглу - жилище эскимосов из снега. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков.
Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из льда. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура.
Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Полярные путешественники долгое время не могли научиться строить хижину иглу. Однако, обладая некоторым строительным опытом, иглу можно возвести за один-два часа. Секрет строительства хижины-иглу заключается в особой форме плит разные плиты в хижине имеют разную форму , позволяющей складывать хижину в виде «улитки», постепенно сужающейся к своду. Важным является способ установки плит с опорой на предыдущие в трёх точках.
Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища.
Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья — заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 сантиметров от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие.
В период промыслового сезона входили через боковой коридор.
Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа. Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера. Правила посещения.
Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс
Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Традиционное жилище коренных народов Севера видели все.