А вопросы снабжения блокадного Ленинграда я считаю самыми важными и серьёзными. РИА Новости, 1920, 08.09.2021. Ленинград в кольце блокады; часто бомбардировался, обстреливался из орудий.
О каннибализме в блокадном Ленинграде
Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. Правды о блокаде власти боялись всегда, как и самого мироощущения жителей города, где в годы войны, по выражению Даниила Гранина, интеллигентность слилась с народностью. Донести правду о блокаде. Военная блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. Немецкая Suddeutsche Zeitung в 75-летие снятия блокады Ленинграда раскритиковала российские власти якобы за злоупотребление памятью о погибших. Донести правду о блокаде.
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. Простыми словами, блокада Ленинграда — длительная изоляция одного из ключевых городов СССР. блокада Ленинграда — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне.
О каннибализме в блокадном Ленинграде
Все материалы дела так и остались в Нюрнберге, там есть свой музей. Оригинал дневника Тани хранится вместе с ред кими документами времен блокады в Рукописно-документальном фонде Румянцевского особняка — филиала Музея истории Санкт-Петербурга. Причем оригинал был показан всего лишь дважды — в 1964-ом и в 2010 году уже в закрытом виде, чтобы свет не повредил карандашные записи. Одно из самых эмоциональных знакомств с дневником Тани происходит на мемориале во Всеволожском районе Ленинградской области, на 3-м километре шоссе «Дорога жизни». Последняя пронзительная запись: «Осталась одна Таня». Девочка так и не узнала , чт о не все Савичевы погибли. Брата Михаила считали погибшим, а он получил ранение и остался на костылях. После войны он жил в Ленинградской области, умер в 1988 году.
Сестра Нина не погибла — в феврале 1942-го ее направили в строительный батальон на Ладогу и спешно эвакуировали на «Большую землю». Она умерла в Петербурге в 2013 году. Есть версия, что именно Нина, вернувшись в Ленинград после снятия блокады, обнаружила дневник младшей сестры в своей рабочей записной книжке. Блокада догнала и Таню Савичеву. Ее эвакуировали л етом 1942 год а во время массовой эвакуации детей в Горьковскую область. Из детдома девочку перевели в дом инвалидов в марте 1944 года, а через два месяц — в Шатковскую районную больницу. В медкарте четырнадцатилетней девочки значились диагнозы: «туберкулез кишечника, цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота».
Первые случаи людоедства зафиксированы в Ленинграде с середины ноября 1941 года. В рассекреченных документах Управления НКВД по Ленинградской области упоминаются факты убийства, а также похищения трупов, продажи человеческого мяса под видом животного. Среди 886 человек, привлеченных к уголовной ответственности с декабря 1941 г. Чаще всего это были рабочие — 363 чел. Среди пойманных людоедов оказались 11 членов партии и четыре комсомольца. Следует отметить, что почти все арестованные были признаны судебно-психиатрической экспертизой вменяемыми. Однако полного ее снятия жители ждали еще год — до 27 января 1944-го.
К сентябрю 1942 года, когда снабжение ленинградцев наладилось, и их питание стало уже более-менее нормальным, случаи каннибализма почти не фиксировались, а в марте 1943 года вообще не отмечены подобные преступления. Руководство Ленинграда боролось с этим явлением.
Но, если изучить вопрос, окажется, что тех, кто потерял человеческий облик и переступил черту, оказалось очень мало, а руководство города, да и обычные ленинградцы делали всё, чтобы их не было вовсе. Обо всем по порядку. Считается, что первый случай людоедства был зафиксирован в Ленинграде 15 ноября 1941 года, когда органы охраны правопорядка задержали женщину, которая задушила полуторамесячную дочь, чтобы накормить троих детей. Примерно месяц спустя УНКВД по Ленинградской области сообщило Жданову о том, что горожане употребляют в пищу кошек, собак и мясо павших животных. В этом же документе говорилось о 25 случаях людоедства. Причем, речь шла как об убийствах, в том числе и с целью продажи человеческого мяса под видом животного, так и о похищении трупов. Как правило, арестованные по таким делам проходили психиатрическую экспертизу.
Почти все они были признаны вменяемыми. В обычное время преступления такого рода исключительно редки, но в Ленинграде была «особая обстановка». Выход нашли: «Все убийства с целью поедания мяса убитых, в силу их особой опасности, квалифицировались как бандитизм ст. Вместе с тем, учитывая, что подавляющее большинство указанного выше вида преступлений касалось поедания трупного мяса, прокуратура г. Ленинграда, руководствуясь тем, что по своему характеру эти преступления являются особо опасными против порядка управления, квалифицировала их по аналогии с бандитизмом по ст. Приравнивание к бандитизму означало для людоедов, которые убивали людей, только одно: безжалостное преследование и смерть. Похитителей трупов приговаривали к различным срокам заключения, но вряд ли они выжили в блокадных тюрьмах.
Люди, которые всерьез спрашивают, почему мы не написали об этом в книге для детей, вызывают серьезное беспокойство и им стоит обратить внимание на своё психическое здоровье. Во-вторых — да, безусловно, после замыкания кольца блокады поздней осенью 1941 года в Ленинграде разразился страшный голод, который продолжался фактически до конца весны 1942 года. Голод не только убивает людей, но и сводит их с ума. Одним из проявлений такого голодного безумия и является людоедство. Это — неизбежный спутник голода. Каннибализм не является чем-то уникальным именно для блокады Ленинграда. Во все времена находились люди, мораль которых была настолько слаба, что в какой-то момент они переходили барьер, который отличает человека от нелюди. Увы, были такие и в Ленинграде. Но, если изучить вопрос, окажется, что тех, кто потерял человеческий облик и переступил черту, оказалось очень мало, а руководство города, да и обычные ленинградцы делали всё, чтобы их не было вовсе. Обо всем по порядку. Считается, что первый случай людоедства был зафиксирован в Ленинграде 15 ноября 1941 года, когда органы охраны правопорядка задержали женщину, которая задушила полуторамесячную дочь, чтобы накормить троих детей. Примерно месяц спустя УНКВД по Ленинградской области сообщило Жданову о том, что горожане употребляют в пищу кошек, собак и мясо павших животных. В этом же документе говорилось о 25 случаях людоедства. Причем, речь шла как об убийствах, в том числе и с целью продажи человеческого мяса под видом животного, так и о похищении трупов.
Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д.
Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда
Юлия Кантор: Правды о блокаде советские власти боялись всегда | 18 января 2023 года отмечается 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда, ставшей одним из самых трагических этапов Великой Отечественной войны. |
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно | Но вывод из этой печальной страницы блокады Ленинграда однозначен: в условиях ужасного бедствия, подавляющее число людей остались людьми, даже, несмотря на угрозу мучительной смерти. |
Навсегда вошел в историю: 80-я годовщина прорыва блокады Ленинграда
Немецкая Suddeutsche Zeitung в 75-летие снятия блокады Ленинграда раскритиковала российские власти якобы за злоупотребление памятью о погибших. А дата снятия блокады Ленинграда (27 января) стала одним из Дней воинской славы, ежегодно торжественно отмечаемых всей Россией. Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. 1944 год, блокада Ленинграда снята / Фото: Wikimedia Commons. Оригинал взят у cas1961 в Правда и ложь о блокаде Ленинграда В Петербурге 19 февраля 2010 года вышел на широкий экран фильм Ленинград, посвящённый блокаде.
20 фактов о блокаде Ленинграда
А у них свое представление о том, как и что нужно делать. Только то, что нам разрешают помнить» — И все-таки не до конца понятно, почему этот опыт не изучен, если вышло столько книг? В нашей стране существует разночтение в общественном сознании. Нет практически никакой связи между народной памятью и той памятью, которую пытается сформировать о том или ином событии а сейчас мы говорим о блокаде , власть. Иначе как возможно объяснить то, что 8 сентября, в день начала ленинградского блокадного страдания, которое длилось почти два с половиной года, на Малой Садовой улице или Марсовом поле устраивают раздачу каши из полевой кухни, устраивают аттракционы с военной техникой, а на Дворцовой площади звучат лихие песни: «Ах, Андрюша, нам ли жить в печали! На Дороге жизни устраивают квесты. Например, квест для молодежи: «Дорога жизни — дорога в будущее». На ледовой трассе так называли путь через Ладожское озеро ленинградцы погибли сотни и сотни взрослых и детей. Уходили под лед машины с мукой. Там, внизу — могила.
Разве так должна осуществляться передача исторической памяти? При советской власти все время говорили, как у нас чтут ветеранов, как мы помним их подвиг. Но что мы помнили? Только то, что нам разрешали помнить. А сейчас, по сути, не помним и того. Мы даже не помним, что День Победы из праздничного выходного Сталин в 1947 году превратил в обычный день в 1965 г. Хотя вышли книги, где история дана в документах и свидетельствах. Но, видимо, читают эти книги мало… Берггольц писала в 1942-м о том, что про Ленинград запрещено говорить правду. А вот цензорские указания на гранках «Блокадной книги».
Это уже 1977 год, журнал «Новый мир»: «Усилить публицистику. Ленинград был не брошенный город. В эти дни вся страна думала, заботилась о Ленинграде». Чиновники лучше знали, что народ должен помнить о блокаде. Вырабатывались какие-то сыворотки, чтобы поддержать людей. К тому же люди продолжали работать. Работали заводы. Выпускали танки для фронта. Город учился выживать в условиях, когда выжить было практически невозможно.
Сами ленинградцы называли себя в дневниках «героями поневоле», они избегали слова «героизм», потому что слишком уж хорошо знали ему цену. Одно дело — выживать в блокаду. И другое дело — пропагандистская болтовня об этом. Надо сказать, что работа в блокадном городе для блокадного человека была счастьем по двум причинам. Во-первых, работая, человек оставался внутри жизни, когда кругом смерть голод, холод, бомбежки, артобстрелы. Работа даже труд ведения дневника — это из той, мирной, человеческой жизни. Потому что ты не в темной страшной комнате лежишь, парализованный страхом и холодом, превращаясь неизвестно во что, но ты встаешь через силу и идешь, и стоишь у станка, и иногда умираешь около него. Это важно. Но важно и то, что работа — это и рабочая карточка.
Это рабочая норма выдачи хлеба, а не та, которую получали служащие, иждивенцы, дети. Во время последнего понижения, 20 ноября 1941 года, это 250 граммов в день для рабочих, а для остальных — 125 граммов. Это начало «смертного времени». Зачастую никаких других продуктов по карточкам достать было невозможно. Почему-то сейчас многие думают, что хлеб по карточкам ленинградцам «выдавали». За него надо было платить, как в мирное время.
Работников было мало, а она занималась важными делами, обслуживала большие заводы. Мама понимала, что нужно, чтобы кто-то согласился меня взять. Ее не пускают, а я одна буду сидеть? Потом уже в соседних комнатах поселились две женщины, но в блокаду квартира стояла пустая. Подробнее Дети не очень понимают, что будет дальше. Мы просто слушались. Сказали одеваться — мы одевались. Дел много надо было сделать: вещи собирать, документы оформлять. Это все мимо нас проходило, во взрослых жизнях. Меня взяли тетя и бабушка. Мама посадила в машину, и мы поехали. Вот тебе и все провожание. Тут не до этого было, знаете, как провожают: руками машут… Главное было — Ладожское озеро переплыть. Холодно, но безо льда, мы шли на барже, все они были полны людей. Самолеты летали, бомбили. Это очень страшно. Тетка нас маленьких — у нее была дочка старше меня и мальчик 1940 года рождения — прижала к себе, чтобы мы ничего этого не видели. Мне рассказывали, что впереди шла баржа и ее разбомбило, все люди пошли под воду. Потом нас покормили и опять посадили на машину — до железной дороги. Товарными вагонами прицепляли, отцепляли, дорога очень тяжелая, до Челябинска мы ехали около месяца. Туда и в Свердловск переехал Ижорский завод. Мамин родной брат переехал с нами, нам опять дали комнату. Комната метров 15, нас там жило девять человек. Бабушка из-за своей ноги никуда не выходила. Оставалась с нами. Почта тогда работала, мы все время писали друг другу. Хотя шло все очень долго. Мама не могла писать, что ей плохо, что стреляли, что есть нечего, что одна… Но ей было спокойно, что мы все вместе, худо-бедно, но бомбы не падают на голову, и это уже хорошо. Мама всю блокаду прожила в Ленинграде. Одна, в пустой квартире. Она была сильной женщиной и никогда ничего не рассказывала. Родилась в 1908-м и умерла на 95-м году жизни. Блокадники мужественные люди, закаленные. Старо-Невский проспект, блокадное фото, место рядом с Мытнинской улицей Возвращение домой В 1946 году мама выслала нам вызов, потому что просто так в Ленинград не пускали. Мы всем составом поехали обратно, только дядя остался в Челябинске, на заводе. Сразу мы приехать не могли. Вагон загнали на какой-то путь. Там остались бабушка, Аркаша и наши вещи. Тетя сказала нам с сестрой: «Видите красный флаг на колонне на Московском вокзале? Идите через все рельсы на этот флаг». Она рассказала, как найти нашу улицу. Мы с сестрой пошли. Прошли по Старо-Невскому. Нам повезло, что мама не успела уйти на работу. Мне было 14 лет. Я пошла в школу. Один класс был всего. До сих пор это здание живо, потом какое-то предприятие было там, потом опять школа. Около него стояла разрушенная церковь. Коммунисты ее взорвали или немцы — не знаю. Мы как ученики ходили ее после школы разбирать, нам давали рукавицы — мы хорошие кирпичи в одну сторону складывали, битые — в другую. Речь идет о церкви святого великомученика Димитрия Солунского при греческом посольстве, построенной в 60-х годах XIX века. Во время войны в храм попала немецкая авиабомба.
Нам всем есть чему поучиться у этих людей». К 27 января, Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Петербурге испекут блокадный хлеб. Надо напомнить молодёжи, каким был хлеб в страшную зиму 1941-1942 годов. С января 1942 года хлебопекарные предприятия города были вынуждены начать применять заменитель из непищевого сырья — гидроцеллюлозу. Применялись и другие заменители: сосновый луб, мука из ветвей берёзы и семян дикорастущих трав. В составе хлеба были мука ржаная обойная, солод ржаной, мука овсяная, жмых подсолнечника, соль и вода. По вкусу существующих сортов хлеба он ближе всего к бородинскому. Память о голоде тех страшных дней до сих пор не позволяет мне выбрасывать недоеденный хлеб. В августе 1942 года по Невскому проспекту провели 25 пленных немецких солдат.
Сцены из истории» М. Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 граммов белого и столько же черного хлеба на день, 30 граммов сливочного масла и ко всему этому по 50 граммов виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину». Эта-то запись и гуляет уже две десятка лет по интернету как неопровержимое свидетельство лукулловых пиров номенклатуры. При этом ни контекстом, ни смыслом, ни происхождением этой записи никто не интересуется — подняли на знамя и бросились в атаку. Между тем по «Дневнику Рибковского» можно было бы снять хороший фильм, историю о маленьком человеке, советском Акакие Акакиевиче. Выпускник Высшей партийной школы в Москве, Рибковский в 1940-м становится секретарем горкома в новоотвоеванном у финнов Выборге, входившем тогда в состав Карело-Финской ССР. Однако отступал он с войсками, отходившими под давлением финнов не в Петрозаводск, а в Ленинград, и оказался в блокаде, в начале которой едва выжил на положении умирающего от голода иждивенца. Кое-как он питается… конфетами 25. Многие ленинградцы, пережившие блокаду, отмечали, что конфеты были доступней хлеба, и протянуть удавалось только на них. Именно поэтому спекуляции вокруг пирожных выдают некомпетентность спекулянтов: достать сладкое было проще, чем обычный хлеб. Жизнь Рибковского спасает то, что с 5 декабря 1941-го его взяли на работу в отдел кадров Ленинградского горкома. Теперь у него есть небольшая, но твердая зарплата, а главное — качественное питание в столовой Смольного. Вот как он описывает свое питание 9 декабря 1941-го: «На первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. Вечером для тех, кто работает, бесплатно бутерброд с сыром, белая булочка и пара стаканов сладкого чая». При этом он отмечает, что талоны в столовой вырезают только на хлеб и мясо, так что по карточкам «можно будет выкупить в магазинах крупу, масло и другое, что полагается, и подкармливаться малость дома». Однако и на таком прикорме Николай Андреевич смотрит на себя в ужасе — за время иждивенчества он превратился в ходячий скелет: «Даже сомнение взяло: мое ли это тело или мне его кто-то подменил? Ноги и кисти рук, точно у ребенка… живот провалился. Ребра чуть не наружу вылезли» 13. И он, и другие горкомовцы хоть и не умирают с голода, но постоянно болеют желудочными расстройствами. Некоторые в больнице», — записывает он 26 февраля 1942 года. И сам он уже меньше чем через неделю попадет в тот самый «стационар», где и сделает запись, которую теперь приводят как свидетельство роскошеств номенклатуры. Он называет это «семидневным домом отдыха». Погуляв по морозу, надышавшись хвоей в лесу, в котором когда-то охотился Сергей Киров, Рибковский разваливается в кресле и начинает описывать свое «разнообразное и вкусное» питание. Однако вот, что настораживает в этой картине пиршества: преувеличенная художественность одних частей описания «баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса…» и сухая деловитая точность других, столь часто встречающаяся в блокадных дневниках: «300 граммов белого и столько же черного хлеба на день, 30 граммов сливочного масла…».