Нактоуз (гол. nachthuis), навигационное устройство для установки котелка корабельного (судового) магнитного компаса на необходимой высоте и размещения. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: "Пьедестал" под судовым компасом, 7 букв, первая буква Н. Найдено альтернативных определений — 7 вариантов. Подставка в виде шкафчика для установки магнитного компаса на судне. Судовой компас обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке, называемой нактоузом (рис. 4). Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего.
§ 12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ И УХОД ЗА НИМИ
Двойное чтение, большая шкала и привлекательный внешний вид в кабине. Он является эталоном компаса в диапазоне Plastimo: миллионы яхтсменов во всем мире используют его. Исключительные возможности монтажа позволяют устанавливать на все переборки, независимо от толщины.
Скоростная девиация пропорциональна скорости судна, а широтная — обратно пропорциональна косинусу широты. Их конкретные величины зачастую зависят от модели гирокомпаса. В ряде современных гирокомпасов существует функция автоматического задания широты и скорости на цифровой блок коррекции ГК, что является наиболее надежным способом устранения указанных погрешностей.
Однако при выходе из строя лага или GPS приемника, могут соответственно возникнуть и ошибки в показаниях гирокомпаса. Проверили настройки, оказалось, что коррекция по широте была переведена в ручной режим, при изменении широты появилась и погрешность ГК. После перевода широтной коррекции в автоматический режим погрешность была устранена. Кроме всего прочего, на точность измерений пеленга по ГК влияют рыскание и качка судна, а также его инерционность, связанная с колебаниями ГК после совершения маневра. Устранение систематической погрешности гирокомпаса.
Перед устранением систематической погрешности ГК проверьте задана ли у вас автоматическая коррекция курса по скорости и широте!!! В судовых условиях без вмешательства специалистов по обслуживанию систематическую погрешность гирокомпаса с электронным блоком управления можно устранить путем изменения референц курса как это сделать, можно найти в installation manual для гирокомпаса. Многие гирокомпасы например, фирм Sperry или SGBrown «Meridian Surveyor» в месте крепления болтов у основания имеют дугообразные отверстия. Не забывайте, что гирокомпасы, как и другие приборы, подлежат периодическому обслуживанию береговыми специалистами, которое нужно своевременно запрашивать. Кроме того, если вы выключили, а затем через определенное время включили гирокомпас, ему нужно некоторое время, чтобы прийти в меридиан 45 и более минут, в зависимости от модели , что можно отслеживать по курсографу.
Различают полное определение девиации для составления таблицы девиации и частичное, на отдельных курсах, с целью контроля работы магнитного компаса. Для составления таблицы девиацию чаще всего определяют на восьми главных и четвертных компасных курсах, затем по наблюдаемым величинам девиации вычисляют коэффициенты девиации А, В, С, D и Е. Далее по известным коэффициентам рассчитывают таблицу девиации на любое количество курсов, используя формулу 1. В зависимости от величины коэффициентов таблицу девиации вычисляют на 24 или 36 курсов.
Аргументом входа в таблицу является компасный курс. Таблица девиации подписывается лицом, производившим ее определение. В таблицу также заносятся рассчитанные значения коэффициентов девиации. Определение девиации выполняют на пале или на малом ходу судна, причем прежде, чем приступить к определению девиации на новом курсе, необходимо выждать 3 - 5 мин, необходимых для перемагничивания судна.
На каждом курсе следует по возможности определить девиацию из 3 - 5 наблюдений, а результат осреднить. Все основные способы определения девиации сводятся к сравнению магнитных направлений пеленгов, курсов с направлениями, измеренными по компасу. Основные способы определения девиации являются: - Определение девиации по створу или по вееру створов - является наиболее точным способом. Сущность способа заключается в том, что в момент пересечения створа замечают пеленг по компасу.
Магнитное направление створа рассчитывают по истинному направлению и величине Веер створов рис. Магнитные направления веера створов даются в лоциях или в описаниях девиационных полигонов. Если в районе определения девиации не имеется створов, нанесенных на карту, то можно использовать створ любых предметов приметных башен, зданий, мачт, мысов и т. Магнитное направление такого створа приближенно рассчитывают как среднее из восьми направлений, измеренных по компасу на главных и четвертных курсах, - Определение девиации по пеленгу отдаленного предмета производят, когда отсутствуют створы в районе работ.
