ОДКБ — это Организация Договора о коллективной безопасности.
Два десятилетия в едином боевом строю
Стоит напомнить, что изначально ОДКБ, куда сегодня входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, многим виделся как своеобразный ответ НАТО, так как на постсоветском пространстве после развала СССР и системы Организации Варшавского договора были разрушены все прежние связи, обеспечивавшие военное и иное сотрудничество в сфере безопасности. Поэтому еще в мае 1992 года и появился Договор о коллективной безопасности, четвертый пункт которого гласил: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету , то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету на все государства — участники настоящего Договора». Предполагалось, что в таком случае страны будут предоставлять партнерам необходимую военную помощь и поддержку. В последующем именно данный пункт стал одним из наиболее спорных и критикуемых как сторонниками появившейся в продолжении договора в 2002 году ОДКБ, так и ее противниками.
Известно, что целями ОДКБ являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». Однако за все годы существования организации наибольшего прогресса страны смогли добиться лишь в области противодействия наркоторговле и терроризму. Главной помехой перерастанию ОДКБ в полномасштабную военно-политическую организацию стало превалирование государственных интересов над коалиционными.
Каждый член объединения всегда был озабочен своими проблемами, что можно видеть и сегодня во время различных саммитов и встреч. Так, Москва обеспокоена глобальной деятельностью НАТО во главе с США, Минск — нарастанием напряженности у своих западных границ и внутриполитической обстановкой, Астана, Бишкек и Душанбе видят главную опасность в ситуации в Афганистане, а Ереван — в противостоянии с Азербайджаном. Подобные различия не раз становились препятствием не только для развития организации, но и принятия оперативных решений, необходимых для поддержания безопасности внутри ОДКБ.
Можно, например, вспомнить о том, что Киргизия трижды в 1999, 2010 и 2021 годах обращалась за помощью к партнерам и каждый раз получала отказ. Единственным случаем, когда в ОДКБ согласовали миротворческую миссию, стал кризис в Казахстане в начале текущего года. Тогда после обращения Касым-Жомарта Токаева о помощи в борьбе с террористическими бандами решение о направлении миротворческих сил ОДКБ было принято практически моментально, а в Казахстан оперативно прибыла группировка из более чем 2 тыс.
Несмотря на то, что в текущем году это была уже пятая встреча лидеров стран организации, она снова показала, что национальные интересы преобладают над общими. Так, лидер Армении Никол Пашинян говорил о конфликте его страны с Азербайджаном, не только критикуя своих партнеров за нерешительность, но и напоминая, что внутри ОДКБ нет взаимопонимания, о чем свидетельствует недавний конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном. Неудовлетворенность Пашиняна в конечном счете вылилась даже в то, что он отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности и документа о совместных мерах по оказанию помощи Армении, так как в них не была отражена агрессия Азербайджана и не содержалось требование к Баку вывести войска с занятой им части армянской территории.
В свою очередь, Владимир Путин старался смягчить звучавшую в Ереване негативную риторику, напоминая всем о глобальных проблемах и необходимости иметь «согласованные позиции по политическим и военно-стратегическим вопросам, актуальным проблемам региональной безопасности и международной повестки».
В соответствии с Военной доктриной Республики Армения активное и практическое участие в ОДКБ и ее программах является одним из приоритетных направлений военного и военно-технического сотрудничества. Военная доктрина Республики Армения Республика Беларусь Республика Беларусь присоединилась к Договору о коллективной безопасности в декабре 1993 года.
Является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе и в развитие сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет, что повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности является одним из основных национальных интересов в военной сфере. Согласно документу ОДКБ рассматривается в роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве.
Помимо Устава организацией за время деятельности было принято еще несколько основополагающих документов, в числе которых: Договор о коллективной безопасности 2012 год ; Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ОДКБ 2012 год ; Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации 2012 год ; Резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ 2019 год ; Заявление постоянных представителей государств-членов ОДКБ при ООН «О нераспространении оружия массового уничтожения» 2019 год. Совет коллективной безопасности — высший орган, который состоит из глав государств-участников. Рассматривает принципиальные вопросы, обеспечивает координацию деятельности для решения главных целей и поставленных задач. Совет министров иностранных дел. Консультативный и исполнительный орган, координирует взаимодействие государств-участников во внешней политике. Совет министров обороны.
Консультативный и исполнительный орган, координирует взаимодействие государств-участников в военной политике. Комитет секретарей совета безопасности. Консультативный и исполнительный орган, координирует взаимодействие государств-участников в сфере обеспечения национальной безопасности. Постоянный совет. В промежутках между сессиями координирует взаимодействие государств-участников при реализации решений, принятых органами ОДКБ. Парламентская ассамблея ОДКБ.
Орган межпарламентского сотрудничества, в различных форматах рассматривающий деятельность организации, ход выполнения поставленных задач и прочее. В открытых заседаниях ПА принимают участие наблюдатели без права голосования. Генеральный секретарь.
Их численность никогда не превышала 5 тыс. Столь практичная реализация ДКБ послужила ускорению взаимной интеграции, поскольку все участники увидели реальную помощь в борьбе с внешней угрозой. Уже в 2005 году Россия начала в рамках ОДКБ проводить обучение солдат и офицеров из стран-союзниц для повышения их боевого потенциала. Кроме того, это позволяло усилить обмен теоретическим опытом, обеспечивало более гармоничное взаимодействие в реальных боевых условиях. Последующее углубление интеграции привело к подписанию договора КСОР Коллективных сил оперативного реагирования , которое состоялось 4 февраля 2009-го. Вскоре был запущен и сам процесс формирования КСОР, задачи которых перестали быть исключительно военными.
ОДКБ: расшифровка, кто входит, где базы
Однако от помощи правящему режиму Киргизии в 2010 году альянс отказался; причина — политические противоречия между руководством страны и Москвой. Весьма симптоматично. Пока Россия ориентировалась на создание аналога НАТО на евразийском континенте, другие страны-участницы преследовали локальные интересы. Армения — защита от Азербайджана, Белоруссия — внутриполитическая стабильность и демонстрация лояльности Москве, страны Центральной Азии — защита границ и ликвидация региональных угроз. Москва перешла к прямому противостоянию с «коллективным Западом», но остальные члены ОДКБ продолжали придерживаться политики многовекторности. Союзники отказались признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, принадлежность Крыма России, а позже — и статус новых российских регионов. Во время эскалации 2016 года Белоруссия и Казахстан поддержали Баку, что привело к охлаждению дипотношений с Арменией. Затем последовала череда политических демаршей с бойкотированием некоторыми участниками саммитов в Ереване и Москве, а также конфликтами по поводу назначения официальных лиц Организации. Ситуация осложнялась и тем, что Казахстан и Киргизия симпатизировали именно азербайджанской стороне, союзнику по Организации тюркских государств. Во время Второй Карабахской войны в 2020-м и обострения ситуации в регионе в августе 2022 года ОДКБ отказалась от помощи Армении: формально введение сил альянса возможно только на территорию страны-участницы, а Нагорный Карабах считался предметом территориального спора.
В мирное время эти военные решают боевые задачи своего государства. У ОДКБ нет каких-то своих проектов и разработок, организация существует по больше части на бумаге и в виде различных ежегодных встреч-конференций, на которой собираются министры обороны стран-участник для того, чтоб продлить свое участие в организации. Известно, что вооруженные силы ОДКБ, то есть военные, которые подчиняются самой международной организации а не конкретной стране составляют 3600 человек.
В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды 5, 6 и 7 января выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка. Кроме того, он подчеркнул, что власти будут жестко реагировать на все проявления правового вандализма.
Токаев также заявил, что все требования граждан страны которые выражались в мирных формах, были услышаны властью. Касым-Жомарт Токаев на фоне протестов ввел на территории страны режим ЧП на две недели, сменил первого главу республики Нурсултана Назарбаева на посту председателя Совета безопасности и отправил Правительство страны в отставку.
Его действие закончилось через 5 лет. В 1999 году шесть стран-участниц без Азербайджана, Грузии и Узбекистана подписали протокол о продлении Договора, а также установили автоматический порядок дальнейшего продления каждые 5 лет.
В 2002 году в Москве Совет коллективной безопасности создал из участников документа международную региональную организацию. В феврале 2009 года в Москве лидеры стран ОДКБ создали объединенный контингент Коллективных сил оперативного реагирования Договора составляют около 17—22 тыс. Ежегодно вооруженные силы ОДКБ проводят совместные учения. В сентябре 2023-го в Белоруссии прошли стратегические маневры «Боевое братство — 2023».
Объединенному штабу Организации Договора о коллективной безопасности — 21 год
Что такое Организация Договора о коллективной безопасности или ОДКБ? Какую пользу она приносит участникам? Он создал ОДКБ — самую масштабную военно-политическую организацию Евразийского пространства, которая на протяжении 21 года эффективно защищает это пространство от всех. Как расшифровывается аббревиатура ОДКБ, какие страны входят и входили ранее в эту организацию, каковы функции ОДКБ и чем это объединение отличается от НАТО. 28 апреля 2023 года исполняется 20 лет с момента создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 28 апреля 2023 года исполняется 20 лет с момента создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности)
Осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Продолжается целенаправленная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения Войск Коллективных сил ОДКБ, организации управления, материально-технического и медицинского обеспечения, упрощения процедур перевозок национальных формирований, а также их оснащения современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники. Приоритетными задачами Объединенного штаба ОДКБ также являются качественная подготовка и успешное проведение мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки, в том числе комплекса совместных и специальных учений, запланированных на осень этого года на территориях Кыргызской Республики, Республики Казахстан и Республики Таджикистан.
В случае вооруженного нападения, угрожающего безопасности и территориальной целостности, на любое из государств - членов ОДКБ все участники организации по просьбе этого государства "незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную" статья 4 договора ОДКБ. Принятые изменения коснулись выработки и реализации мер по оказанию помощи государствам - участникам в целях нейтрализации угроз их безопасности, территориальной целостности и суверенитету. В случае агрессии или вооруженного нападения, включая нападение незаконных вооруженных формирований и бандгрупп, на одного из членов организации, страны ОДКБ обязуются незамедлительно предоставить всю необходимую помощь, включая военную, миротворческую, а также подразделений спецслужб, внутренних дел, погранведомств, органов чрезвычайного реагирования. При осуществлении этих мер государства - участники обязуются придерживаться соответствующих положений Устава ООН. Механизм кризисного реагирования может быть задействован только в ответ на обращение одного из государств - членов организации. В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников ОДКБ, либо угрозы международному миру и безопасности, члены организации незамедлительно начинают совместные консультации с целью координации своих позиций и принимают меры по оказанию помощи для устранения возникшей угрозы.
Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности принимается главами государств ОДКБ. При этом сохранен принцип консенсуса, но предусмотрена возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств - членов. Так, если нет возражений от какого-либо государства - участника организации по ограниченному формату, остальные заинтересованные государства могут объединиться и принять совместное решение, которое будет реализовано от имени всей организации. Стороны, не голосовавшие за принятие данного решения, не будут нести ответственность за его последствия. Возможность блокирования одним из государств ОДКБ решения всей организации исключена. Случаи обращения членов ОДКБ за помощью к организации В 1996 и 1998-2000 годах государства Договора оказали помощь Узбекистану и Киргизии в связи с развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств. Странам была оказана военно-техническая помощь поставки военной техники, оружия, боеприпасов, обмундирования , политическое содействие по линии министерств иностранных дел.
А все остальные инициативы, с которыми могли выступить Россия или, скажем, Казахстан — предложить посредничество и площадку для переговоров — уже никак не связаны с участием в Организации. Наконец, еще один кризис чудом миновал ОДКБ, когда туда не стал обращаться Александр Лукашенко, который на пике протестов пугал оппозиционеров словом «стабильность» из устава Организации. Формально размытая формулировка «угроза стабильности» может стать основанием для каких-то мер в рамках ОДКБ, но на деле отправлять войска подавлять протесты в другой стране — перспектива сомнительной привлекательности.
Ни повоевать, ни расшириться Нельзя сказать, что страны-участницы не пытались как-то улучшить имидж ОДКБ и закрепить его субъектность делами. В 2017 году в России обсуждалась идея, что Организация должна бороться с угрозами не только у своих границ, но и на дальних подступах — например, в Сирии. Москва просила союзников отправить туда свой контингент, но откликнулась только Армения. Правда, в боях армянские военные не участвовали, ограничившись операциями по разминированию. Когда на переговорах по Донбассу зашел разговор о возможном введении миротворцев, то возникло ожидаемое предположение, что это должны быть представители ОДКБ. Замгенсека Валерий Семериков даже не исключил, что это может произойти, если будет политическое решение в верхах. Но с тех пор донбасское урегулирование зашло в тупик, и о таком оптимистичном сценарии уже не вспоминают. Наконец, в рамках ОДКБ пытались создать единый список террористических организаций. Но и эта идея оказалась нереализуемой. Например, в Армении вообще нет собственного списка террористических организаций, а Таджикистан включает туда, например, оппозиционную Партию исламского возрождения, которая до 2015 года заседала в парламенте республики, после чего ее обвинили в организации едва ли не всех терактов в истории страны.
Казахстан и Кыргызстан тоже оказались бы перед неприятным выбором. Сейчас они, чтобы не обижать турецких партнеров, признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией, а Москва идти на такие уступки Анкаре не собирается.
Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. Осуществляется дальнейшее развитие Коллективных сил оперативного реагирования, Миротворческих сил, Коллективных авиационных сил ОДКБ и Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Продолжается целенаправленная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы подготовки и применения Войск Коллективных сил ОДКБ, организации управления, материально-технического и медицинского обеспечения, упрощения процедур перевозок национальных формирований, а также их оснащения современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники.
Страны ОДКБ на карте + список, кто входит в ОДКБ в 2023 году
Расшифровка аббревиатуры ОДКБ звучит так: Организация договора о коллективной безопасности. Она представляет собой блок, созданный на базе СНГ. ОДКБ будет расширяться, обрастая новыми странами-участниками. У России появится свой военно-политический полюс. ОДКБ руководит Совет коллективной безопасности, который состоит из президентов стран-участниц договора. Государственные флаги и флаг ОДКБ во время заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ. В Москве состоится юбилейный саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Встреча приурочена к 30-летию подписания договора и 20-летию самого объединения. Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе.
Расшифровка ОДКБ. Состав ОДКБ
В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года. Вступивший в силу 20 апреля 1994 года договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление.
Подготовка решения о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе коллективных миротворческих сил создается специальная группа. При этом в соглашении указывается, что миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами. Ранее Ереван обвинил Баку в обстреле приграничных городов, в Азербайджане выдвинули Армении обвинения в диверсиях и провокациях. Премьер-министр Армении Никола Пашинян провел два телефонных разговора: с президентом России Владимиром Путиным и французским лидером Эммануэлем Макроном. Новость по теме За всю истории существования системы коллективной безопасности ОДКБ помощь оказывалась лишь Казахстану — во время беспорядков в январе 2022 года.
Армения — защита от Азербайджана, Белоруссия — внутриполитическая стабильность и демонстрация лояльности Москве, страны Центральной Азии — защита границ и ликвидация региональных угроз. Москва перешла к прямому противостоянию с «коллективным Западом», но остальные члены ОДКБ продолжали придерживаться политики многовекторности. Союзники отказались признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, принадлежность Крыма России, а позже — и статус новых российских регионов. Во время эскалации 2016 года Белоруссия и Казахстан поддержали Баку, что привело к охлаждению дипотношений с Арменией. Затем последовала череда политических демаршей с бойкотированием некоторыми участниками саммитов в Ереване и Москве, а также конфликтами по поводу назначения официальных лиц Организации. Ситуация осложнялась и тем, что Казахстан и Киргизия симпатизировали именно азербайджанской стороне, союзнику по Организации тюркских государств. Во время Второй Карабахской войны в 2020-м и обострения ситуации в регионе в августе 2022 года ОДКБ отказалась от помощи Армении: формально введение сил альянса возможно только на территорию страны-участницы, а Нагорный Карабах считался предметом территориального спора. Как итог, в мае 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян допустил выход страны из ОДКБ, а в сентябре демонстративно отозвал постпреда из Организации. Россия, фактический лидер альянса, стремилась к его расширению и взаимной интеграции, но раз за разом наталкивалась на сопротивление союзников, опасавшихся зависимости от Москвы.
В критические моменты истории участники Организации не могли выработать общую позицию и перейти к решительным действиям, свидетельством чему стал отказ от помощи Армении в карабахском конфликте, подорвавший авторитет альянса.
Также в составе организации действуют консультативные и исполнительные органы — Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности. Координирует работу ОДКБ постоянный совет, межпарламентскую работу осуществляет Парламентская ассамблея. ОДКБ открыта для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих цели и принципы организации. При урегулировании возможных конфликтов ОДКБ отдает предпочтения политическим методам.
21-я годовщина образования Объединенного штаба ОДКБ
Благодаря действиям специалистов ОДКБ удалось организовать поиски зачинщиков беспорядков, действия которых курировались из Афганистана и наладить борьбу с наркомафией. Читайте последние новости на сегодня по теме ОДКБ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 2002 году. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ). Основная цель Организации Договора о коллективной безопасности (расшифровка ОДКБ) — это продолжать и укреплять отношения во внешней политике, военной, военно-технической.
Расшифровка что такое ОДКБ и какие страны входят в это объединение
Это региональная организация. Впервые о необходимости обеспечить безопасность в регионе и основать подобное объединение заговорили в 1992 году. Тогда и была создана своеобразная платформа, на основе которой и создали Договор. Фактически ОДКБ была учреждена лишь в 2002 году. Особенности деятельности: нападение на одну страну приравнивается к нападению на все государства, входящие в Организацию; создание многоструктурных органов для защиты безопасности стран; оказание необходимой помощи государствам-участникам, ставшим «жертвами агрессии».
Высшим органом является Совет коллективной безопасности, который назначает генсека организации.
Общее население государств, которые входят в состав ОДКБ, составляет 193 835 249 человек. Численность миротворческих сил на 2022 год — 3600 человек. ОДКБ вновь заявило о себе в тот момент, когда на территории Республики Казахстан происходили беспорядки.
Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов.
Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых в период между сессиями совета. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов организации. За подготовку предложений по военной составляющей, координацию реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества отвечает Объединенный штаб ОДКБ Высшим административным должностным лицом Организации Договора о коллективной безопасности является генеральный секретарь. Политическое и военное сотрудничество Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные группировки войск, Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные военные системы и объекты военной инфраструктуры. Подготовка Коллективных сил к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий. Начиная с 2004 года на территории государств-членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба, среди них: "Рубеж", "Взаимодействие", "Нерушимое братство", "Гром", "Кобальт" и другие. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций.
В 2007 году главами государств-членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности организации, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. В январе 2022 года в связи с обращением президента Казахстана, а также ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету страны, вызванной в том числе вмешательством извне, Совет коллективной безопасности ОДКБ, в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности, принял решение о проведении в Республике Казахстан миротворческой операции. Коллективная миссия, продлившаяся в период с 6 по 19 января, прошла успешно и была завершена после нормализации обстановки.
С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств — членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств — членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами — членами Организации. Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности. В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.
Противодействие незаконному обороту наркотиков. С целью достижения поставленных задач по парированию этой угрозы в формате Организации в 2014 году принята и успешно реализуется Антинаркотическая стратегия государств — членов ОДКБ на 2015 - 2020 годы, Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков КСОПН в рамках ОДКБ с 2003 года проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». За это время в ходе операций из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотиков, в т. С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации.
Реагирование на чрезвычайные ситуации Ответственность за координацию совместных действий государств — членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ КСЧС ОДКБ. В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств — членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств — членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств — членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Противодействие незаконной миграции и торговле людьми. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.
За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. Безопасность информационного пространства В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств — членов Организации началось с 2006 года.
За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств — членов Организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств — членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации».
Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств — членов Организации. Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности.