Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века" Елена Исаева общается с журналистами во время пресс-подхода. Карабанов, Павел Федорович.
Биография Карабанов Павел Федорович
Карабанов, Павел Федорович. Павел Фёдорович Карабанов. известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. По завещанию Карабанова коллекция поступила в собственность императора Николая I и распределена между Оружейной палатой, Эрмитажем, Императорской публичной библиотекой, Архивом Министерства юстиции и Московским университетом. ГлавнаяЛюдиКарабанов Павел Фёдорович. Карабанов Павел Фёдорович. Написать автору. Истoрические рассказы и анекдoты, записанные П. Ф. Карабанoвым [Текст] / Карабанов Павел Федорович ; приведены в порядок и обставлены примеч. известный собиратель и знаток отечественной истории и древностей (1767-1851), родственник Потемкина, был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых потом составил.
Архив анонсов
Важнейшие предметы этого музея описаны Филимоновым : «Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П. Карабанова» M. Долгоруковым «Чтение Московского общества истории Древней Руси», 1860 , кн.
Душой общества была очаровательная жена хозяина — Екатерина Щербатова, родившая и выходившая девятерых детей. Одна из них, Софья, не хотела выходить замуж, жила с родителями, и благодаря ее настойчивости отец в старости, будучи больным, надиктовал «Записки», доведя их до 1829 года. После встреч со своими собеседниками Свербеев не спешил к дневнику, не делал записи. Обладая изумительной памятью, вспоминал о событиях полувековой давности в деталях, а в них, как известно, и Бог, и дьявол. Подобные бесхитростные «записки» сочиняли многие русские люди — они это делали ради детей, потомков. Четверть века рукопись Свербеева хранилась в семейном архиве.
Она вышла в 1899 году двумя томами, и с тех пор, как пишут, ни одно серьезное исследование об этом периоде жизни Москвы не обходилось без ссылок на эти воспоминания. Более того, в марте 2012 года «Записки» воспроизведены в оригинальной авторской орфографии издания 1899 года. Что меня поражает, «записки» не считались критиками беллетристикой, не в пример романам и поэмам. Владимир Гиляровский писал стихи, сочинил поэму о Степане Разине. Но издают все кому не лень не стихи, а «записки», написанные в старости, под названием «Москва и москвичи». Ими «дядя Гиляй» застолбил свое место в русской литературе. В списке жильцов многоэтажного дома 6 на Страстном бульваре, составленном Д. Бондаренко, имя Юрия Желябужского соотносится с историей отечественного кино, где он неоднократно выступал пионером, будучи режиссером и оператором.
И с именем его матери, Марии Андреевой, заслужившей у Ленина партийную кличку Феномен, связанной тайными узами с историей партии, взявшей власть в октябре 1917 года. Мария родилась в Санкт-Петербурге в 1866 году, в известной театральной семье. Ее отец, Андрей Федоров-Юрковский, служил главным режиссером императорского Александринского театра. Все, кто видел его дочь, единодушны были в одном: то была девочка необыкновенной красоты. Илья Репин создавал ее портреты — 8, 9, 12 лет. В 15 лет писал с нее «Донну Анну», иллюстрируя «Каменного гостя» Пушкина. После гимназии и драматической школы она вышла на сцены не столицы, как можно было предполагать, а Казани и Тифлиса, где имела феноменальный успех. Актриса вышла замуж за высокопоставленного чиновника Желябужского, старше ее на 18 лет, любившего театр.
Оба они на сцене выступали под одним псевдонимом — Андреевы. За актрисой ходили толпы поклонников. Один восторженный почитатель, молодой грузин, осушив в честь Марии бокал вина, съел его, чтобы он никому после него не достался… Уехав от греха подальше с Кавказа, Желябужский снял в Москве квартиру из девяти комнат. Мария родила сына Юрия и дочь Ирину. На московской сцене она не осталась незамеченной. Известный театральный критик Сергей Глаголь восторгался ею: «Г-жа Андреева — чудесная златокудрая фея, то злая, как пойманный в клетку зверек, то поэтичная и воздушная, как сказочная греза…» Когда Станиславский и Немирович-Данченко объявили о создании Художественного общедоступного театра, Мария Андреева стала примой труппы.
