Новости союзная республика югославия

— Это была дикая варварская агрессия Запада против маленькой страны, какой являлась тогда СРЮ (Союзная Республика Югославия). Союзной Республики Югославия по предложению Союзного Правительства, награждает государственными наградами и присваивает звания. Союзная Республика Югославия, состоявшая преимущественно из сербских игроков, тогда вышла из группы с Германией, США и Ираном, не потерпев ни одного поражения, но в 1/8 уступила голландцам, которые в итоге дошли до финала. По информации властей Союзной Республики Югославия, за время проведения операции НАТО, с 24 марта по 10 июня 1999 года, общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были ранены. Королевство Югославия по понятным причинам не дружило с «первой в мире страной социализма» – Советским Союзом.

С бомбардировок НАТО в Югославии – 25 лет: как и почему уничтожали страну

Самый простой способ их заполучить - это разбить РФ на более мелкие "банановые" государства, организовать "пятую колонну", которая будет это реализовывать, а также окружить Россию враждебными государствами, которые будут делать за них всю грязную работу. Для достижения этого замысла необходимо было, чтобы вся Европа подчинилась американскому диктату. Государства-члены НАТО уже находились под американским контролем, остальные страны, окружающие Россию, пришлось переформатировать. Первым препятствием на пути достижения этой цели стала Социалистическая Федеративная Республика Югославия СФРЮ , которая структурно была очень похожа на Россию и могла послужить хорошим полигоном для отработки сценария по развалу РФ. При "искренней" помощи Запада под девизом "разделяй и властвуй" Югославия распалась на несколько более мелких государств вдоль границ республик, которые ранее были искусственно определены коммунистами. Таким образом, было аннулировано многовековое стремление сербов жить в одном государстве. А в республиках Хорватия и Босния и Герцеговина произошли гражданские войны, так как сербы не хотели отделяться от своей Родины. Запад во главе с США всеми средствами политическими, финансовыми и военными поддерживал националистические силы, боровшиеся против сербов. В Хорватии гражданская война завершилась этнической чисткой и изгнанием всех сербов в результате военной операции "Буря", которую организовали и возглавили отставные американские генералы. В качестве предлога для этого послужили инсценированные массовые убийства - случаи "Маркале 1" и "Маркале 2", в которых ложно была обвинена сербская сторона. Затем сербы были вынуждены вести переговоры в Дейтоне.

В соответствии с достигнутыми там соглашениями были очерчены границы образования в ущерб национальным интересам. Единственный положительный момент в этом заключается в том, что сербам удалось выстоять в борьбе за свою Республику Сербскую, которую Запад, Федерация Боснии и Герцеговины и нелегитимный "Высокий представитель" в настоящее время различными махинациями пытаются ликвидировать.

Яйце состоялась 2-я сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии , сформировавшего Национальный комитет Югославии взял на себя функции правительства, председатель — И. Броз Тито и запретившего королю Петру II возвращаться в страну до окончания войны. В 1943—1944 гг. Броз Тито был освобождён Белград. Югославия была полностью освобождена от войск оккупантов, их сателлитов и противников коммунистов немцев, усташей , четников. По решению Учредительной скупщины 29 ноября 1945 г.

Многие деятели оппозиции покинули страну или прекратили политическую деятельность. Социалистическая Федеративная Республика Югославии. В апреле 1947 г. Народная скупщина приняла 1-й план пятилетнего развития народного хозяйства, предполагавший ликвидацию экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение государственного сектора экономики. Кризис в советско-югославских отношениях 1948—1949 гг. Броз Тито в ходе работы 5-го съезда КПЮ летом 1948 г. Была провозглашена новая модель экономического и политического развития, т. В 1952 г.

Крупной политической реформой стало принятие конституционного закона в январе 1953 г. В новой конституции от 7 апреля 1963 г. В текст конституции были введены поправки в 1967, 1968 и 1971 , согласно которым создавался Президиум федерации, выполнявший функцию коллективного руководящего органа, в состав входили представители республик и краёв председатель Броз Тито. Одновременно расширялись права республик и краёв, получавших большую самостоятельность в экономической сфере. В то же время в Югославии нарастали социальные и национальные проблемы. В мае 1968 г. В ноябре 1968 г. В 1971 г.

Хорватию захлестнули волнения т. Хорватская весна , резко обострившие отношения между хорватами и сербами. Манифестации были разогнаны силами армии и милиции. Последовали чистки среди партийного руководства Хорватии и Сербии.

Обзор документа Российско-югославская Конвенция об избежании двойного налогообложения применяется в отношении Республики Сербия и Республики Черногория. Одновременно отмечается, что Россия распространила действие многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения на Российско-югославскую Конвенцию в отношении Республики Сербия и Республики Черногория. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:.

Между этими событиями случился еще один важный факт, о котором часто забывают. Это так называемое «Рамбуйское соглашение». Если кратко, это проект по урегулированию конфликта, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово через три года на конференции. Поставленные условия для югославской делегации были неприемлемы. Результат — операция «Союзная сила», направленная против Югославии. Это стало, пожалуй, первым и главным аргументом для последующих переговоров по предоставлению Косово независимости. Край стал управляться ООН. Когда в 2008 году Косово во второй раз объявило о своем отделении от Сербии, независимость края поддержали 69 государств. В их числе — США и значительная часть стран Евросоюза. В июле 2012 года участники созданной Международной руководящей группы заявили, что государственная независимость Косова является свершившимся фактом. Однако факт остается фактом, в 2010 году после долгих разбирательств Международный суд ООН решил, что принятие декларации об одностороннем провозглашении независимости Косова не нарушило общее международное право. Несложно заметить, что Приштина получала то, что хотела, при активном содействии Запада. Заручившись такой поддержкой от заокеанских «друзей» и их союзников, косовоалбанские власти начали действовать так, будто их суверенность признается всем миром. Как подчеркивает в своем материале для портала Kosovo Online отставной американский дипломат и региональный представитель ООН в Косовска-Митровица с июля 2005 года по октябрь 2008 года Джерард Галлуччи, США и ЕС не смогли справиться со своим клиентским «государством» и найти способ добиться окончательного урегулирования между Белградом и Приштиной.

Распад Югославии: причины и последствия

Ельцинская Россия, ослабленная и в экономическом, и в военном отношении была не в силах реально помочь Югославии, всё ещё не очнувшись от угара «всемирной демократии», насаждаемой в мире одним режиссёром — США. В декабре 1998 между Россией и Югославией был подписан протокол о военно-техническом сотрудничестве, но реализован он не был. Югославия не получила противовоздушный комплекс С-300, и ей практически нечего было противопоставить натовской авиации. Результат бомбардировок. За время военных действий самолёты НАТО совершили 35 219 боевых вылетов, применив против сербов 23 000 бомб и ракет, в том числе кассетные бомбы и бомбы с обеднённым ураном. Разрушения после бомбардировок. Югославская сторона оценивает потери противника в десятки раз больше. Истина, как обычно, где-то посредине. Потери же Сербии невосполнимы. Прежде всего, это мирное население — более 2000 убитых, десятки тысяч раненых, лицемерно названные западом «сопутствующими потерями». Военнослужащих погибло сравнительно немного — около 500 человек.

Так с кем же тогда воевали натовцы? Население укрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Стране грозила экологическая катастрофа.

В 1994-ом году в целях борьбы с тяжелейшим кризисом как в Сербии, так и в Черногории начались рыночные реформы, по мнению экспертов, в Черногории реформы носили куда более радикальный и более "рыночный" характер, при этом попытки Мило Джукановича привлечь в регион инвестиции фактически проваливались вплоть до 1998-ого года в связи с политикой жесточайших санкций в отношении всей Югославии. Фактически Джуканович был вынужден принять требование контрабандистов, которые на протяжении следующих лет были одним из основных "драйверов" экономического развития региона. В Сербии Слободан Милошевич пошел на куда более мягкие реформы в сфере приватизации государственной собственности, тем не менее, реформы были проведены по очень выгодному для Милошевича сценарию, которые не только смогли решить проблему гиперинфляции, но и привели к созданию в Югославии "нового класса собственников", который оказался тесно связан с действующим политическим режимом и играл в Югославии заметную роль, вплоть до 2007-ого года. Дейтонские соглашения [ ] Операция НАТО против сербских сил "Обдуманная сила", нанесла их доминированию в Боснии тяжелейший удар, на фоне этого Югославия была вынуждена форсировать переговоры о мирном урегулировании конфликта в Югославии, сами же переговоры проходили в Дейтоне, штат Огайо, при участии стран-гарантов: США, России , Германии, Великобритании и Франции.

Столицей осталось Сараево. Законодательная власть, в свою очередь, должна принадлежать Парламентской скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от Республики Сербской, две трети - от Федерации Боснии и Герцеговины, при этом вводилось "вето народа": если большинство депутатов, избранных от одного из трёх народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов. В целом же, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине. Дейтоновские соглашения вызвали определенный раскол в югославском обществе, многие сербы видели в них ни что иное как акт предательства, демократические сформировали коалицию "Вместе", с прицелом на выборы 1996-ого года, кроме того в Югославии все ярче начинал назревать кризис в Косово.

Парламентские выборы 1996 года [ ] Подписание Дейтоновских соглашений нанесли значительный урон политический популярности Слободана Милошевича, кроме того, режим санкций в отношении Югославии со стороны Западных стран, фактически сохранился. В этих условиях популярность Социалистов упала, часть голосов уходила образованной демократической коалиции "Вместе", которые смогли получить крупную часть голосов, которые ранее уходили радикалам. Тем не менее, по результатам выборов СПС утратила абсолютное большинство и было вынуждено блокироваться с "Югославскими левыми" и "Новой демократией", партией, которая ранее входила в состав демократической оппозиции, но затем приняла решение поддержать позицию Милошевича. Тем не менее, решение "Новой демократии" вступить в альянс не смогло расколоть демократическую оппозицию. Впрочем, стабильное правительство трех партий СПС, Югославских левых и "Новой демократии" смогло проработать 2 года, после чего либералы были заменены в правительстве Радикалами, более воинственно настроенными по решению вопроса в Косово. Тем не менее, коалиция "Вместе" также просуществовала не слишком долго, развалившись уже осенью 1997-ого года, менее чем через год после выборов. В то же время, осенью-зимой 1996-1997 годов оппозиция, как демократическая, так и националистическая достигла больших успехов.

Один из лидеров демократической оппозиции - Зоран Джинджич был избран Мэром столицы СРЮ - Югославии, после конфликта в рядах демократической оппозиции его сменил Воислав Михаилович, лидер анти-коммунистической, конституционно-монархического - Движения обновления. Тем не менее, многие города по всей Сербии перешли под контроль оппозиции, что существенно ослабило влияние правящих Социалистов, в следующие два года в стране проходил тяжелый политический кризис, на фоня тяжелейшей войны в Косово оппозиция обвиняло правительство в неспособности решить вопрос мусульманского региона, к чему и сводилось отсутствие успехов во внешней политике и в экономике. Результатом парламентских выборах стало то что фактически сменился Президент Югославии - в июле 1997-ого года вместо Зорана Лилича Президентом СРЮ стал - Слободан Милошевич, который фактически преобразовал свое влияние, стал полноправным главой Югославии. Косовский конфликт [ ] Ситуация в Косово оставалась взрывоопасной в регионе с конца 1980-ых, тогда Слободан Милошевич активно опирался на поддержку местных сербов, существенно сузил автономию Косово и Метеохии, регион потерял атрибуты государственности, были сужены полномочия органов власти. Фактически произошёл возврат к нормам югославской конституции 1963-ого года. Изменение положения Косова спровоцировало усиление непрекращающихся волнений албанского населения края. После завершения войн в Хорватии и Боснии напряжённость в Косове лишь возросла.

После убийства сербом албанского юноши начались нападения албанцев на полицейские патрули, произошел расстрел посетителей кафе. В ответ полиция провела массовые аресты подозреваемых. Это вызвало всплеск внимания к косовской проблеме со стороны международной общественности, которая обвинила власти СРЮ в нарушении прав человека и пытках арестованных албанцев. Ситуация также усугубил жесточайший политический кризис в Албании, который поставил страну на грань гражданской войны между промышленным югом и аграрным севером, в результате беспорядков, захлестнувших страну были разграблены армейские склады, на которых хранилось огромные запасы оружия, накопленные за всё время существования коммунистического режима, и похищено до 610 тысяч единиц стрелкового оружия, большая часть этого оружия оказалось в руках албанских повстанцев в Косове. Албанские сепаратисты создавали инфраструктуру с 1991-ого года, а получив в руки огромное количество оружия, наконец принялись к активным действиям против югославского правительства. В январе 1998-ого года Армия Освобождения Косово начала нападения на мирных жителей и полицейские патрули на территории автономного края. А уже 28-ого она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края, тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы.

Этот район считался центром деятельности АОК. Вплоть до апреля 1998-ого года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-ого Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК. В это же время в регионе росло число сторонников АОК, а конфликт все больше расширялся. В ходе длительных переговоров в конце лета 1998-ого года, двум странам удалось прийти к соглашению, согласно которым в Косово вводился российский миротворческий контингент и, фактически, военный контингент, чуть позже свое желание принять участие в миротворческой миссии изъявило и руководство Украины. Российские миротворцы были введены в регион в октябре 1998-ого года, украинские через 3 месяца, уже в январе 1999-ого.

По оценкам международных организаций, российские и украинские миротворцы, на деле оказывали поддержку югославским войскам, лишь сдерживая их действия. При поддержке сил СНГ косоварским войскам был нанесен ряд серьезных поражений, Косово покинуло около 900 тысяч человек, в ходе боев, погибли многие лидеры боевиков из Косово, так в ходе действий Украинских миротворцев, в феврале 1999-ого года был ликвидирован Хашим Тачи, один из руководителей АОК. После гибели многих лидеров АОК, начиная с весны 1999-ого года албанские партизаны начали покидать регион, перебираться на территорию Албании и Македонии, фактически полностью контроль над Косово был восстановлен югославскими военными после практически прекратив сопротивление. Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц. В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб.

Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании.

Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным".

И думаю, именно с этого началось возвышение вашей страны — Россия осознала, какую участь приготовил ей Запад. Своим варварством США добились совершенно противоположного эффекта.

Горан Петрониевич: — Это была война против маленьких русских на Балканах, репетиция к тому, что предполагалось сделать с Россией. Как мы видим, Запад своих конечных целей так и не достиг. Он смог оккупировать Косово и большую часть Балкан, но не покорил сербов и русских. Сейчас наши страны испытывают огромное давление Запада, несмотря на которое проводят суверенную политику. Стеван Гайич: — Югославия оказала агрессору настолько серьёзный отпор, насколько могла, особенно с учётом того, что имела преимущественно устаревшее вооружение. Разрушения после ударов натовской авиации AP В конечном счёте руководство Югославии было вынуждено согласиться на переговоры, в результате которых 10 июня 1999 года Совбез ООН принял резолюцию 1244, согласно которой Косово оставалось неотъемлемой частью Югославии, но с присутствием сил НАТО и миссии ООН. Для Сербии агрессия альянса обернулась человеческими жертвами, разрушением промышленных предприятий, инфраструктуры, потерей контроля над Косовом.

Спустя четверть века сербы не могут смириться с последствиями натовской агрессии и давлением Запада на нашу страну. Надежды современного сербского общества связаны с Россией, с тем, что она будет становиться сильнее и изменит мировой порядок. Владимир Джабаров: — Агрессия против Югославии создала на Балканах по меньшей мере два очага потенциальных вооружённых конфликтов. Это Босния с её сложной системой управления и Косово — колыбель сербской государственности, превратившаяся в американский протекторат. Спустя четверть века Косово остаётся незаживающей раной для сербов: сербское население выдавливают из края, а от Белграда Запад фактически требует признать его независимость. Ситуация вокруг Косова регулярно обостряется и пока не имеет перспектив для мирного разрешения с учётом интересов сербов. Победив маленькую Югославию, американцы, видимо, решили, что практически добились всего, чего хотели.

Черёд был за Россией, которая испытывала проблемы с сепаратизмом на Северном Кавказе. Однако российская политическая элита вынесла урок из произошедшего с сербами. В том же 1999 году у нашей страны появился новый лидер. К власти пришли здоровые силы, которые не позволили США реализовать план полного установления мировой гегемонии. Однако американцы не отступили и начали создавать из Украины источник угрозы безопасности России. И теперь наша страна вынуждена отстаивать своё право на суверенитет и противостоять альянсу с оружием в руках. Леонид Слуцкий: — Агрессия против Югославии стала, как принято говорить, началом конца иллюзий в отношении искренности намерений коллективного Запада вести диалог на равных и с Россией, и с остальным миром вне границ золотого миллиарда.

Так называемая гуманитарная интервенция, которой они прикрывались, стала ярким примером двойных стандартов и западного двоемыслия. Вашингтон и Брюссель до сих пор убеждают мир в том, что операция коалиции без мандата ООН была миротворческой. Лишённые всякой совести американские дипломаты теперь призывают сербское руководство «забыть прошлое» ради крепких связей с США. Это запредельный уровень лицемерия и цинизма! И без того ослабленная Сербия лишилась контроля над Косовом, где установился криминальный по сути режим. Белград утратил выход к морю и попал под сильное политическое влияние коллективного Запада. Никто на Балканах, в том числе в Косове, жить лучше не стал.

Сложившаяся ситуация не даёт Сербии возможности нормально развивать экономику и развивать отношения с Россией. Однако такая политика удушения Сербии не привела к деградации наших связей. Будущее Сербии, как мне представляется, во многом зависит от России. Чем сильнее будет наша страна, тем больше у нас будет возможностей поддерживать Сербию. Альянс почувствовал уверенность, безнаказанность, смог укрепить свою военную составляющую. Тем не менее операция НАТО в Югославии не выполнила своей главной задачи — она не сломила дух сербского народа. Трудности войны объединили сербов, не уничтожили братство с русскими, закрепили у наших народов презрительное отношение к западному блоку.

Ошибка в тексте?

Миломир Миладинович, генерал югославской армии в отставке: «Я могу вам сказать, что эта агрессия в отношении Сербии продолжается. Только другими средствами. Запад до сих пор говорит с нами языком ультиматумов». И этому нет оправдания. Александр Вучич, президент Сербии: «Это было нападение на одну маленькую страну, которая не могла защитить себя, которая никому не сделала зла и была унижена.

В результате всех ударов на территории Косова было уничтожено всего лишь 7 танков сербской армии.

Югославская СФСР | КБ

Последовали чистки среди партийного руководства Хорватии и Сербии. Социалистическая федеративная республика Югославия 1967 год. Принятая в 1974 г. По конституции Скупщина СФРЮ избирала Президиум СФРЮ в составе 8 человек по одному представителю от 6 республик и 2 — от автономных краёв , пожизненным председателем которого был назначен Броз Тито официально именовался президентом. Югославия занимала и отстаивала свою самостоятельную точку зрения на события в Венгрии 1956 , Чехословакии 1968 , осудила ввод советских войск в Афганистан 1979. После смерти 4 мая 1980 г. Броз Тито в Югославии в условиях тяжёлых экономических трудностей разразился национально-политический кризис в Косово в 1981 г. Президиум СФРЮ был вынужден ввести чрезвычайное положение и «заморозить» конфликт.

Тринадцатилетний король Югославии Пётр II во время занятий. Королевский дворец, Белград. С приходом С. Милошевича на пост председателя Президиума ЦК Союза коммунистов Сербии 1986—1989 усилилась национальная составляющая в идеологии партии и государственной политике. В 1988 г. Сербия приняла поправки к собственной конституции, ограничивавшие полномочия краевых органов власти, что вызвало демонстрации протеста косовских албанцев и недовольство со стороны других республик СФРЮ. Руководство Федерации предпринимало попытки справиться с наступающим экономическим коллапсом реформы А.

Марковича , но страна оказалась в тяжелейшем политическом кризисе. За ним последовал и распад единого государства: 2 июля 1990 г. В тот же день была принята конституция СРЮ, предполагавшая самостоятельность двух республик с единым экономическим пространством. Союзная Республика Югославии. Санкции принимали всесторонний масштаб: прерывались авиасообщение, научное, культурное и спортивное сотрудничество. Всё это привело фактически к полной изоляции СРЮ и резкому ухудшению экономического положения. Герб Союзной Республики Югославии.

В это время резко ухудшилась ситуация в автономном крае Косово и Метохия, где против властей и местного сербского населения начала военные действия т. Освободительная армия Косово, стремившаяся к независимости края. Международное вмешательство, имевшее целью разрешение конфликта и проведение переговоров при участии посредников в феврале — марте 1999 г. Отказ был использован как повод для начала 24 марта 1999 г.

