Завершится шестая неделя Великого поста Лазаревой субботой, когда православные празднуют воскрешение Христом своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу. 11 марта 2023 года, в канун недели 2-й Великого поста, Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского в Спасо-Парголовском храме было совершено Всенощное бдение. 31 марта 2024 года в Неделю вторую Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Во второе воскресенье Великого Поста воспоминается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
Мы считаем, что истинно не то мнение, которое обретается в словах и рассуждениях, а то, которое доказано делами и жизнью… Всякое слово, говорят, опровергает другое слово, но какое слово способно опровергнуть жизнь? Душа каждого из нас подобна лампаде, как елей — имея делание добра, как фитиль — любовь, на котором почивает, как свет — благодать Божественного Духа. Когда же недостает этого елея, т. Григорий Палама, 26, 17—18 Душа. И впоследствии зрелое покаяние неизбежно проявляется как преображение: невольное изменение, приходящее извне, а также непосредственное убеждение в том, что Бог спасает всякого человека, приходящего к Нему. Святитель Григорий Палама.
Православие — это не одна только теория, но и практика: это — не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой. Христос непобедим!
Очищение от грехов. Именно избавляясь от тьмы в себе, человек делает шаг навстречу тому нетоварному Свету, который способен зажечь на лице человека сияние вечной жизни, символическим изображением чего, собственно говоря, и являются нимбы на православных иконах. Об этом же и учил святитель Григорий Палама.
Ну а в следующее воскресенье древний Лекционарий и церковный став будут нас учит тому, как достигается это преображение души и какой путь ведет к нему? Но всё это ровно через семь дней. Со второй неделей Великого поста!
К какому доктору идти за благословением? К гастроэнтерологу? Ольга Касымова: Я бы выразилась точнее: с врачом надо проконсультироваться. Тут может быть не только гастроэнтеролог, но и врач-терапевт на приеме. Особенно это касается людей недавно перенесших вирусные заболевания, в том числе и новую коронавирусную инфекцию, людей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта в стадии обострения, больных сахарным диабетом, с онкологическими заболеваниями, с гиповитаминозом. Безусловно любой пост, и Великий в том числе, при правильном и разумном к нему отношении, может принести большую пользу. Переход к растительной пище, ограничение объема того, что мы съедаем, отказ от вредных продуктов и вредных привычек - как минимум очищение организма: от токсинов, аллергенов, канцерогенов. В конце концов, избавление от лишнего веса. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. И даже появиться такие болезни, о существовании которых мы до этого и не подозревали. Особенно если мы не следим за собой, пренебрегаем регулярной диспансеризацией, или, например, начали лечение, а потом, когда стало полегче, отпустило, самостоятельно отменили и перестали принимать рекомендованные препараты. Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас. Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок? Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые чечевица, фасоль, горох, нут, маш , и грибы, и морепродукты кальмары, креветки , которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук. Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции.
Телефоны: 8 4752 56-46-48 — отдел новостей 8 4752 56-18-85 — авторский отдел Новости Тамбова и области.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Вот воистину дар Божий, у которого нет временных границ! На что богатырское здоровье там, где «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» Мф. Как им распорядиться в блаженной вечности? Ответ очевиден и едва ли нуждается в доказательстве, а вот поставь любого из нас перед выбором: здоровье или спасение, — что мы выберем недрогнувшей душой, что останется для нас безусловной ценностью? Вот нам сегодня апостол Павел и напоминает: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» Евр.
Отпадает человек от Истины, когда «о малом — то великое! Недаром предупреждает нас бывший «неумеренный ревнитель отеческих преданий» Гал. Он говорит так потому, что на собственном печальном опыте знает, что даже служение Божественному Закону может стать таким яростным и рьяным, что вытеснит в конце концов служение Самому Законодателю. Что уж говорить о служении собственной гордыне или о неумеренном попечении о здравии и благополучии собственного тела!
Расслабленный мечтал о здоровье, а получил оставление грехов. Согласимся ли мы на такой исход всех наших молитвенных упований или останемся в угрюмой убеждённости в том, что лучше синица в руке, чем журавль в небе, — вот вопрос, от которого зависит наша вечная судьба.
На Западе править На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера.
Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты.
Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня». Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу.
Святитель Григорий Палама долгое время подвизался на горе Афонской, где посвятил долгие годы умному деланию — безмолвной, внутренней молитве, навыку которой еще в IV веке нашей эры положили начало преподобные отцы-пустынники египетские. Тысячу лет эта аскетическая практика развивалась в монашеской среде. Она получила название исихазма — от греческого слова, обозначающего покой или молчание. Святой Григорий Палама был опытным исихастом; благодаря сформулированному им богословскому обоснованию этой практики она распространилась в монашеской среде по всему православному миру, включая и русские земли. Но если озарение Божественным светом доступно лишь духоносным подвижникам, то, казалось бы, какой в нем прок мирянам? В одном их своих главных трудов, называемом «Томос веры», святитель Григорий Палама пишет, что в нас, созданных по образу и подобию Божьему, Его Свет присутствует изначально. А пост, молитва, исповедь и благие дела позволяют нам наполниться ощущением его присутствия. Возможно, другие не увидят его явно, но так ли это важно для нас?
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.
Вторая неделя Великого поста
Что можно делать на второй неделе Великого поста. Всем, кто выдержал строгую первую неделю поста, вторая седмица кажется более терпимой. Особенности второй недели Великого поста. Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Во второе воскресенье Великого Поста воспоминается память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Что можно делать на второй неделе Великого поста. Всем, кто выдержал строгую первую неделю поста, вторая седмица кажется более терпимой. Лазарева суббота у православных христиан — это суббота перед Вербным воскресеньем, суббота шестой недели Великого поста.
НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в эфире радиоканала «Смоленская весна» прозвучала очередная программа из цикла «Мысли о главном. Вторая неделя Великого поста, как питаться мирянам. Вторые семь дней не на много легче, как многие рассуждают. Ему, учившему о нетварном божественном свете, проповеднику благодати, совершается память сегодня во вторую неделю Великого поста.
НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
В эту Неделю Великого поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Палама и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: …сказал Бог, да будет свет Быт.
И тот свет, который сиял на Фаворской горе, это не слава, свет божественный нетварный, но свет сотворенный. Он явлен апостолам не как откровение вечной славы, которой всегда сиял Господь, как слава вечного Небесного Царства, а свет тварный, подобный солнечному свету, как некий эффект, чтобы вызвать у апостолов особое благоговение.
В Святогорском Томасе 1341 года было сформулировано определение веры афонских монахов, по затронутом им в споре вопросам, в споре с Варлаамом. Принять тогда точку зрения Варлаама значило отвергнуть весь опыт созерцательной жизни восточного монашества, признать тот божественный свет, о котором говорят святые отцы, ложным мечтательным порождением ума, дьявольской прелестью. На Константинопольском Соборе 1341-го года православное учение святителя Григория было утверждено. Варлаам соборно был приведен к покаянию, но оно было лицемерным.
В туже ночь Варлаам бежал в Италию и там, приняв католичество, стал епископом. После собора святой Григорий не избежал скорбей и испытаний. В 1342-м году его обвинили в политических интригах и заключили в тюрьму. После освобождения в 1346-м году святой Григорий был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского, а его ученики один за другим занимали патриарший престол.
Догматическая борьба продолжалась. Константинопольские соборы 1347-го и 1351-го года окончательно утвердили учение святителя Григория, как православное общецерковное учение, анафематствовав ересь Варлаама и Акиндина. Девять совершал святитель Григорий свое служение в Фессалониках, проявив себя как великий проповедник. Беседы его отличались редким сочетанием необычайной глубиной толкования Евангелия и доступности для слушателей.
И кончиной ему явился святитель Иоанн Златоуст. Это были последние слова на земле Григория. И уже очень скоро в 1368-м году он был прославлен в лике святых. Ему, учившему о нетварном божественном свете, проповеднику благодати, совершается память сегодня во вторую неделю Великого поста.
И в этом заключен глубокий смысл. Великопостное время — это время покаяния. Сам святой Григорий как монах и безмолвник прошел весь путь покаяния, очистив свое сердце от греха и страстей. Но покаяние — это путь, а не цель, хотя оно и не имеет конца, но оно средство, цель очищения и соединения с Богом.
Бог создал человека по образу Своему и призвал стать подобным Ему уподобиться и преобразиться божественным светом благодати. К этой высоте мы призваны все. Святость это не исключение, не призвание только избранных, а это норма для христиан. Мы забываем об этом.
И апостол Павел, обращаясь в посланиях, всех называет святыми. Мы так далеки от святости жизни первых христиан. Но память о том, что к святости призваны мы все, призваны стать по слову апостола причастниками божественного естества, достичь обожения, стать богами по благодати, как учит святитель Григорий — это память о высоте нашего призвания, нашего достоинства. Она должна одновременно и смирять нас и побуждать к духовной работе над собой, к стяжанию благодати.
И для этого в Церкви нам даровано все. Как бы ни был тяжек и страшен наш грех, милосердие Божие это бездна. Мы всегда можем очиститься от греха и обновиться, если только возненавидели грех, имеем решимость исправить свою жизнь. Все нам прощает Господь, и не только прощает, но призывает нас на пир веры и весь отдает нам Себя в таинстве тела и крови Своей, чтобы мы были в Нем и Он в нас.
Он ждет с неизреченной кротостью от нас ответа на Свою любовь нашей верой и любовью. А чаша тела и крови, она сияет ярче солнца тем божественным светом, который явил Господь апостолам на Фаворе, тем светом благодати, который, как учил святитель Григорий Палама, никогда не начинался и никогда не кончается. Он сам стал причастником божественного света, его проповедником, одним из величайших учителей Церкви.
И, конечно, верующие соблюдают строгие ограничения.
Каждый день этого периода ведет людей к Светлому Воскресению Христову — празднику Пасхи. В среду, 8 марта, празднуется обретение мощей Матроны Московской. Это одна из самых известных и почитаемых в нашей стране святых. Кроме того, в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров.
В субботу поминают умерших.
Пятая неделя 15—21 апреля - аналогична четвертой. В нечетные дни — сухоядение, в четные — готовятся овощи и крупы на воде, а в выходные — горячая пища с растительным маслом. Шестая неделя 22—28 апреля - в понедельник, среду и пятницу можно употреблять сырое и свежее, но необработанное растительное, пищу, во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В Лазареву субботу разрешено добавление рыбной икры, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Седьмая страстная неделя 29 апреля — 4 мая - самая строгая. С понедельника по среду допускаются только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты. В пятницу рекомендуется полностью отказаться от пищи.
В субботу, перед Великой Пасхой, разрешается горячая пища с небольшим количеством масла. Питание по датам - 18 марта: полное воздержание от пищи первый день поста. Что можно и нельзя делать? Цель и смысл поста заключаются в желании улучшить свою духовность, очистить себя от недостатков, осознать свою жизнь. Одно из главных правил духовного развития — молитва. Важно во время поста посещать храм, отдавать должное покаянию, уделять время своим близким, проявлять заботу о них, делать добрые поступки, помогать нуждающимся. Всё это следует делать с искренним сердцем. Во время Великого поста, а также в любой другой период, церковь способствует избеганию злости, ссор, ругани, раздражений, обид на близких, уныния, сплетен и зависти.
Рекомендуется в Великий пост помимо ограничений в питании воздерживаться от развлечений и праздников. Как выходить из поста В день Пасхи обычно готовится обильный стол с разнообразными блюдами, включая крашеные яйца, куличи, творожную пасху и различные мясные блюда.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Великий пост начинается сразу после Масленичной недели. Следует упомянуть, что в 2024 году на субботу третьей недели Великого поста выпадает предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому особое поминовение усопших не совершается, и следующая, последняя в посту, родительская приходится на 13 апреля. Второе воскресенье (неделя) Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Начинается вторая неделя главного для верующих Великого поста, которая имеет свои особенности. Великий пост начинается сразу после Масленичной недели.
28 марта - вторая Неделя Великого Поста, святителя Григория Паламы
В субботу поминают умерших. Самоограничения должны быть посильными. Особенно служители церкви не рекомендуют лишать себя пищи беременным и кормящим женщинам, а также болеющим прихожанам. Особенно тем, кто страдает онкологией, диабетом и болезнями желудочно-кишечного тракта. Вторая седмица поста может показаться верующим легче, чем первая. Особенное предписание в этот период - ограничивать себя в лишних разговорах, пустословии.
Пожаловаться 2-я седмица Великого поста Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице. В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне. Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые более нигде не упоминаются в других песнопениях. Богослужебные особенности седмичных дней Службы 2-й седмицы поста — самые стандартные представители великопостного чина, не имеющие ни единой специфической которая была бы характерна только для этой седмицы или для данного дня богослужебной особенности. В то же время так как это первая будничная седмица, то здесь появляются некоторые практические моменты, которые потом проявляются в течение последующих седмиц вплоть до 6-й.
В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице. В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению. Пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от нее, чтобы не стать рабом плоти. Постный подвиг способствует смирению, так как пресыщение может привести к гордости, эгоизму, ленности, жадности. Человек получает возможность научиться ценить простую пищу и простые радости жизни, благодарить Бога за это. После выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромных блюд. Пост избавляет от уныния, дает утешение. Пища в пост дает возможность существенно сэкономить, так как из рациона на время исключаются мясо, рыба, молоко и яйца, а также изыски и любимые продукты.
После сугубой ектении отцом настоятелем была вознесена молитва о восстановлении мира. На заупокойной ектении особо молились о невинно убиенных в террористическом акте в Красногорске. Молитву Господню «Отче наш» спели в алтаре священнослужители и алтарники. На запричастном концерте приходской хор исполнил 136-ой покаянный псалом «На реках Вавилонских». Перед причастием прихожан отцом архимандритом была проведена общая исповедь.