Сходный с ней кошелек находится в собрании древностей у П. По-видимому, набожный царь оставил эту калиту на память в любимой им Псково-Печерской обители , которой не мог взять Стефан Баторий и которая многократно и доблестно выдерживала сильные нападения и осады лифляндских рыцарей. Солнцев Важнейшие предметы этого музея древностей были описаны Г. Филимоновым [2]. По завещанию Карабанова коллекция отошла в распоряжение императора Николая I , после чего была распределена по различным правительственным учреждениям.
В нем говорится: «Решение концедента о заключении концессионного соглашения принимается в виде постановления администрации города Карабаново. Перед принятием указанного постановления о заключении концессионного соглашения администрация города Карабаново получает в Совете народных депутатов города Карабаново одобрение на принятие решения о заключении концессионного соглашения. На основании решения Совета народных депутатов города Карабаново об одобрении принятия решения о заключении концессионного соглашения администрация города Карабаново в тридцатидневный срок принимает соответствующее постановление о заключении концессионного соглашения». Согласно этому положению, конкурс на выбор концессионера также объявляется только после получения разрешения горсовета, которого не было. Проблема, очевидно, возникла из-за политических разногласий. Дело в том, что в карабановский совет в 2020 году было избрано 7 депутатов от КПРФ, еще 7 представляют остальные партии. На прошлой неделе глава администрации района Анна Кузнецова приезжала в Карабаново и пыталась убедить депутатов передать тепловое хозяйство в концессию, однако решение не прошло: 6 депутатов проголосовали против, 5 за, 1 воздержался.
Карабанов, Павел Федорович
Она посвящена собраниям коллекционеров начала XIX века, сохранившим уникальные памятники культурного наследия России, и в первую очередь личной коллекции Павла Федоровича Карабанова. С самого детства Павел Федорович был увлечен историей родной страны. Представители рода Карабановых уважали память предков, хранили фамильные сокровища и предания, связанные с ними. Это послужило основой для создания домашней коллекции, сформировало вкусы юного Павла Федоровича, пробудило любовь и интерес к отечественным древностями. Более пятидесяти лет Павел Федорович формировал свой Русский музей, который стал своеобразной энциклопедией уклада жизни русского дворянского быта.
Коллекция была настолько хороша, что император Николай I, узнав о ней, решил ее приобрести. Павел Федорович не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице — Отечеству. Предварительная продажа билетов уже открыта!
Планируйте свой весенний культурный досуг и приходите на выставку «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая пройдет в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы с 15 марта по 26 мая 2024 года.
Был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых составил позже. Прослужив несколько лет в Преображенском полку , вышел в отставку и жил зимой в Москве , а летом в кашинском имении. Оставил замечательное собрание древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей, подаренное им правительству.
Родился 25 октября 1767 года в Твери в семье вице-губернатора Фёдора Леонтьевича Карабанова 1738-1813 и его супруги Анастасии Григорьевны Кисловской 1751-1791 , троюродной сестры князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического 1739-1791 , происходил из дворян, с юных лет служил в лейб-гвардии Преображенском полку и в 1790 году вышел в отставку с производством в премьер-майоры. Собирал исторические анекдоты и старательно записывал рассказы очевидцев значительных придворных и политических событий — накопленные Карабановым материалы после его смерти были использованы князьями Петром Владимировичем Долгоруковым 1816-1868 и Алексеем Борисовичем Лобановым-Ростовским 1824-1896 для составления «Российской родословной книги» 1854-1857 годы. Начиная с 1792 года коллекционировал различные предметы старины — монеты, гравюры, рукописи, утварь, часы и модели; по его завещанию коллекция в том числе более 3 000 гравированных портретов исторических лиц отошла в распоряжение императора Николая I-го 1796-1855 и была распределена по правительственным учреждениям рукописи в Императорскую публичную библиотеку и московский архив Министерства юстиции, собрание портретов в коллекцию Эрмитажа, предметы быта в Оружейную палату.
Карабанов, Павел Фёдорович
«Оружейная палата» Павла Карабанова | Основой экспозиции стало собрание знатока русской истории Павла Карабанова. |
Карабанов, Павел Федорович, Русский биографический словарь. Том 8 - А.А. Половцов | В отличие от Павла Федоровича Карабанова, Погодин не завещал Отечеству свое собрание, а продал Николаю I за очень большую сумму — 150 тыс. рублей серебром. |
фамилия супруги в русской истории... | Карабанов Павел Фёдорович (1767-1851) – премьер-майор в отставке (1790), историк, коллекционер, специалист в области просопографии (науки, исследующей биографии исторических лиц определённой эпохи или местности, имеюших общие политические. |
Коллекция Павла Карабанова | Подкаст с нашим другом со времен ССТ, экспертом в техническом надзоре при строительстве, автором ТГ-канала: Технадзор без душнилова, Павлом Карабановым. |
Найден пропавший 13-летний Павел Карабанов | рождение: 21 март 1779 титул: по рождению, княжна брак: Павел Фёдорович Карабанов смерть: 18 январь 1834. |
наши контакты
- Павел Фёдорович Карабанов
- Карабанов, Павел Фёдорович
- Карабанов П.Ф.
- Избранные труды
- Карабанов Павел Фёдорович — сохранить память о людях и делиться исследованиями — Familio
Карабанов Павел Федорович
Павел Фёдорович Карабанов — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Истoрические рассказы и анекдoты, записанные П. Ф. Карабанoвым [Текст] / Карабанов Павел Федорович ; приведены в порядок и обставлены примеч. КАРАБАНОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ 1767-1851 Военный. В 1790 вышел в отставку с производством в премьер-майоры. Карабанов Павел Федорович упоминается в следующих биографиях: Не найдено упоминаний в биографиях.
Карабанов П.Ф.
Чеканную композицию на муфте кружки добавили в России в XIX веке. Кружка вместе с кубком демонстрируется в витрине в отдельном серебряном чехле с замысловатой ножкой, выполненном в 1870 году. Витрина для серебряной скульптурной группы. Работы русских мастеров в собрании П. Карабанова Коллекция Карабанова включала шедевры, выполненные в России и Европе. Ультрамариновая посуда сделана из меди с применением серебряной фольги и эмали. Сейчас комплект хранится в фондах музея Московский Кремль. Поднос, кубок, стопа с крышкой, пара чашек.
Медь, серебряная фольга; эмаль, штамп, тиснение. Залюбовалась я и миниатюрной коробочкой, выполненной в форме дамской театральной сумочки. Серебро, недрагоценный металл; плетение, гравировка, чеканка, золочение, монтировка. Интересна простая на вид серебряная чарка XVII столетия. На тулово чарки в XIX веке добавлена надпись с эпиграфическими ошибками о том, что её выполнил сам царь Пётр Алексеевич. Золотые женские ювелирные украшения покажем пунктиром, без подробностей. Золото, драгоценные камни.
XVII век. Артефакты европейских мастеров из коллекции П. Карабанова П. Карабанов собирал не только предметы русской старины. Были в его коллекции и серебряные артефакты знаменитых немецких златокузнецов. Например, ваза-рассольник конца XVII века. Мастер из семьи Гельб.
Из коллекции Карабанова. Мастер Каспар II Бойтмюллер. Обращает на себя внимание табакерка в виде сидящей канарейки. По всей видимости, табак насыпали в небольшой контейнер — подставку под птичку. А сама канарейка служила ручкой табакерки. Выполнена диковинка в Англии в 1770-х годах. Сейчас она принадлежит собранию Эрмитажа.
Табакерка в виде канарейки. Работы восточных мастеров Билет в Кремль с аудиогидом.
Еще интересный экспонат — стакан, принадлежавший предку Павла Федоровича Гавриле Михайловичу, который — как мы знаем из документов — был стольником царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Немецкий путешественник Адам Олеарий писал о ее природной красоте, а также о том, что она не хотела пользоваться румянами и белилами, как было принято на Руси, и это пренебрежение традициями вызывало у многих недовольство. Он был главноначальствующим Экспедицией Кремлевского строения в Москве и Мастерской и Оружейной палатой в 1814—1831 годах, занимался ее первой экспозицией, заботился об экспонатах, которые привезли из эвакуации, восстанавливал Кремль после нашествия французов и в целом много сделал для музея. В комнатах разместили предметы из коллекции Николая Борисовича, в том числе европейское и русское серебро.
После революции Феликс Юсупов уехал из России, однако еще надеялся вернуться — многие не верили, что советская власть установилась надолго. Поэтому он замуровал семейные драгоценности и утварь в тайнике под лестницей. Его управляющий нанимался на работу во все учреждения, которые размещались во дворце, и таким образом, как я понимаю, охранял клад. Однако в 1925 году его репрессировали, и после этого тайник все-таки нашли. К описанию клада был привлечен директор Оружейной палаты Дмитрий Дмитриевич Иванов, великий подвижник, спасший множество памятников русской истории. Вероятно, он решил, что нужно сохранить хотя бы часть сокровищ — иначе они ушли бы с молотка или отправились в переплавку.
Он запросил 46 предметов и в итоге смог их получить: некоторые из них мы показываем на выставке. Другой известный коллекционер — Алексей Иванович Мусин-Пушкин. К сожалению, его собрание сгорело в московском пожаре 1812 года, в том числе — знаменитый древнерусский памятник «Слово о полку Игореве». Уцелело лишь то, что успело «уйти» из коллекции: например, в 1809 году Мусин-Пушкин подарил несколько предметов императору Александру I, они были переданы императором в Оружейную палату. Еще один интересный коллекционер — малоизвестный историк Михаил Андреевич Оболенский, заведовавший главным архивом Министерства иностранных дел. Он также был председателем ученой комиссии по восстановлению палат бояр Романовых, и, собственно, заведовал палатами, которые были филиалом Оружейной палаты.
Наконец, мы рассказываем о Михаиле Петровиче Погодине — известном историке, журналисте, публицисте, создателе «древлехранилища» — коллекции древних рукописей, старопечатных книг, автографов знаменитых исторических деятелей, картин, икон, гравюр… Он был страстно увлечен русской историей, его знали все меняльщики, антикварщики, и множество агентов искали для него по городам и весям древние памятники. Огромная коллекция Погодина располагалась на Девичьем поле, в деревянном доме, впоследствии сгоревшем в годы Великой Отечественной войны. Там, в 50 шкафах хранились, в основном, рукописи, которые Погодин любил и увлеченно собирал. В конце концов, Михаил Петрович решил, что коллекция слишком разрослась, а хранить ее в деревянном доме — опасно, и продал ее императору за 150 тысяч рублей серебром. Правда, поставил ряд условий: он хотел, чтобы собрание осталось в Москве, даже мечтал о музее всероссийского искусства, а себя видел в роли его директора. Однако император поступил по-своему: собрание рукописей отправил в Императорскую публичную библиотеку, а многие предметы — в Эрмитаж.
Погодин расстроился, когда узнал, что вещи из собрания уезжают в Петербург, и отправился вместе с ними, подписал на месте передаточные акты. Кстати, его собрание рукописей в Императорской публичной библиотеке сохранилось целиком: в 1852 году были построены шкафы, в которых рукописи хранятся по сей день, и исследователи их постепенно описывают — уже опубликовано семь выпусков каталога «Рукописные книги собрания М. А вот предметы, отправленные в Эрмитаж, по воле Николая I были позднее переданы в Оружейную палату. Погодин, конечно, был этому рад, однако вскоре, в 1856 году, значительную часть церковных ценностей передали в Синодальную ризницу, а оттуда — в формировавшийся Музей древнерусского искусства при Императорской академии художеств, а затем в 1897 году — в Русский музей.
Сенатор и дипломат, князь Николай Юсупов 1750—1831 руководил Оружейной палатой на протяжении 17 лет. Для своей коллекции он приобрёл целое имение — Архангельское.
Часть собрания украсила его дворец в Большом Харитоньевском переулке, который сохранился до наших дней как, кстати, и особняк Карабанова на Петровке, известный сейчас как усадьба Кирьякова. После кончины князя его наследники приумножили собрание, а архитектор Николай Султанов стилизовал интерьеры дворца под обстановку допетровской эпохи, превратив дворец Юсуповых в "волшебный русский дом", как называли его современники. Покидая Россию после Октябрьской революции, князь Феликс Юсупов спрятал фамильные украшения и предметы старины под лестницей. За кладом присматривал специально нанявшийся работать при доме бывший слуга Юсуповых. Но, несмотря на все ухищрения, в 1925 году клад всё-таки откопали, и по иронии судьбы он оказался в Оружейной палате, которую Николай Юсупов возглавлял столетие назад. Распределённые по разным музеям, сокровища московских коллекционеров впервые спустя более чем столетие, пусть и ненадолго, собрались на соседних полках — как когда-то в домах своих владельцев.
IV, 105—214, а полностью они помещены в "Русской Старине", т. IV, 105; "Москвитянин", 1849, II, 54. Прослужив несколько лет в Преображенском полку, он вышел в отставку и проживал зимой в Москве, а летом в кашинском имении. Оставил замечательное собрание древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей, подаренное им правительству. Главнейшие предметы этого музея описаны Филимоновым: "Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П.
Статьи по разделам
- Выставка «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
- «Оружейная палата» Павла Карабанова
- Музеи Московского Кремля показывают частные коллекции XIX века - Российская газета
- Власти Карабанова незаконно сдают в концессию тепловое хозяйство
- Павел Карабанов. Биография
Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
Власти Карабанова незаконно сдают в концессию тепловое хозяйство | Карабанов Павел Федорович — Павел Фёдорович Карабанов (1767 1851) известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. |
Карабанов Павел Федорович | рождение: 21 март 1779 титул: по рождению, княжна брак: Павел Фёдорович Карабанов смерть: 18 январь 1834. |
Карабанов П.Ф.
купить билеты на выставку в Москве по выгодным ценам. 1891. Портреты Карабанов Павел Федорович. Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам – москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний.
Архив анонсов
Оставил замечательное собрание древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей, подаренное им правительству. Главнейшие предметы этого музея описаны Филимоновым: "Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П. Карабанова" M. По смерти К. Долгоруковым "Чт.
Второй Русский музей — карабановский, ну а третий — всем известный Русский музей в Петербурге. Изначально я занималась изучением документов, связанных с Григорием Дмитриевичем Филимоновым, который с 1886-го по 1893-й был хранителем Московской Оружейной полноты.
Еще в студенческие годы он сделал каталог для музея Карабанова — это издание мы, кстати, показываем на выставке. Я заинтересовалась историей музея, а затем стала исследовать архивы, связанные с Павлом Федоровичем Карабановым, а также с его современниками — московскими коллекционерами XIX века, так или иначе связанными с Московским Кремлем или Оружейной палатой. Я провела немало времени в архивах, пытаясь собрать информацию о коллекции Павла Федоровича, и понять, где — помимо Музеев Московского Кремля — сейчас находятся эти предметы. Карабанов одним из первых заинтересовался отечественными древностями. В целом, увлечение русской историей началось после Отечественной войны 1812 года, когда многие артефакты погибли в московском пожаре, и коллекционеры бросились искать сохранившиеся вещи, изучать их и публиковать. А вот Павел Федорович заинтересовался русскими древностями задолго до нашествия французов.
Он происходил из знатного дворянского рода, и в его семье бережно относились к истории и фамильным реликвиям. Например, у них хранилась шведская Библия 1703 года, которая по легенде когда-то принадлежала Карлу XII. Павел Федорович собирал именно русские древности и весьма в этом преуспел, в том числе благодаря удачной женитьбе на княжне Варваре Ивановне Гагариной, обладательнице большого состояния. Как я понимаю, у них сложились теплые, доверительные отношения, они заботились друг о друге, и поэтому супруга поддерживала его увлечения. Карабанов оставил военную службу и полностью посвятил себя коллекционированию: формированием музея он занимался около 50 лет. Вообще их можно обнаружить практически в любой коллекции, но собранию Павла Федоровича они придают определенную самобытность.
Надо понимать, что подделки нередко создаются в угоду коллекционерам: спрос рождает предложение. И если поначалу Карабанов мог не понимать, что покупает, то за 50 лет собирательства он приобрел большой опыт и научился отличать подлинный предмет от его имитации. Мне кажется, некоторые вещи он даже мог заказывать сам — как реплики. Подобные прецеденты были характерны для XIX века. Первую часть поддельных вещей в коллекции Карабанова выявил в 1870-1880-е Георгий Дмитриевич Филимонов, который изъял их из витрины Оружейной палаты. Вторая волна борьбы с подделками началась после революции — когда было решено пожертвовать некоторыми предметами, чтобы сохранить более важные памятники.
Тогда значительное количество вещей, в том числе карабановских, были отправлены в Гохран, и, видимо, оказались переплавлены в аффинажных печах. Наконец, современные исследователи также активно занимаются атрибуцией предметов. На выставке есть целая витрина, посвященная поддельным вещам. Здесь можно увидеть, например, медвежьи когти, которые якобы были охотничьими амулетами. Надписи на оправах приписывают их вымышленным князьям Ивану и Якову Кудеяровым. Есть и не слишком изящно сделанные из медного сплава бармы — попытка имитировать древние княжеские и царские ожерелья.
Свой музей сокровищ Карабанов назвал Русским — что было довольно характерно для собирателей той эпохи. Предметы в их коллекциях имели преимущественно русское происхождение, но сам Павел Карабанов приобретал также западноевропейские и восточные артефакты, поскольку они бытовали в Русском государстве и встречались в домах бояр. Например, в экспозиции есть шведская Библия 1703 года, которая, по легенде, когда-то принадлежала Карлу XII и бережно хранилась в семье Карабанова. Цифра Более 400 предметов впервые представлено на выставке из Музеев Московского Кремля и других собраний страны. Огромный всплеск интереса к русской истории случился после Отечественной войны 1812 года, когда в Москве после пожара сгорело много ценностей, включая оригинал "Слова о Полку Игореве". Все неравнодушные к родной истории бросились на поиски всего, что сохранилось после французского разорения, — так появились частные собрания графа Алексея Мусина-Пушкина который и утратил "Слово" , князей Николая Юсупова и Михаила Оболенского, а также издателя Михаила Погодина, предметы из коллекций которых тоже собраны сегодня на выставке в Кремле.
Павел Карабанов отличался от всех тем, что свою коллекцию Оружейной палате Московского Кремля он принёс в дар. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда ей подарили не один или несколько предметов, как нередко случалось, а целое собрание.
Мне кажется, некоторые вещи он даже мог заказывать сам — как реплики. Подобные прецеденты были характерны для XIX века.
Первую часть поддельных вещей в коллекции Карабанова выявил в 1870—1880-е Георгий Дмитриевич Филимонов, который изъял их из витрины Оружейной палаты. Вторая волна борьбы с подделками началась после революции — когда было решено пожертвовать некоторыми предметами, чтобы сохранить более важные памятники. Тогда значительное количество вещей, в том числе карабановских, были отправлены в Гохран, и, видимо, оказались переплавлены в аффинажных печах. Наконец, современные исследователи также активно занимаются атрибуцией предметов.
На выставке есть целая витрина, посвященная поддельным вещам. Здесь можно увидеть, например, медвежьи когти, которые якобы были охотничьими амулетами. Надписи на оправах приписывают их вымышленным князьям Ивану и Якову Кудеяровым. Есть и не слишком изящно сделанные из медного сплава бармы — попытка имитировать древние княжеские и царские ожерелья.
Представлены также предметы оригинальные, но впоследствии доработанные мастером с целью придать им историческую значимость. В частности, можно увидеть кружку со сценой обручения царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Сама кружка изготовлена в XVI веке, с оригинальными клеймами, однако изображенная сцена, на самом деле — более поздняя доделка, скорее всего, XIX века: я установила, что она восходит к гравюре XVIII столетия. Еще показываем очень интересную рукопись из собрания Карабанова.
Как правило, нам неизвестны имена мастеров, создававших фальсификаты, однако этот случай — уникальный: мы знаем автора рукописи — это Антон Иванович Бардин, владелец антикварных и книжных магазинов, живший в XIX веке. Он изготавливал подделки, которые стилизовал под известные древнерусские памятники, и продавал их — в том числе маститым ученым. Он скупал все, что касалось русской истории или каких-то исторических личностей. Его коллекцию в целом можно разделить на несколько частей.
Во-первых, это произведения прикладного искусства, во-вторых, библиотека, в-третьих — огромное собрание эстампов, в четвертых — минцкабинет, или кабинет медалей. Хорошо известна история о том, как его собранием заинтересовался император Николай I, который просил министра двора узнать частным образом, не продается ли коллекция. Павел Федорович отказался продавать свои сокровища: сказал, что музей — утешение при его старости. Но пообещал после своей смерти пожертвовать ее государству в лице императора.
И свое слово сдержал. Наследников у него не было, и он боялся, что коллекция попросту уйдет с молотка, будет раздроблена — поэтому решил передать ее государству. В итоге после кончины Карабанова его музей переехал в Оружейную палату. Туда же уехал и архив, который, к счастью, сохранился единым комплексом: он включает в себя переписку самого Павла Федоровича, его отца и деда.
В Музеях Московского Кремля проходит выставка «Любители родной истории»
Все самые лучшие и новые книги автора Карабанов Павел Федорович в книжном интернет-магазине «Москва». Коллекция Павла Карабанова стала своеобразной энциклопедией уклада жизни русского дворянского быта. По завещанию Карабанова коллекция поступила в собственность императора Николая I и распределена между Оружейной палатой, Эрмитажем, Императорской публичной библиотекой, Архивом Министерства юстиции и Московским тура.