По оценкам американского дипломата, теперь у альянса есть два выхода: сопроводить албанские силы обратно к югу от реки Ибар или открыть границу и позволить сербским силам войти и обеспечить безопасность на севере как разрешено в соответствии с резолюцией 1244. В итоге это может привести к тому, что Приштина согласится на полное выполнение плана Ахтисаари согласно ему, управление краем должно было перейти от администрации ООН к администрации ЕС и местным властям, безопасность должны были обеспечивать полицейская миссия ЕС и войска НАТО. Кроме того, план предусматривал защиту всех меньшинств, которые проживают в Косове, обеспечивал защиту культурных и религиозных памятников. Подчеркнем, что Сербия и Россия выступили с резкой критикой этого документа.

Есть и еще один немаловажный пункт. Именно сейчас Сербия активно размышляет над вступлением страны в Евросоюз. По оценкам президента Вучича заявление об этом было сделано в 2020 году , переговоры Сербии и ЕС по этому вопросу должны закончиться в 2024 году, а в 2026-м республика рассчитывает вступить в объединение. Подрывают намерения Белграда сейчас несколько пунктов: отказ вводить санкции против России и непризнание Косово как отдельной единицы. Сербия пытается сделать все возможное для того, чтобы хотя бы наладить отношения со строптивыми властями непризнанного Косово. Так, в феврале этого года Белград и Приштина согласились на предложенный Евросоюзом план по нормализации отношений. Он подразумевает усиление сотрудничества сторон в разных сферах, создание постоянных представительств, а также то, что Сербия не будет против членства Косово в международных организациях. Ясно, что призывы Запада к Приштине — лишь показательный спектакль, который скрывает планомерные шаги к подчинению Белграда общей системе напомним, что Сербия находится в окружении стран Евросоюза, сама не являясь частью ЕС.

Воспользоваться моментом и призвать власти Косово к спокойствию может вызвать доверие Сербии к международному сообществу. Интерес Приштины же — как можно быстрее воспользоваться недоработками «коллективного Запада» для полного захвата территории Косово. Пока Запад этому потворствует, ведь накануне со стороны НАТО было принято решение усилить присутствие сил альянса в регионе.

Об этом заявил заместитель руководителя администрации президента Сергей Приходько.

Бомбометание осуществлялось с больших высот до 12 тыс. На В-2А подвешивалось 16 управляемых авиабомб калибра 904 кг. Принуждение к капитуляции Заключительный период операции «Союзная сила» в связи с отсутствием значительного противодействия со стороны югославской ПВО боевое применение группировок СВН НАТО приняло форму нанесения систематических сосредоточенных групповых и одиночных ударов. Так Брюссель и Вашингтон продолжали принуждать руководство Югославии к выполнению требований НАТО и одновременно создавали благоприятные условия для вторжения сухопутных войск государств альянса в Косово, если Белград проявит неуступчивость.

Атакам с воздуха подвергались и военные командные пункты, аэродромы, склады вооружения и ГСМ, группировки войск , и промышленным электростанции, заводы, предприятия, телевизионные станции объекты, а также по элементы инфраструктуры автомобильные и железнодорожные мосты, станции. В течение двух неполных месяцев боевых действий авиационная группировка альянса в районе конфликта была увеличена более чем в два раза с 289 боевых самолетов по состоянию на 24 марта 1999 года до 618 к концу мая , а количество стратегических бомбардировщиков на передовой авиабазе Фэрфорд Великобритания за тот же период возросло с 8 до 26. Каждые сутки осуществлялось от 100 до 500 самолето-вылетов боевой авиации НАТО, применялось 5—10 крылатых ракет. Интенсивность действий ОВВС альянса определялась не только поставленными задачами по уничтожению конкретных объектов, но и в значительной степени сложившимися метеорологическими условиями в районе боевых действий. Чтобы исключить возможность поражения самолетов ПЗРК и зенитных пулеметных установок ЗПУ , удары, как и на первом этапе операции, наносились в основном со средних и больших высот управляемыми авиабомбами с лазерной GBU-10,-12,-23,-24 и телевизионной УР «Мейверик» системами наведения. Крылатые ракеты применялись мелкими группами и одиночно по наиболее важным и заранее выявленным объектам, что объяснялось стремлением командования НАТО к сохранению необходимого боезапаса КР для длительного ведения боевых действий. И вновь проходили апробацию фактически находящиеся на этапе испытаний новые виды вооружения: СВЧ-боеприпасы для поражения электромагнитным импульсом радиоэлектронных средств РЭС пунктов управления войсками, узлов связи и РЛС ПВО, графитовые управляемые авиабомбы УАБ нового типа BLU-114B для вывода из строя систем электроснабжения и УАБ JDAM для поражения высокозащищенных целей, акустические и световые бомб для вывода из строя живой силы противника. Ударам подверглись 398 югославских объектов — 194 военных и 204 гражданских. Это объясняется, прежде всего, сложными метеорологическими условиями и рельефом местности, из-за чего часть самолетов с поставленными боевыми задачами не справлялась и возвращалась на авиабазы с неизрасходованным боекомплектом.

Что касается потерь, то по официальным данным НАТО в ходе «Союзной силы» альянс потерял погибшими двух военнослужащих экипаж ударного вертолета АН-64, разбившегося в ходе учебно-тренировочного полета над территорией Албании. В целом военно-политические задачи операции «Решительная сила» образца 1999 года оказались выполнены — в скором будущем Югославия как государственное образование прекратила свое существование крупное многонациональное и многоконфессиональное образование было разрушено , а лидер страны Слободан Милошевич оказался в тюрьме и там же умер. Нынешняя Сербия , несмотря на временами дружескую риторику по отношению к Российской Федерации , осуществляет плавный дрейф в сторону ЕС. Поделиться: Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.

Экс-глава МИД Югославии: Сербии пора требовать от НАТО возмещение ущерба

Союзная Республика Югославия (сокращенно СРЮ), также называемая неофициально Малая или Третья Югославия, была создана 27 апреля 1992 года после распада СФРЮ, и включала две республики: Сербию и Черногорию. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Тем интереснее для нас опыт Союзной Республики Югославия, находившейся под подобными жесткими санкциями и внешнеторговыми ограничениями большую часть 1990-х годов. Бомбардировки Союзной республики Югославия авиацией НАТО продолжались с 24 марта по 10 июня 1999 года. Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела».

В Сербии намерены требовать от НАТО выплат пострадавшим от обедненного урана в Югославии

Но обстановка не был такой же жёсткой, как с СССР. Албания просто запретендовал на некоторые части глины СФРЮ. Говоря о внутренней политике, дела обстояли возможно лучше внешней политики. Это сказывалось на широком вооружении, широкой развитоти и лёгкой селхоз, деревообработка , и тяжёлой промышленности металлургия, машиностроение. Республики даже придумали про Сербию то, что он хочет сделать из их отца одну большую Сербию, в составе которой были бы все остальные.

А уже 28-ого она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края, тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы.

Этот район считался центром деятельности АОК. Вплоть до апреля 1998-ого года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-ого Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК. В это же время в регионе росло число сторонников АОК, а конфликт все больше расширялся.

В ходе длительных переговоров в конце лета 1998-ого года, двум странам удалось прийти к соглашению, согласно которым в Косово вводился российский миротворческий контингент и, фактически, военный контингент, чуть позже свое желание принять участие в миротворческой миссии изъявило и руководство Украины. Российские миротворцы были введены в регион в октябре 1998-ого года, украинские через 3 месяца, уже в январе 1999-ого. По оценкам международных организаций, российские и украинские миротворцы, на деле оказывали поддержку югославским войскам, лишь сдерживая их действия. При поддержке сил СНГ косоварским войскам был нанесен ряд серьезных поражений, Косово покинуло около 900 тысяч человек, в ходе боев, погибли многие лидеры боевиков из Косово, так в ходе действий Украинских миротворцев, в феврале 1999-ого года был ликвидирован Хашим Тачи, один из руководителей АОК. После гибели многих лидеров АОК, начиная с весны 1999-ого года албанские партизаны начали покидать регион, перебираться на территорию Албании и Македонии, фактически полностью контроль над Косово был восстановлен югославскими военными после практически прекратив сопротивление.

Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц. В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон.

В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов. Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине.

Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании. Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров.

Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным". Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами. В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план.

Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года. Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов. Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов".

После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены. Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти.

Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены. Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ.

В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница. Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов.

В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона. Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции. Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии. Северо-восточные районы Македонии также были заселены албанцами, что после огромного потока беженцев привело к большому пласту проблем.

Косовары оседали в горных селах Македонии, где начиная с конца весны 1999-ого года по примеру Армии Освобождения Косово начали создаваться албанские сепаратистские структуры, главной из которых стала - Армия Национального Освобождения. Начиная с лета 1999-ого года албанские сепаратисты стали серьезной проблемой, совершая нападения на пункты македонской полиции и беря под свой контроль целы села, изначальные попытки македонских войск и полиции самостоятельно справиться с натренированными в партизанских боях солдатами АНО, по большей части провалились.

Адекватность применяемых сил и средств поставленной задаче после доразведки степени поражения югославских объектов послужили началом корректировки тактики применения СВН и переходу в последующем к «адаптивному управлению боевыми действиям» оно в полной степени проявилось и получило дальнейшее развитие в войне с Ираком в 2003 году.

В целом же командование альянса по-прежнему стремилось уничтожить ПВО СРЮ, завоевать превосходство в воздухе в районе боевых действий, а также разрушить все основные военные и промышленные объекты на югославской территории. За 15 дней проведения операции боевая авиация НАТО совершила более 1700 самолето-вылетов, были применены около 450 крылатых ракет морского и воздушного базирования. Проведение каждого удара обеспечивалось созданием помех радиоэлектронным средствам югославской ПВО 3-4 самолетами ЕА-6Б и индивидуальными средствами самоприкрытия.

Контроль воздушного пространства в районе боевых действий, управление авиацией в ходе налетов и оценка их результатов осуществлялись с воздушных командных пунктов на самолетах Е-3А системы AWACS и С-130, использовавших информацию разведывательных искусственных спутников земли ИСЗ , а также с наземных пунктов правления ПУ , расположенных на территории сопредельных государств. Для повышения точности наведения самолетов и крылатых ракет широко применялись радиомаяки-приводы, устанавливавшиеся вблизи объектов группами спецназа. Основные усилия командование альянса перенесло с уничтожения югославской системы ПВО на поражение других военных объектов, подрыв морально-психологического настроя личного состава ВС СРЮ, снижение способности населения Югославии к сопротивлению.

Учитывая, что югославские Сухопутные войска располагали большим количеством ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-2М», которые показали себя эффективным средством борьбы с низколетящими воздушными целями с высотой полета до 3 км , по приказу командования ОВВС НАТО авиация альянса использовалась преимущественно в ночное время с высот не менее 8 км, применяя высокоточные боеприпасы. Ночные условия, кроме того, препятствовали стрельбе югославских зенитных ракетных комплексов с оптическими системами обнаружения и наведения ракет. При этом германские и французские машины привлекалась только к ведению воздушной разведки и наблюдению.

Предприятиям военно-промышленного комплекса Югославии авиазаводы, нефтеперерабатывающий завод, завод по производству вооружения , инфраструктуре, коммуникациям, административным зданиям силовых структур был нанесен значительный ущерб. Однако руководство НАТО, дабы избежать протестов со стороны международной общественности, склонить на свою сторону часть граждан СРЮ, старалось по возможности максимально снизить потери среди мирного населения Югославии. Поэтому по официальным и неофициальным каналам командование ОВВС альянса оповещало о времени и объектах возможных ударов.

Некоторые из них носили откровенно предупредительный характер например, разрушение в Белграде старого моста, имеющего главным образом историческую ценность, а не стратегически важного нового. Действия стратегических бомбардировщиков и тактической, палубной авиации четко увязывались по времени. Причем самолеты стратегической авиации СА вылетали с баз в Великобритании и США задолго до того, как поднимались в воздух истребители-бомбардировщики и штурмовики, дислоцировавшиеся в Европе, и это служило для мировых информационных агентств первым признаком начала очередного авианалета на Югославию.

Выход СА в район боевых действий осуществлялся по коридорам над нейтральными водами и сопровождался несколькими дозаправками в воздухе. Полеты стратегической и тактической авиации с континентальной части США обеспечивались большим парком самолетов-заправщиков. Вместе с тем эксперты обратили внимание на первое совместное применение всех типов ударных самолетов СА В-52, В-1В, В-2 , на новые бомбы JDAM, использовавшиеся стратегическими бомбардировщиками против РЛС ПВО, а также на специальные боеприпасы, способные за счет электромагнитного импульса выводить из строя компьютеры и системы управления противника.

Все вышеуказанные народы разочаровались в коммунизме, под эгидой которого страна была объединена в 1945 году. Распадаться Социалистическая Федеративная Республика Югославия СФРЮ начала еще в 1980-е годы, после смерти державшего все в крепких руках Иосипа Броз Тито — сына хорвата и словенки, коммуниста Балканы — это то ли мечта, то ли кошмар. Известный американский режиссер Дэвид Линч рассказывал , что в 1965 году во время своей поездки на «Восточном экспрессе» он увидел в Югославии удивительное существо — будто вылетевшую из дурного сна смесь лягушки и мотылька. Было ли такое чудовище взаправду или его придумал режиссер — одному Богу известно. То же самое можно с натяжкой сказать и о единой Югославии. Она существовала, пока в нее верил лидер югославских коммунистов Иосип Броз Тито.

Казалось, что с его смертью в начале 1980-х годов страна должна была исчезнуть. Однако мечта лидера сменилась кошмаром наяву — балканизацией и кровавым распадом социалистического государства. Югославия состояла из шести союзных республик, каждая из которых была государством одного из южнославянских народов. Крупнейшим народом были сербы, которым пришлось отдуваться сильнее прочих Социалистическая партия Югославии СПЮ перестала существовать как единая политическая сила в 1990 году — из нее вышли хорватские, словенские, македонские и боснийские делегации. Вскоре одна за другой республики стали провозглашать независимость, а на их территориях начались кровопролитные войны. Однако горячей точкой на карте стало Косово — территория на границе Сербии и Албании Именно с косовских княжеств и православного патриархата началась история Великой Сербии — независимой средневековой державы.

Издревле в Косово сербы соседствовали с албанцами — неславянским народом, возможно — потомками племени древних пеласгов. Албанцы за годы османского владычества стали мусульманами и исторически православных сербов не любили — например, поддерживали осман в войнах на Балканах. В годы Второй мировой войны оккупанты-итальянцы отдали край Албании , но после войны коммунисты вернули его обратно в состав Сербии. Битва на Косовом поле и сербско-албанская история края Косово традиционно считается исторически важной для сербов территорией. В 1389 году на Косовом поле одна из обширных равнин в регионе произошло сражение армии сербов и их союзников со значительно превосходящими силами турок-османов. Память об этой битве — важная часть сербской национальной идентичности.

В Косово, в городе Печ, также находился престол сербского патриарха. После завоевания сербских земель Османской империей в XV веке Косово подверглось исламизации. В XVI веке сербы массово бежали отсюда на север, в империю Габсбургов, заселяя территорию современной Воеводины. На обезлюдевшие земли Косово переселялись турки и албанцы. В ходе первой балканской войны в 1912 году коалиция в составе Сербии, Греции, Болгарии и Черногории нанесла поражение Османской империи, потерявшей практически все свои владения в Европе. Албания обрела независимость, а населенное к тому времени преимущественно албанцами и сербами Косово отошло к Сербии, которая в 1918 году после распада Австро-Венгрии была преобразована в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а в 1929 году — в Югославию.

В 1930-е годы югославские власти старались всячески поощрять миграцию албанского населения Косово в Турцию, заселяя край выходцами из Черногории. Во время Второй мировой войны большая часть Косово кроме севера вошла в состав Албании, которая тогда была оккупирована сначала итальянцами, затем немцами. Этот период ознаменовался массовыми погромами сербского населения Косово. Огромному числу людей пришлось бежать, в покинутые ими дома заселялись албанцы из Албании. После Второй мировой многие албанцы покинули Косово и начали возвращаться туда уже в более поздний социалистический период при поддержке центрального правительства СФРЮ. При этом уехавшим из региона сербам власти запрещали возвращаться обратно, чтобы не раздражать албанское меньшинство и не поощрять сербский национализм.

При этом в СФРЮ с национализмом боролись как минимум номинально. Могло сложиться ощущение, что в Югославии живут одни югославы — и вместе строят светлое будущее. Какое-то время им это удавалось. Югославия считалась самой успешной витриной социализма — тихим перекрестком между капиталистическим и демократическим Западом и социалистическим тоталитарным Востоком. После смерти Иосипа Броз Тито в 1981 году в Косово прошли массовые протесты албанской молодежи, требовавшей отделения от Югославии. Их жестко подавили армейские подразделения.

Погибли восемь человек, 250 сели за решетку В 1987 году в Косово приехал новый югославский «генсек» — Слободан Милошевич. Он был сербом, и он был националистом. Понимая накопившиеся противоречия и видя неизбежность дезинтеграции единой Югославии, он начал заигрывать с просербским электоратом и решил разыграть карту решения косовского вопроса. В 1988 году, в годовщину битвы на Косовом поле, политик сделал поэтичное заявление на Балканах любят красивые и сильные слова : «Я хочу вам сказать, товарищи, что вы должны оставаться здесь. Это — ваша земля, это — ваши домашние очаги, ваши поля и сады, это — ваша история. Вы не должны оставлять эту землю только потому, что жизнь здесь трудна, потому, что вы подвергаетесь унижениям».

Это была заявка на актуализацию идеи Великой Сербии с Косово как ее неотъемлемой части. А с другой — произошла замена местных коммунистических лидеров на более лояльных президенту. Вспыхнули новые протесты... Косово в 1980-е годы: этническая напряженность и истоки вооруженного конфликта Начиная с 1981 года власти Югославии приняли ряд политических мер, приведших к ограничению, а впоследствии и к ликвидации автономии Косово, которая была предоставлена региону в соответствии с Конституцией Югославии 1974 года. В ответ на это 20 февраля 1989 года более тысячи шахтеров-албанцев заперли себя в рудниках на глубине около 850 метров и объявили голодовку, которая длилась больше недели. В результате часть команды президента Слободана Милошевича подала в отставку.

Однако в тот же день власти объявили о применении «специальных мер» в Косово и ввели на территорию края более 1,5 тысячи правоохранителей из других регионов Сербии. Чуть позже, 28 июня 1989 года, на фоне нарастания этнической напряженности между этническими сербами и албанцами Слободан Милошевич произнес речь, которая стала центральным событием торжеств, посвященных 600-летию битвы на Косовом поле в 1389 году. Речь получила известность из-за упоминания возможности «вооруженных сражений» в будущем ради национального возрождения Сербии. Хотя многие сербы приветствовали речь, другие народы, населявшие Югославию, а также оппозиционно настроенные граждане отнеслись к ней с опаской. Дело в том, что идеи, выраженные Слободаном Милошевичем, не соответствовали мультикультурному подходу покойного президента Югославии Иосипа Броз Тито, признававшего сложности и разнообразие плюралистического общества страны, и фактически стали символическим отказом от его наследия. Так, британский журналист Маркус Таннер, посетивший мероприятие, писал, что представители союзных республик Словении и Хорватии выглядели нервными и смущенными, отметив, что всплеск сербских националистических настроений, возможно, навсегда уничтожил любую возможность урегулирования противоречий в Косово.

Многие комментаторы впоследствии назвали речь предвестником краха Югославии и кровопролитных войн. Однако Слободан Милошевич утверждал, что его неправильно поняли.

С бомбардировок НАТО в Югославии – 25 лет: как и почему уничтожали страну

В 1999 году во время вооруженного противостояния сепаратистов Албании, полиции и армии Сербии начались бомбардировки СРЮ (Союзная Республика Югославия), организованные силами НАТО. последние новости дня по теме Югославия: Как Сербия удивила мир после бомбардировок НАТО, Циничная агрессия НАТО: кто понесет наказание за бомбардировку Югославии. Орудовала на территории села небезызвестная Армия освобождения Косово (АОК – албанская военизированная организация, боровшаяся за отделение Косово от Союзной Республики Югославия (СРЮ)).

Бомбардировка Югославии. Операция НАТО союзная сила

Это был чудовищный и неприкрытый... В случае потери этого шанса Югославия может подвергнуться натовским бомбардировкам…» На... Кроме того, в газете были...

Ни за одного убитого ребёнка, женщину или старика в Европе не извинились. Не сожалела об этом и главный идеолог и куратор ударов госсекретарь Мадлен Олбрайт.

Десятки тысяч вылетов, не менее одной тысячи уничтоженных объектов. Смерть и беженцы Разминирование Сербии продолжается спустя 20 лет после начала атак, а точное число жертв не подсчитано до сих пор. По разным данным, прямыми жертвами ударов НАТО стали от 300 до 2000 человек.

Конкретные решения о присоединении Югославии к союзу России и Белоруссии будут приниматься после анализа всех юридических обстоятельств и государственных интересов России. Об этом заявил заместитель руководителя администрации президента Сергей Приходько.

Ситуация также усугубил жесточайший политический кризис в Албании, который поставил страну на грань гражданской войны между промышленным югом и аграрным севером, в результате беспорядков, захлестнувших страну были разграблены армейские склады, на которых хранилось огромные запасы оружия, накопленные за всё время существования коммунистического режима, и похищено до 610 тысяч единиц стрелкового оружия, большая часть этого оружия оказалось в руках албанских повстанцев в Косове. Албанские сепаратисты создавали инфраструктуру с 1991-ого года, а получив в руки огромное количество оружия, наконец принялись к активным действиям против югославского правительства. В январе 1998-ого года Армия Освобождения Косово начала нападения на мирных жителей и полицейские патрули на территории автономного края. А уже 28-ого она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края, тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы.

Этот район считался центром деятельности АОК. Вплоть до апреля 1998-ого года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-ого Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК. В это же время в регионе росло число сторонников АОК, а конфликт все больше расширялся. В ходе длительных переговоров в конце лета 1998-ого года, двум странам удалось прийти к соглашению, согласно которым в Косово вводился российский миротворческий контингент и, фактически, военный контингент, чуть позже свое желание принять участие в миротворческой миссии изъявило и руководство Украины. Российские миротворцы были введены в регион в октябре 1998-ого года, украинские через 3 месяца, уже в январе 1999-ого. По оценкам международных организаций, российские и украинские миротворцы, на деле оказывали поддержку югославским войскам, лишь сдерживая их действия. При поддержке сил СНГ косоварским войскам был нанесен ряд серьезных поражений, Косово покинуло около 900 тысяч человек, в ходе боев, погибли многие лидеры боевиков из Косово, так в ходе действий Украинских миротворцев, в феврале 1999-ого года был ликвидирован Хашим Тачи, один из руководителей АОК.

После гибели многих лидеров АОК, начиная с весны 1999-ого года албанские партизаны начали покидать регион, перебираться на территорию Албании и Македонии, фактически полностью контроль над Косово был восстановлен югославскими военными после практически прекратив сопротивление. Окончательно контроль над регионом был восстановлен в марте 1999-ого года после того как под контроль югославских силовиков перешел район Дрениц. В то же время, своего участия в операции требовали представители НАТО, которые, во многом справедливо указывали на поддержку Россией и Украиной югославских войск, начиная с января 1999-ого года руководство Альянса регулярно требовало право на ввод своего миротворческого контингента, под давлением Москвы это предложение было принято, представителя НАТО сформировали силы - KFOR, которые были введены в регион в апреле 1999-ого года. Главным образом, они расположились на юге Косово, на границе с Албанией. Правда, к моменту ввода KFOR в Косово, они уже не могли принципиально изменить ситуацию в регионе, часть косовских полевых командиров избежало ареста со стороны югославского руководства, но инфраструктуре сепаратистов был нанесен тяжелейший ущерб. Несмотря на то, что война фактически была прекращена весной 1999-ого года ситуация в регионе продолжала оставаться чрезвычайно трудной, регионом управляла югославская военная администрация, соседняя Албания и Македония страдала от огромного количества беженцев, городам Косово был нанесен огромный урон. В этих условиях, было ясно, что для решения ситуации вновь требуется участие третьих стран, главным образом Соединенных Штатов и России. План "Олбрайт-Лукина" [ ] Сразу после ввода сил НАТО в Югославию между МИДом России и США началась выработка плана по будущему установлению "мира и согласия" в Косово, которые включали в себя не только пункты относительно судьбы автономного края, но и всей Югославии, в этих условиях, Соединенные Штаты часто могли диктовать свои условия российской и югославской стороне. Официально документ, получивший название План "Олбрайт-Лукина", названный так в честь двух руководителей внешнеполитических ведомств, обсуждавших его, был представлен публике 10 августа и содержал ряд важнейших для судьбы всей Югославии пунктов.

Важнейшим условием для осуществления мирного плана было расширение автономии Косово в рамках Югославии, которое бы одинаково уважало право как сербов, так и косоваров, в первую очередь, по аналогии со многими пост-колониальными странами места как в сербском, так и в югославском парламенте часть мест должна была оказаться "зарезервирована" за косовскими албанцами, то есть они получали бы их, вне зависимости от результатов выборов. В то же время власти Косово должны были обеспечить подобный резерв и для косовских сербов в местной скупщине. Чтобы все эти изменения были подтверждены, руководство России и США настаивали на проведении до 2000-ого года новых выборов в Югославии, выборам должны были предшествовать Конституционной реформой, которая в свою очередь сделала бы пост Президента Югославии - избираемым на всенародном голосовании. Остальные пункты плана, фактически касались безопасности в Косово, две группы миротворцев - Российско-украинский контингент и НАТОвский сохранялся в Косово вплоть до 2009-ого года, в то же время Югославия была обязана значительно сократить свой военный контингент в автономии, разоружить все пара-милитаристские формирования на территории Косово, обеспечить возвращение в Косово большей части беженцев и способствовать восстановлению инфраструктуры региона. Особенно тяжелым для Югославии стал вопрос выдачи, сербов обвиняемых Гаагским трибуналом в военных преступлениях, при том, что многие сербы считали участников войны в Боснии и Хорватии - национальными героями. Сразу после объявления о пунктах документа, он вызвал противоречивую реакцию в Югославском обществе и руководство страны не спешило его принимать. Тем не менее, по воспоминаниям, Владимира Лукина, одного из разработчиков данного документа, изначальная американская версия плана, была куда более радикальней и, например, требовала амнистии для всех албанских полевых командиров. Югославское общество, отчасти восприняло данные соглашение как унижение, особенно это коснулось косовских сербов и югославской армии, Вице-премьер Сербского правительства - радикал Воислав Шешель и вовсе заявил, что: "Скорее покончит с собой, чем позволит плану быть реализованным". Тем не менее, с частью решений Милошевич был готов согласиться, в частности, через несколько дней после объявления плана, Слободан Милошевич призвал к проведению в ноябре досрочных Парламентских и Президентских выборов, пользуясь своей широкой популярностью благодаря победе над Косовскими сепаратистами.

В то же время Милошевич не слишком торопился реализовывать другие пункты плана, в частности о выводе большей части военного контингента из Косово и разоружении пара-милитаристских формирований. В то же время к скорейшему исполнению плана призвала демократическая оппозиция и руководство Черногории, в лице Президента Черногории - Мило Джукановича. В следующие месяцы, ситуация в Югославии вновь становилась напряженной, Россия и США давали на Белград, призывая в ближайшее время реализовать план. Слухи о том, что Слободан Милошевич склоняется к его реализации, особенно эти слухи усилились после встречи Милошевича с американским послом - Ричардом Майалзом 3 октября 1999-ого года. Оказались перекрыты также улицы в Белграде и других крупных сербских городах, где оказались заблокированы центральные площади и улицы, блокированы мэрии городов. Произошла неудачная попытка окружить здание Правительства Югославии, которая окончилась перестрелкой и отступлением путчистов. Ничем также закончилась попытка занять Белградский телецентр, охрана здания, при поддержке югославских войск, лояльных Президентов защитило его. Через несколько часов после начала путча по югославским каналам было показано обращении Президента СРЮ - Слободана Милошевича, который призвал население страны противостоять попыткам антиконституционного переворота, обвинив в происходящем: "фашистов и радикалов". После призыва Милошевича на улице вышло большое количество жителей Белграда, которые принялись противостоять путчистам, в это же время после непродолжительных переговоров Александр Лебедь, руководитель российского миротворческого контингента добился деблокирования российских миротворцев, после чего путчисты были разоружены.

Фактически, военные не выдвигали каких-либо определенных требований, тем не менее, центром восстания являлся центр штаб Приштинского корпуса, который вскоре оказался окружен российскими миротворцами и верными правительству Югославии силами окружили здание штаба, путчисты после непродолжительной перестрелки сложили оружие. Среди арестованных оказались высокопоставленные югославские военные и лидеры военных формирований - Желько Ражнатович, Милорад Улемек, Звездан Йованович и другие. Военным лидером мятежа являлся - Владимир Лазаревич, командующий штабом, а политическим руководителем - Вице-премьер сербского правительства - Воислав Шешель, самому Шешелю на руки наручники надели российские десантники. После этого Милошевич, поздним вечером 18-ого октября выступил по телевидению, объявив о победе законной власти. Сразу после провала военного переворота, действия официального Белграда, стали заметно более быстрыми, уже через три дня после провала военного переворота Милошевич объявил о поддержке исполнения всех пунктов совместного плана США и России , вывод большей части войск из Косово начался уже в конце октября, права региона были значительно расширены. Большинство пара-военных формирований было распущено и началось массовое изъятие оружие, вскоре Югославская милиция, принялась также арестовывать многих обвиняемых в военных преступлениях, что было отрицательно воспринято в югославском обществе, в то же время отправки в Гаагу обвиняемых, начались уже после выборов. В это же время изменения коснулись и во внутри Сербии, сразу после попытки военного переворота, в котором оказались замешаны многие руководители СРБ, правящая коалиция распалась и до грядущих выборов так и не образовалась. Изменения постигли и саму Радикальную Партию, после ареста многих членов СРБ, Радикалы находились в сложном положении и не стали участвовать в Парламентских выборах. Выборы 1999 года [ ] На выборах 1999-ого года, югославское население впервые голосовало не только за партию, но и за главу государства, тем самым, они представляли особую важность для всего общества, демократические силы, по большей части объединились в "Демократическую Оппозицию Сербии", тем не менее, от вступления в ДОС отказалась Движение Обновление, которое приняло в свой состав многих бывших представителей СРБ.

В это же время, реально над контроль, как над исполнительной, так и над законодательной властью могли претендовать лишь представители СПС и представители ДОС, в Президенты Югославии от социалистов выдвинулся, сам Слободан Милошевич, а от оппозиции - Воислав Коштуница. Обе главные сербские политические силы объявили о своей поддержке плана мирного урегулирования в Косово и исполнения всех требований России и США, тем не менее, значительно различались пункты программы двух главных блоков на экономическое и политическое развитие Югославии. В Черногории ситуация была куда более ясная, Мило Джуканович руководитель Демократической партии социалистов Черногории, в годы Косовского конфликта серьезно поднял свой авторитет и за пределами Югославии, в родной же Черногории значительно усилив личную власть, в результате ослабленные силы сербских националистов, либералов и социалистов, оппозиционного настроенных к правлению Джукановича, не могли ничего противопоставить черногорской "партии власти", которая контролировала данный регион Югославии. Куда более напряженно проходили выборы в Сербии, на Президентских выборов, если на президентских выборах вопрос, в основном состоял в наличии или отсутствии второго тура, то на парламентских, важнейшим вопросом было формирование грядущей правительственной коалиции. С самого начала Социалисты приняли решение вступить в переговоры именно с Движением Обновления, но это вызвало недовольство бывших Радикалов в составе Обновления, после начала переговоров с правящими социалистами, они массово покинули движение, "не желая иметь ничего общего с предателем Милошевичем", они же через несколько дней образовали в югославском парламенте - фракцию Радикалов. В результате альянс для получения большинства между Социалистами и "Обновленцами" оказался невозможен, в этих условиях, Милошевич был вынужден начать переговоры с представителями Демократической Оппозиции, чему способствовало давление со стороны Москвы и Вашингтона. Переговоры между Милошевичем и Коштуницей были чрезвычайно напряженными и окончились формированием коалиции лишь к 7 января 2000-ого года, тем самым оказалась сформирована, так называемая, "Рождественская коалиция", в которую вошла СПС, большая часть Демократической Оппозиции и Движение Обновление, именно эта коалиция и будут править Югославией следующие пять лет. В то же время раскол коснулся и объединенных демократов, ряд пацифистских, анти-военных и радикально анти-Милошевских движений вышли из коалиции и сформировали в парламенте "Альянс за свободную Сербию", тем не менее, это не могло помешать действующей коалиции. Конфликт в Македонии [ ] За время военного конфликта в Косово территорию югославской автономии покинуло от 900 тысяч до 1 одного миллиона 300 тысяч человек, как правило это были косовские албанцы, которые бежали от войны либо в Албанию или на территорию Македонии.

Россия этого никогда не забудет. И действительно не простит. Никогда

— Это была дикая варварская агрессия Запада против маленькой страны, какой являлась тогда СРЮ (Союзная Республика Югославия). Глава МИД Союзной республики Югославия в 1998-2000 годах Живадин Йованович заявил, что приходит время, когда Сербия потребует возместить ущерб от бомбардировок НАТО 1999 года. Новобранцы Вооруженных сил Союзной Республики Югославия во время церемонии приведения к присяге в Белграде, 11 октября 1998 года. Руководство Союзной Республики Югославия (СРЮ) начало переговоры с Руговой о нормализации ситуации в крае. «Бульдозерная революция» в Союзной Республике Югославия стала цепью событий, которые завершились 5 октября 2000 года низложением Слободана Милошевича с поста президента страны. 27 апреля 1992 года Сербия и Черногория создали Союзную Республику Югославию (СРЮ).

С момента начала агрессии НАТО против Югославии исполняется 25 лет

Бывший глава МИД Союзной Республики Югославия Живадин Йованович заявил, что приходит время, когда Сербия потребует возместить ущерб от бомбардировок НАТО 1999 года. Об этом информирует РИА Новости. Новости по теме Югославия. Осенью 2000 года тогда еще в Союзной Республике Югославия в ходе «бульдозерной» революции свергли президента Слободана Милошевича. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает крайнюю озабоченность кризисной ситуацией, сложившейся в Косово (Союзная Республика Югославия). Читайте последние новости дня по теме Югославия: Минобороны РФ рассказало о последствиях применения снарядов с ураном, Урановая демократия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий