Украина потеряла около 20% мощностей после удара по ДнепроГЭС. В 1939 г. ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт. В 1939 г. Днепрогэс достиг проектной мощности 560 МВт. Мощность Днепрогэса достигает 1569 МВт, это самая мощная ступень Днепровского каскада. В 1939 г. Днепрогэс достиг проектной мощности 560 МВт.
«Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила…»
Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС) | В 1969 году утверждён проект строительства второй очереди Днепрогэса мощностью 828 МВт. |
ДНЕПРОГЭС • Большая российская энциклопедия - электронная версия | 15 марта 1927 года началось строительство Днепровской ГЭС (Днепрогэс) – Самые лучшие и интересные новости по теме: ДнепроГЭС, СССР, день в истории на развлекательном портале |
⚡ДнепроГЭС. | Генеральный директор «Укргидроэнерго» Игорь Сирота заявил, что Украина потеряла около 20% регулирующих мощностей вследствие повреждения Днепрогэс. |
ДнепроГЭС . Запорожье.
По словам Сироты, существующий мостовой переезд через плотину консольного типа будет заменен на иной. Он отметил, что, скорее всего, это будет двухъярусный переезд. Первая очередь ГЭС была построена в 1927-1932 годах. Ее 50-метровая плотина обеспечила повышение уровня воды в реке и позволила открыть сквозное судоходство по Днепру.
Тогда этот проект не был осуществлен, но уже 10 августа 1921 года, то есть еще до утверждения 9-м Съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска Запорожье ». Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом созданным И.
Александровым по заданию на проектирование, выданное 5 марта 1921 года. Однако, в обстоятельствах 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь этого проекта было невозможно. Отечественная промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России еще не была полностью преодолена. Переговоры о приемлемых условиях поставки оборудования затягивались. Надвигающийся экономический кризис помог решить проблему с поставкой оборудования — американцы предложили полный цикл строительства ГЭС, вплоть до сдачи ее заказчику, однако было принято паллиативное решение — строительство вели отечественные кадры, но под наблюдением американских консультантов [2].
Комиссию по строительству возглавил Л. Троцкий , и именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Строительство ГЭС началось в 1927 году , для этого было создано предприятие « Днепрострой », чьё имя стало нарицательным для этого, грандиозного в СССР, строительства.
С американскими экспертами связались и специалисты Siemens в Германии. Теоретические и материальные способности немцев ценились больше, а американцы ценили их опыт работы с большими водоемами. Окончательное решение в выборе главного консультанта принял сам Сталин, оценив сотрудничество с США как более эффективную часть экспорта революции. Хью Линкольн Купер убедил Сталина в осуществимости проекта, и с 1926 года Купер регулярно приезжал в СССР на 6 лет со средней продолжительностью пребывания около 2 месяцев в году.
Фото Маргарет Бурк-Уайт. Американские компании поставляли турбины и генераторы. Немецкие заводы "Krupp" поставляли оборудование для деревообрабатывающего завода, трансформаторы для временных станций, паровые турбины для временных трубопроводных систем и камнедробилки. Автор и исполнитель проекта Генрих Осипович Графтио был переведен на строительство Нижне-Свирской электростанции, а Александру Васильевичу Винтеру, который работал до этого на Шатурской ГРЭС было поручено руководство строительством гидроэлектростанции на Днепре. Проект электростанции разработал профессор Иван Гаврилович Александров, Виктор Александрович Веснин назначен архитектором. Строительство началось в апреле 1927 года. Поле строительства ГЭС мост через Днепр по проекту оказывался в зоне затопления, однако необходимо было сохранить эту важную транспортную связь.
Изначально предлагалось строить новые металлические мосты на массивных гранитных столбах большой высоты. Позже было решено заменить гранитных гигантов легкими и более дешевыми стальными арками. Наиболее подходящий материал для этого решения - сталь с более высоким содержанием кремния, что заставило обратиться в одну из передовых сталелитейных стран тогго времени - Чехию. Детали для моста рядом с новой ГЭС делали на Витковицких заводах. Самая большая из арок моста пролетом 224 метров когда-то была самой большой в Европе. В августе 1941 года перед наступающими немцами мост будет разрушен вместе с плотиной. Поврежденная плотина электростанции под стальной аркой август 1941 года Огромных успехов добился СССР в области гидротехнического строительства.
Были одержаны блестящие победы на Магнитострое первая в мире по длине плотина была закончена вместо 120 дней в 70 дней и на Днепрострое. Эти победы тем более значительны, что мы делаем лишь первые шаги. Проектная мощность 560 МВт была достигнута в 1939 году. Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией.
Высота плотины определялась не только расчётной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству. Комиссию по строительству возглавил Лев Троцкий , стоявший во главе начального выполнения проекта. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым. Строительство станции началось в апреле 1927 года , первый агрегат был запущен в мае 1932 года , торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года. Днепровская гидроэлектростанция мощностью в 558 тысяч кВт была в то время самой крупной станцией в Европе и одной из крупнейших в мире. Она имела большое народнохозяйственное значение. Вся Украина начала бесперебойно снабжаться электроэнергией. Днепр, ставший судоходным на своём протяжении 2200 км и соединённый через притоки с реками, впадающими в Балтийское море, стал частью водного пути между Балтийским и Чёрным морями. Энергия Днепрогэса явилась мощной базой для развития промышленности — возникли такие предприятия, как завод «Коммунар», Запорожский металлургический завод, алюминиевый и химический комбинаты, завод трансформаторов и другие. На месте небольшого городка Александровска было начато строительство современного города Запорожья. Известно, что в основу нынешнего областного деления СССР легла схема экономических районов Госплана, разработанная под непосредственным руководством И. Таким образом, ему посчастливилось прочно запечатлеть свою творческую мысль уже в самых общих контурах карты СССР, в грандиозных масштабах одной шестой земного шара.
В 2023 году в Узбекистане запустили 8 новых гидроэлектростанций
Взрыв 20 тонн аммонала лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная волна. По воспоминаниям очевидцев, волна высотой в несколько десятков метров обрушилась на прибрежную запорожскую полосу и колонны беженцев. Кроме войск и беженцев в плавнях и береговой зоне также погибло местное население, сотни тысяч голов скота. Лавина воды стремительно залила огромные пространства Днепровской поймы, разрушила переправы, заставив отступающие части РККА переправляться через Днепр на подручных средствах, бросив тяжелое вооружение.
За один час была снесена вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами промышленного оборудования и военных материалов, десятками тысяч тонн продуктов питания. В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами. Поспешность и несогласованность действий при подрыве плотины стоили жизни десяткам тысяч собственных граждан.
В 2008 году начата реконструкция машинных залов станции. Поворотно-лопастная турбина позволит увеличить надёжность гидротурбинной установки, объём вырабатываемой электроэнергии, и может эксплуатироваться в более широком диапазоне по напорам и нагрузкам. Роль в индустрии Украины На основе энергетики ДнепроГЭСа был построен промышленный комплекс Запорожья , включая такие энергоёмкие производства, как выплавка алюминия Запорожский алюминиевый завод и сталелитейное электродуговое производство завод Днепроспецсталь.
Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом созданным И. Александровым по заданию на проектирование, выданное 5 марта 1921 года. Однако, в обстоятельствах 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь этого проекта было невозможно. Отечественная промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России еще не была полностью преодолена. Переговоры о приемлемых условиях поставки оборудования затягивались. Надвигающийся экономический кризис помог решить проблему с поставкой оборудования — американцы предложили полный цикл строительства ГЭС, вплоть до сдачи ее заказчику, однако было принято паллиативное решение — строительство вели отечественные кадры, но под наблюдением американских консультантов [2]. Комиссию по строительству возглавил Л. Троцкий , и именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Строительство ГЭС началось в 1927 году , для этого было создано предприятие « Днепрострой », чьё имя стало нарицательным для этого, грандиозного в СССР, строительства. Первый агрегат был запущен в 1932 году.
Но работы начались гораздо позже по ряду причин. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Троцким и генсеком партии И. Решение о начале стройки приняли только 31 января 1927 года. Работы заняли больше 5 лет.
В сентябре 1932 года состоялся торжественный запуск ДнепроГЭС. Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин. Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric.
Главным инженером назначили ученого А. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие.
Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме. Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны.
Взрыв 20 тонн аммонала частично разрушил плотину, вызвав волну, оборудование машинного зала было уничтожено. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства. Согласно боевым донесениям от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему, подрыв осуществили начальник Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковник А. Петровский и представитель Генштаба, начальник отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военный инженер 1-го ранга Б. В результате взрыва в плотине возникла пробоина длиной 135 или 165 метров, через которую хлынула вниз тридцатиметровая волна, вызывая разрушения и гибель людей, оказавшихся в береговой зоне.
В зону наводнения попали как немецкие войска, так и красноармейцы, которые осуществляли переправу через Днепр, а также жители острова Хортица и прибрежной зоны. Число жертв среди красноармейцев и гражданского населения, вызванных взрывом Днепровской плотины, дискуссионно, так как подсчетов сразу не велось. Немецкое командование оценивало свои потери в живой силе в 1 500 человек. Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства, оборудование гидроэлектростанции. Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана.
Приказ был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Макензеном, а непосредственная ответственность за подрыв заряда, состоявшего из 300 тонн самой различной взрывчатки, возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Готхарда Хейнрици. При этом план полного уничтожения плотины не был реализован полностью, поскольку советским саперам и разведчикам удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам.
Книга рекордов Ленгидропроекта
История строительства ДнепроГЭС: год создания, кто строил, открытие, подрывы во время войны, восстановление; фотогалерея, отзывы; достопримечательности рядом; как добраться до Днепровской ГЭС; отели. Первую очередь ДнепроГЭС мощностью 560 МВт возвели в 1939 году. Установленная мощность электростанции – 235,5 МВт в генераторном режиме и 135 МВт в насосном. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. 15 марта 1927 года началось строительство Днепровской ГЭС (Днепрогэс) – Самые лучшие и интересные новости по теме: ДнепроГЭС, СССР, день в истории на развлекательном портале
Крупнейший ракетный удар по энергетике Украины: Днепрогэс полностью выведена из строя
Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России ГОЭЛРО. Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля? Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП б. Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы.
Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: "Какое ваше мнение, товарищи? Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: "Хорошо, будем строить сами". Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами?
Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени? На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс: И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги. На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров.
Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер. Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще.
И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром.
Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он "лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина". Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии.
К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки.
У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел. В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия.
Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами.
Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве "Дамбы Гувера", где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии.
Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина.
Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы.
Мы расцеловались по русскому обычаю. К слову о супе — на приобретение турбин фирмы "Ньюпорт Хьюз" пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма. На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу.
Она была запущена в 1932 году, став со временем пятой ступенью Днепровского каскада. Станция стала основным источником электроэнергии для мощного комплекса промпредприятий Запорожья: Днепровского промкомбината, «Запорожстали», «Днепроспецстали» и десятка других предприятий.
Фото: commons. В 1960 году, чтобы нарастить мощность, началось строительство второй очереди Днепрогэса. Оно завершилось в 1980 году, и мощность гидроузла выросла до 1569 МВт.
Объект полностью выведен из строя и электричество не вырабатывает, но угрозы прорыва дамбы нет. Это грозит веерными отключениями электричества, проблемами на железных дорогах и производствах. Жалко, конечно, ДнепроГЭС. Не Украина ее строила. Первые гидроагрегаты колоссального сооружения были запущены в далеком 1927-м.
И позволила поднимать в течение 30-40 минут две баржи. Длина морского шлюза составила 300 м. Сегодня старый шлюз не работает. Его сухие каналы и ворота видны с моста, ведущего к плотине. Рядом со старым шлюзом наполняется водой новый морской шлюз плотины Днепрогэс. Две электростанции на одной плотине Машинный зал Днепрогэс-1 работает — видны бурные потоки воды и пены В проекте строительства содержался важный объект — электростанция, названная Днепрогэс-1. Она была запущена в 1932 году. Первый ток пошёл на запорожские заводы. Они дали первые плавки чугуна в 1933 году. Мощность запущенной электростанции составила 560 мВт. В начале 30-х — это была самая мощная электростанция Европы. Она получала электричество из воды и потому имела в названии приставку «гидро». Спустя несколько десятков лет к телу плотины была достроена ещё одна станция — Днепрогэс-2. Мощность Днепровского комплекса была увеличена вдвое. Сегодня суммарный результат двух электрических станций составляет 1400 МВт. Однако на фоне атомных блоков и ТЭЦ — этого мало. Гнездовье чаек Острова рядом с плотиной Днепрогэс получили статус Днепровского археологического заказника. На них гнездятся пернатые. Чайки и нырки находят пропитания рядом с плотиной. Работающие электростанции снабжают птиц рыбой. В потоках воды из машинных залов много битой рыбной мелочи. Здесь чайки находят пропитание и гнездятся на соседних островах. Год от года колония речных птиц увеличивается. Весной они выводят потомство на крупном скальном острове в нижнем бьефе. Зачем нужен Днепрогэс Вид с плотины — насыпь шлюзового канала, скальный остров Дубовый и остров Хортица Самую мощную электростанцию и плотину возводили в 30-х годах. Тогда были поставлены две цели: 1. Поднять уровень воды, затопить скальные выступы и пороги, которые занимали русло почти на 70 км. Днепр между современными городами Запорожье и Днепр был не судоходным.
Тут были – 1
- ДНЕПРОГЭС • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Как взрывали Днепрогэс
- Главная навигация
- Укргидроэнерго собирается продлить срок эксплуатации ДнепроГЭС еще на 50 лет
В 2023 году в Узбекистане запустили 8 новых гидроэлектростанций
Выходит, что в сумме мощность Днепрогэса, Ладыжинской и Бурштынской ТЭС, а также выведенной из строя в Харькове ТЭЦ-5 дают около четверти регулирующих мощностей. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? В 1969 — 80-х гг. построен Днепрогэс-2 первоначальной мощностью 836 МВт; после модернизации 2000-х годов мощность достигла 900 МВт[4].
Станция днепрогэса заработала на полную мощность
После вывода ДнепроГЭС из строя отключений электричества на Украине станет больше. Вывод из строя Днепрогэс в подконтрольном украинским войскам городе Запорожье лишил Украину мощного источника энергии, заявил РИА Новости глава запорожского. В 1969 году утверждён проект строительства второй очереди Днепрогэса мощностью 828 МВт. так днепрогэс, получается, по мощности вполне сопоставим с далеко не самой мощной новосибирской ГЭС?
Днепрогэс сейчас состояние
"Турбоатом" отгрузил оборудование для ДнепроГЭС-II | ДнепроГЭС-2 на восточном берегу имеет 8 гидрогенераторов с суммарной мощностью около 820 МВт. |
ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный | Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. |
Как взрывали Днепрогэс
Мероприятия советских солдат, не допустивших подрыва, увековечены в памятнике, установленном на могиле Неизвестного солдата. Электростанция была вновь пущена в 1944-1950 годах. При восстановлении с января по август 1944 года саперы извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат. После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял Виктор Веснин.
При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. В этот период в архитектуру электростанции были внесены некоторые изменения, направленные на «обогащение» ее архитектурного образа. Американская компания General Electric поставила в 1946 году новые генераторы для ДнепроГЭСа взамен разрушенных во время войны.
Вес генератора составил около 1 020 тонн, диаметр - свыше 12 метров, мощность генератора - 90 МВт, против мощности 77,5 МВт старых генераторов. После войны первый гидроагрегат был включен в электросеть в марте 1947 года, а последний - в мае 1950 года. В 1947-1973 годах главным инженером Днепровской ГЭС был Анатолий Яковлев, при Яковлеве была проведена реконструкция и усовершенствование основного и вспомогательного оборудования, что позволило повысить надежность и экономичность работы гидроэлектростанции.
Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, происходившая в 1950-1960-х годах под руководством А. Яковлева, повысила квалификацию персонала, вдвое сократила эксплуатационный персонал и увеличила межремонтный период гидроагрегатов до 6-8 лет.
Вокруг стола — гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам". В бараках, где жили строители, процветали пьянство и воровство Размах строительства поражал: в марте, когда стройка только начиналась, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, трудилось уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг по поводу закладки станции состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции.
На нем присутствовали члены украинского правительства. Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы. Механизмов было мало, хотя строительство Днепровской ГЭС считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную — грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей. Народ на стройке, как записывал Вейде, был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы. Все рабочие жили в темных бараках. Бригады пополнялись так стремительно, что не успевали строить новые бараки.
Появились женщины, отмечает автор записок. Наряду с подготовительными работами по возведению гидростанции развернулось строительство жилья. На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса. Для них был открыт магазин "Торгсин". Руководили стройкой специалисты высокого класса. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек. Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало.
Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов паспортов у крестьян тогда не было. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли.
Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество. Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде.
Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена. В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству" В Украину на Днепрострой двинулись также бывшие князья, помещики и офицеры. Устроиться на работу им помогали родственные связи со специалистами стройки. Все отделы и подотделы заполнили вельможные родственники, с возмущением отмечает Вейде.
В апреле 1929 года "Правда" опубликовала указание партийных органов о чистке советского аппарата от морально разложившихся бюрократов, саботажников, взяточников, вредителей, подкулачников. Было указано заменять их новыми кадрами и готовить выдвиженцев из передовых работников. При этом пролетарское происхождение и партийность не являлись страховкой от чистки. На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу. В июне 1929 года на Днепрострой прибыла комиссия "по чистке" под руководством Беленького. Во всех крупных отделах оперативно создали ячейки содействия этой комиссии, в одну из них вошел и автор дневника Борис Вейде. Работа "по чистке" была сложной, потому что надо было "проверять и перепроверять", писал Вейде.
Но с помощью рабочих, которые следили за происходящим с большим интересом и всячески помогали, "было выявлено много негодных работников, целая галерея вредителей и паразитов, чуждых этому великому всенародному строительству". Обнаружили ряд лиц, скрывавшихся под маской участников строительства. Скажем, заведующий материальным складом Тупиков оказался в прошлом полковником армии Деникина, кладовщик Архипов — бывшим жандармом, руководитель медсанотдела Щегольская — женой адвоката Керенского, бежавшего в Польшу, заместитель начальника материального отдела Розенштейн — меньшевиком, спекулянтом валютой в период голода, а помощник бухгалтера Хоруженко — петлюровцем. В ходе чистки сняли с работы 233 человека, многих переместили по должности. Результатом "чистки" стало и создание отдела найма и увольнения, в который на должность заведующего учетом перевели Вейде. Борис Александрович подробно рассказывает, как в течение трех месяцев четверо сотрудников отдела кропотливо просматривали тысячи списков рабочих, приводя в порядок запутанную и запущенную систему кадрового учета. В результате любую справку о каждом работнике стройки можно было выдать за пять минут. Однако на этом "чистка" не закончилась.
Так обнаружилось еще много "бывших", а ныне тихих, исполнительных, внешне скромных сотрудников. Кого-то после этого арестовали, кого-то сняли с работы. В мае 1932 года в отделе найма был задержан совершенно безобидный с виду Леонтий Бычек. Сопротивлялся он отчаянно, даже вытащил из голенища длинный нож, каким режут свиней. Его насилу скрутили и обезоружили. У Бычека оказались липовые документы на бланках сельсовета и серебряные часы с надписью: "Вахмистру Бычеку за верную службу. Николай II". Бычека арестовали.
Движение рабочих кадров на Днепрострое было огромное. Только в 1932 году приняли более 90 тысяч человек, а уволили 60 тысяч. Огромные массы бетона в котлованах рабочие уплотняли ногами Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа коммунистический интернационал молодежи на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке — 106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители немецкой консультации заявили: можно уложить максимум 75-80 тысяч кубометров. Американцы считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, которого поддержал весь коллектив строителей, приступил к выполнению своего плана.
Главным инженером а вскоре и начальником Днепростроя был назначен Александр Винтер, его заместителями были Борис Веденеев и Павел Роттерт. Торжественная закладка состоялась 8 ноября того же года. Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. Винтера дорабатывается и изменяется проект академика Александрова и проект производства работ, предложенный американской консультационной фирмой Купера. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс.
Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советский инженер предложил сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленин, так плотина получила своё имя: ДнепроГЭС им. Вследствие строительства плотины были затоплены днепровские пороги , что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты.
Мы нашли наиболее выпуклое архитектурное выражение технической идеи Днепростроя, соорудив здание, красота которого заключается не в приклеенных лепках или нагромождении колонн. Мы в неизвестных до сих пор в зарубежной архитектуре масштабах применили такие строительные материалы, как стекло, марблит и другие. Это дало возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 метров, при длине в 250 метров. Подрыв был произведён по указанию советского руководства, согласно распоряжению Генштаба.
Этот день принято считать официальной датой ввода станции в эксплуатацию, хотя первую электроэнергию Днепрогэс выдал 1 мая 1932 года, когда в 6 часов 30 минут был пущен первый агрегат гидростанции. Днепрогэс был построен согласно ленинскому плану государственной электрификации. В его разработке принимали участие свыше 200 инженеров и ученых во главе с Глебом Кржижановским. Планировалось построить 30 электростанций общей мощностью 1,5 млн. На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: "Достаточно того, что он построил Днепрогэс". Станция была крупнейшей в Европе. Длина дамбы 760 м, высота - 60 м, радиус дуги - 600 м. Ленина - гидроэлектростанции мощностью 560 Мвт на Днепре у города Запорожье. Гидроэлектростанция была крупнейшей в Европе и стала символом первых советских пятилеток. Длина дамбы составляла 760 метров.
Украина намерена продлить срок службы плотины ДнепроГЭС на 50 лет
Это огромное количество дешёвой электроэнергии, которое обеспечивает работу промышленных предприятий, домов и организаций. Помимо электроэнергии, Днепрогэс своим появлением решил проблему судоходства на реке Днепр. Затопив Днепровские пороги, станция обеспечила непрерывное движение судов и транспорта по реке. Это важно для экономики и логистики страны. С середины 1990-х годов проводилась некоторая модернизация Днепровской ГЭС, включая замену гидроагрегатов с постепенным увеличением мощности станции. Это позволяет сохранять её роль в современной энергетике и обеспечивать потребности страны в электроэнергии. Последствия прилётов для ДнепроГЭС Министр энергетики Герман Галущенко отметил, что это самая масштабная атака на энергетическую систему в последнее время.
Судя по видео, последствия тяжелые, возможно, фатальные для выработки энергии.
На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. В представлении академики Кржижановский и Крылов написали: "Достаточно того, что он построил Днепрогэс". Станция была крупнейшей в Европе.
Длина дамбы 760 м, высота - 60 м, радиус дуги - 600 м. Ленина - гидроэлектростанции мощностью 560 Мвт на Днепре у города Запорожье. Гидроэлектростанция была крупнейшей в Европе и стала символом первых советских пятилеток. Длина дамбы составляла 760 метров. Американские газеты писали, что Днепровская ГЭС являлась триумфом техники, которой могла бы гордиться каждая страна.
На основе дешевой электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, создан Запорожский промышленный комплекс. Полковник Хью Купер из инженерного корпуса армии США, позирует на фоне плотины Днепро-ГЭСа, которую он помогал строить в качестве приглашенного советским правительством главного инженера-консультанта. Фото Маргарет Бурк-Уайт.
Их общая мощность по планам составит 264 мегаватта. Глава государства подчеркнул важность строительства микроГЭС на каждой речке и в каждой махалле, где имеется такая возможность.
Проекты строительства ГЭС не учитывают климатических изменений, поскольку их трудно предсказать. С водохранилищами ГЭС связаны огромные выбросы парниковых газов. Первые тревожные вести о состоянии ДнепроГЭСа зазвучали ещё в прошлом году, а в начале 2019-го года власти Запорожья и вовсе запретили передвижение по плотине машин весом более 25 тонн.
Этот шаг откровенного отчаяния — последняя надежда на то, что дамба ГЭС не рухнет. А вот разговоры о капитальной модернизации ДнепроГЭСа начали вести ещё в 80-е годы прошлого века. Но в то же время основательное строительство и модернизация шли по всей Украине — прощальный подарок неблагодарному потомству от Союза. В итоге на ГЭС только поменяли турбины. Во время этой урезанной модернизации специалисты, провели детальное обследование плотины. Были обнаружены множественные сквозные трещины шириной до 1,5 миллиметра. Также городской глава просил ускорить процесс выделения из резервного фонда кабмина денежных средств в размере 7,7 миллиона гривен для проведения первоочередных работ по ликвидации аварийного состояния. При этом добиться внятных ответов от украинских, впрочем, и некоторых российских, специалистов практически невозможно. В случае катастрофы на ГЭС определённо будет полностью затоплено Запорожье.
В некоторых районах вода поднимется на 8-12 метров. Эта отметка будет удерживаться около 4-7 часов. Полный спад воды же ожидается только четыре дня спустя. При этом затопление будет стремительным.
Потеря мощного источника: Украина лишилась энергии из-за вывода ДнепроГЭС из строя
Это мощность без малого 1600 мегаватт” — уточнил Рогов, слова которого передает РИА Новости. По его словам, ДнепроГЭС была самой мощной гидроэлектростанцией на подконтрольной киевскому режиму территории и обеспечивала более 10% суточного. ДнепроГЭС самая мощная гидроэлектростанция, которая входила в единую энергетическую систему и обеспечивала более 10% суточного распределения электроэнергии, выполняя роль "пикового регулятора"", – сказал Рогов РИА его мнению. ДнепрГЭС, Русский: ДнепроГЭС - ДнепроГЭС, также известная как Днепрострой) - крупнейшая гидроэлектростанция на. Установленная мощность электростанции – 235,5 МВт в генераторном режиме и 135 МВт в насосном.
Читайте также:
- Появилось видео масштабов разрушений ДнепроГЭС после удара русской армии — «Важное в Рославле»
- Станция днепрогэса заработала на полную мощность
- Днепрогэс - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- ДНЕПРОГЭ́С
ДнепроГЭС: дважды взорванный и трижды построенный
На момент строительства Рыбинская ГЭС была крупнейшей по мощности гидроэлектростанцией (330 МВт) в РСФСР и второй в СССР, уступая лишь Днепрогэсу (его мощность в то время составляла 560 МВт). ДНЕПРОГЭС, крупнейшая в СССР в 1930–50-е гг. гидроэлектростанция на р. Днепр, ниже Днепровских порогов, у г. Запорожье (Украина). После ввода в эксплуатацию Днепрогэс-2 общая мощность станции увеличилась до 1538,2 МВт. Мощность запущенной электростанции составила 560 мВт. В 1939 ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов.
Строительство
- Какой мощностью обладала электростанция Днепрогэс?
- Главная навигация
- Днепрогэс: семилетку - в пять лет
- Состоялось торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции
- Как взрывали Днепрогэс | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов