Михаил Шуфутинский отметил 3 сентября дуэтом с Денисом Клявером (видео). Впервые Михаил Шуфутинский исполнил песню «Третье сентября» в 1993 году / Фото: Скриншот с видео на youtube/Михаил Шуфутинский. У фанатиков этой песни, и Михаила Шуфутинского в целом, когда наступает этот Шуфутинов День (Третье Сентября, начало: Второго Сентября (По понятным причинам)), устроенный по этой песни, то они плевать хотели на то, какие исторические праздники заложены в эти два дня. Певец Михаил Шуфутинский назвал глупостью запрет администрации соцсети «ВКонтакте» на шутки про 3 сентября.
Шуфутинский рассказал, почему 10 лет не исполнял «3 сентября» на концертах
Почему 3 сентября стало культовым мемом и как к этому относится Михаил Шуфутинский. Песню «Третье сентября» Михаил Шуфутинский записал в 1994 году. Впервые Михаил Шуфутинский спел песню «3 сентября» в 1993 году. «Третье сентября» («Я календарь переверну») — русская лирическая песня, впервые исполненная Михаилом Шуфутинским в 1993 году и вошедшая в 1994 году в его сольный альбом «Гуляй, душа». За месяц до 3 сентября Михаил Шуфутинский опубликовал забавное видео: он едет в машине и начинает петь: «Я календарь переверну — и снова третье сентября».
Миф о глубоком смысле
- Видео дня: Михаил Шуфутинский спел песню «Третье сентября» в эфире инстаграма
- О компании
- «Песня стала хитом сразу»: Михаил Шуфутинский рассказал о «Третьем сентября»
- Третье сентября
- Шуфутинов день: чем так популярно 3 сентября и какими шутками его отмечает интернет
Михаил Шуфутинский: Третий ребенок в 74 года, секрет песни «3 сентября»
Певец Михаил Шуфутинский — о любимой композиции, магии цифр и хитах на заказ «В песне огромные чувства, и музыка, и стихи — они очень такие хрупкие и емкие по смыслу. Они очень «разогревают» внутри. Два человека талантливых, композитор и поэт, написали такую песню, а третий человек ее спел. Я очень рад этому совпадению, надо, чтобы таких совпадений было как можно больше в жизни», — подчеркнул музыкант. Шуфутинский признался, что отслеживал мемы, созданные по мотивам «Третьего сентября», и очень рад такой популярности произведения. Как рассказал музыкант, эту песню ему показал композитор Игорь Крутой, в то время они вместе записывали альбом.
День, когда горят костры рябин. Как костры горят обещания В день, когда я совсем один. Я календарь переверну, На фото я твоё взгляну, И снова 3-е сентября. Расстаться всё же нам пришлось, Ведь было всё у нас всерьёз 2-го сентября?
Но почему, но почему Расстаться всё же нам пришлось, Ведь было все у нас всерьёз 2-го сентября? Журавлей белый клин, твоя дочь и мой сын, Все хотят теплоты и ласки, Мы в любовь, как в игру на холодном ветру, Поиграли с тобой, но пришёл сам собой. Как и когда эта песня покорила интернет и стала мемом? Сложно доподлинно установить.
Как сообщает Мемепедия , есть версия, что произошло это после того, как 2011 году в сообществе «MDK» на сайте «Вконтакте» появилась фотография американского рэпера Рика Росса со строчками из «Третьего сентября». Но это не точно.
Точно так случилось со знаменитым хитом Михаила Шуфутинского «Третье сентября» — композиция обрела в сети статус культовой, а обозначенная в ней дата ныне считается неофициальным праздником. Как же это произошло? Историю создания песни «Третье сентября» «Я календарь переверну» , а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице. Краткая история Мало кто знает, что к созданию нетленного хита всея рунета причастны сразу несколько известных на нашей эстраде фигур. Музыку к песне написал композитор Игорь Крутой — автор огромного количества шлягеров, прозвучавших со сцены в исполнении самых разноплановых артистов: от Аллы Пугачёвой и Иосифа Кобзона до Сергея Жукова, «Дискотеки Аварии» и Верки Сердючки.
Что касается текста, то знаменитые строки «Я календарь переверну» вышли из-под пера композитора, певца и обладателя роскошных усов Игоря Николаева. Пользователям сети он также известен как исполнитель ещё одной «мемной» композиции «Выпьем за любовь».
Концерт Михаила Захаровича начался с 15-минутным опозданием. Согласно сюжетной задумке, главный герой вечера не сразу появляется на сцене. Сначала зрителям показывают атмосферное видео на большом экране. Когда заскучавшие поклонники начинают перешептываться, на сцену выходит Шуфутинский. Годы берут свое, поэтому большую часть концерта артист просидел за роялем.
Шуфутинский 3 сентября
Михаил Шуфутинский — Третье сентября (Dj Drazd DnB fun Remix). Певец Михаил Шуфутинский в разговоре с журналом признался, что многие фанаты приурочивают знаменательные события к 3-му сентября из-за успеха одноименной песни. На видео люди хором исполняют песню Михаила Шуфутинского «Третье сентября» и переворачивают огромный календарь, стоя под рябиной. «Третье сентября» («Я календарь переверну») — русская лирическая песня, впервые исполненная Михаилом Шуфутинским в 1993 году и вошедшая в 1994 году в его сольный альбом «Гуляй, душа». В 2019 году ставшему культурным феноменом шлягеру Михаила Шуфутинского «Третье сентября» исполняется 26 лет. За месяц до 3 сентября Михаил Шуфутинский опубликовал забавное видео: он едет в машине и начинает петь: «Я календарь переверну — и снова третье сентября».
3 сентября: зачем Михаил Шуфутинский перевернул календарь и причем здесь американский рэпер
Михаил Шуфутинский: Третий ребенок в 74 года, секрет песни «3 сентября» На чтение 2 мин Просмотров 359 Обновлено 27. Недавно артист признался, что мечтает о рождении наследника. У Михаила Шуфутинского есть супруга Светлана, которая моложе его на 25 лет. Самому исполнителю 74 года, но он не теряет хватку. Недавно Михаил признался, что мечтает о наследнике от своей жены.
Такое заявление артист сделал на своем выступлении.
Например, некоторые заведения общественного питания в этот день в меню вводят специальные блюда. Сам Шуфутинский позитивно относится к рождению мема "3 сентября" и возрождению популярности своей песни. Исполнитель поддерживает интерес к "знаменательной" дате. В преддверии 3 сентября 2019 года певец размещает в соцсетях обращение к поклонникам, с котором напоминает о необходимости "перевернуть календарь". В программу выступления включена популярная песня.
Слушайте Гуляй, душа — Михаил Шуфутинский на Яндекс Музыке Однако прошло более 10 лет, пока в 2000-х годах композиция не принесла большого успеха артисту Шуфутинскому. Миф о глубоком смысле Долгие годы людей интересует скрытый смысл песни «3 сентября», они строят догадки, что-то придумывают самостоятельно, а другие опираются на мнения в интернете. Конец спора, который по итогу разразился в Интернете, произошел после обращения автора слов для песни Игоря Николаева. Он написал следующее. Мне очень лестно, как автора сего творения, что песня стала хайповой, узнаваемой и привлекающей внимание. Однако я, скрипя душой, должен признаться, что никакой завязки слов под дату нет. Это была и есть простая строчка, которая удачно легла на мелодию, которую написал мой друг Игорь Крутой.
А уже потом песня, слома и нумерология обросла легендами, сюжетом и драмой. Я могу сказать, что так рождаются песни, которую будут с нами надолго. Сам Михаил Шуфутинский говорил о «3 сентября» следующее. Песня с такой памятной датой никак не связана с событиями в моей жизни — никто не мирился, не ссорился.
По иронии судьбы, спустя 4 года после расставания вышла первая пластинка с двумя композициями Крутого. Вскоре вышла еще одна — уже с 9 его работами, общим тиражом 2,5 миллиона экземпляров. После Игорь Крутой удостоился национальной премии «Овация» и, занявшись продюсерской деятельностью, привлек целую плеяду знаменитых певцов — Валерия Сюткина, Александра Малинина, Татьяну Буланову и многих других. В 1991 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств России. И лишь после этого, в 1995-м, Игорь Крутой решился на второй брак.
С Ольгой Крутой он вырастил двух дочерей одну от первого брака супруги. Тут стоит напомнить строчку «журавлей белый клин, твоя дочь и мой сын». Действительно, когда Игорь и Ольга познакомились, у него уже был сын, а у нее — дочь. Но есть пара существенных обстоятельств, свидетельствующих, что «3 сентября» — не о Крутых. Во-первых, пара по сей день живет вместе и поводов для столь печальных композиций Крутому этот брак дать не мог. А самое главное — как уже было сказано выше, осенний хит был придуман и исполнен еще до их свадьбы. Но в 2019 году объявился внебрачный сын Игоря Крутого. После их расставания, уже будучи замужем за другим, она родила мальчика Якова. Случилось это в 1991 году и, казалось бы, могло стать поводом, чтобы написать «Мы в любовь, как в игру на холодном ветру, поиграли с тобой».
Но тогда Яков Крутой он взял фамилию биологического отца, когда ДНК-тест подтвердил их родство должен был бы появиться на свет не позже мая-июня, но он родился 2 июля. Близко, но всё равно сомнительно. Скорее всего, ведущий радио, который анонсировал хит, что-то напутал — песня исполнялась не по мотивам жизни Крутого, а исключительно по его музыке. Но тогда же прозвучало имя еще одного артиста, который принимал участие в создании «3 сентября». У него в жизни тоже случилась красивая и печальная любовная история. Выпьем за любовь Если Игорь Крутой создал музыку к песне, то автором пронзительных строк о расставании был его друг и коллега Игорь Николаев. Одна из важных дат в его биографии тоже очень близка к периоду создания хита про костры рябин. В 1991 году, за пару лет до выхода песни, певец переживал развод с первой супругой Еленой, с которой они познакомились за школьной партой и прожили вместе 13 лет.
Брэд Питт готовится сыграть Ленина
- Новости по теме
- 3 сентября: история песни Михаила Шуфутинского | Леди
- Михаил Шуфутинский высказался о легендарной песне «Третье сентября» - 3 сентября 2023 - Е1.ру
- О компании
- Как Шуфутинский проводит 3 сентября
Шуфутинский рассказал о своем отношении к песне «3 сентября»
В результате сетевой дискуссии победила версия, что «Третье сентября» просто лучше подходит под размер строки. Сам Михаил Захарович вспоминал, что в его репертуаре «Третье сентября» появилась почти случайно. Среди песен, над которыми они работали с Игорем Крутым, оказалась и эта. Первоначально композитор планировал отдать ее «другому исполнителю», а кандидатуру Шуфутинского не рассматривал. Певец же сразу отметил магнетизм песни и сказал Игорю Крутому, что обязательно должен ее спеть.
Есть артисты, которые за свою карьеру не создали ни одного хита, который бы так массово ушел в народ.
Конечно, может, в глубине души ему это уже и надоело, тяжело ассоциироваться только с одной песней, с другой стороны — каждый год он, по сути, получает бесплатную рекламу, что заметно сказывается на гонорарах». Материалы по теме:.
Сам артист отмечал, что песня чересчур «затянута и драматична», но признавал, что она обладает потрясающей привлекательностью. Карьеру Михаил Захарович начинал в ресторанах и прошел непростой путь до большой сцены Источник: shufutinsky. Так что можно сказать, что интерес к ней никогда не угасал, но в 2010-х она пережила новое рождение. Всё началось с шутки. Еще задолго до этого «ежегодное осеннее обращение Шуфутинского к народу» всех изрядно утомило, а в 2011 году в популярном паблике в социальных сетях выложили ироничный пост с фотографией чернокожего хип-хоп-исполнителя Рика Росса, очень отдаленно напоминавшего нашего шансонье, и строчкой из песни.
Это вызвало волну других подобных коллажей, а кто-то даже смонтировал песни обоих артистов в одну. Блеклая копи... Несмотря на то, что красивый шлягер рисковал потерять свой шарм, став всего лишь неким анекдотом, Шуфутинский одобрительно отзывался о волне мемов, а в 2023 году он вместе с Егором Кридом выпустил кавер на нее. Но кому она посвящена, неизвестно до сих пор. А ведь в жизни артиста случилась по-настоящему красивая любовь. И не раз... Свадьба Михаила Шуфутинского со второй женой Источник: shufutinsky. Однако брак продлился недолго и уже спустя 4 года певец, который зарабатывал выступлениями в ресторанах, сыграл свадьбу со второй супругой — Маргаритой.
Вместе пара прожила больше 40 лет, воспитала двоих сыновей, внуков. За это время Шуфутинский обрел славу, перевез семью в США и жил на две страны. Но в 2015 году Маргариты Михайловны не стало. Лишь спустя 4 года Шуфутинский представил публике новую возлюбленную — участницу гастролировавшего с ним шоу-балета Светлану Уразову, которая младше его почти на 30 лет. Несмотря на яркую романтическую жизнь, ничего в биографии певца не говорит о связи его избранниц со знаменитой песней. Но тут важно вспомнить, что он — лишь исполнитель. Если уж и разгадывать тайну «3 сентября», то лучше узнать получше тех, кто непосредственно придумал сам хит. Крутой поворот Исполнить песню Михаилу Шуфутинскому предложил уже тогда популярный на эстраде композитор и продюсер Игорь Крутой.
Изначально Крутой намеревался отдать ее другому певцу, но после встречи с вернувшимся из США Михаилом Захаровичем передумал, тем более что тот сам влюбился в композицию.
Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм» Лайк! Могло быть лучше Не работает «Лет 10—12 с того момента, когда она вышла, я ее на концертах даже не пел, изредка.
Это был медляк такой, а то было время, когда дискотека, "Ксюша-Ксюша, юбочка из плюша", — и вдруг такая пронзительная лирическая песня. Она была не очень кстати тогда, потому что она была чересчур серьезной для репертуара того времени, который исполнялся на концертах.
С кем «расстался» Шуфутинский 3 сентября: загадка женщины из самого популярного хита осени
В 1994 году композиция вошла в сольный альбом Шуфутинского «Гуляй, душа». Но первоначально композитор планировал отдать ее «другому исполнителю», и не рассматривал кандидатуру Шуфутинского. Однако певец сам отметил магнетизм песни и рассказал о своем желании ее исполнить Игорю Крутому. К счастью, «другому певцу» композитор пообещать произведение еще не успел и без проблем отдал ее Шуфутинскому. Все персонажи вымышлены, а совпадения случайны Сам Михаил Шуфутинский признается, что текст пенсии не связан с его печальным жизненным опытом и не основан на реальных событиях. Это было очень давно 1993 год. Никакого чуда не было: в этот день никто не ссорился, не мирился — это не специальная дата. Всем хотелось бы услышать, что у нас что-то произошло второго, третьего, но нет, у меня ничего не происходило», — рассказал шансонье в интервью Nation News. Сам Шуфутинский считает песню чересчур печальной Михаил Шуфутинский признался, что считает композицию несколько затянутой и излишне драматичной.
Он также отметил, что рад возможности выступать на такой престижной сцене, как кремлёвская. В этом году у написанной Игорем Крутым и Игорем Николаевым и затем ставшей мемом композиции юбилей: Шуфутинский спел её впервые в 1993-м.
Можно было открыть свою студию, писать музыку, записывать музыку для кино, поскольку мы в Голливуде жили, были какие-то случайные связи. Можно было где-то подрабатывать звукорежиссером в американских студиях. Я тоже это делал. Это дало мне большой опыт.
Но подняться, расправить плечи, как это я сделал здесь, у меня бы там никогда не получилось. Мой успех на родине случился благодаря тому, что я, во-первых, пою и думаю по-русски, это страна, где я родился, это мой язык, это моя душа, мое сердце, и я другого не умею и не хочу делать. Во-вторых, в те годы настал такой момент, когда такой человек, как я, оказался здесь нужен. Человек, который приехал и запел вольную песню. Здесь уже был Розенбаум, но он был как бы здешний, местный, и его прижимали. А я приехал, и раз — меня приняли как иностранца, но вроде как своего. И это все такое парадоксальное.
Оно все так совпало... Это удача, на меня свалилась удача. Насколько гастрольный опыт в России отличался от американского? Ну, в Америке мы не таскали с собой колонки, аппарат, мы все это заказывали. Мы писали организаторам необходимый для нас перечень условий, которые должны были быть созданы для нашего выступления. Как бытовых, так и технических. Впоследствии это стало называться райдером.
Хотите верьте, хотите нет, но я не знал слова «райдер», когда жил в Америке. Я узнал об этом понятии, приехав сюда. Так вот — я писал своим друзьям-музыкантам в Союзе и рассказывал им по телефону, как это происходит в Америке. Что ты просто звонишь в компанию, отсылаешь им вот этот райдер, приезжаешь на площадку, и у тебя с собой только гитара или клавиши, а можно и вообще с пустыми руками приехать. К твоему приезду все уже будет стоять, техник будет настраивать звук и так далее. Ты приехал, встал и работаешь. Саундчек — и выступаешь.
Советские люди очень предприимчивые, поэтому довольно быстро начали применять на практике западный опыт, о котором я им рассказывал. Когда я приехал, то увидел, что разница между тем, что было, и что стало, конечно, огромная. С «Лейся, песня» мы возили с собой огромные металлические ящики, колонки — чего мы только не делали, чтобы у нас был нормальный звук. А в начале 1990-х уже можно было приехать и тебе точно так же, как в США, по райдеру предоставляли заказанный аппарат. В Москве появились несколько компаний, у которых были огромные аппараты, они могли обеспечить несколько концертов сразу. Это меня очень порадовало. Я увидел — вот они, первые ростки Запада в советском шоу-бизнесе!
А через несколько дней советский шоу-бизнес превратился в российский, начались девяностые, и хоть они и были лихие, в смысле развития шоу-бизнеса в нашей стране они сыграли огромную роль. Пускай некоторые называют это беспределом, но в общем началась свобода для предпринимательства, люди стали развиваться, стали организовывать свои студии. Многие научились рекламировать и продавать альбомы других исполнителей, продюсировать их. Мне, впрочем, не нужна была никакая продюсерская компания. Я сам себе продюсер был и приехал уже готовый. Наоборот: я всем рассказывал, как это надо делать и почему. Михаил Шуфутинский — «Москвичка», 1991 А вот эта лихость девяностых — насколько она вас коснулась?
Учитывая вашу популярность и жанр, в котором вы работали, приходилось ли сталкиваться с людьми с криминальным прошлым? Можно сказать, что не с криминальным прошлым, а с криминальным настоящим. Я же пел песни для разных людей, независимо от социальной категории. Мне было важно, чтобы у меня была аудитория самая разнообразная. Я пел то, что мне нравится, и то, что мне казалось нужным и желанным в этой стране на тот момент. Поэтому никто никогда не пытался меня приватизировать, сказать: «Вот ты здесь работай, мы тебе будем платить». Или наоборот: «Ты работай как хочешь, но ты будешь нам платить».
Именно потому, что я пел песни, которые такие люди тоже любили, ни у кого не повернулся язык подойти и как-то мне ухудшить жизнь. Каждый из них, наверное, предполагал, что найдется другой такой, который за меня придет и вступится. Другое дело, что могли обманывать администраторы концертов, потому что среди них оказалось достаточно нечестных людей. Бывало такое, что меня обманывали. Но постепенно мы тоже научились с этим бороться. Неурядицы тоже существовали. Что-то срывалось, что-то не вовремя приносили, не было транспорта, что-то еще.
Площадки были не подготовлены. Понятно, что ни один унитаз не имел своего круга, нужно было везти его с собой в целлофановом пакете. Ты никогда не ошибался, решив, что в том или ином Дворце спорта или Доме культуры нет сидений для унитазов, потому что люди почему-то решали, что их надо сорвать и унести домой. Бывали смешные истории, неожиданные. Помню, что ночью однажды мы ехали в поезде, я вышел из купе и пошел курить. Открываю дверь в коридор — стоят три мужика,и ковыряют отверткой дверь. Один из них подошел, говорит: «Мишань, не волнуйся, мы вагонные воры.
Щас тут быстро, ты не волнуйся». То есть они вас узнали? Они знали, что я еду здесь. Но они не пришли меня грабить, а пришли грабить тех, кого, по их мнению, можно ограбить. В те годы это было нормально. Для меня это было даже отрадно, потому что бурная, чаще всего безалаберная жизнь начинала появляться. Застой кончился, все развивалось и росло.
Менты срослись с блатными, как еще говорили тогда. Бизнес сросся с криминалом. В Америке такое длилось целое столетие, здесь это должно было произойти за 10 лет. И оно произошло. Еще через 10 лет все уже стало принимать более-менее человеческий, цивилизованный характер. Для меня 1990-е — вполне нормальный, допустимый сюжет развития страны, которая вдруг вырвалась. А тогда это как воспринималось?
Я с Игорем Николаевым меньше общался, а с Крутым мы записывали альбом его песен, и я у него выступал — в его концертах, на больших творческих вечерах. Что касается «Третьего сентября», то я хорошо помню, как Игорь мне сыграл несколько песен и я выбрал именно эту. Мы с ним очень творчески общались. Помню, рассказывал ему, какую здесь придумаю партию баса. Я даже не очень отдавал себе отчет в том, что эта песня на стихи Игоря Николаева. Но у меня совершенно безоговорочно не возникло никаких претензий ни к тексту, ни к музыке. Что бывает довольно редко, потому что я довольно разборчивый и противный, ковыряю до тех пор, пока не добьюсь своего, а в противном случае отказываюсь от работы.
В данном случае песня мне просто сразу легла, понравилась, потому что музыка была очень профессионально написана. Единственное: у Николаева там было слово «перелистну», и я понимаю, откуда оно — там листок календаря. А мне показалось, что это как-то немножко по-украински. И я спел: «Я календарь переверну», — потому что календари бывают на большой пружине, вот такие, где ты лист переворачиваешь. И то, и то нормально. Песня получилась. Тогда она не возымела такого сумасшедшего и бешеного успеха, хотя была аранжирована и записана в очень хорошем качестве.
Какое-то время она так и жила, и я ее мало пел в концертах. И не было такого, чтобы ее спрашивали, просили. Не было популярности. Популярность к этой песне пришла, честно скажу, 10—12 лет назад. Произошел взрыв. С тех пор я ни одного концерта не могу без нее отработать. Во-первых, просят сразу, как выйдешь.
Спросишь: «Что вы хотите услышать? Все орут только это. Я уже не говорю про какие-то корпоративы и частные приглашения. Там понятно, что среди всех песен, которые они просят, обязательно есть «Третье сентября». Михаил Шуфутинский — «Третье сентября», 1993 Не надоело это вам? Песня не напрягает вообще. Если я стал ее петь, значит, была какая-то причина, по которой она мне понравилась.
Я так же медленно меняюсь, как вкусы людей. Разве что я немного обновил аранжировку.
Если об этом говорят, значит, для людей это значит что-то. Если говорят много, значит, для них это много значит. А что может быть приятнее для исполнителя, чем когда песня, которую он спел, стала популярной и любимой, о ней постоянно говорят и придумывают шутки, сочиняют какие-то истории. Песня-то хорошая, душевная, что говорить. Большинство приколов построены на теме расставания или осенней грусти и ностальгии.
3 сентября: зачем Михаил Шуфутинский перевернул календарь и причем здесь американский рэпер
На видео люди хором исполняют песню Михаила Шуфутинского «Третье сентября» и переворачивают огромный календарь, стоя под рябиной. 3 сентября Михаил Шуфутинский 30 августа 2023 г. Прослушать отрывки. На фото я твое взгляну, и снова третье сентября», — эти знаменитые строчки Михаил Шуфутинский впервые исполнил 29 лет назад, в 1993 году.
Шуфутинского обижает популярность песни «Третье сентября»
Как «Третье сентября» стало мемом Шум вокруг Третьего сентября неожиданно поднялся в 2010 году. В интернете, накануне собственно упоминаемой даты, появились приколы и фотожабы на тему названия композиции. Говорят, что первым было фото американского хип-хоп исполнителя Рика Росса, на котором он поход на Михаила Шуфутинкого, с цитатой «Я календарь переверну…». И дальше понеслось… Теперь «Третье сентября» — мем. Только ленивый не вспоминает о песне каждый год 03. Газеты пишут заметки, телеканалы снимают сюжеты, а для ведущих радиостанций — это, вообще, праздник.
Впервые я спел ее в начале 90-х. В 1994 году она прозвучала во время концерта «Песня года». Потом она стала никому не нужной, и почти 10 лет я не пел ее.
Несколько раз исполнил на мероприятиях или концертах, потом перестал. Лишь спустя время она вдруг стала знаменитой.
Начинающим 03 сентября 2020 ИМИ совместно с «Афишей» готовит к публикации книгу «Не надо стесняться» — устную историю главных хитов постсоветской поп-музыки за последние 30 лет, в которой о песнях рассказывают их создатели: исполнители, композиторы, авторы текстов, продюсеры, клипмейкеры и так далее. База «Не надо стесняться» — номер журнала «Афиша», вышедший в декабре 2011 года и рассказывавший истории 99 отечественных поп-хитов с 1991 по 2011 годы. К этому материалу авторский коллектив книги добавил десятки новых песен — как вышедших за последнее десятилетие, так и более ранних; кроме того, некоторые интервью из журнала к нынешнему моменту устарели и для книги были сделаны заново.
Автор идеи и редактор проекта — Александр Горбачев. Среди авторов интервью — журналисты «Афиши» бывшие и нынешние , «ИМИ. В настоящее время книга находится на финальном этапе редактуры. Сегодня мы публикуем первый тизер «Не надо стесняться» — большое интервью шеф-редактора «ИМИ. Журнала» Максима Динкевича с Михаилом Шуфутинским: о песне «Третье сентября», возвращении в новую Россию из эмигрантской Америки, мемах и эволюции шансона.
Незадолго до выхода песни «Третье сентября» вы вернулись из эмиграции в Россию — и я хотел начать наш разговор с вашей жизни там и ваших впечатлений от того, что было здесь. О жизни там можно написать несколько книг. Что касается моих впечатлений о России, то России тогда не было, был Советский Союз. Вы уехали из Советского Союза, вернулись в новую Россию. Нет, я вернулся в Советский Союз.
В 1990-е годы это был Советский Союз. Самый натуральный — с КГБ, с армией, с военными, идущими по улицам тоннами. То есть еще не было России. Она была номинально, но это все равно был Советский Союз. От чего вы уезжали в 1980-е?
Я уезжал из Советского Союза, это понятно. Причем если многие в то время ехали в Америку или в Германию, в Австралию, в Израиль, куда угодно, то есть туда, то я ехал не туда. Я уезжал отсюда. Потому что я понимал, что здесь ни в смысле музыки, ни в смысле карьеры, творческой и коммерческой, развиваться будет невозможно. По многим причинам, это ни для кого не секрет.
Не каждый человек хочет, чтобы власти ему указывали, какого цвета носки носить, сколько зарабатывать, с кем разговаривать, с кем спать, что смотреть, о чем думать. Я музыкант, и меня никогда не выпускали за границу вообще. Поэтому мне очень хотелось увидеть, что есть еще другой мир, другая жизнь на этой планете. Ваш ансамбль «Лейся, песня» был очень популярен в Союзе, вы собирали стадионы. И вот вы приезжаете в Америку.
Как она вас встретила? Я ехал в Америку не работать, а жить. Поселился на квартире у своих друзей, которых знал уже много лет. И квартира была хорошая, и в районе хорошем, на мой взгляд тогда. И жили они достаточно сыто.
Я понял, что если они так могут, то и я смогу. И мне это понравилось. И ничего не раздражало, особенно в первые моменты. Дети сразу пошли в школу, заговорили по-английски, мы нашли квартирку, сняли, я начал играть в русском ресторане. Не за большие деньги, но на жизнь хватало.
Вот так я и начал там работать. Если сравнивать американскую музыкальную индустрию с советской… Их вообще можно было сравнивать? На родине не было ничего. Нам все было доступно только по «Голосу Америки», а также из каких-то пластинок, которые мы по блату доставали. Увидеть здесь ничего невозможно было.
Максимум — Boney M, которые тогда приезжали Поэтому все, что я увидел в Штатах, мне понравилось. Я, во-первых, наконец оказался в Гринвич-Виллидж, в кафе Blue Note на 4-й улице. Я послушал живьем Каунта Бейси. Я был на концерте Тома Джонса, я слушал Рэя Чарльза близко, в первых рядах. Я посмотрел несколько мюзиклов на Бродвее.
Я много чего увидел для себя. Самое главное, что мне понравилось, в Штатах, — до тебя тут никому нет дела. Никто не лезет в твою душу, не пытается направить на путь истинный. Ты как хочешь, так и живи. Это замечательно.
Поэтому у меня поначалу не было никаких раздражающих факторов. Ну да, мы жили небогато, нужно было искать работу, зарабатывать. Бояться, что потеряешь работу. Это всем понятная эмигрантская специфика нашей жизни. Но в принципе, у меня все складывалось благополучно.
Моим навыкам нашлось применение, я был достаточно известный и нужный человек для того, что там происходило в музыке. Я оказался в самом центре эмиграции, где существовала какая-то культурная жизнь. Там были и актеры из театров, и режиссеры, и другие люди, работавшие в разных сферах музыкальной деятельности. Были писатели, танцоры и, соответственно, музыканты, которые играли в ресторанах, где эмиграция должна была проводить свой досуг, радоваться за своих близких — отмечать юбилеи, дни рождения, свадьбы. Поэтому мне было достаточно легко.
Кроме того, я пытался всячески начать какую-то работу, которую я делал здесь, — работать со звукозаписью, продюсировать кого-то. Нашел студии, поработал в них, включал провода, выключал штекеры, двигал колонки. И продюсировал русских артистов: Успенскую, Могилевскую, Михаила Гулько, которые тоже хотели творчески развиваться. Тогда пластинок не выпускали, были кассеты. Они моментально расходились значительными тиражами по русским магазинам.
Это был дефицит, такого не хватало, потому что не было связи с Советским Союзом. Поэтому мы делали свое за океаном, самостоятельно, на основе того опыта, который мы привезли из Советского Союза. В конце концов я и запел, спродюсировал сам себя. Первый альбом Михаила Шуфутинского — «Побег», 1982 Насколько вся эта увиденная в Штатах музыкальная жизнь повлияла на вас как на автора и продюсера? Я всегда был больше нацелен в сторону джаза, но и популярная музыка меня привлекала, любая: и госпел, и соул, и кантри.
В Штатах были неограниченные возможности, чтобы все это в себя впитывать. Впрочем, я мало использовал это в тех альбомах, которые записывал. То есть я использовал только те необходимые технические вещи, которые в Союзе были недоступны — с точки зрения звукозаписи, приемов аранжировки. Но, в общем, это две разные культуры — популярная американская музыка и популярная советская музыка. Они были очень далеки друг от друга, и смешивать их я никогда не пытался.
Играя в ресторане, нам приходилось исполнять разную танцевальную музыку. Например, я работал в ресторане «Националь», там был большой оркестр, духовые инструменты, все как полагается. И мы играли весь топ-40, то есть 40 главных произведений, которые звучали по всем радиостанциям. Их нужно было знать, чтобы работать в Нью-Йорке. Но для русской эмиграции была нужна ностальгическая музыка — та самая советская минорная нотка, к которой люди привыкли.
Когда человек попадал в Штаты, были вещи, по которым он ностальгировал. Например, живя в Советском Союзе, он не мог купить себе хороший автомобиль. Поэтому такие люди с непреодолимой страстью приезжали и на первые деньги покупали дорогое хорошее авто. Ведь это была мечта их жизни. Люди хотели получить то, чего они были лишены.
А музыка и песни, свободные от цензуры, всегда были недоступны — и значит, всегда нужны, их всегда хотели. Поэтому, попав в Штаты и услышав, что у нас в эмиграции есть свои музыканты, певцы, артисты, которые поют свободно, приезжие из Союза приходили в восторг. Содержание тех песен было такое, за которое в Советском Союзе по головке не погладили бы, выкинули бы просто навсегда из эфиров. У нас была целая эмигрантская культура — она отличалась от эмигрантской культуры первых волн, когда были Петр Лещенко, Вертинский, когда пела Татьяна Иванова. Еще Борис Рубашкин знаменитый, я с ним был знаком лично, Иван Ребров — они пели русские песни вроде «Из-за острова на стрежень».
То была ностальгия по России дореволюционной. А наши песни были более свободного содержания. Например, всякие хулиганские песни, магаданские. Тематика Севера, естественно, песни о заключенных, потому что полстраны было за решеткой. Так у нас образовался некий костяк.
Появилось несколько артистов, которые развивались в этом жанре. Гораздо позже, через много-много лет, его стали называть русским шансоном. Насколько вам близок этот термин? Я был не против, но не могу сказать, что он мне близок, потому что «шансон» переводится как «песня». Называть жанр «русская песня» — это странно.
Изначально под шансоном подразумевалось то, что не было доступно всем и разрешено, песня с другой тематикой, другим смыслом, непривычным для советского уха.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.