31 января в Янтарном прошел традиционный траурный митинг, посвященный памяти жертв чудовищного преступления нацистов, известного в истории как «Марш Смерти». Мы шли сегодня «Маршем жизни» от поселка Русское, где как раз захоронены советские солдаты пытавшиеся пробиться и помешать этому «маршу смерти». Этот последний «Марш смерти» удалось выдержать лишь половине заключенных.
Лента новостей
- Смотрите также
- Памятник жертвам Марша смерти
- Как найти:
- Комментарии
- Конвертер дат
Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном?
Мы возлагаем надежду на то, что сможем сделать урок, чтобы добрая воля человека стала всё же сильнее изоляции, социальной дискриминации и дискриминации по политическим и другим мотивам. Мы со скорбью и почтением жертв резни, произошедшей 70 лет назад», — заключил руководитель немецкой дипмиссии в Калининграде. Мы вспоминаем то, что произошло 70 лет назад. И, к большому сожалению, таких мест как это много во всей Европе и в моей Литве. Это место, где проявилось человеческое безумие. Безумие, порождённое таким грубым национализмом или фашизмом, как мы говорим. Не так давно, несколько дней назад в Аушвице, в Освенциме собрались мировые лидеры собрались, чтобы почтить память нескольких миллионов евреев, которые там были убиты. Погибли, конечно, и представители других народов.
И было сказано, что в Европе не должны появиться новые агрессоры, новая волна национализма, волна, которая хочет захлестнуть всех, кто мыслит по-другому, молится по-другому, живёт по-другому, желает для другой жизни в отличии от тех, кто делает плохие дела». Консул Польши Збигнев Заремба подчеркнул в своей речи важность воспитания молодёжи в духе демократии и мира: «Мы стоим на том месте, где произошло чудовищное презрение к человеку и к его достоинству. Эта годовщина носит особый характер, ведь в этом году мы чтим память уже в семидесятый раз. Но, несмотря на то, что после этих чудовищных событий прошло уже 70 лет, наша память о них не ослабевает. Что сегодня для нас память о Холокосте? Прежде всего, для нас это память о необходимости защиты наших ценностей свободы, справедливости, толерантности, поэтому нашей задачей является воспитание молодого поколения в духе мира». Среди выступающих был и узник гетто Яков Суховольский, свидетель преступлений нацизма против человечества.
Мраморный 10-метровый памятник представляет собой воздетые к небу человеческие руки, символизирующие мольбу погибающих людей о помощи. На руках выбиты лагерные номера.
Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти» 28. Власти Янтарного не давали разрешение на проведение реконструкции «Марша смерти», которую планируют провести в Синявино в субботу, 29 января 2022 года.
В нашей области эта дата связывается не только с моментом освобождения узников Освенцима. В последние дни января 1945 года на побережье Балтийского моря близь населенного пункта Пальмникен ныне п. Янтарный состоялось массовое убийство мирных граждан-евреев из Венгрии и Польши, а также из Вильнюсского гетто. Всего около 7 тысяч человек было расстреляно, некоторые из них были сброшены в штольни заброшенной шахты, многие погибли по дороге к месту казни.
Сегодня на месте трагедии установлен монумент, напоминающий нам о безумии, которое породил фашизм. Этот памятник и связанная с ним печальная история произвели глубокое впечатление на Владимира Герасимова, литератора из Тюмени, который побывал в Калининградской области на месте трагедии в 2014 году. Сами собой возникли стихи, в которых живет острая боль и душащий страх тех жестоких дней. Сегодня в нашей кают-компании публикуем фрагмент произведения «Кровавый янтарь».
Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти»
сетях сообщили, что 29 января пройдет историческая реконструкция событий 27-31 января 1945 года, когда нацисты прогнали «Маршем смерти» порядка 7 тыс. человек из Кенигсберга (ныне Калининград) в Пальмникен (в настоящее время — Янтарный) к месту их казни. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. "Марш Жизни" в память о жертвах массового убийства в Пальмникен (название посёлка городского типа Янтарный Калининградской области до 1947 года), совершенного. В Янтарном в память о трагедии, произошедшей в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года, провели митинг у памятника «Жертвам марша смерти под Кёнигсбергом». В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель.
Последние новости
- «Марш жизни» в память о погибших узниках
- Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти»
- Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти»
- Telegram: Contact @gtrk_kaliningrad
В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года
Но мало кто знает, что 30 января этого года был трагически завершён последний «Марш смерти» на берегу Балтийского моря в поселке Пальмикен (Янтарный). Как сообщает РИА «Новости», ранее власти Янтарного назвали недопустимым и непозволительным шоу на месте расстрела узников концлагерей и заявили, что не давали разрешения на проведение реконструкции. «Марши смерти» из концлагерей проходили как можно дальше от населенных пунктов, во избежание контактов заключенных с гражданским населением и побегов из колонн. Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. В Калининградской области прошло траурное мероприятие в память о так называемом "марше смерти", ставшем одним из последних актов Холокоста в 1945 году.
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти»
Тех, кто после "марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали. В те годы в поселке Янтарный располагался один из нацистских лагерей смерти. Скачай это Премиум Фото на тему Светлогорск Калининградская область Россия 07012022 Памятник жертвам Холокоста мемориал жертвам марша смерти в поселке Янтарный и открой для себя более 1 миллионов профессиональных стоковых фото на Freepik. В Калининградской области прошло траурное мероприятие в память о так называемом "марше смерти", ставшем одним из последних актов Холокоста в 1945 году.
Памятник жертвам Марша смерти
Он также выразил благодарность людям, принимавшим участие в создании памятника в Янтарном, и особо — инициатору его установки калининградскому бизнесмену Владимиру Кацману, который финансировал этот проект. Напомним, что Калининградская область - единственная в России, на территории которой сохранились зримые свидетельства Холокоста, крупнейшей этнической катастрофы XX века. В 1938 году в Кенигсберге, как и во всех остальных городах Германии, прошла «Хрустальная ночь» погромов и поджогов. Начиная с 1942 года, в Кенигсберге были организованы массовые депортации еврейского населения в концлагеря.
Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое. Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании. Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны. Главным персонажем своего романа Зурмински сделал сына одного из эсэсовцев, гнавших еврейских узниц к месту их гибели. Случайно узнав об этом через многие годы, сын решает прояснить для себя вину отца в пальмникенской трагедии и через полвека после войны отправляется в Янтарный. Через весь роман проходит идея покаяния современного немца за преступления поколения отцов. Описывая Восточную Пруссию конца Второй мировой, Зурмински прослеживает судьбу шести женщин, которые мечтают пережить войну.
Рассказал мне ее мой хороший знакомый — писатель Арно Зурмински из Гамбурга. В бывшей Восточной Пруссии этот населенный пункт назывался Пальмникен. Поздним вечером 31 января 1945 года он стал свидетелем одного из преступлений нацистов. Когда Красная армия приближалась к границам рейха, нацисты переправили в Кенигсберг около шести тысяч узниц польского и венгерского происхождения из концлагеря Освенцим. Затем пятьдесят километров полураздетыми по снегу их пешком гнали в Пальмникен. Ослабевших и больных женщин охранники добивали выстрелами. Но и оставшихся узниц — свыше двух тысяч — ждал трагический конец. Колонну погнали вдоль побережья Балтийского моря на юг. Отойдя несколько километров от Пальмникена, эсэсовцы стали загонять узниц группами по полсотни человек в ледяную морскую воду, а затем расстреливали их из автоматов. Выжили лишь тринадцать человек. Именно они рассказали об этом преступлении, когда в середине апреля 32-я стрелковая дивизия Красной армии заняла Пальмникен. Свидетельства очевидцев преступления нацистов были запротоколированы. Найденные тела узниц были захоронены недалеко от прибрежной полосы, а затем на долгие годы все забылось...
Элементом прогресса в области экономики стали зарождавшиеся в то время мануфактуры — предшественники меркантильной хозяйственной политики. В предместьях появились мыловарни, маслобойни, стеклозаводы и красильни. Земельное правительство поддерживало предпринимателей, строивших фабрики, чтобы сэкономить деньги, которые тратились на ввоз продуктов из-за границы. Новые предприятия имели такие же привилегии, как и с давних пор мельницы, купальни и аптеки. С ростом числа горожан и их благосостояния более разнообразной становилась и общественная жизнь. Кроме старых юнкерхофов и гемайнгартенов имелось множество трактиров. Многие являлись простыми постоялыми дворами и местом отдыха сельских жителей, посещающих рынок; другие, видимо, были обыкновенными питейными заведениями с сомнительной репутацией. Сохранилась одна из средневековых бюргерских забав — стрельба. Так как с конца XIV столетия от арбалета перешли к огнестрельному оружию, старые стрельбища стали малы. Потому и народные праздники — стрельбы по деревянным птицам — здесь больше не проводились. Стрельба по мишеням поначалу не пользовалась признанием, но только до тех пор, пока курфюрст Георг Вильгельм в 1634 году не перенёс все привилегии со стрельбы по птицам на стрельбу по мишеням. Таким образом, постепенно исчезла связь между стрельбой и цехами ремесленников с их гемайнгартенами. Праздники стрелков оставались популярными, но участие в них постепенно становилось более или менее добровольным, и в итоге образовалась гильдия стрелков как самостоятельное общество. Нередко Георг Вильгельм предавался разгульным развлечениям и любимой охоте, что не могло не сказаться на состоянии дел в государстве. Принуждённый заключить с Швецией союз в 1631 году, он неохотно вёл войну и уже в 1635 году заключил с императором Священной Римской империи Фердинандом II союз, вследствие чего шведы опустошили его земли. В августе 1638 года Георг Вильгельм вместе со всем своим двором и семьёй с очаровательными дочерьми-курфюрстинами перебрался в Кёнигсберг, где, предаваясь любимому своему развлечению — стрельбе, и превратил в «охотничью столицу» свою летнюю резиденцию в замке Нойхаузен. В эпоху правления Георга Вильгельма в Кёнигсберге происходили события, свойственные эпохе барокко. В середине XVII века возник Кёнигсбергский кружок — круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. У этих незаурядных бюргеров не было никаких организационных признаков «поэтического цеха» — ни уставов, ни списков участников, ни собственного архива и т. Они не проводили собраний. То есть в строгом смысле говорить о поэтическом объединении, видимо, не следует. Однако не подлежит сомнению, что этот круг поэтов и музыкантов, учителей и студентов, юристов и чиновников, живших в Кёнигсберге в середине XVII века, оставил глубокий след в истории немецкой лирики. В это время публично польскому королевскому двору, а вместе с тем — кёнигсбергскому дворянству и бюргерству был представлен поэт Симон Дах. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей. По поводу каждого из этих событий Дах вместе с композитором и органистом Генрихом Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни. С 1 ноября 1639 года, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, он приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей. Магистерскую защищает в 1640 году. Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора. Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете. Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» тип средневекового стиха и другие. В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии. Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой. Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос. Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году. Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен. Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок. Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т. Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря. В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели. Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG. В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества. В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа. Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу. Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида. Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы. Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных. На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода». Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий. Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена. В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод. В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т. Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки. По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования. К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию. После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах. Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход. Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован. Озеро Синявино, или, как его ещё называют, пруд «Янтарный» привлекает многих отдыхающих и летом, и зимой. В холодное время года здесь предлагают надеть акваланги и опуститься на дно бывшего карьера. Такой вид активного отдыха - дайвинг - становится популярным в последнее время. А тем, у кого на свежем воздухе разыгрался аппетит — неплохое кафе с горячими блюдами на территории базы отдыха. Озеро Синявино или озеро Янтарное, а если точнее по государственному реестру Федерального агентства водных ресурсов числится как «пруд без названия в посёлке Синявино», одним своим берегом граничит с территорией Янтарного комбината. К его этой стороне можно подъехать вдоль небольшого ущелья небольшой речки бывшего местечка Кракстепеллен. Переброшенный через ручей пешеходный мостик приглашает остановиться и «постоять» на благополучно разобранных железнодорожных путях. Эта дорога вела к шахте «Анна» на берегу моря. Последуем и мы в сторону легендарного пляжа под «Голубым флагом». Зимой здесь особенно тихо - безлюдно... Чистые песчаные пляжи. Живописные обрывистые берега. Тишина и покой на бывших янтарных карьерах. Когда-то здесь добывали солнечный камень, и где-то здесь, под осыпью, вход в шахту с красивым женским именем Анна. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». При нацистах Пальмникен вписал свою страницу в печальную историю Холокоста: в ночь на 31 января 1945 года именно здесь, на берегу Балтийского моря, была осуществлена массовая казнь 7 тысяч узников лагеря Штутхоф под Данцигом — совр. Штутово под Гданьском, Польша — евреев по происхождению. Кажется невозможным, что 25 января 1945 года Красная Армия освобождает узников концентрационного лагеря «Освенцим», а буквально через неделю Холокост продолжился… и продолжился здесь на берегу Балтийского моря. Директор пальмникенских янтарных предприятий Ландман и управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене Ханс Файерабенд, майор, награждённый орденом во время Первой мировой войны, публично воспротивились уничтожению узников в штольнях янтарного комбината. Да, их протест ничего не изменил в судьбе приговорённых к смерти, но он был. И он достоин уважения. Директор янтарной мануфактуры Хельмут Ландманн отказался предоставить шахту «Анна» для уничтожения людей. Тогда эсэсовцы загнали 3000 еврейских женщин в фабричный цех, расположенный у карьера. Сегодня на месте карьера большое озеро. Когда 27 января 1945 в Пальмникен пригнали еврейских заключенных, командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд, высказал решительный протест командиру прибывшего подразделения SS. В ходе спора он со всей энергией заявил, что пока он жив, в Пальмникене больше не будет убит ни один еврей. Он начал организовывать для пленников необходимое питание. Внезапно янтарная мануфактура стала для евреев защитной зоной. С этого момента над Пальмникеном нависла напряженная неизвестность. Чувствовалось, что здесь замышляется что-то чудовищное. Последний марш смерти в Восточной Пруссии достиг своей конечной станции. В течение трех дней Файерабенду удавалось обеспечивать скудной пищей и защищать евреев. Но потом он получил сфабрикованный боевой приказ выступить 30 января с сотней бойцов фольксштурма на передний край в район Куменена. Одновременно он получил из гестапо письмо с угрозой строгого наказания за противодействие ее планам. В Куменене Файерабенд прибыл в указанную в приказе воинскую часть, которая, как оказалось, не обращалась к командованию с просьбой об усилении. Той же ночью Файерабенд покончил с собой. Тела убитых заключённых свозили к шахте «Анна» и в районе пляжа за зданием заброшенного цеха сгружали в братскую могилу. В ту первую половину дня солдаты SS прошли по домам вдоль трассы ужасного марша в поисках убежавших евреев.
Мемориал жертв МАРША СМЕРТИ в Янтарном
В Янтарном прошел традиционный «Марш жизни» | Тех, кто после "марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали. |
В калининградском поселке Янтарный почтили память жертв холокоста // Новости НТВ | На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. |
Марш памяти в Янтарном | Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. |
В калининградском поселке Янтарный почтили память жертв холокоста // Новости НТВ | Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. |
Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном | c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. |
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста
«Марш жизни» в память о погибших узниках | Последние новости» Архив» Марш смерти и кровавый янтарь. |
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает» | Вера и общество | В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. |
В Янтарном прошел традиционный «Марш жизни» | Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. |
«Отрицание Холокоста может иметь необратимые последствия»: репортаж из Калининградской области | Марш жизни заканчивается траурной церемонии у мемориала в Янтарном в память о жертвах Холокоста. |
Янтарный/Пальмникен. Марш смерти в янтарном крае
Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном? | В поселке Янтарный Калининградской области главный раввин России Берл Лазар принял участие в открытии памятника «Жертвам марша смерти в Пальмникене», сообщает пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер. |
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает» | В Калининградской области почтили память жертв "Марша смерти". |
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ
120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц.