Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» Читать полностью». В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия.
История создания челкаш кратко
Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором. Челкаш родом из крестьянской семьи, одно время он был на военной службе, но потом стал бродягой и жуликом. Ближе к обеду появляется Гришка Челкаш — безработный босяк-контрабандист — в поисках напарника Мишки, с которым он вместе ворует, для нового «дела».
Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
Он относится к числу тех творений искусства, где не только конфликтуют сами герои произведения внутренний, художественный конфликт , но где в оценках неизбежны несовпадения между писателем и читателем, да и между самими читателями тоже. С художественной точки зрения он образцово традиционен. Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны. Сюжетная линия, как и во многих рассказах писателя, не осложнена. Вор Челкаш случайно встречает бедного крестьянского парня Гаврилу, главная мечта которою состоит в том, чтобы не столько разбогатеть, сколько добыть денег на сносное крестьянское житьё.
Челкаш вовлекает Гаврилу в свой ночной воровской промысел, за который, по представлениям Гаврилы, получает баснословные деньги — пятьсот сорок рублей. Его «доход» превосходит все ожидания: Челкаш отдаёт почти всё, оставляя себе лишь небольшие деньги, и в порыве благодарности мужик кается вору, что хотел из-за денег убить его. В гневе Челкаш избивает Гаврилу и отбирает деньги, но затем, смягчившись, отдаёт вновь. Вот, собственно, и всё.
Кто такой Челкаш? Вор, уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности? Портрет героя не вызывает к нему симпатии — слишком похож на хищника. Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным.
Он отличается тонкой нервной организацией, впечатлительностью. Очень любит море и не устаёт наблюдать за ним ночью, очищаясь так от житейской скверны. Рядом с морем он видел себя лучшим, часто его душевное состояние зависело от моря. Встреча с Гаврилой Эта встреча произошла случайно, когда Челкаш искал в порту своего напарника, с которым он ходил на «дело».
В этот день напарника не было, он сломал ногу. И Челкаш заводит разговор с Гаврилой, который понравился ему своим здоровым, добродушным видом и ребячьими светлыми глазами. Описывая их разговор, Горький уделяет большое внимание личности Челкаша, подмечая даже мелочи, описывает чувства и мысли, которые возникли у героя в связи с этой встречей, и его намерения. Утонченный психологизм образа говорит о следовании писателя романтическому канону.
На вопрос Гаврилы о том, чем занимается его новый знакомый, Челкаш ответил, что он рыбак, и пригласил парня поработать с ним ночью. Так он втянул его в «дело», которое оказалось контрабандой. В результате «заработка» у Челкаша оказалась большая сумма денег, настолько большая для деревенского парня Гаврилы, мечтавшего о самостоятельной семейной жизни, что он не смог скрыть своей алчности, чем неприятно поразил Челкаша. На обратном пути возбуждение молодого крестьянина усилилось, и он стал рассуждать о том, что сделал бы, будь у него такие «деньжищи».
Челкаш слушал его, и у него, по словам писателя, «был вид человека, задумавшего весьма приятное». Возможно, он намеревался отдать все деньги Гавриле. Но на берегу случилось неожиданное: Гаврила схватил его за ноги, дернул и начал умолять упавшего Челкаша отдать ему все деньги. При этом он назвал его «пропащим», которому всё равно «нет пути».
Это сильно задело Челкаша, он швырнул ему деньги со словами: «На, жри! Но далее Гаврила, уже не помня себя от охватившего его восторга обладания такими деньгами, начал зачем-то говорить о том, что он хотел убить напарника из-за этих денег.
В дальнейшем, его имя стало употребляться в переносном смысле для обозначения ленивых и недалеких людей. Также, это имя иногда используют для обозначения человека, который легко и безосновательно занимает долги или скрывает свои истинные намерения. Челкаш — главный герой рассказа Чехова; Персонаж, которого отличает большая душевность, гостеприимство, лень, глупость; Имя Челкаша используют в переносном смысле для обозначения ленивых и недалеких людей. В целом, имя Челкаш стало символом определённого типа человека. Знаменитые постановки с участием Челкаша Челкаш — персонаж народной русской комедии, который часто появляется в различных театральных постановках и спектаклях. Вот некоторые знаменитые постановки, в которых участвует Челкаш: «Мещанин во дворянстве» А.
Грибоедова — в этом комедийном произведении Челкаш играет одного из помещиков, приезжающих на выборы в городскую управу. Именно благодаря его хитрости и умению обманывать людей, многие голосуют за него. Чехова — в этой известной пьесе Челкаш играет адвоката Шамраева, который приезжает на театральные представления с мужиком, жаждущим стать писателем.
