участниц объединения и обеспечивает с ними продуктивное взаимодействие по всем направлениям. свидетельство того, что китайско-российское космическое сотрудничество, долгое время сдерживаемое взаимной подозрительностью стран, стремительно развивается", - говорится в статье The Economist. Новый термин «российско-китайский тандем» явно неспроста применил также посол России в Китае А.И. Денисов. На этом фоне дружественные отношения России и Китая продолжают развиваться и страны на своем примере демонстрируют новую модель межгосударственных связей, в основе которой лежит равноправный доверительный диалог и учет интересов друг друга, отметил Шойгу. В начале 2023 года Россия стала самым крупным поставщиком нефти и газа в Китай, а размер скидки на ресурсы, по некоторым оценкам, превышает 50%.
В Кремле заявили о намерении развивать сотрудничество с Китаем
Представители профильных министерств КНР представили опыт Китая в сфере продвижения научных исследований и трансфера технологий между университетами и производственным сектором. 26 апреля состоялась Российско-Китайская деловая встреча «Развитие торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества» под эгидой Российско-Китайской Палаты. Российско-китайский тандем. Евгений Димитраш. Преимущества Китая – это высокий энтузиазм населения в отношении инноваций и предпринимательства, существенная доля бюджетов всех уровней, направляемых на НИОКР, широкое рыночное пространство и хорошая промышленная база.
Все новости
- Между Россией и Китаем будет построена еще одна железная дорога
- Для чего в Казань приехал экс-министр госбезопасности Китая — Новости Казани и Татарстана - Inkazan
- Смотрите также
- Клуб «Валдай»
- В Москве и Пекине состоялась VII конференция «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху»
Путин назвал отношения России и КНР удачным внешнеполитическим тандемом
Такой сложный и проблемный регион, как Центральная Азия, угрожает безопасности России куда меньше, чем Восточная Европа, потому что в нем намного больше Китая, намного меньше Америки и почти нет Европы. Приход Китая в Центральную Азию способствовал стабилизации стран этого региона, тогда как присутствие Запада в Восточной Европе движет Украину и Прибалтику к катастрофе. В-пятых, Китай уже несколько лет активно идет в Восточную Европу и сталкивается там с теми же проблемами, что Москва. Например, на его пути попалась такая маленькая, но очень злобная страна, как Литва, которая ради привлечения к себе внимания США устроила Пекину показательное облаивание. То есть занималась в отношении Китая тем же, чем все предыдущие годы занималась в отношении России. Китай на литовскую враждебность отреагировал несравненно жестче России. Для того, чтобы осадить Вильнюс, он за полгода сделал больше, чем Россия за 30 лет. Фактический разрыв дипотношений с Литвой. Систематические помехи экспорту литовской продукции в Китай и импорту китайской продукции в Литву. Угрозы иностранным компаниям закрыть доступ на рынок Китая, если они будут иметь дело с Литвой.
Поэтому беседовать с Байденом не спешит. В связи с намерением глав двух держав — России и Китая — обсудить вопросы военно-технического сотрудничества вспоминается недавнее заявление главы МИД КНР Цинь Гана: «Мы обсуждаем тайваньский вопрос с американцами, чтобы требовать от них невмешательства во внутренние дела Китая. Китайский народ вполне вправе задать вопрос: почему американская сторона всегда подчеркивает необходимость уважать суверенитет и территориальную целостность, когда речь идет об украинском вопросе, а по вопросу китайского Тайваня вообще не хотят уважать суверенитет и территориальную целостность Китая? Почему они, с одной стороны, требуют от Пекина не поставлять оружие России, а с другой стороны, сами не прекращают продажи вооружений Тайваню вопреки совместному коммюнике КНР и США от 17 августа 1982 года? С учетом данной перспективы, а также активнейшего развития ВТС между Россией и Ираном, американский девиз вооружения Украины против России, который гласит: «Столько, сколько потребуется», входит в смысловое противостояние с китайско-российским, а уже, очевидно, и иранским, девизом — «Спиной к спине». С одной стороны, если англосаксы и их прихвостни заявляют, что готовы «столько, сколько потребуется», то есть бесконечно долго, наращивать одновременное военно-политическое и экономическое санкционное давление Штаты называют это сдерживанием на Россию, Иран и Китай, то они должны понимать, что как минимум Москва, Пекин и Тегеран будут теснее прижиматься друг к другу «спиной к спине». И тогда вопросы «а сколько именно долго? Очевидно, что материальных и человеческих ресурсов России, Китая и Ирана достаточно, чтобы переиграть в стратегической перспективе любого противника на Евразийском континенте. Особенно внешнего по отношению к суперматерику, хотя и имеющего на нем весомое влияние через многочисленных сателлитов и проецирование военной силы. Как пишет японское издание Mainichi Shimbun, «украинский конфликт вновь разделит мир на политические блоки, во главе которых будут стоять Китай, Россия и Соединенные Штаты». Но если Китай и Россия заявляют, что стоят «спиной к спине», то не означает ли это в условиях острой конфронтации, по крайней мере для американцев, что Москва и Пекин составляют тем самым единый полюс силы и влияния? Для американцев — означает.
Союз РКДС и ICJI намерен поддерживать российский и китайский бизнес, расширять сотрудничество в сфере переработки и производства, совместной разработке месторождений, производства необходимых для отрасли химикатов, развитии стратегической инфраструктуры, развитии сельского и лесного хозяйства, транспорта и логистики», — прокомментировал исполнительный директор Российско-Китайского делового совета Евгений Маркин. ООО «КитайСтрой», крупнейшая строительная государственная компания КНР, в рамках соглашения намерена рассмотреть новые возможности по реализации проектов строительства на территории Российской Федерации и расширить их географию. Чжао Сяоцзя, генеральный директор Компании «Китайстрой», заявил, что компания готова взяться за проекты строительства новых объектов на территории Российской Федерации любой сложности, для этого есть все возможности — опыт, квалификация инженерно-технического и рабочего персонала, необходимая численность, техника и желание развивать сотрудничество. Sany Heavy Industry Russia в рамках соглашения намерена масштабировать своё участие в российских инфраструктурных проектах.
Проектная мощность казахстанского терминала составляет более 66,5 тыс. TEU в год. В первом квартале 2024 года транзитные перевозки по направлению Китай-Россия-Китай сохраняются на уровне 2023 года - 0,9 млн тонн. Под управлением компании находятся железнодорожная, морская портовая и аэропортовая инфраструктура, транспортно-логистические центры.
Бизнес жалуется, что ни один банк в Китае не принимает платежи из России
Страны совместно проведут Годы культуры Китая и России. Отношения двух стран открывают новые возможности развития, это стратегический выбор обеих сторон, основанный на интересах двух народов, цитирует китайского министра РИА Новости. Сейчас стратегический перевес явно на стороне российско-китайского тандема, тем более что внутренняя ситуация в США критическая: банковский кризис, кризис двухпартийной системы, инфляция, падение производства, высокий долг, и все это накануне президентских выборов. Новости технологий и политики» Новости» Российско-китайский тандем. Российско-китайский тандем на международной арене – важнейшая составляющая стратегического партнерства наших стран. Теперь Китай – это еще и без пяти минут лидер по скорости движения транспорта, демонстрирующий всему остальному миру новый потенциал развития инфраструктуры, помноженный на экономические возможности и высокие технологии.
Российско-Китайский – последние новости
Сиань, Россией и другими странами", - говорится в сообщении. Строительство хаба даст ряд преимуществ по перевалке и обработке грузов, в том числе для казахстанских грузоотправителей, положительно отразится на сроках доставки, будет способствовать среднесрочному и долгосрочному планированию контейнерных перевозок. Совместное предприятие позволит максимально задействовать потенциал участников проекта и расширит спектр оказываемых услуг по логистике и терминальной деятельности, отмечает КТЖ. Казахстанский грузовой терминал в Сиане открылся в феврале 2024 года.
Россия должна улучшить инвестиционный климат на Дальнем Востоке и в Сибири для увеличения товарооборота с партерами. Наша страна пока набирает обороты в развитии высоких технологий и рассчитывает на китайцев в оказании дружеской помощи, чтобы сократить этот разрыв. Также главы государств продолжают придавать большое значение сотрудничеству в области энергетики. Россия - страна, которая обладает потенциалом экономического развития, большими ресурсами и протяженной границей. Граница между Россией и Китаем составляет 4210 км. При этом длительность сухопутной части составляет 650 км. Протяженность границы по рекам и озерам - 3490 км. Китай и страны Восточной Азии готовы покупать нефть, газ, удобрения и другую российскую продукцию.
В перспективе нескольких лет объем российского сельхозэкспорта в Китай может разогнаться до отметки 50 млрд долларов.
Московский договор 2001 года — победа реализма и оптимизма Московский договор оказался не просто договором-долгожителем, сохранявшим своё действие все 20 лет, предусмотренные в тексте документа. Он позволил развить отдельные статьи в целые новые направления взаимодействия. В то же время Договор был написан с учётом непростой судьбы предыдущих договоренностей, зигзагов в отношениях между Москвой и Пекином. Реализм проявился уже в названии Договора — на первое место было поставлено добрососедство… Покончить с взаимным недоверием и закрыть токсичный территориальный вопрос не на словах, а на деле была призвана 6-я статья, в которой «закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий». Два небольших участка «с неурегулированным статусом» предстояло обсудить «для нахождения взаимовыгодного компромисса».
Такой компромисс был достигнут после активных переговоров к 2004 году, когда было подписано «Дополнительное соглашение о государственной границе на её Восточной части». После ратификации оно вступило в силу в 2005 году. Важность устранения последней щёлки на сопредельной линии очевидна на фоне истории с такой же щёлкой в Китайско-японском договоре 1972 года. Дипломаты тогда не могли договориться насчёт принадлежности нескольких необитаемых скал под названием острова Сэнкаку, и Дэн Сяопин предложил «оставить вопрос следующим поколениям». Эти поколения уже через 40 лет чуть не развязали вооружённый конфликт. Вот почему решение судьбы нескольких островов на Амуре площадью в 375 квадратных километров по принципу «50 на 50» надо считать мудрым и дальновидным.
Инновации бывают и в такой консервативной сфере, как дипломатия. Уже в первой статье Договора впервые в документе подобного калибра был выделен принцип «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия» в качестве долгосрочной основы двусторонних отношений. Новаторский принцип «стратегического партнерства» был настолько же ёмким, сколь и неопределённым, позволяя наполнять его реальным содержанием с учётом развития мировой обстановки, нюансов в понимании национальных интересов двух стран. Неудивительно, что этот новый в международно-правовом обиходе термин уже вскоре вошёл в моду, стал использоваться не только в документах Москвы и Пекина. В двусторонних же отношениях к «стратегическому партнерству» дипломаты стали добавлять всё новые напыщенные определения, последним из которых стало «новой эпохи», которое появилось во время встречи В. Путина и Си Цзиньпина в июне 2019 года.
Ещё до появления формулировки «стратегическое партнёрство новой эпохи» особенно эффективно шло наполнение именно стратегического компонента. Расширились контакты военных в ходе совместных учений, обмены новинками военной техники и технологии. Прочной основой для возрождения доверия стала Статья 7: «Договаривающиеся Стороны предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооружённых сил». Ещё большее значение для грядущего форсажа стратегического партнерства имела Статья 9. В ней были понятия, обычно встречающиеся в «договорах безопасности», означающих военно-политический союз. Для продвижения в будущее надо было избавиться от дурных воспоминаний о недавнем прошлом.
Отсюда такие положения Статьи 2: «Договаривающиеся Стороны в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами… Договаривающиеся Стороны подтверждают обязательства не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты». Совокупность «стратегических» статей Московского договора и их практическая реализация позволили создать ситуацию, которую китайцы описывают ярким выражением «стоять спина к спине». Интересным примером одновременной реализации сразу нескольких статей Московского договора стало также создание в том же 2001 году Шанхайской Организации Сотрудничества ШОС. К этой новой региональной организации сейчас включает Китай, Россию, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Индию и Пакистан относится в первую очередь Статья 14: «Договаривающиеся Стороны всемерно способствуют укреплению стабильности, утверждению атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усилиям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам безопасности и сотрудничества». К созданию ШОС также имеет отношение и Статья 20: «Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и международными обязательствами каждой из них активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом…». Нетрудно разглядеть истоки создания в июне 2006 года также и организации БРИКС Бразилия, Россия, Индия и Китай в Статье 17 Московского договора: «Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах».
Само собой разумеется, в Московском договоре содержались традиционные для подобных документов статьи о торговле, экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве. Достижения на этом направлении за 20 лет можно назвать весомыми — объём торговли даже в 2020 году, на который пришлась вспышка пандемии КОВИД-19, превысил 107 миллиардов долларов. Обмен студентами исчисляется десятками тысяч, число туристов в удачные годы измерялся миллионами. На этой основе выросли взаимные симпатии простых людей, об этом говорят опросы общественного мнения. Но даже невооружённым глазом видно, что Договор не устранил, да он и не мог устранить, все накопившиеся за годы противостояния преграды и предрассудки, «бутылочные горлышки» в торговых и финансовых операциях. Но самое главное, от количества и качества в областях «партнёрства» жизненные интересы России Китая зависели меньше, чем от содержания «стратегического» компонента.
Этот компонент стал нарастать под влиянием постепенного осознания в Кремле и Чжуннаньхае иллюзорности надежд на равные и конструктивные отношения с Западом. Россия перешла Рубикон в 2007 году после известной речи В. Путина в Мюнхене. В начале своего руководства страной он даже предлагал включить Россию в состав НАТО, рассчитывал на широкое участие Запада в возрождении российской экономики. Западные руководители оттолкнули протянутую руку дружбы и возродили антирусскую политику, стали восстанавливать «железный занавес». Пекин с начала века тоже начал сталкиваться с рецидивами политики «сдерживания»: активизировались военные приготовления вдоль китайского побережья, обвинения в «нечестной конкуренции» стали лейтмотивом на торговых переговорах, в печати и официальных документах.
Китай перешёл Рубикон в 2012 году, когда новый руководитель Си Цзиньпин обнародовал свой долгосрочный план «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Теперь пути назад, к наращиванию экономического потенциала в тени политики «реформ и открытости» не было. Для Запада «великое возрождение» Поднебесной было неприемлемо.
Меморандум об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами действует в течение трех лет и вступает в силу со дня его подписания. Контролировать выполнение положений документа будут члены постоянной рабочей группы по сотрудничеству в области торговли услугами, созданной при Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.
Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)
- Навигация по записям
- Российско-китайский тандем
- Лавров оценил российско-китайский тандем
- Захарова заявила о стабилизирующей роли тандема России и Китая в мире
- Газета «Суть времени»
Вашингтон опасается, что российско-китайский альянс станет реальностью
Российская сторона выразила готовность к совместной работе по обеспечению стабильности мирового энергетического рынка и производственно-сбытовых цепочек. В ответ Дин Сюэсян заявил, что базовая отраслевая модель равноправной и взаимовыгодной практической кооперации между Китаем и Россией была сформирована. Вице-премьер призвал Россию укреплять торговлю энергоресурсами, продвигать развитие нефтегазовых проектов, а также строить новые объекты в области атомной энергетики по высоким стандартам. Уже в интервью российским журналистам по итогам визита в Пекин Александр Новак заявил, что Россия и Китай обсуждали вопрос реализации проекта магистрального трубопровода «Сила Сибири — 2».
Глава бизнес-объединения напомнил, что в прошлом году в Циндао открылась пилотная зона «Китай—ШОС» — свободная экономическая зона для российских предпринимателей и масштабный экспоцентр. Такие площадки также расширяют возможности сотрудничества малого бизнеса России и Китая. Мы готовы перенимать опыт КНР, чтобы предпринимательская инициатива работала на благо развития экономики и благосостояния населения», — отметил Александр Калинин. Он подчеркнул, что подобные встречи и взаимодействие сторон в аналогичном формате способствуют налаживанию тесных и долгосрочных деловых связей российских и китайских коллег.
Александр Калинин, в свою очередь, отметил, что одним из приоритетных направлений «ОПОРЫ РОССИИ» является расширение международных предпринимательских контактов, укрепление кооперационных связей российского малого и среднего бизнеса с иностранными партнерами, в первую очередь китайскими.
Международный и российский союз научных и инженерных общественных объединений РосСНИО , в лице Вице-президента Сергея Друкаренко, озвучил практические направления сотрудничества с Китаем и представил планы реализации единого научно-образовательного пространства с целью увеличения международного обмена наших стран. Генеральный секретарь Института изучения России Университета Цинхуа — госпожа Лю Вэй рассказала об основных проблемах российско-китайского научно-технического сотрудничества и предложила пути их решения: 1. Стоит отметить, что при Университете Цинхуа сформирована сильная школа по исследованию России, изучению и преподаванию русского языка, а также действует крупнейший в КНР исследовательский центр российско-китайского стратегического сотрудничества, где почётным доктором является Президент России Владимир Путин. Директор Международного центра инноваций и трансфера технологий «РД МНТС» — Сергей Касьянов рассказал об основных направлениях деятельности Ассоциации и обозначил актуальные вопросы международного сотрудничества: 1. Эксперт Проектного центра Финансового Университета, Академик Академии электротехнических наук РФ, Сергей Васильев в своём выступлении: «Новые реалии: российский технологический суверенитет и китайский опыт» и кратко привел примеры российских научных достижений: новые компьютерные технологии, кинетические накопители энергии, альтернативная энергетика, плазменные технологии и лазерные технологические комплексы.
Путин и Си Цзиньпин провели переговоры, по итогам которых, в частности, было объявлено о новом контракте на поставку Китаю газа с дальневосточных месторождений [39] Россия стала первой страной, которую лидер КНР Си Цзиньпин посетил в качестве главы государства — председателя КНР [40]. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян ранее отмечал, что это свидетельствует о том, что новое китайское руководство придаёт большое значение развитию отношений с Россией [36]. Си Цзиньпин был одним из мировых лидеров, посетивших Россию для участия в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2015 года. Си Цзиньпин и Владимир Путин на концерте в честь 70-летия Великой Победы , 9 мая 2015 года Существуют сомнения в том, что российско-китайское сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны [41]. Торговые отношения продолжают крепнуть, однако они все больше устраивают интересы скорее Китая, чем России [42]. Эксперт Стивен Дж.
Бланк так оценивает перспективы российско-китайских отношений: «Политические и экономические неудачи России по развитию Дальнего Востока подорвали её стремление к стабильному статусу великой державы в Азии и её способность играть эту роль… Если эти тенденции сохранятся в текущем виде, Россия станет младшим партнёром Китая и поставщиком сырья, а не самостоятельной державой в Азии [43] ». Подобный вывод содержится и в докладе экспертов Европейского совета по международным отношениям: Китай находится в положении «развивающейся супердержавы, которая во все большей степени рассматривает Россию как младшего партнёра» [42]. Часть исследователей идёт в своих выводах гораздо дальше. Так, Б. Миронов считает, что принятие в конце 2014 г. Михалков прямо указал на риск военного захвата этих территорий — при сохранении их слаборазвитости, малонаселённости, при высоком уровне коррупции и низкой боеготовности армии [45].
Сочетание серьёзных внутренних проблем, вызванных перенаселением, острой нехваткой полезных ископаемых, земли и воды; характер закупаемых НОАК систем вооружений, и проводимых учений в приграничных к РФ военных округах, серьёзно беспокоит военных специалистов [46]. Общие тенденции развития отношений править Ещё до охлаждения связей с Западом, вызванной российско-украинской войной , В. Путин провозгласил « поворот на восток » приоритетом внешней политики РФ [47]. Но основным торговым партнёром КНР является США, а не РФ [48] , и значительная разница в экономическом потенциале «партнёров», как и различие интересов, создают предпосылки для того, чтобы сотрудничество было более выгодным для КНР, а не для РФ. У ряда авторов вызывает беспокойство повышение экономической активности китайцев на территории РФ [49] , особенно после принятия закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» N 473-ФЗ [44] , снимающего ограничения на, например, использование труда иностранных рабочих. В последние годы отношения Китая и России отмечены поступательным развитием двустороннего партнёрства, которое приобретает всеобъемлющий характер.
По заявлениям официальных лиц, отношения Китая и России находятся на самом высоком в истории уровне, и по-прежнему сохраняется значительный потенциал продвижения практического сотрудничества в широком спектре областей. Актуальными задачами остаются выработка долгосрочного стратегического видения основ мирового развития, формулирование общих концептуальных позиций в различных регионах и разработка совместных инициатив в области безопасности. Общие усилия двух держав вносят позитивный вклад в решение проблем безопасности и развития в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Африке, на Корейском полуострове и в других регионах. Страны поддерживают традиционно высокий уровень взаимодействия в военно-технической и военной сферах. Россия и Китай осуществляют сотрудничество в сфере разработки системы предупреждения о ракетном нападении, что свидетельствует о высокой степени взаимного доверия в чувствительных областях. В сложившемся соотношении базовых компонентов российско-китайского партнёрства просматривается определённая асимметрия — более продвинутое политическое и военно-стратегическое сотрудничество на фоне отстающих торгово-экономического и инвестиционного направлений.
Вашингтон опасается, что российско-китайский альянс станет реальностью
Страны совместно проведут Годы культуры Китая и России. Отношения двух стран открывают новые возможности развития, это стратегический выбор обеих сторон, основанный на интересах двух народов, цитирует китайского министра РИА Новости. Российская команда бадминтонистов прибыла на «IX Российско-Китайские молодежные летние игры 2023 года» в г. Чунцин (Китайская Народная Республика) и приняла участие в церемонии открытия игр. Уже более 12 лет РАСПП помогает бизнесу, государственным и общественным структурам развивать торгово-экономические и инвестиционные проекты между Россией и Азией, и преимущественно с Китаем. Внешнеполитический тандем Москвы и Пекина играет ключевую роль в обеспечении глобальной и региональной стабильности», – заявил он на встрече с председателем Китайской народной республики Си Цзиньпином.
Российско китайский тандем
Министерство экономического развития России и Министерство коммерции КНР подписали меморандум об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами. Министерство экономического развития России и Министерство коммерции Китайской Народной Республики заключили меморандум об углублении сотрудничества в сфере торговли услугами «на полях» Российско-Кита. участниц объединения и обеспечивает с ними продуктивное взаимодействие по всем направлениям.
Baijiahao: Китай негодует, Путин повел себя жестко на переговорах по «Силе Сибири»
Более конфронтационный разговор у Блинкена вышел, судя по итоговому заявлению, с Ван И. Ван призвал не вмешиваться во внутренние дела Китая, не подавлять его развитие и не пересекать «красные линии». Ограничительные меры Вашингтона в экономике, торговле, науке и технологиях, с точки зрения КНР, «не честная конкуренция, а сдерживание и блокада». Ван посоветовал американцам прекратить раздувать «ложный нарратив» об избыточных мощностях Китая, благодаря чему, считают в США, страна способна поставлять по низким ценам на мировые рынки электромобили и товары в секторе чистой энергетики.
Обсуждали главы дипломатии также израильско-палестинский конфликт, Мьянму и КНДР, договорившись продолжить диалог. Там Сергей Шойгу заявил, что рассчитывает «на самое тесное и плодотворное сотрудничество». А Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей ВСНП, парламент КНР проголосовал за принятие закона о таможенных пошлинах, который вступит в силу 1 декабря 2024 г.
Под ним двадцать лет назад свои подписи поставили Президент России В. Документ, безусловно, исторический, вобравший в себя накопленный нашими странами многовековой позитивный опыт взаимодействия. В нем не только нашли отражение давние традиции добрососедства и дружбы между российским и китайским народами, но и сформулировано видение новой модели межгосударственных отношений. Модели, отвечающей коренным национальным интересам двух стран и чаяниям их народов, играющей важную роль в поддержании устойчивого многополярного миропорядка, обеспечении безопасности и стабильности. Ключевые положения этого международно-правового акта легли в основу сотен двусторонних документов, оказали влияние на развитие нормативной базы отношений России и Китая с третьими странами. В Договоре юридически оформлена провозглашенная ранее на политическом уровне характеристика двусторонних отношений — «равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». Жизнь не стоит на месте, и, двигаясь по намеченному пути, сегодня мы говорим уже о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом взаимодействии, вступающем в новую эпоху. Наш базовый документ опирается на общепризнанные нормы международного права, прежде всего, цели и принципы Устава ООН. В нем закреплены договоренности о взаимной поддержке в деле защиты государственного единства и территориальной целостности, отказ от применения первыми ядерного оружия и от взаимного нацеливания стратегических ракет.
Сформулирован принцип уважения выбора собственного пути политического, экономического, социального и культурного развития. Предусмотрено незамедлительное вступление в контакт друг с другом в случае возникновения угрозы агрессии против одной из сторон. Не допускается использование своих территорий третьими государствами в ущерб друг другу. На фоне происходящих в мире глубоких трансформаций эти положения приобретают особое звучание. Договор является правовой основой российско-китайского тандема — во многих смыслах более совершенной формы двусторонних отношений, чем классические военно-политические союзы периода «холодной войны». В отличие от последних, взаимодействие между Москвой и Пекином не сковано идеологическими ограничителями, строится на равноправных началах, не направлено против третьих стран и устойчиво к влиянию внешних факторов. Будучи самоценным, наше партнерство характеризуется высокой степенью координации действий, в том числе по стратегически значимым сюжетам. Большое значение имеет положение Договора об отсутствии взаимных территориальных претензий, решимости создать вдоль общих рубежей пояс вечного мира и дружбы. Окончательно урегулирована чувствительная пограничная проблема, что стало основой для успешного оформления российско-китайской границы на всем ее протяжении.
Чрезвычайно важно взаимное политическое доверие, существенно укрепившееся благодаря Договору. Руководствуясь статьей 10 этого документа, наши страны выстроили эффективную многоуровневую структуру межгосударственного взаимодействия, ключевую роль в которой играют встречи лидеров двух стран. В условиях пандемии главы государств продолжают поддерживать интенсивный диалог в удаленном режиме. В 2020 году они провели 5 телефонных разговоров. Обсуждались вопросы двусторонних отношений, борьба с новой коронавирусной инфекцией и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Диалог на высшем уровне дополняется механизмом регулярных встреч глав правительств. В его рамках успешно функционируют возглавляемые вице-премьерами пять межправительственных комиссий, несколько десятков межведомственных подкомиссий и рабочих групп. Налажено не имеющее аналогов взаимодействие по линии Администрации Президента Российской Федерации и аппарата Центрального комитета Коммунистической партии Китая. На системной основе осуществляются межпарламентские обмены, проводятся консультации по стратегической безопасности и сотрудничеству в сфере правопорядка, безопасности и юстиции.
Пекин потребовал юридически гарантировать отказ Североатлантического альянса от усиления присутствия на западных границах РФ. Вашингтон оказывает давление на экономическую политику Китая, а на Россию уже давно навесил украинский кризис. Прибалтика присоединяется к санкциям США и всячески способствуют публичному давлению на Пекин и Москву на официальном уровне.
Американская пресса напоминает, что президент США Джозеф Байден предупредил Владимира Путина о невиданных санкциях в случае российского вторжения, а Путин сказал, что такие санкции будут иметь своим результатом разрыв отношений с США.
Журнал Foreign Affairs задается вопросом: что сделает Китай, если начнется война в Украине? Двусторонние российско-китайские отношения, как утверждает издание, приблизились к критически важному рубежу. Первый кризис в Украине разразился в 2014 году, когда Крым был присоединен к России. Вскоре после этого Москва и Пекин пришли к согласию о строительстве газопровода «Сила Сибири».
Это стало важной вехой в их отношениях. Но оказалось, что поддержка со стороны КНР была больше на словах, чем на деле. Российские фирмы испытывали трудности с финансированием проекта. А китайские банки, в основном соблюдали санкции, введенные Западом.
Но ситуация с тех пор изменилась.