это 39 святых воинов-христиан и их страж Аглаий, жившие в начале 4 века в городе Севастии (нынешняя территория Турции). кто это, как молиться и в чем помогают Севастийские мученики? 22 марта, история о подвиге солдат римского отряда, зачем пекут жаворонков на праздник, православные традиции дня, приметы, особенности церковной службы - в статье. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.
День памяти сорока Севастийских мучеников
Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Слева — сорок мучеников Севастийских. Фото Игоря Самoлыго. Справа — икона сорока Севастийских мучеников. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.
Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки.
Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Фёдорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора. Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке.
Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм Сорока Севастийских мучеников. Фото Марии Черкашиной Молитвы святым сорока мученикам Севастийским Молитва первая О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих.
Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икона «40 Севастийских мучеников» В центре иконы «40 Cевастийских мучеников» мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие.
Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
Мелитон Севастийский Почитание Дабы христиане не устроили «культа» мучеников, тела их сожгли, кости — бросили в реку. Тогда случилось еще одно чудо: верующие, по явленному епископу видению, смогли найти сожженные мощи и собрать их. Святость угодников Божиих была несомненна, чудеса — явны всем, так что их почитание началось сразу по кончине: в Константинополе было по крайней мере 8 храмов святых; а на Руси уже в первые десятилетия по Крещении появились первые храмовые фрески их изображающие — причем в Софийском соборе «стольного града», Киева. Сорок мучеников севастийских. Собор святой Софии, Киев, Украина Фреска крещальни. Возможно, именно он постарался, чтобы мучеников знали и чтили русичи. О чем молятся мученикам Севастийским Святые считаются покровителями: воинов; всех, кто гоним за веру. Ну а русские крестьяне, так как память святых приходилась на весну, еще всегда молились им, чтобы поскорее пришло тепло, благоприятным было лето и хорошим — будущий урожай. Узнайте также: Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня Икона Чаще всего святых пишут всех вместе. На многих образах представлено их мучение в озере, растопленная баня и бегущий к ней Мелетий, сходящие с небес венцы и уверовавший во Христа стражник.
Но встречаются и изображения отдельных мучеников — ведь многие мужчины тезоимениты кому-то из их дружины, и желают иметь икону своего святого. Церковь известна с XII в. Сейчас она — усыпальница Патриархов Иерусалимских. Другие храмы Всего в мире около 20 церквей, посвященных святым. Например, когда о них говорят русские писатели, делается чаще всего в связи с народными традициями печь «жаворонков» об этом рассказывает, например, И. Шмелев в очерке « Пасха » из книги «Лето Господне». А вот А. Чехов, скорее атеистически настроенный, подсмотрел в крестьянской среде и вульгаризованное почитание святых народом: в одном из его рассказов, «Страх», «Сорока мучениками» называют… первого на деревне пьяницу. Среди современных произведений о святых можно назвать песню Светланы Копыловой «Сорок мучеников Севастийских» текст в конце статьи. Смысл и значение для современного мирянина Подвиг их далек от нас по времени — но не по сути.
Миновали времена открытых гонений — по крайней мере в России — но разве мир не предлагает христианину ежедневно, ежечасно поступиться верой и заповедями в пользу «мира сего»? Тогда и стоит вспомнить, как стояли в вере эти мужественные христиане — и за Христа умерли. Наталья Сазонова Отрывок из проповеди Вот что говорил на праздник в 2003 г. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время.
Но некоторое время спустя к власти приходит император Константин Великий, который в 313г. А ещё через время христианской вере от государства предаётся множество привилегий. Но всё равно языческого населения большинство и государственные должности в основном держаться за людьми, которые ещё недавно гнали Церковь. Так и в Армении в городе Севастии гарнизоном командовал язычник Агриколай, который станет мучителем сорока христиан. В 320 году Агриколай захотел избавиться от христиан в своей армии. Он приказал всем воинам принести жертву языческому божеству, идолу, но 40 человек отказались предать христианскую веру. Сначала Агриколай обещал деньги, служебного повышения за отречение от Христа, но после отказов отречься он приказал раздеть исповедников и поставить в ледяное озеро около города Севастии, а рядом растопить баню. Всю ночь христиане с молитвой терпели страдания и только один из них, не выдержав холода побежал к бане, добежав до которой упал замертво. Видя такое мужество, стражник по имени Аглаий исповедал себя христианином и присоединился к остальным. Господь подкрепил веру своих воинов, чудесным образом сделалось тепло и лёд растаял, но это не вразумило Агриколая. Было приказано перебить христианам голени после чего страдания их закончились, и Господь наградил их мученическим венцом. Такие святые являются истинными свидетелями Христа и Его Божественного учения.
Икона сорока святым мученикам Севастийским
Как показывает сличение имён, приведенных в «Завещании» святых Сорока мучеников Севастийских, и имён, приведенных в Святцах, имя этого воина было Мелетий [1]. Один из римлян, Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки.
Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени.
Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас».
Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Празднование Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Тропарь Севастийским мученикам Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». Кондак Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества. Стихира Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой.
Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии ныне на территории Турции. Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело.
Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий.
Его жители противились новым верованиям, сохраняя верность язычеству.
Особенно усердствовал в этом военачальник по имени Агриколай. Чтобы проверить своих воинов, суровой зимой 320 года он повелел своим подчиненным, исповедовавшим христианство, принести жертвы идолам, отрекаясь от новой веры. Многие согласились на это, но нашлось в гарнизоне Севастии 40 смельчаков, отказавшихся поклоняться истуканам. Ни уговорами, ни посулами, ни угрозами не удалось Агриколаю нарушить их твердый обет. Сорок воинов заключили в тюрьму, где они всю ночь совершали молитвы, и стали свидетелями чудесного знамения. С небес раздался глас, возвестивший о том, что: «претерпевший до конца — спасется». Спустя неделю Севастию посетил знатный сановник по имени Лисий, также исповедовавший язычество.
Он повелел приговорить 40 воинов к побиванию камнями. И здесь было явлено первое чудо. Все брошенные камни летели мимо цели, не затрагивая христианских верующих. В эту же ночь воинам было явлено новое небесное знамение о грядущем чудесном воскрешении всех верующих. Это лишь укрепило их в вере. На следующее утро воинам-христианам была назначена новая казнь. Их отвели на замерзшее озеро близ Севастии, заставили обнажиться, а затем войти в ледяную воду.
На берегу, соблазняя мучеников нарушить обет, данный во имя Христа, растопили баню. На протяжении ночи воины стояли в воде, исполняя псалмы, терпели боль от обморожений. Лишь один из них был соблазнен возможностью согреться в бане, но мгновенно расстался с жизнью из-за резкой смены температурных режимов. Даже стражники были поражены стойкостью христиан. И одному из них, Аглаию, удалось увидеть чудо Господне. С наступлением 3 часа ночи над замерзшим озером разлился яркий свет, растопивший льды.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
Сорок мучеников Севастийских стойко претерпели последующие пытки, а потом и казнь. ? Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. История о 40 святых Севастийских мучеников рассказывает, что 40 мучеников за веру Христовы приняли смерть в ледяном озере около 230 года от Рождества Христова. Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц.
Жаворонки и 40 Севастийских мучеников. Суть и традиции праздника 22 марта
А помогут ребятам в нелегких путешествиях, полных приключений и испытаний, их друзья — мудрый наставник, доктор Михаил Гаврилович и его верный пёс Алтай. Этот выпуск можно послушать на подкаст платформах:.
Но все его речи были произнесены напрасно. Воины не хотели отрекаться от своего Бога и оставались христианами. Христианская цитата дня - нажми, чтобы узнать Сорок воинов подвергли пыткам. Когда их пытались закидать камнями, люди увидели чудо.
Ни один камень не попал в христиан. Наоборот, брошенные Ликинием летели в Агриколая и других приближенных язычников. Горожане, присутствующие на пытках, заметили над головами великомучеников полог, закрывающий и защищающий их. Некоторые из присутствующих стали понимать могущество христианского Бога. Тогда воинов решено было подвергнуть жестокой казни. Их раздели и согнали на замерзшее Севастийское озеро.
Чтобы они сильнее мучились и захотели отказаться от Христа, на берегу поставили баню и жарко топили ее. Над головами великомучеников повисло 40 нимбов. Бог говорил своим преданным сыновьям, что они заслужили себе вечную жизнь не Небесах. Один из воинов не выдержал и пошел к теплу. Как только он переступил порог бани, тут же сгорел. Тогда стражник, видевший стойкость христиан и проявление Господом заботы о них, выскочил вперед, и примкнул к страдальцам, заявив, что он тоже христианин.
Свободный нимб тут же повис над ним. Обессилев от злобы, правитель приказал перерубить непокорным голени, чтобы они не могли стоять.
Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение.
Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно. За одну ночь вменяем себе целый век.
Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному?
Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду?
Не уклонимся товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить.
Да будет жертва наша пред Тобою, Господи Дан. Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, — мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом». Когда же мученики подвизались, а страж наблюдал, что произойдет: видит он необычайное зрелище, видит, что какие-то силы сходят с небес, и как бы раздают воинам великие дары от Царя.
И всем прочим разделили они дары; одного только оставили они не награжденным, признав его недостойным Небесных почестей; и это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противникам. Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых — пленник, овца Христова — добыча зверей.
Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты. Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы для себя преступив закон: так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошел к бане, сам стал на место беглеца, и сбросив с себя одежды, присоединился к обнаженным, взывая в один голос со святыми: Я христианин! И внезапностию перемены изумив предстоящих, как число собою восполнил, так и своим присоединением облегчил скорбь об ослабевшем, поступив по примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд.
Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам! Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей!
Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком Гал. Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей.
Прошения ваши будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтоб быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери. Ибо матерь одного из сих блаженных, увидев, что другие уже скончались от хлада, а сын ее по крепости сил и терпеливости в мучениях, еще дышит, когда исполнители казни оставили его в надежде, что переменится, сама, взяв собственными своими руками, положила его на колесницу, на которой везли прочих к костру.
Вот в подлинном смысле матерь мученика! Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке». Вот подлинно доброго корня добрая отрасль!
Доблестная матерь показала, что питала его более догматами благочестия, нежели млеком.
Один из них находится слева от входа в Храм Гроба Господня. Он примечателен тем, что является усыпальницей Иерусалимских патриархов, хотя первым епископом Иерусалима стал названый брат Иисуса Иаков, который входил в число 70 апостолов.
За все время епископов было 43. Позже, в 451 году, в Халкидоне на Четвертом Вселенском соборе было принято решение возвести епископа Иерусалимского в сан патриарха. Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных.
Он находится прямо напротив Новоспасского монастыря, по улице Динамовская, 28. Храм этот изначально имел название Сорокосвятский и обязан своим созданием этому древнему монастырю. Все началось с того, что царь Михаил Федорович в 1640 году заселил сюда дворцовых каменщиков, которые занимались постройками новых каменных стен обители и его главной святыней — Спасо-Преображенским собором.
После завершения всех дел мастера остались жить на этом месте, которое тогда еще носило название Таганская слобода. Великие потрясения В 1645 году напротив монастыря ими была построена Сорокосвятская церковь. За всю историю ее неоднократно настигали бедствия.
В 1764 году ее ограбили и вынесли всю церковную утварь, драгоценности, святой крест и иконы. После чумы 1771 года количество прихожан значительно уменьшилось. В 1773 году случился пожар, и все приходские дома сгорели, храм оказался под угрозой закрытия, но благодаря показаниям дьякона Петра Святославского Вельяминова о том, что приходские люди будут отстраивать свои жилища, собор оставили в покое.
Сам дьякон был рукоположен в священники, чтобы и дальше служить при этой церкви. В 1801 году здание было огорожено каменной оградой, была построена новая колокольня. Среди прихожан храма был и знаменитый художник Ф.
Рокотов, которого позже похоронили на кладбище Новоспасского монастыря. Подвиг отца Петра В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма отца Петра Вельяминова они мученически убивали.
Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни.
Икона сорока святым мученикам Севастийским
Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Согласно традиции, в День памяти 40 севастийских мучеников нужно посетить храм, вознести молитву святым. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие. Память «Святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся» относится к кругу наиболее чтимых праздников. Житие 40 мучеников Севастийских. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. 40 мучеников севастийских — это святые, пострадавшие именно в это время от Ликиния.
Страдание святых 40 мучеников Севастийских
Военный начальник долго пытался упрашивать солдат отречься от христианской веры, то обещая повышение, то грозя тюрьмой и пытками. Когда он не добился успеха, все 40 непокорных были брошены в застенки. Там они молились и услышали голос с небес: «Претерпевший до конца спасется». Через неделю непокорных христиан стали избивать палками и закидывать камнями, да только все булыжники от них отлетали прямо в палачей. Когда наступила новая ночь в тюрьме, глас Божий пообещал за веру и смерть во имя ее «венцы нетленные» и жизнь вечную.
На праздник пекли «жаворонков» и колобки. На берегу затопили баню и пообещали тому, кто отречется от Христа, дать в ней согреться. Только один не выдержал пытки морозом и ринулся к теплу, но на пороге бани свалился замертво. Остальные молились и пели псалмы, превозмогая ужасные муки.
Когда наступила ночь, один из стражников, охранявших мучеников в озере, долго не мог уснуть, размышляя, почему так сильна их вера, и как получается им выживать в таких невыносимых условиях. И тут он увидел над озером яркое сияние, и лед начал таять, а над головами 39 пленников появились светящиеся венцы. Тогда он бросился к страдальцам, попросив принять его в ряды верующих.
Мужчинам посвящалось чествование памяти Сорока мучеников Севастийских, отмечаемое 9 22 марта. Почему именно это христианское торжество получило подобный статус? Подвиг Сорока мучеников относится к IV веку, когда гражданские войны в Римской империи приобрели еще и религиозный характер. Борьба за власть усугубилась духовным противостоянием, спором о том, какая вера одержит верх, станет господствующей.
В западных провинциях соперничали Константин и жестокий, развратный тиран Максенций. Лициний на востоке сражался не только с одним из наиболее свирепых гонителей христиан Максимином, но и с тем же Максенцием, установив таким образом естественные союзнические отношения с Константином. Последнему перед решающей битвой у Мульвийского моста было видение креста, изображение которого полководец приказал поместить на знамена, а затем с Божией помощью обратил противника в бегство. После той победы, в 313 году, союзники встретились в Милане. Разделив сферы влияния, приняли эдикт о веротерпимости, и христианство стало в империи официальной религией. Евсевий Кесарийский по этому поводу писал: «Константин и с ним Лициний, еще не впавший в безумие, впоследствии им овладевшее, почитая Бога дарователем всех ниспосланных им благ, единодушно издали закон, для христиан совершенно превосходный». Второй из этого дуумвирата был вознагражден практически сразу же.
Пользуясь его отлучкой в Италию, Максимин вторгся с огромными полчищами во владения Лициния. Тот, едва успев собрать небольшие отряды, помчался навстречу и, несмотря на подавляющие численное превосходство неприятеля, вдребезги разбил его у Дарданелл. Удиравший без оглядки Максимин умер в горах. Однако у тех, кто подписал Миланский эдикт, мотивы были совершенно разные. Константин уверовал в Истинного Бога, начал опираться на христиан, перестраивал свою часть державы на новой духовной основе. Потому-то и стал впоследствии Великим. Лициний же являлся типичным представителем «старого» Рима, беспринципным, циничным.
Уступка христианам для него была всего лишь тактическим ходом, выгодным до тех пор, пока он боролся с их гонителем. Теперь, после гибели Максимина, Константин превратился в соперника, и уже в 314 году между ними вспыхнула война за единоличную власть. Лициний был в итоге разбит и молил о мире, потеряв владения на Балканах, но жаждал отомстить, готовился к новому противостоянию. Более того — задумал придать своей борьбе «идейную» основу и в противовес Константину сделал ставку на «древние традиции», то бишь на язычество. При этом сильно боялся измен, помня, как перебегали к нему, соавтору Миланского эдикта, тайные христиане из войск Максимина. Перед схваткой Лициний решил провести «зачистку» собственной армии. В 320 году он издал указ о том, чтобы все воины совершили языческое жертвоприношение.
В Римской империи это был давний, испытанный способ проверки на лояльность: если, будучи христианином, выполнил, то считай, что отрекся от веры, упираешься — сам себе подписываешь смертный приговор. В армянской Севастии сейчас — турецкий Сивас стоял XII Молниеносный легион — в составе гарнизона, которым командовал ярый язычник Агриколай. Он-то и огласил императорское распоряжение.
По церковному календарю в этот день чтят память воинов-христиан Римского легиона, рассказала «360» эксперт по религиоведению Юлия Ковалева. Реклама Воины приняли мученическую смерть за веру в 320 году на Севастийском озере. Сейчас это территория современной Турции. История Сорока Севастийских мучеников В те далекие время Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания, но во многих провинциях власть по-прежнему принадлежала язычникам, которые притесняли христиан.
Так произошло и в провинции Армения, которая располагалась на территории современной Турции. В городе Севастии гарнизоном командовал как раз язычник, отметила Ковалева. И 40 человек не согласились, отказались и заявили, что они — христиане, и поклоняются только богу истинному и никому больше», — рассказала эксперт. Сначала язычник-гонитель уговаривал их, обещал повышение по службе и деньги. Потом угрожал тюрьмой и смертью. Воины все отвергали, и тогда их лишили свободы. Однако они не перестали молиться.
Воины усердно молились и ночью услышали глас бога: «Претерпевший до конца спасется». В них кидали камни, но булыжники летели мимо цели и возвращались в обидчиков. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму и стали думать, что с ними сделать. Ночью в темницу снова пришел глас Господа. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные», — услышали воины. На следующий день мучеников привели к озеру близ города Севастии. Был сильнейший мороз.
Но один из воинов всё же не выдержал мук: сдался и побежал греться в баню. Но как только он переступил её порог, сразу же упал замертво. Позднее этой же ночью Господь послал мученикам спасение: вдруг стало светло, лёд в озере растаял, а вода стала тёплой. Все стражники на берегу спали, среди них бодрствовал только один — его звали Аглаий. Он, увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец, решил присоединиться к стойким христианам. Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: "И я христианин!
Он молился: "Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами". Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины ещё живы, да в придачу среди них один из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Спустя три дня воины явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру и попросили собрать останки и предать погребению.
Так епископ и поступил, кости мучеников были похоронены со всеми почестями и молитвами. По словам священников, в этот день нужно задуматься о самопожертвовании, нетерпимости к предательству. Именно так проявили себя и сорок мучеников. Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи. На Руси издавна был обычай в День сорока мучеников лепить из теста и выпекать сорок булочек в виде птиц — "жаворонков". Из тёплых краев в это время возвращаются птицы, и хозяйки приговаривали "Жаворонок весну благословил".
Поэтому и выпекалась сдоба в форме жаворонков. По традиции их раздавали детям, чтобы они с весельем и прибаутками зазывали весну.
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие. Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Память «Святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся» относится к кругу наиболее чтимых праздников. Храм святых сорока мучеников Севастийских. 320 год – год страдания Святых Сорока Мучеников Севастийских за свою веру во Христа-Спасителя. Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства.
Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников
Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв.