Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену. «» публикует интервью с режиссером Ильей Хржановским, взятое почти 9 лет он всеми силами добивался того, чтобы участники съемок ощущали себя не лицедеями. Режиссер Хржановский ушел с поста худрука "Бабьего Яра" в Киеве. Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау».
Что такое «Дау» Ильи Хржановского — реалити-шоу о СССР или новое слово в кино?
В 19.00 мероприятие в Zoom началось с вступительного слова создателя проекта, режиссера Ильи Хржановского. Писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* включили в реестр иностранных агентов. Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве.
Минюст признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
На бульваре Унтер-ден-Линден у Дворца кронпринцев, где в 1990 году подписали договор об объединении Германии, будет воссоздана копия исторического сооружения и обстановка времен разделённой Германии. В воссозданном «Восточном Берлине» пройдут перформансы, концерты и инсталляции. На мероприятии зрителям покажут 13 работ российского режиссёра.
Детство и юность В середине августа 1975-го, 11-го числа, режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский и его супруга, филолог и киноредактор Мария Нейман, стали родителями.
На свет появился долгожданный сын Илья. По его словам, в детстве он мечтал либо пойти по стопам деда Юрия Борисовича и связать свою жизнь с художественным искусством, либо стать маршалом. Так как ребенок был поздним, то круг его общения составляли в основном друзья семьи.
И на будущего создателя фильмов не могла не повлиять творческая атмосфера, в которой он рос. Именно поэтому в середине 90-х юноша попал на факультет живописи Боннской академии художеств. Германия вскоре наскучила студенту, и состоялось возвращение на «более интересную» родину, где тот продолжил обучение на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской Марлена Хуциева.
А через год в соавторстве с Артемом Михалковым снял дебютную короткометражную «Остановку». В 2020-м знаменитость рассказала в интервью о матери и о предках, живших и похороненных в Украине: «У меня мама родилась в Виннице в сентябре 1940-го, а в конце июня 1941-го дедушка втолкнул ее, ее брата и мою бабушку в поезд и отправил в Ташкент, а сам ушел в армию. Моя мама каждое лето потом проводила в Шаргороде, даже когда жила в Ташкенте и Москве.
Поэтому я по маминой линии этнический украинец». Личная жизнь Режиссер, в течение 10 лет не общавшийся с представителями СМИ, от подробностей личной жизни всегда воздерживался. В 2009-м в разговоре с Дмитрием Быковым Илья подтвердил, что на тот момент был не женат, а от союза с актрисой Александрой Куликовой у него растет сын.
Молодые люди познакомились еще во времена учебы в институте.
Реклама на РБК rbc. Что изменилось? Я не давал их никому, а теперь всем даю интервью. Изменилась моя позиция. Ну, потому что я эти 10 лет не давал интервью и считал, что об этом проекте нет смысла говорить в прессе, потому что он еще не вышел. Только в форме художественного перформанса — инсталляции в Париже.
Но во все эти периоды он принадлежал миру, который был создан нами, поэтому я считал себя вправе определять правило — говорение или неговорение о нем. Внутри правила «неговорения» мне казалось, что это правильно, потому что, во-первых, мне не нравится сама система, когда режиссер начинает что-то объяснять и все становится «как бы правдой». Хотя это, на самом деле, просто слова. Никто не знает, что он режиссер на самом деле делал. А если он знает, что делал, то не знает, что сделал. То есть это такая очень тонкая история. И потом это соавторский проект.
Не я один его делал. Мне кажется, некорректно, когда все упирается с одного человека. Это неправильно. Поэтому я и дал интервью. С пресс-конференциями и так далее. Если я сюда пришел, надо играть по правилам. Если правила определяю я, то все происходит по ним, а если иду играть по чужим, то должен им соответствовать.
Я объясню: месяц назад мы разговаривали в Петербурге с Владимиром Мартыновым, великим русским композитором и участником проекта «Дау» на всех стадиях. Он сказал, что Берлинский кинофестиваль — это еще не победа. Потому что «Дау» не планировался как проект для обычного кинофестиваля. Он должен демонстрироваться иначе. И в нем не могло быть соревновательного элемента. А сейчас вы говорите про новые правила — «Дау» — это проект, устроенный так, что в нем всегда были правила и мы старались их не нарушать. Мы могли их поменять, но не могли нарушать.
Мне кажется, здесь важно понимать, в какой момент реальность, которую ты делаешь, исчерпывается. В какой-то момент ты должен начинать что-то переосознавать и делать по-другому. Премьера проекта должна была состояться в городе Берлине, сначала в 2017-м, затем в 2018 году. В центре города девять блоков домов должны были быть закрыты Берлинской стеной, построенной за одну ночь, и внутри этой территории должны были пускать показы. К сожалению, несмотря на то, что проект поддерживал и мэр города, господин Михаэль Мюллер, и президент страны Франк-Вальтер Штайнмайер, и министр иностранных дел, и министр культуры, и всякие большие разные чиновники, внутри определенной политической конфигурации начался скандал и проект был запрещен. Мы сейчас знаем, что это было манипулятивное движение бургомистра района Митте, но это уже детали. Поэтому это абсолютно манипулятивная вещь, но это так произошло, два раза не состоялась премьера в Берлине.
В Париже она состоялась, но очень тяжело. Мы собирались начать сразу в двух театрах с мостом между ними, а в результате начали в одном театре… Это все проходило через большие сложности. Хотя в Париже проект поддержали и мэр города Анн Идальго, которая более принципиально боролась за него, и руководство Центра Помпиду, и так далее. Но здесь, в Берлине, этот тип реальности в какой-то момент закончился, он исчерпался. Многие годы все тегировалось несколькими десятками философов, культурологов, ученых, религиозных деятелей. То есть весь материал проанализирован, и поэтому в зависимости от того, как вы смотрите — и кто вы, — вы будете смотреть всегда свой собственный фильм. И вот в этом отношении продуктом являются эти 700 часов.
А то, что показывается здесь, — это трейлеры. Поэтому у меня нет созидательного эффекта, потому что это как бы частицы, которые двигаются в вакууме. Потому что мне казалось, что как раз решение отдать «Дау» на фестиваль — своеобразное признание, что фильмы — это центральная часть проекта. Я не очень хорошо знал физику до того, как начал заниматься этим. И сейчас я знаю ее плохо, но мои друзья-физики, когда снимались в этом проекте, объяснили мне кое-что про квантовый мир, где все существует в зависимости от точки зрения наблюдателя. Потому что мир очень многообразен. Если смотреть из мира кино, то кинематографисты поздравляют меня с тем, что фильм на Берлинском кинофестивале.
Мне это абсолютно непонятно. Если смотреть из мира современного искусства, они вообще не видят этого факта, Берлинале для них не существует — они даже не в курсе о его существовании. Является ли этот проект фильмами? Те продукты, которые здесь на фестивале есть, являются фильмами тоже. Является ли это огромной инсталляцией или перформансом? Предложения от ведущих музеев мира, которые мы получаем, подтверждают, что да. Они воспринимают киноматериал как часть инсталляции.
Является ли это инновационным проектом? В этом смысле это зависит от точки зрения. Но для меня важно, чтобы этот проект жил, потому что это мой долг перед теми людьми, которые этот проект со мной вместе делали, и перед теми людьми, которые должны этот проект смотреть. Потому что, как мы с вами знаем, кино — в отличие от, например, живописи или музыки — искусство не то чтобы скоропортящееся, но имеющее определенную актуальность в определенный момент времени. И поэтому важно, чтобы диалог между материалом, между кино и зрителем происходил в тот момент времени, в котором мы существуем. Берлинский фестиваль и другие фестивали — это способ, прежде всего, удерживать дискуссию, разговор об этом проекте. Кино — в отличие от, например, живописи или музыки — искусство не то чтобы скоропортящееся, но имеющее определенную актуальность в определенный момент времени.
Или это разные истории? И это не моя инициатива — здесь быть. Директор фестиваля Карло Шатриан меня пригласил сюда и долго уговаривал.
Да, их отчаянно ругали, этих самых организаторов. Когда в Париже мы пришли за визой, забронированной за две недели до мероприятия, нам сказали: «Шли бы вы лесом! Вас тут не стояло, в списках нет! Или убирайтесь. Но тут выходит другая девушка, какая-то еще более главная, она сначала возникла в виде телефонных сообщений, то есть появилась в цифровом виде, с информацией для той, главной по визам: «С этими людьми так нельзя». И вот уже, как в старом советском буфете, у той, по визам, на губах вежливая улыбка, типа: «Снова здравствуйте!
Я даже думаю, кто-то специально заказал эту провокацию с визами, я чувствую, как огромный Советский Союз встает и нежно дышит мне в затылок, типа: «Парень, не расслабляйся, мы здесь, мы никуда не делись». И вслед за притихшими французами вхожу в темный зал. Чего я ожидаю? Я хочу Оруэлла, помноженного на Алексея Германа-старшего. Хочу черно-белых красок, достоверности, драматических переживаний большого ученого, борющегося против власти. Да не понятно, чего я жду! Но Хржановский больше десяти лет отдал этому проекту, обладал невероятным бюджетом, и, мне кажется, это мечта любого режиссера — создать атмосферу, идентичную той, которую хочешь снять. Создать искусственный лагерь, поселить туда непрофессионалов и, словно бог, вознестись над ними, снимая все: разговоры, трапезы, секс… Секс. Я был наслышан об оргиях.
Мне удалось посмотреть пять серий. Разрыв между ожидаемым и реальностью огромен. Прежде всего это очень скучно. Второе: это крайне небрежно снято. Когда тебе пытаются под маркой модной съемки одной камерой протащить отчет о юношеской вечеринке, снятой учениками средней школы, чувствуешь неловкость. Особенно это чувствуешь, когда в процессе задействованы твои знакомые. Эротические сцены не просто неумелые. Участники просто не понимают, что им делать, они смотрят в камеру большими глазами, словно спрашивая: «Мама, что же это такое? Как я сюда попала?
В этом случае режиссер Звягинцев кажется быстрым детективщиком. Зрители не понимают, что происходит. Я имею в виду европейских зрителей. Наверное, они думают, что им подсунули что-то «большое», ну Тарковского, например. И в растерянности хлопают глазами. Хлопали в ладоши при мне только в одном случае, когда смотрели фильм про буфетчицу.
«Логика есть, просто она другая»
Интервью записано в Potsdamer Platz Arkaden, рядом с кассами Berlinale 1. Видео: Игорь Магрилов Всегда больше информации на сайте www.
Старикам тут не место Дело в том, что Хржановский еще в 2019-м был поставлен художественным руководителем Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве. Хотя официальное назначение произошло в конце года, сотрудники центра уверены, что активную работу режиссер начал уже осенью , после этого политика центра сильно изменилась. Так, в конце сентября без объяснения причин был распущен общественный совет мемориала, активно участвовавший в принятии различных решений о работе центра, покинули мемориал несколько ценных сотрудников.
Как историк, я собираюсь придерживаться определенных ценностей, и для меня важно, чтобы те, с кем я сотрудничаю, их разделяли. Среди них ответственность, вежливость, благодарность, профессионализм, добродетель, надежность, командная работа, открытость и великодушие Карел Беркгоф В своем открытом письме деятели культуры Украины заявляют, что нельзя игнорировать прошлый опыт режиссера и претензии к нему и, что важнее, нельзя допустить повторного применения «творческого метода» в работе Мемориального центра холокоста. Каким может стать «Бабий Яр»? Среди прочего Беркгоф отмечает, какой была «новая концепция», предложенная Хржановским. Она предполагает использовать «такое погружение, которое позволит почувствовать дух времени, и что тогда чувствовали люди», в том числе за счет использования технологий дополненной и виртуальной реальности, голограмм и других новых технологий.
Где здесь чувствительность и сдержанность?
На сегодняшний день Илья осуществляет монтаж и продюсирование различных проектов: полнометражных фильмов, сериалов и т. В качестве кинорежиссёра Илья дебютировал в 1998 году, когда снял короткометражную ленту «Остановка». Молодой человек снимал картину совместно с режиссёром Артёмом Михалковым. Проект имеет много призов и наград на разных кинофестивалях. Следующей работой режиссёра стала комедия «Четыре», премьера которого состоялась осенью 2005 года. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный и скандальный артист Сергей Шнуров. В 2009 году Илья начал снимать арт-хаусный драматический проект «Дау», состоящий из 16 фильмов. Проект находился в производстве долгие десять лет. Изначально в работе рассказывалась биография известного советского учёного-физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау.
Но в итоге, основной темой картины стало повествование о насилии в период тоталитарной эпохи. Илья считает, что суть фильма заключается в поисках главного героя, который знает, что он гений, счастья в работе, дружбе и любви. Ведущие роли в фильме сыграли Теодор Курентзис и Радмила Щёголева. Только через десять лет состоялась кинопремьера работы. В 2020 году фильм получил Гран-при на Берлинском кинофестивале за лучшую операторскую работу. Картина вызвала большой резонанс в обществе, так как отличалась скандальным и провокационным сюжетом фильма. В Украине картина вызвала скандал в связи со съёмкой детей в сценах медицинских опытов. Также открылось два уголовных дела по статьям пытки и пропаганда жестокости.
Все это станет частью долгожданного кинопроекта Хржановского «Дау» — многосерийного фильма о советском физике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау, который режиссер снимал с 2007 по 2011 год в Харькове.
Декорации Харьковского физико-технического института, где Ландау работал в 1930-х годах, были возведены на месте заброшенного бассейна «Динамо», а их площадь превысила 6 тыс. На прощальной open-air-вечеринке по случаю завершения съемок семь лет назад гигантские декорации под названием «Институт» символически разрушили. Наступающей же осенью на протяжении месяца можно будет приобрести визу скорее, пропуск , пройти пограничный контроль и попасть таким образом в закрытую пешеходную зону, окруженную репликой Берлинской стены — 29 лет спустя после ее падения. Организаторы обещают, что зона, ограниченная зданием Берлинской государственной оперы, офисом Bertelsmann, Унтер-ден-Линден и каналом, станет «пространством особого опыта» и «исторической эхо-камерой».
Что еще известно:
- Илья Хржановский — о «Дау», интимности и этике | РБК Стиль
- Илья Хржановский режиссёр
- Кто еще против?
- Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау"
Самое читаемое
- Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве
- «Логика есть, просто она другая»
- Илья Хржановский — последние новости
- Топ подкастов в категории «Новости»
- Минюст признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского
Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. биография Биография В конце февраля 2020-го режиссер Илья Хржановский прервал 10-летнее молчание, начал часто общаться с журналистами и. журналистом Михаилом Зыгарем* и режиссёром Ильёй Хржановским*.
Эксклюзивное интервью Ильи Хржановского в Берлине
Так проходят следующие тридцать минут картины. Дальше мы видим буфетчицу в элегантном пальто в кабинете у кагэбэшника. Он жестко раздевает ее кстати, его пальцы работали быстрее всех , опускает голову буфетчицы в парашу, потом засовывает початую бутылку коньяка в ее влагалище с комментариями: «Не волнуйтесь, все продезинфицировано», — и склоняет героиню к сотрудничеству, видимо, писать докладные на работников института. В конце у героини происходит что-то типа стокгольмского синдрома, звучит совсем маркиз-де-садовское. Она спрашивает кагэбэшника: «Вы когда мне бутылку совали, я вам хоть нравилась? Они целуются взасос. Буфетчица уходит в ночь. Кагэбэшник полощет рот водкой и брезгливо сплевывает.
Пять утра, Париж, зрительские овации. Почему я так подробно остановился на этом? Потому что в этой серии есть хоть какое-то внятное высказывание. Хоть что-то достойное реакции. Все остальное или почти все — это жеваное папье-маше, политое водкой и рыбным соусом из железных консервов. И ничего здесь не найти, даже при всем желании. Может, когда-то из этого и получится кино.
Тогда и посмотрим. А так пока — гигантская профанация. Он как-то пронес в зал бутылочку коньяка и разлил нам в пластмассовые стаканчики. Мы напряженно выпили. Третьим с нами был известный журналист, русский, конечно же, оппозиционный: — Похоже на «Дом-2», — осторожно спросил он нас, — или нет? Потому что интеллигентный человек, русский, опять же, на прямой вопрос всегда отвечает общо, типа: «В нашей стране много озер и рек», — так он начинает отвечать. И боится, что бы такое лишнее не сказать, чтобы не прослыть неинтеллектуалом, чтобы не прослыть простачком… Вот спрашиваю продюсера и режиссера Александра Шейна после одной из серий: — Тебе понравилось?
Потом мне удалось посмотреть «Возвращение блудного сына», которого сложил Анатолий Васильев. Там противостояние двух философов-физиков — профессора Крупицы Капицы в невероятном исполнении самого Васильева и его ученика Дау Ландау в очень неплохом исполнении Теодора Курентзиса. Я не уверен, что это был игровой фильм. Может быть, документальный, может быть, видео-арт, может быть, видеопьеса. Но здесь было все: композиция, кульминация, финал. И главное — идея. Противостояние человека и толпы, тема власти и маленького человека.
Не банально.
Уточняется, что речь идет о так называемых психометрических алгоритмах, при помощи которых посетителям мемориального центра предлагалось вжиться в роль нацистов, надзирателей, коллаборационистов, жертв, а также военнопленных, которые сжигали тела погибших. Три дня» — появится в сети 1 мая. О скандале на Украине, судебных разбирательствах, морально-этических нормах и художественных образах в искусстве корреспондент РИА Новости поговорила с режиссером проекта Ильей Хржановским Открытое письмо подписали председатель правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины Зураб Аласания, кинопродюсер и генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич, писатели Ирена Карпа, Екатерина Бабкина и Сергей Жадан, художники Лия и Андрей Достлевы.
Хржановский тоже выделяется на фоне российского буйного и в то же время унылого кинематографического пейзажа.
Критик В. Топоров : «В контексте отечественного кинематографа, кишмя кишащего сангвиниками, флегматиками и меланхоликами, но ни в коем случае не холериками, дебют Ильи Хржановского исполнен прежде всего темпераментологической новизны. Оборачивающейся и новизной художественной». Может быть, и Илья Хржановский, и Вернер Херцог обладают гипертрофированным стремлением подчинения окружающего мира своей воле — а в скучную потребительскую эпоху им не суждено было стать конкистадорами, вот они и используют съемки кино как способ реализации своей воли к власти? Такие люди встречаются во всех сферах деятельности — не только в кино.
Но титанические свершения в кинематографическом мире фикций — нет ли в этом оттенка абсурда? Херцог: «Центральная сцена, в которой корабль перетаскивают через гору — важная метафора, вот только я не знаю, метафора чего». Фото: runewsweek. Илья Хржановский утверждает , что является не кинорежиссером, а менеджером проекта, мотором всего происходящего. Сегодня у автора, если он не глупец и не безумец, нет шанса и нет надежды перевернуть мир, нет амбиции первооткрывателя или светлой надежды изменить человечество — это же в воздухе времени».
Этому духу времени Хржановский противопоставляет движение против течения, по непредсказуемому маршруту. Сам же он должен правильно организовать этот процесс — «найти людей с правильными глазами, отсечь неживую энергию». И кривая вывезет. Да, мы помним этот процесс по фильму «4», когда короткометражка переросла в полный метр благодаря эффективному администрированию дебоша пьяных старух. Мечта режиссера — оказаться в обстановке, по-настоящему щекочущей нервы?
Создать ее на съемочной площадке? И именно атмосфера опасности, риска и свободы собрала в Харькове столько ярких личностей? Однако — если режиссёр говорит, что он менеджер, а его цель — не результат, а процесс, то имеем ли мы дело с кино? Или это многолетний перформанс, работающий с трансформациями сознания и поведения людей в особых условиях? Такой искренний и правдивый перформанс?
А результатом станет некий видеоарт, ядерная физика в духе Мэттью Барни? Gesamtkunstwerk Freak Станет ли «Дау» финалом, идеальным воплощением, венцом российского авторского трэша? Он должен стать им — в противном случае придется признать, что гора родила мышь. Подведет ли многолетний труд тысяч людей черту под эпохой в российском кино? Российское кино должно было прийти к «Дау».
Не к фильму — фильма-то мы пока не видели, но к методу. Главным героем российского авторского кино окончательно и бесповоротно стал фрик — маньяк, бандит, монах, городской сумасшедший… Эпоха «путинской стабильности» не вернула на экраны обычных людей с их вечными проблемами любви-ненависти-дружбы-предательства и прочей жизни. Наше кино по-прежнему свидетельствует об изрядной турбулентности российского быта, предпочитая олигархов да асоциалов разной степени перверсивности. Опять вспомним немецкую «новую волну», деятели которой принимали активное участие в съемках «Дау»: «Кинематограф Вернера Херцога — это культ отрицания посредственности.
Родился в Москве. На данный момент живет в Израиле.
Его самая известная работа — скандальный киноартпроект «Дау», который снимался более 15 лет. Что получилось в итоге? Несколько фильмов, инсталляций, книжек и перфомансов про кошмарную Совдепию. Другого и не ждали.
Биография режиссёра
- Илья Хржановский назвал дату выхода главного фильма «Дау»
- Режиссер Хржановский и писательница Улицкая признаны иноагентами | НТВ: лучшее | Дзен
- Что еще известно:
- Регистрация
Илья Хржановский назвал дату выхода главного фильма «Дау»
Мы говорим много часов, и я многое поняла именно благодаря всему вышеперечисленному. А все-таки ты можешь именно коротко сформулировать: в чем твой метод? В сверхусилии на всех уровнях. Опубликован в 2011 году Доказательства от противного Давай начнем сначала. Я прочитал книжку Коры. Эта книжка написана женщиной — такой, сякой, умной или не очень, честной или не во всем.
Она отдавала себе отчет в том, что прожила жизнь с гением. И описала эту жизнь с той или иной мерой точности, с той или иной примесью собственного мифотворчества, с тем или иным разумением, как именно следует запечатлеть для вечности этот двойной портрет: какие детали подзабыть, а какие припомнить; какие придумать с нуля, а какие немного перетолковать. Сколько в ней правды, в этой книжке? Я стал читать книжки другие, четвертые и десятые — и вскоре понял, что правды этой уже не сыщешь днем с огнем. А потом понял, что сколь бы ни были откровенны и добросовестны пишущие соглядатаи и соучастники этой судьбы — ее в любом случае будет не отыскать.
Но главным для меня на этом этапе работы было внезапно пришедшее понимание, что объективной реальности нет и быть не может, а даже если она есть, ее по-настоящему знает лишь тот, кого в консультанты позвать не получится. По известным и хорошо понятным причинам. Эта необходимость совокупности всех слоев — она откуда возникла? Потому что если все связано со всем, а это именно так, мне неинтересен сам процесс расчленения и отсечения. В этих оборванных взаимосвязях всего со всем для меня изначально была бы заложена ущербность.
Теодор Курентзис на съемках «Дау» Как ты в этом случае представлял себе литературный сценарий? Представлял себе смутно, с трудом. И начал работать над сценарием с Володей Сорокиным, с которым до этого делал «4». Он взялся, ему было интересно. Я изучал материал, встречался с людьми, Володя сочинял первый вариант.
В итоге он написал пять вариантов, и ни один из них меня не устроил. Самое ужасное, что у меня не было внятных аргументов, все возражения на мутном уровне «не то». А что — «не то»? Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Я вообще не понимаю, что такое режиссер сегодня.
Причем, чем умнее была концепция и чем изобретательнее структура, тем отчетливее проступала система тупиков, в которой я окажусь на съемках. Любой поворот судьбы моего героя, залученный в определенную драматургическую схему; любой его поступок, закрепленный определенным набором мотиваций; любой его выбор, маркированный с позиции социальной, политической, психологической, эротической, бытовой, психофизической, медицинской, реалистической, романтической, метафизической, — вызывал ту самую реакцию «НЕ ТО». В результате я остановился на классической структуре последовательного рассказа истории жизни героя: от рождения до смерти. Выбор драматических событий на территории судьбы героя и системы их взаимодействия жестко закреплены. Диалоги и дополнительные линии, которые невозможно обеспечить через драматургию, — свободны.
Но это и есть линейная структура. Или ты не договариваешь. Когда Теллер разрабатывал водородную бомбу, принцип действия ее был основан на столкновении разных веществ, находящихся в противоположных частях устройства. Это потенциально была очень мощная бомба. Сахаров разработал намного более мощную бомбу.
Он расположил эти вещества слоями, что многократно увеличивало силу взрыва. А математический расчет этой «слойки»-бомбы сделал наш герой. Так вот я понял, что «слойка» это и есть принцип устройства проекта под названием «Дау». Важно до точки разработать каждый слой на каждом уровне. А на каждом уровне у каждого слоя есть своя система проявления.
Илья Хржановский на съемках «Дау» В случае с «Дау» теоретический расчет этой «слойки» ты взял на себя. Как я понимаю, мощность взрыва зависит от точности расчета. Есть набор исходных ситуаций, каждая из которых подробнейшим образом разрабатывается отдельными творческими и административными группами. Съемочный процесс — блоками. Отсняли блок — из готового материала прорастают пунктиры к новым поворотам, хвостики новых смыслов, которые нельзя упустить и которым нужно довериться.
Можно ли было все это понять и предвидеть в жестком литературном сценарии, написанном раз и навсегда? Я хочу понять, как это устроено, и я хочу воссоздать, как это устроено. В этом твоем методе ты прозреваешь какие-то подвохи? Очень сложный баланс тактики и стратегии, целого и деталей. Опасно отступить от структурного каркаса, при этом нельзя прозевать силовые линии смыслов, прорастающих в процессе.
Я многого не понимаю, но пуще всего, как тебе удается сохранять уверенность. Я ее сохраняю, потому что у меня другого выхода нет. Держу в уме результат, но не он — главное. Результат — не цель. Цель — процесс, в ходе которого если не отступать ни на шаг прорастет единственно подлинный результат.
Из архива — Александр Расторгуев об «инженерном» кино Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Сегодня у автора, если он не глупец и не безумец, нет шанса и нет надежды перевернуть мир, нет амбиции первооткрывателя или светлой надежды изменить человечество — это же в воздухе времени. Этой нынешней предельной технологичности можно противопоставить только одно: двигаться против течения и по маршруту, который непредсказуем. Почему после всего, что было затрачено на проект «Река» — я имею в виду не столько деньги, сколько время и силы, ты решил отказаться от профессиональных актеров? Актеров в «Дау» почти нет.
Если они и есть, то выбраны совершенно не по принципу своих профессиональных качеств.
Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру. Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места и погибших там». В конце 90-х режиссер занимался съемкой рекламы и был продюсером телесериала «Список влюбленных РФ».
В 2004 году он выпустил фильм «4» по сценарию Владимира Сорокина, участвовавший во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Ведущими вечера выступили Ксения Собчак и Михаил Зыгарь. Уже в 19.
Ни одно светское мероприятие не обходится без фотосессии, поэтому в условиях самоизоляции фотограф Ярославна Чернова осуществила фотосъемку гостей через Facetime. Каждую неделю режиссер Илья Хржановский будет представлять по несколько фильмов на платформе dau. Нора — девушка из провинциального города, жена успешного ученого — живет со своей семьей на территории закрытого привилегированного московского Института.
Наше кино по-прежнему свидетельствует об изрядной турбулентности российского быта, предпочитая олигархов да асоциалов разной степени перверсивности. Опять вспомним немецкую «новую волну», деятели которой принимали активное участие в съемках «Дау»: «Кинематограф Вернера Херцога — это культ отрицания посредственности. И те, и другие — уроды…» киновед Андрей Плахов о Херцоге.
Участник съёмок «Дау», режиссер Оксана Вертинская: «Сделали безумный кастинг: какие-то атипичные персонажи, люди с явными отклонениями психическими или физиологическими, то есть они все очень яркие, запоминающиеся, бросающиеся в глаза. Они людей искали по всему Харькову, по всей Украине». В Харькове шла многолетняя постановка эпохи.
Эпоха как фрик — насколько яркими фриками окажутся сталинизм и прорывы в ядерной физике? Современному российскому режиссеру скучно снимать кино «просто про физиков», как «9 дней одного года», с их скучными моральными и научными дилеммами, ему нужно конструировать новую то есть старую невероятную реальность. А русская душа-то тянется к гигантскому, к всеобщему.
И режиссеру уже мало кучки фриковатых героев — в «Дау» фриком должны стать целая страна и целая эпоха. Как застой в «Грузе-200», как 90-е в «Москве», как нулевые в «Счастье моем». Над сценарием который так и не появился по-настоящему, существовал только подробный синопсис поработал знаменитый мастер жанра Владимир Сорокин.
Сверхрежиссеру Хржановскому, в отличие от его актуальных коллег, недостаточно кинореальности. Ему нужна настоящая реальность, нужна искренность и полная аутентичность воссоздаваемого безумного, безумного, безумного мира — не только на экране. А также полная преданность участников процесса.
Поэтому фриком неизбежно становится и съемочный процесс. Хржановский охотно рассуждает о смерти кино. Он полагает, что кино уже давно перестало быть актуальным искусством — инструментом, способным массово менять сознание людей.
По его словам, "кино не является сильным наркотиком". А что же является сильным наркотиком для Хржановского? Что даёт ему ту сумасшедшую, заразительную энергию, которую отмечают все работавшие с ним?
В фильме еврей Ландау становится греком его роль исполняет греческий музыкант Теодор Курентзис. Хржановский : «На самом деле национальность не важна: гений — всегда иностранец, то есть всегда иной, другой, чужой по отношению к окружающим людям и к миру, в котором он находится. Мне изначально было ясно, что этот герой не может быть европейцем, это должен быть представитель культуры другого типа, более древней, чем наша.
Греки, как и евреи, — народ, тысячи лет назад имевший отношения с богами, что отражено в античной литературе и в Ветхом Завете. Античные герои обманывают, врут, убивают, и одновременно это существа высочайшей морали, просто они живут по другим законам». Должен ли режиссер такого фильма, как «Дау», быть подобен античным героям?
Кажется, Илья Хржановский постарался стать таким — с учетом эпохи. Участник съемок Денис Тропашко: «Мне кажется, сам Хржановский похож на Сталина в конце жизни, когда это был совершенно параноидальный человек. Сам фильм действует как радиация.
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского
Режиссер Илья Хржановский Илья Хржановский: реакция на проект "Дау" во многом анекдотична. В свою очередь режиссер фильма «Дау» Илья Хржановский отказался показывать в кинотеатрах только те части картины, которые допустили в прокат. Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина. Писательница Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский* внесены в реестр иноагентов. В расширенный перечень вошли бывший депутат Пермской городской Думы Сергей Медведев, писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский.
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
Декорации Харьковского физико-технического института, где Ландау работал в 1930-х годах, были возведены на месте заброшенного бассейна «Динамо», а их площадь превысила 6 тыс. На прощальной open-air-вечеринке по случаю завершения съемок семь лет назад гигантские декорации под названием «Институт» символически разрушили. Наступающей же осенью на протяжении месяца можно будет приобрести визу скорее, пропуск , пройти пограничный контроль и попасть таким образом в закрытую пешеходную зону, окруженную репликой Берлинской стены — 29 лет спустя после ее падения. Организаторы обещают, что зона, ограниченная зданием Берлинской государственной оперы, офисом Bertelsmann, Унтер-ден-Линден и каналом, станет «пространством особого опыта» и «исторической эхо-камерой». В пресс-релизе Berliner Festspiele говорится, что посетителям придется обменять свой мобильный телефон на специальное устройство, которое станет их проводником в «индивидуально спланированном путешествии» по закрытой зоне, функционирующей круглосуточно.
Менялись планы, от изначального сценария Сорокина в итоге полностью отказались. Как впоследствии отошли и от мемуаров жены Ландау, которые в одном из интервью Илья назвал «эротическим безумием». Для реализации «Дау» Хржановского потребовались большие вложения. Для съемок в Харькове построили здание Института, где по задумке автора должны были жить и работать актеры. За годы съемок 2008-2011 в проекте поучаствовали знаменитости, экс-сотрудники КГБ, ученые, неонацисты и бомжи — от всемирно известного Теодора Курентзиса, исполнившего главную роль физика Ландау, украинского журналиста Дмитрия Гордона и Демьяна Кудрявцева в тот период гендиректора ИД «Коммерсант» до одиозного Максима Марцинкевича «Тесак» , украинского политика Михаила Добкина герой мема «Миша, давай по новой! Какие фильмы и сериалы интересуют россиян на карантине?
Узнать новости со съемочной площадки поначалу было затруднительно. Создатели неохотно делились информацией о ходе работы, вести появлялись из слухов и предположений, которые утекали за стены Института с актерами, покинувшими проект, и членами съемочной группы, текучка которых была крайне большой. Социальные сети пестрили постами о психологическом давлении, домогательствах Хржановского на площадке, разбазаривании казенных денежных средств банальном «кидалове» харьковчан, обслуживающих проект и других не самых приятных аспектах. С учетом того, что мемуары Коры, как и сценарий Сорокина, были, как говорил Илья, «не тем материалом», концепция проекта менялась на ходу. Ландау превратился в Дау — вымышленного персонажа, существовавшего в рамках жизненной колеи реального ученого, но с художественными допущениями. Хржановский воссоздал советскую жизнь 30-60-х годов прошлого века и погрузил своих героев в бурную имитацию действительности. Режиссеру было недостаточно монструозных декораций, специально построенных для съемок. Для создания максимальной аутентичности происходящего Хржановский запретил любые элементы современности. Актеры носили одежду того времени вплоть до нижнего белья , ели советскую еду, чистили зубы порошком и получали суточные советской валютой того периода. Деконструировалась и речь героев: никаких современных слов и выражений произносить в стенах Института было нельзя.
Негласно поощрялись отношения между актерами и статистами-харьковчанами, работавшими за мизерную зарплату. Доносы на коллег также были в почете — без местного институтского КГБ дело не обходилось. Для нарушителей «особого» режима Института сначала использовали устные предупреждения, проводили воспитательные беседы, урезали зарплаты и кидали в местную тюрьму с карцером. На отдельные события, происходившие в Институте, выбиралась группа операторов во главе с Юргеном Юргесом, работавшим с великими кинорежиссерами — Райнером Фассбиндером, Вимом Вендерсом и Михаэлем Ханеке.
Откровенные сцены в фильмах, по его словам, — это часть художественного образа, а не пропаганда порнографии. В итоге режиссер попросил Мединского сформировать новую экспертную комиссию из «независимых высокопрофессиональных специалистов в области этики, культуры и искусства», которые дали бы новую оценку кинопроекту. О «Дау»: «Дау» — художественный многосерийный фильм, который рассказывает о жизни советского физика, лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий Льва Ландау. Они были опубликованы в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: Как мы жили».
Наташа», «ДАУ. Новый человек», «ДАУ. Нора Сын», «ДАУ. Саша Валера».
Улицкая* и Хржановский* — иноагенты
Британский журналист рассказал о своих впечатлениях от проекта отечественного режиссёра Ильи Хржановского «Дау», который никогда не выйдет в России, и мнение автора с другими кинокритиками поясняет почему. — режиссёр Илья Хржановский*. В списки попали писательница Людмила Улицкая, режиссер Илья Хржановский, экс-депутат Перми Сергей Медведев, центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь». Илья Хржановский на съемках «Дау». Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау».