Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Блокада Ленинграда длилась 872 дня (включительно, с днем начала и конца), была прорвана 18 января 1943-го и полностью снята 27 января 1944 года. Блокада длилась 872 дня, а точное число жертв подсчитывают до сих пор. Блокада Ленинграда проводилась в течение 872 дней – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
После успеха операции «Искра» положение города ощутимо улучшилось, но угроза сохранялась. В конце 1943 года была разработана Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, в ходе которой советские войска освободили Ленинградскую, Новгородскую и часть Калининской ныне Тверская областей, отбросили врага к границам Эстонии и Латвии. Мужество и героизм защитников Ленинграда были высоко оценены Родиной. Многие части и соединения стали гвардейскими, награждены орденами, получили почётное наименование Ленинградских.
Пожаловаться 27 января 1944 года 872-дневная блокада Ленинграда была окончательно снята, ознаменовав окончание одного из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны, унёсшего по разным данным жизни около миллиона ленинградцев. Блокада началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска изолировали город от остальной страны с суши. С севера его отрезали от основных сил союзные нацистской Германии финские войска. Жители Ленинграда на протяжении этих 872 дней самоотверженно, несмотря на холод, голод и ужасы войны, защищали свой город от полного разрушения и поддерживали работу предприятий, снабжающих Красную армию.
Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани. Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения. За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху. В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро. Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи. Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились. Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны. Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады. Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы. Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом. И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела. Это была микроскопическая цифра. До блокады Ленинград одной только муки потреблял более двух тысяч тонн в сутки. В условиях начавшейся блокады карточный паёк был значительно сокращён, но даже в этих условиях городу требовалось более тысячи тонн муки ежедневно. Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток. При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн. Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем. Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы. При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй.
Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город. Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней. Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью. Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию. С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация. На этот раз она была подготовлена гораздо лучше. Прямо на местах развернулось строительство новых озёрных барж, как деревянных, так и металлических. Были усовершенствованы уже имеющиеся порты и построены новые, что позволило создать новые маршруты. По дну озера был проложен "кабель жизни", благодаря которому в город вернулось электричество, ранее доступное только высоким партийным чинам и предприятиям. Только в октябре 1942 года по воде было перевезено 158 тысяч тонн грузов. Это в шесть раз больше, чем за всю осеннюю навигацию 1941 года. Суда также занимались эвакуацией ленинградцев и вывезли из города около 450 тысяч человек включая военных. Поскольку население города значительно уменьшилось, а завоз продовольствия многократно вырос, оставшимся ленинградцам был значительно увеличен паёк. А городское руководство смогло сделать внушительные запасы на случай перебоев с доставкой грузов. А во вторую блокадную зиму она даже упала ниже довоенной. Если бы с самого начала блокады снабжение города было организовано так хорошо, ленинградцы не столкнулись бы с голодом. Во всяком случае, в таких масштабах, как в первую блокадную зиму. Теоретически снабжение Ленинграда можно было организовать на достойном уровне и в условиях блокады, что наглядно продемонстрировал опыт 1942 года. Но к этому надо было подготовиться заранее. Увеличить количество пригодных к навигации барж, построить несколько портов. Эвакуировать из города как можно большее количество человек. Но спрогнозировать именно продолжительную осаду было трудно. Такие осады, в принципе, были не в стиле той войны, отличавшейся мобильностью и быстрым изменением обстановки. Вермахт предпочитал брать города штурмом, а не измором. Отказ немцев от финального штурма стал сюрпризом. По воспоминаниям начальника инженерных войск Ленинградского фронта Бычевского, Жуков поначалу даже не поверил донесениям разведки о переброске немецких войск из окрестностей Ленинграда. А когда стало ясно, что город штурмовать не будут, но и снять блокаду не получится, момент уже был упущен. Его ширина не превышала 11 километров, но этого было достаточно, чтобы провести по нему автомобильную трассу и железную дорогу.
День снятия блокады города Ленинграда
Ленинград полностью освобождён от фашистской блокады | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Петербургский суд признал блокаду Ленинграда геноцидом и военным преступлением. |
872 дня. Блокада Ленинграда. Документальный фильм | Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. |
Полное освобождение Ленинграда: 80 лет в 2024 году | Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей. |
80 лет назад был полностью освобожден блокадный Ленинград | В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. |
872 дня. Блокада Ленинграда. Документальный фильм | Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. |
День снятия блокады Ленинграда. Подвиг длиной в 872 дня
Блокада Ленинграда — одно из самых длительных сражений Второй мировой войны, она продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда немецкая армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда.
Минобороны РФ рассекретило документы о полном снятии блокады Ленинграда
Рассказываем, сколько длилась блокада Ленинграда, как ее сняли, какую роль для осаждённого города сыграла дорога жизни, а также сколько жизней унесла эта страшная страница истории. Российский президент Владимир Путин почтит память воинов-освободителей и жителей Ленинграда 27 января — в день 78-летия полного освобождения города от фашистской блокады, сообщает пресс-служба Кремля. О блокаде Артиллерийский обстрел Ленинграда начался 4 сентября 1941 года, но сам город попал в окружение после взятия фашистами Шлиссельбурга (Петрокрепости) через четыре дня, 8 сентября. Подписывайтесь на канал! Поддержите нас своими комментариями!27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками го. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
День снятия блокады города Ленинграда | Беспрецедентный салют, когда закончилась блокада Ленинграда Значение окончательного снятия блокады Ленинграда исключительно велико. |
Как оживал Ленинград после 900 дней блокады - Парламентская газета | День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. |
Это важно знать: история блокады Ленинграда | В ознаменование окончательного снятия блокады в Ленинграде был дан праздничный салют. |
День снятия блокады Ленинграда. Подвиг длиной в 872 дня | подробно о дне снятия блокады города в 1944, в каком году было частичное освобождение от фашистов, итоги события и исторические факты. |
Блокада Ленинграда Кратко и главное
«Если бы Ленинград пал, то это имело бы поистине катастрофические последствия, – подчеркивает Виталий Бондарь. Двадцать седьмого января Россия отмечает 80-ю годовщину со дня снятия блокады Ленинграда. Военная блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
«Символ несгибаемости и героизма»: как Красная армия освободила Ленинград от блокады
Освобождение нашей земли от немецко-фашистских захватчиков. И важно помнить такие даты, потому что люди пережили страшные дни, месяцы и годы». Похожие новости.
Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом». Рузвельт 17 мая 1944 г. Начиная с 1996 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон, который внёс уточнения в название памятного дня.
В соответствии с новой редакцией он именуется «Днём полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
По своему размаху это можно назвать «хорошей» европейской войной». Впечатляет и количество задействованных войск.
По данным на 22 июня 1941 года, численность немецкой группы армий «Север», нацеленной на Ленинград, составляла около 30 процентов всех сил вермахта на Восточном фронте: от 600 000 до 700 000 человек. Им противостояли 412 585 человек в составе Прибалтийского военного округа и Балтийского флота. Разумеется, в ходе битвы эти цифры варьировались.
Ведь обе стороны накапливали силы перед каждой крупной операцией. И не будет слишком уж большим преувеличением сказать, что через боевые части вермахта и Красной армии в ходе Ленинградской битвы прошло более чем по миллиону человек. Да, ополченцы понесли тяжелейшие потери практически с даты начала боев на Лужском рубеже — 10 июня 1941 года — и начинается отсчет Ленинградской битвы , зато позднее эти дивизии стали основой для выковывания костяка боевых частей Ленфронта».
Связь осажденного города со страной проходила через Ладогу по «Дороге жизни» - единственной военно-стратегической транспортной магистралью, существовавшей с сентября 1941 по март 1943 года. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов и вооружения. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тысяч человек, перевезено 1 млн 615 тысяч тонн грузов. Но, к сожалению, далеко не всегда даже после прорыва блокады, была возможность снабжать горожан всем необходимым. До полного снятия блокады городу предстояло продержаться ещё 374 дня, до 27 января 1944 года. Но этот день стал для ленинградцев и тех, кто оказался в кольце блокады вместе с горожанами, величайшей победой Красной Армии. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда.