Лекция Аузана Александра Александровича, доктора экономических наук, декана экономического факультета МГУ. Александр Александрович Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член совета директоров крупных российских компаний. Профессор, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, научный руководитель Института национальных проектов.
Сообщи о фактах коррупции
- Декан экономфака МГУ Аузан назвал "эффект Левши" шансом для РФ при новой глобализации
- Александр Аузан: "Мы полгода не можем разобраться с этим малюсеньким вирусом"
- Зачем экономике культура
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- США готовы вернуться к полному выполнению ДСНВ
- Аузан, Александр Александрович — Википедия
Александр Аузан: «Все растет из персональных данных, как из земли»
По его словам, это приведет к «разрыву в доходах». Может развернуться инфляционная спираль. А вот эта вещь страшная. Я думаю, что нынешние молодые поколения просто не помнят 1990-е годы, как работает инфляционная спирать. Это тяжелая история.
Стремительный рост шеринговых платформ вызывает у правительств всего мира некоторые опасения, связаны они как с ростом влияния цифровых систем, имеющих сотни миллионов цифровых граждан и находящихся с ними в разнообразных отношениях через море приложений, так и с возможностью появления этих гигантов в святая святых — государственной макроэкономической политике в сфере эмиссии выпуск и обращение как наличных, так и безналичных денег. Все национальные банки и регуляторы опасаются потери монопольного права на эмиссию, поэтому Китай запрещает криптовалюту, а Павлу Дурову ни в России, ни в США не разрешают развить его проект — конечно, криптовалютный. Та альтернатива, которую делает российское государство, с одной стороны, должна решить проблему инклюзивности — доступа самых разных банков, клиентов, участников финансовых рынков к этой самой системе, а с другой — устранить угрозу деноминирования главного игрока этой сферы — «Сбербанка». Такие проконкурентные соображения вроде бы надо приветствовать, но есть и риски — иногда в этой, как периодически выражаются, плоской системе исчезают стимулы для банков создавать инновации — конкурировать и двигаться вперед. Поэтому есть некоторая вероятность, что там произойдет некое торможение бурного творчества и технологического процесса, который в свое время начали в России «Тинькофф» и «Сбер».
Вы не раз называли происходящее войной западнохристианской и восточнохристианской цивилизаций. Можно ли назвать балканский опыт миниатюрой? Что он показал? Нынешнее столкновение, трагическим полем которого является Украина, действительно с точки зрения теории цивилизации Хантингтона и, кстати, его прогнозов 1990-х годов — не что иное, как столкновение двух цивилизаций, западнохристианской и восточнохристианской, раскол между которыми как раз проходит по живому телу Украины. Является ли это первым эпизодом столкновения? Согласен, что то, что происходило на Балканах, явилось, скорее всего, первым крупным дипломатическим конфликтом между Россией и Западом — было некоторой прелюдией. Напомню, что тогда Запад обошел по кривой признанное право России рассматривать эти вопросы в Совете Безопасности и пользоваться правом вето — войска НАТО действовали без санкций Совета Безопасности в бомбардировках Белграда. Да, можно было раньше предвидеть, что конфликт будет расширяться, и искать его решение, потому что следующим эпизодом было признание Косово. Мне кажется, что даже это признание можно было сделать совершенно по-другому — если люди хотят независимости, они должны за нее что-то отдавать.
Например, они должны были сербов, живущих в Косово, обеспечить пенсией, недвижимостью, возможностью переезда на основную территорию Сербии и так далее. И три поколения работать, оправдывая свою независимость.
В конце ноября прошлого года президент России Владимир Путин на III Конгрессе молодых учёных заявил, что Запад рассчитывал на то, что Россия не сможет избавиться от зависимости от его технологий, но РФ довольно быстро слезает с этой «технологической иглы». Российский лидер подчеркнул, что избавление России от зависимости не просто возможно, а продвигается довольно быстрыми темпами. Он также отметил, что у российских производителей приборов появился рынок сбыта, что будет экономическим стимулом. Президент также назвал главные элементы технологического суверенитета России, которые имеют критическое значение для развития страны.
Потому что турецкие и китайские компании с удовольствием будут конкурировать и побеждать в этой конкуренции. Хорошие новости - Россия очень продвинулась в цифровизации всего и есть сильные экосистемы, она в уникальном положении. Это не поможет решить проблемы сегодняшнего дня, но поможет "зацепиться за горизонт", не отстать безнадёжно от мира. И это важно сохранить.
Один из трёх важнейших ресуров нашей страны, мирового значения - человеческий капитал. Он высочайшего качества, несмотря на репрессии и постоянное его разрушение. Но при этом это самый "текучий капитал", его нельзя контролировать и регулировать. Пример - Китай, который прекрасно рос экономически, но провалился в попытке "покупать" и привлекать человеческий капитал. Версия Аузана со ссылкой на последние исследования - для сохранения лучших и активных, людям необходимо жить в мире, на который ты воздействуешь, ты его приспосабливаешь.
Сообщи о фактах коррупции
- Доверие как основа для роста. Экономист Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ
- Связи разорвались, но это не убило экономику. Александр Аузан — о том, переживет ли она 2023 год
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- Аузан А.А.. Книги онлайн
- Председателем правления Федерации креативных индустрий избрали Александра Аузана
Александр Аузан: В России «две страны в одной»
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, в колонке для порассуждал про образование, пределы цифровизации и о том, почему апокалиптические прогнозы обычно не сбываются. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Александр Аузан — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает отношения между обществом и власти после голосования по изменению Конституции «социально-авторитарным контрактом».
Необходимая защита
- США готовы вернуться к полному выполнению ДСНВ
- Аузан Александр | Институт национальных проектов
- Культура закодировала экономику?
- Декан экономфака МГУ назвал главную угрозу 2024 года
- Александр Аузан: В России «две страны в одной»
- Александр Аузан: «Креативность отвечает на вызов искусственного интеллекта»
«Наш рынок был отрезан от мирового, но при этом остался рынком» — экономист Александр Аузан
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан назвал главную угрозу для экономики нашей страны. О взаимосвязи разных факторов в экономике рассказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан заявил, что Соединенные Штаты находятся на грани «великой революции», передает РИА Новости.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: «В России начинается когнитивный диссонанс»
Александр Аузан — внук латышского стрелка рус. The Baltic Course 19 июля 2016. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 11 сентября 2016 года. Архивировано 14 апреля 2021 года.
Да, это так.
Два французских экономиста Янн Алган и Пьер Каю опубликовали прекрасное, математически обоснованное доказательство воздействия культуры на экономику. Они считают, что самый сильный «фермент», действующий на экономику, — это межличностное доверие. Доверие граждан друг к другу, которое выражается положительным ответом на вопрос: «Можно ли доверять большинству людей? Это было показано с хорошей математикой на примере целого ряда стран. И это очень важно для России, потому что именно она приведена в этом документе как один из объектов исследования.
В 1,7 раза. Фото: Дмитрий Смирнов Александр Аузан Выходит, что для получения положительного экономического эффекта нужно повышать уровень доверия между гражданами. Возможно ли это сейчас в России? Важно не просто доверие, а структура доверия. Доверие бывает двух видов, и оба вида влияют на экономику.
С одной стороны, нам как биологическим существам присуще доверие «своим». В этом смысле мы всегда ловим сигналы «свой — чужой». Это так называемое «закрытое» доверие, которое дает некоторые экономические результаты, например, для жизни одного города, селения, но не дает положительных результатов для страны в целом. А есть другой вид доверия — доверие незнакомым, доверие большинству. Оно дает очень большой экономический эффект — значительный рост.
Во многих странах присутствует и тот, и другой вид доверия, это есть и в России. В России препятствием к росту доверия является то, что у нас как бы «две страны в одной». Это довольно редкий случай, таких государств всего четыре в мире: Россия, Мексика, Япония и Турция. Автор «Столкновения цивилизаций» Сэмуэль Хатингтон назвал этот эффект «разорванные страны», имея в виду страны, которые имели большой исторический успех дорогой ценой. Во время мощной экспансии Запада эти страны отстояли свою суверенность путем перехвата военных, промышленных, культурных технологий.
И внутри страны образовались два ядра. Одно более западное, индивидуалистическое — готовность человека действовать, не спрашивая ни у кого разрешения. Второе ядро — скорее восточное, коллективистское: тут человек просит на все разрешения, советуется с начальником, с семьей. Но зато он без всяких условий отдает себя общему делу, готов пожертвовать собой ради судьбы города, страны. И то, и другое продуктивно, но доверия между этими двумя ядрами нет или его очень мало, потому что фактически они хотят разного.
Получается, что два мотора работают друг против друга, и мы очень медленно ползем. Основная задача сейчас — найти возможность объединения усилий обоих ядер. И вот здесь, мне кажется, есть «лекарство», которое приведет к решению проблемы. Я называю это лекарство «3-Д культура». Долгий взгляд, доверие и договороспособность — 3-Д.
Я много раз повторял, что Россия — страна умных и при этом чрезвычайно недоговороспособных людей. Нужно договариваться. Что еще нужно делать? Дайте напутствие.
Он также отметил, что у российских производителей приборов появился рынок сбыта, что будет экономическим стимулом. Президент также назвал главные элементы технологического суверенитета России, которые имеют критическое значение для развития страны. Он заявил, что это касается производства собственного оборудования, программного обеспечения, элементной базы и развития кадров, которые работают в этих направлениях.
Тут приведу пример из лекции, прочитанной на нашем факультете, итало-американским экономистом Альберто Бизином. В XIV веке в Италии свирепствовала чума. Люди в те времена по-разному объясняли себе происходящее и, соответственно, демонстрировали разные реакции. В городах и деревнях, где считали, что чумной яд разносят евреи, на евреев были гонения, а в других городах полагали, что чума — это кара Господня за людские грехи и евреи тут совершенно ни при чем. Проходит 600 лет. Вторая мировая война. Италия оккупирована нацистами, которые пришли «окончательно решать еврейский вопрос». Так вот, в тех деревнях и городах, где в XIV веке обвиняли евреев в распространении чумного яда, в XX веке их выдавали нацистам — а в остальных регионах прятали от немцев и помогали спастись. Бизин говорит, что это ярко демонстрирует «длину культурной волны», она может быть огромной: 600 лет. И Средневековье может проявляться в современном мире совершенно неожиданно. Теперь о том, можно ли целенаправленно изменить культурный код. При этом действовать нужно очень деликатно. Давайте рассмотрим яркий пример целенаправленного изменения культурного кода страны. В конце XIX века Япония — закрытая, слабая, отсталая, умирающая восточная страна. Ее заставили открыться миру, чтобы европейские державы получили доступ к японскому рынку. Прошли реформы Мэйдзи — японцы приняли абсолютно новые культурные установки, попробовали стать англичанами: стали носить цилиндры, читать Дарвина и Локка. Дало ли это результат? И кстати, Россия, наши предки, первыми этот результат почувствовали, потому что никому не известная восточная страна в военно-морском сражении под Цусимой в 1905 году разбила знаменитый российский флот. После поражения во Второй мировой войне, после еще одной волны вестернизации произошло так называемое японское экономическое чудо. Но потом пошло торможение, некоторые исследователи объясняют это тем, что культурный код страны был поврежден. И именно отсюда высокий уровень самоубийств среди населения, нежелание молодежи работать и так далее. По этой версии, японцы фактически заплатили за экономический успех слишком высокую цену — они сломали свою идентичность. Мы знаем, как они преобразовывали культурные коды, как они их использовали и меняли. Мы знаем, что всюду рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, снижалось избегание неопределенности. В ходе длинных реформ и преобразований, которые мы теперь называем Восточноазиатской модернизацией, процесс проходил успешно. И тут важно уточнить: почему успешно? Я и мои коллеги по экономическому факультету Института национальных проектов делали в 2012 году доклад о культурной модернизации в ходе «восточноазиатского скачка». Главным моментом нашего доклада был тезис: не столько важно то, что страны меняли в ходе реформ, сколько важно, что они оставляли, выбирали внутри своей культуры, чтобы опереться. Они не сносили целиком идентичность, а убирали то, что мешает развитию, при этом оставляя и используя какие-то важные для своего народа характеристики. Можете привести пример? Давайте возьмем Южную Корею — это самый, может быть, красивый пример. Весь мир сейчас знает об успехах Samsung, крупнейшего конкурента Apple. Этот успех закладывался в очень странной конструкции, когда в 1950-е годы в Южной Корее стали создавать чеболи — крупные машиностроительные концерны на базе — внимание! Не отказываться от традиционного уклада, не ломать его оказалось чрезвычайно правильным решением. Работники этой семьи-предприятия понимали, кто старший, кто авторитет, кто кому должен подчиняться.
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации РФ продвинет эффект Левши
Гость RTVI «Вы держитесь!» — декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан. В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан. российский экономист, декан экономического факультета МГУ, доктор наук, автор более 130 научных публикаций. Декан Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан (справа). В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан. Декан Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан (справа).
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: «В России начинается когнитивный диссонанс»
Цивилизации вообще, они же общаются. Нам нужно обдумывать, как Россия будет входить в новый поток глобализации, с чем", — заявил он. В этой ситуации, по словам Аузана, Россия могла бы пойти по свойственному для себя "пути Левши". Он пояснил, что подобное заключается в способности россиян делать нестандартные вещи.
Аузан считает, что новая волна глобализации может подняться уже через два-три года, и Россия примет в ней участие. И в этой «новой глобализации» стране следует использовать «путь Левши», то есть свойственную гражданам способность хорошо делать нестандартные вещи, передает РБК. Многие эксперты отмечают особую роль России в мировом сообществе. Так, недавно стало известно, что РФ заняла вторую строчку в рейтинге сильнейших армий мира согласно рейтингу портала Global Firepower за 2024 год.
На самом деле, между нами говоря, во всем мире онлайн-технологии имели маргинальное значение. Можно сколько угодно говорить, что были созданы базы, Coursera — вы мне покажите людей, которые получили диплом и сделали карьеры, слушая только лекции Coursera.
Это был скорее факультатив, глупый интерес. И тут бабах, вся эта ситуация, и тут выясняется, что нет никакой мощной инфраструктуры, которая может это онлайн-образование обеспечить. Нет соответствующих методик. Не буду уже говорить о том, какое количество школ и университетов не смогли выйти за пределы электронной почты — и не только в нашей стране. Поэтому здесь, конечно, шок. Интересно понять, что будет дальше. Можно ли из этого удара сделать что-то такое, что повернуло бы развитие?
Дети, которые выбирают себе гаджеты, решают проблему, которая лежит в основе современной экономической теории — распределение в условиях ограниченных ресурсов. Денег мало всегда, желаний много, моделей новых еще больше, и нужно как-то решить эту проблему. В этом смысле практикующим экономистом человек становится лет в десять.
Спрашивается: для чего ему книжка про экономику? Экономика — это не какие-то отрасли жизни, это определенный взгляд на жизнь, когда мы смотрим на любой процесс с точки зрения распределения ограниченного ресурса. Экономическое понимание — это понимание, как вести себя в этом мире, чтобы не наносить ущерб другим и при этом достигать каких-то собственных целей. На языке экономической теории это называется парето-оптимальность: вы улучшаете свое положение до того момента, пока это не начнет ухудшать положение других. Учатся же дети замечательному предмету «мировая художественная культура». Это про ценности, про то, что такое красота, что она бывает разной. С моей точки зрения, экономика — про то же самое. Про то, что, например, бывают плохие равновесия, когда, вроде бы все стабильно, а на самом деле всем плохо. Эта книга рождалась очень долго. В конце 90-х годов, еще в прошлом веке, я начал читать на экономическом факультете Московского университета лекции по институциональной экономике.
А потом меня попросили прочитать этот курс и на физтехе — в Московском физико-технологическом институте. Когда я спросил, зачем физикам институциональная экономика, мне ответили: понимаете, люди, которые получают естественно-научное знание, считают, что весь мир — это задачка, которую нужно и можно решить. Они приходят на работу в какую-нибудь инновационную компанию и говорят: а, собственно, почему мы не можем за один год сделать нашу компанию лучшей в мире, а за три года — и нашу страну лучшей в мире? Но дело в том, что существуют издержки, силы трения: не все хотят, чтобы ваша компания стала лучшей, и точно не все будут прилагать усилия, чтобы ваша страна стала лучшей в мире. Надо понимать, что есть противоречие интересов, которое выражается в силах трения в обществе. И тогда рождается совершенно другая картина мира. Тогда мы не говорим, что имеется единственный идеальный выход, потому что идеального выхода нет, совсем. Идеальный выход — блестящий социальный результат — возможен только в условиях вакуума, когда нет противоречий, недопониманий. Идеальная модель, неважно какая: либеральная, консервативная, социалистическая и так далее, — не может быть реализована до конца, потому что мешают эти силы трения и издержки. И поэтому выбор выглядит по-другому.
В этом мире нет совершенства, зато в нем есть разнообразие. Есть несколько дорог, по которым можно идти, но каждый раз надо думать, в чем плюс, а в чем минус. Насколько от усилий каждого человека зависит то, какие правила или институты будут работать в его стране, а какие нет? Может ли экономическое понимание мира помочь выбрать правильный путь? Я всегда говорю: мы на выборы ходим каждый день. Потому что в зависимости от того, покупаем ли мы в магазине или с рук, платим все налоги или только часть, получаем ли зарплату в конверте и так далее, мы голосуем за определенные правила. В результате какие-то институты становятся большими и широкими, а какие-то — узкими и маленькими.