По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Проект посвящен истории развития прав и свобод женщин на протяжении времени. Права, которые в России есть только у женщин: раньше выходить на пенсию, получать маткапитал, разводиться после родов, получать декретные и не ездить в командировки.
История женского образования в России
Дорога в ад или к чему привели 100 лет женского равноправия | Пикабу | После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. |
Почему женщины стали бороться за свои права • Arzamas | права женщин в России. |
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость | Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. |
Когда у женщин появились права в России
В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день. Законные права женщин отношение к социальным и человеческим правам женщин.
Право быть Женщиной
Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Когда появилось избирательное право для женщин в Великобритании. В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.
Голосовать, учиться и носить брюки: правила жизни феминисток
От "клепальщицы Рози" до Бриджит Джонс История женской эмансипации в России и за границей: | Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. |
Права, которыми могут воспользоваться только женщины | В западных странах становление прав женщин включает три отдельных волны. |
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве (движение т.н. суфражисток), типичным возражением было вовсе не то, что женщины глупы. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации. Суфражизм (от англ. suffrage — голос, избирательное право) — женское движение за предоставление женщинам избирательного права, зародившееся в Англии в конце 19-го — начале 20-го века. Однако борьба за право голоса для женщин была непростой и продолжалась более 100 лет. В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования.
Права женщин: история борьбы за равенство
Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. права женщин в России. Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве (движение т.н. суфражисток), типичным возражением было вовсе не то, что женщины глупы.
100 лет борьбы за женские права: что изменилось
Права человека всегда являются важным аспектом, который рассматривается и изучается международным сообщество в течение долгого времени. Особое место в данной системе прав занимают права женщин, как одной из самых ущемляемых категорий. На протяжении долгого периода времени в мире ведется борьба за равенство в правах мужчин и женщин. В конечном итоге то, что мы можем наблюдать сейчас и то, какие права мы можем иметь это результат длительных и тяжелых попыток женщин утвердиться в этом мире. Начиная с доисторических времен, женщина была ограничена в своих правах и вынуждено подчинялась мужчинам. Это можно заметить в отсутствии до определенного момента избирательных прав, затруднительном участии в общественной и социальной жизни, а также невозможности реализовать свое право в управлении государственными делами и занимать руководящие посты. Со времен благодаря развитию нормативно-правой базы в отношении прав человека и, в частности прав женщин, можно наблюдать тенденцию к расширению возможностей женщин реализовать себя в различных областях жизни. Однако несмотря на наличие огромного числа инструментов, и механизмов обеспечения прав, женщины все равно сталкиваются с дискриминационными действиями в отношении них, а также становятся заложниками стереотипных представлений об их положении в обществе. В данной статье будет представлена история становления института прав женщин в России от Древней Руси до начала ХХ века. В доисторический период женщина играла огромную роль в жизни племени, так как на нее возлагалась работа по собирательству, обустройству жилища, а также приготовлению пищи, воспитанию детей ввиду того, что мужчинам отведена была роль добытчика и защитника племени.
В Древней Руси роль женщины можно прослеживать только через призму брачно-семейных отношений. Они были ограничены в своих правах, но если женщина приходила в дом мужа с приданным, то у нее было больше власти в доме мужа, в отличие от тех, кто попадал в качестве военной добычи или похищенной в результате воровства или грабежа. Те девушки, что подобным образом находились в доме, становились собственностью мужа и не имели никаких прав и привилегий. С течением времени у женщин появилась возможность распоряжаться наследством. Данное право регламентировалось Русской Правдой. В XVI веке был создан Домострой, в котором были собраны правила и советы по всем направлениям жизни.
Хотя реальность такова, что не всем женщинам были предоставлены эти права, они стали опорой традиционных систем российского империалистического прошлого. Для наблюдения за этим кодексом и женскими свободами Всероссийская коммунистическая партия большевики создала в 1919 году специальный женский отдел Женотдел. Отдел производил пропаганду, побуждающую больше женщин становиться частью городского населения и коммунистической революционной партии. В 1920-е годы произошли изменения в городских центрах семейной политики, сексуальности и политической активности женщин. Создание «новой советской женщины», самоотверженной и преданной революционному делу, проложило путь ожиданиям будущих женщин. В 1925 году, когда количество разводов увеличилось, Женотдел создал второй семейный план, предложив гражданский брак для пар, живущих вместе. Однако год спустя правительство приняло закон о браке в качестве реакции на фактические браки, которые приводили к неравенству женщин. В результате проведения политики новой экономической политики НЭП 1921—1928 годов, если мужчина уходил от фактической жены, она не могла получить помощь. У мужчин не было юридических связей, и поэтому, если женщина забеременеет, он сможет уйти и не будет нести юридическую ответственность за помощь женщине или ребенку;это привело к увеличению числа бездомных детей.
При этом у каждой женщины есть право выбрать и мужскую профессию. Например, девушка может пойти учиться и потом работать милиционером. Право на обладание своим телом Еще сто лет назад женщина не имела права распоряжаться своим телом. Существовал запрет на половые связи до брака, женщина так же не имела право проявлять инициативу в любовных отношениях. Молодую девушку выдавали замуж не за любимого мужчину, которого она сама выбрала, а за удачный вариант. Ее мнения никого, естественно, не интересовал. В шестидесятых годах произошла сексуальная революция, которая значительно изменила социальные ожидания относительно сексуального поведения женщин. С тех пор, незамужнюю женщину двадцати лет никто уже не назовет старой девой, а за инициативу в постели никто не сочтен женщину развратной. До сих пор осталось некоторое неравенство мужчин и женщин в сексуальном плане. Если девушка ведет беспорядочную половую жизнь с частой сменой партнера, то мнение в обществе о ней будет негативным.
Несмотря на то, что многие достижения в борьбе за права женщин были уже достигнуты, борьба продолжается и в наши дни. Женщины по всему миру продолжают бороться за право на равные возможности, образование и оплату труда. Современное состояние женских прав в мире Сегодня женщины получили некоторые права, которых ранее они не имели. Тем не менее, во многих странах мира женщины до сих пор сталкиваются с дискриминацией, насилием и несправедливыми условиями труда. В настоящее время в разных странах принимаются законы, направленные на защиту прав женщин. Так, в многих странах запрещено дискриминировать женщин на основе пола, равные возможности в трудовой сфере становятся все более распространенными. Тем не менее, женщины до сих пор получают меньшую зарплату, чем мужчины, выполняющие аналогичную работу. Кроме того, женщинам часто отказывают в повышении по карьерной лестнице и предоставляют меньше возможностей для профессионального развития. Во многих странах женщины также сталкиваются с насилием со стороны мужей, бывших партнеров и других мужчин. Законы о защите от насилия в семье и на работе стали широко распространенными, однако, в ряде стран такие законы отсутствуют или не действуют должным образом. В целом, хотя женщины получили некоторые права, их дискриминация и насилие продолжаются в разных частях мира.
История становления института прав женщин в России
Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая Вторая попытка распространить и утвердить образование для женщин в России была предпринята императрицей Екатериной II и, в отличие от первой, завершилась успехом. Знаменательной датой в этом направлении принято считать 1764 год, когда Екатерина поручила своему секретарю и выдающемуся просветителю Ивану Бецкому заняться реорганизацией образовательного и воспитательного процессов для юношества. Иван Иванович считал, что в целях поддержания в воспитанниках духа дисциплины и воздержания их следует помещать в закрытые учебные заведения. После обучения они должны вернуться в общество «новыми и закалёнными» людьми.
Начало обучения для детей обоих полов и любого сословия планировалось в пять-шесть лет до 18 лет. Однако дети крепостных крестьян такого права были лишены. Немного о Смольном институте Известный Смольный институт для девиц благородного происхождения был создан в Санкт-Петербурге при одноимённом монастыре.
Здесь же находилось мещанское училище — для девиц, которые по происхождению не являлись дворянками. Длительность обучения, согласно уставу, составляла 12 лет. Девушки обучались в четырёх возрастных группах.
Их задачи состояли в том, чтобы стать умными женщинами, хорошими матерями и служить обществу.
А я всегда удивлялась и даже немного возмущалась — почему он никогда не поздравляет с 8 марта ни меня, ни маму? Позже, конечно, поняла, что в нашем — и не только в нашем — доме существовало и существует отторжение от официальных праздников. Подшучивать над «днем Клары Цеткин» было совершенно обычным делом. Но вообще-то, несмотря на всю фальшивую официальную риторику, особенно режущую слух в нашей стране, где представители государства и церкви регулярно заявляют о том, что если муж побьет жену, то ничего страшного в этом нет, а организацию, борющуюся против домашнего насилия, объявляют иностранным агентом, — а может быть, не несмотря, а как раз из-за всей этой фальши и двойных стандартов, я с годами все больше симпатизирую женскому празднику с 23 февраля как-то по-прежнему не складывается. Да и к Кларе Цеткин тоже начинаю относиться с большим сочувствием.
Какими бы левыми ни были ее идеи, но мысль о том, что женщины должны защищать свои права, вообще-то, вполне разумна.
Важно помнить, что деление феминизма три на волны — это условность, попытка структурировать и описать сложное и многогранное явление. Внутри каждой из волн есть мощное внутреннее развитие, и каждую из них стоит рассматривать в контексте конкретного общества. Кто имеет право голосовать в Америке? Страна состоит из 50 штатов.
Каждый штат, пропорционально количеству жителей определяется последней переписью населения , даёт «электоральные голоса». Граждане США, проживающие на территориях включая инкорпорированные , в выборах не участвуют.
Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях. Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех.
В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture. До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу. В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа. Иногда единственным местом, куда им разрешалось войти, становилась церковь. Но дома женщина была полноправной хозяйкой: распоряжалась кухней, огородом, а в зажиточных семьях и слугами. Эти и другие нормы отразили в своде этических бытовых правил — Домострое. Там же закрепили право мужа бить супругу плетью за любой проступок. Считалось даже, что насилие якобы очищает женщину от грехов и укрепляет ее душу. Именно поэтому в народе разошлась поговорка «бьет — значит, любит».
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
Ни у кого не вызывает сомнения, что женщины могут внести весомый вклад в процесс примирения и разрешения конфликтов. В ряде стран приняты директивы по защите женщин-беженок и одобрены законы, исключающие преследования по гендерному признаку, и ставшие основой для определения статуса беженца по половому признаку. Препятствия Серьезным препятствием является отсутствие женщин на всех уровнях, где принимаются решения о восстановлении и поддержании мира, примирении сторон после конфликта и восстановление разрушений. Изменяющийся характер конфликтов, в которых, в основном, страдает гражданское население и участвуют далекие от политики люди, приводит к тяжелым последствиям для женщин и девочек.
Широкий доступ к оружию, облегченный его распространением, благодаря торговлей этим смертоносным товаром, особенно стрелковым оружием, еще больше усугубил вооруженные конфликты. Женщины и экономика Достижения Правительства привели законодательства в соответствие с международными конвенциями о труде, защищающими экономические права женщин, равный доступ к экономическим ресурсам и равенство при трудоустройстве. Число женщин-работниц значительно возросло, особенно в сфере обслуживания.
Правительствами приняты постановления, запрещающие дискриминацию и злоупотребления на рабочих местах и труд женщин в опасных для здоровья условиях. Препятствия Плоды глобального экономического роста распределяются неравномерно, порождая все большие экономические несоответствия, небезопасные условия труда и постоянное неравенство полов в неофициальном секторе экономики и сельском хозяйстве. Женщины, имея одинаковую с мужчинам квалификацию, отстают от них в доходах и продвижении по службе.
Лишь немногие страны законодательно закрепили за женщинами право собственности на землю и другое имущество. Непризнание того факта, что женщины выполняют как продуктивную, так и репродуктивную функции, означает, что на долю женщин по-прежнему выпадает больше ответственности и обязанностей, а также неоплачиваемой работы. Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений Достижения На государственном и негосударственном уровнях продолжалось широкое обсуждение вопроса о важности для общества участия женщин в принятии решений и государственном управлении.
Это способствовало укреплению осознания необходимости коренных изменений для достижения гендерного равновесия. Все большее число стран проводят политику позитивных действий в этом направлении, вводя системы квот и контрольные цифры, разрабатывая программы обучения для женщин-лидеров, принимая меры, облегчающие совмещение семейных и профессиональных обязанностей как для женщин, так и для мужчин. Препятствия Продолжал существовать разрыв между равенством де юре и де-факто.
Традиционное понимание гендерных ролей ограничивает женщин в выборе профессии и карьеры и принуждает их взваливать на себя весь груз домашних обязанностей. Инициативы и программы, нацеленные на расширение участия женщин в принятии важных решений, тормозились нехваткой людских и финансовых ресурсов для организации обучения и недостаточной пропагандой для занятия ими государственных постов, а также отсутствием ответственности со стороны выборных должностных лиц за содействие в достижении равенства полов и участии женщин в общественной жизни. Институциональные механизмы улучшения положения женщин Достижения Были созданы национальные механизмы, признанные институциональной базой и катализаторами борьбы за равенство полов, ответственные за учет гендерной проблематики в основных направлениях работы по этому вопросу и контроль над выполнением положений Пекинской платформы действий.
Достигнут прогресс в отношении прозрачности, статуса, доступности и координации деятельности таких структур. Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола.
Право на обладание своим телом Еще сто лет назад женщина не имела права распоряжаться своим телом.
Существовал запрет на половые связи до брака, женщина так же не имела право проявлять инициативу в любовных отношениях. Молодую девушку выдавали замуж не за любимого мужчину, которого она сама выбрала, а за удачный вариант. Ее мнения никого, естественно, не интересовал.
В шестидесятых годах произошла сексуальная революция, которая значительно изменила социальные ожидания относительно сексуального поведения женщин. С тех пор, незамужнюю женщину двадцати лет никто уже не назовет старой девой, а за инициативу в постели никто не сочтен женщину развратной. До сих пор осталось некоторое неравенство мужчин и женщин в сексуальном плане.
Если девушка ведет беспорядочную половую жизнь с частой сменой партнера, то мнение в обществе о ней будет негативным. Для мужчины же такое поведение считается абсолютно нормальным и даже возвышающим его достоинство. Переход от большой семьи к маленькой Сто лет назад в семьях было в среднем по 8 детей.
Аналогично ситуация была и в многих других культурах. Однако в некоторых регионах Европы уже в XII веке женщины получили право наследовать имущество родителей. Во времена Возрождения в Европе женщины не могли участвовать в образовании и заниматься наукой. Впрочем, даже в то время были отдельные исключения. Она занималась наблюдениями и открыла несколько космических объектов. Первые вехи достижения равноправия женщин, хоть и ограниченные, сыграли важную роль в истории борьбы за гендерное равенство. Они открыли дорогу для последующих поколений, которые продолжали бороться за свои права и свободы. Сегодня равноправие женщин стало одной из важнейших целей многих стран и организаций, и мы видим, как эта борьба продолжается и развивается в разных уголках мира. Значимые моменты в борьбе за гендерное равенство Борьба за гендерное равенство у женщин была длительным и сложным процессом, который продолжался в течение десятилетий.
В течение истории было несколько значимых моментов, которые сыграли важную роль в достижении равенства полов. Появление суффражисток В конце XIX и начале XX века по всему миру возникло движение суффражисток, которое стало катализатором борьбы за права женщин. Эти женщины активно выступали за право голоса и равные политические возможности. Они организовывали акции протеста, митинги и петиции, чтобы привлечь общественное внимание к своей борьбе.
Потом так же происходило в университете и на работе. Дома у нас, конечно же, ничего такого не было. Помню, как, вдохновленные школьной жизнью, мы с одноклассницей отправились в магазин, попытались купить своим папам по бутылке вина, вино нам не продали, тогда купили… ну конечно же, носки. Не знаю, как у подружки, но мой папа был явно удивлен. А я всегда удивлялась и даже немного возмущалась — почему он никогда не поздравляет с 8 марта ни меня, ни маму?
Позже, конечно, поняла, что в нашем — и не только в нашем — доме существовало и существует отторжение от официальных праздников.
Права женщин в России: факты и мифы
Ну, таким, чтоб номер один? Может, политиком кто-то стал? И этого нет. Не будь этой тётки, пришёл бы самый обычный более-менее рядовой мужичонка на это место и сделал бы то же самое. А носятся с этой якобы великой тёткой не потому, что она сделала что-то особенное, а просто потому, что - надо же! Возьмите любую великую женщину. Вот, пожалуйста, женщина-математик Софья Ковалевская. Обычный рядовой математик, будь мужиком - никто бы и не почесался. А её помнят, правда, не помнят что именно она открыла, но знают титул "женщина-математик". Не математик, а именно "женщина-математик". Или та же Маргарет Тэтчер, "железная леди".
Все в восторге. А будь на её месте мужчина, сделавший ровно то же самое, - ну был бы и был, и ничего особенного. Но даже если и есть какие-то особо выдающиеся женщины, достигшие особых успехов в работе, - всё равно они исключение из исключений. На всём, что делает женщина, лежит печать подражательности и вторичности. Вся женская мудрость - это перепевы мудрости мужской. Женщины оказываются хорошими популяризаторами чьих-то идей, переводчицами - в широком смысле слова. Часто они оказываются хорошими переводчицами и в самом прямом смысле слова. В работе женщины часто оказываются тем, что им предписано природой, - подругами, помощницами мужчины. Если поскрести, именно этим они и являются. Вокруг каждого крупного мужчины-профессионала - стайка помощниц-поклонниц.
Максимум, что они могут - распространять, популяризировать его идеи. Женщины - неплохие преподавательницы, журналистки. Преподавателей и журналистов Хайек очень правильно называл "торговцами подержанными идеями". Впрочем, не только идеями торгуют женщины вполне успешно - они вообще хорошие торговцы. Продают женщины хорошо по двум причинам. Во-первых, они инстинктивно владеют искусством обольщения, а продажа - это всегда акт обольщения. Во-вторых, они в подавляющем большинстве принадлежат к верующему, а не скептическому складу сознания. А для того, чтобы убедить покупателя купить что-нибудь ненужное, следует сначала самой пылко уверовать в то, что это ненужное - на самом деле самое нужное и при этом превыше всего сущего. Женщины в этом деле незаменимы. Тут они вполне первосортны.
Женщины- инженерши - особая песня. Я их знала много, инженером была и моя мама. Она тихо ненавидела технику, но была человеком дисциплинированным и делала что велят. Говорят, что некоторые женщины достигают успехов в технических областях. Но поскребите и увидите, что это состояние ПРИ технике: проведение семинаров, симпозиумов, маркетинг, ну и, конечно, продажи. Моя мама-инженер занималась подготовкой материалов для аттестации станков на знак качества, организацией выставок. Ровно тем же занималась свекровь: сертификацией резиновых изделий. Мама моей знакомой, инженер аж ядерный физик, выпускница МФТИ, занимается надзором над экологическими последствиями ядерной энергетики. Так что всё это состояние ПРИ. Даже великая Ольга Дергунова, представительница Microsoft в России, чьё имя произносят как знак женских успехов, в сущности, торговка.
Встреть она не Билла Гейтса, а мирового производителя колготок - её успех был бы равновелик. Писательницы, журналистки - несть им числа. Когда-то дамы писали письма и дневники, теперь дамы пишут в СМИ. Иногда это бывает занятно, но никогда по-настоящему оригинально по мысли. Если и бывает что-то оригинальное, то это исключение из исключений. Вот такие, в самом беглом изложении, женские профессиональные успехи. Теперь самое время поговорить, чем за них заплачено. Да какое уж тут преувеличение, когда налицо скорее преуменьшение. Во ВСЕХ развитых странах с преобладанием белого населения наблюдается депопуляция. Население, попросту говоря, вымирает.
А если взять не всё население, включающее в себя гастарбайтеров и их потомков, а только исконное белое, то картина получится и вовсе пугающая. Важнейшим и нагляднейшим демографическим параметром является очень простая и легко понятная цифра - количество детей, рождённых одной тёткой за всю её женскую жизнь. Так вот и у русских, и у немцев, и у французов эта цифра не дотягивает до двух. У американцев чуть больше двух, но, уверена, если посмотреть показатели не в целом, а по WASP Белые англосаксонские протестанты , то выйдет меньше. А ведь чтобы всего лишь заместить родителей, надо, попросту говоря, чтобы половина семей имела двоих детей, а вторая половина - троих. Почему так происходит? Почему на современную женщину не слишком-то влияют даже экономические стимулы вроде материнского капитала? Дети не в кошельке, а в голове - вот в чём штука-то. Ещё при советской власти проводились такие опросы: сколько бы детей вы хотели иметь при самых благоприятных условиях. Отвечали обычно: двух.
Это при идеальных условиях, которых в реальной жизни никогда не бывает: кому-то надо поменять квартиру, кому-то закончить диссертацию, кому подремонтировать дачу. Продвинутые, те, что сейчас именуются "креативным классом", имели мало детей. Это был своего рода социальный стандарт, показатель продвинутости, причастности к высшим ценностям. Именно таким простым способом объясняется то, что многим кажется каким-то дивным парадоксом: разрухи, войны, голод-холод - а бабы рожают. Стало гораздо сытнее и теплее - бабы рожать перестали. А рожать они перестали потому что их интересы сместились на другое поле, произошло смещение интересов женщин с семьи на социальный успех. И то, что происходит дома, стало казаться скучным, плоским, банальным и недостойным того, чтобы на это тратить силы. Как-то попалась статья, где психолог недоумевает: когда воду надо было таскать от колонки, стирать руками и готовить на керосинке, молодые мамы не уставали так сильно, как теперь, когда стирает машинка-автомат, детское питание из баночки, памперсы одноразовые и т. Сплошные удобства, а она валится с ног. Оттого и валится, что работа эта ей скучна и докучна.
Каждый это хорошо знает: что кажется важным и интересным - не утомляет. Я хорошо помню это ощущение молодой мамашки: где-то там идёт большая и значительная жизнь, а я тут занимаюсь чепухой, я в стороне от настоящего и интересного. Это ещё можно потерпеть несколько месяцев, но никак нельзя считать настоящей жизнью. Не этим самоутверждается современная женщина. Это ведь стратегически важно: чем человек самоутверждается. Если ЭТО престижно, вынести трудности - легко. А вот если это не престижно, то даже умеренные затруднения кажутся невыносимой докукой.
Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом.
Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий.
Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах.
Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С.
Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности».
Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса.
Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу».
Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления.
Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Борьба за полноценный доступ женщин в университеты Либеральный министр народного просвещения И. Толстой не чинил вольнослушательницам препятствий.
Голосовать, учиться и носить брюки: правила жизни феминисток Первыми преуспели активистки Новой Зеландии, где уже в 1893 году женщины получили право голоса. Поделиться: Ох уж эти феминистки! Уже больше двух столетий яро борются за свои права, а если им место в метро уступают — не обижаются. Современные женщины-эмансипе не могут себе представить, что когда-то учиться, работать и носить брюки считалось для женщины неприличным. Отстаивать свои политические права Ученые обычно выделяют в истории феминистического движения три волны, первая из которых приходилась на XIX — начало XX века. Именно тогда появились суфражистки — женщины, борющиеся за право голоса. Первые тревожные звоночки прозвучали в книге Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки», где писательница еще в конце XVIII века поднимала вопрос равноправия полов. Через 2 года после публикации отважную Олимпию казнили, что неудивительно, ведь в своей книге она не скупилась на призывы: «Разве еще не время, чтобы и среди нас — женщин — началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?
Первыми преуспели активистки Новой Зеландии, где уже в 1893 женщины получили право голоса. Из европейских стран впереди оказалось Великое княжество Финляндское — в 1906. В России женщины могут голосовать с 1917.
При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством. Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной. Две из них — Машка и Анька — мечтают стать трактористками. Трактор в сталинском кинематографе часто будет символом индустриализации и будущего. Женщинам приходится отстаивать право на работу перед семьей и патриархальной деревней. Муж Машки даже демонстративно сжигает перед ней учебник по механике со словами: «Знай свое дело бабское — хозяйство да роды!
Если 20-е в кинематографе были праздником чувственности и внутренней свободы, в 30-е становится ясно, что «в СССР секса нет» хотя крылатая фраза родилась только в 80-е. Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» 1939 чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским». А в фильме «Трактористы» 1939 Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием. Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании. А также именно в годы войны был введен налог на бездетность.
Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше.
Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год.
Ученые: у кого больше прав по закону - у мужчин или у женщин
Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Идею поддержали, и появился Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам.