Дата основания Университета — одна из самых дискуссионных тем в исторической науке. В День российской науки Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук. Санкт-Петербургский государственный университет является вторым лучшим многопрофильным университетом в России после МГУ.
Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки
Санкт-Петербургский государственный университет — один из старейших университетов России, один из крупнейших и ведущих классических университетов. Учёный совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) принял решение расформировать Институт истории с 1 июля 2023 года. Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие. Тегиспбгу кто основал, сокращение санкт петербургского государственного университета, государственный петербургский университет, как выглядит диплом спбгу, футбольная команда спбгу. В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет.
Читать также
- Санкт-Петербургский университет
- О дате основания Петербургского университета
- Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова
- "ЭВМHISTORY": Санкт-Петербургский государственный университет
СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?
Почему сломался первый в России социальный лифт? Начало и конец старейшего светского вуза России | СПБГУ был и остается классическим университетом, который объединяет традиции с инновациями. |
Наступивший 2024 год объявлен годом Санкт-Петербургского университета | Санкт-Петербургскому государственному университету исполнится 300 лет. photo. |
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда | Он напомнил, что СПбГУ является старейшим в стране университетом: в 2024 году ему исполнится 300 лет. |
В 2024 году Санкт-Петербургский государственный университет отметит 300-летие
Научный Корреспондент,. Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» «Атрибуция» 4.
Свою историю? Свои традиции? Свои обстоятельства?
Свои… Когда несколько факультетов Университета перебрались за Петергоф, конечно, некоторая часть студентов и преподавателей перестала быть его частью. Но в основном туда все равно ездили. Да, с огромным трудом, да, вставая немыслимо рано. Но ездили. Потому что было, ради чего.
Был Университет, не только как образовательная организация, но как идея и как общность. Ему было за что умирать у Черной речки». И работать-писать умели и умирали на рабочем месте, работая до последнего. Я не знаю, есть ли за что повторять этот подвиг нынешним студентам и преподавателям. Конечно, если СПбГУ переедет и начнет свою историю заново, там кто-то будет работать и учиться, университет как организация существовать не перестанет.
И со временем обрастет своими историями, героями и мучениками. Своими призраками. Для меня призрак Университета — профессор А. Заварзин, один из последних Старых Профессоров; уже смертельно больной, он умер, дочитав свой последний, специально написанный, подводящий черту спецкурс; уходящий вдаль по Большому коридору Главного здания, туда, где 133 — 133… «…Факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. За примерами ходить недалеко.
После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы.
Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А.
Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г. Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г.
СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г. В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню 91-е место лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук. В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук. Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой. Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга. Она была человеком высокой культуры, большого обаяния и твердой административной силы.
А всего сегодня в Санкт-Петербургском университете работают или сотрудничают с ним на постоянной основе 21 действительный член Российской академии наук и 29 членов-корреспондентов РАН. В 2019 г. В этом же году он был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области общественных наук имени В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Я уверен, что юбилею Университета будет также уделено огромное внимание. Попробуйте сервис подбора литературы. Хочется пожелать Санкт-Петербургскому государственному университету встретить свое 300-летие новыми значительными достижениями в научной сфере и в подготовке лучших специалистов для нашего города, для всей России и мира. Литература Вернадский, В. Публицистические статьи. Костина, Т.
II: История. История Русской Православной Церкви, 1 68 , с. Ломоносов, М. Львович-Кострица, А. Его жизнь и деятельность. Окрепилов, В. Осипов, Ю. Смагина, Г. Чернова, М. Статья поступила в редакцию: 04.
It is quite natural, therefore, that there is an interest in the origins of the origin of science and education in Russia. The article examines on a factual basis the history of the creation of the St Petersburg Academy of Sciences and Arts, established on the initiative of Peter I. Thus, the simultaneous beginning of the activities of the current Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University was laid, having one common date of foundation — January 28 February 8 , 1724. The article examines the first years of the Academy and the University through the special contribution to their development of a number of outstanding scientists, first of all, M. The main economic ideas of M. Lomonosov, who anticipated the modern policy of state protectionism in his proposals. The data on the beginning of the systematic teaching of economic disciplines after the restoration of the activities of St Petersburg University in 1819 are given. Shown are examples of close cooperation between the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University in the modern period, when preparations began for the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences and St Petersburg State University. Keywords: science, education, development, economics, university, metrology. References Chernova, M.
In Russian Kostina, T. Tikhons University Review. Series II: History.
Срок обучения был установлен трехгодичным. Первые студенты Петербургского университета были в основном из незнатных семей, поэтому верхи столичного общества не считали его престижным и стремились отдать своих чад в сословные учебные заведения — в благородные пансионы и в высшее училище, не говоря уж о Царскосельском лицее. Но и в структуру университета входил Благородный пансион, переведенный из того же Педагогического института. Курс обучения в нем был идентичен лицейскому курсу, одним из первых его выпускников был Михаил Глинка. Университет управлялся директором по административно-хозяйственным вопросам и конференцией профессоров во главе с ректором. Бурное развитие Петербургского университета началось в середине XIX века.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
Чебышёва, руководитель Станислав Константинович Смирнов , лауреат Филдсовской премии , профессор Женевского университета Швейцария Центр геномной биоинформатики имени Ф. Уральцева, руководитель Алексей Витальевич Кавокин, заведующий кафедрой нанофизики и фотоники Саутгемптонского университета Великобритания Лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений, руководитель Руслан Зуфарович Валиев , директор Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета Россия Лаборатория «Фотоактивные нанокомпозитные материалы», руководитель Детлеф Банеманн, профессор Университета Вильгельма Лейбница Германия Лаборатория междисциплинарных исследований развития, руководитель Елена Леонидовна Григоренко, профессор университета Хьюстона США. Заблудовича крупнейшей больницы Израиля — медицинского центра Шева при Университете Тель-Авива, президент Международного конгресса по аутоиммунитету Израиль Лаборатория поведенческой нейродинамики, руководитель Юрий Юрьевич Штыров, доктор философии, старший научный сотрудник в кембриджском Институте исследований познания и мозга, руководитель лабораторий магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете Россия, Великобритания, Дания Диссертационные советы С 1 сентября 2016 года Санкт-Петербургскому университету возвращено историческое право проводить защиты диссертаций на соискание ученых степеней по собственным правилам [48]. Практика присуждения собственных ученых степеней существовала в СПбГУ вплоть до 1917 года. Система собственных защит СПбГУ создана с целью повышения качества этих защит и качества выпускаемых диссертаций.
Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Интернет-издание "Научный корреспондент".
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей.
В курсе В курсе Рубрика «В курсе» — это место, которое введет вас в курс дела касательно последних главных событий, происходящих в Санкт-Петербурге, России, да и во всем мире. Здесь вы найдете самые важные и актуальные новости, которые будут освещаться в полном объеме. В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества.
Эскиз марки создала выпускница университета Римма Шувалова. Ее рисунок выбрали из 300 работ со всей России. Тираж марок ограничен, но большая его часть останется в коллекции Санкт-Петербургского госуниверситета. Елена Чернова, первый проректор СПбГУ: «Уникален университет, уникальны люди, которые здесь работают практически живут свою жизнь , уникальны студенты.
Николай Кропачев: «Каждый шестой житель Петербурга связан с СПбГУ»
Новый устав СПбГУ, воплотивший положения закона об особом статусе университета, был утвержден правительством России 31 декабря 2010 г. Согласно уставу назначаемый ректор получил решающие полномочия в принятии решений о создании реорганизации, упразднении структурных подразделений СПбГУ факультетов, кафедр и утверждении в должности их руководителей. Университетские уставы БСЭ. Статистика В Санкт-Петербургском университете более 30 тысяч студентов, обучающихся на 24 факультетах, работают 13 тысяч сотрудников, почти 6 000 преподавателей 1500 докторов наук, почти 3 000 кандидатов наук, более 40 академиков государственных академий представителей 304 кафедр. В 2011 году 2887 абитуриентов были представлены к зачислению с 1 сентября на бюджетные места основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Ещё 1554 начали учебный год в СПбГУ в качестве студентов-магистрантов. Более половины из поступивших — иногородние. Прием осуществлялся на 51 направление подготовки бакалавров 88 образовательных программ , 9 — специалистов 11 программ и 38 — магистров 104 образовательные программы.
Абитуриентами основных образовательных программ СПбГУ в 2011 году было подано 38997 заявлений: из них 29881 заявлений — на бюджетные места и 4206 — на места с оплатой стоимости обучения на основные образовательные программы магистратуры абитуриенты подали 6934 заявления, из которых 5735 — на бюджетные места.
Вуз в свое время окончил президент РФ Владимир Путин. Губернатор Северной столицы также рассказал о праздничных украшениях города в связи с 300-летием СПбГУ. Так, общественный транспорт Петербурга получит соответствующее оформление, а Дворцовый мост украсят флаги университета. На туристических картах появятся объекты СПбГУ.
Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г. Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г.
Жданова; январь 1989 г.
Заблудовича крупнейшей больницы Израиля — медицинского центра Шева при Университете Тель-Авива, президент Международного конгресса по аутоиммунитету Израиль Лаборатория поведенческой нейродинамики, руководитель Юрий Юрьевич Штыров, доктор философии, старший научный сотрудник в кембриджском Институте исследований познания и мозга, руководитель лабораторий магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете Россия, Великобритания, Дания Диссертационные советы С 1 сентября 2016 года Санкт-Петербургскому университету возвращено историческое право проводить защиты диссертаций на соискание ученых степеней по собственным правилам [48]. Практика присуждения собственных ученых степеней существовала в СПбГУ вплоть до 1917 года. Система собственных защит СПбГУ создана с целью повышения качества этих защит и качества выпускаемых диссертаций. Требования к диссертациям существенно выше, чем требования ВАК, — в том числе требования к количеству публикаций и их индексации в наукометрических базах данных по теме диссертаций, представляемых к защите на соискание учёных степеней. Особенности системы собственных защит диссертаций в СПбГУ Индивидуальный подход к соискателю: для каждой защиты диссертации создается отдельный диссертационный совет, включающий специалистов по теме конкретной диссертации из российских и зарубежных центров образования и науки.
Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность
В День российской науки Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. В Хогвартсе это вечно ревущая в туалете Плакса Миртл, а в СПбГУ появляющийся из книжных полок в библиотеке студент.
Николай Кропачев: «Каждый шестой житель Петербурга связан с СПбГУ»
Я не буду задавать вопрос «зачем? Но не могу и не испытывать тревогу. С кем из давно работающих в СПбГУ сотрудников ни поговоришь, все единодушны: «в университете — нехорошо». Преподаватели и студенты даже выходят на митинги, как в 2016 году на Марсовом поле, под лозунгом «в защиту университетских традиций».
Я говорю лишь о складывающемся впечатлении в потенциально гордящемся своим университетом городе, в котором многие являются выпускниками Университета и с радостью ловят любую хорошую, позитивную новость про родной вуз. Если она есть. СПбГУ начинает терять позиции среди выпускников школ.
По его наблюдениям, выпускники и сейчас менее охотно идут в СПбГУ. Те, кто хочет заниматься историей и филологией, поступают в Высшую школу экономики или уезжают в Москву. Есть те, кто поступает в Баумановское.
То есть лучшие выпускники одной из лучших петербургских гимназий предпочитают с СПбГУ не связываться. Статистику подтверждает и директор гимназии. Этим летом мы поздравляли родителей мальчика, поступившего в МГУ.
Из Санкт-Петербурга. А ведь 30 и даже 20 лет назад это казалось немыслимым. Чтобы пойти учиться в московский университет должны были или случиться экстраординарные жизненные обстоятельства, или специальность должна была быть ну уж очень редкой, которой у нас просто не было.
А иначе зачем, если в городе есть свой Университет. А сейчас… да, расходятся по другим вузам, уезжают в Москву. Хотя… да, наши реформаторы добились-таки стремления молодежи к международному уровню образования: все чаще выпускники мечтают уехать учиться в Китай.
Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета 20. Сам Санкт-Петербургский государственный университет официально считает своим Днем Рождения — 8 февраля 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Академии наук и Академического Университета. Этой же точки зрения придерживаются многие петербургские историки. Однако существует еще одна дата, которую можно считать днем учреждения одного из старейших университетов нашей страны.
Современный СПбГУ также называют преемником Санкт-Петербургского университета, который был основан в 1819 году после реорганизации Главного педагогического института. Сам же Педагогический институт был образован из Учительской семинарии, основанной еще в 1786 году. Согласно этой версии, день основания Санкт-Петербургского государственного университета — 20 февраля 8 февраля по юлианскому календарю. Этим числом был датирован доклад министра духовных дел и народного просвещения князя А.
Голицына «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге». Во время доклада был представлен проект «Первоначальное образование С. Конечно, дело не обошлось без личного указа императора Александра I, который настоял на том, чтобы Педагогический институт переименовали в Университет, как ему и должно было называться, ведь программа учебного заведения была объёмной и глубокой. Первое время университет продолжал жить по уставу Главного педагогического института, однако в январе 1824 года был взять за основу Устав Московского университета, а самому учреждению присвоили звание Императорского.
Еще во времена Педагогического института в учебном заведении сформировалась сильная база преподавателей. В период с 1758—1765 ректором Академического университета был М. Лекции по политической экономии читали М. Балугьянский, А.
Куницын, М.
За всю историю своего существования учебное заведение меняло свое официальное название 15 раз. В 1918 год он был переименован в Первый Петроградский, а уже в 1921 году в Петроградский государственный университет. А 10 ноября 2009 учебному заведению был присвоен статус «Уникального научно-образовательного комплекса».
Традиции Для первокурсников, по традициям, регулярно организуют экскурсии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Вуз сотрудничает с Александринским театром, поэтому студенты — постоянные зрители его спектаклей. Летом, часть обучающихся ребят может отправиться в лагерь в Туапсе за счет университета. Кроме того, налажен международный обмен студентами.
Есть спортивные команды, разные клубы по интересам например, танцы в ПУНКе, студенческий городок в Петергофе , на постоянной основе проводят соревнования, конкурсы, международные олимпиады. С недавних пор действует Ассоциация выпускников университета.
Мы отдаём должное нашим великим учёным, чей труд и великий талант на протяжении веков способствовал процветанию нашей огромной страны, укреплению её позиций в мире, развитию научных технологических направлений, в которых мы были и, надеюсь, останемся лидерами. Нужно сделать все, чтобы достойно отметить юбилей прославленного университета. Дать ему новый импульс развития, как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры» Дмитрий Медведев Также отметил Александр Беглов, город на Неве уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий. Так в день 300-летия основания вуза, 8 февраля 2024 года - на Ростральных колоннах будут зажжены факелы.
А на Дворцовом мосту появятся флаги университета, а общественный транспорт - его символика.
СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда
Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) является преемником Академического университета — первого высшего учебного заведения в Российской империи. С особым трепетом праздничную дату отмечают в Санкт-Петербургском государственном университете. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. Санкт-Петербургский государственный университет основан указом императора Петра Великого в 1724 году.
Разделы статьи
- Истфак СПбГУ будет упразднён после скандала с доцентом-русофобом
- СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился? - Год Литературы
- Время первого
- СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?
- СПбГУ скорее мертв, чем жив и без переезда
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
Тегиспбгу кто основал, сокращение санкт петербургского государственного университета, государственный петербургский университет, как выглядит диплом спбгу, футбольная команда спбгу. СПбГУ был основан по указу императора Петра I, и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 300-летие. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших научно-образовательных центров России, находящийся в Санкт-Петербурге.
Основание СПбГУ
- СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?
- Читайте далее:
- Санкт-Петербургский государственный университет — ALLPETRISCHULE
- О дате основания Петербургского университета
2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба
Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени.
А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром.
В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г.
Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов. Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О.
Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел.
В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала.
Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А. В начале 1890-ых гг.
Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг. В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов.
После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании.
Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории.
Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П.
Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг.
В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г.
На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А.
Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А.
Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры.
Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М.
Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин.
На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К.
Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г.
Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г.
В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые.
При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности.
Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков.
События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С.
Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.
Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку.
В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г.
Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод.
Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами.
Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян.
Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г.
Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка.
С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации.
Здесь учатся более 20 тысяч студентов из десятков стран мира, работают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, создано более 55 научных лабораторий, существует не менее 500 образовательных программ, а в фондах Научной библиотеки хранится 7 миллионов книг и рукописей. В честь юбилея старейшего университета в России городской транспорт получит специальное оформление. На туристических картах отметят здания и другие места, связанные с СПбГУ. Дворцовый мост украсят флагами университета. В день основания вуза, 8 февраля, на Ростральных колоннах зажгут факелы.
Плисов; по статистике и географии К. Герман и К. Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. С 1804 г. Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в. Трезини, - а в 1830 г. Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г. В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы.
Для придания полноты "имени" университета, по мнению Ломоносова, была необходима его торжественная инаугурация и объявление прав и привилегий для профессоров и студентов. Идеи Ломоносова об открытии в России университета по европейскому образцу воплотились в утвержденном в 1755 г. Выполнив свою роль в истории высшего образования России, Академический университет уступил место учрежденному в 1755 г. Не находит фактического подтверждения и положение о преемственности, существовавшей между Академическим и Петербургским университетом. Мысль о создании университета в северной столице утвердилась в процессе реформ образовательной системы России начала XIX века. Ряд законодательных актов, относящихся к этой реформе, указывают на необходимость именно основания, а не возобновления университета в Петербурге. Ядром для него послужила существовавшая с 1786 г. Созданная по указу Екатерины II для "удобнейшего снабдения разных народных училищ потребным числом учителей" и возобновленная в начале XIX века Учительская гимназия по своим целям и организационному устройству резко отличалась от учебных заведений при Академии Наук, что делает бессмысленной постановку вопроса о преемственности между ними.
295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету
В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших научно-образовательных центров России, находящийся в Санкт-Петербурге. Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время.