Память собора Бронницких новомучеников – 1-я суббота октября. Новомученики – это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Кто такие новомученики.
Самое читаемое
- Статьи о новомучениках и исповедниках Российских
- Инок Трофим (Татарников). 39 лет
- Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
- Новомученики в России: история канонизации
Новомученики в России: история канонизации
Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. А когда их спрашивают, кто такие новомученики, они могут просто показать старые фотографии своих родственников, погибших в гонениях. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. 7 февраля Русская православная церковь празднует память новомучеников и исповедников российских.
Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках
Несомненно, в течение XXI века истории новомучеников, вновь рассказанные исследователями и церковными агиографами, сыграют свою роль в процессе очищения национальной памяти. Новости. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим».
Инок Трофим (Татарников). 39 лет
- В Римско-католической церкви
- Иеромонах Василий (Росляков). 32 года
- Почему Новомученики Российские становятся «неудобными святыми»
- Новомученики и исповедники Российские | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» была написана к Архиерейскому собору 2000 года. Новомучениками и исповедниками российскими именуют святых мучеников, которые претерпевали гонения за христианскую веру в России с периода советской власти. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников?». Автор: Инга Филиппова Медиацентр «Клин Православный» при Скорбященском храме г. Клина получил президентский грант на создание цикла фильмов о новомучениках Клинской земли.
Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках
5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. О Соборе новомучеников — Проповеди — Избранные святые — Иконография — Аудиофайлы. Новомученики – это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни.
НОВОМУЧЕНИКИ
У священномученика — в каком бы сане он ни был — в руке также может быть крест. Сейчас сложилось такое представление, что крест у священномученика в руке должен быть обязательно. Хотя в древней практике этому правилу следовали не всегда, скорее даже редко изображали священномучеников с крестами в руках. В отличие от мирян-мучеников, обычно изображаемых с крестами. Сейчас эта практика оправдана тем, что при взгляде на икону можно сразу сказать: это мученик.
Логика в этой нововведенной традиции есть. Головной убор у епископа на службе при полном облачении сейчас митра. Но если следовать древней практике, нередко изображали белые клобуки, например, как на известной иконе святителя Алексия кисти Дионисия, — чтобы показать избранное положение Предстоятеля Церкви или митрополита. Клобук может оказаться даже более информативным, чем митра.
Собор Шуйских новомучеников Конечно, могут быть исключения. Нередко епископов, которые закончили жизнь в монастыре, уйдя на покой, изображали в монашеском облачении, причем постоянно. Допустим, святителя Иоанна Новгородского. Этот один из самых известных новгородских святых практически всегда пишется в монашеском облачении, в котором он и закончил свою жизнь.
Епископство его обозначено тем, что он изображен в епископской, а не простой монашеской мантии. Это характерно для икон позднего Средневековья. Ранее в иконографии, допустим, преподобного Косьмы Маюмского, вообще ничто не указывает на то, что он епископ Маюмский. Лишь в поствизантийском искусстве на его иконах сан отмечен епископской мантией.
И сейчас в написании образов святителей, которые в монастыре на покое окончили свою жизнь, возможно изображение монашеского облачения: это такие почитаемые святители, как Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Внеисторичность иконы Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста. На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая.
Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия. Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали. Священномученик Никита, Переславль-Залесский Икона в каком-то смысле внеисторична.
Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил. Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени. Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры — так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы.
Вспомним иконы церковных праздников, например Пятидесятницы. Там изображается схождение Духа Святаго на апостолов, и всегда среди сонма апостолов — святые Павел, Марк и Лука. При этом известно, что их, по крайней мере апостола Павла, не было в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и схождения Духа Святаго на апостолов. Апостол Павел вообще тогда не был еще христианином.
Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» народов Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно. Христос, например, крайне редко держал в руках свиток — только в синагогах, когда разворачивался свиток Священного Писания и Он читал вслух см.
Однако нередко Христос изображается на иконах с кодексом — книгой — притом что книг в те времена вообще не было. Но дело не в исторической точности, икона отображает духовную реальность в доступных для нашего восприятия образах. Как писать образы монахов? Сейчас при изображении иеромонахов, игуменов, архимандритов чаще всего пишут их в полном богослужебном облачении, подчеркивая сан.
В древней традиции наоборот: монах — неважно, в сане он или нет, — всегда изображался в монашеских одеждах. Он прежде всего — монах. Так писали, как уже было указано ранее, даже некоторых епископов, не говоря уже об иеродиаконах и иеромонахах. Хотя есть отдельные примеры-исключения, когда священников-монахов изображали в богослужебном облачении, как преподобных Феодора Студита, Маркиана.
Однако традиционной норме больше соответствует изображение пресвитеров-монахов в монашеских одеждах. Собор святых Московской Духовной Академии В отношении изображения святых монахов возникает еще такой вопрос: сейчас монашество разделено на степени иночествующие, мантийные монахи малая схима , великосхимники — как это отображать при письме? Причем среди преподобномучеников XX века есть даже послушники. Как это учитывать при написании иконы?
Есть разные подходы. Один подход: изображать святого именно в тех одеждах, которые он носил при земной своей жизни. Например, мы знаем, что святой был пострижен в малую схиму, значит в мантии его и пишут. А если он был великосхимник — пишут схиму.
На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет. Священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский Память 13 августа 31 июля ст. В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием Шеиным 52 года , мучеником Иоанном Ковшаровым адвокатом, 44 года и мучеником Юрием Новицким профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне.
Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц. На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет. Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей Память 5 сентября 23 августа ст. Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом!
С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых до 80-ти человек были ограблены. На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года. Мученик Феодор Иванов , мирянин Память 11 сентября 29 августа ст.
Болящий Феодор, с 16 лет страдавший параличом ног, при жизни почитался как подвижник верующими Тобольской епархии. Арестован НКВД в 1937 году как «фанатик-религиозник» за «подготовку к вооруженному восстанию против советской власти». В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил.
Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе. На момент расстрела — 41 год. Преподобномученик Лев Егоров , архимандрит Память 20 сентября 7 сентября ст. Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге.
В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» то есть за беседы о вере и политике среди заключенных. На момент расстрела — 48 лет. Мученица Татиана Гримблит , мирянка Память 23 сентября 10 сентября ст. В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным.
Носила передачи, отправляла посылки. Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан. Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г.
Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных». Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922—23 году содержался под арестом.
Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности. Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года смерть Патриарха Тихона и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году.
С конца 1925 года находился в заключении. Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора. Болел цингой и астмой.
На следующий день после расстрела императорской семьи они были сброшены в заброшенную шахту. Бутовский полигон К югу от Москвы, недалеко от населенного пункта Бутово давшего ныне названия двум районам нашего города разместился секретный полигон, на котором в особо больших масштабах расстреливались священники и миряне. Всего известны имена 20 765 человек, расстрелянных здесь в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. В наше время на Бутовском полигоне открыт мемориальный комплекс. Бутовский полигон Всего известны имена 20 765 человек, расстрелянных в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Другим местом массового подвига Новомучеников и Исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в место заключения. Мендурский полигон под Йошкар-Олой, Левашовский полигон под Петербургом, Мочальный остров Нижнего Новгорода — пожалуй, у каждого города и веси найдется подобное место...
Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас! Дни памяти Новомучеников и Исповедников Российских: 25 января 7 февраля или ближайшее воскресенье — собор Новомучеников и Исповедников Российских 25 марта 7 апреля, в праздник Благовещения — память св. Тихона 4 суббота по Пасхе — собор Новомучеников Бутовских 10 23 августа — собор Новомучеников Соловецких 4 17 июля — память Царственных Страстотерпцев 5 18 июля — память прмц вел. Елисаветы и ин. Варвары Память других Новомучеников и Исповедников Российских совершается почти каждый день.
Случаев, когда христиан убивали, ни о чем их не спрашивая, мы знаем немало, один из таких примеров — 45 мучеников Армянских в IV веке. Знаем также немало мучеников, которые пострадали не за исповедание Христа, а за добродетели — это святые Фомаида, Вероника, Зотик Сиропитатель и другие. Знаем мучеников, которые погибли от рук разбойников или захватчиков, как, например, священномученик Макарий Киевский, поэтому факт убийства христиан в ХХ веке без требования отречения с их стороны не выглядит чем-то особенным. Но при этом мы знаем и множество примеров из новейшей истории, когда от христиан прямо требовали отречения от веры. Священник с амвона или через газету мог объявить своим прихожанам, что перестал верить в Бога, что обманывал людей, а взамен сохранить себе жизнь, а иногда и получить хорошую должность. А сколько было опосредованного мученичества за Христа, когда священник отказывался сотрудничать с НКВД, писать доносы на других! То же самое можно сказать и о мирянах. Наверное, проще было выжить, никак не участвуя в церковной жизни. Но очень часто христиане не могли отказаться от своих принципов и страдали от того, что собирали деньги для помощи ссыльным священникам или выступали против закрытия храмов. Можно ли считать смерть за защиту храма или за отказ стать осведомителем мученичеством за Христа? Безусловно, можно. Иудеи, конечно же, искали возможности убить Его за то, что он называл Себя Богом и проповедовал не то, чего они ждали. Но формально Господа казнили за то, что он Царь Иудейский, то есть мятежник, враг Рима и государства. История Церкви знает массу примеров, когда мученик погибал по политическим причинам. Этот вопрос, например, обсуждался в Русской Зарубежной Церкви, когда она готовилась к прославлению Царской семьи. Тогда тоже были разговоры, что Царскую семью убили по политическим мотивам. Сторонники канонизации обращали внимание на то, что пророк Иоанн Предтеча в песнопениях именуется мучеником, хотя формально пострадал не за веру, а за обличение нечестивого правителя. И сколько других, любимых народом мучеников пострадало, на первый взгляд, именно по политическим причинам! Это святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб; святой благоверный князь Андрей Боголюбский; святой благоверный князь Игорь Черниговский; святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси; священномученик Ермоген, Патриарх Московский. Перечислять имена можно долго. И препятствием к почитанию политические обстоятельства их смерти не являются. Могли бы Вы рассказать какие-нибудь поразившие Вас эпизоды страданий из жизни новомучеников? Вспомним, например, преподобномученицу Маргариту Гунаропуло , настоятельницу монастыря в Мензелинске. Когда в 1918 году в город вошли красные, она хотела уехать и уже была на пристани, но неожиданно вернулась и приняла смерть. Монахини рассказывали, почему она вернулась — на пристани игуменье явился святитель Николай, сказавший: «Зачем бежишь от своего венца? Но мы видим, что и в ХХ веке такое возможно. А сколько было случаев, когда священника долго не могли расстрелять, пули не причиняли вреда, сколько имеется случаев нетления мощей новомучеников, их посмертной помощи. Не оставляют равнодушными и факты издевательств над людьми. Мы знаем о страшных «конвейерах», когда следователи чередовались, а человеку не давали спать сутками, порой неделями. Неминуемые галлюцинации после таких допросов описал в своих воспоминаниях святитель Лука Войно-Ясенецкий. Или случай со святым Леонтием Стасевичем Михайловским , которого на Пасху лагерная охрана опускала в яму с нечистотами, требуя отречения. Опускали и поднимали, каждый раз спрашивая, отрекается ли он от Христа, на что исповедник каждый раз отвечал: «Христос Воскресе! Некоторые из них даже не знают, что их предки репрессированы и кто-то даже причислен к лику святых. Мы сейчас являемся Иванами, не помнящими своего родства. Можно ли сказать, что именно богоборческий период повлиял на забвение своих корней? Все, что было до 1917 года, отвергалось, смысл нашей многовековой истории свелся к подготовке Октябрьской революции. Старое разрушалось, массово уничтожались храмы, памятники, разорялись дворянские усадьбы. С другой стороны, был и социальный геноцид, когда «классово чуждые» не могли рассчитывать ни на карьеру, ни на безопасность, когда государство стало для человека не защитником, а главной опасностью. В итоге многие потомки дворян, священников, «раскулаченных» либо отказывались от своих родителей, либо, в лучшем случае, молчали о своих корнях, скрывая их даже от своих детей и внуков. Как правило, современный человек не знает своих предков. Я, например, знаю предков лишь по линии одной из своих бабушек, благодаря ее помяннику. Удалось когда-то узнать, кем были записанные в нем. А с другими линиями такого нет. Кто-то скрывал происхождение, кто-то просто не интересовался. Но страшнее даже не забвение, а оправдание убийц наших отцов и дедов. Мне как-то довелось познакомиться с интересным расследованием журналиста Александра Нежного о петроградских мучениках, которых расстреляли по делу о церковных ценностях. Автор разыскал потомков одного из страдальцев — Юрия Новицкого. Они помнят его, но оправдывают убийц словами «такое было время», если бы не он пострадал, то пострадал бы кто-то другой. Внешнее величие, по мнению некоторых, оправдывает любое беззаконие. Пусть это величие даже было безбожным.
Предыдущие выпуски
- Первые новомученики
- «Святые сродники наши»: новомученики и исповедники Церкви Русской
- Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
- Форма поиска
- Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году
5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х... Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу - ошибка[29].
Иногда «забойщики» выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. По информации Головковой, фальсификацией следственных дел, или на языке чекистов «липачеством», занимались все райотделы управления НКВД, в том числе Москвы и Московской области. Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50-60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[30]. Но это редчайшие случаи.
А в основном мы абсолютно не можем отличить - где правда, а где нет. Конечно, какие-то дела могут быть сфальсифицированы больше, какие-то меньше. Но и этого мы доподлинно никогда не узнаем. Поэтому мне кажется просто безумием верить этим делам. Мы тем самым как бы продолжаем следовать логике гонителей.
Речь ведь не о том, что людей мучили, и они выдерживали пытки. Речь идет о прямом обмане. Следственные дела тех лет - от первых слов до последних - появлялись на свет лишь для того, чтобы оболгать и опорочить ни в чем не повинных людей»[31]. Как отмечал протоиерей Владислав Цыпин «Процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова. Кроме Анны Кашинской, которую исключили из святцев, а потом снова прославили, таких примеров нет.
Подобные случаи бывали в Синодальный период, но и там речь шла не о деканонизации, то есть не о решении, является тот или иной человек святым или нет, а о том, чтобы прекратить почитание некоторых местночтимых святых. Синод принимал решение прекратить почитание святого, предать земле мощи, дальше их вынимали из раки и погребали в земле. Если говорить о мощах тех святых, имена которых не включили в календарь - они останутся мощами, никуда не денутся. Можно ли будет служить перед ними молебны - это зависит от решения священноначалия»[32]. Как заявил на круглом столе «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» вопроса деканонизации касавшегося лишь косвенно С.
Чапнин: «Мы сейчас говорим достаточно узким кругом и имеем право знать: а что вызвало сомнения? Кто над этим работает? Какое дано поручение, чтобы эти сомнения прояснить? Какие сомнения? Прошел уже целый год, и мы видим, что, кроме общих слов утешения и максимально округлых формулировок, ничего не дождались мы.
Мне кажется, что в церковных сообществах мы имеем возможность и должны ее иметь получить на эти недоумения вразумительный ответ. Одна из задач конференции - содействовать механизмам такого оповещения. Мы не претендуем на то, чтобы подменить работу комиссии по канонизации, Священного Синода и Архиерейского собора. Мы ожидаем информирования. Мне не кажется, что вопросы и сомнения - это тайна церковного сообщества.
Авторитет Церкви заключается в том, чтобы об этом говорить»[33]. Интересно, что архиепископ Берлинский Марк на данном круглом столе вообще высказал сомнение в том, что документы необходимы для прославления: «Очень спорный вопрос, могут ли документы быть определяющими при прославлении святых. Такого в истории не было. Я допускаю, что они могут быть допущены как второстепенные или третьестепенные свидетельства, подтверждающие решение. Но не как основные»[34].
Священномученик Александр Минервин, 17 февраля 4. Священномученик Алексей Никитский, 28 февраля 5. Мученица Варвара Лосева, 7 марта 6.
Священномученик Пётр Любимов, 14 марта 7. Мученик Владимир Ушков, 21 марта 8. Преподобномученица Евдокия Андрианова, 20 апреля 9.
Священномученик Иоанн Васильев, 17 мая 10. Священномученик Николай Скворцов, 28 сентября 11. Священномученик Сергий Лосев, 29 сентября 12.
Священномученик Андрей Воскресенский, 31 октября 13. Священномученик Николай Архангельский, 5 ноября 14. Священномученик Леонид Муравьев, 11 ноября 15.
Священномученик Александр Зверев, 16 ноября 16. Священномученик Петр Орленков, 16 ноября 17. Священномученик Сергей Кедров, 16 ноября 18.
Священномученик Николай Зеленов, 3 декабря 19. Священномученик Илия Зачатейский, 9 декабря Новомученики Егорьевские список составлен по современной карте приходов Егорьевского городского округа Память собора Егорьевских новомучеников — 7 марта 1. Священномученик Димитрий Кедроливанский, 17 февраля 3.
Священномученик Андрей Ясенев, 7 марта 4. Священномученик Александр Виноградов, 10 марта 5. Священномученик Сергий Кротков, 1 июля 6.
Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 7. Священномученик Илья Бажанов, 16 сентября 8. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 9.
Преподобномученик Мина Шелаев, 4 ноября 10. Преподобномученица Евгения Лысова, 17 ноября 11. Священномученик Александр Сахаров, 3 декабря 12.
Священномученик Назарий Грибков, 9 декабря 13. Преподобномученица Тамара Проворкина, 15 декабря 14. Священномученик Петр Озерецковский, 21 октября 2.
Мученица Ольга Евдокимова, 10 февраля 3. Священномученик Григорий Сербаринов, 8 января; 2. Священномученик Павел Никольский, 22 января; 3.
Священномученик Петр Успенский, 23 января; 4. Священномученик Павел Косминков, 2 марта 5. Священномученик Михаил Букринский, 14 марта 6.
Священномученик Василий Колосов, 22 мая 7. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 8. Священномученик Иоанн Лебедев, 9 сентября 9.
Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть. Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения. Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них.
Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор.
Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей.
Максим Попов , иером. Николай Околович , прот. Иоанн Поммер , архиеп. Михаил Новицкий , прот. Димитрий Игнатенко , прот. Ираклий Мотях , схим. Онисим Пылаев , еп. Феодосий Ганицкий , еп. Иаков Маскаев , архиеп. Сергий Стрельников , прот. Василий Эрекаев , иером. Димитрий Павский , прот. Платон Колегов , иером. Михаил Жук , иером. Александр Хотовицкий , протопр. Алексий Воробьев , прот. Афанасий Егоров , игум. Елисей Штольдер , диак. Иоанн Воронец , прот. Михаил Плышевский , прот. Леонид Бирюкович , прот. Серафим Звездинский , еп. Елевферий Печенников , схиархим. Владимир Смирнов , прот. Николай Толгский , прот. Ева Павлова , игум. Димитрий Остроумов , прот. Феодор Каллистов , прот. Алексий Орлов , архиеп. Иоанн Троянский , еп. Феодор Смирнов , еп. Иерофей Глазков , иером. Иларион Цуриков , иером. Иоанн Лаба , иером. Иосиф Медведь , прот. Иоанн Лебедев , прот. Иоанн Смирнов , прот. Мефодий Иванов , игум. Мирон Ржепик , прот. Герман Ряшенцев , еп. Дамаскин Цедрик , еп. Евфимий Горячев , прот. Илия Бажанов , прот. Григорий Лебедев , еп. Сергий Дружинин , еп. Стефан Кусков , иером. Михаил Богородский , прот. Константин Богословский , прот. Евгений Выжва , игум. Евгений Зернов , митр. Лев Егоров , архим. Николай Ащепьев , игум. Пахомий Ионов , иером. Алексий Успенский , прот. Димитрий Троицкий , диак. Захария Лобов , архиеп. Василий Максимов , прот. Гавриил Яцик , архим. Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот. Николай Житов , прот. Феодор Лебедев , прот. Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот. Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот. Амфилохий Скворцов , еп. Иоанн Васильев , прот. Феоктист Смельницкий , прот. Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот. Димитрий Розанов , прот. Петр Полянский , митр. Иларион Громов , иером. Александр Орлов , прот.
«Святые примеры всегда зовут к подражанию» (память о новомучениках в Валаамском монастыре)
Это те, кто и в мучениях свидетельствовал о Христе, исповедовал веру даже до смерти, ставя веру выше жизни. Они прославлены у Отца Небесного, они предстоят Престолу Божию и молятся о нас». Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать. Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде, И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня... Анна Ахматова "На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви приняты рекомендации, которые нужно исполнять каждому приходу — это установка памятных табличек, а лучше крестов, потому что во многих храмах есть новомученики, которые пострадали в годы репрессий.
Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст. После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг. Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст.
Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом.
За сопротивление обновленчеству в 1925—27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей по признанию следователя, «за популярность». В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия Страгородского , возглавил Казахстанскую епархию. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов , протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст.
Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.
На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки. В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет. Священномученик Евграф Еварестов , протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. Настоятель Воскресенского кафедрального собора в г. Уфе, известный миссионер, церковный историк и общественный деятель, он был обвинен в «агитации в пользу Колчака» и расстрелян чекистами в 1919 году. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст. Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.
В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст. Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. В концлагере на Соловках он провел в общей сложности два трехлетних срока 1923—26 и 1926—29. В 1929 году во время очередного следования по этапу он заболел тифом и скончался.
Пётр Лебедев , прот.
Александр Щукин , архиеп. Андрей Воскресенский , прот. Николай Соколов , прот. Сергий Покровский , прот. Герман Коккель , еп. Иоанн Родионов , прот. Михаил Исаев , диак. Петр Кравец , диак.
Дамиан Воскресенский , архиеп. Павлин Крошечкин , архиеп. Аркадий Ершов , еп. Неофит Осипов , архим. Софроний Несмеянов , иером. Серафим Самойлович , архиеп. Герман Полянский , архим. Мина Шелаев , архим.
Григорий Воробьев , иером. Александр Андреев , прот. Николай Богословский , прот. Николай Агафонников , прот. Николай Архангельский , прот. Евгений Ивашко , прот. Анатолий Ботвинников , иером. Василий Архангельский , прот.
Всеволод Смирнов , прот. Евфросин Антонов , иером. Петр Воскобойников , прот. Александр Шалай , прот. Александр Зверев , прот. Александр Парусников , прот. Викентий Смирнов , прот. Владимир Писарев , прот.
Павел Андреев , прот. Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот. Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр.
Сергий Зверев , архиеп. Михаил Гусев , прот. Николай Романовский , прот. Парфений Брянских , еп. Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот. Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак.
Нестор Панин , прот. Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот. Августин Беляев , архиеп. Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим. Серафим Гущин , иером. Иоанн Сперанский , прот.
Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот. Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот. Алексий Никологорский , прот. Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот.
Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот. Сергий Руфицкий , прот. Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум.
Александр Серебров , прот. Вениамин Зыков , архидиак. Геннадий Ребеза , архим.
В какой-то момент его арестовали и поместили в Бутырку, где он сидел в одной камере с отцом Валентином Свенцицким, известным автором «Диалогов» и «Монастыря в миру».
И вот Сергей Иосифович вспоминает, как отец Валентин в простенке между окнами в камере литургию служил. Это какие-то совершенно первохристианские истории, которые при этом происходили всего лишь 100 лет назад. Фудель выжил, отец Валентин скончался в ссылке в Сибири. И это лишь одна история, через Бутырскую тюрьму прошло множество мучеников.
Спустя какое-то время после этого случая я снова оказался в том же дворе — уже на съемках выпусков. Оказываясь в подобных местах, ты прикасаешься к мученичеству, к людям, которые в этих камерах, в стенах, которые ты видишь сейчас перед собой, страдали, жили, молились. Расскажите об этом проекте. Сейчас мы работаем над вторым сезоном.
Почти все наши действующие лица перемещаются в тюрьмы, лагеря, ссылки. Пока ты находишься в Москве и других крупных городах, это осознать достаточно сложно. Ты просто понимаешь, что их высылали куда-то далеко. Для того чтобы дать людям прикоснуться к этому опыту, осознать его, мы едем в экспедиции.
Два раза мы уже собирали деньги на Планете. Был такой важный этап, не побоюсь этих слов, в жизни Русской Церкви — строительство Беломорканала. Событие совершенно экономическое, но каково количество задействованных в нем людей и страданий, которые они при этом претерпели… выкопали Беломорканал, построили вокруг него заводы. А кто за этой стройкой стоит?
Те самые мученики. Не только они, конечно, кроме них была куча народа, в общем-то ничего плохого не сделавшего. Этих людей отправили туда, где они никогда не хотели бы быть. И мы надеемся, что нам удастся это дело завершить.
Но сделать все, что задумали, мы можем только в том случае, если соберем достаточное количество денег на Планете. Пока у нас не очень хорошо получается, но мы не теряем надежду, что количество людей, которым небезразлична тема новомучеников, немало. Здесь есть еще одна большая задача, которую я вижу. Каждая такая экспедиция вызывает определенные изменения внутри участников съемок.
Хочется, чтобы студенты, в том числе будущие священники, произнося слова новомучеников, перешли от восприятия их как благочестивого рассказа к тому, что имеет непосредственное отношение к их собственной жизни. Сейчас, наблюдая за съемками, я понимаю, что ровно так это и происходит. Человек читает в первый раз в том же режиме, как он читает житие. Благочестивое, душеполезное чтение.
Читает во второй раз и уже начинает проникаться. В третий раз читает уже сквозь слезы. Ради этого уже стоит тратить время, деньги, силы.
Настоящие герои ХХ века: новомученики и исповедники российские
Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство. Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия. Религиозное почитание Новомучеников Российских так и не сделалось народным, имея ввиду народ церковный. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно.