Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни. Память и внимание становятся хуже, утрачиваются социальные, гигиенические навыки.
Плохая ПАМЯТЬ: 13 возможных причин
Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами. Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом. Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном. Но я не могла вспомнить, кого или почему я должна просить. Я забыла, кто я и где нахожусь.
К сожалению, статистика говорит о том, что это скорее исключение. Ответим на главные вопросы: почему с возрастом снижаются когнитивные функции и можно ли остановить этот процесс. Причины ухудшения памяти и внимания у людей старше 60 лет Памятью называют способность воспринимать, хранить и воспроизводить полученную информацию. С возрастом снижается активность нейронов головного мозга, уменьшается объем оперативной памяти, происходят другие структурные изменения в мозгу и это нормальный процесс. При отсутствии патологических нарушений, речь идет о физиологическом успешном старении, без потери интеллектуальных способностей. Серьезные расстройства памяти и внимания у людей после 60 лет происходят под влиянием одного или нескольких неблагоприятных факторов: нарушения мозгового кровообращения в результате развития атеросклероза сосудов, хронической ишемии головного мозга, дисциркуляторной энцефалопатии, на фоне гипертонии, перенесенного инсульта; дегенеративные процессы высшей нервной деятельности, такие как деменция, болезнь Паркинсона и Альцгеймера; расстройства психики: хронический астенический синдром, депрессии, шизофрения; некоторые соматические болезни, вызывающие общее истощение организма, например, тяжелые поражения печени и почек, эндокринные и онкологические заболевания; последствия черепно-мозговых травм; алкогольная зависимость. Несмотря на большое количество причин, вызывающих снижение памяти и внимания, все они, так или иначе, связаны с поражением разных отделов головного мозга.
Например, люди, которые в детстве хорошо учились, реже страдают от нарушения памяти. Во взрослом возрасте на память негативно влияет снижение слуха, гипертоническая болезнь , сахарный диабет и другие хронические болезни. Поэтому для предупреждения проблем с памятью важно лечить и контролировать эти заболевания. В качестве профилактики врачи также рекомендуют постоянно повторять усвоенные навыки. В пожилом возрасте многое зависит от гиподинамии, курения, алкоголизма и социальной изоляции. В этот период очень важна физическая активность, она поддерживает работу гиппокампа и влияет на его увеличение. Прогулки, занятия физкультурой и водные процедуры прекрасно влияют на работу мозга, поэтому физической активности необходимо уделять не менее 30 минут в день. Пожилые люди также должны ежедневно решать математические и логические задачи. Также благотворно влияет на интеллект чтение, настольные игры и социальная активность встречи с друзьями и родственниками, посещение различных мероприятий и путешествия [19]. Наиболее частые причины снижения памяти — это болезни сосудов головного мозга и болезнь Альцгеймера, поэтому профилактикой также является исключение алкоголя и других веществ, ухудшающих кровоснабжение. Доказано, что болезнь Альцгеймера связана с курением: более двух пачек выкуренных сигарет в день кратно увеличивают шансы деменции [17]. Люди, которые живут в семьях и постоянно общаются между собой, реже страдают от нарушений памяти [7] [8] [13]. Список литературы Шевченко Ю. Клиническая психотерапия. Бухановский А. Клиническая патопсихология. Малинина Е. Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Захаров В. Яхно Н. Зейгарник Б. Хрестоматия по патопсихологии. Соловьев А. Методические рекомендации по профилактике когнитивных и эмоциональных нарушений. Российское психологическое общество. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти в результате различных поражений мозга: методические рекомендации. Авдеева И. Аткинсон Р. Забродиной, Б. Гиппенрейтер, В. Российский геронтологический научно-клинический центр. Программа профилактики, раннего выявления и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: методические рекомендации. Levin M. Арабханова М. Rusanen M.
Это непременное условие в перечне того, как восстановить память после коронавируса, если она стала плохой. Доказано, что положительные эмоции, которые человек получает при общении с природой, ускоряют этот процесс. А многие мелкие детали способны послужить триггерами для того, чтобы начали активизироваться функции головного мозга. Лаеннек для улучшения памяти Основная задача при любой реабилитации — накопления ресурсов для нормализации работы всех систем организма. А когда дело касается такой тонкой материи, как эмоции, чувства и воспоминания, то действовать нужно предельно осторожно. Инновационный лекарственный инъекционный препарат из Японии Лаеннек разработан как многофункциональное средство, позволяющее мобилизовать все скрытые ресурсы, активизировать процессы регенерации, обеспечить стабильность работы каждого органа. Он дает мощный иммуностимулирующий эффект, улучшает обмен веществ, повышает адаптационные возможности центральной нервной системы. За счет этого достигается гармонизация структур организма. Стимуляция деятельности физиологических систем человека идет на клеточном уровне, способствуя быстрому восстановлению и приливу энергии. Высокая биологическая доступность компонентов препарата обеспечивает обширный перечень терапевтических эффектов, в том числе и оказывает благотворное влияние на процессы функционирования головного мозга. Какой врач может помочь в восстановлении после COVID-19 Многие самостоятельно справляются с последствиями коронавирусной инфекции.
Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение
Наталья Малюкова: Память — это не только запоминание и вспоминание информации. Она объединяет в себе много других психических функций вроде внимания, восприятия и речи. При этом психика человека крайне индивидуальна, поэтому единого значения «нормы памяти» нет. Например, актер жалуется на то, что уже не запоминает по 40 страниц текста, как раньше, — и это важный сигнал для врача. Есть разброс средних значений для разных возрастов — так называемые «коридоры нормы». На них ориентируются неврологи и врачи-психиатры, а попадание в них можно оценить с помощью тестов на память.
Рекомендуется переключать внимание. Не играйте в шахматы каждый день в течение недели. Сегодня — пазлы, завтра — кроссворды классические, а послезавтра — кроссворды японские. Это поможет мозгу научиться адаптироваться к разным ситуациям и развить когнитивные способности. Ходить на работу или учебу одним маршрутом, посещать один и тот же продуктовый магазин и так далее. Вносите разнообразие в свой путь. Сходите в другую «Пятерочку», сделайте небольшой крюк на пути к работе. Так вы получите новые впечатления, а в мозгу активируются новые нейронные связи.
Дополнительно обращайте внимание на какие-то особенности пути: дорожные знаки, вывески, запахи. Используйте усилители внимания Нет, речь не о каком-то веществе. Старайтесь превращать запоминание в какой-то интересный процесс. Например, если вы читаете книгу, представьте, что вы актер в театре, который разыгрывает представление и читает книгу по ролям. Если вы играете в шахматы, представьте, что вы гроссмейстер в финале крупного чемпионата. Это и называется усилением внимания. Задействуйте разные чувства При запоминании информации используйте разные рецепторы. Например, прогуливаясь по новому маршруту, используйте не только зрение, обращая внимание на то, как выглядит ваш путь. Используйте слух и ощущения.
Например, вы проходили мимо пекарни и почувствовали, как пахнет булочками. Если рядом есть трамвайные пути, то звук проезжающих вагонов позволит вам дополнить картину новыми воспоминаниями. Запоминайте частями Используйте актерский метод запоминания большой и сложной информации. Делите ее на части. Это можно использовать как в работе, так и в тренировке своей памяти. Мы уже рассказывали, что тренировать память можно с помощью заучивания стихотворений — большие можно делить на четверостишия. Упорядочивайте информацию При запоминании информации старайтесь делить ее на логические блоки. Например, если вы собираетесь в магазин, не пишите список подряд — разделите бакалею, овощи, напитки и другие типы продуктов. Это поможет запомнить список и научиться работать с информацией.
Вникайте в суть Нельзя учить стихотворение или читать книгу, не понимая, что именно хотел сказать автор. Без вникания в суть вы подадите мозгу сигнал, что занимаетесь, откровенно говоря, бесполезным делом для галочки. Поэтому мозг не будет воспринимать новую информацию и устанавливать новые нейронные связи. Поэтому не обижайте свой мозг, читайте любую информацию, пытаясь понять, что именно написано. Сочиняйте истории Сочиняйте глупые истории с упоминанием информации, которую вам нужно запомнить. Например, «обезьяна попала на улицу Большевиков, нашла там 20 рублей и купила 1 мороженое». Это позволит запомнить адрес: Большевиков, 20, кв. Звучит глупо, но это поможет мозгу запомнить информацию. Чем глупее история, тем легче будет ее запомнить.
Пользуйтесь методом мест Еще один довольно забавный, но рабочий способ запоминания необходимого материала. Вернемся к нашему любимому списку продуктов. Как запомнить, что нужно купить яйца, колбасу и сыр? Представьте, что эти продукты разбросаны по вашей квартире. Пишите список и представляйте, как яйца лежат на коврике у входной двери и вам нужно заходить аккуратно, чтобы не раздавить их. А вот колбаса что-то забыла на игровой приставке, как она там оказалась? Сыр и вовсе лежит в горшке с цветком. Рифмуйте Рифмы всегда просто запоминаются, а значит, это хороший способ натренировать память. Повторяйте Повторение — мать учения.
Написали что-то важное на календаре, что необходимо запомнить, — проговорите это вслух. Превращаемся в амбидекстра Амбидекстр — это человек, у которого одинаково хорошо работают оба полушария мозга. Если вы не врожденный амбидекстр, то есть с детства не умеете рисовать как правой, так и левой рукой, то тренируйте в себе эти навыки. Используйте левую руку, чтобы выполнять привычные дела, если вы правша, и наоборот. Приложения для тренировки памяти Как улучшить память и внимание взрослому человеку? Например, воспользоваться приложениями. Их можно запускать даже во время рабочего перерыва. Программа, созданная экспертами по искусственному интеллекту.
Снижение концентрации внимания влияет на память К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния: Неустойчивость внимания — человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения — психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте ; Ригидность замедленность переключения с одной темы на другую — данный симптом весьма характерен для эпилепсии кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога ; Недостаточная концентрация внимания — про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной! Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Дети быстрее забывают Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе насколько это возможно могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств. Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации: Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями отравления, кома, травма — не зря говорят, что дети быстро забывают; Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых — отсутствие воспоминаний полимпсесты на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза алкоголизм ; Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить. Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить ретенция и воспроизводить репродукция полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни. У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов игрушки, одежда, полотенце ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии. Прежде лечения Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье: Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией или перенесенной в прошлом с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ в анамнезе , хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств?
Дети быстрее забывают Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе насколько это возможно могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации: Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями отравления, кома, травма — не зря говорят, что дети быстро забывают; Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых — отсутствие воспоминаний полимпсесты на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза алкоголизм ; Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить. Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить ретенция и воспроизводить репродукция полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни. У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов игрушки, одежда, полотенце ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев. Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.
Прежде лечения Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье: Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией или перенесенной в прошлом с ухудшением интеллектуальных способностей; Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ в анамнезе , хронического алкоголизма, лекарственных нарушений? Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер. Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
Появление провалов в памяти
Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Они отмечают, что память становится хуже, пропадает концентрация внимания, снижается работоспособность, появляются трудности при освоении новых навыков. Среди взрослых распространен стереотип, что с годами память становится хуже. «Ничего не помню»: куда пропадает память у пожилого человека и что делать? Они отмечают, что память становится хуже, пропадает концентрация внимания, снижается работоспособность, появляются трудности при освоении новых навыков.
«Часто мы не столько вспоминаем, сколько додумываем»: 6 вопросов экспертам по памяти
Это травмы головы, последствия перенесенных заболеваний, чрезмерные умственные нагрузки, нарушение мозгового кровообращения. Депрессии, стрессы, недостаток сна. Также на память влияет неполноценное питание, низкая физическая активность, инфекции, прием алкоголя, отсутствие полноценного отдыха. И даже долгое одиночество, отсутствие общения. Французские ученые установили, что есть особый фермент протеинфосфатаза РР1 , который следит за делением клеток организма. С возрастом РР1 блокирует синтез белков, которые отвечают за передачу нервных импульсов, так стирается информация и блокируется память. Важные симптомы На начальном этапе стоит обратить внимание на явления, которые сигнализируют о сбоях в работе головного мозга, это может спровоцировать ухудшение памяти.
Это частые головные боли, головокружения, рассеянность, постоянная усталость, апатия. Иногда — тремор, нарушение координации движений, сбои в речи человеку трудно подобрать нужное слово, выразить мысль. Такая разная память Мы знаем, что порой забываются моменты давнего прошлого, а иногда человек не может вспомнить, что было вчера. Это разные виды расстройств памяти, причем они могут настичь нас в любом возрасте. Диссоциативная амнезия — стирание информации о событии, причинившем нам мощную психологическую травму. Ретроградная амнезия приходит чаще всего после травмы головы: человек не может вспомнить, что было до травмы.
Лучше всего сразу записаться на консультацию к реабилитологу. Это доктор широкого профиля, который занимается комплексным восстановительным лечением, с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. В его арсенале много возможностей и навык смотреть на проблему с разных точек зрения, который позволяет подобрать наиболее эффективный комплекс мер в каждом конкретном случае. Подведем итоги После перенесенного заболевания могут возникнуть различные осложнения. Не стоит отчаиваться, практически все они обратимы. Узнать о том, как улучшить память после коронавируса и чем её лечить, можно при выписке из больницы, если понадобилась госпитализация, или обратиться к участковому терапевту или реабилитологу. Главное, не оставлять ситуацию без контроля. Список литературы Гусев Е. Остроумова Т. Белопасов В.
Подпишитесь на рассылку не пропускайте выход новых статей подписаться Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности Спасибо за подписку!
Ранние признаки деменции действительно многим походят на усталость и забывчивость. Насторожить должно усугубление и регулярность специфических действий и поведенческих реакций. Как именно будет проявляться слабоумие, зависит от типа и локализации повреждений головного мозга. Наиболее характерные симптомы: Человеку трудно держать в памяти новую информацию и важные события, он может задавать одни и те же вопросы или постоянно повторять какую-нибудь историю, забывает выполнять простые задачи, не в состоянии воспроизвести некоторые события прошлого, имена и даты.
Процесс мышления становится вязким, умственные реакции заторможены. Пациент не может сконцентрироваться, спланировать и проанализировать что-либо, самостоятельно принять решение, сориентироваться в событиях и их времени. Словарный запас значительно обедняется, появляются трудности с формулировкой мыслей и выражением идей. Из лексики пропадают слова, некоторые используются не к месту. Речь становится спутанной, подлежащее и сказуемое в предложении переставляются.
Возникают сложности с пониманием других. Человеку непросто ориентироваться в пространстве, он может забыть хорошо знакомую дорогу домой и характерные приметы местности, не в состоянии идти по карте или понять значение указателя. Настроение пациента часто меняется. Он становится замкнутым, равнодушным или подозрительным и обидчивым, неохотно идет на контакт, испытывает депрессивные состояния, тревогу, раздражительность, апатию. Периодически случаются приступы эйфории.
Эмоциональные реакции могут быть непредсказуемыми. Гигиена, одевание, питание, использование уборной и другие привычные бытовые задачи становятся обузой для больного. Он забывает или не имеет желания заниматься самообслуживанием. Ночной отдых часто беспокоен, прерывист, наполнен кошмарами, бредом. Из-за нарушения сна днём человек ощущает усталость и слабость.
Пациент склонен менять привычки. Любимое дело перестает привлекать. В некоторых случаях больной начинает складировать ненужные вещи, нести в дом хлам с мусорных площадок. Основные черты характера становятся резко выраженными или меняются на диаметрально противоположные. Поведение может стать несдержанным, развязным.
Деменция, признаки и проявления которой для каждого пациента индивидуальны, имеет свои стадии развития. Преддеменция, также называемая когнитивной недостаточностью, сигнализирует о том, что слабоумие приближается. Для начального этапа характерны небольшая забывчивость, некоторые сложности с усвоением новой информации, ориентацией в пространстве, мелкие изменения в речи. Пациент хуже планирует свои действия, но вполне способен обслуживать себя. Ранняя стадия легкая деменция предполагает усиление всех присутствующих симптомов.
Существуют критерии, благодаря которым можно классифицировать заболевание: по скорости — на внезапное и постепенное; по охвату — на выборочное и глобальное; по событиям, которые забыты — ретроградное когда не усваивается новое знание и антероградное когда не получается вспомнить то, что всегда было известно ; по времени — кратковременное и длительное; по распространенности — полное и частичное. Отдельно учитывается визуальная разновидность, когда пожилой человек теряет память на лица и не знает, что делать. Он не узнает родственников и друзей. Это усугубляет состояние, погружает заболевшего в постоянный стресс и напряжение. Это может довести до нервного истощения и стремительного развития заболевания.
Иногда амнезия провоцирует депрессию, ненависть к окружающим и другие негативные процессы. Поэтому часто приходится искать пансионат, в котором пенсионер будет чувствовать себя комфортно. К вашим услугам комфортабельные дома сети пансионатов «Забота». Здесь есть медицинский персонал и подходящий круг общения.
Нарушение памяти
Самостоятельно разобраться в причине появления провалов памяти далекому от медицины человеку очень сложно. Со временем память у взрослого человека постепенно ухудшается, и это естественный процесс: снижается интенсивность кровообращения во всем организме и в том числе в сосудах мозга, ухудшается питание нервных клеток. Память может слабеть из-за плохого состояния сосудов, нарушения кровообращения, кислородного голодания тканей головного мозга. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз). Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот.
Проблемы с памятью
Это упражнение хорошая тренировка памяти. Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение. Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра.
Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти. Проверьте себя. Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки. Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью.
Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось.
Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их. Напишите все слова в алфавитном порядке. У ребенка плохая память. Что делать если у ребенка плохая память?
Некоторые дети с рождения схватывают все на лету, а некоторым приходится позаниматься, чтобы достичь определенных результатов. На протяжении жизни ребенка все обучают: воспитатели, преподаватели, родители. Важную роль в обучении и развитии ребенка играют родители, от них многое зависит. Помочь ребенку можно всегда в любой ситуации и каждый день. У ребенка плохая память что делать?
Гуляйте с ребенком в любое время года, занимайтесь любимыми видами спорта или просто активно проводите время на природе. Мозг во время прогулок получает кислород это очень важно улучшения памяти у ребенка. Правильное питание это залог здорового, умственного развития. Включайте постоянно в меню: овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, орехи. Не перегружайте ребенка занятиями.
Если вы видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, он все равно ничего не запомнит. Занимайтесь с ребенком утром, после сна ребенок хорошо усваивает новую информацию. Вечером обязательно почитайте ему книжку. Занимайтесь развитием памяти и внимания ребенка. Включайте в занятия упражнения по развитию памяти и внимания.
Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается.
Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания.
Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение.
Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность.
Дефицит витаминов и микроэлементов. Снижение концентрации витаминов D, B9 и B12, железа, йода и цинка может сказываться на работе головного мозга. Психические нарушения. Ухудшение памяти и снижение концентрации может быть одним из ранних симптомов депрессии и тревожного расстройства. Прием лекарств. Некоторые препараты могут ухудшать работу мозга — об этом обычно сказано в инструкции в разделе про побочные реакции. Например, так действуют седативные и снотворные средства, некоторые лекарства от аллергии. Вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем. Поскольку когнитивные нарушения у людей 30—40 лет довольно часто возникают на фоне какой-либо другой патологии, а не связаны с возрастными изменениями работы мозга, врач может порекомендовать пройти комплексное обследование, которое необходимо при основном заболевании. Как проявляются нарушения внимания и памяти Спектр симптомов не зависит от возраста, а связан скорее с выраженностью когнитивных нарушений. Обычно появляются такие жалобы3: Периодическая забывчивость — может касаться информации или недавних событий; Распространенный симптом — сложности при поиске нужного слова в разговоре — когда человек забывает название предмета, действия, признака или явления; Сложности при концентрации на определенной задаче — человек постоянно отвлекается от дела, не может организовать процесс или даже рабочий график; Повышенная утомляемость при умственной работе — после продуктивного периода наступает резкое снижение внимания, заторможенность, усталость. Без своевременного лечения состояние усугубляется, выраженность беспокоящих нарушений нарастает и переходит в полную непереносимость умственных нагрузок — после такой работы человек чувствует себя вялым, разбитым, отмечается раздражительность , бессонница, головные боли, сильная слабость. Когда такие изменения легко заметить и самому человеку, и врачу, к которому он обратился, то при постановке диагноза сложностей не возникает. Однако порой люди с нарушениями памяти и внимания будто бы ни на что не жалуются. Они приходят к врачу и рассказывают лишь о необычных ощущениях в голове: «словно туман» или «как будто голова не моя». При этом они не говорят о плохой памяти или пониженной концентрации внимания. Иными словами, типичных симптомов нарушения когнитивных функций на первый взгляд нет — но проблема есть. Диагностировать снижение внимания и памяти в молодом возрасте бывает непросто. Для этого врачи разработали специальные тесты , которые позволяют провести оценку когнитивных функций. С помощью такого диагностического исследования можно выявить симптомы, о которых сам человек не рассказывает, и предположить причину нарушений.
Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую активность головного мозга, и хорошую память. Часто ухудшения памяти возникает при плохом самочувствии, депрессии, беспокойстве и стрессе. Память ухудшается пропорционально беспокойству человека. Следующая причина ухудшения памяти — плохой сон. Без полноценного сна память не может работать в полную силу. Спать нужно ночью, не менее восьми часов в сутки, поскольку в тёмное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга. Ухудшение памяти в старости может быть первым симптомом рассеянного склероза, болезни Паркинсона, Альцгеймера. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается при сосудистых заболеваниях головного мозга. Неврологи Юсуповской больницы выясняют причину ухудшения памяти, после чего проводят лечение заболеваний, проявлением которых является нарушение когнитивных функций. Диагностика нарушений памяти Неврологи Юсуповской больницы вначале устанавливают причину, которая вызвала нарушение памяти. Обследование включает опрос пациента и родственников, получение информации о времени возникновения и динамике нарушений памяти, исследование неврологического статуса. Для уточнения степени поражения головного мозга применяют методы нейровизуализации компьютерную и магнитно-резонансную томографию. При подозрении на сосудистую патологию головного мозга проводят ультразвуковое или ангиографическое исследование магистральных артерий головы и мозговых сосудов. Обязательно определяют уровень содержания тиреотропных гормонов в крови. Характер и степень тяжести нарушения памяти определяют с привлечением нейропсихологического тестирования. Для оценки состояния кратковременной памяти используют тест заучивания десяти слов с последующим их повторением в любом порядке. Пациенту предлагают выполнить задание несколько раз. Чтобы оценить долговременную память, пациента расспрашивают о значимых датах, событиях личной и общественной жизни. Лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти Если причиной нарушения памяти является сосудистая патология головного мозга, пациентам назначают лекарственные препараты для нормализации артериального давления, липидного обмена при гиперлипидемии и церебральном атеросклерозе. Пациентам, страдающим сахарным диабетом, корригируют уровень глюкозы в крови, назначают диету. Сосудорасширяющим, гемокоррекционным, нейропротективным и ноотропным эффектами обладает кавинтон. К полному восстановлению памяти приводит адекватное лечение гипотиреоидной энцефалопатии заместительная терапия левотироксином. При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки. Назначают большие доз витамина В1 и комбинированный витаминный препарат мильгамму. Симптоматическая терапия проводится ноотропами, нейропептидами и препаратами, которые первоначально предназначены для лечения болезни Альцгеймера, но достаточно эффективны при снижении памяти сосудистого происхождения. К ним относятся соединения, которые влияют на холинергическую систему нейромидин, холина альфосцерат, галантамин и средства, которые воздействуют на глутаматергическую систему мемантин.
Проблемы в Intel копились десятилетиями, и инвесторы не верят, что Гелсингер спасёт компанию
Память может слабеть из-за плохого состояния сосудов, нарушения кровообращения, кислородного голодания тканей головного мозга. Вместе с врачами составили пошаговую инструкцию, как улучшить память и работу мозга взрослому человеку. Этот компонент необходим для нормального функционирования памяти, но с возрастом становится сложнее усваивать его из пищи, поэтому лучше принимать таблетки. С вами GamesBlender, еженедельный видеодайджест новостей игровой индустрии от
Проблемы с памятью
Нарушение работы головного мозга из-за операций, травм, сосудистых патологий, тяжёлой гипоксии, а также хронических болезней, которые нарушают обменные процессы внутри мозга сахарный диабет , заболевания щитовидной железы, болезнь Альцгеймера , патология надпочечников и др. Алкоголизм , употребление наркотиков и длительный приём медикаментов при хронических заболеваниях. Нарушения сна , в том числе апноэ , и другие патологии, например недостаток витамина В12 [4] [11] [12]. При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!
Симптомы нарушения памяти При нарушении памяти у человека появляются: забывчивость в несложных повседневных вопросах; трудности с концентрацией внимания; неуверенность и рассеянность, нарастающие по мере прогрессирования болезни; нарастающая социальная дезадаптация пациент больше не может приспособиться к условиям социальной среды ; проблемы с заучиванием, пересказом и воспроизведением информации; нарушения мыслительных процессов, обстоятельность и двойственность мышления, снижение темпа мышления и остроты ума; трудности с ориентацией в знакомой обстановке [1] [2]. В целом нарушение памяти — это естественный процесс, который возникает с возрастом. Как правило, оно развивается очень медленно и даже в преклонном возрасте может лишь незначительно повлиять на качество жизни. В остальных случаях темп развития проблем с памятью и сопутствующие симптомы будут зависеть от причины нарушения.
Например, нарушение памяти при шизофрении может сопровождаться апатией, замкнутостью, ослаблением эмоций, потерей мотивации, а при обострении — галлюцинациями и бредом. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Сами пациенты часто становятся рассеянными. Память на события, которые происходили до инсульта, как правило, нарушается временно.
Поэтому пациенты не всегда узнают своих родственников или не могут вспомнить название чего-то хорошо знакомого. Болезнь Альцгеймера, главным симптомом которой становится забывчивость, также сопровождается проблемами с речью и называнием некоторых предметов, возникают перепады настроения. Люди с этой болезнью перестают понимать смысл сложных предложений и слов, теряют способность самостоятельно одеваться, готовить себе еду и другие бытовые навыки. Патогенез нарушения памяти Память — это особое свойство организма, фиксирующее необходимую информацию.
В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме. Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно.
Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения.
По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы.
Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга.
Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром.
Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью. Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их.
Напишите все слова в алфавитном порядке. У ребенка плохая память. Что делать если у ребенка плохая память? Некоторые дети с рождения схватывают все на лету, а некоторым приходится позаниматься, чтобы достичь определенных результатов. На протяжении жизни ребенка все обучают: воспитатели, преподаватели, родители. Важную роль в обучении и развитии ребенка играют родители, от них многое зависит. Помочь ребенку можно всегда в любой ситуации и каждый день. У ребенка плохая память что делать? Гуляйте с ребенком в любое время года, занимайтесь любимыми видами спорта или просто активно проводите время на природе. Мозг во время прогулок получает кислород это очень важно улучшения памяти у ребенка.
Правильное питание это залог здорового, умственного развития. Включайте постоянно в меню: овощи, фрукты, зелень, сухофрукты, орехи. Не перегружайте ребенка занятиями. Если вы видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, он все равно ничего не запомнит. Занимайтесь с ребенком утром, после сна ребенок хорошо усваивает новую информацию. Вечером обязательно почитайте ему книжку. Занимайтесь развитием памяти и внимания ребенка. Включайте в занятия упражнения по развитию памяти и внимания. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Упражнения для развития памяти и внимания Упражнение 1 Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы кубики.
Рассмотрите каждый кубик с ребенком. Какого цвета кубики? Что на них нарисовано? Как расположены кубики? Потом закройте кубики, и пусть ребенок расскажет по памяти, что он запомнил. Если ребенок запомнил не все, не спешите переходить к следующему упражнению, повторите это упражнение еще раз. Очень важно чтобы ребенок запомнил как можно больше и правильно рассказал. Упражнение 2 Посмотрите на картинку внимательно, на ней нарисованы разные фигурки. Рассмотрите каждую фигурку с ребенком.
Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность. Особенно страдает сохранение информации Недосыпание. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации. Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается. Курение и злоупотребление алкоголем. Интоксикация организма вредными веществами. Недостаточное питание. Дефицит витаминов Е и группы В. Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками. Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга.
Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом. Самая распространенная проблема — «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии: Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова; Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил; Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет; Путаются дни недели, числа, месяцы; Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю; Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь; Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике. К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки: Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца. Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память? Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни. У взрослых В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти: Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе; Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений; Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; Гормональные сбои; Опухоли мозга, в том числе доброкачественные; Перенесенные инсульты и инфаркты; Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода; Психические расстройства депрессия, шизофрения ; Развитие болезни Альцгеймера; Сахарный диабет. Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов.