Новости советская лунная программа

«Луна-16» - смогла побывать на Луне, взять с её поверхности 101 грамм грунта с поверхности и вернуться на Землю. Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». рассказывает о советской пилотируемой лунной программе.

В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа

Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку.

«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку

Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита. Таким образом, хотя советская лунная программа имела несколько неудачных попыток в начале своего развития, благодаря постоянной работе и научным исследованиям они все же смогли достичь определенного успеха. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1.

«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку

Получается, что дело, видимо, не в деньгах, потому что дорогостоящие компоненты лунной программы доводились руководством СССР почти до завершения, а утилизация готовых носителей и вовсе была бесцельным уничтожением этих затраченных средств. И не только в успехе США, потому что работы по программе продолжались и после него. Двойной заговор Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Существует версия, изложенная в ряде сенсационных книг-расследований Юрия Мухина, Александра Попова и др. Советское руководство знало об этом и своей лунной программой шантажировало США разоблачением этой подделки. В ответ на это США шли на политические уступки. Конец 60-х — начало 70-х гг. СССР получил массу экономических льгот в отношениях с Западом, включая возможность поставлять туда энергоносители.

Получая искомое, руководство СССР ограничивало, а затем и вовсе прекратило свои работы по лунной программе. Причём обязалось перед США уничтожить весь её технический задел, включая готовые носители. Взаимный отказ от Луны как от военной базы Такая версия работает и без утверждения о том, что американцы не высаживались на Луне. В 60-е годы в США разрабатывались планы использования Луны для базирования стратегических ядерных ракет и убежища на случай войны. Программа «Аполлон» убедила штатовскую элиту, что даже первые шаги по освоению Луны будут очень затратными. Но кто знает, что могут сделать там «эти русские»?

Советский лунный корабль на пути к цели Тем не менее определенная работа в этом направлении велась.

С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели. Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем». К этому моменту советское отставание от «Аполлона» составляло минимум два года. Ракета Н-1 на стартовом столе Борьба конструкторов Лишь 3 августа 1964 года вышло подписанное Хрущевым постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства».

В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую.

Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе.

Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн.

В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук.

Начинается вторая космическая гонка. И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики. А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране. В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год. А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна. Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях. В частности, вернуться к реализации лунной программы. Еще с 1997 года велись работы по запуску российского аппарата на поверхность спутника Земли, которые то и дело приостанавливались по разным причинам. Иногда из-за нехватки финансирования, а порой ради развития марсианской и других программ. К концу нулевых в правительстве все больше обсуждают проект «Луна-Глоб». Он выглядит более перспективным, чем другие космические исследования. И в апреле 2013-го его переименуют в «Луну-25», как дань советскому наследию и легендарным миссиям прошлого столетия. И снова ряд проблем заставляет раз за разом откладывать старт автоматической станции. Изначально его планировали осуществить еще в 2000 году. Но состоится запуск «Луны-25» лишь почти четверть века спустя. Зато к тому моменту был сформирован четкий план по исследованию и освоению ближайшего к нам небесного тела. Российская лунная программа к началу двадцатых годов включала не только проектирование и запуск нескольких АМС, но и отправку ряда орбитальных спутников для создания системы связи, а затем и высадку на Луну человека.

Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки». Президент выразил глубокую благодарность Советскому правительству и сказал, что копию вымпела передаст в музей своего родного города Абилина, чтобы люди могли видеть его», — так описывали этот исторический акт наши корреспонденты, сопровождавшие Хрущёва. После полета «Луны-2» появилась традиция устанавливать вымпелы на автоматические станции. Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса. Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека. В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений. Вымпел, установленный на космическом аппарате «Луна-14» Космический аппарат «Луна-14» был выведен на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны.

«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны

Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска.

Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля. В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1. Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка.

Последняя программа начертана в 2017 году при Трампе. Назвали ее «Артемида», в честь богини Луны в старых мифах. Кстати, храм Артемиды сжег в поисках вечной земной славы Герострат. По планам сначала в полет отправят роботов. Потом экипаж. Потом ежегодные прилунения и создание инфраструктуры. Первый полет запланирован на 2024 год, но ни корабль, ни ракеты не готовы. Вряд ли найдется оптимист, который скажет, когда «Артемида» увидит лунные пейзажи. Космический аппарат стал долгостроем Российский аппарат «Луна-25» когда-то назывался «Луна-глоб» и тоже относится к космическому долгострою. Отсрочка в значительной степени связана с авариями наших межпланетных станций. В 1996 году погиб «Марс-96», а в 2011 году — «ФобосГрунт». Аварии произошли уже на начальной стадии экспедиции, в окрестностях Земли, что является ударом по профессиональной гордости работников космической отрасли. Было принято решение не гнать коней, а учесть все ошибки, чтобы не повторить их. Посадочный зонд поручен НПО имени Лавоч кина в Химках, где еще со славной эпохи Королева делали все межпланетные станции. Научный руководитель миссии — академик Лев Зеленый. За падные санк ции оказывают влияние, но оно, по мнению разработчиков, незначительно. Впервые запуск межпланетной станции состоится с нового космодрома «Восточный». Роскосмос анонсировал запуск первой в истории современной России миссии на Луну Программы у всех стран похожие, как перчатки для скафандра.

Ru Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться комментарии 0.

Н-1 в сборочном цеху Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5! Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё. Н-1 на стартовой площадке Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.

Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса

По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов. Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди — как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом.

Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов. Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна». В последние годы своего правления Хрущев серьезно сократил расходы на обычное вооружение, тяжелые бомбардировщики, надводные корабли, армию в целом. При Брежневе, «исправлявшем» ошибки волюнтариста Никиты, военные начали возвращать свои позиции. Туда и на «ракетно-ядерный щит» начали уходить слишком большие деньги, о которых лунная программа могла только мечтать. Но главным, основополагающим фактором, сразу заложившим мину под наши мечты о Луне, стало отсутствие в Советском Союзе полноценного государственного руководства проектом. В Соединенных Штатах существовало единое федеральное агентство НАСА , сконцентрировавшее в своих руках финансирование, координацию и контроль за выполнением программы «Аполлон». Результатом должного финансирования и надзора за качеством работ стала разработка высоконадежной пусть и крайне дорогой ракетно-космической системы: из 13 пусков «Сатурна-5» все 13 завершились успешно, а инцидент с «Аполлоном-13» доказал высокий запас прочности и у многократно испытанных лунных кораблей. Старт «Сатурна-5» Дмитрий Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную промышленность и сам впоследствии ставший министром обороны СССР, открыто сетовал на совещаниях, что американцы позаимствовали у Советского Союза основной метод работы — плановое руководство и сетевые графики: «Они обошли нас в управлении и методах планирования. Они заранее объявляют график подготовки пуска и строго его придерживаются. У них на деле реализован принцип демократического централизма — свободное обсуждение, а потом строжайшая дисциплина при выполнении». Каждое министерство — это свое феодальное княжество. Главные конструкторы вместо дружной работы занимают агрессивную позицию в отношениях друг с другом, перестают слушать своих министров.

Она была первой земной АМС, которая использовала для коррекции орбиты гравитационный маневр, в ходе которого станция увеличила скорость и изменила орбиту. Новая орбита была рассчитана так, что по возвращении станция вновь пролетела над северным полушарием. Съемки проводились на специальный фотоаппарат, а после возвращения к Земле результаты съемки были переданы в ЦУП при помощи фототелевизионного устройства, специально созданного для этого полета. Но совершить мягкую посадку на спутник Земли смогла только станция «Луна-9». Она была запущена 31 января 1966 года и 3 февраля совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю сделанные изображения. С последующими АМС на Луну были доставлены самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2», которые обследовали окрестности мест посадки и переслали на Землю множество фотографий тех участков планеты. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Кроме программы «Луна», в СССР существовали еще программы исследования поверхности земного спутника — «Зонд» и программа «Н1-Л3», программа пилотируемых полетов на Луну. В ходе программы «Зонд» были запущены спутники серии «Зонд». При этом «Зонд-3» 25 июля 1965 года осуществил облет обратной стороны Луны и ее фотосъемку. Было сделано 25 крупноформатных снимков высокого качества.

В итоге СССР лишился не только выдающегося специалиста, но и незаменимого руководящего лица. Кроме того, пробные ракеты-носители постоянно попадали в аварии, а системы внутри регулярно отказывали во время испытательных полетов в беспилотном режиме. В общем, лететь на Луну было не на чем. В конце концов, в январе 1970 года программу закрыли, так как 1969-м в рамках миссии «Аполлон» американский астронавт Нил Олден Армстронг высадился на Луну, и преимущество советов в покорении спутника было упущено. Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий