PomMolGorin2 Спектаклю «Поминальная молитва» суждено было стать знаковым не только в истории «Ленкома». «Ленком» возвращает на сцену спектакль «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе драматурга, писателя и сценариста Григория Горина. В итоге «Ленком» вынужден отменять показы и извиняться перед своими поклонниками, для которых это мог быть единственный в жизни шанс увидеть «Поминальную молитву». Среди них – возрожденный к новой жизни спектакль «Поминальная молитва» по произведениям Шолом-Алейхема. Директор Московского театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер сообщил, что спустя почти 25 лет на сцену возвращается спектакль «Поминальная молитва» (12+) в постановке режиссёра, народного артиста СССР Марка Захарова (1933-2019).
Спектакль «Поминальная молитва» (Московский театр Ленком)
Московский театр Ленком отменил гастроли в Израиле из-за угроз — Столица С | Купить билеты на спектакль «Поминальная молитва» в Ленкоме легко и быстро. |
«Поминальная молитва» снова в Москве | Фрагмент спектакля Театра Ленком "Поминальная молитва" (1989). |
Вспомнить всех: «Поминальная молитва» в «Ленкоме Марка Захарова» - Татьяна ФИЛИППОВА | В Израиле отменён спектакль театра «Ленком» «Поминальная молитва» по мотивам цикла рассказов Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», который должен был быть показан в конце октября в национальном театре «Габима». |
Спектакль "Поминальная молитва" в театре "Ленком"
Дорогие израильтяне со стажем, вы мне можете объяснить, что это такое? Габима не знает позиции театра, поддерживающего войну? Продюсеры решили для себя, что деньги не пахнут кровью? И самое главное — как сделать так, чтобы этот позор не состоялся? Я правда жду конструктивных ответов и соответствующих действий.
Урядник в воплощении Виктора Ракова - безвольный человек, который является узником своего положения. Он искренне сочувствует своим соседям, хочет уберечь их, когда деликатно сообщает о предстоящем погроме, а затем - о приказе уехать за условную «черту», которая непонятно кем и зачем проведена… Неиссякаемая энергия юности, задор, кураж и оптимизм присущи самому весёлому персонажу этого спектакля - родственнику Тевье Менахему. Дебют Максима Аверина в спектакле «Поминальная молитва» состоялся совсем недавно: талантливый артист присоединился к великолепному ансамблю спектакля два месяца назад. На предпремьерном показе «Бега» Максим Викторович признался, что всегда мечтал играть на сцене легендарного «Ленкома» ,и анонсировал свой предстоящий ввод в потрясающую «Поминальную молитву», подчеркнув, что для него это особая честь и ответственность: «Когда-то давно я видел спектакль "Поминальная молитва" с Евгением Леоновым. Я всегда считал, что это удивительный артист, гражданин и человек. Моя мечта - сыграть в "Поминальной молитве". Я измучил Александра Александровича прим. Сказать, что роль Менахема удалась Максиму Аверину, не сказать ничего: этот по-детски трогательный, беспечный и наивный персонаж можно назвать символом оптимизма и добра. Менахем не поддаётся унынию и хандре, даже в самых сложных обстоятельствах сохраняет присутствие духа и надежду на лучшее. А его предприимчивость в разных порой авантюрных затеях и трепетная забота о престарелой матери вызывают особую нежность. Прекрасны, женственны и романтичны дочери Тевье и Голды, харизматичны и притягательны и их женихи, бедный портной, идейный революционер, грамотный писарь… Каждый герой «Поминальной молитвы» вносит свою важную лепту в развитие действия и уникальную энергию, которой пронизана постановка. Статный белогривый Конь Сувенир, аппетитно уплетающий сено, тоже является важным персонажем этой истории: меланхоличный конь умиротворённо наслаждается радостями жизни в своём стойле, в этом покое, пожалуй, и заключена вселенская гармония и тихое счастье… Если на рубеже 80-ых и 90-ых годов прошлого века «Поминальная молитва» стал определённым пророчеством, то сейчас метафоричная постановка обрела ещё более актуальное звучание: в ней завуалирован целительный эффект прощения, смирения и созидания. Спектакль пронизан сентиментальной грустью, щемящей тоской, искренней любовью, уважением и состраданием к людям, которые во все времена очень уязвимы перед шквальными ветрами судьбы. Многие делят спектакли на «актёрские» и «режиссёрские»: «Поминальная молитва» - уникальная синергия и того, и другого, предельно честная жизнь человеческого духа в обрамлении виртуозной, резонирующей в самое сердце режиссуры, в которой нет эпатажа, пафоса и фальши, но есть душа и сердце, безграничная гамма чувств.
Другой вопрос — что за эти годы спектакль художественно и социально устарел, а для восприятия сегодняшних израильтян и вовсе может сводиться к фольклорной стилизации, часто комичной, вплоть до нелепого искусственного подражания акценту идиша начала ХХ века. Когда авторы открытого письма от лица «Ленкома» пишут, что сегодня «Поминальная молитва» звучит «современно и актуально не только потому, что действие происходит в «украинском местечке», где живут русские, евреи и украинцы, но и потому, что это спектакль о людях, о вере и доброте и о том, как важно в любых ситуациях оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека», — с этим нельзя поспорить. Но и не согласиться с позицией протестующих израильтян, которые утверждают, что в нынешнем контексте приезд театра под вывеской такого названия — спекуляция на еврейской теме, — сложно. Причина раздора одна — тема специальной военной операции. Продюсер «Габимы», организатор гастролей Гади Орон объяснил свое решение конечной отмены гастролей по его словам, всего лишь переноса на неопределенный срок тем, что руководство не хочет разжигать еще больше разногласий в обществе. Словесные обороты открытого письма «Ленкома» стали особой темой для обсуждения: сшитые подчас из канцеляризмов или взятые словно с советских передовиц газеты «Правда», эти фразировки еще и оставляют смешанные чувства, отторжение и непонимание — например, почему вписан в кавычки Холокост? Кто такие «Иваны, не помнящие родства», «распоясавшаяся шпана», если наших соотечественников сегодня действительно много в Израиле, и все они — потенциальные зрители того самого «Ленкома»?
Сегодня в спектакле играет новое поколение «ленкомовцев», которые выходят на сцену вместе со своими коллегами, занятыми в первоначальной версии постановки. Продолжительность: 3 часа 20 минут с антрактом.
"Ленком" привез в Петербург спектакль "Поминальная молитва"
ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА | В октябре актёры театра должны были показать в Израиле спектакль "Поминальная молитва" Марка Захарова по произведениям классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. |
Захарова заявила, что отмененный Белым спектакль не является постановкой ее отца - CT News | Директор театра “Ленком” Марк Варшавер ответил на заявление актёра Анатолия Белого, который потребовал отменить показ спектакля “Поминальная молитва” в Тель-Авиве. |
Поминальные гастроли. Пока в Израиль «Ленком» не поедет
Легендарная постановка Марка Захарова вернулась на сцену «Ленкома» в 2021 кль был поставлен в 1989 году и стал театральной сенсацией. «Ленком» возвращает на сцену спектакль «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе драматурга, писателя и сценариста Григория Горина. На сцену «Ленкома Марка Захарова» вернётся спектакль «Поминальная молитва Поминальная молитва (1993)», основанный на одноимённой пьесе Григория Горина Григорий Горин, которому 12 марта исполнилось бы 80 лет.
"Поминальная молитва". Как изменился спектакль театра "Ленком"?
"Ленком" восстановит "Поминальную молитву" и "Пер Гюнт" Марка Захарова | Реконструкция захаровской «Поминальной молитвы» напомнила современному зрителю, что такое большая постановка на драматической сцене. |
Гастроли. «Поминальная молитва» Московского театра Ленком | В нем подчеркивается важность именно "Поминальной молитвы": "в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием. |
Домен припаркован в Timeweb | Напомним, «Ленком Марка Захарова» должен был в конце октября показать в Израиле спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведения «Тевье-молочник» писателя Шолом-Алейхема. |
В Ленкоме идет спектакль “Поминальная молитва”
Официальные билеты на спектакль «Поминальная молитва» в театр Ленком. Онлайн заказ по схеме зала 24/7. Экспресс-доставка за 1 ч! Безопасная покупка онлайн. Директор Московского театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер сообщил, что спустя почти 25 лет на сцену возвращается спектакль «Поминальная молитва» (12+) в постановке режиссёра, народного артиста СССР Марка Захарова (1933-2019). Театр "Ленком" планирует в этом сезоне представить на сцене восстановленный спектакль в постановке Захарова "Поминальная молитва". В 2021 году «Поминальная молитва» была восстановлена народным артистом РФ Александром Лазаревым. «Ленком Марка Захарова» впервые сыграет петербуржцам «Поминальную молитву».
Спектакль "Поминальная молитва" в театре "Ленком"
Как она последний раз в жизни помогает дочери рожать: «Ну давай, девочка моя, соберись! Это не страшно! Я пять раз такую штуку проделывала, и ничего… Сожмись, сожмись! Стисни зубы!
Так Бог повелел — в муках рождаться! Предсмертный монолог Голды — образец высокого актёрского искусства. Тевье тоже будет крутить носом, но ты скажи: такова воля Голды!
Дети уйдут, кто ему ужин готовить будет? Он же сам как дитя… Найди скромную, молчаливую… Тевье не любит, когда его перебивают». Позже Олеся Железняк скажет: «Когда я смотрела прогон, то просто, честно вам скажу, какие-то невероятные чувства испытывала, в горле, мне все время хотелось плакать.
Это невероятно живое произведение». На премьере стало понятно, что экзамен на режиссёрский дебют Александр Лазарев выдержал. В его реконструкции нет никакой отсебятины.
Он сделал максимально точное восстановление легендарной постановки, сохранив мизансцены, которые сочинил Марк Захаров, хореографию, костюмы. Та же гениальная сценография, тот же обугленный частокол и золотые маковки церкви. И даже белая лошадь, флегматично жующая сено в сарае Тевье, как будто всё та же.
Не говоря об ироничном, тонком тексте Григория Горина. Всё получилось. Так что зря переживала за своего сына-режиссёра его мама народная артистка России Светлана Владимировна Немоляева на фото она с сыном Александром Лазаревым и актрисой Олесей Железняк , пришедшая на премьеру с букетом цветов и внучкой Полиной наверное, для поддержки.
В «Поминальной молитве» музыка настоящая — театральная, в высоком смысле этого слова, играющая особую роль: она не фон, а полноценная участница действия. Музыка народного артиста России Михаила Глуза — авторская, современно аранжированная, но пропитанная традиционной культурой восточно-европейских евреев, будь то исполнительский состав клезмерского ансамбля или характерный звукоряд так называемой «цыганской гаммы». У композитора Михаила Глуза православные песнопения перекликаются с темой Кадиша, клезмерской музыкой.
Но какие бы мотивы ни звучали, они все равно придут к теме трагического исхода еврейского народа, и не в пустыне, а в какой-то маленькой Анатовке. Музыканты экстра-класса гитара, клавиши, скрипка, кларнет плюс вокалистка находятся постоянно в игре — среди артистов, возле сцены, у её порталов, — и видно, с каким удовольствием они работают. Впрочем, как и все остальные, независимо от роли.
Столкновение традиций, религий, которое разрешается в примирении отца и дочери, Тевье и Хавы, происходит и через музыку, в сочетании еврейских и православных песнопений, которые ставят многоточие в последней сцене. Музыка в продолжение всего спектакля не замолкает, но уходит временами в область шумовой партитуры. Колотятся сердца влюбленных — гитарист Саша Виста постукивает по грифу и струнам, звучат колокола, бьют часы, и тихие кульминации проходят под напряженное тиканье, раскачивание маятника, ход стрелок по циферблату.
Фыркает в загончике белоснежный красавец-конь по кличке Сувенир. В этой партитуре важно всё, но особенно важны зрительский смех и слёзы. Они-то окончательно решают вопрос о том, насколько оправдана реставрация спектакля, потому что, пока зрители смеются и плачут, спектакль живёт.
Говорит композитор Михаил Глуз: «Как и на премьере в 1989 году, музыка в спектакле звучит вживую. Сейчас я даже расширил некоторые моменты. Все мелодии — оригинальные, я нигде не цитировал, хотя сделал стилизации.
Например, в сцене свадьбы использованы элементы клезмерской музыки. Мне близок еврейский мелос, я много лет занимаюсь этой культурой.
Но эти хорошие намерения «немедленно стали душить грязные ручонки тех, для кого отсутствие памяти, испытанные методы угроз с националистическим душком и визгливым кликушеством, уже, к сожалению, стали разрушительной нормой» — сказано в этом эмоциональном письме, где употребляются такие выражения, как «помойное словоблудие», «местечковая коммунальная кухня», «дворовые склоки», «распоясавшаяся шпана», а израильтяне названы клоунами, иванами, не помнящими родства и тявкающими шариковыми, которые требуют запрета русской культуры. Можно предположить, что после таких наездов Ленком ещё долго не пустят в Израиль — по крайней мере, не в этой, как говорится, жизни. Есть и ещё один нюанс у всей этой истории. В открытом письме «Ленкома» утверждается, что «за несколько дней было продано значительное количество билетов», но сколько именно — не сообщается. Очень может быть, что билетов было продано не так уж и много, и везти спектакль стало просто нерентабельно. После скандала с письмом «Ленком» разместил объявление по поиску нового «писателя» открытых писем.
Фото: Globallookpress. Она отказалась. Это ее право.
Она — ведущая артистка.
Для театра эта работа стала поминальным приношением всем создателям спектакля, которых уже нет с нами: Григорию Горину, Марку Захарову, Олегу Шейнцису, Михаилу Глузу. Билеты можно приобрести по ссылке: lenkom.
Спектакль «Поминальная молитва» в Ленкоме
Для Ленкома «Поминальная молитва» – спектакль-легенда. В конце октября театр должен был ставить в Израиле легендарный спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва», восстановленный Александром Лазаревым-младшим. Директор «Ленкома» Марк Варшавер в беседе с корреспондентом портала объяснил, почему актриса Александра Захарова не появится в спектакле «Поминальная молитва», роль в котором ей ранее активно предлагали.
«Ленком» вернул на сцену легендарный спектакль спустя почти четверть века
Директор «Ленкома» Марк Варшавер в беседе с корреспондентом портала Teleprogramma. Марк Варшавер. Фото: Globallookpress. Она отказалась.
И важно, о чём и чем, так сказать, артист молчит, важен его «багаж» опыт прожитой и продуманной жизни. У Евгения Леонова был огромный багаж, у Андрея он поменьше, но есть. Поэтому роль так или иначе состоялась. Андрей Леонов мастерски шутит, но и молчит привлекательно. Вторая по значению — еврейская тема — в спектакле 1989 года была трактована Захаровым совсем не этнографически, скорее философски. Евреи — это «другие», своеобразные люди, но прежде всего люди. В них нет ничего непонятного, странного, да вообще о каких странностях речь, если молочника Тевье играл Евгений Леонов, прямо еврей из евреев. Но если на момент 1989 года идиш-культура «галутных евреев» евреев в изгнании, рассеянии была далёким ретро, хотя её ещё многие помнили, то нынче это решительный антиквариат. Типажи Шолом-Алейхема ушли в прошлое, на идише мало кто говорит, остались лишь «словечки» вроде всем известных «лехаим» и «мазлтов».
Поэтому еврейские «краски» в новой «Поминальной молитве» воспринимаются примерно как испанский колорит из Лопе де Веги — что-то выразительное, занимательное, театральное. В своих стилизованных чёрно-белых одеяниях эти евреи увлекательно пляшут, отчаянно смешно шутят, но сквозь театральный «еврейский маскарад» то и дело просвечивают вечные типы. Да, конкретные типажи Шолом-Алейхема ушли, а суть их человеческая — осталась.
Для театра возвращение постановки стало поминальным приношением всем ее создателям и актёрам, которых уже нет. На сцене оживают сам деловой и доверчивый молочник Тевье, его жена Голда, их многочисленные дети, родня и соседи.
Редкие противоречия между жителями деревеньки удается мирно разрешать. Тевье мечтает о благополучии для семьи и надеется удачно выдать замуж дочерей.
Увидев только один из дуэтов, но зная замечательных артистов по другим ролям, могу предположить, насколько удачным оказалось составление пар. Основательность Сергея Степанченко, должно быть, дополняет острую игру Олеси Железняк. Эмоциональную открытость Андрея Леонова, который уловил и передал главное — отношение Тевье к миру, где горькие слезы бед подслащивают слезами от смеха, где юмор уберегает от надутой патетики и озлобления, уравновешивает крепкая земная природа, какой наделяет свою героиню Анна Большова. По счастью, заигрывание с характерной манерой речи нигде не перерастает в раскрашенную эстрадную репризу. А главная трагическая сцена не обытовлена и не пережата.
Это произошло благодаря музыке. Прощальный монолог Голды вырастает в ключевой мелодический лейтмотив. У Шолом-Алейхема уже в завязке первого рассказа наш герой, едучи через лес, поет. В спектакле — нет. Поют Голда и дочери, играют на музыкальных инструментах жители Анатовки, танцуют хасиды на свадьбе, возвещая через танец религиозную радость бытия хореография Светланы Воскресенской. Драматическая кульминация всеобщего переселения за «черту оседлости», когда евреи символически собирают скарб, складывают элементы декорации наподобие пепелища, не могла бы состояться с такой силой, если бы не женский вокализ, напоминающий нигун — еврейскую молитву-плач. Музыка Михаила Глуза играет в этой постановке особую роль: она не фон, а полноценная участница действия.
Музыка авторская, современно аранжированная, но пропитанная традиционной культурой восточно-европейских евреев, будь то исполнительский состав клезмерского ансамбля или характерный звукоряд так называемой «цыганской гаммы». Столкновение традиций, религий, которое разрешается в примирении отца и дочери, Тевье и Хавы, происходит и через музыку, в сочетании еврейских и православных песнопений, которые ставят многоточие в последней сцене. Музыка в продолжение всего спектакля не замолкает, но уходит временами в область шумовой партитуры. Колотятся сердца влюбленных — гитарист Саша Виста постукивает по грифу и струнам, звучат колокола, бьют часы, и тихие кульминации проходят под напряженное тиканье, раскачивание маятника, ход стрелок по циферблату. Фыркает в загончике белоснежный красавец-конь.