Ее зовут Агафья Лыкова, и она уже более 30 лет живет в полном одиночестве на заимке возле реки в Тайге.
Агафья Лыкова: судьба отшельницы из «таежного тупика»
Агафья Лыкова – отшельница, за судьбой которой давно наблюдают СМИ, о ней снимают фильмы, много говорят и пишут и это неудивительно – 74-летняя женщина. Побег от советской власти: Биография Агафьи Лыковой. Агафья Лыкова, последняя отшельница из Хакасии, вновь осталась одна на своей заимке в таежной глуши, которая расположена более чем в 200 километрах от первых наметок на цивилизацию. Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела.
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге
Зверя он загонял в силки, ловушки или просто преследуя дичь до изнеможения, сам он при этом мог находиться в постоянном движении несколько дней. По его словам, без особой усталости. Вся семья Лыковых имела завидные для многих современников черты — выносливость, моложавость, трудолюбие. Ученые, проводившие наблюдения за их жизнью и укладом, говорили, что по устройству быта и ведения хозяйства Лыковых можно считать образцовыми крестьянами, постигшими высшую сельскохозяйственную школу. Семенной фонд пополнялся отборными образцами, подготовка почв и распределение растений на склонах горы по отношению к солнцу были идеальными. Здоровье их было отменным, хотя картошку приходилось выкапывать уже из-под снега. До морозов все ходили босиком, зимой обувь тачали из бересты, пока не научились выделывать шкуры. Набор лекарственных трав и знания об их применении помогали избежать болезней и справиться с уже случившимися заболеваниями.
Семья постоянно находилась на грани выживания, и делали они это с успехом. Агафья Лыкова, по словам очевидцев, в возрасте сорока лет легко взбиралась на верхушки высоких деревьев для сбивания шишек, преодолевала несколько раз в день расстояния в восемь километров между заимками. Все младшие члены семьи, благодаря матери, были обучены грамоте. Читали на старославянском и разговаривали на этом же языке. Агафья Лыкова знает все молитвы из толстого молитвослова, умеет писать и знает счет на старославянском, где цифры обозначаются буквами. Все, кто с ней знаком, отмечают ее открытость, твердость характера, не имеющую под собой бахвальства, упрямства и желания настоять на своем. Расширение круга знакомств семьи После первого контакта с внешним миром закрытый уклад жизни дал трещину.
Члены геологической партии, впервые столкнувшиеся с Лыковыми, приглашали семейство переселиться в ближайший поселок. Затея не пришлась по вкусу, но в гости к экспедиции отшельники все же пришли. Новинки технического прогресса вызывали у младшего поколения любопытство и интерес. Так Дмитрию, которому больше всех приходилось заниматься строительством, понравились инструменты лесопильной мастерской. Минуты тратились на распил бревна на циркулярной электрической пиле, а ему приходилось на аналогичную работу тратить несколько дней. Постепенно многие блага цивилизации все же стали приниматься. Пришлись ко двору топорища, одежда, простые кухонные принадлежности, фонарик.
Телевидение вызывало резкое отторжение как «бесовское», после короткого просмотра члены семьи истово молились. Вообще, молитва и православные праздники, почитание церковных правил занимали большую часть времени жизни отшельников. Дмитрий и Савин носили головные уборы, напоминавшие монашеские клобуки. После первого контакта Лыковы уже ожидали гостей и были им рады, но общение надо было заслужить. В 1981 году, за одну зиму, один за другим из жизни ушли трое Лыковых: Савин, Наталья и Дмитрий. Агафья Лыкова в этот же период тяжело болела, но ее более молодой организм справился с недугом. Некоторые предполагают, что причиной смерти троих членов семьи было контактирование с внешним миром, откуда и пришли вирусы, на которые у них не было иммунитета.
В течение семи лет в гости к ним постоянно приезжал писатель Василий Михайлович Песков, его истории легли в основу книги «Таежный тупик». Также публикации о Лыковых делает наблюдающий семейство врач Назаров Игорь Павлович. Впоследствии было снято несколько документальных фильмов, написано множество статей. Свою помощь предлагали многие жители СССР, они писали письма, присылали множество посылок с полезными вещами, многие стремились приехать. В одну зиму с Лыковыми прожил малознакомый им мужчина. По их воспоминаниях о нем, можно сделать вывод, что он притворялся старообрядцем, но в реальности явно страдал психическим заболеванием. К счастью, все разрешилось благополучно.
Последняя из Лыковых Биография Агафьи Лыковой уникальна, пожалуй, женщины такой судьбы больше в современной истории не встретить. Жалел ли отец, что его дети прожили без семьи, и никто не обзавелся детьми, можно только догадываться.
Наиболее известным сочинением о судьбе Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой является книга журналиста, сотрудника «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова «Таёжный тупик». В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Современные научные издания рассматривают Агафью Лыкову, как один из символов старообрядческого мира Источник: интернет — сети. С 1988 года Агафья Лыкова живёт одна на берегу реки Еринат и отказывается переезжать на «Большую Землю» ссылается на то, что годы не те, и вода там течёт из крана, а она её набирает из реки Еринат.
От Москвы до заимки Агафьи Лыковой 3900 км. От города Абакан —до заимки Агафьи Лыковой - 500 км. Меня, как автора, удивляет её осведомлённость и отношение к нашей цивилизации. Когда ей на заимку привозят продукты, упакованные в спец. Агафья Лыкова говорит: - Я родилась здесь на реке Еринат, в 7453 году — от сотворения мира, в этом году родилась я. Истинной веры Христовой у нас по отцу предки.
Как князь Владимир крестил русскую землю, и из поколения в поколение шло…. Четверо было нас детей то. Мы жили семьёй, а теперь я одна осталась. Вот уже в полном одиночестве 27 - ой год живу. Эта же самый сатанист. Он отменил двуперстие, от Христа переданное, книги изменил и все догматы церковные.
Никониане священников истребляли, к своей вере никонианской пригоняли, а христиан строго мучили и в тюрьмы сажали. Священников замучили. Священник Авраамий был и священник Тарасий. В бочку гвоздей наколотили и в эту бочку посадили, катали, катали и так замучили. Там песни всякие поют.
Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно. Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке.
Агафья Лыкова — как живет отшельница сегодня? Агафью Лыкову стало опекать местное общество и правительство. Ей обеспечили связь с внешним миром, медицинскую помощь при необходимости, подарили щенка, периодически помогали с продуктами. Согласно обследованиям, ее здоровье не вызывает опасений. Невзирая на преклонный возраст, Агафья — энергичная женщина, у нее отличная память. Из современных изделий в доме отшельницы до сих пор есть только термометр и часы. Агафья отказывается покидать свое жилище, по-прежнему читает молитвы, сама ведет хозяйство и остается в здравом рассудке. У Лыковой есть дальние родственники, она ведет с ними общение по переписке. Передает письма вместе с вертолетом, на котором ей привозят помощь: продукты и медикаменты. Все попытки Агафьи покинуть заимку оканчивались возвращением назад. После смерти отца, которого дети называли «тятя», Агафья Лыкова пыталась жить у родственников, также некоторое время после пострига, она провела в старообрядческом монастыре. Жизнь в цивилизации тяготила женщину, и она вернулась в привычное жилище. Вместо семьи и детей — выбрала монашество, в свое время не стала искать контактов с внешним миром. Родственники Агафьи в интервью для СМИ вспоминали, что отшельница очень полюбила детей, когда вышла в цивилизацию на время, спрашивала «что это за маленький человек? Сама Агафья была в семье младшей и других детей, кроме старших братьев и сестры, не видела. Навещать отшельницу без повода нельзя.
КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022
Доставить стройматериалы туда очень дорого и сложно, а вырубать деревья на территории ООПТ строго запрещено. Дом возводили поэтапно: сначала его собрали в Абакане, а все бревна пронумеровали. Затем избу разобрали до основания. Брус перевозили на тракторах и машинах, а по территории заповедника материалы везли на плотах и аэролодках. Понадобилось 18 сплавов, чтобы переправить доски в тайгу. Как рассказал сайту «Экология России» директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий, сама Агафья выбирала дизайн дома и курировала строительство. Изба получилась скромной, но уютной. Внутри ничего лишнего: новая печь и деревянная мебель.
Желаю тебя видеть. С нетерпением жду. С лыковскими я родство давно потеряла, но очень жду тебя». Антон гостил у своей знаменитой тетки уже четыре раза. На днях он снова вернулся из поездки в Хакасию, а когда улетал с заимки, успел снять из иллюминатора поднимающегося вертолета видео, как Агафья Карповна сидит на бревне, а рядом с ней — ее новая помощница. Да, да, впервые за всю историю этой необычной семьи жить в помощниках у таежной отшельницы будет не послушник-мужчина, а женщина. Нашел ее и помог прилететь на заимку красноярский режиссер и тележурналист Андрей Гришаков. Ей 78 лет, и она уже не справляется одна, а ведь у нее хозяйство, козы. Как ее в тайге одну оставлять? Я даже приглашал ее жить к себе, говорил, что люди у нас в селе хорошие, но Агафья сказала, что не поедет и останется у себя. И ей обязательно нужен помощник, человек рядом.
Во второй половине 1940-х годов постоянным местом жительства Лыковых стал берег реки Еринат, притока Абакана. Семью случайно обнаружили геологи в 1978 году: к тому моменту уже давно скончалась мать семейства, однако оставались живы отец, старшая сестра и двое старших братьев Агафьи. Братья и сестра отшельницы скоропостижно скончались в начале 1980-х годов, через несколько лет умер и глава семьи.
Агафья Лыкова. Ей удалось не одичать, не забыть русскую речь и не растерять веру в добрых людей. Рассказываем, как сейчас живет и выглядит 77-летняя отшельница. Не знает другой жизни Агафья Лыкова родилась в 1944 году в семье староверов. Ее родители, сестра и двое братьев в то время уже почти 15 лет жили на заимке в Тайге возле реки Еринат. Каждое утро у Лыковых начиналось с молитвы. Затем, все без исключения, отправлялись заниматься хозяйством. Дела привычные: дрова наколоть, сухой травы для скота набрать, коз подоить, огород полить и урожай собрать. Но Агафья уже с 1988 года живет по большей части одна. И хотя к женщине время от времени приезжают волонтеры и помощники, ей приходится несладко. Тем не менее Агафье удается сохранять позитивный настрой, и она никогда не жалуется на тяготы своей жизни.
Отшельница Агафья Лыкова попросила Путина приехать к ней
Нарицательный персонаж. Агафья Лыкова / Статьи / | Не так давно в Сети был создан телеграм-канал "Хроники бабушки Агафьи", рассказывающий о жизни Агафьи Карповны Лыковой, которая всю свою жизнь живет в глухой сибирской тайге. |
История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет | Лыковы оставались глубоко верующими — у них была сложная схема богослужений, во многом благодаря которой Агафья и научилась грамоте. |
Случайное открытие
- Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана — Таежный тупик
- Следуйте за FT
- В таежном тупике
- Изнасилование и несостоявшееся замужество. На федеральном канале вышел фильм про Агафью Лыкову
- Что еще почитать
Таежная отшельница Агафья Лыкова
Один из участников передачи — Юрий Юрченко, завотделением скорой помощи Таштагола на вопрос: рассказывала ли ему Агафья Лыкова о том, что с ней случилось, ответил. сибирь, изоляция, одиночество, агафья лыкова, подкасты риа новости, аудио. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Москвы - Живущей в тайге в одиночестве Агафьей Лыковой предлагали переехать в Москву, но пожилая женщина отказалась.
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 28.04.2024
И почему чиновники помогают известной отшельнице? Андрей Гришаков — телеведущий, кинорежиссёр, член Красноярского краевого отдела Русского географического общества. После писателя Василия Пескова его называют главным хроникёром жизни Агафьи Лыковой: уже восемь лет он дружит со староверкой и по первому её звонку едет к ней на далёкую таёжную заимку. Андрей Гришаков: "С детства я много читал. Это мамина заслуга, она была учителем русского языка и литературы и мне прививала любовь к книге.
И вот, помню, бабушка по отцовой линии, в очередной раз застав меня за книжкой, не переставала повторять: "Андрюша, ну иди уже с ребятами поиграй, побегай, мы ж не Лыковы какие-то! Это был примерно 1981 год. Видимо, с тех пор у меня и желание разобраться, каких таких нелюдимов "Лыковых" мне приводили в пример". Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне.
Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами таёжных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин 45 лет и Димитрий 36 лет и дочери Наталья 42 года и Агафья 34 года , а мать семейства Акулина Карповна скончалась в тайге ещё в 1961 году от голода. В 1981 году один за другим умерли трое из детей, в 1988 году ушёл из жизни отец Лыковых. Сегодня Агафья живёт в тайге одна, периодически к ней приезжают добровольные помощники, чтобы помочь по хозяйству.
На весь мир семья Лыковых стала известна благодаря повести журналиста, писателя Василия Пескова "Таёжный тупик", выпущенной в 1983 году. Прочитать её можно здесь. Первая встреча От места проживания Лыковых до ближайшего населённого пункта — 250 километров непроходимой тайги, это и сейчас малоисследованные земли Хакасии. Заимка Лыковых.
Фото из архива А. Гришакова И всё-таки Андрей Гришаков, житель соседнего с Хакасией Красноярского края, не оставлял надежды познакомиться со знаменитой отшельницей. Андрей Гришаков: "Следил за редкими репортажами про неё, но там часто не было ответов на вопросы, которые меня интересовали. Шёл 2010 год.
Позвонили коллеги с одного из телеканалов, предложили слетать к Агафье Лыковой заодно с ними. Приготовился, зарядил батареи кинокамеры, позвал в путешествие Николая Пролецкого. Я уже пару лет как серьёзно готовился к встрече с Агафьей и знал, что Николай Петрович — большой друг семьи Лыковых и 30 лет подряд летал к ним с фотоаппаратом. Николай Петрович согласился составить компанию.
Примерно два часа мы летели над горами Западного Саяна, приземлились между двух горных речек и... После долгой разлуки я начал снимать встречу старых друзей, Николай ей вкратце рассказал про детей, внуков, она ему про погоду, про медведей, про соседа Ерофея, мол, вот, поссорились с ним опять... Но уже через час позволила направить объектив в её сторону… Агафья Лыкова и Андрей Гришаков. Гришакова С тех я уже восемь лет как знаком и считаю себя другом той самой Агафьи Лыковой, о которой услышал ещё в далёком детстве.
Практически каждый год стараюсь бывать у Агафьи, чаще получается весной и осенью. Сажать и выкапывать картофель — он занимает практически всю площадь огорода староверки. Она с большим запасом его сажает. Видимо, сказывается память о голодных временах, которые семья пережила в 60—70-х годах прошлого века".
Такая странная дружба Андрею — 42 года, Агафье Карповне — 74 года. Между ними пропасть исторических эпох. Как признаётся Гришаков, иногда ему кажется, что общается не с бабушкой, а с маленькой девочкой. Агафья впереди, я за ней с включённой камерой.
Она внезапно оборачивается и в своей певучей, своей молитвенной манере говорит: "Андре-е-е-ей! Посмотри, какая ба-абоська полетела-а! И вот этому у неё стоит поучиться, вернее, это мы уже потеряли", — говорит Гришаков. Самая продолжительная поездка Андрея Гришакова к Агафье Лыковой — три недели.
Вместе с ней он несколько раз делал загородку для ловли рыбы.
Не знает другой жизни Агафья Лыкова родилась в 1944 году в семье староверов. Ее родители, сестра и двое братьев в то время уже почти 15 лет жили на заимке в Тайге возле реки Еринат. Каждое утро у Лыковых начиналось с молитвы. Затем, все без исключения, отправлялись заниматься хозяйством. Дела привычные: дрова наколоть, сухой травы для скота набрать, коз подоить, огород полить и урожай собрать. Но Агафья уже с 1988 года живет по большей части одна. И хотя к женщине время от времени приезжают волонтеры и помощники, ей приходится несладко. Тем не менее Агафье удается сохранять позитивный настрой, и она никогда не жалуется на тяготы своей жизни. Более того, последняя из рода Лыковых не хочет оставлять родительский дом и познакомиться с благами цивилизации.
В 90-е даже поехала в монастырь и приняла постриг. Но уже через несколько месяцев вернулась, плохо себя почувствовала.
Так что же послужило толчком для молодых Иосифа и Раисы Лыковых сняться с насиженного места? То ли желание правителя Земли Русской узнать количество подданных и своим указом повелевшего переписать народ; то ли кровавая расправа, устроенная жандармами в уральском городке Ялуторовск, когда двух священников Древлеправославной Церкви, заколоченных в бочки с гвоздями спустили с горы?
Бог весть: история отношений между старообрядцами всегда была сложна и трагична. Когда же становилось особенно тяжко — будоражила душу мысль о благодатной стране, где всё по-божески, и правит той страной и народом в ней живущим мудрый и справедливый государь. Земли там плодородные, дождик вовремя и солнышко не жарит, и пребывают все в добром здравии, душевном и телесном… Мечты русского народа о справедливости, а значит и счастливой жизни, воплотились в Сказание о Беловодье. Есть за китайской землёй страна, в которой живут истинные христиане, никем не преследуемые, трудятся и молятся во славу Божию под покровом Пресвятыя Богородицы.
И если кто-то любопытствующий, или, что хуже, со злым умыслом попытается проникнуть в Беловодье — ничего он не найдёт и не увидит, кроме сплошного и белого, как молоко, тумана. Разве только особо чуткий услышит где-то вдалеке не то шум прибоя, не то колокольный звон, собирающий прихожан к вечерне. Путь в Беловодье пролегал через сибирские просторы, Алтай, а затем уже через китайские земли. Многие кержацкие семьи, не выдержав длительного перехода, оседали в укромных таёжных местах.
Тем более что земли, через которые они проходили, особенно предгорья Алтая, были весьма привлекательными для проживания. Климат там довольно мягкий, хотя бывает, к Рожеству или Богоявлению так мороз завернёт, что деревья рвет. Но глубокие снега надёжно укрывают землю. За лето рожь да пшеница отменным колосом наливаются.
А травы не то, что в пояс — всадника на коне скрыть могут. А главное — от «власти антихристовой» подальше. Глядя на это великолепие, крестьянская душа стояла на распутье: или дальше идти, или синица в руках. К тому же, большинство понимало, что для Беловодья они не готовы — лишь бы от гонителей скрыться.
Историю одной такой группы из сорока семей я узнал от Агафьи. На китайской границе тамошний чиновный люд устроил переселенцам досмотр. Вышел конфликт. И всех, за исключением одной семьи, завернули обратно.
Большая часть вернулась на Алтай, а несколько человек, во главе с братьями Скороходовыми, решили поискать место для жилья в верховьях Абакана. Зима настигла их в тувинских гольцах. Коней, не приспособленных к местным условиям не могли тебенить, то есть добывать, корм из-под снега пришлось забить, чтобы не мучились. А когда идти стало совсем убродно — сделали лыжи, обшив их конским камусом, и свалились с гольцов в районе слияния трёх горных речек: Сектыозека, Ерината и Большого Абакана.
А дальше вниз по реке ещё километров сто, пока не нашли подходящее место, где Абакан, вырываясь из скальных щёк, смиряет свой бешеный нрав, отражая отлогие склоны в зеркальной поверхности воды. Тут и решили остановиться. Как пережили ту зиму — одному Богу известно. Когда грянула дружная весна, пробуждая к жизни застывшую тайгу, народ огляделся и посчитал потери.
Кто-то ушёл ещё ниже по реке, а иным это место глянулось: есть, где огород разбить и покосы добрые, скотинку завести можно. Да и тайга живностью богата — с голоду не умрёшь, а значит, будем жить. Фото Агафьи Лыковой. Вброд Шло время.
Шли и люди, убегая от гонений и пробираясь через сибирские таёжные дебри, надеясь на оседлую жизнь в удобном месте. Кто-то оставался в поселении Скороходовых, кто-то двигался дальше. Всем, желающим присоединиться к общине, братья устраивали своеобразный богословский экзамен, боясь проникновения в их окружение ересей. Дробясь на толки и согласия, беспоповская среда вызывала к жизни множество течений, чьи проявления веры носили подчас откровенно еретический характер.
Среди новоприбывших выделялись дедушка Афанасий и бабушка Елена, как ласково именует их Агафья. Видимо, детские впечатления из воспоминаний её отца об этих светлых стариках передались и ей. Прибыли они доживать свой век вдали от мирской суеты, посвятив отпущенное им время молитве и добрым делам. У лыковской детворы вскоре тоже появились сверстники: Кирил, Ефим и маленькая Матрона приехали на заимку с родителями Софоном и Федорой Чепкасовыми.
Вся община состояла из пяти семей. Первым делом, конечно, занялись строительством. Избы рубили сообща. Что-что, а топоры кержаки держать умели — непьющие, некурящие, здоровьем необиженные, дело своё знающие.
Брёвнышко к брёвнышку так подгоняли — иголку не просунешь. Нижние венцы клали из прочной и долговечной лиственницы, а остальные стены выгоняли из кедровых брёвен, приговаривая: «От кедры самый чистый и тёплый дух исходит». Семейные ставили избы-пятистенки. Просторные и светлые горницы с обязательным передним углом для икон и налоя, куть с русской печью, лавки вдоль стен, да стол из колотых и струганных плах, авторитетно расположившийся посреди горницы, составляли интерьер христианской, крестьянской избы.
Старикам жильё срубили поскромнее, много ли двоим надо, но зато потолок не плахами, а брусом закрыли. И получилась самая тёплая изба. Дедушка Афоня занимался перепиской служебных книг: канонов или чего-либо из Писания. Бабушка Елена всё больше по хозяйству, да за детворой приглядывала, когда родители в тайгу уходили.
Коровку-кормилицу сразу завели. Поэтому ребятишки частенько на шанежки-оладушки забегали. Добрыми и мудрыми были эти старики. Агафья Лыкова.
Посадка картофеля Однажды, кто-то из вновь прибывших стал обвинять соседей в том, что те картошку едят. Споры об этом уже поутихли, но в отдельных общинах особо ревностные «хранители старины» продолжали «завинять бесовское, многоплодное, блудное растение». Среди таёжников возникли разногласия. Тогда дед с бабой, зная, что без картошки им не прожить, собрали перед посадкой всех на сход и, чтобы помирить спорщиков, сказали: «Сажать картошку будем, но с заветом.
Помолимся и попросим Господа: если это растение Ему неугодно, а нам неполезно, то пусть какая-нибудь напасть случится и урожая не будет». На том и порешили. А осенью столько накопали, что все сомнения отпали навсегда. Вот так, жизнь, вдали от мировых потрясений, потихоньку входила в знакомое с детства для христиан русло.
Весной, после Юрьева дня начинали посадку. Летом покос, заготовка ягод, грибов и прочих таёжных даров. Если выдавался орешный год, то всей общиной выходили на сбор кедровой шишки, лущили, просеивали и сушили орех. Не каждый год родит это, воистину, чудесное дерево, поэтому заготавливали впрок.
Орех, при правильном хранении, четыре года лежит, не портится. В октябре после Покрова мужики уходили в тайгу на промысел пушнины. Добывали соболя, колонка, лисицу, белку. Особая удача, если кто-нибудь на реке выдру славливал — алтайцы одну шкурку на коня меняли.
Добытую пушнину, излишки мяса и рыбы меняли на соль, муку, крупы и железо. А когда февраль-бокогрей приходил, начинали готовить дрова. Стылые берёзовые и осиновые чурки звонко разлетались от ударов колуна. Обычно, хозяин колет, а детвора укладывает в поленницу, чтобы за лето дровам просохнуть.
Черника Но, чтобы у читателя не сложилось слишком благостное представление о таёжном быте, не нужно забывать, что описанные события происходили среди дикой первозданной природы, а выражение «медвежий угол» как раз про эти места. Полным хозяином тут был и остаётся доныне медведь. Обилие ягод, ореха, множество копытных: маралов, лосей, косуль — отличная кормовая база для этого зверя. Люди вторглись в его владения, а значит, нежелательные встречи и столкновения были неизбежны.
И они не заставили себя долго ждать, особенно после того, как на заимке появилась домашняя скотина. И как часто бывает в подобных ситуациях — трагичное мешается с комичным. Пропала корова у Михаила Скороходова. С утра пораньше, вооружившись, мужики отправились на поиски.
Сразу за поскотиной стало ясно — медведь скараулил. По следам определили что да как и куда потащил добычу. Вдруг, слышат, рядышком ботало — бряк-бряк. Странно, столько кровищи, а она брякат.
Мужики, а может это какая-нибудь из ваших, всё же… — Да нет. Мы как прослышали, что твоя пропала — своих из стайки не выпускаем. Так, разговаривая, выходят на небольшую поляну, а там косолапый лежит на спине и подбрасывает коровью голову вместе с боталом, играет. Покидает-покидает и к уху приложит — слушает.
Застрелили, конечно. А вот ещё случай. Бабы с ребятишками пошли по ягоды и наткнулись на задранного медведя. Видимо косолапые между собой что-то не поделили, вот один другого и порвал.
Сбегали за мужиками. Те осмотрели поверженного. Шкуру решили снять, а тушу спалить, чтобы не растравливать оставшегося. А вышло наоборот.
Следующим вечером, когда семья Лыковых отмолившись села ужинать, до их слуха донеслись непонятные звуки: не то бормотанье, не то шлёпанье губами. Супруг встал из-за стола, открыл дверь — мать ты моя родная! Дверь тут же захлопнул — и на крючок. А тот стоит — спиной дверь подпирает и только: «Мед… мед…».
Тут уж Раиса поняла — что-то неладно. А когда из мужика с выдохом вырвалось: «Медведь! Малые, не поняв, что происходит и почему мама шалит, недолго думая, решили её поддержать — когда ещё за столом побаловаться доведётся. И давай: миской об миску, миской об стол.
Такой грохот поднялся! Придя в себя и отдышавшись, глава семейства решил глянуть в окно — не убежал ли зверюга. Облокотившись о подоконник, поднёс бороду к стеклу. А из темноты, с любопытством, смотрит на него хозяин таёжный.
Ну, тут уж началось! Прямо, концерт для него устроили. На шум прибежали соседи и выстрелами отогнали незваного гостя. У Иосифа Лыкова, на ту пору, ружья ещё не было, и дворы на заимке были не так как в деревнях — забор к забору, а поодаль, по-хуторски, не лепились друг к другу — места хватало… Год по году молодым прибавляет, а старикам убавляет.
Все были приблизительно одного возраста. Выросшие на природе, с детства у старших в помощниках и по хозяйству, и на охоте, рано освоили науку выживания. К пятнадцати годам юноша мог и дом срубить, и зверя в тайге добыть. Степан вплотную подошёл к этому возрасту — уже на щеках стал пробиваться рыжеватый пушок.
Характером, лицом, статью походил на тятеньку. По всему было видно, что растёт такой же кряжистый, рыжебородый молчун. Дарья в маманьку удалась — рослая, красивая, рано округлившаяся. И внутренний склад, скорее, от Раисы Агафоновны.
Вот только к молению и учёбе, хоть и способна была, но не прилежна. Как: ни старались родители — не смогли заронить ей в сердце искры усердия, которые были в Степане и в младших. А обучение в христианской семье начиналось с младенчества. С грудничком на руках становилась мама на утренние и вечерние молитвы.
Первым делом складывала в двуперстие маленькие пальчики и ограждала малютку крестным знамением — держа его ручку в своей руке, накладывала последовательно на лоб, живот, правое и левое плечи. Одновременно читала Исусову молитву. Когда малыш начинал говорить, учили Богородичную и молитву мытаря. На пятом-шестом году приступали к азбуке и грамматике.
Затем начальные утренние молитвы, полунощница и большой начал. После этого наступала очередь Нового Завета и Псалтыри. Так закладывались в маленькую голову основы христианской веры. К шести-семи годам ребёнок уже мог читать и писать.
Понятно, что не в каждой семье придерживались этого правила. Где-то к учёбе приступали позже или с меньшей нагрузкой, в зависимости от способностей обучаемого. По ягоду Хоть и не было в Дарье Лыковой тяги к учёбе, зато в работе огонь-девка была, нарадоваться на неё не могли — во всём помощница надёжная. И даже, когда новую баньку со Степаном в два топора рубили — в семье-то прибыло, да и старая обветшала, — не уступала брату и в этом, сугубо мужском, деле.
Одна печаль была у родителей — как только солнышко за горизонт скроется, девка не к налою, а на вечёрки рвётся, где можно вволю с парнями побалагурить. А братья Чепкасовы и Ермила Золотаев глазами её уже до дыр протёрли. Молодость — она и в глухой тайге — молодость, и ничего с этим не поделаешь. А посему — пора девку к замужеству готовить, — решили Иосиф с Раисой.
И Василий Золотаев вовремя пришёл. Посидели, повспоминали, как сами на вечёрки ходили, на одной из которых оболтус Васька чуть избу у сродной сестры не спалил — куделю лучиной поджёг, а Раиса шалуна за чуб оттаскала. Потом, уже в дверях, как бы невзначай, Золотарёв-старший намекнул: — У Ермилы мол, только и разговоров, что про вашу Дашутку. Не породниться ли?
Переглянулись Лыковы, усадили обратно гостя, и давай вести обстоятельный разговор. Мы тебя давненько знаем и ты нас, и родители наши в один собор ходили. Отчего же не породниться? Вот только Дарье шестнадцатый пошёл, а Ермиле — семнадцатый.
Не рановато? Да я не про завтра разговор веду. Дело несрочное. Давай, годок выждем.
Вот, после Рожества и засылай сватов. Читатель уже, наверное, задался вопросом: что за вечёрки такие? Обычно, выбиралась самая просторная изба, где несколько семей, после управы по хозяйству, собирались зимними вечерами. Бабы и девки занимались прядением, вышиванием, пряли холстину.
А где девки, там и парни. При тусклом свете лучины или свечи происходили первые притирки и приглядки между молодыми… Керосиновые лампы у староверов были не в чести. Помнили они древнее предание: «Будет буйный, адский огонь. Если кто занесёт его в дом — святость из икон выйдет.
И если случится мертвец в доме том — изнести его, яко пса смердящего». Вот такие строгости. Но тот, кто бывал в других деревнях и видел, насколько ярче и удобней с лампой — начинал измышлять что-то подобное и для себя. На Зайцевой заимке, что на Алтае, один умелец сколотил ящик с дверкой, без верхней и боковой стенок, и пристроил к окну с улицы.
Так и освещался, снаружи. В Тишах на такое «святотатство» не пошли. Экспериментировали с лучиной: методом тыка пытались добиться более яркого горения. Оказалось, если сырое берёзовое полено положить на ночь в уже протопленную русскую печь, а затем наколоть лучинок и досушивать уже традиционным способом — такая, предварительно запаренная лучина, горит ярче.
Второе по значимости детское воспоминание Карпа Лыкова — похороны дедушки Афанасия. Этой же зимой провожали почтенного старца. Как жил, так и умер на восьмидесятом году — светло и спокойно, заранее приготовив себе кедровую домовину. И попросил Иосифа Лыкова, чтобы тот позаботился в дальнейшем о бабушке Елене.
Отношение к смерти у людей прошлого было диаметрально противоположным нынешнему пониманию этого венчающего земную жизнь события. Для христианина это был не конец существования, а переход в иное состояние, к другой форме жизни. Трагедия заключалась вовсе не в самом факте смерти как завершении плотского бытия, а в том, что человек мог преставиться без покаяния… Вот ещё одна картинка из детства. Десять лет было Карпу, когда однажды, зимним вечером старший брат Степан спросил его: — Ну, что Карпа?
Пойдёшь со мной на Бедуйское озеро за тайменями? Очень обрадовался Карп этому приглашению. Хоть и вырос среди леса, но так, чтобы на несколько дней, с ночёвками у костра, тем более зимой — такого ещё не было! Пусть день немного прибудет, — ответил Степан.
Через день после праздника, на лыжах с нартами, с утра пораньше, отмолившись, тронулись в путь. Три дня ходьбы до тайменьего озера. Сначала вверх по Абакану километров пятнадцать. Затем по Бедую ещё километров двадцать пять.
На этом притоке Абакана нет водопадов, как на большинстве горных речек. Поэтому рыба беспрепятственно поднимается вверх до самых истоков и зимует в высокогорном озере. Облюбовал этот водоём и таймень. Из местных рыб он считается самым вкусным.
И заезжие купцы в Таштыпе и Абазе отдавали ему предпочтение. Вес отдельных особей иногда доходил до ста килограммов. Если кому-то удавалось изловить такого гиганта — вот где была удача так удача, — никакого мяса не надо. К тому же, из кожи этих великанов шили обувь… До озера добрались без приключений.
Конечно, зашли на Горячий Ключ. Отогрелись в единственной на маршруте избушке и поплескались в целебных водах. Остальные ночёвки были у костра. Степан не раз уже ходил за тайменями, поэтому знал лучшие места для стоянок.
Главное, чтобы рядом было побольше сухостойника. Сначала разгребали снег и разводили костёр на месте будущей «постели». Затем ужинали и готовили двухметровые сутунки для надьи. На это уходило два-три часа.
В сумерках отгребали не прогоревшие угли в сторону, а прокалённую землю застилали пихтовыми и кедровыми вепсами. Натягивали холстину, которая служила одновременно и навесом и экраном, отражающим огонь и тем самым усиливающим теплоотдачу. После этого «заводили надью»: укладывали рядом два кедровых бревна, а сверху клали берёзовое сырое. От этого огонь не был таким буйным и горел дольше и ровным пламенем.
Еловые и пихтовые дрова не брали — уж очень сильно «стреляют», можно пропалить одежду. Прогретая земля до утра отдавала тепло через ароматную «перину». На снегу На озере место для ночлега было оборудовано более основательно и со всей таёжной предусмотрительностью. На солнцепёчном южном склоне горы, под надёжной защитой мощного предгольцевого кедрача, был построен небольшой сруб.
Четыре ряда брёвен возвышались над землёй — человеку по грудь. Эту конструкцию венчала крыша из колотых плах, поставленных шалашом. В центре сруба находилась железная печурка, труба которой, для экономии места и дров, коленом выходила на тыльную стену. А по бокам от печи располагались нары.
Построили эту заежку Степан с отцом лет восемь назад на месте старого тувинского становища. С тех пор почти каждую зиму, на недельку, вырывались Лыковы ловить тайменей. Вот только на этот раз вместо себя Иосиф отправил меньшого — пусть привыкает, пора смену готовить. Кому хоть раз довелось приобщиться к сидению зимой над лункой, тот на всю жизнь становится приверженцем этого вида рыбной ловли.
Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века. Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы.
Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной. Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия Поповича — прим. От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления. Агафья Лыкова. Путь исканий Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось.
Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы. Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия.
Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет. Надежда Усик воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли? И действительно, туча отступала от скитских угодий.
Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала. Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством.
Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает: «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает. В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского Швецова , посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания. Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви. В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию Титову она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками». Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн Агафья Лыкова и РПсЦ В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбурга о.
Опасные встречи с внешним миром
- Наши сообщества
- Агафья Лыкова - последние новости -
- Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России | Счастливые родители
- Личность эпохи
- Отшельница Агафья: в своей памяти и при остром уме
Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году
Таежная отшельница Агафья Лыкова | Агафья Лыкова, фото. |
Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 72.ру | Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Москвы - |
Тепло встретились и долго разговаривали: у сибирской отшельницы появилась помощница Агафья | Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Волгограда - |
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 28.04.2024 | Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум. |
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге | Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. |
Кто такая Агафья Лыкова?
Агафья Лыкова превратилась в нарицательный персонаж типа Царя Гороха. Агафья Лыкова – отшельница, единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, которые жили в хакасской тайге с 1937 года. Агафья Лыкова Последние новости 2022 Отшельница не живёт в новом доме. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского.
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге
Лыковы вели свое хозяйство, питались ягодами и корнеплодами, которые росли в тайге. Ещё семья выращивала картофель, который специально высаживала на южном склоне горы, чтобы он получал больше света. Чтобы звери не раскапывали огород, его приходилось постоянно охранять. По дороге к заимке Лыковых Но бывали и голодные времена.
В один из таких периодов, выпавший на 1961 год, умерла мать Агафьи. Трудности не пошатнули веру Лыковых, и возвращаться к людям семейство так и не стало. Агафья Лыкова.
Неизвестная история Знакомство с людьми На момент встречи с геологами в 1978 году семья Лыковых состояла из главы семейства Карпа и детей — Савина, Наталии, Дмитрия и Агафьи. Обнаружено место проживания Лыковых было с вертолета. Геологи заметили прямоугольную площадку, которая явно не могла появиться в тайге сама, а рядом с нею — нечто похожее на жилье человека.
Садиться прямо там они не решились, а приземлились в 15 километрах от заимки Лыковых. Заимка Лыковых Общаться с ними людям из внешнего мира сначала было непросто, так как речь Лыковых сильно отличалась от речи городских людей. Однако геологи были поражены интеллектом людей, которых изначально сочли дикими.
Так, Дмитрий с большим интересом изучал технические новинки членов экспедиции, а Агафья демонстрировала отличное чувство юмора. Избушка Лыковых С тех пор люди, пораженные тем, как Лыковы выживают в диких условиях, начали приходить к ним и стараться чем-то помочь отшельникам. К сожалению, благие намерения принесли Лыковым не только пользу, но и горе.
Семейство столкнулось с микробами и болезнями, к которым не было приспособлено, и в 1981 году, с разницей всего в несколько месяцев, братья и сестры Агафьи скончались. Агафья Лыкова о своей жизни. Часть 1 В 1988 году не стало и отца.
Агафья очень его любила, уход родителя стал для женщины сильным ударом.
Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него.
Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна. Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью. В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия.
Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года. Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах. Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места.
В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры.
Агафье Лыковой 76 лет. Она родилась и живет на заимке в тайге. Пожилой женщине периодически отправляют припасы. На большую землю отшельница выбиралась всего пару раз, ездила в больницу по состоянию здоровья.
Мать обучила детей грамоте, вследствие чего те научились читать и писать. Лыковы долгое время проживали в полном уединении с природой. В детские годы биографии Агафья приняла крещение и освоила церковный устав, который практиковался на Руси до исторического раскола, случившегося в 17 столетии. Любопытно, что в семье отшельников-староверов Агафья считалась самой грамотной, в связи с чем ей доверяли проводить домашнюю церковную службу.
О Лыковых не было ничего известно вплоть до 1978 г. К тому моменту уже как 17 лет не было в живых матери Агафьи. Знакомство с цивилизацией Когда геологи нашли заимку Лыковых, семья состояла из 5 человек. К сожалению, именно контакт с внешним миром обернулся печальными последствиями для Лыковых. Старообрядцы заразились неизвестным вирусом, с которым их иммунитет не смог справиться. В 1981 г. Когда отшельница осталась одна, она познакомилась со своими родственниками, но их отношения так и не сложились. Семья Лыковых В 1990 г.
Агафья Лыкова несколько месяцев провела в стенах старообрядческого женского монастыря, однако потом все же вернулась домой. Женщина призналась, что это было связано с ухудшением здоровья и идейными разногласиями с послушницами. С того времени Агафья фактически безвылазно находится в своем доме. Она с опаской относится к научным достижениям и техническому прогрессу. Затворница по-прежнему проводит богослужения, пребывает в молитвах и придерживается всех старообрядческих традиций. Лыкова питается грибами, ягодами, рыбой, а также тем, что выросло в огороде.
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году
Вообще вся беседа, как заметила позднее женщина, периодически прерывалась молитвами. Старик, впрочем, с осторожностью признался, что от цивилизации они с женой ушли, поскольку им «не можно жить с миром». В итоге Письменская и ее группа оставила Карпу и его дочерям некоторые гостинцы, которые те все же согласились принять: полотно, нитки, иголки, рыболовные крючки. А потом разбили лагерь в отдалении — ближе к рудниковым залежам. Правда, в итоге геологи регулярно навещали семью и даже помогали им в быту. Позднее познакомились и с сыновьями Карпа — Дмитрием и Савином. Прощание, как отмечала сама Галина, было весьма дружелюбным. Семья отшельников в качестве ответного гостинца принесла исследователям орехи и мешок картошки. О дивный новый мир Рассказ геологов о необычной семье, живущей вдали от цивилизации, наделал шуму в большом мире. Одними из первых о Лыковых написали журналисты «Комсомольской правды».
Тогда-то и начались разговоры о том, когда именно эти люди откололись от остальных и решили жить отшельнической жизнью. Поговаривали даже, что Карп — беглый белогвардеец, тайно убивший кого-то. Однако никаких подтверждений этому так и не было найдено. Вместо того чтобы продолжать гадать над происхождением семьи, один из журналистов, Василий Песков, решил лично отправиться к Лыковым и расспросить их обо всем. Это путешествие было не из легких, но результат того стоил. Жители соседних деревень были в шоке от того, в каких условиях жила семья Лыковых Столичному гостю Карп рассказал о том, что их семья — старообрядцы. С исключительной ненавистью этот человек говорил о патриархе Никоне, в XVII веке проведшем реформу церкви, которая и привела к отделению староверов старообрядцев от христиан, согласных креститься не двумя, а тремя перстами. Были, конечно, и другие нововведения, но именно это является одним из самых запоминающихся. Да и Петр I со своим «окном в Европу» одобрения у Карпа не вызывал.
Причем ощущение от разговора с ним было такое, словно речь шла вовсе не о событиях многовековой давности, а о вчерашней смертельной обиде. Правда, именно привезенная Петром картошка была основным продуктом в семье Лыковых. Они, привыкшие к суровым таежным условиям, старались делать запас на два года. Однако даже в самом хорошем погребе а такого у отшельников явно не было картофель столько не хранится. Именно поэтому его сушили на бересте в жаркие летние дни, а потом помещали в берестяные коробы, которыми была уставлена практически вся хижина. Ели картошку прямо с кожурой, объясняя это экономией пищи. На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку. Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох. Правда, было всего этого так мало, что, например, из зерен ржи не делали хлеба — лишь по святым праздникам ее дробили в ступе и делали кашу.
Были у Лыковых и семена моркови.
Оказывается, староверы-отшельники все эти годы скрупулезно вели календарь, тщательно соблюдая посты и праздники, и даже умудрились заметить появление спутников: «Звезды стали скоро по небу ходить», — говорится в семейной летописи; в тот же день Карп Осипович высказал идею, что «люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие», но строптивый Савин эту идею высмеял. Заметили Лыковы и самолеты, но нашли этому объяснение в священном писании, где обнаружилась строка: «Будут летать по небу железные птицы».
Фото из ЖЖ danlux Постепенно узнавали Лыковы о делах большого мира, о Второй мировой войне: «Это це же такое, второй раз, и все немцы. Петру — проклятье. Он с ними шашни водил.
Едак…», — отметил Карп. Слышали о полетах на Луну, чему не поверили. Из новинок прогресса больше всего удивил их полиэтиленовый пакет: «Иш че удумали, стекло, а гнется».
Но этот дивный прогресс Лыковых и погубил. Отшельники, не имеющие в организме антител от привычных горожанам вирусов, начали умирать один за другим. В 1981-м умерли Савин, Наталья и Дмитрий.
В 1998-м умер 86-летний Карп. Агафья осталась одна, категорически отвергая предложения о переезде. Фото из ЖЖ danlux Около 20 лет назад у Агафьи появился сосед — Ерофей, бурильщик из геологической партии, обнаружившей Лыковых.
Он потерял от гангрены ногу и переселился к Агафье на заимку. Говорят, Ерофей был неравнодушен к младшей Лыковой, но та его ухаживания отвергла. Но жили дружно, друг другу помогали, пока в мае этого года Ерофей не скончался.
Естественно, она отказалась. Как и отказалась от эвакуации во время запуска космического аппарата с Байконура. Специалисты считали, что ступени могли упасть в районе заимки. Как живет сейчас Агафья Лыкова На сегодняшний день Агафья Лыкова держит коз, выращивает овощи, собирает кедровые орехи. Каждый день она проводит в молитвах к Спасителю, молится не только за себя, а и за всех людей. Старушке много раз предлагали перебраться в город, чтобы хотя бы последние годы своей жизни прожить спокойно, однако она наотрез отказывалась. Жизнь в городе Агафья Лыкова называет страшной.
Уходя в глушь все дальше, они стремились сохранить чистоту своей веры и не желали, чтобы общество и государство вмешивалось в их жизнь. Первые документированные упоминания о Лыковых датированы 1933 годом. Их заметила группа, объезжавшая вновь созданный Алтайский заповедник. В лесу обнаружили поселение на шесть дворов. Три из них принадлежали братьям Лыковым: Степану, Евдокиму и Карпу. Сначала жителям предложили сотрудничество — работать в заповеднике. Но буквально сразу же, по распоряжению о коллективизации, староверов обязали покинуть насиженные места и объединиться с другими — чтобы поселение состояло не менее чем из десяти дворов. Тогда братья ушли в глубь леса. Первым на новое место перебрался Карп, а вот Евдоким не успел. Его по нелепой случайности застрелила группа наблюдателей, которая отправилась проверять донос, написанный на братьев. А староверы приняли мужчин в новой форме за демонов и бросились бежать. На окрик «Стой, стрелять буду! Свидетелем этих событий стал Карп, который приехал помочь брату. Это укрепило его в желании уйти от мира. До войны семью разыскивали сотрудники НКВД. А Карп с домочадцами петляли будто зайцы, путая следы. После Великой Отечественной войны на заимки Лыковых набредали экспедиции топографов или геологов. Глава семьи беседовал с гостями, отвечал на вопросы, помогал с картами, а после встречи семейство просто растворялось. Новая экспедиция уже не могла найти отшельников на прежнем месте. Об отшельниках было известно лишь узкому кругу лиц. В 1958 году на Лыковых наткнулась группа туристов. А после на 20 лет они пропали с радаров. Только в 1978 году на семейство, состоявшее на тот момент из патриарха дома — Карпа Лыкова и его четверых детей: сыновей Савина и Дмитрия, дочерей — Натальи и Агафьи, наткнулись геологи. Супруга Карпа — Акулина скончалось еще в 1961 году. Опасные встречи с внешним миром Охота, рыбалка, собирательство… За 20 лет без контактов с внешним миром Лыковы буквально одичали. Когда в 1982 году над заимкой завис вертолет с журналистом «Комсомолки» — семейство спряталось. Оно страшилось любых контактов. Как оказалось, не зря. В 1981 году жизни Савина, Натальи и Дмитрия унесла коварная болезнь. Что это было, врачи достоверно сказать не могут, а вот причину назовут точно — контакт с посетителями из внешнего мира. Лыковы практически растеряли иммунитет от различных заболеваний. По описанию роковая болезнь походила на пневмонию. Оправиться от недуга удалось лишь самому старшему члену семьи — Карпу и самой Младшей — Агафье. А заразилась семья, пообщавшись с группой геологов. Новое испытание — болезнь в 1988 году Карп уже не пережил.