Чаще этот способ выполняют, когда место судна не меняется или меняется незначительно, то есть при стоянке судна на девиационном пале, бочках и т. Величина магнитного пеленга может быть получена с карты, если место судна известно с высокой точностью. Если же такой возможности нет, опять рассчитывают магнитный пеленг как средний из восьми измеренных компасных на главных и четвертных румбах по формуле 2. При развороте судна на новый курс место его на местности не остается постоянным, и при этом изменяется величина МП.
Из рис. Способ может применяться и на ходу судна, но при этом пеленг на отдаленный предмет берут в тот момент, когда судно проходит в непосредственной близости от заранее установленного буйка или вешки. Примерная схема маневрирования при определении девиации указанным способом приведена на рис. Определение девиации по сличению с главным магнитным компасом обычно производят у путевого компаса, так как возможности измерения пеленга с него не имеется.
На восемь главных и четвертных курсов ложатся по путевому компасу, а магнитный курс рассчитывают по КК главного компаса. Определение девиации по взаимным пеленгам можно выполнять, когда на видимости не имеется створов и отдаленных предметов, а представляется возможность свезти на берег компас и установить его на треноге. Место установки компаса должно обеспечивать взаимную видимость компаса и судна. При определении девиации по какому-нибудь сигналу спуск обусловленного сигнального флага, команда по радио и т.
Определение девиации по сличению с гирокомпасом - распространенный способ на судах, имеющих гирокомпас. Сущность способа заключается в том, что магнитный курс получают, определив истинный из показаний гирокомпаса, а склонение выбирают с карты. В процессе определения девиации судно последовательно ложится на восемь главных и четвертных курсов по магнитному компасу. На каждом курсе одновременно замечают сличают курсы по гирокомпасу и магнитному компасу.
Сличение выполняют 3 - 5 раз, а полученные девиации осредняют. Способ следует выполнять на самом малом ходу, избегая поворотов на большой угол, так как при этом сводятся к минимуму погрешности в поправке гирокомпаса от влияния ускорений. Кроме рассмотренных способов, применяют способ определения девиации по пеленгам небесных светил, если имеется возможность измерить пеленг на светило Солнце, Луну, звезду и рассчитать его азимут. Во время плавания необходимо использовать любую возможность для регулярного определения девиации на отдельных курсах с целью контроля достоверности таблицы девиации.
Для этого чаще всего используют определения поправки компаса по створам, по пеленгам небесных светил и по сличению с гирокомпасом. Принцип работы гирокомпаса, учет погрешностей в его показаниях. Способы определения поправки гирокомпаса. Основными приборами курсоуказания является гирокомпас.
Основой всех гироскопических курсоуказателей является гироскоп быстро вращающееся твердое тело , а работа этих курсоуказа-телей основана на свойстве гироскопа сохранять неизменным направление оси вращения в пространстве без действия моментов внешних сил. Принцип действия гирокомпаса можно описать с помощью упрощенной схемы, приведенной на рисунке 27. Простейший гирокомпас состоит из гироскопа, подвешенного внутри полого шара, который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна. Предположим, что гирокомпас находится на экваторе, а ось вращения его гироскопа совпадает с направлением запад - восток позиция a ; она сохраняет свою ориентацию в пространстве в отсутствие воздействия внешних сил.
Но Земля вращается, совершая один оборот в сутки. Так как наблюдатель, находящийся рядом, вращается вместе с планетой, он видит, как восточный конец E оси гироскопа поднимается, а западный W опускается; при этом центр тяжести шара смещается к востоку и вверх позиция б. Однако сила земного притяжения препятствует такому смещению центра тяжести, и в результате ее воздействия ось гироскопа поворачивается так, чтобы совпасть с осью суточного вращения Земли, т. Когда ось гироскопа совпадет с направлением север - юг N - S, позиция в , центр тяжести окажется в нижнем положении на вертикали и причина прецессии исчезнет.
Поставив метку "Север" N на то место шара, в которое упирается соответствующий конец оси гироскопа, и соотнеся ей шкалу с нужными делениями, получают надежный компас. В реальном гирокомпасе предусмотрены компенсация девиации компаса и поправка на широту места. Действие гирокомпаса зависит от вращения Земли и особенностей взаимодействия ротора гироскопа с его подвесом.
В таком случае отметка «север» точно совпадает с северным магнитным полюсом. Кроме того, пространство между картушкой и стеклом заполнено специальной жидкостью, как правило, незамерзающей смесью спиртов. Такое строение конструкции необходимо по причине того, что в море вращение катушки отстает от вращения стрелок. Этот дефект и исправляется с помощью жидкостной среды.
Магнитные компасы используют с давних пор, и популярны они среди моряков и по сей день. На крупных судах устанавливают не менее 2 компасов, причем довольно внушительных по размерам. А на яхтах, катерах и лодках, которые относятся к маломерным судам, ввиду ограниченности пространства используют малогабаритные магнитные компасы, или как их еще называют — шлюпочные компасы. Электронные компасы на суда Стремительно развивающиеся в XX-XXI века технологии привнесли новшества и в судоходную навигацию. Так, наряду с традиционными магнитными компасами теперь используются электронные electronic boat compass. Возможно будет интересно: Транец для ПВХ лодки - виды, можно ли сделать самому, установка и усиление В конструкции электронных судовых компасов также используется магнитный датчик, но показания таких приборов более точные, чем у магнитных измерителей. Связано это с тем, что электронные устройства не подвержены воздействию помех от соседних металлических предметов и никак не реагируют на волновую качку.
Какие бывают компасы, и почему на корабле нужны все
Сбросить Судовые магнитные компасы Магнитный судовой компас - это навигационное устройство, которое позволяет ориентироваться вдоль магнитных линий Земли. С помощью компаса определяется курс судна и направление на объекты.
Какое направление будет показывать стрелка магнитного компаса? Для этого и нужен девиационный прибор для устранения девиации магнитного компаса.
Девиация от латинского deviatio — отклонение , отклонение оси чувствительного элемента компаса от плоскости меридиана под воздействием внешних сил инерции, намагниченного железа и т. Девиацию магнитного компаса различают креновую, полукруговую, постоянную, четвертной и электромагнитную. Креновая девиация обусловлена изменением магнитных сил, возбуждением корабля железом, при постоянном крене и или дифференте, а также при качке корабля.
Уничтожение производится креновым магнитом девиационного прибора, расположенного внутри трубы девиационного прибора в нактоузе смотри выше. Полукруговая девиация вызывается магнитными силами, возбуждаемых постоянным магнетизмом твердого в магнитом отношении корабельного железа и индуктивным магнетизмом мягких в магнитном вертикальных брусков корабельного железа. Они создают продольную силу, действующую вдоль диаметральной плоскости корабля и достигающую максимума на магнитных курсах 90 и 270 градусов, и поперечную силу, имеющую наибольшее значение на магнитных курсах 0 и 180 градусов.
В корзину Компасы для яхт и катеров Вы хотите выйти в море и потеряться? Вот и судовой компас Ritchie этого не хочет! Поэтому никогда не оставляйте столь важный предмет обихода яхтсмена на берегу. Эксплуатация профессионального навигационного оборудования — лучшая гарантия безопасности во время морских прогулок. Оптимальный результат способно обеспечить единовременное использование магнитного и электронного оборудования.
Такие факторы как скорость, ветер, интенсивное течение способны сбить с толку даже самый дорогой GPS-навигатор. По этой причине большинство опытных морских волков стараются брать с собой компасы Ritchie, как верного друга, на которого можно положиться всегда и везде.
Эта игра представляет собой увлекательную и захватывающую словесную головоломку, которая предлагает игрокам исследовать различные тематические миры. Благодаря увлекательной сюжетной линии игроки отправляются в межгалактическое приключение, чтобы помочь очаровательному инопланетному персонажу по имени Коди найти дорогу домой. В игре есть сетка, заполненная буквами, и игроки должны использовать свои знания и словарный запас, чтобы составлять слова, которые вписываются в сетку.
Штурманские приборы и инструменты. Компасы
Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (Петербург) начал серийный выпуск первого российского всеширотного судового компаса, который предназначен, прежде всего, для использования в арктических регионах. Произошло еще одно изменение в показаниях корабельного компаса, которое совпало с переходом с парусности на паровую мощность. Дело в том, что с середины XV-го века на новых типах судов каравЕллах и карАкках (в этой моей статье) рулевое устройство и судовой (магнитный) компас стали располагаться на значительном отдалении друг от друга, т. к. размеры судна увеличились. Главный магнитный компас обычно устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна в наиболее возможном удалении от судового железа.
26.2.1. Магнитный компас
Рис. 4. НАКТОУЗ, подставка для судового компаса. Четвертные сферы и курсовой магнит компенсируют влияние судового магнетизма. Судовой магнитный компас с устройством передачи курса и широтным компенсатором УКПМ-М4. Катав-Ивановский приборостроительный завод завершил испытания блока автономного питания для для подсветки магнитных компасов. В судовых условиях без вмешательства специалистов по обслуживанию систематическую погрешность гирокомпаса с электронным блоком управления можно устранить путем изменения референц курса (как это сделать, можно найти в installation manual для гирокомпаса).
Тумба для судового компаса - 90 фото
В этом случае наиболее точными значениями девиации являются — полученные в результате определения поправки компаса с данным грузом на борту. То есть на старой таблице девиации меняется дата, распечатывается и вывешивается, соответственно можно судить и о точности такой таблицы. Не забывайте следить за уровнем поддерживающей жидкости в магнитном компасе. В котелке компаса не должно быть воздуха. Однако не стоит заливать в котелок этиловый спирт! Зачастую в качестве поддерживающих жидкостей используются растворы различного химического состава и разной плотности, поэтому необходимо точно установить, какой раствор используется в вашей модели магнитного компаса. При снятии пеленга особенно в условиях бортовой качки репитер для пеленгования ГК или картушка МК должны быть параллельны горизонту, в противном случае, взятый пеленг нужно исправлять с учетом угла крена судна в заданный момент времени, что практически сделать затруднительно. Кроме того при наличии хода судна пеленг на ориентир может достаточно быстро изменятся это зависит как от дистанции, так и от направления на ориентир. Наиболее быстро пеленг изменяется при прохождении ориентира на курсовых углах близких к траверзу. Пеленговать солнце в дневное время можно с помощью специально встроенного в пеленгатор зеркальца.
При этом отраженный на картушке репитера луч солнца покажет вам соответствующий пеленг. Автор: Александр Пипченко.
В нижней части котелка имеется свинцовый груз, удерживающий плоскость азимутального круга котелка в горизонтальном положении. Доливка компасной жидкости производится через боковое отверстие в нижней камере котелка. Кардановый подвес позволяет котелку сохранять горизонтальное положение при качке.
Пеленгатор служит для определения направления на видимые предметы. Он состоит из основания, предметной и глазной мишеней, чашки для установки дефлектора. Основание пеленгатора изготовляется в виде крестовины или кольца. Пеленгатор ставится на азимутальном кольце компаса и поворачивается на нем в любом нужном направлении. Слева от глазной мишени расположен индекс для снятия отсчета с азимутального круга. Предметная мишень — это рамка, укрепленная на шарнире.
Вдоль рамки натянута медная проволока — прицельная нить предметной мишени. Предметная мишень снабжена темным откидным зеркалом, которое необходимо для пеленгования небесных светил. Глазная мишень представляет собой планку с прорезью. На мишень надета передвижная каретка с закрепленной в ней призмой , через которую производится отсчет с картушки компаса. В солнечную погоду глазная мишень прикрывается светофильтром. Чашка входит в комплект пеленгатора и служит для установки на нее прибора — дефлектора при производстве девиационных работ.
При работе с пеленгатором судоводитель должен помнить, что призма дает отсчет шкалы в перевернутом изображении справа налево. Пеленгатор 127-миллиметрового компаса: 1 — стойка для проворачивания пеленгатора; 2 — индекс; 3 — чашка пеленгатора; 4 — откидное зеркало; 5 — пеленгаторная нитка; 6 — предметная мишень; 7 — глазная мишень; 8 — откидной щиток; 9 — щель для дневного пеленгования; 10 — призма, 11 — откидной щиток призмы; 12 —винтики, крепящие оправу призмы; 13 — цветные стекла; 14 — лапки Нактоуз представляет собой шкафчик с открывающейся в корму дверцей. Устанавливается и крепится к палубе на деревянной подушке. В нактоузе помещается девиационный прибор, предназначенный для уничтожения девиации. В верхнем части снаружи нактоуза размещены бруски, шары мягкого железа и магниты-уничтожители, предназначенные для компенсации девиации. На верхнем основании нактоуза укреплена латунная шейка с пружинным подвесом, на который подвешивается компас с карданным кольцом.
Нактоуз: 1 — палубные планки; 2 — талреп; 3 — бакштаг; 4 — бруски мягкого железа; 5 — шейка; 6 — клеммы пружинного подвеса; 7 — девиационный прибор; 8 — труба; 9 — гнезда для магнитов; 10 — ползун с барашком; 11 — кольцо, закрепляющее креповой магнит; 12 — подушка. Ш аровой осветительный прибор предназначен для освещения котелка компаса в случае отсутствия донного электрического освещения. С обеих сторон прибора вставлено по одному масляному фонарю. Кроме фонарей, в устройстве осветительного прибора предусмотрена электрическая лампочка. Пеленгование предметов с осветительным прибором производится через открывающиеся окна.
Электронные компасы на суда Стремительно развивающиеся в XX-XXI века технологии привнесли новшества и в судоходную навигацию. Так, наряду с традиционными магнитными компасами теперь используются электронные electronic boat compass. Возможно будет интересно: Транец для ПВХ лодки - виды, можно ли сделать самому, установка и усиление В конструкции электронных судовых компасов также используется магнитный датчик, но показания таких приборов более точные, чем у магнитных измерителей. Связано это с тем, что электронные устройства не подвержены воздействию помех от соседних металлических предметов и никак не реагируют на волновую качку. Кроме того, показания электронного компаса прочитать гораздо проще, так как он выдает в цифрах конкретные координаты. Они нисколько не зависят от магнитного поля Земли, и характеризуются высокой достоверностью показаний. Принцип работы спутниковых компасов таков: Запрос сигнала со спутника и определение его координат. Отметка о времени сделанного запроса. Небольшая пауза. Новый запрос координат. Вычисление разницы в координатах начальной и текущей точки движения судна.
Уникальная конструкция для вертикального и наклонного монтажа. Возможен выбор моделей чёрного и белого цвета, со шкалой красного, чёрного или белого цветов. Трёх - курсовая линия для надёжных показаний.
«пьедестал» под судовым компасом
Компас для моторных и парусных яхт зелёная подсветка Ritchie Navigation Navigator DNP-200 114 мм 12 В фото. Это была вторая в мире после английской Компасная обсерватория для изучения влияния судового магнетизма на компасы броненосных кораблей, а также для проверок и обследования астрономических, физических, мореходных инструментов, определения девиации. Купить судовые измерительные приборы, компасы для катера по лучшим ценам в интернет-магазине ⇨ Доставка по Всей России Отзывы ⇨ Акции ⇨ Скидки ⇨ Опт. Судовые магнитные компасы и электронные компасы представляют собой два разных типа навигационных инструментов. подставка судового компаса — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 7 (семи) букв. Компас судовой – объявление о продаже в Находке.
Компасы (магнитные, гирокомпасы, спутниковые )
Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. Как правило, ее делали в форме рыбки. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор.
В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас.
В XVII в. Но на этом история создания компаса не заканчивается. В 1838 г. А в 1908 г. Именно он всегда указывает на север.
Сегодня точное направление движения можно узнать при помощи спутниковой навигации, тем не менее много судов оснащены магнитными компасами. Их используют для дополнительной проверки или на случай технических неполадок. Таким образом, история создания компаса насчитывает даже не сотни, а тысячи лет.
На корме слабо светился нактоуз , и этот мягкий свет отражался в металлической отделке штурвала. Судовой кок подкрался к компасу и подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет, который он принес с собой.
Источник: библиотека Максима Мошкова.
Кроме того должна обеспечиваться дистанционная передача показаний основного магнитного компаса к основному посту управления рулем. Должен запитываться от основного и аварийного источника электрической энергии питание от аварийного источника электрической энергии может быть заменено питанием от аккумуляторов.
Минимальное число часов непрерывной работы оборудования для расчета емкости аккумуляторов: 6 ч. По крайней мере следующее навигационное оборудование должно оставаться работоспособным: основной магнитный компас с устройством для взятия пеленгов и таблицей девиации; приемоиндикатор систем радионавигации; ЭКНИС или комплект морских навигационных карт и публикаций. К компасу должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.
На судах валовой вместимостью менее 150 без верхнего мостика установка основного магнитного компаса должна выполняться насколько это практически возможно и целесообразно.
В 1597 году появились первые документально зафиксированные сведения о наличии у северян магнитного компаса и умении правильно с ним обращаться. Эти приборы переходили по наследству, к ним относились как к ценным семейным реликвиям. Они назывались «матки» и носились в специальном кожаном мешочке на поясе. В приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря за 1645 г. В 1667 г. Крестный монастырь выдал компасы кормщикам, отправлявшимся на четырех ладьях в Поной и Яренгу. В 1678 г. Антониево-Сийский монастырь, отправляя на ладье промышленника Семена Тарабакина, купил «лодейную матку-вставку для морского пути».
Поморские компасы представляли собой круглую деревянную коробочку с крышкой и бумажной картушкой круг с делениями и с движущийся стрелкой, аналог циферблата на компасах , на которой обозначены поморские названия сторон света: «обеденник» вместо «юго-восток», «полуденник» вместо «юг», «побережник» вместо «северо-запад» и т. Также на картушке обозначены 16 ветров, а на шпильке в её центре помещалась намагниченная игла. Стилизованный цветок на верхней части картушки обозначал северное направление. Ha протяжении веков такие компасы-матки для поморов были основными навигационными приборами, но при этом отражали лишь часть целого комплекса знаний. За столетия плаваний в экстремальных условиях студёных морей Северного Ледовитого океана поморы научились вычислять время по солнцу и звёздам и составили сложную систему маршрутов. Их фиксировали в рукописных морских картах, которые сегодня назвали бы лоциями. Эти карты передавались в семьях поморов из поколения в поколение. В них подробно объяснялось, на какие береговые знаки обращать внимание и в каком направлении идти судну с учётом местных течений. Поморы придумали довольно простое с современной точки зрения приспособление — ветромет, служивший одновременно солнечными часами и компасом.
B нём отсутствовала магнитная стрелка, изготавливался прибор из дерева. При этом основание ветромета выполнялось в виде сферического сегмента размером с большой таз около 0,6—0,7 м в диаметре. Благодаря округлому низу прибор можно было выставить в горизонт при крене судна. На верхней плоской поверхности, разбитой на 32 деления, проделывались отверстия. В них вставлялись деревянные палочки толщиной с карандаш, обозначавшие румбы. В центре круга располагался длинный стержень для определения по полуденной тени направления на север. В заметных с моря местах — на вершинах, мысах, вдоль берега — устанавливались кресты с поперечиной по линии юг — север. Чтобы узнать курс с точностью до румба, надо совместить центральный стержень ветромета с крестом, обращённым к наблюдателю строго боком. В открытом море части света определяли по солнцу, в ночное время брали пеленг на Полярную звезду.
В пасмурную погоду ориентировались по ветру, но для этого нужно было иметь достаточный опыт и знать, какие именно ветра господствуют в данный момент. Поморский компас-матка. Источник Скорее всего, поморские компасы изготавливались в Холмогорах. В 1701 году Соловецкий монастырь закупил там сразу восемнадцать компасов. Компасы эти были двух типов: ручные и «вставные», устанавливаемые на корабле возле рулевого. Вот о чём говорят записи от 1696 года: «архирейский дом купил матку в Муранский ход на новую лодью...