статус, который в России присваивают организациям или людям, получающим деньги из-за рубежа. Что такое иностранное влияние? Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Что запрещено и чем грозит бизнесу и медиа несоблюдение закона про рекламу у иноагентов. Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. Наиболее важные характеристики иностранных агентов установил в 2014 году Конституционный суд России, разъяснения которого официальны и обязательны для применения.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны
Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона. Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового далее - лица. Иностранными агентами не могут быть признаны: 1 органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. В целях настоящего Федерального закона под подконтрольным лицом понимается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом; 2 религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке; 3 политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке; 4 лица, указанные в подпункте 2 пункта 20 за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте и подпунктах 1 - 3 пункта 21 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; 5 объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Новые нормы закона, по замыслу его авторов, можно применять и к иностранным СМИ, и к российским организациям, и даже к обычным людям, распространяющим информацию. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 9. Теоретически можно попытаться оспорить решение через суд, но в законе о возможности выхода из реестра ничего не сказано. Более того, у юридического сообщества нет понимания, каким образом происходит процесс включения СМИ в реестр.
Если проверки НКО, по итогам которых организации могут признать иноагентами, проводит Минюст, то кто и как проверяет в этом смысле СМИ, непонятно. В законе об этом ничего не сказано. В конце 2019 года СМИ-иноагентов обязали регистрировать в России свои юрлица. Причем СМИ, признанные иноагентами, вынуждены регистрировать коммерческие организации, а в законе написано, что к таким компаниям могут применяться нормы закона об НКО.
Физлица-СМИ-иноагенты Член Совета по правам человека Ева Меркачева уточнила в 2021 году у представителей Минюста, за что журналист может быть персонально признан иноагентом. Оказалось, что причиной может быть, в том числе, пресс-тур или поездка на конференцию, оплаченные иностранной организацией, а также зарубежные премии за победу в конкурсах и даже переводы от родственников из-за рубежа. Обычные люди, которые персонально признаны иноагентами, тоже должны открыть свою компанию. Если в случае с организацией принцип понятен — государство может применять меры ответственности только к российскому юрлицу, — то почему люди-иноагенты должны создавать компании, причем на практике получается, что именно коммерческие, с точки зрения права непонятно.
У человека или организации, попавших в реестр, есть месяц на создание юрлица и еще месяц, чтобы сдать отчетность. Причем уведомление о создании по закону можно отправить или через сайт или Почтой России. И если НКО могут загрузить форму прямо на сайте Минюста — такой функционал там есть, — то для СМИ за годы с момента появления закона такую обещанную законом техническую возможность так и не обеспечили. Поэтому путь один — ногами на почту.
Зарегистрировать компанию довольно сложно: нужно правильно заполнить все бумаги, что для человека без подготовки почти нереально, найти бухгалтера, даже если отчетность будет нулевой, нужно открыть счет и иметь в банке как минимум 10 тысяч рублей в качестве уставного капитала. Еще юрлицу нужен адрес регистрации. При этом ни в какой реестр иноагентов это юридическое лицо по закону не включается. Организации, созданные физлицами-иноагентами, по закону тоже должны сдавать отчетность в налоговую по специальным формам.
А сами физлица должны ежеквартально сдавать отчеты в Минюст. В отчете нужно расписать, откуда получены деньги и на что потрачены — условно говоря, 20 тысяч на питание, 3 на покупку бумаги, 5 на корм кошке. При этом нигде не указано, как именно это учитывать, нужно ли хранить и прикладывать к отчетности чеки. Отчеты сдаются по формам, утвержденным для НКО-иноагентов, но гражданам, признанным иноагентами, приказ Минюста позволяет, например, не указывать в документах ОГРН и информацию об органах управления.
Этот фонд не занимается ничем, кроме помощи детям, а его руководители и сотрудники не являются членами общественных палат или каких-либо общественных советов, — говорит Милославская. При этом не исключено, что на практике срок, в который эта политическая деятельность могла быть осуществлена, будет трактоваться довольно широко, несмотря на то, что в законе указано «лицо осуществляющее», то есть подразумевается время на момент признания. Новые обязанности и ограничения С 1 декабря иностранные агенты не смогут получать финансовую, организационную, методическую и информационную поддержку со стороны государства и участвовать в качестве экспертов в проведении государственной и общественной экологической экспертизы, а также независимой антикоррупционной экспертизы. Выходит, что если человека признают иностранным агентом, то под вопросом получение госпособий — подчеркивает Арапова. Минюст новым законом фактически запретил это делать. Понятно, что скорее всего такой запрет не имелся в виду, но формулировка есть формулировка. Если мы смотрим, что такое государственная финансовая поддержка, то под нее подпадают многие выплаты из государственного бюджета людям и организациям в любой форме». Другое нововведение в первую очередь ударит по НКО — это запрет иностранным агентам использовать упрощенную систему налогообложения. У НКО увеличится количество отчетных документов, и, думаю, что у очень многих организаций встанет вопрос, где найти такого бухгалтера, который будет согласен все сделать за те деньги, которые предлагает некоммерческая организация? С момента вступления в силу нового закона иностранные агенты не смогут осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Это и посты в социальных сетях, и рассылки, брошюры, книги, постеры, вся информация на сайте. Соответственно, вы не можете распространять это в образовательных учреждениях, вы не можете прийти в школу или провести круглый стол для студентов, если среди них будет даже двое 17-летних», — говорит Арапова. Тогда тебя не оштрафуют на 300 — 500 тысяч за то, что ты сам подал это заявление, — рассказывает Арапова. В числе такой информации есть, например, сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках. Если представить ситуацию, при которой в российской армии погиб солдат-срочник, и его родители требуют возбуждения уголовного дела и расследования, а правозащитники-иноагенты им помогают, то ни юристы, ни родители не смогут по новому закону рассказывать о том, что им сообщило следствие. То есть человек еще даже не пошел собирать информацию, а только собрался это сделать, но уже должен пойти и заявить об этом», — говорит Арапова.
Основанием для этого стали результаты проверки Главного управления министерства по региону. Тогда же статус был снят с правозащитного проекта «Апология».
В июле 2023 года Минюст РФ исключил из перечня первую внесенную туда организацию — «Евразийскую антимонопольную ассоциацию». В августе этого года ведомство также отозвало статус иноагента у юрлица информагентства «Росбалт», которое лишилось рекламных доходов и грантов от правительства Санкт-Петербурга после включения в реестр. Кого помиловать, а кого покарать, решает Минюст «Статус иноагента не вечен. Законом предусмотрен порядок исключения из реестра Минюста. Каждый иностранный агент, будь это физическое лицо или организация, имеет право подать заявление об этом, и оно будет рассмотрено. Главное условие — прекращение деятельности, которая привела к обретению статуса иноагента, и отсутствие фактов получения средств и иного имущества, помощи от иностранных источников. Нет причин называть человека иноагентом, — и этот статус он утрачивает. Это подтверждает профилактическую функцию закона.
Хотя есть случаи, когда подают заявление или иск в суд, но как занимались политической деятельностью на иностранные деньги, так и продолжают заниматься. Понятно, что и статус иноагента за ними сохраняется», — пояснил «НИ» председатель комитета по безопасности Госдумы Василий Пискарев. В комитете по безопасности Госдумы «НИ» также сообщили, что по итогам прошлого 2022 года Минюстом России рассмотрено 25 заявлений об исключении из реестра иностранных агентов.
Новости об иноагентах
Вот кого в России могут признать иноагентом: Некоммерческие организации. Если занимаются политической деятельностью в России и финансируются из-за рубежа государствами, фондами, организациями, гражданами. Если создают или распространяют печатные, видео-, аудиоматериалы неограниченной аудитории и, опять же, получают финансирование от иностранных источников. Статус иноагента присваивают изданиям целиком, отдельным журналистам и даже блогерам с внушительной аудиторией. В реестре уже более 180 позиций. Незарегистрированные общественные объединения или движения. Если не зарегистрированы в качестве юридического лица, ведут политическую деятельность на территории России и финансируются от зарубежных источников. Физические лица обычные граждане. Если получают поддержку из-за рубежа, ведут какую-либо политическую деятельность в РФ и распространяют информацию широкому кругу лиц либо целенаправленно собирают сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ.
Изначально Минюст предполагал, что граждане будут включаться в этот реестр самостоятельно.
Поддержкой, например, считается оказание иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах — иными словами, всё, что захочется такой посчитать законодателю. Авторы закона сами признавались, что формулировки специально не ограничены для большего простора правоприменителя.
Что российские законодатели считают «политической деятельностью»? Что российские законодатели считают «иной деятельностью»? Кто такие «аффилированные лица»?
Согласно новым поправкам — это лицо: входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения или юридического лица-иностранного агента, и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности». Какая информация будет в реестре «аффилированных лиц»? Какой объем из этой информации будет опубликован на сайт Минюста — пока неизвестно.
Откуда Минюст планирует брать эту информацию?
Речь о текстовых, печатных, аудио-, видеоматериалах и иной информации, которые организация размещает в публичном поле, в том числе интернете. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом?
Тем самым, правила, ранее применяемые преимущественно в отношении иностранных юридических лиц, теперь охватывают всех, в том числе НКО. Раньше иностранным СМИ — иноагентом могли признать и российское юридическое лицо, но лишь в случае распространения или участия в подготовке материалов, созданных или распространяемых иностранным СМИ — иноагентом. Целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, которые при их получении могут быть использованы против безопасности государства.
К ним относятся сведения о развитии вооружения, военной и специальной техники, о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, о проблемах, сдерживающих развитие корпорации «Роскосмос». На положения приказа важно обратить внимание, главным образом, организациям, которые занимаются журналистской работой. Помимо этого, финансирование любого из перечисленных видов деятельности также может стать основанием для включения в реестр иноагентов.
Сколько будет реестров иностранных агентов Только один. Помимо него будет существовать реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. В него будут входить: учредители, участники, руководитель, работники иностранного агента — юридического лица или незарегистрированного объединения, а также члены его органов; лица, осуществляющие политическую деятельность и получающие имущество от иноагентов для осуществления такой деятельности.
На таких лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов. При этом их правовое положение — ограничения в правах, отдельные требования — может регулироваться иными федеральными законами. В настоящий момент установлено, что лишь при участии в выборах кандидат обязан указывать в подписном листе, что он аффилирован с лицом, выполняющим функции иноагента.
Для ведения реестра аффилированных лиц сведения о гражданах будут предоставлять МВД, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор, Пенсионный фонд и иные органы. Гражданин может быть исключен из реестра в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в реестр перечисленных выше признаков. Таким образом, не придется делать пометку о статусе, если иноагент не осуществляет при этом политическую деятельность либо не распространяет материалы для неограниченного круга лиц.
Как иноагентам маркировать материалы Правительство России утвердило требования к размещению уведомлений перед материалами, публикуемыми иностранными агентами, соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Постановление вступило в силу с 1 декабря. По новым правилам, указание о статусе иностранного агента должно быть размещено в начале каждого текстового материала: размер шрифта пометки — вдвое больше текстового материала, цвет — контрастный по отношению к фону.
Указание необходимо публиковать в начале каждого текстового материала под заголовком, а если его нет, то перед началом материала.
Сейчас этот запрет касается только путепроводов, железнодорожных магистралей, территорий, непосредственно прилегающих к резиденциям президента, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, выполняющих функцию исполнения наказания в виде лишения свободы. Кроме того, в субъектах РФ дополнительно будут определяться места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, если это обусловлено историческими, культурными, иными объективными особенностями субъекта РФ, говорится в законе. Также предусматривается, что в регионах могут определяться "иные места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций ограничивается по времени возможного проведения указанных публичных мероприятий". В этих случаях, "должны быть установлены адресные или иные ориентиры, указывающие на расположение мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций". Дети Иностранные агенты будут не вправе производить информационную продукцию для детей, следует из закона. Согласно действующему закону, информационная продукция - предназначенная для оборота на территории РФ - это "продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи".
Также иноагент не сможет осуществлять образовательную и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних.
Расшифровано, на чем могут попасться «пособники иноагентов» согласно новому закону
За что ещё в России могут признать иноагентом и возможно ли снять с себя клеймо? лица, находящиеся в РФ и сознательно действующие в интересах другого государства. Если коротко, то любое приведение информации иностранного агента требует упоминание его специфического статуса. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В Грузии пояснили слова Гарибашвили об отказе от закона об иноагентах Битва за гранты: почему законопроект об иноагентах взволновал Грузию.
Кто такие НКО–иноагенты?
Статус иностранного агента перекрывает личность человека, и уже не важно, чем он или она занимается – люди видят то, что это иностранный агент, который по букве закона работает во вред России по заказу иностранного государства. Региональный филиал СМИ-иностранного агента «Радио Свобода». Экстремисты, иностранные агенты и нежелательные организации: отличия и риски для простых людей. В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом?
Юристы оценили новый закон об иноагентах
На таких лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов. При этом их правовое положение — ограничения в правах, отдельные требования — может регулироваться иными федеральными законами. В настоящий момент установлено, что лишь при участии в выборах кандидат обязан указывать в подписном листе, что он аффилирован с лицом, выполняющим функции иноагента. Для ведения реестра аффилированных лиц сведения о гражданах будут предоставлять МВД, Федеральная налоговая служба, Роскомнадзор, Пенсионный фонд и иные органы. Гражданин может быть исключен из реестра в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в реестр перечисленных выше признаков. Таким образом, не придется делать пометку о статусе, если иноагент не осуществляет при этом политическую деятельность либо не распространяет материалы для неограниченного круга лиц. Как иноагентам маркировать материалы Правительство России утвердило требования к размещению уведомлений перед материалами, публикуемыми иностранными агентами, соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Постановление вступило в силу с 1 декабря. По новым правилам, указание о статусе иностранного агента должно быть размещено в начале каждого текстового материала: размер шрифта пометки — вдвое больше текстового материала, цвет — контрастный по отношению к фону.
Указание необходимо публиковать в начале каждого текстового материала под заголовком, а если его нет, то перед началом материала. Также отмечается, что продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд. Также предусмотрены формы указания: — пример для иностранных агентов: «Настоящий материал информация произведен, распространен вариант: направлен иностранным агентом БФ «Ромашка» либо касается деятельности иностранного агента БФ «Ромашка». Какие установлены ограничения и запреты Одно из наиболее важных — иноагент не может быть организатором любых публичных мероприятий. Также запрещается передача и получение имущества или денег от иноагента для организации и проведения таких мероприятий. Иноагент не сможет получать государственную финансовую поддержку; вполне вероятно, это коснется и поддержки от Фонда президентских грантов. Не будет и возможности участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В части учёта и уплаты налогов иноагент не сможет применять упрощенную систему налогообложения и упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Помимо этого, не будут подлежать страхованию денежные средства, размещенные организациями — иноагентами. Введен запрет на производство создание иноагентом информационной продукции для несовершеннолетних. Физические лица — иноагенты не смогут работать в государственных органах, включая государственную гражданскую и муниципальную службы, быть членами избирательных комиссий, принимать участие в деятельности комитетов, консультативных, совещательных, экспертных комиссиях при органах власти.
Реестр иностранных агентов Всех иностранных агентов Минюст включает в специальные реестры. Их 4, включая реестр НКО и список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Много внимания привлекает реестр СМИ-иноагентов. Сейчас в нем 167 средств массовой информации.
За первые полгода 2022 года туда включили более 50 лиц. Все перечни предлагают заменить единым реестром. В нем будет информация о фамилии, имени, отчестве либо наименовании иностранного агента, информация об основаниях его включения в реестр, даты принятия такого решения. Тот, кто планирует работать как иностранный агент, должен об этом заявить в уполномоченный орган до того, как приступит к деятельности. Если он этого не сделает, его все равно могут включить в реестр, если выявят, что он выполняет функции иноагента. Среди оснований исключения из реестра есть такие: агент перестал получать иностранную поддержку или не вел иноагентскую деятельность в течение года; ранее исключавшийся из реестра агент не получал поддержку или не занимался иноагентской деятельностью в течение трех лет; агент не получал помощь от иностранного источника, отказался от иностранной поддержки и вернул деньги или другое имущество не позднее чем через три месяца со дня включения в реестр. Получается, есть возможность выйти из реестра, если перестать заниматься иноагентской деятельностью, для чего надо подать в Минюст заявление. Чиновники проведут проверку и примут решение.
Статус иноагента не может быть каким-то постоянным бременем, особенно для физлиц. Важно дать возможность каждому выйти из этого состояния. Александр Арбузов Помимо реестра иноагентов, законом хотят ввести единый реестр аффилированных с ними лиц. Такую поправку предложили во втором чтении. Связанным с иноагентом физлицом может стать тот, кто: входил или входит в состав юрлица-иноагента или был или остается его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; входил или входит в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица — иностранных агентов или был или остается их учредителем, членом, участником, руководителем; занимался или занимается политической деятельностью и получает или получал для этого деньги или иное имущество от иноагентов, в том числе через посредников. Пока это просто реестр, никаких ограничений и обязательств для таких лиц закон еще не предусмотрел. Какие ограничения хотят ввести для иностранных агентов Физлицо-иноагент не сможет получить должность в органах власти и доступ к государственной тайне.
В основном, туда начали попадать знаменитости, которые так или иначе, осуждали действия властей, связанные с проведением специальной операции. Помните о том, что в рассматриваемый перечень попадают только при одновременном соблюдении сразу двух условий: ведение деятельности в интересах иностранного государства и получение финансирование из-за рубежа. Одним из первых в рассматриваемый реестр попал Моргенштерн Алишер, в то время, когда уехал в Дубай, скрываясь от преследования на территории РФ за распространение незаконных веществ. В апреле нынешнего года перечень иноагентов пополнили: видеоблогер Евгений Понасенков; блогер, а в прошлом спортивный журналист Юрий Дудь; бывший журналист Александр Невзоров. В июне в рассматриваемый список вошли журналист Алексей Пивоваров, политический обозреватель Олег Кашин, в июле — юморист Михаил Шац. Об этом рассказал музыкальный обозреватель Алексей Цветков. По его словам, в этот перечень, в основном, вошли люди, которые сразу после начала проведения специальной операции на Украине, покинули Россию и всячески осуждали действия наших военных, а также решения властей. В настоящее время известно о 70 российских артистах и исполнителях, которые неоднозначно высказывались и проведении специальной операции на Украине, из-за чего могут попасть в список «запрещенных». Отметим, что официальная супруга Максима Галкина, Алла Пугачева, которая сначала вместе с супругом уехала в Израиль, в конце августа вместе с детьми вернулась в Россию. Признают ли сбежавших от СВО иноагентами в России Депутат Государственной думы от Тюменской области Николай Брыкин намерен инициировать законопроект о признании иноагентами тех, кто сбежал за границу с начала «сво». Об этом он сообщил в своем канале. Хватит терпеть таких подонков на шее», — заявил Брыкин. Список иноагентов обновился — последние новости от Минюста Министерство юстиции РФ обновило список иноагентов: Последние новости об иноагентах в России 19 мая. Суд назначил бывшему мэру города Евгению Ройзману объявлен российскими властями «иноагентом» штраф в 260 тысяч рублей по делу о «дискредитации армии». В Госдуме предложили запретить выдавать кредиты иноагентам.
Причем, цель получения этих денег не указывается. Это может быть даже перевод от родственников в качестве подарка на день рождения. Сумма тоже не важна. К иностранным источникам в этом случае относятся: Иностранные государства и государственные органы; Международные и иностранные организации; Лица без гражданства и уполномоченными ими лица; Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников. Получается, что иноагентом может быть признан человек или организация , который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы например, журналистские расследования , предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника. К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов.
ИНОАГЕНТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ
Закон также вносит поправку о том, что финансирование организаций, признанных иноагентами, может стать основанием для включения гражданина в список физлиц-иноагентов. За что ещё в России могут признать иноагентом и возможно ли снять с себя клеймо? Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. Что такое иностранное влияние? Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Иностранный агент — это лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, которая описана в законопроекте. Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
Такие люди, скорее всего, вообще не знают, что такое пропаганда. Не понимают, что они слушают или читают такую же пропаганду, только направленную против власти и её решений. Правдивая журналистика — определение привлекательное, но не несущее большого смысла. Ведь, манипулирование правдой — отличная пропаганда. Независимая журналистика — большой миф. Как минимум, журналисты зависят от своей аудитории: если ты ругаешь власть — ругай в любом случае, о хорошем и правильном говорить не нужно, иначе аудитория обвинит в пропаганде. А что плохого в том, чтобы быть иноагентом? Перейдём к требованиям, которые выдвигаются иностранным агентам: Предоставление отчётов о своей деятельности и о руководящих органах. Предоставление документов о целях финансовых расходов и использования имущества. Предоставление аудиторского заключения.
Публикация в открытом доступе отчёта о своей деятельности. Указание в распространяемых материалах информации о том, что эти материалы изданы или распространены иностранным агентом. За нарушения предусмотрены штрафы или блокировка ресурсов. Распространять информацию иноагентов, а также просто упоминать иноагентов нужно с соответствующими метками, иначе также можно получить штраф. А правильно ли помечать иноагентом? Может показаться, что закон направлен на усложнение жизни тем, кто выступает против российской власти.
Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия [55]. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой [56] ».
Совет при президенте Российской Федерации по правам человека счёл закон «совершенно избыточным и юридически бессмысленным» [57]. Суд в апреле решил не предоставлять приоритета рассмотрению жалобы; в июле 2013 года к жалобе присоединились ещё три заявителя [61]. В феврале 2016 года Комитет гражданских инициатив предложил не причислять к «иностранным агентам» НКО за проведение круглых столов, конференций на политические темы, соцопросов — для этого им были разработаны поправки к соответствующему закону [62] : политической деятельностью можно считать только выдвижение кандидатов на выборах, участие в предвыборной агитации, организацию сбора средств в избирательные фонды или содействие в этом, а также продвижение в общественном мнении положительного или негативного образа кандидатов, списков кандидатов на выборах и политических партий и информационное, консультационное и организационное сопровождение кандидатов на выборах Аргументы сторонников[ править править код ] Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам [48] [63]. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским [64]. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA: Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т. Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России, и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить.
Российский закон, в отличие от американского, а также от венгерского, не определяет минимальный объём финансирования, за который можно признавать иностранный агент. Закон FARA устанавливает минимальную сумму в 10 000 долларов США, а также требует, чтобы финансирование осуществлялось иностранным принципалом в большей части. Венгерский закон устанавливает минимальную сумму в 24 тысячи евро. Отсутствие в российском законе минимальной планки финансирования позволяет судам признавать иноагентами за ничтожные суммы денег из-за рубежа [69].
Причем, цель получения этих денег не указывается. Это может быть даже перевод от родственников в качестве подарка на день рождения.
Сумма тоже не важна. К иностранным источникам в этом случае относятся: Иностранные государства и государственные органы; Международные и иностранные организации; Лица без гражданства и уполномоченными ими лица; Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников. Получается, что иноагентом может быть признан человек или организация , который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы например, журналистские расследования , предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника. К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов.
Личную позицию, которая направлена на решение внутренних проблем, от позиции, которая сформирована под иностранным влиянием и с помощью иностранной поддержки. Вторая вряд ли направлена на защиту внутренних интересов государства и общества, считает Лебедев. Я поддерживаю», - добавляет юрист. Внешнеэкономическая деятельность купля-продажа не относится к сфере этого закона. Но если компания имеет в составе участников иностранное лицо, то оно находится под иностранным влиянием и может быть признано иностранным агентом.