Больше ничего. И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота. Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь? Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый. Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.
Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот. Куда идешь? Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся.
Челкаш: значение и особенности сленга
Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. Главная» Новости» Кто такой челкаш.
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание
Видеть Гаврилу таким Челкашу еще не доводилось, однако вы-вод для себя он опять сделал такой, какой легко вписывался в уже сложившиеся представления о ‘парне’. Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» Читать полностью». I. Совершенно бесплатно и без регистрации!
Челкаш из рассказа «Челкаш»
На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие. Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.
Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти. Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения. Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону. Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.
У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.
Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства. Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.
Писатель сравнивает Гришку с ястребом, приписывая герою не только внешнее сходство с птицей, но и движения, походку. Его сухое длинное и слегка сутулое тело, обтянуто загорелой коричневой кожей.
У него длинные цепкие пальцы, чёрные с проседью волосы и серые острые глаза, густые брови, крючковатый с горбинкой нос. Большое внимание уделяет Горький бурым длинным усам Челкаша, которые то вздрагивают, «как у кота», то он их подкручивает, то посмеивается « в усы», то они «обвисли» в момент душевного расстройства, то «сладострастно» вздрагивают, чуя добычу. То есть, можно сказать, что усы выражают настроение героя. Своими хищными манерами он резко выделяется среди большого количества босяков и забулдыг, обосновавшихся в порту. Одет Челкаш в ситцевую рубаху и плисовые штаны, очень грязные и затёртые. Ворот у рубахи порван, что подчёркивает, боевой характер Григория.
Характер Под стать внешности Челкаша и его характер: прямой, колкий, с едкими шуточками. Тем не менее, Григорий в душе романтик. Он любит свободу, море, природу. Горький не раз подчёркивает родство героя и моря.
У него репутация наглого и ловкого, но честного вора. О честности Челкаша говорит тот факт, что ему часто дают взаймы, зная, что он вернёт деньги. Столкновение Опустившийся, вечно пьющий, ворующий Григорий, в душе остался благородным и добрым. При найме Гаврилы в нём борются два чувства: с одной стороны, ему нужен помощник, чтобы пойти на дело, но, с другой стороны ему жалко этого простого крестьянского парня, «сосунка», которого он толкает на дурной путь.
По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь. Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила. Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству. В возникшей ситуации вор и пропойца поступил благороднее, чем простой крестьянский парень. Добыча не сделала из него убийцу и злодея, он выдержал испытание деньгами, оказался духовно выше Гаврилы. Однако, развязка произведения вызывает чувство тревоги за дальнейшую жизнь главного героя, показывает его ненужность обществу. Заключение Образ Челкаша в одноимённом рассказе М.
Куда идешь? Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся. Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно.
А ты опять? Иди, иди!.. Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку.
Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! В больницу его свезли, Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой.
Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!.. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша.
Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: — Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?..
Ты, — не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? И здесь на наш с тобой век добра хватит.
Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней!
Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним.
Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же. Подошли к воротам.
Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег.
Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль… В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости.
Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки… Вспомнился товарищ, Мишка, — он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?..
Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой.
Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!
Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Косили версту — выкосили грош. Плохи дела-то!
Нар-роду — уйма! Голодающий этот самый приплелся, — цену сбили, хоть не берись! Шесть гривен в Кубани платили.
А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трьшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял.
Придешь в станицу — русский, мол, я! Сейчас тебя поглядят, пощупают, подивуются и — получи три рубля! Да напоят, накормят.
И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах.
Ведь и я говорю, что, мол, там раньше… — Поди ты!.. Али портной?.. Ишь ты!
Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Больше утопленников, старые якорья, потонувшие суда — все!
Удочки такие есть для этого… — Ври, ври!.. Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидывали сети Да по амбарам, по клетям!.. Слыхал… — Нравятся?
Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные… — А что тебе — свобода?.. Ты разве любишь свободу?
Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни… Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня.
Жить — надо. А как? Пойду я в зятья в хороший дом.
Кабы выделили дочь-то!.. Нет ведь — тесть-дьявол не выделит. Ну, и буду я ломать на него… долго… Года!
Вишь, какие дела-то! А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу?
Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе… Н-да!
Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! АН не выгорело. Ну и пойдешь в батраки… Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе!
Парню сильно не хотелось идти в зятья. У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле.
Челкаш спросил: — Да ведь — куда? Сказал тоже!.. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил… Смутно, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь.
Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно.
Оборванец не обращал больше на него внимания. Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним.
Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей!
Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно.
Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами.
Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали.
Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина.
Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого. Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть.
Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. Говори цену.
Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя.
У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность. Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир!
И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием.
Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом.
Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого. Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных.
Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко.
Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел.
Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек! Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!..
Э-эх, тюря! Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни!
Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями. Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное.
Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал. Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом.
Рыжий матрос спал, облокотясь на стол.
"Челкаш", Максима Горького. Краткий пересказ
Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек. Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила — быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила — новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли? Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу — отдал деньги.
Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же. Совет Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу. Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 — начале 20 века. Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа 1895 два героя, противопоставленные друг другу. Один — Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал». По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей. Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа — Гаврила.
Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни. Обратите внимание Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» — Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать. Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену». Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей».
Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания. Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем». Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…» Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему. Важно Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги — с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее , Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу. Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга.
Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил. Далее мы видим его портрет: хищный нос, острый взгляд, холодные серые глаза, бурые густые усы. Гаврила нам предстает молодым парнем, в синей пестрядиной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном картузе — простой русский парень, широкоплечий, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом, с большими голубыми глазами, доверчивый и добродушный взгляд. Мы видим огромные различие в этих описаниях. В трактире, когда Гаврила напился, Челкаш смотрит на него и думает, что он способен повернуть жизнь Гаврилы, как захочет, что он не изопьет такой чашестраданий, как Челкаш. Челкаш завидовал и сожалел об этой молодой душе.
Мы видим Челкаша, как человека думающего, страдающего, способного на глубокие чувства. Дальше мы видим море. В конце, когда они делят деньги, Челкаш способен на великодушный поступок — он просто так отдает Гавриле 540 рублей.
Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же. Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль... В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех; «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Плохи дела-то! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Нет, ей-богу, раньше там... Ведь и я говорю, что, мол, там раньше... Али портной?.. Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Удочки такие есть для этого... Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидываем сети Да по амбарам, по клетям!.. Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные...
Несмотря на разные точки зрения, существует много рассказов о Челкаше, его увлекательных историях и противоречивом характере. Он изображается как ловкий вор, гуляка и оторванный тип, однако в тоже время проявляет любопытство, интеллект и даже заботу о других. Безусловно, Челкаш является запоминающейся фигурой, которая до сих пор привлекает внимание людей. Можно сказать, что он стал народным героем, символизирующим непредсказуемость и многогранный характер человека. Челкаш: история и происхождение История происхождения Челкаша весьма интересна. Первое упоминание о нем найдено в русских народных сказках XIX века. Он часто выступает в качестве главного героя или даже злодея. Складывается впечатление, что Челкаш — это смесь множества народных архетипов. Он воплощает черты, которые присущи разным персонажам — вору, гуляке, оторванному от жизни человеку. Таким образом, Челкаш становится образом-символом, отражающим отрицательные стороны характера и поведения, которые существуют в каждом из нас. Челкаш обладает своеобразным обликом и поведением. Он часто изображается с длинными волосами, неряшливо одетым и всегда безгранично веселым. Он не заботится обо всем, что происходит вокруг него, и при этом с удовольствием живет для момента. В народных сказках Челкаш исполняет роль противнодействующего героя, который сталкивается с главным героем и препятствует ему в достижении своей цели. При этом, хотя Челкаш и вредный, он не представляет острой опасности и порой помогает главному герою осознать свои слабости и недостатки. Таким образом, Челкаш является неотъемлемой частью русской народной сказки.
Гаврила гребёт очень осторожно, и им удаётся проскочить мимо охраны. Однако по воде шарит луч прожектора, Гаврила перепуган до полусмерти, но им снова удаётся скрыться. Слайд 6 Описание слайда: Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, то был бы первым богатеем на деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает своё детство, свою деревню, родителей, жену, вспоминает, как служил в гвардии, и как отец гордился им перед всей деревней. Размышления отвлекают Челкаша, и лодка едва не проезжает мимо греческого судна, на котором Челкаш должен отдать товар. Гаврила уже отказывается от вознаграждения, Челкаш начинает «искушать» парня: ведь по возвращении в родную деревню того ожидает прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну сегодняшнюю ночь он заработал полтысячи. III Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу ещё раз поработать с ним. Показывает Гавриле гору бумажек, которыми с ним расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает сорок рублей, выделенных ему Челкашом. Челкаш с неудовольствием отмечает, что Гаврила жаден, но считает, что от крестьянина другого и ожидать не приходится. Гаврила с возбуждением говорит о том, как хорошо можно жить в деревне, имея деньги. Слайд 7 Описание слайда: На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, просит отдать ему все деньги. Челкаш отдаёт ему ассигнации, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу». Гаврила униженно благодарит, вздрагивает, прячет деньги за пазуху. Челкаш чувствует, «что он, вор, гуляка, оторванный ото всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя». Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, потому что никто не станет допытываться, куда тот пропал.
Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
Без поддержки и влияния преступного окружения, вероятно, Челкаш выбрал бы другой путь в жизни. Максим Горький Скачать Психологический аспект Воровство Челкаша имеет глубокие корни в его психологическом состоянии. Он страдает от низкой самооценки, которая формировалась в результате неприятных событий в его жизни. Челкаш часто ощущает себя неполноценным и недооцененным, что влачило его к поиску способов поднять свою самооценку. Отсутствие альтернатив также играло роль в формировании его психологического состояния.
Челкаш не видел других возможностей для улучшения своей жизни, кроме как через воровство. Он чувствовал себя запертым в круге безысходности и решил использовать криминальные методы, чтобы выбраться из него. Потеря нравственных ориентиров также способствовала его скольжению в мир воровства. Челкаш оказался в среде, где моральные принципы были искажены, и это повлияло на его взгляды на правильное и неправильное.
Постепенно, у него сглаживаются границы между честным и нечестным поведением, и он начинает придерживаться своих собственных аморальных принципов. Каждый из этих факторов вносит свою лепту в формирование психологического аспекта воровства Челкаша. Это сложный процесс, которому, возможно, предшествовали и другие факторы и события в его жизни. Все это вместе привело к тому, что Челкаш стал вором и не видит других вариантов выхода из своих проблем.
Низкая самооценка Низкая самооценка происходит из различных факторов. Во-первых, Челкаш был подвержен постоянной критике и унижению со стороны окружающих. Его успехи и достижения всегда недооценивались, а его ошибки и недостатки подчеркивались. В результате, Челкаш начал верить в свою бесполезность и ничтожность.
Во-вторых, Челкаш часто сравнивал себя с людьми, имеющими более благополучную жизнь. Он видел, как другие достигают успеха и получают признание, в то время как он сам оставался незамеченным и непризнанным. Этот постоянный контраст между его собственными неудачами и успехами других только еще больше усиливал его низкую самооценку.
Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого.
То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего. Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение.
Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен. Многие герои Горького оказались внизу, «на дне».
Они разошлись в разные стороны. Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя. В рассказе "Челкаш" автор использует кольцевую композицию.
У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его героя исключительности. Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит. В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги.
Ради них он готов даже убить.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали.
Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.
Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно… Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот.
Читать книгу: «Челкаш»
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш». Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Челкаш: образ и характеристика Челкаша Сюжетная линия рассказа построена вокруг судьбы бывшего военного, чья жизнь превратилась в жалкое существование. Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани?
Литература
Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора.
Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш»
Ночью выходят на дело. Гаврила испытывает страх, он понимает, что они поехали далеко не на рыбалку, и дело связано с криминалом. Дав слабину, Гаврила просит Челкаша отпустить его, тот грубит, призывает не ныть, забирает у парня сумку с паспортом. Когда лодка подплыла к стене гавани, Челкаш исчезает, а вскоре в лодку сваливаются тюки с контрабандным товаром. Подельники преодолевают кордоны, оставшись незамеченными, они пристают к судну, смуглые люди встречают их, принимают товар. Дело увенчалось успехом. Герои остаются на ночлег.
Наутро Гаврила осмелел, он готов и дальше работать с Челкашом, так как это хороший способ обогатиться. По возвращению на берег Челкаш рассчитывается с подельником, выделяя ему обещанную скромную долю. Большую часть оставляет себе. В Гавриле пробудилась жадность, он просит вора отдать ему все деньги. В глазах Челкаша Гаврила выглядит жалко, герой отдает ему всё. Гаврила признается, что его посещала мысль убить Челкаша, чтобы завладеть награбленным.
Эти слова разозлили вора. Между Гришкой и Гаврилой начинается драка. Завалив подельника, Гришка уходит с деньгами. Гаврила бросает ему в след камень и думает, что убил. Он не на шутку перепугался, хотел сбежать, но совесть вынудила его вернуться. Гаврила рад, что Челкаш жив.
Он просит прощения у напарника. Челкаш отдает ему вырученные ночью деньги, оставив себе лишь одну купюру. Характеристики персонажей рассказа «Челкаш» На страницах рассказа перед читателями предстают яркие образы, автор снабжает текст красочными описаниями, уделяя внимание не только центральным персонажам, но и второстепенным. Челкаш Гришка Челкаш — босяк, матерый вор, выпивоха и плут, «травленный волк», гордый, болезненно самолюбивый. У него малопривлекательная, даже отталкивающая внешность: высокий, костлявый и сутулый, с угловатым лицом, холодными глазами, всклокоченным волосами с проседью. Описывая манеры, походку героя, Горький сравнивает его с ястребом: «Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал» Это противоречивый персонаж.
С одной стороны, Челкаш — преступник, властный, самолюбивый, грубый, но, с другой, — он хоть и вор, но выполняет свои обязательства перед напарником, не пытается его обмануть. Герой за время босяцкой жизни не утратил способности к проявлению человечности, жалости, имеет понятия о справедливости и морали. Челкаш — пример героя, находящегося «вне системы», он не хочет и не умеет жить в соответствии с принятым порядком вещей, больше всего герой жаждет свободы. Он происходит из семьи зажиточных крестьян, но выбрал для себя другой путь. Воровская жизнь наполнена приключениями: можно разбогатеть за одно ночное предприятие и спустить всё за один день. Герой, однако, не обрёл счастья в этой жизни.
Он раздражителен, зол на мир. Разговор с Гаврилой о деревне вызвал у него тоскливое чувство. Свободолюбие и авантюризм в характере персонажа проявляется в любви к морю, «дух» морской стихии соответствует мировосприятию Челкаша. Горький умышленно создает нетипичный, далекий от реальности образ вора, он наделяет его чертами романтического героя. Гаврила Гаврила — молодой крестьянин, подавшийся на заработки в город, чтобы не жить в зятьях, стать самостоятельным хозяином. Волей случая он становится подельником Челкаша, его рабом.
На столкновении характеров этих двух персонажей и строится конфликт произведения. Гаврила предстает перед читателем широкоплечим, коренастым, добродушным парнем с голубыми, детски чистыми глазами. Герой наивен, ограничен, нерешителен и труслив. Челкаш вызывает у него сомнения, он боится, что тот втягивает его в дела, пагубные для души, но идет на сотрудничество с ним, починяясь сильной личности и желая заработать. Гаврила перетрусил во время ночного предприятия, богобоязненно молился. Благополучный исход дела и сорванный куш подействовали на эту слабую личность искушающе: возникло намерение убить своего «господина» и завладеть всей добычей.
Получив свою долю, Гаврила, снова одержимый этой мыслью, нападает на Челкаша. Содеянное беспокоит его совесть, он кается, просит о прощении. Когда «ненужный человек» отдал ему почти все купюры, он быстро успокаивается, прячет деньги и твёрдыми шагами уходит к своей хозяйственной мечте. Изображая люмпена Челкаша в романтическом ключе, Горький намеренно показал его нравственное превосходство над крестьянином — мелким собственником. Известное презрение вора к деньгам здесь выглядит достойнее, чем жадность «хозяина», обернувшаяся подлостью. Другие персонажи Семеныч — таможенный сторож, работает в порту, «пыльный и таинственно-прямой» с «добродушно-хитрым» лицом.
Рабочий человек, ответственно выполняет свои обязанности. Он, как и подобает ему по должности, стремится выпроводить «неблагонадежного» вора из порта, не пустить его в гавань, но при этом жмет ему руку, так как Челкаш пользуется авторитетом, и в порту его хорошо знают. Пытается казаться грозным и сердитым, олицетворяет «функцию» правопорядка, но за этой функцией всё-таки просматривается человек. Грузчик — эпизодический персонаж, один из множества портовых работников, босяк, чей образ был выхвачен из общей массы и обрисован в начале рассказа для иллюстрации «портового люда», занимающегося непростым и неблагодарным трудом. Предположительно, он был избит. Мишка — друг и частый подельник Челкаша, рыжеволосый, только упоминается в тексте.
По причине повреждения ноги не смог составить компанию своему приятелю-вору и выбыл из повествования. Посетители кабака — несколько ярких фоновых образов в эпизоде, где Гришка и Гаврила посещают кабак. Перед взором Гаврилы предстает «пьяный рыжий человек в матросском костюме», очевидно, не русский, урчащий, икающий, пытающийся напевать песню себе под нос. Здесь же мимолетно замечены две черноволосые молдаванки, «скрипящие» песню пьяными голосами. Описание разношерстного и своеобразного контингента прибрежной забегаловки важно для представления читателя о мире, который окружает героев. Пересказ произведения «Челкаш» по главам Рассказ начинается с небольшого вступления, содержащего красочное описание морской гавани и жизни порта, который под пером Горького представляется промышленной громадой.
Шумный и огромный порт — творение рук человеческих, но он как будто «поглощает» человека, на его фоне суетящиеся люди смотрятся «жалкими», среди шума, в череде множества разных звуков человеческие голоса едва слышны. Стоял жаркий день. Зной «пек изнури». Атмосфера напряжена так, что кажется, что вот-вот «разразится катастрофа», взрыв, после которого будет дышаться легко, наступит спокойствие и умиротворение. Двадцать мерных ударов в колокол — специальный сигнал, известивший о начале обеденного перерыва, в порту всё на время затихает, голоса людей становятся слышней. I глава Грузчики «рассыпались по гавани», ринулись шумными группами к торговкам, покупать у них разную снедь и приступили к трапезе.
Во время обеда в порту появляется хорошо известный здешнему люду матерый вор Гришка Челкаш. Своим обликом он разительно выделялся на фоне портового контингента. Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся… Челкаш явился сюда, чтобы найти своего друга и подельника по имени Мишка. Он поравнялся с группой рабочих, в их числе был «коренастый малый» со следами побоев.
Гришка беседует с ним, справляется о Мишке, но парень ничем не может ему помочь: «Давно не видал! Далее Челкаш встречается с портовым сторожем Семенычем. Исполняя свои обязанности по обеспечению безопасности, Семеныч стремится выпроводить Челкаша с территории порта. В ответ на его расспросы делает вид, что не знает никакого Мишки. Челкаш продолжает диалог с ним, заговаривает зубы сторожу, и ему удается выведать информацию о приятеле. Оказывается, Мишка сломал ногу и угодил в больницу.
Двое солдат выпроваживают Челкаша с территории порта. В голове вора созрел очередной незаконный план обогащения. Он собирается идти на дело, но для этого ему нужен напарник. Сноровки у Челкаша достаточно, но одному ему всё равно не справиться. Мишка сейчас был бы очень кстати, но коль он покалечился, нужно искать ему замену. На улице возле кабака Челкаш встретил молодого паренька, разговорился с ним.
Молодой человек родом из деревни, старушка-мать болеет, отец давно умер. Он сильно нуждается в деньгах, рассказывает Челкашу о своих бедствиях, сетует на жизнь. Полторы сотни рублей ему бы хватило, чтобы встать на ноги. В реалиях конца XIX века, когда Горький писал свой рассказ, 150 рублей считались приличной суммой Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
Дабы исправить своё бедственное положение, парень даже подумывал «пойти в зятья», то есть жениться на дочери зажиточного человека. Челкаш смекнул, что эту встречу можно обернуть в свою пользу и решает нанять паренька, не посвящая в курс дела. На вопрос собеседника о своей деятельности, Челкаш отвечает, что он рыбак. Грести будешь», — так Челкаш в общих чертах описывает суть предлагаемой работы. Парень не особо-то верит, что встреченный им субъект зарабатывает на жизнь честным трудом. Больно ты закомурист… темен ты», — выражает он сомнения в честности нанимателя.
И, тем не менее, он соглашается работать на Челкаша. Новоявленные подельники наконец-то познакомились. Парень представился Гаврилой. Вместе Гаврила и Челкаш отправляются в трактир. Вор ведет себя в заведении по-свойски, фамильярно. Он заказывает водки, щей, мяса и чаю, но расплачиваться не собирается, и просит буфетчика записать всё в долг.
Эта ситуация побуждает Гавриилу думать, что несмотря на жуликоватый вид, его новый знакомый пользуется авторитетом, его уважают. Недоверие Гаврилы к Челкашу постепенно рассеивается. Челкаш ненадолго оставляет своего нового напарника. Гаврила оглядывается по сторонам. Описывается обстановка и посетители грязного трактира, в котором оказались герои. Заведение размещалось в подвале, где было темно и сыро.
В ходе трапезы Гаврила с подачи Челкаша «наклюкался». Вор чувствует себя хозяином, имеющим власть над своим новым напарником. В какой-то степени ему становится даже жалко паренька, чья жизнь оказалась в его цепких «волчьих лапах». II глава Гришка и Гаврила отправляются на дело, выходят в море на лодке. Челкаш очень любит море, оно привлекало вора своей мощью и ощущением свободы. А вот Гавриле в лодке было немного не по себе, парень вел себя боязливо.
Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
Страх спутника забавлял Челкаша. Гаврилу всё ещё терзали сомнения и в добросовестности мероприятия. На рыбалку ли они едут? Он спрашивает у Челкаша, где же снасти? Вор отговорился, что снасти на корме. Ему стало неудобно лгать этому наивному парню.
Челкаш грубо осек собеседника. Мол, не твоё дело, тебя наняли чтобы грести, вот и греби. Раздались крики. Это охрана. Челкаш требует у спутника грести быстрее и говорит, что если бы их догнали, им бы пришел конец. Гаврила окончательно удостоверился в том, что ввязался в темное дело и пожалел о том.
Никаких денег Гавриле было уже не надо. Он просит нанимателя отпустить его, но Гришка не внемлет его просьбе, Гаврила тихо всхлипывает. Челкаш велит ему «не ныть» и молчать, коли он «жив быть хочет». Тем временем подельники подплывают к молу, где возвышалась гранитная стена. Гаврила по указке Челкаша ведет лодку вдоль стены. Челкаш велит остановиться, перехватывает весла и забирает у Гаврилы котомку, в которой у парня лежал паспорт, чтобы боязливый напарник не сбежал.
Челкаш исчез из виду, проник через стену, в лодку посыпались тюки с награбленным товаром. Теперь напарникам оставалось «проплыть у чертей меж глаз» и дело будет сделано. Гавриилу не оставляет страх, он выполняет все приказы Челкаша, желая поскорее завершить дело и никогда больше не видеть Гришку, забыть всё как страшный сон. Парень гребет что есть мочи.
Да и воровать ему приходилось не ради удовольствия, а с единственной целью, найти денег на очередную порцию выпивки. Несмотря на солидный возраст, в воровском деле он был настоящий ас. Деньги водились в карманах всегда. Распоряжаться он ими не умел. Разлетались они так же быстро, как появлялись. Челкаш отличался веселым и бесшабашным нравом. В своих кругах он пользовался уважением и почетом. Если в какой-то момент возникали финансовые трудности, ему всегда одалживали. Знали, обязательно вернет, что говорит о его честности. Григорий являлся романтичной натурой. Он умел видеть и ценить прекрасное. Особенно его завораживало море, на которое он мог любоваться часами.
Его руки с цепкими пальцами, сутуловатость от желания казаться незаметным, крадущаяся осторожная походка выдают в нем вора. Он босяк и пьяница, не признающий морали, законов, отказавшийся от всех привязанностей, хотя тоскует иногда по прошлой жизни в деревне. Но ради вольной жизни он бросил хозяйство и семью. Он одухотворенный человек, способный понимать красоту природы. Челкаш не обезличен, его выделяет из толпы чувство собственного достоинства, независимость, смелость. Он свободолюбивая и сильная духом личность. Деньги для него не имеют особой ценности, он презирает таких, как Гаврила, которые готовы пресмыкаться ради этих «радужных бумажек». Он не станет никогда рабом ради денег. Горький сравнивает внешность и поведение Челкаша с повадками хищного зверя, старого травленого волка, ястреба. Он — одиночка, по мнению Гаврилы, «никому не нужный», которого никто искать не будет и поднимать из-за него шум. В финале рассказа раненый Челкаш удаляется нетвердой, шатающейся походкой. Как сложится дальнейшая судьба героя неизвестно. Проницательный Челкаш с первого взгляда оценивает Гаврилу и понимает, что тот нуждается в заработке, а он может его использовать. Простоватое выражение лица, загар, крепкие рабочие руки, лапти и обмотанная соломой коса в котомке — всевыдает в нем крестьянина, который батрачил на сенокосах. Свою оценку характера Гаврилы Челкаш дает в прозвищах: «мякиш», «теленок», «тюлень». Гаврила приземлен, он не способен видеть красоту природы, наслаждаться ею. Он трус, в минуты опасности, даже мнимой, он испытывает почти животный страх, теряя способность соображать. В трактире, оставшись среди незнакомых подозрительных людей, он с нетерпением ждет возвращения сильного хозяина, среди ночной морской стихии он жмется от страха к днищу лодки. Почтительное отношение к деньгам сделало его «жадным рабом». Ради этих бумажек он готов пресмыкаться, обнимать чужие ноги, замышляет убийство. Став обладателем незаработанных им денег, он, перекрестившись, со спокойной совестью уходит твердой поступью. Его будущее вполне предсказуемо: он вложит деньги в хозяйство и землю, на которой будет пахать до самой смерти. Значение «маленькой драмы» двух людей Авторская позиция в рассказе «Челкаш» В самом названии рассказа «Челкаш» обозначен главный герой, представляющий собой деклассированную [8] личность, выпавшую из системы социальных отношений, но не утратившую духовности и чувства собственного достоинства. Он стал изгоем в обществе, в котором обесценились нравственные и духовные ценности. Образ Челкаша Горький сделал для читателя более притягательным, чем образ Гаврилы. Нескрываемые авторские симпатии на стороне контрабандиста и вора, а не скромного крестьянского труженика. В этом выразилось критическое отношение Горького к низменному проявлению собственнических интересов, противостоящих интересам духовным. Выбор личной свободы и мировоззрение героев Нравственно-философская проблематика рассказа За внешним конфликтом Челкаша и Гаврилы, проявившемся в их отношении к деньгам и образу жизни, прослеживается скрытый конфликт, отразившийся в мировоззрении героев и их понимании свободы. Тема свободы и рабства человека была определена в экспозиции рассказа: люди порабощены, обезличены и лишены духовности тем, что создано их руками и разумом. У каждого героя своя шкала ценностей, собственные представления о свободе. Свобода Гаврилы определена лишь материальными ценностями. Челкашу для ощущения личной свободы не требуются блага цивилизованного общества. Основной проблемой рассказа является личный выбор человека и причины, превращающие его в раба. Один из героев становится господином, хозяином другого, который склонен к своему порабощению. Внешней причиной чаще всего является экономическая составляющая, то есть отсутствие денег. Внутренней причиной прежде всего является трусость, психологическая черта личности. Чаще всего рабами делают себя сами приземленные и трусливые люди. Рабство Гаврилы добровольное. Челкаш никогда не будет жертвой или рабом, он — хозяин своей вольной жизни. Ему удивительно, что у Гаврилы есть собственные представления о свободе. Тот стремится стать хозяином собственной земли, работать на себя, а не на других. Он мечтает о том, от чего Челкаш сбежал. А Гавриле непонятна свобода босяка. Он считает «ненужностью» то, что Челкаш определяет, как «независимость». Свобода, понимаемая Челкашом, дает возможность стать духовно богаче, но не делает счастливее. К чему может привести человеческое сообщество подобная свобода, если оно станет отвергать то, на чем основано: моральные принципы, общепринятые законы, привязанности к семье, дому, своей земле? Человеку необходимо быть социально укорененным. Тем не менее, социальная укорененность, предоставляя человеку определенную степень свободы, ограничивает ее зависимостью от всего, чем он владеет. Артель — добровольное сообщество людей для выполнения коллективной работы. Экспозиция — часть текста, предшествующая завязке основного сюжета. Покос — сенокос, косьба травы для заготовки сена. Кордоны — сторожевые посты. В данном рассказе — таможенные корабли, охраняющие территорию порта от контрабандистов. Трюм — помещение для грузов на судне под палубой. Антиподы — люди с противоположными взглядами, убеждениями, образом жизни. Увалень — неповоротливый, медлительный человек.
Челкаш не видел других возможностей для улучшения своей жизни, кроме как через воровство. Он чувствовал себя запертым в круге безысходности и решил использовать криминальные методы, чтобы выбраться из него. Потеря нравственных ориентиров также способствовала его скольжению в мир воровства. Челкаш оказался в среде, где моральные принципы были искажены, и это повлияло на его взгляды на правильное и неправильное. Постепенно, у него сглаживаются границы между честным и нечестным поведением, и он начинает придерживаться своих собственных аморальных принципов. Каждый из этих факторов вносит свою лепту в формирование психологического аспекта воровства Челкаша. Это сложный процесс, которому, возможно, предшествовали и другие факторы и события в его жизни. Все это вместе привело к тому, что Челкаш стал вором и не видит других вариантов выхода из своих проблем. Низкая самооценка Низкая самооценка происходит из различных факторов. Во-первых, Челкаш был подвержен постоянной критике и унижению со стороны окружающих. Его успехи и достижения всегда недооценивались, а его ошибки и недостатки подчеркивались. В результате, Челкаш начал верить в свою бесполезность и ничтожность. Во-вторых, Челкаш часто сравнивал себя с людьми, имеющими более благополучную жизнь. Он видел, как другие достигают успеха и получают признание, в то время как он сам оставался незамеченным и непризнанным. Этот постоянный контраст между его собственными неудачами и успехами других только еще больше усиливал его низкую самооценку. Кроме того, Челкаш не видел никаких перспектив развития и реализации своих способностей. Он не имел возможности получить образование или найти достойную работу, которая позволила бы ему чувствовать себя уверенно и успешно. Это также вызывало у него чувство беспомощности и отчаяния. В итоге, низкая самооценка Челкаша приводила его к постоянному чувству неудовлетворенности и желания изменить свою жизнь. Воровство стало для него способом убедиться в своей значимости и способностях.