Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом Союзе (ЕАЭС). В Москве проходит второй Евразийский конгресс, на котором Узбекистан представляет заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности. Участие Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которое планируется начать в 2023 году, сыграет важную роль в дальнейшем развитии региональной экономики.
Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции
Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами–членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана. УЗБЕКИСТАН ВСТУПИТ В ЕАЭС, ДЛЯ ЭТОГО ГОТОВЯТ ДОКУМЕНТЫ | 2024. Власти Узбекистана заявили о намерении вступить в Евразийский экономический союз в октябре 2019 года.
С чем Узбекистан может войти в Евразийскую интеграцию — эксперт
По его словам, Узбекистан заинтересован в максимальном использовании статуса государства-наблюдателя при Совете и готов участвовать в ряде проектов. Имею в виду взаимодействие деловых кругов. Общение по линии предпринимателей является основой для продвижения торгово-экономического сотрудничества», — заявил Абидов. По информации пресс-службы, проведение следующего заседания совместной рабочей группы запланировано на третий квартал 2024 года в одном из городов государств ЕАЭС.
Узбекистан привлекает российский бизнес как один из крупнейших рынков в СНГ с 37-миллионным населением, более половины которого — молодые люди до 30 лет. Дополнительными преимуществами являются качественная и недорогая инфраструктура, близкое культурное и языковое пространство. Эксперт отмечает, что для размещения производств российских компаний в Узбекистане создаются целые индустриальные зоны и технопарки, такие как «Чирчик» и «Джизак», открытые совместно с Татарстаном. Ряд международных экспертов считают текущий уровень российских инвестиций в Узбекистан далеко не предельным по сравнению с другими постсоветскими странами. К примеру, только за два последних года в Грузию пришло 21 тыс.
Развитию российского бизнеса в Узбекистане могут мешать финансовые проблемы, законодательные барьеры и наличие местных монополий, лоббирующих свои интересы», — отмечает Алимджанов. Однако, по мнению эксперта, преодоление этих препятствий принесет новые возможности для экономики республики.
Каков потенциальный эффект и каковы преимущества, которые, как предполагается, Узбекистан получит от участия в ЕАЭС? Прежде всего, речь идет о привлечении в Узбекистан прямых инфраструктурных инвестиций из стран-членов Евразийского экономического союза. Узбекистан имеет высокий инвестиционный потенциал, но используется он далеко не в полной мере. Начатые руководством Узбекистана в 2017 году структурные преобразования и экономические реформы заметно преобразили экономический облик страны: произошло открытие экономики, начата либерализация бизнес-среды, цен, торговли и валютного рынка, выросли инвестиции в основной капитал, взят курс на увеличение производства товаров с высокой добавленной стоимостью и диверсификацию экспорта. Это заметно улучшило инвестиционный климат республики, повысило потенциал привлечения внешнего финансирования.
Вместе с тем Узбекистану еще предстоит большой объем работы на пути инфраструктурного развития, улучшения доступа к мировым и региональным рынкам, а также создания благоприятного институционального режима. Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами—членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана.
Для Узбекистана важными являются транспортная инфраструктура, водные ресурсы, промышленная кооперация, финансовый сектор и трудовые ресурсы.
Страна заинтересована в участии в проектах в сфере морской инфраструктуры. В частности, из-за отсутствия большого количества источников воды, Узбекистан продолжает выстраивать хорошие отношения с соседями, владеющими ресурсом, и развивать энергетику. Правительство страны внесло предложение подготовить соглашение о промышленном взаимодействии.
С чем Узбекистан может войти в Евразийскую интеграцию — эксперт
Россия активно работает в Евразийском экономическом союзе, повышает эффективность деятельности СНГ. Полноценное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволит республике убрать ряд препятствий для экспорта ее продукции в страны союза. Узбекистан с конца 2020 года входит в ЕАЭС в качестве наблюдателя. ТАШКЕНТ, 26 дек – РИА Новости. Полноценное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволит республике убрать ряд препятствий для экспорта ее. Товарооборот в ЕАЭС по итогам прошлого года достиг рекордных 7 триллионов 400 миллиардов рублей.
Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции
Читайте последние новости дня по теме ЕАЭС: Встреча министров промышленности стран БРИКС и ЕАЭС пройдет в августе 2024 года, В ЕАЭС увеличили выпуск сельхозпродукции. За три месяца 2024 года внешнеторговый оборот Узбекистана со странами Евразийского экономического союза превысил $4 млрд. Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами–членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана.
Мишустин заявил, что Россия считает необходимым углубление связей Узбекистана с ЕАЭС
Премьер-министр также заявил, что Узбекистан намерен продолжать промышленную кооперацию со странами ЕАЭС. Он отметил, что Узбекистан сегодня успешно реализует со странами объединения ряд перспективных проектов, расширяющих промышленное партнёрство. В частности, в 2022 году создано более 1000 совместных предприятий со странами союза, а их общее количество превысило 5000. Глава правительства также выступил с предложением странам ЕАЭС совместно развивать новые транспортные коридоры.
Но Тюркский совет — это не ЕАЭС, так как объединение тюркоязычных государств имеет больше формальный характер на основе культурно-гуманитарного и языкового единства, без каких-либо попыток передать часть экономического суверенитета в руки наднационального органа, как это наблюдается в ЕАЭС. Центральная Азия: риски, вызовы и возможности Ташкенту следует принять во внимание тот факт, что если Узбекистан станет членом Евразийского союза, то, как и Казахстану, этой республике придётся постоянно отражать информационные вбросы из России, где часто звучат заявления, которые ставят под сомнение суверенитет других членов ЕАЭС, будь то призывы ввести единую валюту или создать наднациональный парламент. Например, недавнее заявление председателя правления Евразийского банка развития Андрея Бельянинова о том, что ЕАБР будет прообразом будущего центрального банка ЕАЭС, вызвали оправданно негативную реакцию в Казахстане, где на официальном уровне заявили, что вопросы денежно-кредитной политики и валютного регулирования полностью остаются в компетенции центральных банков стран ЕАЭС. Поэтому формирование валютного союза и введение единой валюты не предусматриваются.
Возможно, переговорный процесс по поводу вступления или невступления Узбекистана в это региональное объединение займёт время. Известно, что Россия и Узбекистан уже создали специальную рабочую группу для анализа преимуществ и рисков вхождения Узбекистана в ЕАЭС, которая должна представить результаты своей работы до конца 2019. Хотя есть прецедент Таджикистана, который обдумывает своё участие в деятельности ЕАЭС ещё с 2015 года, постоянно заявляя о том, что внимательно изучает все возможные плюсы и минусы. При этом интересно, что, в отличие от Узбекистана, Таджикистан политически и экономически был более тесно привязан к России. Судя по всему, количество минусов явно перевесило все обещанные плюсы. Но не менее интересно и то, что Москва также сильно не давила на Душанбе в этом вопросе, считая Таджикистан с его дырявой таджикско-афганской границей не слишком ценным партнёром в рамках ЕАЭС, в отличие от того же Узбекистана. Возможно, в России также исходили из того, что вступление Узбекистана в ЕАЭС рано или поздно заставит Таджикистан самому попроситься в это региональное объединение.
Беларусь регулярно бросает такие обвинения в адрес России. Кыргызстан считает, что Казахстан создает искусственные препятствия для экспорта кыргызской продукции. Кстати, некоторые кыргызские политики, например, уверены, что если бы Кыргызстан взаимодействовал с Казахстаном по правилам ВТО, то получил бы больше преимуществ, чем в рамках ЕАЭС. Конечно, оптимисты заявляют, что вступление Узбекистана в ЕАЭС приведет к снижению таможенных пошлин для узбекского экспорта в Россию.
Экономическая поддержка в рамках интеграции со странами—членами ЕАЭС может послужить стимулом комплексного развития Узбекистана.
Привлечение инвестиций и переток технологий будут способствовать увеличению производительности труда в республике — как вследствие обновления физической инфраструктуры, так и благодаря внедрению новых технологий. ЕАЭС потенциально способен обеспечить около 1,0-1,5 млрд. Учитывая долю инвестиций в ВВП Узбекистана и их импортоемкость долю импортируемого капитального оборудования в валовом накоплении основного капитала , вклад инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в рост ВВП Узбекистана может составить в среднем 0,3—0,4 процентных пункта в год. Другим важным преимуществом интеграции является дополнительный приток в страну денежных поступлений от трудовых мигрантов, который в среднем оценивается в 1,5—2,0 млрд. Будучи членом ЕАЭС, Узбекистан получает доступ к единому рынку труда со свободным передвижением рабочей силы.
Рост притока денежных переводов ведет к росту благосостояния населения Узбекистана, что в свою очередь положительно сказывается на потребительском спросе в республике.
Шавкат Мирзиёев далее отметил, что анализ текущей ситуации показывает также наличие ряда сдерживающих факторов и нерешенных вопросов: — отсутствуют механизмы реализации инициатив государств-наблюдателей, направленных на развитие практического взаимодействия в рамках Объединения; — не урегулированы вопросы, связанные с применением в странах ЕАЭС торговых ограничений, в том числе в отношении поставок сельхозпродукции, энергоносителей и прочих сырьевых товаров; — пока не дают ожидаемого результата проекты, инициированные в сфере транспорта и логистики, в частности, по ускоренной взаимной поставке качественной и доступной продовольственной продукции.
Торговля Узбекистана со странами ЕАЭС за полгода составила $7,4 млрд
Почему Узбекистан не торопится в ЕАЭС | Затянувшиеся переговоры Узбекистана с ЕАЭС говорят о неготовности узбекской экономики к быстрой адаптации внутри блока. |
Мишустин призвал к углублению связей Узбекистана с ЕАЭС - 02.12.2022, ПРАЙМ | Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов заявил, что республика готова осваивать новые технологии со странами ЕАЭС. |
Когда Узбекистан станет полноценным членом ЕАЭС? | 11 декабря Узбекистан и Куба официально стали странами-наблюдателями в ЕАЭС[9], утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции. |
Узбекистан готов к дальнейшему расширению сотрудничества с евразийскими странами
Вместе с тем вступление Узбекистана в ЕАЭС требует привести таможенные тарифы республики в соответствие с правилами Союза, а поступления в бюджет от внешнеэкономической деятельности будут зависеть от эффективности функционирования Союза в целом. Вопросы регулирования внешней торговли на союзном уровне переходят в наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию, а гармонизация внутренних технических регламентов и фитосанитарных стандартов с требованиями, действующими в ЕАЭС, приведет к взаимовыгодному снижению нетарифных барьеров, что является ключом к интенсификации взаимной торговли. Присоединение Узбекистана к деятельности ЕАЭС позволяет снять внешнеэкономические ограничения и предоставить доступ государствам-членам Союза к емкому потребительскому рынку республики. Кроме того, интеграция ведет к включению Узбекистана в процесс развития трансъевразийских транспортных коридоров. Республика находится на перекрестке международных транспортных маршрутов Запад — Восток и Север — Юг и имеет возможность стать ключевым звеном в транспортно-логистическом развитии Центральной Азии, в том числе участвуя в инициативе Китая «Один пояс, один путь». Скоординированная работа стран—участниц ЕАЭС и Узбекистана на этом направлении приведет к повышению транспортной связанности региона с активно развивающимися рынками стран Азии Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Индия. Скоординированная работа стран региона позволит снивелировать в Узбекистане проблемы с энергоснабжением в пиковые периоды, с дефицитом водных ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности.
Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты. Мы ещё к этому не пришли, мы ещё не ощутили жесточайшую необходимость этого. При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства — это главное. Мы должны быть независимыми и суверенными государствами [53]. По его словам, бывая за рубежом, он часто слышит опасения, что «мы создаём СССР, или что-то под Россией». Союз не должен мешать нам в этом направлении [57]. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. Президент Армении Серж Саргсян заявлял, что его страна намерена присоединиться к договору до 15 июня 2014 года [61].
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев рассчитывает подписать договор до конца 2014 года [62]. Парламент Кыргызстана принял ряд законов, необходимых для скорого вступления в союз [64].
Так, по его словам, в ЕАЭС заинтересованы в том, чтобы гарантировать соответствие узбекских товаров высоким евразийским стандартам. Это важно для реализации четырех основных свобод — движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Считаю, что идеи бизнеса, взаимовыгодные сделки и проекты помогут достижению столь амбициозной цели. Правительства России и Узбекистана будут оказывать максимальную поддержку инициативам деловых кругов", — подчеркнул Мишустин.
Неоспоримым плюсом для южного соседа станет упрощение процедуры экспорта грузов: хлопка, фруктов и автомобилей. Членство в Союзе может снизить стоимость транспортировки примерно на треть и обеспечит кратчайшие маршруты сообщений между Азией и Европой. Узбекистан - главный торговый партнер государств-членов ЕАЭС. Но у стран практически нет совместных предприятий. Общим объем, который исчисляется миллиардными долларов.
И строительство промышленной кооперации будет означать, что взаимодействия двух стран переходит на другой уровень. Статус наблюдателя в Экономическом Союзе государство получило в 2020. Но вопрос о присоединении пока остается открытым.
Вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз не состоялось
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является интернациональной организацией с ярко выраженной интеграцией региональных экономик. Читайте последние новости дня по теме ЕАЭС: Встреча министров промышленности стран БРИКС и ЕАЭС пройдет в августе 2024 года, В ЕАЭС увеличили выпуск сельхозпродукции. Активное использование производителями стран Союза преимуществ технопарков Узбекистана позволит нарастить портфель совместных проектов. Полноценное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволит республике убрать ряд препятствий для экспорта ее продукции в страны союза, заявил. Читайте последние новости дня по теме ЕАЭС: Встреча министров промышленности стран БРИКС и ЕАЭС пройдет в августе 2024 года, В ЕАЭС увеличили выпуск сельхозпродукции.
Вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз не состоялось
Тема интеграции Узбекистана в ЕАЭС обсуждалась на Х азиатской конференции «Центральная Азия и Евразия: многостороннее сотрудничество перед вызовами глобального беспорядка». Узбекистан продолжает двигаться в направлении ЕАЭС, в этом процессе он уже прошел несколько этапов, достигнув статуса наблюдателя в Союзе. Инфографика ЦЭИР показывает изменения в торговле Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) за январь-декабрь 2023 года. Процесс вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве полноценного члена в ближайшее время может быть ускорен, заявил посол РФ в Ташкенте.
Узбекистан является лидером среди стран СНГ по объему товарооборота с ЕАЭС
Именно по этой причине казахстанская сторона назвала преждевременной подготовку проекта меморандума о концепции межпарламентского органа и отказалась от каких-либо политических заявлений [48]. Далее он сделал следующее заявление: В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. Здесь позиция Казахстана чёткая, она озвучивалась не раз руководством страны, что Казахстан не будет поддерживать создание наднациональных политических органов. Максимум, о чём может идти речь в этом проекте, — соглашение о межпарламентском сотрудничестве, которое, собственно говоря, сегодня есть. Лукашенко заявил, что единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет [52] : Кто-то из политиков, особенно в России, привыкли подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе и в политической сфере. Но мы ведь создаём экономический союз. Кто-то говорит о какой-то политической надстройке. Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты.
Мы ещё к этому не пришли, мы ещё не ощутили жесточайшую необходимость этого.
Среди его задач: выработка скоординированных позиций бизнеса при взаимодействии с органами ЕАЭС, налаживание прямых связей между деловыми кругами, содействие торгово-экономическому, финансовому и промышленному сотрудничеству, работа по сближению и гармонизации национальных систем квалификаций стран. РосПром - это федеральная площадка для взаимодействия крупного бизнеса с государством, ведущими технологическими компаниями, университетами, научными организациями, малым и средним бизнесом, зарубежными партнерами. В текущем году главными темами стали вопросы устойчивости и развития: ключевые технологии, роль государства, кадры для промышленности, новые контуры международной кооперации.
Общим объем, который исчисляется миллиардными долларов. И строительство промышленной кооперации будет означать, что взаимодействия двух стран переходит на другой уровень. Статус наблюдателя в Экономическом Союзе государство получило в 2020. Но вопрос о присоединении пока остается открытым. Сейчас узбекская сторона изучает предоставленные технические регламенты и условия для свободного ввоза товаров на территорию интеграционного союза. Как будто две равные структуры.
Но это не выгодно странам союза. Зачем компании образуются?
Кроме того, трудовая миграция в государства — члены ЕАЭС позволит смягчить социально-экономическую напряженность в республике, вызванную безработицей и неполной занятостью. Важное преимущество от углубления интеграции для Узбекистана — возможность увеличить экспорт в действующие страны — члены ЕАЭС дополнительно на 1,2 млрд долл. Для сравнения: в 2020 году экспорт республики в ЕАЭС составил 3 млрд долл. Наращивание поставок узбекистанскими экспортерами возможно не только в ключевом торговом партнере — России, но и во всех странах — участницах ЕАБР. С точки зрения действующих стран — членов Союза полноценная интеграция с Узбекистаном также создает перспективы для роста экспорта товаров на емкий потребительский рынок республики.
Еще одно преимущество экономической интеграции с Узбекистаном для действующих членов Союза — расширение доступа к трудовым ресурсам и сырьевой базе республики. Это положительно скажется на экономической кооперации на пространстве ЕАЭС и позволит ей более динамично развиваться. Авторы доклада считают, что упрощение доступа трудовых мигрантов из Узбекистана к рынку труда ЕАЭС позволит нивелировать дефицит рабочей силы в ряде отраслей интеграционного объединения.