В начале XIX века русские очень интересовались народами, которые проживали на Кавказе. калмыки, потомки западных монголов. Убыхи были самым воинственным и загадочным народом из многочисленных жителей Кавказа.
Ингуши и чеченцы
- Что случилось с убыхами – самым воинственным кавказским народом
- Ответы : Какой самый воинственный народ на Кавказе? Жду ваших мнений...
- Демографическая ситуация
- Эриксон об ингушах и осетинах.: magas_dedyakov — LiveJournal
- Какой народ на Кавказе самый воинственный и древний | Исторические картины, Картины, Иллюстрации
- Куда делись убыхи, самый воинственный народ Западного Кавказа | Zafer Dogan | Дзен
Ученый рассказал об истоках воинственности кавказских народов
Их проповедники активно распространяли среди населения ислам. Помимо ислама убыхи были приверженцами мюридизма. Представляло оно собой некое религиозное течение, которое предполагало всеобщее равенство в загробной жизни перед Богом. Верующие были аскетичны и были приверженцами культа бедности. В некоторых случаях наблюдалось самоунижение и самоотречение. Русские также заметили несколько группировок, которые проповедовали в несколько своеобразной форме христианство. Попытка возрождения Официальные данные, которые предоставили после переписи населения кавказки народов, показало очень плачевую ситуацию. Периодом на 2010 год к убыхам принадлежало всего 33 человека. При этом никто из них не жил на исконных территориях. В связи со сложившейся ситуации НИИ начало собственную «операцию» по регенерированною уникальной народности. Для этого они предложили российским властям включить убыхов в перечень коренных народов РФ.
Подобный план увенчался успехом и население племени начало понемногу разрастаться. Работы длились в течение 15 лет. Некоторые даже посвящали ей все свое свободно время. Так, глава одного из некоммерческих фондов, занимающихся данной проблемой, Руслан Берзеков считал, что возрождение генофонда убыхов является смыслом всей его жизни.
Рабы и трофеи в основной массе шли в Турцию, на которую делали ставки горцы. Но и о себе не забывали, за что их и считали беспрецедентными на Кавказе горцами-рабовладельцами. На 10 свободных убыхов приходилось, в среднем, 3 раба. Мусульманами эти горцы считались лишь формально, так как в основе их истинной веры лежало откровенное язычество. Верховной богиней, как ни странно, считали мать Бытху, отливая ее образы в чистом золоте и совершая перед ними языческие ритуалы. Выступления против русских Не желая присягать русскому царю, убыхи выбрали Турцию.
Кавказские нравы и сегодня не отличаются толерантностью, а в те времена междоусобная резня и вовсе считалась нормой жизни. Одной из наиболее значительной и масштабной военной операцией убыхов стал штурм Навагинского укрепления в низовье реки Сочи. Это фортификационное сооружение имело свою историю. Весной 1836-го в тех краях высадились подразделения генерала Сибирского, овладев высотой после непродолжительного боя. Состоялась закладка форта в виде неправильного четырехугольника, а весь гарнизон составили 8 офицеров и три сотни нижних чинов. Впоследствии Навагинский бастион регулярно подвергался назойливым атакам и обстрелам со стороны горцев. В ночь на 28 сентября 1840-го крупный отряд горцев неожиданно напал на форт. При помощи крючьев и лестниц атакующая сторона ворвалась внутрь укрепления, откуда вскоре была выбита с тяжелыми потерями. Но и русские ряды серьезно поредели: помимо рядовых в бою были убиты начальник крепости капитан Подгурский вместе с поручиком Яковлевым. Возникла серьезная угроза захвата Навагинского форта с последующим вероятным штурмом.
В помощь гарнизону выдвинулся из Укрепления Святого Духа отряд генерала Анрепа.
Отвечают ли граждане за поведение своей страны в целом? Эти принципы призваны нами управлять, но при этом мы понимаем, что они нередко остаются лишь указателями из серии «если то-то, то иди в эту сторону», а люди ими часто пренебрегают. Драка в Домодедове Кадр: Telegram-канал Mash Правовые нормы, которые существуют и прописаны в законах, нередко противоречат культурным нормам. Первые гласят, скажем, что нельзя наносить вред другому человеку, потому что это наказуемо. А культурные нормы могут требовать ответить ударом на оскорбление. Суд же потом будет говорить: «Вот, он над вами просто посмеялся, а вы его за это по уху кастетом ударили».
Но важно понимать, что это нарушение требовали именно культурные нормы, будь то нормы рабочего двора или какой-то этнической группы. Такое бывает только у нас? Так во всем мире. Например, Америка имеет региональную культурную специфику. На американском Юге, в особенности горном, долгое время сохранялись принципы кровной мести — примерно, как на Корсике Какие это народности? Вне зависимости от цвета кожи, внешности? Речь о жителях Европы, переехавших давным-давно в Америку.
И вот в определенных регионах почти до середины XX века сохранялся принцип кровной мести. Этому есть культурное объяснение в прошлом. Это не все европейцы, потому что в регионах, в которых селились голландцы, немцы или норвежцы, нет никаких правил кровной мести, и там довольно низкий уровень вооруженных столкновений. А в тех регионах, где расселены горные шотландцы, долгое время сохранялся высокий уровень таких конфликтов между людьми. По этому поводу написана книга великого американского когнитивного и культурного психолога Роберта Нисбета , посвященная культурно-психологической специфике американского Юга. Чтобы не просто рассуждать о культурных особенностях европейских жителей этого региона, он провел серию экспериментов. Вот мой любимый.
В большом американском университете студентов из всех концов страны проверяли на спонтанную готовность к конфликту. Эксперимент проводился в коридоре. Навстречу одному студенту шел другой, намеренно не отклоняясь от столкновения. Третий студент, стоящий в стороне, смотрел, на какое расстояние от решительно идущего человека отклонится тот, которому мешают пройти. Потом к этому третьему человеку подходят и спрашивают о том, как он на этот инцидент отреагировал. Кто-то говорит что-то очень резкое, а кто-то — очень нейтральное. Так вот Нисбет достоверно показал, что потомки шотландцев с американского Юга сворачивают на минимальном расстоянии и реагируют наиболее агрессивно.
У Нисбета по этому поводу есть гипотетическое объяснение. Оно состоит в том, что если вы житель равнин, то у вас на протяжении столетий формируется спокойная коммунальная форма общения. Все это потому, что среди прочего конфликты с соседями ничем не могут вам повредить. Нет шансов, что они придут к вам под покровом ночи, скосят ваш урожай пшеницы и унесут его. А вот под покровом ночи угнать овец можно. Значит и готовность к вооруженному конфликту для сохранения жизни и благополучия семьи должна быть очень высокая. Люди, столетиями живущие на равнинах и занимающиеся производством, скажем, фруктов в Ферганской долине, выработали у себя одни привычки.
У них коммунальная жизнь, взаимная поддержка и неготовность к вооруженным конфликтам. Люди же, живущие в горах, в том числе, скажем, Тянь-Шаня и Памира, формировали в себе столетиями воинственный и суровый характер, при котором вы должны быть готовы оборонять свое стадо в любой момент. Каким-то образом эти культурные привычки сохраняются довольно долго. Так же, вероятно, и жители нашего Северного Кавказа, Дагестана , Чечни и других подобных территорий? Да, в этой истории они нам напоминают шотландцев, живущих в американских Аппалачах, с независимым характером и склонностью к быстрому насильственному разрешению всех конфликтов. Понятно, что при этом дальше появляются какие-то личные особенности. Молодые люди склонны следовать таким принципам жизни энергичнее, чем, например, сорокалетние мужчины, которые предпочтут сначала разобраться, прежде чем вступать в конфликт.
Все культурные особенности модифицируются возрастом, полом и так далее. Мы понимаем, что подростки, а это лет до 20 длится, независимо от национальности и происхождения хуже управляют своим поведением. Нейронаука знает, что подростковый мозг хуже справляется с импульсами, чем повзрослевший мозг. При этом подростки еще должны искать свой статус и бороться за него. А люди в определенном возрасте уже знают свой собственный статус во всех отношениях, гораздо более уверены в себе и вывести их из себя гораздо сложнее. Так культурные особенности переходят в индивидуальное поведение. Я не раз говорил всем, кому только могу, что когда мы видим молодых мужчин, которые оказываются вырваны из своего привычного окружения и погружены в новое сообщество, то конфликты практически неизбежны Да, но у азербайджанцев — участников конфликта с мужчиной с ребенком — были российские паспорта.
Моя точка зрения как исследователя человеческого поведения состоит в том, что паспорта вообще не имеют значения в индивидуальном поведении. Мы изучали самые разные поселки и города в Российской Федерации. Я очень хорошо помню ситуацию в успешном городе, где есть успешная эффективно работающая промышленность. Местные жители рассказали мне историю, как для строительства одного из корпусов завода привезли из другого региона России молодых рабочих, которых поселили в общежитии. Это были не просто люди с российскими паспортами, но и славянского происхождения, которых специально привезли, чтобы не создавать концентрацию рабочих-мигрантов. Их рекрутировали за хорошие деньги для работы на важном предприятии. Зачем они это делали?
Мы понимаем, что при всех культурных особенностях, о которых я говорил, если взять молодых парней и завезти в большом количестве в новый поселок или городок, то они начнут осваиваться. Делают они это с неизбежными конфликтами с местной молодежью, и не только молодежью. Это особенность молодых людей, которые плохо себя контролируют, которым срочно найти молодых женщин, чтобы закрутить с ними роман.
В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.
Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи. История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов.
С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев. Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев.
Кто самый смелый народ?
Только спустя столетие ценою более миллиона жизней солдат Россия смогла покорить этот гордый и воинственный народ. Самые Воинственные народы Кавказа | топ 5 самых воинственных народов Кавказа. На жарком Кавказе народ всегда отличался горячим темпераментом и выраженным стремлением к независимости. Армяне – народ самый умный и способный на Кавказе, стремящийся к просвещению и имевший свою науку, литературу ещё в отдаленные времена, о коих русская история ещё не имеет сведения. Непокорные убыхи: почему и как исчез один из самых воинственных народов Северного Кавказа. Самый воинственный народ на Кавказе.
ЧТО ЧИТАЮТ:
- Ученый рассказал об истоках воинственности кавказских народов - МК
- Какая нация самая сильная на Кавказе? Всего ответов: 23
- Актуальное
- Эриксон об ингушах и осетинах.: magas_dedyakov — LiveJournal
- Какой народ на Кавказе самый воинственный и древний | Исторические картины, Картины, Иллюстрации
Самые воинственные народы России.
Все, что знает массовая публика, это новости в СМИ, которые противоречивы с самого начала и говорят больше о природе новостных СМИ, чем о тех или иных событиях. Такого соотношения не было ни у одного кавказского народа того времени. РИА Новости запросило данные у регионального управления СКР, однако на момент публикации ответ не поступил. В пестрой этнической родословной осетин отчетливо вырисовываются воинственные ираноязычные племена Северного Кавказа: скифы, сарматы и аланы.
Самый воинственный народ на кавказе
Самый воинственный народ кавказ всю жизнь были абазины. Ответ на вопрос: «Самый воинственный житель Кавказа» Слово состоит из 7 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Не в пример остальным народам Кавказа, смирившимся с российским главенством и сохранившим свой род по сей день, убыхи постепенно прекратили свое существование в Турции. Самые Воинственные народы Кавказа | топ 5 самых воинственных народов Кавказа. Он не раз наносил поражения царским генералам, вторгавшимся с войсками в горы Дагестана и Чечни. калмыки, потомки западных монголов. Главная» Новости» Самый смелый и самый мужественный народ.
Убыхи самый воинственный народы Кавказа. Где они сейчас??
Наглядный пример - дети забывают родной язык! Наши старшие будь они Черкесами будь они Чеченцами и тд знали языки Братских народов , общались делились поддерживали друг друга! Опомнитесь братья! Среди нас нет лучших!
Бо- гатство убыха определялось количеством рабов-крепостных, а не количест- вом быков и баранов как в других местах. Уровень развития рабства в Убы- хии был крайне низок. Различные исследователи говорят, что большинство рабов было вооружено; они нередко принимали пищу вместе с хозяевами; продавать их можно было лишь с их согласия; иногда рабы не имели права перехода к другому владельцу. Убыхи были искусными огородниками, садоводами и пчеловодами.
А их вина по качеству не уступали французским. Торговля женщинами считалась одной из самых при- быльных областей.
Самый воинственный житель Кавказа Самый воинственный житель Кавказа Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»!
Когда Российская империя начала кампанию по присоединению Северного Кавказа, лишь один этот народ отказался присягнуть на верность царю и принять подданство. Убыхи активно вели торговлю с Османской империей и начали массово переселяться на ее земли. Постепенно ассимилировавшись, народ фактически перестал существовать. Содержание статьи Опасные и бескомпромиссные Убыхи — один из коренных народов Кавказа. Их соседями были абхазы, адыги и абазины, но отличить народ можно было по более сложной системе языка. В убыхском алфавите 84 согласных звука и лишь 2 гласные фонемы. На данный момент язык не существует, последний его носитель Тевфик Эсенч покинул мир в 1992 году. Этнографы отмечали, что внешне убыхи походили на адыгов, но сравнительный анализ языка дает основание предполагать родство именно с аланами, которые и по сей день живут на Кавказе. Среди обычных занятий убыхов историки отмечают рыбную ловлю, возделывание виноградников, садоводство и торговлю, скотоводство. Но воинственный нрав не давал им жить мирной жизнью, часто мужчины из более зажиточных кланов нападали на менее зажиточных, чтобы установить там свои законы.
Пленных воины они оставляли себе, пользуясь их бесплатным трудом, но основная часть «рабов» продавалась в Турцию. Греховным такой образ жизни не считался, да и традиционно религиозными убыхи не были. Они поклонялись лишь языческой богине Бытху, образ которой отливали только в золоте, подчеркивая ее важность.
Какой народ считают одним из самых загадочных и воинственных на Кавказе
Их проповедники активно распространяли среди населения ислам. Помимо ислама убыхи были приверженцами мюридизма. Представляло оно собой некое религиозное течение, которое предполагало всеобщее равенство в загробной жизни перед Богом. Верующие были аскетичны и были приверженцами культа бедности. В некоторых случаях наблюдалось самоунижение и самоотречение.
Русские также заметили несколько группировок, которые проповедовали в несколько своеобразной форме христианство. Попытка возрождения Официальные данные, которые предоставили после переписи населения кавказки народов, показало очень плачевую ситуацию. Периодом на 2010 год к убыхам принадлежало всего 33 человека. При этом никто из них не жил на исконных территориях.
В связи со сложившейся ситуации НИИ начало собственную «операцию» по регенерированною уникальной народности. Для этого они предложили российским властям включить убыхов в перечень коренных народов РФ. Подобный план увенчался успехом и население племени начало понемногу разрастаться. Работы длились в течение 15 лет.
Некоторые даже посвящали ей все свое свободно время. Так, глава одного из некоммерческих фондов, занимающихся данной проблемой, Руслан Берзеков считал, что возрождение генофонда убыхов является смыслом всей его жизни.
Где они сейчас?? Убыхские аулы были разбросаны по горам, на разных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Бо- гатство убыха определялось количеством рабов-крепостных, а не количест- вом быков и баранов как в других местах. Уровень развития рабства в Убы- хии был крайне низок. Различные исследователи говорят, что большинство рабов было вооружено; они нередко принимали пищу вместе с хозяевами; продавать их можно было лишь с их согласия; иногда рабы не имели права перехода к другому владельцу.
Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи. История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 года отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев. Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт. Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году.
В помощь гарнизону выдвинулся из Укрепления Святого Духа отряд генерала Анрепа. Военным удалось пробиться к форту лишь после изнурительных трехдневных боев. Тогда с поражением у Навагинского форта масштабные горские выступления против русских закончились, но убыхи не прекращали мелкие набеги на коммуникации российской армии вплоть до самого завершения войны по всему Западному Кавказу. Причем объектами их атак становились не только возведенные в ранг противника русские, но и соседи кавказцы. Принципиальная непокорность и исчезновение этноса Депортация в Османскую империю. Своей целью они видели объединение соседствующих кавказских народов для совместного противостояния Российской империи. Примечательно, что инструкторы из Османской империи обещали братьям по вере военную поддержку и настойчиво подталкивали убыхов к сопротивлению русскому войску. Летом 1861-го последний князь убыхов Хаджи Керантух Берзек пошел на дерзкий шаг, предприняв попытку создать отдельное кавказское государство, представленное адыгами, абхазами и абадзехами. Неподалеку от современного Сочи созвали народное собрание - меджлис, но донести до масс идею обязательной консолидации черкесских племен тогда не удалась. Уставшие от бесконечных войн люди приняли решение смириться с подступавшим поражением. Но даже при подавляющем числе голосов собратьев убыхи не собирались сдаваться победителям на милость, по-своему трактуя воинскую честь. Русское командование весьма негативно воспринимало непокорный кавказский этнос, не желавший идти ни на какие компромиссы и не рассматривавший разумные доводы. Тогда и полетели генеральские донесения в Петербург: дескать, борцы за горскую независимость на деле являются грабителями и работорговцами, снабжающими Османскую империю живой рабсилой. И, мол, нет среди них достойных скотоводов, земледельцев и ремесленников, но сплошь и рядом — бандиты и вражеские пособники. В тех докладах чиновники занизили численность убыхов, оценив весь народ в 3 тысячи горцев. Реагируя на яркие раздражающие донесения, руководство Российской империи выдвинуло убыхам жесткий ультиматум: присяга императору на верность или полная депортация. Несговорчивые кавказцы, разумеется, выбрали второй вариант.
Самый воинственный народ на кавказе (90 фото)
Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию». Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ , стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги. Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно - тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона. Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности.
Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».
Среди нас нет лучших!
Среди нас все будут худшими пока наши Братские народы не объединятся в мире! Мы будем первые только тогда , когда наши разногласия превратятся в единство Братских народов без разногласий!
Среди обычных занятий убыхов историки отмечают рыбную ловлю, возделывание виноградников, садоводство и торговлю, скотоводство. Но воинственный нрав не давал им жить мирной жизнью, часто мужчины из более зажиточных кланов нападали на менее зажиточных, чтобы установить там свои законы. Пленных воины они оставляли себе, пользуясь их бесплатным трудом, но основная часть «рабов» продавалась в Турцию. Греховным такой образ жизни не считался, да и традиционно религиозными убыхи не были. Они поклонялись лишь языческой богине Бытху, образ которой отливали только в золоте, подчеркивая ее важность. Атака Навагинского укрепления Для кавказских народов междоусобные противостояния, в принципе, являются нормой жизни. Потому убыхи отличались особо горячим нравом, но демонизировать их на фоне других кавказцев все равно нельзя. В истории народа есть впечатляющие битвы, которые показали нрав этих горцев. Такой стала битва в низовье реки Сочи, когда убыхи штурмовали Навагинское укрепление. Еще в 1836 году гарнизон под управлением генерала Сибирского овладел этой высотой, где и был заложен бастион.
Его неоднократно атаковали жители горных регионов. Так случилось в 184о году, когда была предпринята попытка захватить форт изнутри.
Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ , стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги. Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно - тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона. Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».
Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через три недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 года не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось. На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения - голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.
Самый воинственный народ на кавказе (90 фото)
Убыхи часто нападали на соседей, вели кровопролитные войны, в ходе которых захватывали многочисленных пленных. Последних не убивали, а превращали в рабов. Рабовладение у убыхов было развито очень сильно. На каждых 10 свободных граждан приходилось 3 раба. Такого соотношения не было ни у одного кавказского народа того времени. В отличие от других черкесских племен, убыхи лишь формально считались мусульманами. На самом же деле основу их веры составляло язычество.
Горцы верили в верховную богиню, мать всего живого на земле, Бытху. В честь нее отливали статуи из чистого золота, у подножия которых исполняли самые настоящие языческие ритуалы.
Эта проблема общемировая и, опять же, не связанная ни с какими национальными особенностями. Да, именно так. В том смысле, что они считают себя даже лучше, чем многие местные жители, а местные жители все равно считают их людьми второго сорта. Для того чтобы понять, как работает этот человеческий механизм независимо от гражданства, национальности и этнического происхождения, я объясню это на другом, совершенно радикальном примере. Исследователи американского массового школьного насилия, то есть тех молодых людей, которые приходили в школу и стреляли в своих товарищей, показали, что большинство этих подростков-шутеров считают себя очень крутыми пацанами, но при этом их никто не любит.
Эта характеристика насквозь проходит через большинство таких людей. В какой-то момент, если у них есть склонность к агрессии, они находят папино ружье и идут в школу доказывать, что они реально крутые, ценой своей собственной жизни. Этот радикальный пример нам объясняет, как работает человеческая мотивация, в особенности молодежная. Это чувство ущемленного достоинства, возведенное в высокую степень. Если меня обидели, мне будет неприятно, но я не буду чувствовать, что мое достоинство ущемлено, потому что к своему возрасту и сединам я заработал самоощущение, которое трудно испортить плохим поведением окружающих людей. Но каждому из нас было 16-20 лет, мы переживали неприятие людей и обиды, нередко воображаемые, гораздо острее. Люди в этом возрасте склонны, если их не принимают окружающие, даже совершить самоубийство Эти подростковые самоубийства на почве непринятия окружением нам тоже хорошо известны.
Самоощущение «я такой крутой, а меня отвергают» ведет к радикальным формам выхода из ситуации: суицидальные мысли, насилие в отношении других и так далее. Это верно и в случае с той молодежью из азербайджанских семей? Да, но когда мы видим, что они так себя ведут, то сразу начинаем приписывать это каким-то азербайджанским особенностям. И это совершенно неверно. Если в их происхождении и есть что-то важное для понимания ситуации, то только одно: они представляют собой меньшинство, которое не полностью интегрировано в общество. Это структурное объяснение не отменяет индивидуальной ответственности — ответственность за любое насилие лежит на человеке, который его совершает. Никакие ущемленные аффекты подростков, берущих оружие и идущих с ним в школу, не могут оправдать ужасное насилие, которое они совершают.
Так же и здесь. Чувство ущемленного достоинства, вызванное дискриминацией, не может оправдать насилие. Но мы сейчас говорим не об оправдании, а о понимании — как устроена человеческая жизнь, что заставляет людей вести себя определенным образом, чтобы, если мы захотели исправить ситуацию, то хотя бы имели правильный ход мысли, а не просто стереотипы. Могут ли какие-то национальные авторитеты, община повлиять на таких людей в целом? Тут важно отличие абстрактных наций и национальностей от реальных местных сообществ. Потому что повлиять на поведение молодежи можно, признаемся честно, только в том случае, если они ожидают от своей общины наказание за свое поведение. И надо сказать, что один из исключительных людей в этом смысле — это глава Чечни Рамзан Кадыров, обладающий силовым ресурсом для наказания почти кого угодно почти что на любой территории.
В этом смысле слово Кадырова в отношении кого угодно, а не только чеченцев, будет иметь вес как слово человека, обладающего силовым ресурсом. Но если рассматривать это более абстрактно как национальное лидерство и людей определенной этнической группы или национальности где-то далеко, то никакого влияния нет и быть не может. Потому что национальные лидеры далеко, и, главное, они не имеют прямой связи с людьми. А религиозные лидеры? Вы можете исповедовать какую-нибудь ветвь ислама и считать, что ваш духовный лидер, скажем, где-то в Европе или Пакистане. Но в повседневной жизни вы не будете слушать его советы, и сиюминутные мотивы будут преобладать в вашем поведении А вот если вы очень религиозный и ходите в местную мечеть, то местный имам, который знаком с вами лично, может иметь на вас существенное влияние. Понятия социальной и географической дистанции никто не отменял — важно, близко к вам лидеры ваших мнений или далеко.
В местной общине возможно воздействие без силовых приемов, а просто угрозой осуждения и остракизма. И такие угрозы, даже потенциальные, могут оказать существенное влияние на поведение молодежи. При этом я думаю, что для разных этнических групп могут быть очень разные условия существования диаспоры. И поэтому для одних групп это влияние может работать, а для других не будет. В более плотных и сплоченных религиозных диаспорах влияние будет более сильным, а в несплоченных диаспорах и неплотных религиозных общинах это влияние будет слабым. Я склонен думать, что для граждан России азербайджанского происхождения, мигрантов второго поколения, местная община практически не имеет значения. Потому что они уже достаточно интегрированы в свободную российскую жизнь и экономику, чтобы эта община имела довольно вторичное значение.
Но при этом они недостаточно интегрированы, чтобы не испытывать чувства, приводящие к конфликтам. Это такая промежуточная позиция, которая может частично приводить к конфликтам, не из-за национальности конфликтующих, а из-за их социальной позиции. От одних отстали, к другим не пристали — попадание в зазор между социальными группами порождает проблемы. Если думать всерьез о социальной работе с мигрантами, с этническими группами, — в том числе о гражданско-политической работе в широком смысле, — то надо внимательно смотреть на их специфику. Если люди религиозные и у них сплоченная религиозная община, то слова лидера будут иметь значение. Но могут и не иметь. Если мы сравним паству каких-то протестантских групп и паству православных церквей в одном регионе, то увидим, что, скажем, баптисты более склонны слушать советы и указания своего проповедника, чем сходная молодежь, участвующая в жизни православного прихода.
Я не буду говорить, хорошо это или плохо, просто так устроен мир. И если вы имеете дело с очень секулярными мигрантами, то бессмысленно взывать к исламским ценностям. Если же вы имеете дело с людьми в общине, в которой это очень важно, то, может быть, имеет смысл обратиться к их имаму. Если вы хотите, чтобы социальные работники могли вмешиваться в жизнь мусульманских меньшинств где-то в регионах — да и в Европе тоже, я это обсуждал с европейскими коллегами, — то вы должны в составе соцработников иметь религиозно-авторитетных людей. Они, в отличие от любой прекрасной женщины социального работника, смогут с авторитетом объяснить, что, предположим, бить жену и детей — не исламское поведение. Но, повторюсь, если эти мигранты давно атеисты, что бывает часто, то абсолютно бесполезно делать это. В России, которая была частью СССР, огромная многонациональная диаспора разного типа, характера и уровня религиозности.
Полицейские или социальные работники зачастую во всех этих подробностях не могут разобраться. Они-то разбираются в теме? Там, можно сказать, буквально философско-политический диалог о том, кто за кого отвечает и каким образом. Очень интересный момент заключается в том, что Симоньян и Кадыров поменялись идеологическими позициями.
С турецким владычеством ислам стал посте- пенно вытеснять христианство. Эта религия глубоко внедрилась в Убыхии. Однако она не смогла вытеснить полностью древние верования. От языче- ских верований у убыхов в первой половине XIX века сохранились: покло- нение священным деревьям, жертвоприношения различным божествам- покровителям, сопровождавшиеся молитвами и обрядами. Дерево было своего рода святилищем или храмом.
Черкесы веками составляли военную доктрину - «Уорк Хабзэ», выделявшую их среди соседних народов. Во время кавказской воины черкесы оказывали самое ожесточенное сопротивление русской армии. В пестрой этнической родословной осетин отчетливо вырисовываются воинственные ираноязычные племена Северного Кавказа: скифы, сарматы и аланы. В отличие от других кавказских народов, осетины довольно рано налаживают отношения с Россией. Преданность, отвага и доблесть — черты, которые наиболее точно характеризуют осетинских воинов: «Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними — политическая необходимость», — пишет в своих записках русский драматург Михаил Владыкин. Генерал Скобелев отмечал, что если осетины и бывают последними, то только при отступлении.
Непокорные убыхи: почему и как исчез один из самых воинственных народов Северного Кавказа
В начале XIX века русские очень интересовались народами, которые проживали на Кавказе. Только спустя столетие ценою более миллиона жизней солдат Россия смогла покорить этот гордый и воинственный народ. Только спустя столетие ценою более миллиона жизней солдат Россия смогла покорить этот гордый и воинственный народ. каждый народ Кавказа считает себя самым воинственным народом Кавказа, и на каждое их слово есть "аргумент" какого нибудь офицерика времен Кавказской войны.